В системе гражданской обороны 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В системе гражданской обороны



 

В связи с изменениями концепции ведения войн, произошедшими в последние десятилетия, и переносом акцента с использования ядерного на высокоточное оружие и оружие, основанное на новых физических принципах, вероятность значительного разрушения жилищного фонда и массового поражения мирного населения снижается. Применение высокоточного оружия направлено, прежде всего, на промышленные и военные объекты. Однако гибель части гражданского населения при этом все же неизбежна (например, в Югославии соотношение погибших военных и гражданских лиц составило 1:15). Поэтому равноценной альтернативы эвакуации населения, проживающего как в категорированных городах, так и вблизи потенциально опасных, в плане разрушения, объектов экономики, как способа его защиты, не существует. Отсюда важная роль в процессе организации эвакуации населения в загородную зону (ЗЗ) отводится медицинскому обеспечению этих мероприятий.

Опыт локальных войн и военных конфликтов свидетельствует, что при разрушении крупных городов, за их границами возможна концентрация не только «организованного» эвакуируемого населения, но и больших по численности групп вынужденных переселенцев, прибывающих в результате стихийной миграции и не имеющих крова, продуктов питания и предметов первой необходимости для обеспечения жизнедеятельности. Проживание такого контингента (в основном старики, женщины и дети) в местах временного расселения может принять долговременный характер.

Медицинское обеспечение этого контингента в начальный период предусмотрено, согласно федеральному закону «О гражданской обороне», в виде экстренных медицинских мероприятий первоочередного жизнеобеспечения населения и включает оказание первой медицинской помощи раненым и больным с их последующей, при необходимости, эвакуацией в ЛПУ, обеспечением медикаментами и проведением санитарно-противоэпидемических мероприятий в местах временного расселения. В дальнейшем медицинское обеспечение эвакуированного населения (в том числе и беженцев) должно строиться на долговременной основе в соответствии с действующим в стране принципом медицинского обслуживания по месту жительства.

Приводим определение и сущность основных понятий, используемых при изложении настоящего раздела.

Эвакуация населения – комплекс мероприятий по организованному вывозу всеми видами имеющегося транспорта и выводу пешим порядком населения из категорированных городов с целью последующего размещения, проживания его в загородной зоне и организации в ней трудовой деятельности.

Рассредоточение населения – комплекс мероприятий по организованному вывозу из категорированных городов и размещению в загородной зоне для проживания и отдыха рабочих и служащих объектов экономики, продолжающих свою деятельность в условиях особого периода.

Загородная зона – территория, в пределах административных границ субъекта РФ, расположенная вне зон возможных разрушений от воздействия современных средств боевого поражения, вне очагов радиоактивного химического или биологического поражения, за пределами зон катастрофического затопления и заблаговременно подготовленная для размещения, проживания, первоочередного жизнеобеспечения, организации трудовой деятельности эвакуируемого населения и персонала объектов социально-экономической сферы.

Эвакуация сопровождается массовым перемещением людей, что обусловливает возможность возникновения у них заболеваний, травм, ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки и, следовательно, необходимость всестороннего медицинского обеспечения этого мероприятия. Кроме того, большое значение должно придаваться организации эвакуации УЗ из категорированных городов и медицинскому обеспечению рассредоточиваемого персонала работающих смен предприятий, продолжающих свое функционирование в городах в военное время.

Непосредственное осуществление мероприятий по организации подготовки и проведению эвакуации населения и материальных ценностей возложено на эвакуационные органы (эвакуационные комиссии – ЭК) территорий, которые работают под руководством органов исполнительной власти различных уровней и во взаимодействии с управлениями МЧС России. В состав ЭК обязательно включается представитель здравоохранения, который организовывает проведение медицинского обеспечения эвакуируемого населения и порядок проведения эвакуации УЗ.

