Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные теории и концепции личности.

Поиск

Потребность как источник активности и развития личности.

Потребность –состояние чела, опр. нуждой, необходимостью в чем-либо. Одно из проявлений направленности личности. Это субъективное состояние личности, отвечающее объективной нужде в чем-л., не принадлежащем ей. Активность личности проявл-ся в процессе удовлетворения потребностей

Можно описать как периодич. сост. напряжения в ор-ме жив. сущ-в. У чела возникновение данного состояния вызвано нехваткой к-л в-ва / отсутствие необходимого для индивида предмета. Это состояние объектной нужды в ч-л. что лежит вне индивида, но составляет условие сущ-я, норм ф-ционирования и наз. потребностью.

Потребности бывают: биологические/органические (вода, пища, O2) соц. (потр. в контакте с др. людьми, во внеш. впечатлениях, познават. потебность). Появл. в самом раннем возрасте и сохр. на протяжении всей Ж.

Свойства потребности. П. предметна, т.е. на что-то направлена, отражает нужность предмета, хотя это св-во нек-рое время может быть скрыто, пока П. не найдет свой реал. предмет. П. активирует деят-ть, материальную и духовную, явл-ся ее источником П. обладает способностью удовлетворения и воспроизводства. Деят-ть по удовл-ю потр-й – некий базис нашей Ж. П. динамична, изменчива: - изменение (сужение/расширение) поля предметов, удовл-щих П. (вопросы-«почемучки» -> книги); - изменение способов удовл-я (развитие техники).

Развитые человеческие П. специфичны: Они имеют с оц., историч. хар-р, даже физиологич. потребности социализированы (хотя раньше биологич. и соц. П. противопоставлялись). Чел сам производит предметы, удовл-щие нек-рые его П., причем иногда сам предмет задает потребность (Леонтьев: мы едим шоколад не потому, что нуждаемся в нем, а потому что сам факт его существования ведет к появлению потребности). П. могут быть осознаны, а значит относительно стабильны. Отсюда отн-ное постоянство поведения личности. П. образуют иерархию, системное соподчинение, взаимодействующую структуру, в кот. выделяется какая-то П., кот. на опред. время соподчиняет себе остальные. Л.С.Выготский: иерархия П. возникла в филогенезе, сначала биологические П. – для поддержания жизни, позже целью жизни стало осуществление активности. Создалось единство биологических, социальных и психических потребностей. см. Маслоу пирамида потребностей. Кроме иерархии, П. хар-ся широтой, интенсивностью, устойчивостью, действенностью, осознанностью и т.д. С.Л.Рубинштейн: в потребностях заключен весь чел. Понять чел. – значит понять его П. 2 этапа форм-я каждой потребности: 1) период до первой встречи с предметом, к-рый удовл. потребность. 2) этап после этой встречи. Чел. может испытывать чувство напряжения, но он не может сказать, чем оно вызвано. В ходе поисковой д-ти происх. встреча потребности с ее предметом. Процесс узнавания потребности ее предмета – опредмечивание потребности. В акте опредмечивания рожд. мотив. С появлением мотива потребность получает свою конкретизацию и становится понятной субъекту. Вслед за опредмеч-ем потреб. и возникнов-ем мотива поведение чел. резко мен. С появл. мотива оно получ. свое оформление. Мотив – то, ради чего соверш. д-вие. Сов-ть д-вий, вызванных одним мотивом, наз-ся д-тью. Д-ть, как правило, совершается ради комплекса, а не одного мотива. Полимотивированность чел. д-вий – типичное явление. Но 1 из мотивов всегда ведущий, другие – второстепенные. Второст. мотивы – мотивы стимулов. Они дополнительно стимулир. д-ть. Выделяют: осознаваемые мотивы (жизн. цели) и неосознав. мотивы (до опр. возраста все мотивы неосознав.). Неосознав. мотивы проявл. через эмоции – отражение отношения рез-та д-ти к ее мотиву. Если с т.з. мотива д-ть протекает успешно, то эмоции +, если нет, то эмоции -. Эмоции выступают в кач-ве первичных регуляторов д-вия чел. Мотив связан с определенной потребностью и является побуждением к деят-ти, напр. на ее удовлетворение. Актуальные мотивы и потребности определяют мотивац. сферу человека. Классификация мотивов осуществляется: по видам потребностей, по степени их осознанности. Выделяются системы мотивов: интересы; неосознанные побуждения (установки, влечения). Для формирования мотивов важен результат индивидуализации способов удовлетворения потребностей. Например, потребность во власти можно удовлетворять, заставляя сына по десять раз переписывать домашние работы, а можно — отдавая приказы уничтожить поселки и города. Вознаграждение — это все, что человек считает ценным для себя. внутренние вознаграждения — достижение результата, содержание и значимость работы, общение в процессе работы (дружба, взаимопомощь и т. д); внешние вознаграждения — зарплата и дополн. выплаты, продвижение по службе, символы служебного статуса и престижа, похвалы и признание. Мотивация – различ. по длит-ти и силе проявления, к-рые актуализируются под влиянием особ-ти ситуации, внеш. условий, побуждая чел. д-вать в опр. направлении. Типич. особенностями ситуации, к-рые мотивируют д-ть, явл.: 1) интенсивность; 2) необычность; 3)новизна стимула. Мотив побуждает к д-ти, определяет направленность д-ти (цель и задачи). Цель – осознанный образ предвосхищенного рез-та, на достиж-е к-рого направлено д-вие чел. Целью мотива явл.: предмет, явление или действие (научиться плавать). Задача – заданная в опр. условиях цель д-ти, к-рая должна быть достигнута путем преобразования согласно опр. процедуре. Любая задача вкл. в себя: Любая задача вкл.: 1) треб-я, к-рые надо достичь; 2) условия (известное); 3) искомое (неизвестное); 4) конкр. цель. см. Виды мотивов

