Современные концепции воспитания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современные концепции воспитания



Система методов воспитания

Чтобы уверенно прогнозировать искомый результат, принимать безошибочные научно обоснованные решения, педагог должен профессионально владеть методами воспитания. Под методами воспитания следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. Метод воспитания распадается на составляющие его элементы (части, детали), которые называются методическими приемами. По отношению к методу приемы носят частный, подчиненный характер. Они не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах. И наоборот, один и тот же метод у разных учителей может включать различные приемы. Методы воспитания – способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач воспитания. Метод воспитания – это способ воздействия на ребенка. Выбор методов воспитания осуществляется в соответствии с педагогическими целями, которые ставятся с учетом воспитательной среды, возрастом, индивидуально – типологических особенностей учащихся, уровнем воспитанности конкретного ребенка и коллектива в целом. Метод воспитания всегда зависит от конкретных особенностях ребенка и «его социальной ситуации развития» (Л.С. Выготский). Наконец, метод воспитания всегда определяется личными и профессиональными качествами самого воспитателя. Характеризуя методы воспитания, нельзя не упомянуть прием воспитания. Это составная часть метода, один из его «кирпичиков»

Педагогика как наука всегда стремилась теоретически упорядочить огромное множество методов воспитания. Эта проблема в теории воспитания именуется классификация методов воспитания. В основе любой классификации методов воспитания лежит определенный критерий, т.е. главный признак, основание, по которому методы группируются и обособляются

В педагогике существует многообразная классификация методов воспитания. У Ю.К. Бабанского в основу классификации положена концепция деятельности:

  1. Методы формирования сознания: рассказ, беседа, лекция, дискуссия, диспут, метод примера;
  2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения: упражнение, поручение, требование, приучение, создание воспитывающих ситуаций;
  3. Методы стимулирования поведения: соревнование, игра, поощрение, наказание;
  4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки: наблюдение, анализ результатов деятельности, опросные методы.

Исходя из практической работы педагога, Н.Е. Щуркова предлагает следующие группы методов:

  • методы, с помощью которых оказывается влияние на сознание воспитанников, формируются их взгляды и представления, осуществляется оперативный обмен информацией – методы убеждения.
  • методы, с помощью которых оказывается влияние на поведение воспитанников, организуется их деятельность, стимулируются ее позитивные мотивы – методы упражнения.
  • методы, с помощью которых оказывается помощь в самоанализе и самооценке воспитанника – методы самооценки.

Если вспомнить, что предметом воспитания выступает социальный опыт детей, их деятельность и отношения к миру и с миром, к себе и с самим собой (деятельностно – отношенческая концепция воспитания), то множество методов воспитания можно сгруппировать и выстроить в систему.

Первая группа – методы формирования социального опыта детей, служат накоплению детьми социального опыта, который приобретается за счет социализации: педагогическое требование, упражнение, поручение, пример, ситуация свободного выбора (моделирует момент реальной жизни).

Вторая группа - Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения. Общей особенностью этой группы методов является их вербальность: рассказ, беседа, лекция, дискуссия (диспут).

Третья группа – методы самоопределения личности ребенка, помогают ребенку стать субъектом деятельности, общения, жизнетворчества, формируют у ребенка способность к рефлексии: знанию о себе, своей внешности и характере, способностях и недостатках, о границах своих возможностей. К этой группе относятся методы самопознания (Что я знаю о себе?), методы самоизменения (Каким я хочу быть?), методы взаимопонимания (Что обо мне думают другие?).

Четвертая группа – методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе. В процессе накопления социального опыта, самоопределения своей личности ребенку нужна педагогическая поддержка воспитателя и родителей. Данные методы воспитания помогут детям совместно со взрослыми найти новые резервы своей деятельности, изменить линию поведения, поверить в свои силы и возможности, осознать ценность своей личности. Такими методами являются: соревнование, поощрение, наказание, создание ситуации успеха.