Медицинское обеспечение эвакуации населения:

- организуется по территориально-производственному принципу и возложено на руководителей органов управления здравоохранением (начальников ГОЗ) муниципальных образований субъекта РФ;

- включает проведение организационных, лечебно-диагностических, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на охрану жизни и здоровья эвакуируемого населения, своевременное оказание медицинской помощи заболевшим или получившим в ходе эвакуации травмы, а также на предупреждение возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний среди населения.

При проведении эвакуационных мероприятий на ГОЗ возлагаются следующие задачи:

- организация медицинского обеспечения населения в процессе эвакуации и в местах его расселения;

- вывод формирований ГОЗ в ЗЗ;

- эвакуация УЗ из категорированных городов в ЗЗ;

- организация лечения нетранспортабельных больных;

- развертывание коечного фонда в ЗЗ за счет эвакуированных больниц;

- организация медицинского обеспечения рабочих и служащих объектов экономики, продолжающих работу в военное время;

- защита персонала УЗ и больных от поражающих факторов современных средств ведения боевых действий.

Для решения указанных задач проводятся следующие мероприятия:

- развертывание и организация работы медицинских пунктов (МП) в целях оказания неотложной медицинской помощи раненым и больным из числа эвакуируемых на сборных эвакуационных пунктах (СЭП), пунктах посадки (ПП), на маршрутах эвакуации, промежуточных пунктах эвакуации (ППЭ), пунктах высадки (ПВ), приемных эвакуационных пунктах (ПЭП) и в местах расселения населения;

- осуществление санитарно-эпидемического надзора и контроля за проведением эвакуационных мероприятий, санитарно-гигиеническим состоянием мест размещения эвакуированного населения, организацией его питания, водоснабжения и банно-прачечного обслуживания, как в ходе эвакуации, так и в местах расселения;

- медицинское обеспечение нетранспортабельных больных, размещенных в защищенных стационарах ЛПУ категорированных городов;

- организация работы МП на объектах экономики, продолжающих свою деятельность в особый период, в целях медицинского обеспечения персонала работающих смен;

- непрерывное наблюдение за эпидемиологической обстановкой, активное выявление инфекционных больных, их изоляция, лечение и выполнение других противоэпидемических мероприятий;

- снабжение МП на путях эвакуации и УЗ, привлекаемых для медицинского обеспечения населения в ходе его эвакуации, необходимым медицинским имуществом;

- эвакуация медицинского персонала, членов их семей, транспортабельных больных, медицинского имущества и оборудования УЗ категорированных городов.

Успешное выполнение задач по медицинскому обеспечению эвакуационных мероприятий достигается заблаговременным четким планированием. Для его осуществления штабы ГОЧС органов управления и учреждений здравоохранения должны располагать определенными исходными данными, которые получают от территориального органа управления МЧС России. Исходные данные включают в себя:

- численность эвакуируемого населения (в том числе количество детей и детских учреждений) в целом по категорированному городу и отдельно по его административным округам;

- количество, места расположения и пропускную способность СЭП;

- маршруты и способы эвакуации населения;

- места расположения ПП и количество эвакуируемого населения в каждой автоколонне (железнодорожном составе, теплоходе и т.п.);

- дислокацию ППЭ и ПВ;

- районы расселения и численность подлежащего расселению населения.

На основании полученных сведений органы управления здравоохранением определяют потребность в различных категориях медицинского персонала, в медицинских средствах и санитарном транспорте для обслуживания населения на путях эвакуации.

Медицинское обеспечение эвакуационных мероприятий осуществляется на СЭП, ПП, в пути следования, на ППЭ, в местах больших и малых привалов, в ПВ и в местах расселения населения. Организация медицинского обеспечения на СЭП, ПП возлагается на начальника ГОЗ категорированного города, а в пути следования, на ППЭ, ПВ, эвако-приемных пунктах и местах расселения – на начальника ГОЗ соответствующего сельского района ЗЗ.

На СЭП и ПП в специально выделенных помещениях развертываются МП, работающие круглосуточно до окончания эвакуации.