 

Мотивы учения: их структура и влияние на учебную деятельность

 

Познавательная деятельность – единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деят-ти. Учение-это деят-ть учащихся в процессе обучения.

Цель учения – познание, сбор и переработка информации об окруж. мире, в конечном итоге выражающиеся в знаниях, умениях и навыках, системе отношений и общем развитии.

Важнейший компонент учения – мотивы = те побуждения, к-рыми ученик руководствуется, Каждая реальная чел. деят-ть полимотивирована, Широкие мотивы выполняют смыслообразующую функцию, а узкие – реальные побудители. Узкие мотивы: угроза наказания, возможность поощрения. Широкие мотивы: будущая жизнь, мечты..

а) Познавательная мотивация

Принято различать уровни познавательного интереса + определять пути и создавать условия его формирования (по Г.И. Щукиной):

o Низший элементарный уровень – внимание к конкретным фактам, знаниям, описаниям, действиям по образцу;

o Второй уровень – интерес к зависимостям, причинно-следственным связям, их самостоятельному установлению;

o Высший уровень – интерес к глубоким теоретическим проблемам, творческой деят-ти по освоению знаний → наличие познавательной потребности.

б) Мотивация достижения успеха

желание хорошо, пра­вильно выполнить задание.

в) Престижная мотивация
хар-на для детей с завышенной самооценкой и лидерскими наклонностями. выделиться среди них, быть первым.
г) Мотивация избегания неудачи
недовольства учителя, санкций родителей.

д) Компенсаторная мотивация

позволяющие утвердиться в другой области — в занятиях спортом, музыкой. низкая успеваемость не становится ис­точником тяжелых переживаний ребенка.

 

 

Способности и их структура

Способности – это такие психологические особ-ти человека, от кот.зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но кот. сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся. Способности предс-ют собой совокупность психических качеств, имеющих сложную структуру.

