Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологические особенности старшего школьного возраста

Поиск

Самоопределение - социальное, личностное, профессиональное, духовно-практическое. новый уровень развития самосознания.

· открытие своего внутреннего мира во всей его индивидуальной целостности и уникальности.
· стремление к самопознанию.
· самоуважение
· становление личностного способа бытия, "Я - лично отвечаю за это!"

Учебная деятельность становится учебно-профессиональной. Ведущее место занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни, с дальнейшим образованием и самообразованием.

Формирование мировоззрения. Формирование жизненных планов (конечный результат + способы его достижения). В содержании планов существует ряд противоречий. Цели нередко оказываются ложными, страдают "фантазийностью". Порой, едва опробовав нечто, молодые люди испытывают разочарование и в намеченных планах, и в самом себе.

Готовность к самоопределению как основное новообразование ранней юности

 

 

40. Смена ведущей деятельности как основа периодизации психического развития и психологический механизм развития.

 

Ведущая Д –, Д с кот на данном этапе развития связано появление важнейших новообразований и в русле кот появляются и развиваются др виды Д. Понятие «ведущей Д» выдвинул Леонтьев, использовал Эльконин, кот считал, что для построения переодизации развития психики важна поочередная смена ведущих типов Д.

В любом возрасте сущ своя система Д-ей, но 1 из них явл системообразная/ ведущая Д.

Признаки ведущей Д:

- Д, в форме кот возникают новые виды Д

- Д, внутри кот формируются и перестраиваются различные виды Д

- от ведущей Д зависят основные психические изменения в Л ребенка в данный период.

Цели должны соответствовать направленности Д и собственной мотивации ребенка. Надо вводить элемент игры в обучение детей, т.е. опираться на предыдущую ведущую Д.

По Петровскому: чел – субъект системы чел-их отношений, очень важен соц-психологический аспект. Ведущая Д всегда имеет деятельностно- опосредствованный тип взаимоотношения.

По Эльконину: смена ведущих типов Д:

1.непосредственное эмоц общение со взрослыми (до 12 мес)

2.предметно-манипулятивная Д (1-3 года)

3.сюжетно-ролевая игра (дошкольники)

4.учебная Д младщих школьников (6-7)

5.интимно-личностное отношение со сверстниками (11-15)

6.профессионально-учебная Д

 

 

 

 

Кризисы возрастных периодов

Возрастные кризисы - условное наименование переходных моментов от одного возрастного этапа к другому. Иногда такие периоды называют негативным результатом столкновения развивающейся личности с социальной действительностью.

Кризис новорожденности

Кризис новорожденности отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста.

Идет адаптация к жизни во внешнем мире. Причины кризиса новорожденности:
- Физиологические (рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия).
- Психологические (психика новорожденного ребенка представляет собой набор врожденных безусловных рефлексов, которые помогают ребенку в первые часы его жизни).

Кризис 1 года

Кризис 1 года определяет переход от младенчества к раннему детству. Этот возрастной кризис называют также кризисом становления ходьбы, речи и воли.

Внутренние причины кризиса: нарастание противоречия между потребностями в познании окружающего мира и теми возможностями, которыми ребенок обладает. Возможности являются еще недостаточными для удовлетворения потребностей.
Внешние проявления кризиса: у ребенка появляются аффективные реакции, когда взрослый его не понимает или что-то запрещает делать. Ребенок становиться беспокойным, появляются проявления самостоятельности. Активная потребность в познании окружающего мира. Обычно ребенок, которому в чем-нибудь отказано или которого не поняли, начинает громко кричать, отказывается ходить или ложится и бьет ногами об пол. Это только тенденция, направленная против известных запретов и отказов. В этот период ребенок учится слушать и договариваться.

Главное приобретение переходного периода - своеобразная детская речь, которую Л.С. Выготский назвал автономной.

Кризис 3-х лет

осознание собственного "Я".

Перестраивается социальная позиция ребенка по отношению к его окружающим, к авторитету матери и отца. Он начинает стремиться к самостоятельности.

Л.С. Выготский описывает характеристики кризиса 3 лет.
1) негативизм. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого.
2) упрямство. Реб. требует, чтобы с его мнением считались.

3). Обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше. 3-летний ребенок может начать ругаться отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя

4) своеволие – не физ. самостоятельность, а самостоятельность намерения, замысла.
6) протест-бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями

7) деспотизм - диктует свое поведение (если в семье 1 ребенок)

Кризис 6-7 лет, проблема готовности ребенка к школе

На основе возникновения личного сознания появляется кризис 7 лет.
Этот возраст называют также возрастом смены зубов и возрастов вытягивания.

Основные признаки:
1) потеря непосредственности; возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях. Ребенок испытывает дефицит "обратной связи". Для него в этот период внезапно ставится под сомнение все осмысленное до того существование

2) манерничание (ребенок что-то из себя строит, скрывает что-то);
3) симптом "горькой конфеты" - ребенку плохо, но он старается этого не показать.

Психологическая готовность к школе - сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности.
Интеллектуальная готовность включает в себя: ориентировка в окружающем; запас знаний; развитие мыслительных процессов; развитие разных типов памяти; развитие произвольного внимания
Мотивационная готовность к школе включает: вн утренняя мотивация (реб. хочет много знать)

Кризис 13 лет

переход к подростковому возрасту. Появление рефлексии.

резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Процесс анатомо-физиологической перестройки является фоном, на котором протекает психологический кризис.

Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Увеличиваются рост и вес ребенка, изменяются пропорции тела. Дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими.
В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для подростков характерны изменение АД (артериального давления), повышенная утомляемость, перепады настроения; гормональная буря => неуравновешенность.

+Кризис семнадцати лет. Социализация.

На этапах возрастных кризисов происходит коренная смена всей "социальной ситуации развития" ребенка - возникновения нового типа отношений со взрослыми. Именно в этот период у ребенка возникает интерес к собственному "Я", к изменению "Я", именно в это время не согласуются "Я" реальное и "Я" потенциальное. Понятие "кризис" в данном контексте не несет негативной окраски, но нередко кризисы сопровождаются проявлением отрицательных черт поведения. Это и упрямство, и конфликтность в общении. Возрастные кризисы закономерны и необходимы для развития. Кризисы возраста сопровождают человека на протяжении всей жизни. В школьные годы в рамках возрастного кризиса у детей наблюдается падение успеваемости, ослабление интереса к учебе, снижение работоспособности. Нужно помнить, что на остроту протекания возрастных кризисов оказывают влияние индивидуальные особенности ребенка.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 332; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.245.44 (0.011 с.)