На ПП, организуемых на железнодорожных станциях, морских и речных вокзалах (пристанях), крупных аэропортах, МП оснащаются, как правило, за счет сил и средств ведомственных медицинских служб.

На медицинские пункты, создаваемые при СЭП и ПП выделяется медицинский персонал из расчета: 2 средних медицинских работника, 1 санитарка, 1 дезинфектор в смену. В отдельных случаях предусматривается выделение врача. Для доставки в ближайший медицинский стационар остро заболевших и лиц, получивших в ходе эвакуации травмы, а также престарелых граждан и детей с матерьми, МП оснащается санитарным автомобилем с врачебной (фельдшерской) бригадой (рис. 10).

 
 

 


Рис. 10. Структура медицинского пункта, создаваемого на сборных эвакуационных пунктах и пунктах посадки

Предполагаемая потребность в стационарном лечении среди эвакуируемого населения, рассредоточиваемых рабочих и служащих в процессе проведения эвакуационных мероприятий может составить примерно 1-2 человека на 1000 эвакуируемых.

МП, развернутые на путях эвакуации, обеспечиваются имуществом для оказания медицинской помощи теми ЛПУ, за счет которых они создаются. Персонал таких МП должен быть подготовлен по вопросам оказания неотложной медицинской помощи, выявления и изоляции инфекционных больных, в особенности среди детских контингентов, а также по вопросам принятия простейших управленческих решений.

Для медицинского обеспечения населения, эвакуируемого на большие расстояния автомобильными колоннами, железнодорожными эшелонами, морскими и речными судами в состав колонн, эшелонов, судов включают 2-х средних медицинских работников (из числа подлежащих эвакуации) с соответствующим оснащением. Они в пути следования обязаны быть готовыми к оказанию доврачебной помощи, организации выявления и изоляции инфекционных больных и контактировавших с ними лиц.

При пешей эвакуации в каждую колонну численностью 500 человек выделяется один средний медицинский работник. Кроме того, к медицинскому обеспечению пеших колонн привлекаются ЛПУ, расположенные на путях эвакуации. Места расположения этих ЛПУ должны обозначаться указательными знаками на дорогах.

Если на маршрутах эвакуации колонн отсутствуют ЛПУ, то в этом случае в местах больших привалов и при ППЭ развертываются временный медицинский пункт (ВМП) с привлечением для работы в нем персонала ближайших ЛПУ. В состав ВМП входят 1-2 врача, 2-3 средних медицинских работника, 1-2 санитарки (рис. 11).

 

               
   
 
     

 


Рис. 11. Структура временного медицинского пункта, создаваемого в местах больших привалов и при пунктах промежуточной эвакуации

 

В некоторых случаях вместо ВМП на каждый маршрут эвакуации по принципу патрулирования выделяется не менее 2-х медицинских бригад на автомобилях, в состав каждой из которых включаются врач (фельдшер) и медицинская сестра.

На время эвакуации ЛПУ сельского района, находящихся вблизи маршрутов эвакуации, согласно плану медицинского обеспечения эвакуационных мероприятий, направляют дежурный санитарный автотранспорт на железнодорожные станции, водные пристани для приема заболевших, которые по состоянию здоровья нуждаются в снятии с эшелона, теплохода и направлении на стационарное лечение.

На ПВ или вблизи их оборудуются ПЭП, которые также развертывают МП, по структуре и штатному составу аналогичные создаваемым на СЭП. Пораженным, пострадавшим, заболевшим, из числа прибывшего населения, медицинская помощь, в объеме доврачебной, оказывается по неотложным показаниям и, при необходимости, они эвакуируются для лечения в ближайшие стационары или направляются на амбулаторное лечение.

В местах расселения эвакуированного населения его медицинское обслуживание осуществляется по участково-территориальному принципу ЛПУ сельской местности или ЛПУ, эвакуированными из категорированных городов и развернувшимися для работы в ЗЗ.