Так, структура математических способностей включает ряд частных способностей:

1) способность к обобщению математич. Материала

2) гибкость мыслительных процессов при решении матем. Задач

3) способность к лёгкому переводу от прямого к обратному ходу мысли и др.

Структура литературных способностей предполагает высокий уровень развития эстетических чувств, наличие ярких наглядных образов памяти, чувство языка. Специфический характер имеет строение муз-х, педаг-их и др.

ведущими качествами будут педагогический такт, наблюдательность, любовь к детям.К вспомогательным качествам относятся: артистичность, ораторские данные и др. В структуре способностей некоторых индивидов эти общие качества могут быть исключительно ярко выражены, что даёт возможность говорить о наличии у людей разносторонних способностей, об общих способностях к широкому спектру различных деятельностей, специальностей и занятий.

 

 

 

Воля

Все действия: непроизвольные и произвольные.

Непроизвольные совершаются в результате возникновения неосознаваемых побуждений.Они имеют импульсивный характер, лишены четкого плана. Примером могут служить поступки людей в состоянии аффекта (изумления, страха, восторга, гнева).

Произвольные -осознание цели, предварительное представление тех операций, которые могут обеспечить ее достижение, их очередность.

Воля - сознательное регулирование человеком своего поведения и Д, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Она является важным компонентом психики человека, неразрывно связанной с познавательными мотивами и эмоциональными процессами.

Воля — специфически человеческое качество. В поведении жи­вотных имеются лишь некоторые ее аналоги. К ним относится, на­пример, рефлекс свободы.

Воля не относится к числу врожденных или генетически заданных форм поведения. Волевая активность требует преобразова­ния взаимоотношений индивида со средой, формирования у него сознания, новых видов потребностей и способов их удовлетворе­ния. Воля может проявляться не только в совершении какого-либо действия, но и в его задержке или отказе от него. Этим определя­ются тормозные функции волевой активности.

Действия, которые осуществляются на основе сознательных целей, но в условиях пре­одоления внут. или внеш. препятствий, наз. воле­выми действиями. Простые волевые действия для человека привычны, а препятствия легко преодолимы. В сложных волевых действиях преодоление внутренних конфликтов и внешних препятствий требует больших усилий.

Для сложного волевого действия характерны следующие этапы:

осознание цели и стремление достичь ее;

осознание ряда возможностей достижения цели;

Особенность волевых действий за­ключается в том, что цель в них, как правило, подчинена не одному, а двум-трем либо еще большему числу мотивов, различных по со­держанию, силе и значимости для субъекта.

появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;

Здесь каждый из возможных путей проходит обсуждение в аспекте соответствия конкретного пути системе ценностей данного человека.

борьба мотивов и выбор;

Борьба мотивов побуждает чел-ка совершить взаимоисключающие д-вия. Чем более равны по значимости объекты потребностей, тем острее борьба мотивов. На этом этапе волевой акт требует от человека волевых усилий, которые переживаются им как борьба с внешними препят­ствиями и трудностями. Снижают интенсивность волевых усилий усталость, утомление, страх перед неудачей, неверие в собственные силы.

принятие одной из возможностей в качестве решения;

Формируется индивидуальный стиль во­левого поведения. У одних преобладает склонность к рациональ­ным решениям, другие следуют чувству долга.

осуществление принятого решения.

В качестве особого вида волевых процессов выделяются поступ­ки человека. Поступок — это личностно осмысленное поведение, оцениваемое другими людьми как акт нравственного самоопреде­ления. Поступок может быть совершен в виде действия или, напро­тив, бездействия субъекта.

Волевые качества личности

Целеустремленность - это сознательная и активная направленность личности на определенный результат деятельности.

Инициативность — активная направленность личности на совершение действия. Любой волевой акт начинается с проявления инициативы.

Самостоятельность — сознательная и активная установка личности не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе собственных взглядов, убеждений.

