Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация управления службой медицины катастроф

Поиск

В создании и совершенствовании СМК, организации оказания ЭМП пострадавшим в очагах ЧС, одним из ведущих факторов является наличие стройной, четкой и эффективной системы управления Службой, формированиями и учреждениями, входящими в ее состав.

Управление – целенаправленная, творческая деятельность руководителя СМК подчиненными органами управления, учреждениями и формированиями Службы по поддержанию ее готовности к решению задач по рациональному, эффективному использованию сил и средств СМК в целях медико-санитарного обеспечения пострадавшего населения и территорий в очагах ЧС. Управление является информационным процессом, включающим следующие функции (рис. 5):

- получение первичной информации о ЧС;

- переработку полученной информации и выработку решения;

- постановку задач объектам управления;

- контроль выполнения принятых решений и отданных распоряжений.

 

 
 

 


Сбор сведений о медико-санитарной обстановке, их анализ для выработки решения: - при подготовке к ликвидации последствий ЧС; - в ходе ликвидации последствий ЧС
Постановка

задач Доклад о состоянии

       
   
 


Объекты управления

анализ

 

Рис. 5. Схема управления СМК

В условиях ЧС управление должно быть непрерывным, устойчивым и мобильным. Это достигается совершенствованием знаний и навыков руководителей, созданием основных и запасных пунктов управления, оснащением их средствами связи, электронной техникой и заблаговременной подготовкой дублеров. Основными принципами, определяющими сущность, содержание и методы управления являются:

Единоначалие при осуществлении распорядительных функций - свойство руководителей СМК всех уровней, наделенных необходимыми властными функциями, нести персональную ответственность за организацию ЭМП пострадавшему в ЧС населению на административных территориях.

Централизация управления – это способность руководителя в короткие сроки объединить в своих руках руководство подчиненными ему силами и средствами, вне зависимости от ведомственной принадлежности, и направить усилия по единому замыслу для выполнения поставленных задач. Централизация управления не исключает предоставление подчиненным инициативы в определении тактики решаемых задач, умении анализировать обстановку, предвидеть ее развитие и делать выводы из ее оценки.

Твердость и настойчивость в реализации принятых решений - способность руководителя принимать обоснованные решения и сохранять в своих руках руководство подчиненными силами и средствами в любой обстановке. Принцип предполагает жесткий контроль исполнения, высокую требовательность к подчиненным и оказание им практической помощи.

Оперативность и гибкое реагирование на изменение обстановки – достигается наличием знаний у руководителя, умением выделять главное, быстро принимать решения и немедленно доводить их до исполнителей.

Личная ответственность – определяется обязанностями руководителя и предоставленными ему полномочиями.

Научность и предвидение способность руководителя опираться на законы общественного развития, требования нормативных документов и его умение прогнозировать обстановку, предвидеть изменения и последствия.

К руководителю предъявляется ряд требований:

Готовность – умение в сжатые сроки организовать работу СМК по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

Оперативность – способность быстро анализировать обстановку, выделять главное и своевременно реагировать на ее изменение.

Квалифицированность – знание теории и практики организации медико-санитарного обеспечения населения в ЧС и способность опираться на советы, помощь специалистов по направлениям деятельности.

Принципы и требования, предъявляемые к управлению и руководителю, находятся в тесном взаимодействии и их учет позволяет руководителям СМК принимать наиболее эффективные, целесообразные и грамотные решения.

Обязательными качествами руководителя должны быть умение сплачивать коллектив, эффективно руководить им, видеть недостатки в процессе управления. Во многом это зависит от стиля работы руководителя, в соответствии с которым они подразделяются на руководителей формального, демократического, авторитарного и динамического типов.

Руководители формального типа:

- минимально вмешиваются в работу подчиненных и коллектива;

- осуществляют легкие формы воздействия на людей, ориентируясь на их сознательность и добросовестность;

- инициативу подчиненных не замечают, не поощряют и не подавляют;

- создают возможность появления неформального лидера и присвоения им властных функций.

Руководители демократического типа:

- осуществляют контроль деятельности подчиненных, используя их компетентность, советуются с ними, поощряя инициативу и творчество;

- на фоне высокого такта, выдержки, доброжелательности и заботы о подчиненных проявляют к ним разумную требовательность;

- информируют коллектив о состоянии дел в нем;

- передают решение второстепенных задач подчиненным, что приводит к децентрализации управления и укреплению авторитета помощников.

