Мотивы учения: их структура и влияние на учебную деятельность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мотивы учения: их структура и влияние на учебную деятельность

Поиск

 

Познавательная деятельность – единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деят-ти. Учение-это деят-ть учащихся в процессе обучения.

Цель учения – познание, сбор и переработка информации об окруж. мире, в конечном итоге выражающиеся в знаниях, умениях и навыках, системе отношений и общем развитии.

Важнейший компонент учения – мотивы = те побуждения, к-рыми ученик руководствуется, Каждая реальная чел. деят-ть полимотивирована, Широкие мотивы выполняют смыслообразующую функцию, а узкие – реальные побудители. Узкие мотивы: угроза наказания, возможность поощрения. Широкие мотивы: будущая жизнь, мечты..

а) Познавательная мотивация

Принято различать уровни познавательного интереса + определять пути и создавать условия его формирования (по Г.И. Щукиной):

o Низший элементарный уровень – внимание к конкретным фактам, знаниям, описаниям, действиям по образцу;

o Второй уровень – интерес к зависимостям, причинно-следственным связям, их самостоятельному установлению;

o Высший уровень – интерес к глубоким теоретическим проблемам, творческой деят-ти по освоению знаний → наличие познавательной потребности.

б) Мотивация достижения успеха

желание хорошо, пра­вильно выполнить задание.

в) Престижная мотивация
хар-на для детей с завышенной самооценкой и лидерскими наклонностями. выделиться среди них, быть первым.
г) Мотивация избегания неудачи
недовольства учителя, санкций родителей.

д) Компенсаторная мотивация

позволяющие утвердиться в другой области — в занятиях спортом, музыкой. низкая успеваемость не становится ис­точником тяжелых переживаний ребенка.

 

 

Возрастные особенности при обучении иностранному языку

Ведущую роль в развитии школьника-подростка играет общение со сверстниками.. Коммуникативное развитие школьников осуществляется:

-расширение средств и способов реч Д.

-Совершенствуется речемышление, память, вероятностное прогнозирование.

-Мышление подростка становится все более самостоятельным, формируется практичность мышления, а затем и самокритичность. У подростка развивается способность мыслить гипотезами.

оптимизировать процесс общения при обучении иностранному языку, а также следует развивать личность учащегося.

Высокая мнемическая активность позволяет оптимизировать процесс усвоения лексики.

Игра, при активном ее использовании на уроках, способствует формированию прочной мотивации учения.

В подростковом возрасте - социальные потребности учения. потребность поиска контактов и сотрудничества с другим человеком, овладения рациональными способами этого сотрудничества в учебном труде.

В старшем школьном возрасте Широкие познавательные потребности укрепляются за счет того, что интереск знаниям затрагивает закономерности учебного предмета и основы наук.

Происходит рождение новых потребностей профессионального и жизненного самоопределения.

учителю необходимо:

– опираться на достижения предыдущего возраста

– стремиться мобилизовать потенциальные возможности данного возраста

– подготавливать “почву” для последующего возраста, но и на зону ближайшего развития потребности и учебной Д.

Игра не исчезает в старшем школьном возрасте (особенно когда она эффективно применяется на уроках ин языка), игры с правилами, регулирующими расстановку сил в коллективе. Сущность игры.

игра представляет собой небольшую ситуацию со своими действующими лицами. В ходе игры ситуация проигрывается несколько раз и при этом каждый раз в новом варианте. Но вместе с тем ситуация игры - ситуация реальной жизни.

4 вида активности человека: игра, познание, труд, общение. В разные периоды жизни преобладает 1 из видов активности. Игра, как организованное действие в классе, вызывает напряжение эмоций и умственных усилий учащихся, предполагает принятие быстрого решения, мгновенной реакции. Каждая игра имеет свои правила, учащийся должен подчинять свою волю игровым задачам, именно в игре они усваивают нормы поведения, общественные функции.

снять синдром ошибкобоязни, воспитывает реч инициативу, снижает психологический барьер, то есть создает все условия для применения изучаемого мат-ла.

непроизвольное запоминание учебного материала и стержнем урока должна быть игра. Правильно организованные игры вызывают и поддерживают у учащихся интерес к изучению ин языка. Д. Б. Эльконин: игра выполняет 4 важнейших функции:

1. Мотивационно-побудительную

2. Обучающую 3. Воспитательную, поскольку игра оказывает на личность обучаемого определенное воздействие, расширяет его кругозор и развивает мышление, творческую активность и т.д.