Рассмотренные методы воспитания, бесспорно, не исчерпывают все их многообразие. В конце 70 – начале 80-х годов ленинградские педагоги Т.Е. Конникова и Г.И. Щукина предложили классификацию методов воспитания, где главный критерий – функция метода по отношению к деятельности ребенка: методы формирования общественного сознания, методы формирования положительного опыта, методы стимулирования деятельности. Известный современный московский педагог – новатор и ученый В.А. Караковский предложил классификацию методов воспитания, основным критерием которой избрал средства воспитания и выделил шесть групп методов:

  1. Воспитание словом.
  2. Воспитание ситуацией.
  3. Воспитание делом.
  4. Воспитание игрой.
  5. Воспитание общением.
  6. Воспитание отношениями.

Средства воспитания – с их помощью осуществляется воспитание, это богатейший набор объектов и явлений, предметов окружающей действительности: достижения духовной и материальной культуры своего народа. Определяющими являются различные виды деятельности: игра, учебная, личностное общение).

Классификация методов воспитания

Методы формирования Методы организации деятельности Методы стимулирования
сознания личности и формирования опыта деятельности и поведения
  общественного поведения  
Убеждение Педагогическое требование Соревнование
Внушение Общественное мнение Поощрение
Беседа Приучение Наказание
Лекция Упражнения Создание ситуации успеха
Дискуссия Поручения  
Метод примера Создание воспитывающих ситуаций  

Средства обучения и воспитания

Слово Образ Орудия и приспособления
«Живое слово» Иллюстрации Здания, мебель, оборудование
Аудиозапись Макеты ЭВМ
Печатное слово Видеопродукция Компьютерная техника
  Натуральные объекты Аудиовидеотехника
    Материалы
    Инструменты
    Лабораторное оборудование

 

Современные концепции воспитания

До начала 90-х годов прошлого столетия общепринятой в нашей стране была единственная концепция коммунис­тического воспитания молодежи, хотя передовые педагоги ориентировались в своей деятельности и на другие извест­ные в отечественной и зарубежной науке концепции.

В конце 1980-х годов начался новый этап поиска концеп­туальных подходов. Появились различные научные школы и отдельные ученые, которые разрабатывали теорию воспи­тания.

Концепции призваны были ответить на три основных воп­роса: каковы цели воспитания на современном этапе разви­тия общества? каковы содержание и структура воспитатель­ного процесса? кто в большей степени выступает в качестве субъекта воспитания?

В начале 90-х годов коллективом ученых под руковод­ством А. А. Бодалева, 3. И. Мальковой, Л. И. Новиковой была предложена концепция воспитания учащейся моло­дежи в современном мире. Она ориентирует педагогов на гуманистическое воспитание, социальное взаимодействие с личностью.

Цель воспитания, которая определяется в этой концепции, — всестороннее развитие личности. Задачи воспитания были сформированы следующим образом: приобщение учащихся к системе ценностей; выявление творческого потенциала де­тей; формирование чувства свободы, способности к объ­ективной самооценке; уважение к правилам, нормам совмест­ной жизни; воспитание положительного отношения к труду.

Идеи, предложенные авторами:

■ личностный подход — признание личности высшей со­циальной ценностью; отношение к воспитаннику как субъекту воспитания;

■ природосообразность — учет половых и возрастных осо­бенностей учащихся;

■ культуросообразность — опора на национальные тради­ции народа;

■ гуманизация межличностных отношений;

■ опора на чувства воспитанников.

В рамках этой концепции выделены следующие подхо­ды: деятельностный; дихотомический; дифференциальный; средовой; системный.

Одна из первых концепций, которая появилась в период демократической перестройки школы, была разработана О. С. Газманом и А. В. Ивановым и адресована классным воспитателям.

Авторы обратились к проблеме целей воспитания и наря­ду с идеальной целью — формирования гармонической, всесторонне развитой личности — предложили реальную. Цель — дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе представить условия для разви­тия тех сторон личности, для которых есть наиболее бла­гоприятные субъективные и объективные возможности семьи, школы, общественности, государственной власти на местах.

Базовая культура понимается как некоторая целостность, включающая минимальное, а точнее — оптимальное, нали­чие свойств, качеств, ориентации личности, позволяющих индивиду развиваться в гармонии с общественной культу­рой (т. е. не только не вступать в конфликт с ней, но и вно­сить в ее развитие посильный вклад).