Организация санитарно-гигиенического и противоэпидемического обеспечения эвакуируемого населения осуществляется на всем пути его эвакуации – на СЭП, ПП, в пути следования, в местах отдыха (привала), на ППЭ, ПВ, в местах размещения (расселения) и возлагается на учреждения и формирования Роспотребнадзора и включает в себя:

- ведение непрерывного эпидемиологического наблюдения и бактериологической разведки на маршрутах эвакуации и в местах дислокации эвакуируемого населения;

- выявление инфекционных больных, их изоляция и госпитализация;

- осуществление контроля за соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил на объектах питания и водоснабжения; за организацией банно-прачечного обслуживания населения в местах его расселения; за удалением или обеззараживанием пищевых отходов, обеззараживанием туалетов на маршрутах движения и в районах расселения населения.

- проведение мероприятий по дезинфекции, дезинсекции и дератизации территорий и помещений;

- организация, при необходимости, экстренной профилактики и иммунизации среди населения и личного состава сил ГО;

- проведение санитарно-просветительной работы среди населения.

С началом проведения эвакуационных мероприятий санитарно-эпидемиологические учреждения направляют свои формирования в районы, предназначенные для эвакуации населения с целью оценки их санитарно-эпидемиологического состояния и организации противоэпидемического обеспечения прибывающего населения. При выявлении санитарно-эпидемиологического неблагополучия в каком-либо районе, предназначенном для размещения рассредоточиваемого или эвакуируемого населения, эти учреждения извещают о неблагополучии органы управления здравоохранением и органы МЧС России категорированных городов, из которых планируется эвакуация населения, с целью принятия ими необходимых мер, вплоть до перераспределения районов эвакуации.

В категорированных городах ряд предприятий продолжает работу в военное время. При этом организация медицинского обеспечения работающих смен возлагается на руководителя медицинского подразделения предприятия, а при отсутствии таких подразделений – на начальника ГОЗ категорированного города. Они создают на предприятии МП, в состав рабочей смены которого водят: врач, 2 медицинские сестры и санитарка. Им придается санитарный автомобиль из расчета на 2,5 тысяч работающих (рис. 12).

 

 


Рис. 12. Структура медицинского пункта предприятий, продолжающих работу в особый период в месте постоянной дислокации

Если на предприятии менее 2,5 тысяч работающих выделяется только 1-2 средних медицинских работника в смену. Оснащение МП персоналом и имуществом осуществляется за счет медико-санитарных частей, поликлиник, здравпунктов предприятий, продолжающих работу в особый период в месте своей постоянной дислокации. МП может осуществлять медицинское обеспечение рабочих и служащих других объектов, расположенных поблизости, если обслуживаемый контингент их не будет превышать 2,5 тысячи человек.

Таким образом, в условиях современной войны при неполной обеспеченности защитными сооружениями и средствами индивидуальной защиты различных категорий населения, эвакуация их в ЗЗ является основным способом, решающим проблему защиты от современных средств боевого воздействия. Правильное, грамотное и четкое осуществление медицинского обеспечения этого мероприятия позволит сохранить жизнь и здоровье населения, а значит, – обеспечить выполнение социально-экономических задач и укрепление обороноспособности государства.

 

6.3. Особенности эвакуации учреждений здравоохранения

В загородную зону

Эвакуация УЗ из категорированных городов производится с целью обеспечения защиты больных, персонала и сохранения материальных ценностей УЗ для последующего развертывания их в ЗЗ в виде больниц ГО. Основной задачей больниц ГО является оказание квалифицированной и специализированной медицинской помощи населению, пострадавшему в ходе военных действий или вследствие этих действий, и лечение их до окончательного исхода заболевания (поражения). Ответственность за эвакуацию УЗ в ЗЗ возлагается на их руководителей.

