Ситуациях мирного и военного времени 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ситуациях мирного и военного времени



 

Организация планирования и подготовки персонала здравоохранения к работе в ЧС мирного и военного времени имеет своей целью выработку у него согласованных действий в составе формирований и учреждений СМК и ГОЗ. Она включает в себя подготовку к развертыванию формирований и учреждений, овладение персоналом порядка пользования табельной техникой и оснащением, методиками обследования пострадавших, раненых и больных, приемами и способами оказания им медицинской помощи и лечения на этапах медицинской эвакуации.

Планирование подготовки персонала организуется и осуществляется в режиме повседневной деятельности органами управления здравоохранением всех уровней и руководителями УЗ. При планировании анализируются профиль и предназначение формирований и учреждений СМК и ГОЗ, установленный срок их готовности, наличие и состояние оснащения, техники, учебной и материально-технической базы, уровень подготовки основного и приписного состава, знание ими своего предназначения при действиях в ЧС.

Подготовка персонала здравоохранения к работе в условиях ЧС по организации оказания своевременной и качественной медицинской помощи, направленной на сохранение жизни и восстановление здоровья пострадавших, включает ряд последовательно проводимых мероприятий:

1. Отработку планирующих документов по организации перевода здравоохранения и его учреждений на режим работы в ЧС.

2. Постановку задач УЗ по их подготовке к работе в ЧС.

3. Создание формирований и учреждений СМК и ГОЗ, оснащение их имуществом.

4. Обучение персонала созданных формирований и учреждений СМК и ГОЗ и к выполнению функциональных обязанностей в ЧС.

5. Повышение устойчивости функционирования формирований СМК и ГОЗ в условиях прогнозируемых ЧС.

6. Отработку вопросов управления работой созданных формирований и учреждений СМК и ГОЗ путем проведения практических занятий и учений.

Подготовка персонала здравоохранения к действиям в ЧС подразделяется на оперативную, методическую и специальную. Она проводится по группам:

- руководящего состава (штаб ГОЧС учреждения);

- медицинского персонала;

- прочего персонала (рабочие, служащие, водители и т.п.).

Оперативная подготовка направлена на обучение руководителей к решению задач по управлению мобилизационным развертыванием здравоохранения, к действиям их по всестороннему медицинскому обеспечению в ЧС мирного и военного времени. Целью ее является привитие руководящему составу практических навыков по управлению силами и средствами СМК и ГОЗ в условиях ЧС, обеспечение организации динамического взаимодействия с заинтересованными ведомствами, организациями и учреждениями по медицинскому, материально-техническому, транспортному и коммунально-техническому обеспечению.

Методическая подготовка направлена на повышение мастерства руководящего состава и всего персонала здравоохранения по выполнению возложенных на них функций с целью выработки единых подходов к решению задач в ЧС.

Специальная подготовка осуществляется по специальным программам и направлена на обучение медицинского персонала принципам лечебно-эвакуационного, санитарно-противоэпидемического и лекарственного обеспечения пострадавших, пораженных и больных, на овладение приемами и способами оказания им медицинской помощи в условиях ЧС мирного и военного времени..

Подготовка персонала УЗ организуется в соответствии с приказом его руководителя, в котором подводятся итоги за истекший год и ставятся задачи на текущий год.

В констатирующей, подводящей итоги, части приказа отмечаются имевшие место успешно выполненные мероприятия и их исполнители, а главное – это наличие недостатков, фактов неисполнительности и упущений, по чьей вине они произошли. Во второй, приказной, части определяются меры по устранению имевших место недостатков, задачи по подготовке УЗ и его персонала в очередном году, а также взыскания за упущения и поощрения за успешное выполнение проводимых мероприятий. В приказе указывается порядок его доведения до исполнителей и организация контроля выполнения в течение года.

К приказу, в виде приложения, отрабатывается календарный план основных мероприятий на очередной год, в котором раскрываются: содержание мероприятий, сроки и продолжительность их проведения, ответственные исполнители, кто на них привлекается (персонал, отделения, формирования), предполагаемые материальные и финансовые затраты.

В соответствии с приказом, для проведения занятий по специальной подготовке персонала УЗ создаются учебные группы из руководящего состава, врачей и средних медицинских работников, прочего персонала; назначаются руководители занятий, их заместители в каждой из групп, определяется время проведения занятий.

