Тема № 13. Документы производства по делам об административных правонарушениях. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема № 13. Документы производства по делам об административных правонарушениях.



ВОПРОСЫ:

1.Общая характеристика документов производства по делам об административных правонарушениях.

2.Документы, составляемые при нарушении водителем автотранспортного средства ПДД.

3.Административный протокол и его структура..

4.Особенности составления административного протокола при совершении отдельных нарушений ПДД.

Постольку в Российской Федерации ежегодно (по данным правовой статистики) в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП) погибает в среднем 35 тыс. человек, данную тему предлагается рассматривать на примере именно такого рода правонарушений, то есть, ДТП.

В соответствии с Инструкцией по организации в органах Российской транспортной инспекции производства по делам об административных правонарушениях (утв. Приказом Минтранса РФ от 26 апреля 1993 г. №28, с изменениями от 18 ноября 1997 г., 10 июня 1998г., 22 декабря 1999г.). Бланки протоколов и постановлений об административных правонарушениях являются документами строгой отчетности и изготавливаются по заказам органов Ространсинспекции на полиграфических предприятиях.

Изготовленные бланки протоколов и постановлений должны иметь типографские учетные серию и номер.

Руководители органов Ространсинспекции обязаны обеспечить современное изготовление, получение и контроль за хранением и использованием по назначению бланков постановлений и протоколов.

Рапорты, протоколы и постановления об административной ответственности должны иметь порядковый номер, который им присваивается при регистрации в журналах учета.

Журналы учета рапортов, протоколов, постановлений составленных на лиц, привлекаемых к административной ответственности по делам об административных правонарушениях, должны храниться у лица, определенного приказом руководителя органа Ространсинспекции, и быть прошнурованы, пронумерованы и скреплены печатью органа Ространсинспекции.

В протоколе об административном правонарушении в графе «код по ОКПО» указывается код предприятий и организаций по Общему классификатору предприятий и организаций (ОКПО) для обработки на ПЭВМ.

Документы, составляемые при нарушении водителем

Автотранспортного средства правил дорожного движения.

Любой автомобилист, учитывая специфику езды по российским дорогам, на подсознательном уровне готов к тому, что в один отнюдь не прекрасный день он может услышать визг тормозов, ощутить удар извне, а потом сокрушенно рассматривать автомобиль – предмет своей недавней гордости.

Дальнейший путь хорошо известен: ГИБДД – оценщик – суд – служба судебных приставов – исполнителей. И все было бы хорошо, если бы в реальной жизни все соответствовало бы описанному в законах, комментариям к ним, ведомственных инструкциях. Многие из тех, кто хоть раз сталкивался с проблемой возмещения вреда в гражданско-правовом порядке, могли бы немало рассказать о своих мытарствах, связанных с процедурой возмещения вреда вследствие ДТП: бесконечная судебная процедура с многочисленными отложениями судебных заседаний, исполнительный лист, произвести взыскание по которому нередко не представляется возможным вследствие отсутствия у должника денежных средств и иного имущества, - все это лишь малая часть того, с чем придется столкнуться тому, кто решил, идя проторенным путем, реализовать свое законное право на возмещение ущерба.

Судебно-арбитражная практика свидетельствует о том, что наибольшее количество споров, связанных с возмещением внедоговорного вреда, составляют споры о возмещении вреда, причиненного в результате ДТП.

При рассмотрении таких споров возникают вопросы, касающиеся доказывания причинной связи между фактами возникновения ДТП и причиненными убытками и размера этих убытков.

Важную роль в этом играют вопросы, связанные с порядком оформления документов, отражающих факт ДТП и сведения о его виновнике.

Основным документом согласно Кодекса РФ об административных правонарушениях является а дминистративный протокол (Приложение №1 к Методическим рекомендациям по организации деятельности ОВД при производстве по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения).

Согласно ст. 28.2 КоАП РФ в административном протоколе указываются дата и место его составления, должность, ФИО лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, ФИО, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если таковые имеются, место, время совершения и событие административного правонарушения, ст. КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающую административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП, о чем делается запись в протоколе.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, составившим его, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему по их просьбе вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

В соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ в случаях, когда фактом невыполнения законного требования сотрудника милиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также невыполнению водителем законного требования сотрудника милиции об остановке транспортного средства предшествовали другие нарушения Правил, о совершении каждого нарушения составляется административный протокол.