Руководители авторитарного типа:

- приверженцы централизации власти, при этом помощники работают в условиях крайне ограниченных властных полномочий, подчиненные имеют минимум информации;

- с подчиненными редко консультируются, их деятельность жестко регламентируется, инициатива не одобряется и не поощряется;

- в поведении и общении с подчиненными резки и прямолинейны, на критику реагируют болезненно.

Руководители динамического типа – для них характерно изменение тактики управленческой деятельности в зависимости от компетентности коллектива, решаемых задач и конкретной обстановки. Этот стиль является универсальным и определяет высокий профессионализм руководителя.

Формирование и совершенствование стиля работы руководителя – это непрерывный процесс, в основе которого лежат следующие положения:

- постоянная, настойчивая работа по совершенствованию специальных знаний, выработке интеллекта и овладению наукой управления;

- умение кратко и четко излагать свои мысли, ставить задачи подчиненным, делать анализ работы исполнителей и коллектива, в целом;

- умение готовить коллектив к решению сложных задач, опираясь на помощников и предоставляя исполнителям определенную свободу действий;

- быть всегда приветливым, доброжелательным, уметь выслушивать людей, знать их и благодарить за хорошо выполненную работу;

- быть скромным в оценке своей личности, своих знаний и заслуг.

Для организации управления в ЧС, при органах управления здравоохранением создаются штабы СМК (в ряде случаев эта функция возлагается на штабы ГОЧС). В их состав входят заместители руководителя, руководители отделов (управлений) и главные штатные специалисты (консультанты, советники). На заседания штаба, при необходимости, могут приглашаться руководители УЗ, привлекаемых к участию в ликвидации последствий ЧС. В составе штаба СМК определяют оперативные группы:

1. Управления и обработки оперативных данных.

2. Информации и связи.

3. Организации оказания ЭМП и координации работы СМК.

4. Организации проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

5. Организации обеспечения медицинским, санитарно-хозяйственным, а при необходимости, и специальным имуществом.

6. Организации эвакуации больных из УЗ (при необходимости) и обеспечения устойчивой работы последних.

7. Судебно-медицинской экспертизы пострадавших и погибших.

8. Организации работы с населением в зонах временного расселения эвакуируемых по выявлению, профилактике и лечению реактивных и неврологических состояний, инфекционных заболеваний.

Руководитель СМК и функционирующий при нем штаб работают также в трех режимах: повседневной деятельности, повышенной готовности, развития ЧС и ликвидации ее медико-санитарных последствий.

Основными задачами штаба в режиме повседневной деятельности является разработка «Плана медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях» и других планирующих документов, позволяющих обеспечивать устойчивость управления, рациональное использование сил и средств СМК в складывающейся обстановке. В этом же режиме деятельности на руководителя СМК и его штаб возлагается подготовка органов управления к работе в ЧС, создание оперативных групп, совершенствование системы связи. Руководитель и его штаб несут ответственность за:

- планирование подготовки врачебно-сестринского персонала СМК;

- накопление различных видов имущества службы;

- организацию обучения населения, личного состава оперативных служб и аварийно-спасательных команд, приемам и способам оказания первой помощи в порядке само- и взаимопомощи, правилам защиты от АХОВ, РВ и БС, а также правилам адекватного поведения в различных очагах ЧС;

- организацию взаимодействия с ведомственными медицинскими службами и оперативными службами ГОЧС территории.

Штаб СМК территории разрабатывает задания для подчиненных штабов, исходя из прогноза ЧС на промышленных предприятиях и транспорте, возможности возникновения стихийных бедствий, вспышечной и иной массовой заболеваемости;

На основании задания руководитель СМК и его штаб до возникновения ЧС обязан спрогнозировать ожидаемую обстановку, принять решение на разработку «Плана медико-санитарного обеспечения населения территории в ЧС». Планирование медико-санитарного обеспечения пострадавших в ЧС является важнейшими элементом управления СМК.