Специальная подготовка руководящего состава УЗ осуществляется в количестве 15 часов, для врачей и среднего медицинского персонала – 35 часов, для прочего персонала – 12 часов и подразделяется на теоретическую и практическую части. Основная цель специальной подготовки в том, чтобы обучаемые усвоили основные положения нормативных документов по СМК и ГОЗ, особенности организации оказания ЭМП пострадавшим в ЧС и приобрели практические навыки в выполнении функциональных обязанностей при работе в ЧС.

Руководящий состав изучает основополагающие документы по организации работы СМК и ГОЗ, по вопросам мобилизационной подготовки, приобретает практические навыки в оценке обстановки и управлении силами и средствами служб в условиях ЧС.

Врачебный состав совершенствует знания и навыки по медицинской сортировке, оказанию медицинской помощи, лечению пострадавших, пораженных и больных в условиях их массового поступления с учетом патологии, характерной для прогнозируемых ЧС. Особое внимание обращается на подготовку врачей нехирургического профиля к оказанию неотложной медицинской помощи при массовых травмах, ожогах, ранениях, отравлениях.

Средний медицинский персонал прививает и совершенствует практические навыки в выполнении функциональных обязанностей, предусмотренных планами перевода УЗ на режимы работы в ЧС мирного и военного времени и при поступлении массового числа пострадавших, пораженных и больных.

Младший медицинский и вспомогательный персонал УЗ обучается основным клиническим признакам неотложных состояний и практическим приемам оказания ПМП, правилам ухода за ранеными и больными, их медицинскому сопровождению при эвакуации.

В специальной подготовке персонала УЗ необходимо предусмотреть региональный компонент в изучении патологии поражений (по прогнозам ЧС и их медико-санитарных последствий), изучение объемов оказания различных видов медицинской помощи и рациональных методов лечения пострадавших, пораженных и больных в условиях их массового поступления.

Специальная подготовка ВСП, входящего в состав формирований СМК и ГОЗ, организуется с учетом предназначения этих формирований по планам их подготовки в объеме 20-ти часовой программы.

Организационные вопросы, основы планирования медицинского обеспечения в ЧС, порядок управления СМК и ГОЗ, изученные на занятиях по организационно-тактической подготовке закрепляются в ходе:

- штабных тренировок и учений;

- командно-штабных учений;

- тактико-специальных учений;

- объектовых тренировок;

- комплексных учений;

Штабная тренировка (ШТ) – начальная форма организационно-тактической подготовки руководящего состава органов управления, формирований и учреждений СМК и ГОЗ. Продолжительность ШТ, в зависимости от ее тематики, составляет 2-4 часа с периодичностью проведения раз в квартал.

В ходе ШТ отрабатываются и изучаются планирующие документы, функциональные обязанности должностных лиц штаба ГОЧС органа управления государственного или муниципального здравоохранения или УЗ, практически проигрывается порядок приведении его в готовность в ограниченные сроки с отработкой схемы оповещения и экстренного сбора должностных лиц в рабочее и нерабочее время. Проводят ШТ руководители органов управления и УЗ или их заместители.

Для проведения ШТ разрабатывается план, в котором указываются: тема, учебные цели, дата и время проведения ШТ, состав обучаемых, место занятия, вопросы и порядок их отработки.

Основными методами отработки вопросов на ШТ являются: практическая работа должностных лиц с документами, заслушивание руководителем должностных лиц по знанию обязанностей действий в ЧС, решению ими ситуационных задач и тестов, обмен мнениями по содержанию работы штаба ГОЧС органа управления или УЗ в ЧС.

Штабное учение (ШУ) – проводится с органами управления, когда их должностные лица имеют достаточную подготовку для решения ситуационных задач по обстановке. Продолжительность ШУ 4-6 часов.

К штабному учению привлекаются подчиненные органы управления, руководители структурных подразделений УЗ, задействуются средства связи, отрабатываются вопросы с учетом создаваемой, в соответствии с замыслом учения, обстановки. Цель ШУ – привить практические навыки руководящему составу и должностным лицам органа управления по оценке обстановки и отработке документов, по управлению силами и средствами служб, по выработке умений в ограниченные сроки доводить распоряжения до исполнителей, используя при этом средства связи. На ШУ проверяется реальность планирования мероприятий по организации медицинского обеспечения населения в ЧС и организации перевода органа управления УЗ на режим работы в условиях массового поступления пострадавших.