Понятие «культура» включает в гармоническом единстве культуру знания, Культуру творческого действия, культу­ру чувств и общения. Культура — это достижение личнос­тью некоторой гармонии, дающей ей социальную жизнь и труд, а также личностный психологический комфорт.

Авторы подчеркивают, что воспитание должно обеспечи­вать гармонию человека с самим собой через достижение им гармонии с другими людьми, обществом, природой, че­ловеческой деятельностью. Достижение гармонии — тако­ва суть психологического, нравственного, физического здо­ровья человека.

Особое внимание авторы уделяют формированию у ребен­ка культуры жизненного самоопределения, способности к культурной самореализации, самоорганизации и саморе­абилитации.

Главное, что необходимо растущему человеку — это здоро­вье, нравственность и способности умственные, трудовые, ху­дожественные, коммуникативные, которые в свою очередь яв­ляются базой для формирования способности к саморазвитию.

Деятельность, общение и бытие (образ жизни ребенка), по мнению авторов, являются теми сферами и основными средствами, которые обеспечивают достижение воспитатель­ной цели.

Концепция воспитания И. М. Ильинского предлагает в ка­честве цели формирование жизнеспособной, гуманистичес­ки ориентированной индивидуальности по отношению к об­ществу и самой себе.

Жизнеспособность — это наличие у человека (поколения) таких свойств и качеств, которые позволяют не только вы­жить, не деградируя, в «жестких» и ухудшающихся услови­ях социальной и природной среды, но и развиться, духовно возвышаться, воспроизводить и воспитывать потомство, не менее жизнеспособное в биологическом и социальном пла­не, чем родители. Задача жизнеспособной личности т стать индивидуальностью, сформировать свои смысложизненные установки, самоутвердиться, реализовать свои задатки и творческие возможности, преобразуя при этом в своих интересах среду обитания, не разрушая и не уничтожая ее. Жизнеспособность предполагает высокую социальную ак­тивность личности (поколения), направленную на преобра­зование внешней природной и социальной среды и на фор­мирование самого себя в соответствии с заданными целями. В социокультурном плане жизнеспособность проявляется в том, насколько личность и поколение отвечают насущным запросам общества на данном историческом этапе и насколь­ко они могут взять на себя ответственность за его будущее. В соответствии с предложенной стратегической моделью жизнеспособной, гуманистически ориентированной инди­видуальности молодой человек должен обладать следующи­ми личностными и гражданскими качествами: ■ быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни, уметь ориентироваться в экономической, соци­ально-политической обстановке, сохраняя свою мировоз­зренческую позицию, гуманистические идеалы и цен­ности;

■ обладать высокой социальной активностью, целе­устремленностью и предприимчивостью, стремлением к поиску нового и способностью находить оптималь­ные решения жизненных проблем в нестандартных си­туациях;

■ иметь потребность в жизненных достижениях и успе­хе, способности к самостоятельному принятию реше­ний, постоянному саморазвитию своего интеллекта и профессиональных качеств;

■ быть законопослушным, социально ответственным, об­ладать развитым чувством внутренней свободы и соб­ственного достоинства, способностью к объективной са­мооценке и конкуренции с другими;

■ иметь в разумной мере индивидуалистические установ­ки, ориентацию на себя, свои интересы и потребности, обладать рациональным, альтернативным мышлением и прагматическим отношением к жизни;

■ иметь национальное сознание российского гражданина, быть патриотом, борющимся за сохранение единства России и ее становление как великой державы, занима­ющей одно из ведущих мест в мировом сообществе.

Кроме того, каждый жизнеспособный человек должен уметь нанимать и быть готовым отстаивать интересы своей социально-возрастной, профессиональной, этнической, со­циальной общности, к которой он принадлежит по своему происхождению и социальному статусу ит.п.

Системно-синергетический подход к воспитанию лежит в основе концепции Н. М. Таланчука, который определяет путь в будущее через «освобождение от философии борьбы, через освоение разумной и цивилизованной философии жиз­ни, т.е. через воспитание человека разумного, человека ци­вилизованного, ориентированного не на разрушение, а на созидание».