Выработка правильного решения по планированию медико-санитарного обеспечения населения в ЧС зависит от индивидуальных качеств руководителя, его подготовленности, личного опыта, имеющихся навыков и проводится в следующей последовательности:

- сбор и систематизация исходной информации по ЧС;

- уяснение задач стоящих перед СМК, ее формированиями и учреждениями;

- определение мероприятий, указания, о проведении которых надо отдать немедленно;

- последующая оценка прогнозируемой обстановки и проведение медико-тактических расчетов;

- выработка замысла медико-тактического обеспечения;

- принятие предварительного решения на медико-санитарное обеспечение пострадавших в ЧС;

- получение дополнительных данных от взаимодействующих служб и органов управления РСЧС;

- оформление и утверждение окончательного решения.

Решение оформляется текстуально с отражением следующих позиций:

1. Выводы из обстановки с указанием величины и структуры потерь среди пострадавших.

2. Задачи СМК на ликвидацию медико-санитарных последствий ЧС.

3. Организация перевода СМК на работу в ЧС.

4. Расчет потребности в силах СМК для работы в очагах ЧС (расчет формирований и учреждений СМК).

5. Организация медицинской эвакуации пострадавших из очагов, расчет транспортных средств.

6. Перечень и виды стационаров для госпитализации пострадавших с тяжелой и средней степенью поражения.

7. Организация амбулаторной помощи легкопораженным, спасателям и отселяемому населению.

8. Порядок снабжения формирований и учреждений СМК медицинским, санитарно-хозяйственным и специальным имуществом.

9. Организация санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в очагах ЧС и на прилегающей к ним территории.

10. Порядок проведения судебно-медицинского освидетельствования пострадавших и судебно-медицинской экспертизы погибших.

11. Организация защиты персонала, работающего в очагах ЧС и на этапах медицинской эвакуации, а также больных в ЛПУ.

12. Организация взаимодействия с ведомственными медицинскими службами и службами ГОЧС территории.

13. Управление силами и средствами СМК.

Решения, принятые начальником СМК, являются основой для разработки приказа на медико-санитарное обеспечение населения в ЧС.

В режиме повышенной готовности (угрозы возникновения ЧС) работа руководителя СМК начинается со сбора данных и анализа обстановки. С этой целью в угрожаемый очаг для уточнения случившегося направляется оперативная группа штаба СМК с целью оценки медицинской обстановки и определения тактики действий Службы.

Руководитель СМК вначале знакомится с решением председателя территориальной КЧС и ПБ, уясняет задачу, стоящую перед службой в сложившейся обстановке. При уяснении задачи имеют значение величина и структура прогнозируемых санитарных и безвозвратных потерь в возможном очаге, размер и характер разрушений, заражение территории высокотоксичными веществами (АОХВ, РВ, БС), санитарно-эпидемиологическое состояние очага поражения, возможности формирований и учреждений СМК, привлекаемых для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС (виды, количество, укомплектованность персоналом, транспортом, оснащенность имуществом).

Уяснив задачу, руководитель СМК:

- определяет мероприятия, которые нужно провести немедленно для быстрейшей подготовки службы к действиям в ЧС;

- ориентирует подчиненных о характере предстоящей работы и дает им необходимые указания;

- определяет общий бюджет времени по организации медицинского обеспечения пострадавших, из которого наибольшее время отдается подчиненным, а оставшееся – используется им самим для оценки обстановки, принятия решения и доведения его до подчиненных.

Оценка обстановки – это анализ факторов и условий, оказывающих влияние на медико-санитарное обеспечение пострадавшего в ЧС населения. При оценке обстановки учитываются:

- величина и структура прогнозируемых санитарных потерь;

- возможность возникновения первичных и вторичных очагов АОХВ, РВ и БС;

- возможности развертывания временных медицинских пунктов;

- количество и качество готовности формирований и учреждений СМК, планируемых для привлечения к ликвидации медико-санитарных последствий ЧС с учетом слаженности действий персонала, загрузки ЛПУ больными, их возможностей и потребностей в сложившейся ситуации;

- санитарно-гигиеническое и противоэпидемическое состояние в очаге и на прилегающих к нему территориях;

- метеорологические условия (характер погоды, температура воздуха, скорость ветра, наличие осадков и т. п.);

- наличие автомобильных, железных дорог, воздушных трасс, водных магистралей и соответствующих видов транспорта, как для подвоза медицинских бригад и имущества в возможный очаг поражения, так и для эвакуации прогнозируемых пострадавших.