 

Существуют некоторые особенности составления административных протоколов при совершении отдельных нарушений правил дорожного движения (ПДД).

При оформлении материалов по факту нарушения ПДД, повлекших за собой причинение вреда здоровью потерпевшего, в дополнение к административному протоколу, составляются:

1) протокол осмотра места дорожно-транспортного происшествия (ДТП);

2) схема места ДТП (Приложение № 4 к Методическим рекомендациям по организации деятельности ОВД при производстве по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения);

3) протокол осмотра транспортного средства (Приложение № 5 к Методическим рекомендациям по организации деятельности ОВД при производстве по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения);

4) справка по ДТП (Приложение № 6 к Методическим рекомендациям по организации деятельности ОВД при производстве по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения).

В схеме места ДТП следует отражать:

v место ДТП (участок автодороги, улицы, населенного пункта, территории или местности); ширина проезжей части, количество полос движения для каждого из направлений, наличие дорожной разметки и дорожных знаков, действие которых распространяется на участок дороги, где произошло ДТП, а также технические средства регулирования дорожным движением;

v ограждения, островки безопасности, остановки общественного транспорта, тротуары, газоны, зеленые насаждения, строения (при их наличии);

v положение транспортных средств после ДТП, следы торможения и волочения, грязи с автомобилей и других предметов, относящихся к ДТП, с их привязкой к стационарным объектам, дорожным и другим сооружениям, тротуарам, обочинам, кюветам, иным элементам дороги;

v направление движения участников ДТП до момента его наступления.

 

Документом, отражающим факт возникновения ДТП, является протокол осмотра технического состояния транспорта, составленный на месте происшествия работниками ДПС в присутствии участников происшествия.

Сведения о виновнике аварии указываются в справке, выдаваемой ГИБДД после выяснения обстоятельств ДТП.

Документами, содержащими указанные сведения, являются также постановления следственных органов или органов дознания об отказе в возбуждении уголовного дела или его прекращении или приговор суда.

В о бъяснениях водителей – участников ДТП фиксируются обстоятельства происшедшего, которые целесообразно описывать согласно примерному перечню обстоятельств, подлежащих отражению в объяснениях водителей – участников ДТП.

По факту ДТП на месте его совершения должностным лицом в соответствии со ст. 28.5 КоАП РФ составляется административный протокол либо принимается решение о проведении административного расследования.

В соответствии со ст. 28.7 КоАП РФ о проведении административного расследования выносится определение о возбуждении дела об административном правонарушении, которое утверждается должностным лицом, указанным в п.5 ч.2 ст.23.3 КоАП РФ.

Сведения о причиненных телесных повреждениях получаются в медицинском учреждении по запросу, куда доставлялся (обращался) или где проходил амбулаторное (стационарное) лечение пострадавший.

Для установления степени тяжести телесных повреждений должностное лицо Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ, осуществляющее проверку обстоятельств ДТП, выносит определение о назначении судебно-медицинской экспертизы (Приложение № 10 к Методическим рекомендациям по организации деятельности ОВД при производстве по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения).

В соответствии со ст.28.4 КоАП РФ по окончании административного расследования при наличии сведений о причинении пострадавшему легкого вреда здоровью потерпевшего в отношении лица, совершившего нарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 12.24 КоАП РФ, составляется административный протокол.

При получении заключения о том, что здоровью пострадавшего причинен тяжкий или средней тяжести вред, сотрудник Государственной инспекции, производивший административное расследование, докладывает материалы начальнику (командиру) подразделения Государственной инспекции для вынесения постановления о прекращении производства по делу и передаче материалов прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания.