Решительность - умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения.

Импульсивность - спонтанность и необдуманность действий, совершаемых под влиянием волевых импульсов.

Энергичность - это концентрация всех сил для достижения поставленной цели.

Настойчивость - мобилизация сил для длительной борьбы с трудностями с целью достижения конкретного результата.

Организованность — способность разумно планировать и упорядочивать ход всей своей деятельности.

Дисциплинированность — сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, требованиям ведения дела.

Самоконтроль — умение контролировать свои действия и подчинять свое поведение решению сознательно поставленных задач.

 

 

Функции и виды эмоций.

Эмоции – субъективные реакции чел-ка на воздействия внешн. и внут-их раздражителей, отражающие в форме переживаний их личную значимость для человека и проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия.

Эмоции сопровождают все проявления жизни и выполняют важные функции в регуляции поведения и деятельности:

1) сигнальная – сигнализирует о возможном развитии событий, их исходе;

2) оценочная – помогает оценить степень полезности или вредности событий;

3) регулирующая – помогает реализовать способы поведения и действий;

4) мобилизующая – повышает тонус организма, положительно влияя на результаты деятельности.

Виды:

1) по модальности: -страх;

- гнев;

Радость.

2) по характеру переживания:

- положительные;

- отрицательные.

3) по воздействию и влиянию:

- стенические, повышают жизнедеятельность и активность;

- астенические, понижают.

Формы:

- чувственный тон, многие ощущения имеют определенную эмоциональную окраску;

- ситуативная эмоция, кратковременная, мало выраженная эмоциональная реакция;

- аффект, ярко выраженная кратковременная поведенческая реакция, кот. полностью захватывает человека, тормозя другие процессы. Почти все пережитые аффекты запоминаются.

- страсть, стойкая и длительная эмоция, где активность направлена на достижение цели или предмета страсти;

- чувства, самая развитая и сложная форма эмоциональных процессов у человека. Есть: высшие, моральные, интеллектуальные;

- настроение, целостное жизнеощущение, окрашивающее поведение человека;

- стресс, смена обычных эмоций беспокойством, вызывающим нарушения в физиологическом психологическом плане.

Три основные взгляда на понятие «эмоции и чувства»

Эмоции - это простейшие переживания с удовлетворением или неудовлетворением органических потребностей.

Чувства связаны с потребностями, которые возникли в ходе исторического развития человечества.

Чувства – своеобразное внутреннее отношение человека к окружающему миру и самому себе.

Эмоция – это форма переживания чувства в конкретной ситуации. Эмоция –душевное волнение.

Напр: самомнение –чувство

Чувство превосходство – эмоция

 

Эмоция – это кратковременный психологический процесс который непосредственно отражает и выражает человек. Эмоции возникают в связи с какими- то событиями, фактами, с тем что побуждает человека действовать.

Если удовлетворяет потребность с т. з. мотива, то возникают положительные эмоции. Каждая эмоция имеет две стороны:

- духовную – это собственно переживания и эмоциональные впечатления, которые происходят.

- телесную – эмоции сопровождающиеся соматическими изменениями, телесными, внутри организма (поза, мимика, выразительные движения).

Доминирующие эмоции чувства оставляют следы на нашем лице.

 

 

37. Индивид, личность, индивидуальность.

В процессе развития человеческого общества, общаясь с другими людьми при помощи языка, человек становится личностью. Он познаёт, осознаёт себя и активно преобразует окружающий мир.

Каждый человек – это индивид. Новорождённый появляется на свет как индивид, но в процессе развития становится личностью. Индивид – категория, указывающая на принадлежность к человеческому роду. Это подчёркивание единичности (в отличие от человека) и неделимости (в отличие от личности). Индивид акцентирует в человеке биологическое, но вовсе не исключает социальных составляющих, присущих человеческому роду. Человек рождается конкретным индивидом, но, став личностью, не перестаёт быть одновременно индивидом.