В заключение оценки обстановки руководитель СМК формулирует общие выводы, которые берутся за основу решения по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС. Решение в виде приказа или распоряжения доводится до подчиненных. В нем отражаются следующие вопросы:

- сроки и количество выдвигаемых сил и средств СМК в очаг ЧС организация и порядок их использования;

- организация защиты персонала СМК, работающего в очаге поражения;

- подготовка отделений стационарных ЛПУ для приема пострадавших, согласно ранее разработанному плану;

- организация амбулаторной, в том числе и медико-психологической помощи спасателям и населению пострадавшей территории;

- порядок и организация работы БСкМП;

- санитарно-эпидемиологическое состояние территории и организация проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;

- порядок снабжения формирований и учреждений СМК медицинским, санитарно-хозяйственным и специальным имуществом;

- организация управления силами и средствами СМК и порядок взаимодействия их с другими службами ГОЧС;

- определение видов и характера связи.

В режиме ЧС и ликвидации ее медико-санитарных последствий осуществляется комплекс мероприятий, которые обеспечивают руководитель СМК и созданный при нем штаб с нижеуказанными оперативными группами.

На группу по организации оказания медицинской помощи возлагается:

- амбулаторно-поликлиническая помощь пострадавшим с легкими степенями поражения, помощь спасателям и медицинским работникам, работающим в зонах ЧС;

- стационарная медицинская помощь в сохранившихся или развернувшихся вблизи очага ЧС ЛПУ с привлечением, при необходимости, медицинского персонала извне;

- подготовка к медицинской эвакуации пострадавших, нуждающихся в специализированной медицинской помощи.

На группу по организации выявления, профилактики и лечения реактивных и невротических состояний возлагается оказание психоневрологической помощи пострадавшим и населению.

На группу судебно-медицинских экспертов возлагается организация экспертизы погибших и освидетельствования пострадавших.

На группу по организации проведения санитарно- противоэпидемических мероприятий возлагается обеспечение эпидемиологического благополучия в зонах ЧС и осуществление контроля организации водоснабжения, питания населения, размещения его во временно отведенных помещениях.

На группу по организации работы с населением в зонах слабого заражения и временного расселения эвакуируемых возлагается организация оказания скорой, неотложной, амбулаторно-поликлинической и стационарной медицинской помощи, ознакомление населения с порядком размещения, питания, водоснабжения и правилами адекватного поведения на территории.

На группу информации и связи возлагается организация взаимодействия со СМИ, оповещение населения о факте ЧС, информирование о количестве пострадавших, их состоянии и месте пребывания, о пропавших без вести, погибших (умерших) и организация связи с их родственниками.

От качества работы штаба и его оперативных групп зависит сохранение здоровья населения в зонах ЧС и предупреждение возникновения эпидемий. Штаб СМК в период ЧС работает круглосуточно, проводит оперативные совещания по итогам работы за истекшие сутки, определяет очередные задачи руководителям формирований и учреждений СМК, организует проведение предусмотренных планом мероприятий с их уточнением, согласно сложившейся обстановке. Штаб также контролирует заполнение ЛПУ пострадавшими, прибытие и развертывание в очаге ЧС и вблизи него формирований СМК, организацию медицинской эвакуации пострадавших в специализированные ЛПУ за пределами зоны ЧС, представление донесений о ходе выполнения решаемых задач в вышестоящие органы управления.

При необходимости штаб, в связи со складывающейся обстановкой, переносит свою деятельность на запасной пункт управления (ЗПУ), который обязан быть оснащен дублирующими документами управления, оборудован средствами связи, иметь помещения для работы и отдыха личного состава штаба, обеспечивать их защиту.

Для поддержания в готовности органов управления важное место отводится контролю и проверке исполнения принятых решений и поставленных задач. Контроль – это изучение фактического состояния дел в подчиненных звеньях управления, учреждениях и формированиях СМК. Его методами являются: контрольные, документальные и комплексные проверки, проверки в ходе учений и тренировок. Результаты контроля оформляются в виде письменных актов или справок, в которых обобщается опыт проделанной работы, отмечаются недостатки и определяются меры по их устранению. По результатам проверок издаются приказы, распоряжения.

Своевременно проведенный контроль, проверка исполнения решаемых задач способствуют повышению готовности СМК и достижению лучших результатов в ходе ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

3.6. Основы планирования медико-санитарного обеспечения



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.86.160 (0.009 с.)