Назовем основные исходные положения, изложенные в концепции Н. М. Таланчука.

Сущность всех педагогических явлений и процессов со­ставляет системный синергетизм.

Любая педагогическая система рассматривается как синергетическая целостность.

Источниками и движущими силами развития являются не противоречия, не борьба, не отрицание отрицания, а си­стемный синергетизм.

Педагогика есть наука 6 системном человековедении; ко­торая не линейно, а системно-синергетически изучает и объ­ясняет все педагогические и социально-педагогические яв­ления и процессы в их единстве и взаимообусловленности. Объективное научное познание всех педагогических яв­лений и процессов может быть только системно-синергетическим, т. е. адекватным их сущности.

В этой связи педагогика рассматривается автором не как наука о воспитании в узком смысле слова, а как наука о системно-социальном человековедении, которое соверша­ется синергетически.

Обосновывая системно-ролевую теорию личности, автор рассматривает такие объективные социальные роли, кото­рые необходимо выполнять каждому человеку, мера осво­ения и качество выполнения которых определяют его соци­альный синергетизм, т. е. социальную жизнеспособность. В этой связи развитие личности Н. М. Таланчук определяет как динамику освоения человеком объективной системы со­циальных ролей и формирования его человековедческой культуры, которое совершается на основе синергетического взаимодействия внешних и внутренних факторов и ус­ловий.

Автор подчеркивает, что воспитание есть не линейный, не однофакторный, даже не полифакторный процесс, а системно-синергетический процесс. Исходя из этого, целью вос­питания, по Н. М. Таланчуку, является формирование гар­монически развитой личности, владеющей человеческой культурой, готовой и способной выполнять объективную систему социальных ролей.

Особое внимание Н. М. Таланчук уделяет характеру вза­имодействия воспитателя и воспитанников, рассматривая это взаимодействие как главную систему в педагогическом процессе, от функционирования которой решающим обра­зом зависит качество воспитания. По его мнению, эта сис­тема есть синергетическая целостность. Вся движущей си­лой являются не противоречия и борьба, а синергетизм субъектов взаимодействия: «эффект воспитания достигается не педагогическим воздействием, а синергетическим вза­имодействием педагога и учащихся»

Синергетическая теория воспитательного взаимодействия требует кардинальной перестройки всего педагогического дела. Поэтому Н. М. Таланчуком предлагалась системно-функ­циональная теория педагогической деятельности и синер­гетическая структура цикла педагогической деятельности. Объективная структура педагогического цикла — субъект-субъектная, и фазы педагогического цикла находятся в синергетическом взаимодействии.

Таким образом, Н. М. Таланчук представил по-новому сущность содержания педагогической деятельности, ее тех­нологию, методы» критерии оценки, педмастерство, педтехнику в их системно-синергетическом единстве и взаимодей­ствии. Автор также предложил системно-функциональную теорию самовоспитательной деятельности личности.

Современный период характеризуется появлением регионалых концепций, которые имеют не только местное зна­чение, но могут быть полезными для любого российского педагога. Так, привлекает внимание Петербургская кон­цепция, авторами которой являются И. А. Колесникова, А. С. Навагина, Е. Н. Барышников.

Цель воспитания, по их мнению, «ориентирована на формирование у личности рефлексивного, творческого, нравственного отношения к собственной жизни в соотне­сении с жизнью других людей» 1. Будучи потенциальным носителем различных социальных ролей (семьянин, член детского сообщества, ученый, житель города, гражданин Отечества, гражданин мира), школьник является кроме этого в плане самореализации неповторимой индивидуаль­ностью, источником творческого начала, субъектом жиз­недеятельности.

В концепции наряду с известными принципами культуросообразности и природосообразности, целостности педа­гогических процессов, демократизации определены также принципы ценностно-смыслового равенства взрослого и ре­бенка, креативности, творческого начала в воспитании.

С начала 1990-х годов был разработан ряд концепций по руководством М. И. Рожкова, которые отражали различные аспекты организации воспитания молодежи. Все концеп­ции были объединены общей идеей развития субъектности ребенка в его социальном развитии.