Личность – человек, развивающийся в обществе и вступающий во взаимодействие и общение с другими людьми с помощью языка. Это человек как член общества, спрессованная социальность, результат формирования, развития и социализации как вхождения в общество и в самого себя. Сказанное не означает, что личность - это существо исключительно социальное, лишённое биологических характеристик. В психологии личности биологическое и социальное существуют не рядоположенно, не в противодействии или в дополнении, а в реальном единстве. Не напрасно С. Л. Рубинштейн говорил, что вся психология человека есть психология личности. В то же время понятия «человек» и «личность» не синонимичны. Последнее подчёркивает социальную ориентированность человека, который становится личностью, если развивается в обществе (в отличие, например от «диких детей»), взаимодействует и общается с другими людьми (в отличие, скажем, от больных от рождения). При такой трактовке всякий нормальный человек, спроецированный на плоскость социальности, одновременно является личностью. Причём у каждого человека существует несколько личностных проявлений в зависимости от того, на какую часть общества он проецируется: семья, работа, дружба. В то же время личность как таковая целостна и едина, системно и иерархически организована.

Существуют и другие, более узкие трактовки понятия личности, когда выделяются те или иные качества, якобы выступающие для неё необходимыми атрибутами. Личностью предлагают считать лишь того, например, кто самостоятелен, ответственен, высокоразвит. Подобные критерии личности являются, как правило, достаточно субъективными, труднодоказуемыми, а потому не выдерживают научной проверки и критики, хотя всегда существовали и, вероятно, будут существовать, особенно в структуре излишне идеологизированных гуманитарных конструкций. Проблема в том, что новорожденного младенца также нельзя назвать не только личностью, но и, строго говоря, человеком. Он, вероятнее всего, претендента «Человека разумного», поскольку не обладает ещё ни сознанием, ни речью, ни даже прямохождением. Хотя, понятно, что для родителей и близких этот ребёнок изначально и убедительно существует и как человек, и как личность.

Индивидуальность – категория, подчёркивающая уникальность и самостоятельность каждой единичной психики (личности, индивида, субъекта). Каждый человек неповторим, и для психологии это такая же исходная данность, как само наличие психики. Другое дело, что не всегда и не все изучаемые психические явления рассматриваются на уровне их индивидуальности, действительной уникальности. Наука невозможна без обобщений, без той или иной типизации, типологизации. Тогда как реальная психологическая практика тем эффективнее, чем более она индивидуализирована.

 

Кризисы возрастных периодов

Возрастные кризисы - условное наименование переходных моментов от одного возрастного этапа к другому. Иногда такие периоды называют негативным результатом столкновения развивающейся личности с социальной действительностью.

Кризис новорожденности

Кризис новорожденности отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста.

Идет адаптация к жизни во внешнем мире. Причины кризиса новорожденности:
- Физиологические (рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия).
- Психологические (психика новорожденного ребенка представляет собой набор врожденных безусловных рефлексов, которые помогают ребенку в первые часы его жизни).

Кризис 1 года

Кризис 1 года определяет переход от младенчества к раннему детству. Этот возрастной кризис называют также кризисом становления ходьбы, речи и воли.

Внутренние причины кризиса: нарастание противоречия между потребностями в познании окружающего мира и теми возможностями, которыми ребенок обладает. Возможности являются еще недостаточными для удовлетворения потребностей.
Внешние проявления кризиса: у ребенка появляются аффективные реакции, когда взрослый его не понимает или что-то запрещает делать. Ребенок становиться беспокойным, появляются проявления самостоятельности. Активная потребность в познании окружающего мира. Обычно ребенок, которому в чем-нибудь отказано или которого не поняли, начинает громко кричать, отказывается ходить или ложится и бьет ногами об пол. Это только тенденция, направленная против известных запретов и отказов. В этот период ребенок учится слушать и договариваться.