Организация проведения эвакуации УЗ должна быть четко спланирована и подготовлена. Исходными данными для планирования эвакуации УЗ являются:

- количество эвакуируемого персонала и больных;

- виды эвакуируемого имущества и оборудования;

- сроки и последовательность эвакуации;

- виды и количество транспорта, выделяемого для эвакуации;

- согласование с органами управления МЧС маршрутов движения;

- изучение маршрутов эвакуации и места размещения УЗ в ЗЗ;

- количество и профилизация коек (для стационаров);

- порядок работы в ЗЗ.

Подготовка УЗ к эвакуации в ЗЗ предусматривает:

- определение мест погрузки больных, персонала, имущества по отделениям (подразделениям) эвакуируемого УЗ и ее очередности в зависимости от выделяемых транспортных средств;

- согласование с военным командованием и территориальными органами управления МЧС России маршрута выдвижения;

- решение вопроса о вывозе членов семей персонала;

- формирование погрузочных команд.

В УЗ приказом руководителя создается ЭК, задачами которой являются разработка и ежегодное уточнение в мирное время, совместно со штабом ГОЧС УЗ, плана эвакуации, согласовываемого с территориальными органами управления здравоохранением и МЧС и утверждаемого руководителем УЗ. В плане указываются:

- количественный и качественный состав эвакуируемых, адрес пункта посадки (при эвакуации железнодорожным и водным транспортом), организация медицинского обеспечения в ходе эвакуации;

- разработка и осуществление мероприятий по освоению закрепленного района (пункта) эвакуации УЗ в ЗЗ (изучение отведенных зданий и помещений, разработка поэтажных планов размещения функциональных подразделений и УЗ, в целом, планов проведения приспособительных работ, подготовка поквартирной схемы размещения сотрудников УЗ и членов их семей в месте планируемой эвакуации УЗ);

- подготовка и развертывание медицинского пункта на СЭП (при наличии задания УЗ), приведение в готовность имеющихся в УЗ защитных сооружений;

- оповещение в особый период сотрудников УЗ о начале эвакуации, времени прибытия их и членов семей.

- приведение в готовность имеющегося в УЗ защищенного стационара.

В состав ЭК, в зависимости от объема эвакуационных мероприятий, входят председатель, секретарь и от двух до четырех-пяти ее членов (рис. 13).

 

 
 

 


Рис. 13. Состав эвакуационной комиссии учреждения здравоохранения

 

Эвакуацию УЗ рационально планировать и осуществлять автомобильным транспортом с целью уменьшения количества перегрузок больных и имущества с одного вида транспорта на другой.

Не допускается перевозка персонала и больных на неприспособленном автотранспорте (прицепы, фургоны) и эвакуация их пешим порядком.На каждый автомобиль (автобус) назначается старший, который обязан знать маршрут движения к месту размещения ЛПУ в ЗЗ, места дислокации других ЛПУ на маршруте эвакуации, а также соблюдать и контролировать выполнение мер безопасности при проведении эвакуации.

Если эвакуация УЗ автомобильным транспортом невозможна или затруднена, следует использовать железнодорожный (водный) транспорт; при этом руководитель УЗ обязан владеть информацией о пунктах посадки и высадки. При эвакуации больных необходимо определить способ их транспортировки (сидя, лежа), предусмотреть порядок и последовательность эвакуации больных, персонала и имущества.

При подготовке расчета распределения медицинского имущества, следует определить его перечень и количество, для укомплектования создаваемых формирований ГОЗ, защищенных стационаров (ЗС) в ЛПУ для нетранспортабельных больных и медицинских пунктов на этапах эвакуации. Необходимо определить тоннаж и габаритный объем имущества, подлежащего эвакуации из УЗ, произвести расчет потребности транспортных средств для его перевозки. В УЗ необходимо иметь списки членов семей персонала, подлежащих эвакуации, и расчет распределения транспорта.