В1 990 г. была принята в качестве основополагающей кон­цепция социализации ребенка в деятельности детских орга­низаций, в 1996 г. в Ярославской области была разработана концепция региональных подходов к организации воспи­тательной работы, в1998 г. — концепция деятельности классного руководителя.

Во всех этих концепциях содержался общий подход, ко­торый можно назвать синергетическим. В какой-то степе­ни он близок идеям Н. М. Таланчука.

Воспитание зависит от множества факторов, существен­но влияющих на этот процесс. С одной стороны, невозмож­но регламентировать всевозможные влияния на ребёнка, которые формируют у него определенные установки на отношения различным группам людей. С другой Стороны, процесс воспитания всегда будет нелинейным и асиммет­ричным в силу постоянно меняющихся обстоятельств.

Соотношение управляемости и спонтанности процесса вос­питания может быть в полной мере реализовано в синергетическом подходе.

Термин «синергетика» происходит от греческого «синергена» — содействие, сотрудничество. Этот термин акценти­рует внимание на согласованности взаимодействия различ­ных не связанных между собой частей при образовании структуры как единого целого.

Синергетика говорит о том, что в сложных системах в разных временах и масштабах существуют основные пе­ременные, характеристики, параметры, к которым, как пра­вило, подстраиваются все остальные параметры порядка.

Такой основной переменной характеристикой в процессе воспитания являются индивидуализированная программа воспитательного влияния на каждого ребенка, не исключа­ющая при возможности реализации дифференцированного подхода. Именно персонифицированная цель воспитания и является фактором, интегрирующим разнообразные по­зитивные воздействия на ребенка и нейтрализующим нега­тивные воздействия.

Реализация синергетического подхода позволяет расши­рить эвристические возможности педагогического влияния на ребенка. Основная идея этого подхода заключается в от­казе от жестко регламентированного фронтального воздей­ствия на детей без учета реально складывающейся ситуа­ции. В качестве цели организации процесса мы поставили задачу создания базовых условий, обеспечивающих само­развитие каждого ребенка. При этом данный подход рас­сматривает ребенка как субъекта социальной самооргани­зации различных групп детей.

Движущей силой процесса воспитания является разре­шение противоречия между разнообразными (часто разно­направленными) воздействиями на ученика и готовностью ребенка отражать эти воздействия. Это противоречие ста­новится источником развития, если выдвигаемые педаго­гами персонифицированные цели воспитания находятсяв зоне ближайшего развития и возможности учеников соот­ветствуют их оценкам значимости воспринимаемых отно­шений между людьми. И наоборот, подобное противоречие не будет содействовать воспитанию» если ребенок не готов к восприятию позитивных влияний, в том числе со стороны педагога.

Система методов воспитания

Чтобы уверенно прогнозировать искомый результат, принимать безошибочные научно обоснованные решения, педагог должен профессионально владеть методами воспитания. Под методами воспитания следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. Метод воспитания распадается на составляющие его элементы (части, детали), которые называются методическими приемами. По отношению к методу приемы носят частный, подчиненный характер. Они не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах. И наоборот, один и тот же метод у разных учителей может включать различные приемы. Методы воспитания – способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач воспитания. Метод воспитания – это способ воздействия на ребенка. Выбор методов воспитания осуществляется в соответствии с педагогическими целями, которые ставятся с учетом воспитательной среды, возрастом, индивидуально – типологических особенностей учащихся, уровнем воспитанности конкретного ребенка и коллектива в целом. Метод воспитания всегда зависит от конкретных особенностях ребенка и «его социальной ситуации развития» (Л.С. Выготский). Наконец, метод воспитания всегда определяется личными и профессиональными качествами самого воспитателя. Характеризуя методы воспитания, нельзя не упомянуть прием воспитания. Это составная часть метода, один из его «кирпичиков»

Педагогика как наука всегда стремилась теоретически упорядочить огромное множество методов воспитания. Эта проблема в теории воспитания именуется классификация методов воспитания. В основе любой классификации методов воспитания лежит определенный критерий, т.е. главный признак, основание, по которому методы группируются и обособляются

В педагогике существует многообразная классификация методов воспитания. У Ю.К. Бабанского в основу классификации положена концепция деятельности:

  1. Методы формирования сознания: рассказ, беседа, лекция, дискуссия, диспут, метод примера;
  2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения: упражнение, поручение, требование, приучение, создание воспитывающих ситуаций;
  3. Методы стимулирования поведения: соревнование, игра, поощрение, наказание;
  4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки: наблюдение, анализ результатов деятельности, опросные методы.