Главное приобретение переходного периода - своеобразная детская речь, которую Л.С. Выготский назвал автономной.

Кризис 3-х лет

осознание собственного "Я".

Перестраивается социальная позиция ребенка по отношению к его окружающим, к авторитету матери и отца. Он начинает стремиться к самостоятельности.

Л.С. Выготский описывает характеристики кризиса 3 лет.
1) негативизм. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого.
2) упрямство. Реб. требует, чтобы с его мнением считались.

3). Обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше. 3-летний ребенок может начать ругаться отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя

4) своеволие – не физ. самостоятельность, а самостоятельность намерения, замысла.
6) протест-бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями

7) деспотизм - диктует свое поведение (если в семье 1 ребенок)

Кризис 13 лет

переход к подростковому возрасту. Появление рефлексии.

резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Процесс анатомо-физиологической перестройки является фоном, на котором протекает психологический кризис.

Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Увеличиваются рост и вес ребенка, изменяются пропорции тела. Дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими.
В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для подростков характерны изменение АД (артериального давления), повышенная утомляемость, перепады настроения; гормональная буря => неуравновешенность.

+Кризис семнадцати лет. Социализация.

На этапах возрастных кризисов происходит коренная смена всей "социальной ситуации развития" ребенка - возникновения нового типа отношений со взрослыми. Именно в этот период у ребенка возникает интерес к собственному "Я", к изменению "Я", именно в это время не согласуются "Я" реальное и "Я" потенциальное. Понятие "кризис" в данном контексте не несет негативной окраски, но нередко кризисы сопровождаются проявлением отрицательных черт поведения. Это и упрямство, и конфликтность в общении. Возрастные кризисы закономерны и необходимы для развития. Кризисы возраста сопровождают человека на протяжении всей жизни. В школьные годы в рамках возрастного кризиса у детей наблюдается падение успеваемости, ослабление интереса к учебе, снижение работоспособности. Нужно помнить, что на остроту протекания возрастных кризисов оказывают влияние индивидуальные особенности ребенка.

 

 

Основные теории и концепции личности.