4. Ориентирующую, так как она учит детей находить выход в конкретной ситуации и отбирать необходимые и невербальные средства общения.

5. Компенсаторную, поскольку игра компенсирует отсутствие или недостаток практики, приближает учебную Д к условиям, близким к реальной жизни.


 

 

Темперамент и характер, факторы и условия формирования хар-ра.

Т—это врожденные особ-сти чела,кот обусловливают динамические харак-тики интенсивности и ско­рости реагирования,степени эмоц возбудимости и уравновешенности,особ-сти приспособления к окруж среде.Св-ва Т–индивидуальные св-ва психики,к-рые опред и регулируют динамику псих деят-ти чела.Устойчивы на протяжении всей жизни.4 типа:1)Холерик–быстрый,порывистый,импульсивный,способен отдаваться делу полностью,неуравновешен, склонен к бурным эмоц вспышкам, экстраверт2)Флегматик–медлительный,невозмутимый,с устойчив стремлениями,внешне слабо отражает внутр состояние, интроверт3)Меланхолик–легко ранимый, склонен глубоко переживать незначит события,видит их в черном свете, вяло реагирует на окр мир. Интроверт4)Сангвиник–живой,подвижный,стремиться к частой смене впечатл,быстро отзывается на окр события,легко переживает неприятности.Экстраверт.Интровертированный(шизоидный)—малая общительность,замкнут,в стороне от всех,. Экстравертированный (конформный)-высо­кая общительность,словоохотливость.Х—это каркас личности,в кот входят только наибо­лее выраженные и тесно взаимосвязанные св-ва Л,отчетли­во проявляющиеся в различных видах деят-ти.Все черты Х—это черты Л,но не все черты Л—черты Х.Х—индивид сочетание наиболее устойчивых,су­щественных особенностей Л, проявляющихся в поведении. в Х отражаются волевые кач-ва:готовность преодолевать препятствия.Связь Т с Х?Характер чела—это сплав врожденных св-в высшей нервной деят-ти с приоб­ретенными в течение жизни индивид чертами.Правдивыми,добрыми,тактичными, лживыми,злыми,грубыми бывают люди с любым типом темперамента.Однако при определенном Т одни черты приобретаются легче,другие труднее.Eg.организованность,дисциплинированность легче выработать флегмати­ку,чем холерику;доброту,отзывчивость—меланхолику. В структ Х выделяют 2 группы черт.Под чертой Х понимают те особенности Л чела,кот систематически проявляются в различных видах его деят-ти и по кот можно судить о его возможных поступках в опр условиях.1)черты,выражаю­щие направленность Л(установки,ин­тересы,склонности,идеалы,цели),систему отношений к окруж действит-ти и способы осуществления этих отношений.2)интеллектуальные,волевые и эмоц черты Х.Акцентуация Х—преуве­личенное развитие отдельных св-в Х в ущерб другим,из-за чего ухудшается взаимодействие с окруж людь­ми.Психопатия—болезненное уродство Х(при сохранении интеллекта чела),резко нарушаются взаимоотнош с окруж людьми. Х складывается под влиянием дейст-ти.

 

 

 

Способности и их структура

Способности – это такие психологические особ-ти человека, от кот.зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но кот. сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся. Способности предс-ют собой совокупность психических качеств, имеющих сложную структуру.

Так, структура математических способностей включает ряд частных способностей:

1) способность к обобщению математич. Материала

2) гибкость мыслительных процессов при решении матем. Задач

3) способность к лёгкому переводу от прямого к обратному ходу мысли и др.

Структура литературных способностей предполагает высокий уровень развития эстетических чувств, наличие ярких наглядных образов памяти, чувство языка. Специфический характер имеет строение муз-х, педаг-их и др.

ведущими качествами будут педагогический такт, наблюдательность, любовь к детям.К вспомогательным качествам относятся: артистичность, ораторские данные и др. В структуре способностей некоторых индивидов эти общие качества могут быть исключительно ярко выражены, что даёт возможность говорить о наличии у людей разносторонних способностей, об общих способностях к широкому спектру различных деятельностей, специальностей и занятий.

 

 

 

Воля

Все действия: непроизвольные и произвольные.

Непроизвольные совершаются в результате возникновения неосознаваемых побуждений.Они имеют импульсивный характер, лишены четкого плана. Примером могут служить поступки людей в состоянии аффекта (изумления, страха, восторга, гнева).

Произвольные -осознание цели, предварительное представление тех операций, которые могут обеспечить ее достижение, их очередность.