В соответствии с темой и целями учения разрабатываются замысел ШУ и план его проведения. В замысле отражается исходная обстановка, её развитие в ходе учения, ожидаемые действия обучаемых. В плане учения указываются тема, учебные цели и вопросы, состав участников, время и место его проведения, действия руководителя и обучаемых по астрономическому и оперативному времени в соответствии с обстановкой, доводимой при отработке каждого учебного вопроса. Если в ходе учения предусматриваются оперативные скачки во времени, то в плане указывается скачковая обстановка, т.е. те события, которые произошли за период оперативного времени. Основой для разработки плана проведения ШУ являются замысел и документы Плана медицинского обеспечения населения.

Основной метод проведения ШУ – заслушивание должностных лиц по оценке обстановки и выработке ими грамотных управленческих решений с подготовкой распоряжений и представлением донесений по полученным вводным. ШУ завершается разбором действий обучаемых и подведением итогов.

Командно-штабное учение (КШУ) – высшая форма организационно-тактической подготовки руководящего состава, органов управления СМК и ГОЗ. Их продолжительность до 2-3 суток. В КШУ принимают участие органы управления государственного и муниципального здравоохранения, УЗ с созданными на их базе формированиями СМК и ГОЗ (бригады, отряды), укомплектованными персоналом и оснащенными имуществом, транспортом, средствами связи, средствами защиты, приборами и аппаратами. На КШУ используются наглядные пособия (схемы, таблицы, указатели и т.п.), применяющиеся в реальной обстановке и видеотехника с демонстрационными материалами. В связи с этим, проведение КШУ, как правило, требует финансирования.

КШУ может быть успешно проведено, если:

- отработаны документы Плана медицинского обеспечения населения в ЧС (Плана действий УЗ в ЧС, Плана ГО УЗ);

- должностные лица, привлекаемые на учение, знают свои функциональные обязанности, порядок действия и взаимодействия и имеют навыки в отработке документов.

В ходе проведения КШУ обязательно хронометрирование некоторых мероприятий (экстренного сбора персонала; сроков приведения в готовность структурных подразделений УЗ и формирований СМК и ГОЗ, создаваемых ими; выдачи имущества резерва; пропускной способности приемно-сортировочного отделения при массовом поступлении пораженных и других мероприятий).

При разборе КШУ оценивается работа органов управления, учреждений и формирований СМК и ГОЗ, принимавших участие в нем.

Тактико-специальное учение (ТСУ) – наиболее эффективная форма подготовки персонала формирований СМК и ГОЗ для решения ими задач по предназначению в ЧС. На ТСУ привлекается весь персонал формирований, оснащенный техникой и имуществом в соответствии с табелем. На учение отводится до 6 часов, и оно должно проводиться ежегодно.

Основными задачами ТСУ являются:

- совершенствование навыков руководителей формирований по управлению ими в условиях ЧС;

- выработка согласованных действий персонала формирований, как для самостоятельного выполнения решаемых задач, так и во взаимодействии с другими аварийно-спасательными формированиями;

- оценка готовности формирований к действиям в очагах ЧС.

Для проверки отдельных положений проектов нормативных документов, касающихся внедрения новых форм, методов и способов действий в очагах ЧС, в соответствии с решениями вышестоящих начальников СМК и ГОЗ может быть организовано проведение опытно-исследовательского ТСУ.

Руководителем ТСУ может быть главный врач или назначенный им заместитель по мобилизационной работе и гражданской обороне, а также и сам командир формирования. Для проведения учения могут привлекаться посредники из числа наиболее опытных специалистов в этой сфере деятельности.

При подготовке ТСУ определяются тема, учебные цели и вопросы, сроки проведения, этапы, время и место учения, силы и средства для имитации, вопросы материально-технического обеспечения. В ходе учения анализируются отдаваемые распоряжения, степень и качество их выполнения, осуществляется контроль обеспечения безопасности.

Учения следует начинать с оповещения и сбора персонала формирования, вывода техники и проверки их готовности к действиям.

После вручения вводных руководителям формирований предоставляется время для уяснения полученной задачи, оценки обстановки, принятия решения и постановки задач подчиненным.

Решение руководителя формирования заслушивает и утверждает руководитель учения. Если принято недостаточно обоснованное решение, руководитель учения путем постановки дополнительных вопросов побуждает руководителя формирования глубже вникнуть в обстановку, заново оценить ее и принять более целесообразное решение. При необходимости, руководитель учения может объявить частный отбой, разобрать допущенные ошибки, уточнить решение и продолжить учение. Приостановка учения возможна и для более качественной отработки наиболее важных приемов и способов действий.

Наращивание обстановки при проведении ТСУ достигается введением новых вводных, имитирующих различные элементы ЧС (обвал, пожар, подтопление с увеличением количества условно пострадавших и т.п.). Это позволяет осуществлять маневр силами и средствами формирования с учетом изменения обстановки, принятие новых решений, изыскивать возможности проявления инициативы и находчивости.