Исходя из практической работы педагога, Н.Е. Щуркова предлагает следующие группы методов:

  • методы, с помощью которых оказывается влияние на сознание воспитанников, формируются их взгляды и представления, осуществляется оперативный обмен информацией – методы убеждения.
  • методы, с помощью которых оказывается влияние на поведение воспитанников, организуется их деятельность, стимулируются ее позитивные мотивы – методы упражнения.
  • методы, с помощью которых оказывается помощь в самоанализе и самооценке воспитанника – методы самооценки.

Если вспомнить, что предметом воспитания выступает социальный опыт детей, их деятельность и отношения к миру и с миром, к себе и с самим собой (деятельностно – отношенческая концепция воспитания), то множество методов воспитания можно сгруппировать и выстроить в систему.

Первая группа – методы формирования социального опыта детей, служат накоплению детьми социального опыта, который приобретается за счет социализации: педагогическое требование, упражнение, поручение, пример, ситуация свободного выбора (моделирует момент реальной жизни).

Вторая группа - Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения. Общей особенностью этой группы методов является их вербальность: рассказ, беседа, лекция, дискуссия (диспут).

Третья группа – методы самоопределения личности ребенка, помогают ребенку стать субъектом деятельности, общения, жизнетворчества, формируют у ребенка способность к рефлексии: знанию о себе, своей внешности и характере, способностях и недостатках, о границах своих возможностей. К этой группе относятся методы самопознания (Что я знаю о себе?), методы самоизменения (Каким я хочу быть?), методы взаимопонимания (Что обо мне думают другие?).

Четвертая группа – методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе. В процессе накопления социального опыта, самоопределения своей личности ребенку нужна педагогическая поддержка воспитателя и родителей. Данные методы воспитания помогут детям совместно со взрослыми найти новые резервы своей деятельности, изменить линию поведения, поверить в свои силы и возможности, осознать ценность своей личности. Такими методами являются: соревнование, поощрение, наказание, создание ситуации успеха.

Рассмотренные методы воспитания, бесспорно, не исчерпывают все их многообразие. В конце 70 – начале 80-х годов ленинградские педагоги Т.Е. Конникова и Г.И. Щукина предложили классификацию методов воспитания, где главный критерий – функция метода по отношению к деятельности ребенка: методы формирования общественного сознания, методы формирования положительного опыта, методы стимулирования деятельности. Известный современный московский педагог – новатор и ученый В.А. Караковский предложил классификацию методов воспитания, основным критерием которой избрал средства воспитания и выделил шесть групп методов:

  1. Воспитание словом.
  2. Воспитание ситуацией.
  3. Воспитание делом.
  4. Воспитание игрой.
  5. Воспитание общением.
  6. Воспитание отношениями.

Средства воспитания – с их помощью осуществляется воспитание, это богатейший набор объектов и явлений, предметов окружающей действительности: достижения духовной и материальной культуры своего народа. Определяющими являются различные виды деятельности: игра, учебная, личностное общение).

Классификация методов воспитания

Методы формирования Методы организации деятельности Методы стимулирования
сознания личности и формирования опыта деятельности и поведения
  общественного поведения  
Убеждение Педагогическое требование Соревнование
Внушение Общественное мнение Поощрение
Беседа Приучение Наказание
Лекция Упражнения Создание ситуации успеха
Дискуссия Поручения  
Метод примера Создание воспитывающих ситуаций  

Средства обучения и воспитания

Слово Образ Орудия и приспособления
«Живое слово» Иллюстрации Здания, мебель, оборудование
Аудиозапись Макеты ЭВМ
Печатное слово Видеопродукция Компьютерная техника
  Натуральные объекты Аудиовидеотехника
    Материалы
    Инструменты
    Лабораторное оборудование

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 634; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.187 (0.054 с.)