Воля - сознательное регулирование человеком своего поведения и Д, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Она является важным компонентом психики человека, неразрывно связанной с познавательными мотивами и эмоциональными процессами.

Воля — специфически человеческое качество. В поведении жи­вотных имеются лишь некоторые ее аналоги. К ним относится, на­пример, рефлекс свободы.

Воля не относится к числу врожденных или генетически заданных форм поведения. Волевая активность требует преобразова­ния взаимоотношений индивида со средой, формирования у него сознания, новых видов потребностей и способов их удовлетворе­ния. Воля может проявляться не только в совершении какого-либо действия, но и в его задержке или отказе от него. Этим определя­ются тормозные функции волевой активности.

Действия, которые осуществляются на основе сознательных целей, но в условиях пре­одоления внут. или внеш. препятствий, наз. воле­выми действиями. Простые волевые действия для человека привычны, а препятствия легко преодолимы. В сложных волевых действиях преодоление внутренних конфликтов и внешних препятствий требует больших усилий.

Для сложного волевого действия характерны следующие этапы:

осознание цели и стремление достичь ее;

осознание ряда возможностей достижения цели;

Особенность волевых действий за­ключается в том, что цель в них, как правило, подчинена не одному, а двум-трем либо еще большему числу мотивов, различных по со­держанию, силе и значимости для субъекта.

появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;

Здесь каждый из возможных путей проходит обсуждение в аспекте соответствия конкретного пути системе ценностей данного человека.

борьба мотивов и выбор;

Борьба мотивов побуждает чел-ка совершить взаимоисключающие д-вия. Чем более равны по значимости объекты потребностей, тем острее борьба мотивов. На этом этапе волевой акт требует от человека волевых усилий, которые переживаются им как борьба с внешними препят­ствиями и трудностями. Снижают интенсивность волевых усилий усталость, утомление, страх перед неудачей, неверие в собственные силы.

принятие одной из возможностей в качестве решения;

Формируется индивидуальный стиль во­левого поведения. У одних преобладает склонность к рациональ­ным решениям, другие следуют чувству долга.

осуществление принятого решения.

В качестве особого вида волевых процессов выделяются поступ­ки человека. Поступок — это личностно осмысленное поведение, оцениваемое другими людьми как акт нравственного самоопреде­ления. Поступок может быть совершен в виде действия или, напро­тив, бездействия субъекта.

Волевые качества личности

Целеустремленность - это сознательная и активная направленность личности на определенный результат деятельности.

Инициативность — активная направленность личности на совершение действия. Любой волевой акт начинается с проявления инициативы.

Самостоятельность — сознательная и активная установка личности не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе собственных взглядов, убеждений.

Решительность - умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения.

Импульсивность - спонтанность и необдуманность действий, совершаемых под влиянием волевых импульсов.

Энергичность - это концентрация всех сил для достижения поставленной цели.

Настойчивость - мобилизация сил для длительной борьбы с трудностями с целью достижения конкретного результата.

Организованность — способность разумно планировать и упорядочивать ход всей своей деятельности.

Дисциплинированность — сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, требованиям ведения дела.

Самоконтроль — умение контролировать свои действия и подчинять свое поведение решению сознательно поставленных задач.

 

 

Функции и виды эмоций.

Эмоции – субъективные реакции чел-ка на воздействия внешн. и внут-их раздражителей, отражающие в форме переживаний их личную значимость для человека и проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия.

Эмоции сопровождают все проявления жизни и выполняют важные функции в регуляции поведения и деятельности:

1) сигнальная – сигнализирует о возможном развитии событий, их исходе;

2) оценочная – помогает оценить степень полезности или вредности событий;

3) регулирующая – помогает реализовать способы поведения и действий;

4) мобилизующая – повышает тонус организма, положительно влияя на результаты деятельности.

Виды:

1) по модальности: -страх;

- гнев;

Радость.

2) по характеру переживания:

- положительные;

- отрицательные.

3) по воздействию и влиянию:

- стенические, повышают жизнедеятельность и активность;

- астенические, понижают.

Формы:

- чувственный тон, многие ощущения имеют определенную эмоциональную окраску;

- ситуативная эмоция, кратковременная, мало выраженная эмоциональная реакция;

- аффект, ярко выраженная кратковременная поведенческая реакция, кот. полностью захватывает человека, тормозя другие процессы. Почти все пережитые аффекты запоминаются.