Эвакуация УЗ из КГ проводится в следующей последовательности:

- вывод в ЗЗ формирований ГОЗ, создаваемых УЗ;

- эвакуация транспортабельных больных с сопровождающим персоналом и вывоз основной части медицинского и санитарно-хозяйственного имущества; при этом медицинский персонал, выделенный для сопровождения больных, обеспечивается сумками неотложной помощи и обязан иметь истории болезни на эвакуируемых больных;

- эвакуация остального персонала и членов их семей, а также вывоз оставшейся части медицинского и санитарно-хозяйственного имущества;

- консервация зданий УЗ и сдача их под охрану органам УВД.

Больным, подлежащим выписке на амбулаторное лечение, на руки выдается справка со сведениями о проведенном обследовании и лечении.

Нетранспортабельные больные во время проведения эвакуационных мероприятий укрываются в специально оборудованных ЗС (стационары для нетранспортабельных больных), емкость которых не превышает 10% коечного фонда ЛПУ мирного времени. Из ЛПУ, которые не имеют ЗС, нетранспортабельные больные эвакуируются в ЛПУ, продолжающие деятельность в категорированных городах. Их перевозка осуществляется машинами ССМП, работающей в городе до конца эвакуации и эвакуирующейся в ЗЗ в последнюю очередь, оставляя часть бригад в городе для медицинского обеспечения персонала работающих смен предприятий.

В ЗС следует также направлять внезапно заболевших или получивших травму в период проведения эвакомероприятий, заболевших из числа персонала работающих смен предприятий, продолжающих работу в категорированном городе, если они по состоянию здоровья не могут быть эвакуированы в ЛПУ ЗЗ. По мере улучшения их состояния здоровья и появления возможности для транспортировки больные из ЗС переводятся в больницы ГО.

Штат ЗС формируется персоналом ЛПУ его имеющего. В расчете на 50 коек ЗС выделяется 2 врача, 3 дежурных, 2 операционных и 1 процедурная медицинская сестра, а также 4 санитарки. На каждые последующие 50 коек выделяется дополнительно 50% персонала от указанного состава. Для работы в ЗС выделяется также технический и обслуживающий персонал: 2 слесаря, по одному дизелисту, электрику, буфетчице (рис. 14).

 

 


Рис. 14. Штат защищенного стационара ЛПУ

(из расчета на 50 коек)

В мирное время в целях подготовки персонала УЗ к проведению эвакуационных мероприятий необходимо проводить тренировочные занятия с привлечением в качестве статистов студентов высших и средних образовательных учреждений медицинского профиля или выздоравливающих больных. На занятиях целесообразно отрабатывать следующие вопросы:

- оповещение и экстренный сбор персонала;

- медицинская сортировка пораженных и больных по эвакуационным признакам и оформление документации на их эвакуацию;

- массовая одномоментная выписка больных на амбулаторное лечение;

- порядок перевода нетранспортабельных больных в ЗС;

- выделение медицинского персонала для работы в ЗС, организация и порядок выполнения ими должностных обязанностей;

- определение вида и количества транспортных средств для эвакуации больных и персонала, порядок востребования транспорта;

- порядок вывода (выноса) больных, их посадка (погрузка) на транспорт;

- организация приобретения тары, определение вида, количества медицинского имущества и оборудования для эвакуации, подбор, укладка и погрузка (разгрузка) его на транспорт (с транспорта);

- выявление количества и структуры членов семей персонала УЗ, эвакуируемых в ЗЗ.

После проведения тренировочных занятий рекомендуется провести комплексное объектовое учение с введением вводных и решением ситуационных задач. Результаты проведенных занятий и учений анализируются с выявлением позитивных и негативных элементов, при необходимости, осуществляется корректировка плана эвакуации УЗ в ЗЗ и пакета, входящих в него документов.

В заключение следует отметить, что эвакуация УЗ в ЗЗ является важной составляющей сохранения медицинского потенциала и бесперебойного функционирования здравоохранения при возникновении войн и военных конфликтов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 446; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.121.242 (0.08 с.)