Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Задачи и основы организационной структуры РСЧС

Поиск

До 90-х годов прошлого столетия устранение последствий техногенных катастроф и природных бедствий поручалось силам гражданской обороны (ГО). Но радиационная трагедия на Чернобыльской АЭС, землетрясение в Армении, железнодорожная катастрофа в Башкортостане, взрыв в Арзамасе и другие многочисленные ЧС вскрыли серьезные недостатки этой структуры, что и потребовало проведения в ней кардинальных преобразований в целях более оперативного и качественного реагирования на ликвидацию ЧС.

С этой целью Правительство РФ постановлением от 27 декабря 1990 года № 606 создало Российский корпус спасателей. Ему предписывалось прогнозирование, предотвращение, ликвидация последствий крупных аварий, катастроф, стихийных бедствий, эпидемий и других ЧС, а также координация деятельности сил и средств различных министерств и ведомств в ЧС. Позже в 1991 году корпус спасателей был преобразован в Государственный комитет по ЧС, а в 1994 году Указом Президента Российской Федерации в Министерство РФ по делам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (МЧС России). День 27 декабря в России был объявлен Днем спасателя.

Однако для осуществления в стране всего комплекса задач, связанных с предупреждением и ликвидацией ЧС, недостаточно было одного федерального органа исполнительной власти. Требовалась государственная система, объединяющая в себе все необходимые органы управления, силы и средства для противодействия ЧС, создаваемые на разных уровнях. Такая система была создана в апреле 1992 года постановлением Правительства России в виде Российской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), а в декабре 1994 года преобразованная в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации ЧС.

Цель создания РСЧС – объединение усилий органов исполнительной власти всех уровней, руководителей организаций, предприятий и учреждений по созданию сил и средств для проведения эффективной деятельности в области предупреждения и ликвидации ЧС, оказание им методической помощи и осуществление координационных функций при работах в очагах различных ЧС по ликвидации их последствий.

Основные задачи РСЧС:

- разработка и реализация законов и других документов, регулирующих вопросы защиты населения и территорий в ЧС;

- разработка и выполнение целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования объектов экономики в этих условиях;

- обеспечение готовности органов управления, медицинских сил и средств различных министерств и ведомств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;

- сбор, обработка информации в области защиты населения и территорий от ЧС, обмен ею и выдача практических рекомендаций по организации работы аварийно-спасательных формирований;

- подготовка различных категорий населения к действиям в ЧС;

- прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;

- создание финансовых и материальных резервов для ликвидации ЧС;

- осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в сфере защиты населения и территорий в ЧС;

- ликвидация последствий ЧС;

- осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;

- реализация прав и обязанностей граждан в области защиты от ЧС;

- международное и межтерриториальное сотрудничество в области защиты от ЧС.


Управление РСЧС (рис. 1) представлено органами исполнительной власти различных уровней с создаваемыми ими силами и средствами для решения задач по предупреждению и ликвидации ЧС, защите населения и территорий от них. Общее руководство РСЧС осуществляет Правительство РФ, а непосредственное – МЧС России. РСЧС включает в себя территориальные и функциональные подсистемы, создаваемые на 5-ти уровнях (федеральном, окружном, субъектовом, муниципальном и объектовом).

Рис. 1. Структура управления РСЧС


Территориальные подсистемы РСЧС создаютсяв пределах территорий субъекта РФи состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению. Звенья создаются в муниципальных образованиях с элементами функциональных подсистем.

Функциональные подсистемы РСЧС создаются органами исполнительной власти, имеющими в своем составе органы управления, силы и средства, объединенные в профильные службы, для решения задач по защите населения и территорий в ЧС. На федеральном уровне создаются следующие службы:

- медицины катастроф на базе Минздравсоцразвития России

- служба санитарно-эпидемиологического надзора – Роспотребнадзора;

- охраны общественного порядка – МВД России

- противопожарная – МЧС России;

- спасательная – МЧС России;

- мониторинга ЧС – МЧС России.

- защиты животных и растений – Минсельхоза России;

- мониторинга окружающей среды – Росгидромета;

- экологической безопасности – Госкомэкологии России;

- противопаводковая – Минприроды России;

- резерва и материальных ресурсов – Росрезерва;

- поиска и спасения на море – Минтранса России;

- транспортная – Минтранса России;

- защиты лесов от пожаров и вредителей растительности – Рослесхоза;

Аналогичные службы создаются и на других территориальных уровнях.

Каждый уровень РСЧС имеет постоянно действующие органы повседневного управления (рис. 2) и координирующие органы (рис. 3), которые уполномочены решать задачи в области защиты населения и территорий в ЧС, а также имеющие в своем составе силы и средства, финансовые и материальные резервы, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

   
 
 
 
 
 
 
 

 


Рис. 2. Постоянно действующие органы повседневного управления РСЧС

 

Повседневное управление РСЧС осуществляется на пунктах управления, оснащенных средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации, поддерживаемых в постоянной готовности к работе по предназначению. К пунктам управления относятся дежурно-диспетчерские службы, специализированные подразделения федеральных, субъектовых и муниципальных органов исполнительной власти.

Основным координирующим органом РСЧС на федеральном уровне определена межведомственная комиссия (МВК), задачами которой являются:

- формирование и проведение единой государственной политики по созданию и развитию сил и средств предупреждения и ликвидации ЧС;

- координация деятельности органов исполнительной власти в части разработки проектов законодательных актов, федеральных целевых программ по предупреждению ЧС, снижению и смягчению их последствий и других нормативных документов по вопросам, отнесенным к компетенции МВК;

- представление этих проектов в Правительство РФ для рассмотрения;

- подготовка предложений по формированию системы экономических, организационно-технических и иных мер, направленных на обеспечение безопасности и защиты территорий и населения страны в ЧС;

- определение основных направлений международного сотрудничества в области предупреждения и ликвидации последствий ЧС.

 

Координирующие органы управления РСЧС

 

 


Рис. 3. Структура координирующих органов управления РСЧС

На субъектовом и муниципальном уровнях координирующими органами являются комиссии по ЧС и обеспечению пожарной безопасности (КЧС и ПБ) органов исполнительной власти, решающие следующие задачи:

- разработка нормативных правовых актов, проектов целевых программ по защите территорий и населения в ЧС;

- обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям в ЧС, создание и поддержание в готовности пунктов управления;

- создание финансовых, материальных и иных резервов на ЧС;

- организация взаимодействия с военным командованием и общественными организациями по предупреждению и ликвидации ЧС;

- сбор и обмен информацией о состоянии окружающей среды и об обеспечении устойчивой работы потенциально-опасных объектов экономики;

- руководство подготовкой должностных лиц органов управления, их сил и средств РСЧС, а также населения к действиям в ЧС.

На объектовом уровне КЧС (штабы ГОЧС) решают следующие задачи:

- руководство разработкой и осуществлением мероприятий по устойчивому функционированию объекта, предупреждению ЧС, а в случае возникновения ЧС – ликвидации их последствий;

- организация работ по созданию и поддержанию в состоянии готовности локальных систем контроля и оповещения;

- обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям в ЧС и проведению эвакуационных мероприятий;

- руководство созданием и использованием резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации последствий ЧС;

- организация подготовки руководителей и персонала к действиям в ЧС.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 349; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.181.69 (0.006 с.)