Человек – высокоорганиз. существо, продукт исторического данного общественного строя. Видовое понятие, которое включает в себя две взаимосвязанные системы: биологическую и психическую, духовную. Индивид – отдельный конкретно взятый человек. Индивидуальность обычно рассматривается как совокупность физиологических и психических особенностей конкретного человека, характеризующих его своеобразие. То, что отличает одну человеческую личность от другой. Личность – это конкретный чел в его обществ. сущности, обладающий сознанием и самосознанием, самостоятельностью, достоинством как член общества. Психологич. стр-ра личности - целостное системное образ-е, совокупность социально значимых св-в, кач-в позиций, отн-й, алгоритмов действий и поступков чела, сложившихся пожизненно и определяющих поведение и деятельность. Есть много теорий и подходов к рассмотрению стр-ры личности у отечественных психологов (Платонов, Ковалев) и у зарубежных психологич. школ. Долго отеч. психология стояла на принципах деятельностного подхода. Суть изложена Гальпериным: деятельностный принцип означает требование изучать психич. деят-ть не саму по себе, а в составе внешней, предметной деят-ти субъекта; изучать ее по роли в этой внешней деят-ти, которая определяет саму необходимость психики, и ее конкретное содержание, и ее строение; рассматривать психич. деят-ть не как безличный процесс, а как деят-ть субъекта в плане психич. отражения проблемной ситуации. В отечественной психологии личность изучается с 2х точек зрения: С позиции введения в методологию и теорию психологии личностного принципа. Он означает, что все психич. процессы - внимание, память, мышление - носят активный, избират. хар-р, т.е. зависят от особенностей личности (мотивации, интересов, целей, характера). С т.зр. изучения личности самой по себе - ее стр-ры, особенностей форм-я и развития, самосозн. и самооценки. Л.С. Выготский. Центр. категорией, кот-й Выготский уделял первостепенное внимание - категория сознания. Его концепция была названа культурно-историч., потому что интерпретацию сознания и психич. процессов можно было вывести только из их развития и становления. Форм-е личности, по Выготскому, - процесс культурного развития. А.Н.Леонтьев. Концепция Леонтьева продолжала линию Выготского, утверждая роль соц. детерминации в развитии личности. Ведущим понятием его концепции - категория деятельности. Она рассматривается "как процесс, внутренние противоречия и трансформации которого порождают психику как необходимый момент его развития". Стр-ра личности раскрывается им через понятие мотива и деят-ти. Он утверждает, что "исходя из набора отдельных психологич. / социально-психологич. особенностей чела никакой "стр-ры личности" получить невозможно, что реальное основание личности чела лежит не в заложенных в нем генетич. программах, и не в приобретенных им навыках, знаниях и умениях, а в той системе деят-тей, которые реализуются этими знаниями и умениями". С.Л. Рубинштейн. Личность как целое выражается через триединство: чего хочет чел (потребности, установки), что может (способности, дарования), что есть он сам (потребности и мотивы, закрепленные в характере). Личность рассматривалась как высший уровень организации материи, как регулятор сознания по отн-ю к деят-ти. Личность и ее психич. св-ва являются одновременно результатом и предпосылкой деят-ти. Важным в исследовании личности явл-ся особенности ее включения в более широкий контекст - не только в деят-ть, но и в жизнедеят-ть. "Сущность человеч. личности находит свое завершающее выражение в том, что она имеет свою историю". Личность как субъект жизни имеет 3 уровня организации: 1) психич. склад - индивидуальные особенности протекания психических процессов; 2) личностный склад - качества характера и способности; 3) жизн. склад - нравственность, ум, умение ставить жизн. задачи, мировоззрение, активность, жизненный опыт. Теория структуры личности, разработанная вначале Рубинштейном, а затем Платоновым. Это базовая психологич. модель личности исходит их личностно-деятельностного подхода, основана на принятии целостности и динамич. сопряженности, системности стр-ры личности, на допущении объективной измеримости и жизненной значимости выделенных личностных параметров. Платонов выделил 4 подструктуры личности: - направленность личности; - опыт (професс., художеств. поведенческий); - индивид. способности психич. процессов (познават., эмоц., волевых); - биологически обусловленная подстр-ра (темперамент и патологические изменения личности). Платонов разработал карту личности и методику количественной оценки ур. и динамики личностных особенностей чела. В этой карте наряду с вышеперечисленными подструктурами выделена система черт хар-ра и способностей личности, а также общесоц. хар-ка чела. Б.Г. Ананьев. Им было разработано понятие возраста как основной единицы периодизации жизн. пути чела. Он ставил задачу исследовать связи биологич. особенностей и соц. достижений личности. Особенностью концепции Ананьева - включение чела в более широкий, чем деят-ть, контекст - в контекст человекознания. Идея соц. детерминации личности занимает в концепции Ананьева одно из центр. мест. Соц.фактор рассматривается через понятия соц. статуса, соц. ситуации, образа ж. и проч. Он тщательно исследовал проблему индивид. развития чела. В этой проблеме выделял понятия индивида, личности, субъекта, чела. Личность - наиболее позднее образование по сравнению с индивидом. Это "связано с образованием постоянного комплекса соц. связей, регулируемых нормами и правилами, освоением ср-в общения… предметной деят-ти… Подобно тому, как начало индивида - долгий и многофазный процесс эмбриогенеза, так и начало личности - долгий многофазный процесс ранней социализации индивида, наиболее интенсивно протекающий на втором-третьем годах жизни чела". Б.Г. Ананьев предложил антропологич. подход к исследованию чела, который реализован с пом. проведения генетич. исследований. Гуманистич. психоанализ Э. Фромма. Теория личн. Фромма – попытка преодолеть ограниченность психоаналитич. теории с ее биологизаторской детерминацией развития личности и рассмотреть роль социологич., полит., экон., религ., культ. факторов ее формирования. Личность – это целостность врожденных и приобретенных психич. св-в, характеризующих индивида и делающих его уникальным. Приобретенные св-ва - различия в хар-ре, представляющие проблему этики и свидетельствующие об уровне, достигнутом индивидом в искусстве жить. Обосновывая общественно-историческую обусловленность хар-ра и личности чел., Фромм вводит понятие "соц. хар-ра" как связующего звена между психикой индивида и соц.стр-рой об-ва. Психоанализ Фрейда. Стр-ра личн., по Фрейду, состоит из 3х компонентов – Ид (Оно), Эго ("Я") и Супер-эго (Сверх-Я). Ид функционирует целиком в бессознат. и явл. энерг. основой личности. Эго следует принципу реальности и действует посредством вторичного процесса. Супер-эго включает моральные запреты, нормы, традиц. ценности и идеалы об-ва. Между тремя компонентами личн. существует неустойчивое равновесие, т. к. не только содержание, но и направление их развития противоположны друг другу. Теория самоактуализации Маслоу заложил осн. принципы гуманистич. психологии, предложив в кач-ве модели личн. ответственного чел., свободно делающего свой жизн. выбор. Избегание свободы и ответственности не дает возможности достичь подлинности, аутентичности. Нецелесообразно сосредотачивать свое внимание на детальном анализе отд. событий, реакций, переживаний; следует изучать каждого чел. как единое, уникальное, организованное целое.