- страсть, стойкая и длительная эмоция, где активность направлена на достижение цели или предмета страсти;

- чувства, самая развитая и сложная форма эмоциональных процессов у человека. Есть: высшие, моральные, интеллектуальные;

- настроение, целостное жизнеощущение, окрашивающее поведение человека;

- стресс, смена обычных эмоций беспокойством, вызывающим нарушения в физиологическом психологическом плане.

Три основные взгляда на понятие «эмоции и чувства»

Эмоции - это простейшие переживания с удовлетворением или неудовлетворением органических потребностей.

Чувства связаны с потребностями, которые возникли в ходе исторического развития человечества.

Чувства – своеобразное внутреннее отношение человека к окружающему миру и самому себе.

Эмоция – это форма переживания чувства в конкретной ситуации. Эмоция –душевное волнение.

Напр: самомнение –чувство

Чувство превосходство – эмоция

 

Эмоция – это кратковременный психологический процесс который непосредственно отражает и выражает человек. Эмоции возникают в связи с какими- то событиями, фактами, с тем что побуждает человека действовать.

Если удовлетворяет потребность с т. з. мотива, то возникают положительные эмоции. Каждая эмоция имеет две стороны:

- духовную – это собственно переживания и эмоциональные впечатления, которые происходят.

- телесную – эмоции сопровождающиеся соматическими изменениями, телесными, внутри организма (поза, мимика, выразительные движения).

Доминирующие эмоции чувства оставляют следы на нашем лице.

 

 

37. Индивид, личность, индивидуальность.

В процессе развития человеческого общества, общаясь с другими людьми при помощи языка, человек становится личностью. Он познаёт, осознаёт себя и активно преобразует окружающий мир.

Каждый человек – это индивид. Новорождённый появляется на свет как индивид, но в процессе развития становится личностью. Индивид – категория, указывающая на принадлежность к человеческому роду. Это подчёркивание единичности (в отличие от человека) и неделимости (в отличие от личности). Индивид акцентирует в человеке биологическое, но вовсе не исключает социальных составляющих, присущих человеческому роду. Человек рождается конкретным индивидом, но, став личностью, не перестаёт быть одновременно индивидом.

Личность – человек, развивающийся в обществе и вступающий во взаимодействие и общение с другими людьми с помощью языка. Это человек как член общества, спрессованная социальность, результат формирования, развития и социализации как вхождения в общество и в самого себя. Сказанное не означает, что личность - это существо исключительно социальное, лишённое биологических характеристик. В психологии личности биологическое и социальное существуют не рядоположенно, не в противодействии или в дополнении, а в реальном единстве. Не напрасно С. Л. Рубинштейн говорил, что вся психология человека есть психология личности. В то же время понятия «человек» и «личность» не синонимичны. Последнее подчёркивает социальную ориентированность человека, который становится личностью, если развивается в обществе (в отличие, например от «диких детей»), взаимодействует и общается с другими людьми (в отличие, скажем, от больных от рождения). При такой трактовке всякий нормальный человек, спроецированный на плоскость социальности, одновременно является личностью. Причём у каждого человека существует несколько личностных проявлений в зависимости от того, на какую часть общества он проецируется: семья, работа, дружба. В то же время личность как таковая целостна и едина, системно и иерархически организована.

Существуют и другие, более узкие трактовки понятия личности, когда выделяются те или иные качества, якобы выступающие для неё необходимыми атрибутами. Личностью предлагают считать лишь того, например, кто самостоятелен, ответственен, высокоразвит. Подобные критерии личности являются, как правило, достаточно субъективными, труднодоказуемыми, а потому не выдерживают научной проверки и критики, хотя всегда существовали и, вероятно, будут существовать, особенно в структуре излишне идеологизированных гуманитарных конструкций. Проблема в том, что новорожденного младенца также нельзя назвать не только личностью, но и, строго говоря, человеком. Он, вероятнее всего, претендента «Человека разумного», поскольку не обладает ещё ни сознанием, ни речью, ни даже прямохождением. Хотя, понятно, что для родителей и близких этот ребёнок изначально и убедительно существует и как человек, и как личность.

Индивидуальность – категория, подчёркивающая уникальность и самостоятельность каждой единичной психики (личности, индивида, субъекта). Каждый человек неповторим, и для психологии это такая же исходная данность, как само наличие психики. Другое дело, что не всегда и не все изучаемые психические явления рассматриваются на уровне их индивидуальности, действительной уникальности. Наука невозможна без обобщений, без той или иной типизации, типологизации. Тогда как реальная психологическая практика тем эффективнее, чем более она индивидуализирована.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 410; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.181.178 (0.013 с.)