Заканчивается учение по выполнению всех поставленных задач с последующим проведением его разбора, оценки действий руководителя формирования и всего формирования, в целом, по этапам учения.

В стационарных ЛПУ с малой коечной емкостью и амбулаторно-поликлинических учреждениях проводятся объектовые тренировки (ОТ), а в больницах с большой коечной емкостью (500 и более коек) – комплексные учения. Целесообразная периодичность их проведения один раз в три года. Продолжительность ОТ 1-2 суток, а комплексного учения 2-3 суток.

При проведении комплексного учения участвуют орган управления УЗ в полном составе, эвакуационная комиссия, комиссия по устойчивости функционирования, формирования общего и медицинского назначения. К учению привлекается не менее 30-40% штатного состава функциональных отделений УЗ. Проводится оно без прекращения работы УЗ, в связи с чем, важно спланировать участие персонала отделений и формирований не на весь период учения, а по графику.

Основная цель комплексного учения – практическая отработка тех мероприятий, которые содержатся в плане перевода УЗ на режим работы в ЧС мирного и военного времени, выполнение персоналом этих мероприятий, организация согласованных действий отделений УЗ, выявление наиболее сложных вопросов по организации работы в ЧС и поиск оптимальных решений по их реализации.

Для проведения комплексного учения разрабатываются замысел, план его проведения, план материально-технического обеспечения и предусматривается финансирование проводимых практических мероприятий.

По итогам учения составляются отчет и план устранения выявленных замечаний и недостатков, при необходимости, вносятся соответствующие коррективы в планы медицинского обеспечения населения (планы ГО УЗ и планы действий УЗ в ЧС) и в организацию подготовки персонала.

Комплексные учения проводятся на объектовом, муниципальном и субъектовом уровнях. Их цель – отработка в ЧС вопросов взаимодействия с ведомственным здравоохранением, экстренными оперативными и аварийно-спасательными службами территории (охраны общественного порядка, противопожарной, спасательной, связи, транспортной, коммунально-технической, энергетической и др.).

В ходе ОТ отрабатывается меньший объем вопросов. Основная цель – проверить реальность отдельных положений планирующих документов, дать должностным лицам практику в выполнении своих функциональных обязанностей при работе в составе формирований и отделений УЗ. Для проведения ОТ разрабатываются аналогичные документы, что и для комплексного учения. Заканчивается ОТ ее разбором и подведением итогов.

Хорошей школой подготовки руководящего состава здравоохранения к действиям в ЧС является продуманная и четко спланированная организация проведения заседаний штаба ГОЧС УЗ и МКК СМК. Это позволяет расширить кругозор и углубить компетентность руководителей по вопросам ГОЗ и СМК, снизить с их стороны панические реакции, растерянность, порою, и страх при возникновении ЧС и, как следствие, обеспечить на должном уровне выполнение решаемых задач от объектового до субъектового звена.

Заседания штаба ГОЧС и МКК СМК по рассматриваемым вопросам протоколируются, по их итогам принимаются решения. Материалы заседания штаба подписываются начальником штаба и утверждаются руководителем УЗ.

Обобщенные материалы этих заседаний и принятые решения в 10-дневный срок доводятся до всего коллектива на врачебных, сестринских конференциях (планерках) а, при необходимости, и на общих собраниях. Контроль исполнения принятых решений осуществляется начальником штаба, который на последующих заседаниях информирует членов штаба или членов МКК СМК об их выполнении, о проблемах, трудностях еще не выполненных решений и путях их реализации.

Примерный перечень вопросов, выносимых на заседания штаба ГОЧС УЗ и МКК СМК, представлен в приложениях 25 и 26.

Совершенствование знаний и навыков действий персонала УЗ осуществляется также и на циклах усовершенствования врачей и среднего медицинского персонала, на проводимых совещаниях, учебных сборах и конференциях по СМК и ГОЗ, при решении ситуационных задач персоналом в ходе проведения руководителями УЗ обходов, а также в процессе самостоятельной подготовки.

Использование всех форм и методов подготовки персонала УЗ к действиям в ЧС, соблюдение в обучении принципа «от простого к сложному» даёт хорошие результаты, раскрывает сущность проблемы ЧС, повышает интерес в приобретении персоналом умений и навыков, совершенствует функциональную компетентность руководителей в управлении процессом ликвидации медико-санитарных последствий ЧС мирного и военного времени.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.202.72 (0.038 с.)