 

 

26. Самооценка как личностное новообразование; формирование самооценки.

В становлении индивида как личности существенны процессы личностной идентификации (отождествление себя с др.) и персонализации (личностная самореализация). Представления субъекта о самом себе складываются в опр. «образ «Я». «Образ «Я» это не просто понятие личности о самой себе, а соц. установка, отн-е личности к себе. Поэтому в образе «Я» сущ.: 1) познавательный (когнитивный) знание себя, самосознание; 2) эмоционально - оценочный ценностное отношение к себе; 3) поведенческий особенности регуляции поведения.

К. Роджерс - «Я-концепция» - осознаваемая система представлений индивида о самом себе, на основе кот-й он относится к самому себе и строит свое взаимодействие с др. людьми. Две формы «Я-концепции» реальная и идеальная. В реальной «Я-концепции» - представление личности о себе, о том, какой «Я» есть («Я-реальное»). Идеальная «Я-концепция» - представление личности о своих желаниях, т. е. каким бы я хотел быть («Я-идеальное»). Возможно существование фантастического «Я», т.е. чел смотрит на себя сквозь призму желаний, не учитывая реальных возможностей. Все «Я» в челе одновременно. Образ «Я» - а чрезвычайно динамичное образование личности.

Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, кач-в и места среди др. Она проявляется в его отн-и к достижениям др. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности. У б-ва людей проявл-ся тенденция оценивать себя чуть выше среднего. Это позволяет сделать вывод, что челу свойственна потребность в высокой самооценке, т. е. каждому хочется уважать себя. При совершенствовании самооценки чел ориентируется на некую референтную группу. Референтная гр.–соц. общность, на нормы, мнения, ценности и оценки кот-й они ориентируются в своем поведении и самооценке. Референтные гр. - гр. присутствия и идеальные гр. Гр.присутствия-референтная гр., членом кот-й явл-ся индивид. Идеальная гр.-гр., на ценности кот-й индивид ориент-ся в оценке важных д/него событий, но в ее состав не входит. Самооценка связана с ур.притязания личности, кот-ю можно определить как желаемый ур. самооценки личности, проявляющийся в степени трудности цели, которую инди



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 496; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.124.52 (0.022 с.)