При оформлении материалов по факту ДТП, повлекшего причинение материального ущерба, составляется схема места ДТП (Приложение № 4 к Методическим рекомендациям по организации деятельности ОВД при производстве по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения), к которой приобщаются сведения о водителях и транспортных средствах, участвовавших в ДТП (Приложение № 11 к Методическим рекомендациям по организации деятельности ОВД при производстве по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения), объяснения участников и свидетелей ДТП ( Приложение № 7 к Методическим рекомендациям по организации деятельности ОВД при производстве по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения). При этом должностным лицом, оформляющим его, составляется рапорт, в котором излагаются дополнительные сведения, имеющие непосредственное значение для выяснения обстоятельств ДТП и принятия объективного решения по делу.

Должностным лицом Государственной инспекции, оформляющим материалы по факту нарушения Правил, повлекшего ДТП, либо инспектором (старшим инспектором) по административной практике, инспектором (старшим инспектором) по дознанию водителям, участвовавшим в ДТП, выдаются справки об участии в ДТП.

Рассматривая дело об административном правонарушении, орган или должностное лицо выносит постановление по делу.

Постановление должно содержать наименование органа или должностного лица, вынесшего постановление, дату рассмотрения дела, изложение обстоятельств, установленных при рассмотрении дела, указание на нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное административное правонарушение или норму КоАП РФ, принятое по делу решение.

В постановлении по делу об административном правонарушении должен быть решен вопрос об изъятых личных вещах и документах.

Постановление коллегиального органа принимается простым большинством голосов членов коллегиального органа, присутствующих на заседании.

Постановление подписывается должностным лицом, рассматривающим дело, а постановление коллегиального органа- председательствующим и секретарем.

Постановление объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Копии постановления в стечение 3-х дней вручаются или высылаются лицам, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе, если вручаются лично – об этом делается соответствующая запись в деле и ставятся подписи получателей.

 

 

Виды постановлений:

1.О наложении административного взыскания.

2.О прекращении дела производством которое выносится при объявлении устного замечания, передаче материалов на рассмотрение товарищеского суда, передаче дела в суд или если установлены обстоятельства, исключающие производство по делу.

 

 

Тема № 14. Документы, составляемые на стадии предварительного расследования

Уголовного дела.

ВОПРОСЫ:

1.Общая характеристика документов стадии предварительного расследования.

2.Классификация документов предварительного следствия.

 

Каждое действие следователя выполняется в установленном законом порядке и надлежащим образом оформляется. Это достигается посредством составления постановлений и протоколов.

Постановление – решение следователя по наиболее важным вопросам, возникающим в процессе производства предварительного следствия и при его окончании. Такими постановлениями могут быть постановления о принятии дела к производству, о привлечении в качестве обвиняемого, о признаниях участников процесса, о производстве действий по собиранию доказательств (производство экспертизы, обыска, выемки, освидетельствования, др.), о применении мер пресечения и иных мер уголовно-процессуального принуждения, о приостановлении или прекращении производства по делу и т.д.

Протокол – документ, отражающий порядок, содержание и результаты того или иного действия следователя. Протокол составляется при производстве действий, направленных на собирание доказательств (при осмотре, обыске, освидетельствовании, следственном эксперименте, др.). Кроме того, посредством протокола фиксируется выполнение следователем действий, связанных с реализацией прав и законных интересов участников данной стадии (протоколы ознакомления потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика, их представителей, обвиняемого с материалами оконченного следственного производства). Закон определяет необходимые реквизиты, которые должны содержаться в протоколе, такие, как место, время составления, участники того действия, по поводу которого составлен протокол, содержание самого действия, полученные результаты. В том случае если производство действия сопровождалось использованием научно-технических средств, об этом также должно быть указано в протоколе. К протоколу прилагаются фотографические негативы, снимки, кинолента, диапозитивы, фонограммы, слепки, схемы, пленки, оттиски следов.

Протокол должен быть удостоверен подписями следователя и всех лиц, участвующих в производстве соответствующего действия, которые при этом вправе давать свои замечания на запись в протокол.

Итоговым решением следователя при направлении дела в суд является обвинительное заключение.

Законность производства действий следователя обеспечивается посредством участия в них переводчика и понятых.

Участвующим в деле лицам, не владеющим языком, на котором ведется производство, обеспечивается право пользоваться услугами переводчика (ст.134 УПК). Невыполнение этого правила представляет собой существенное нарушение уголовно-процессуального закона, последствием которого является возвращение дела следователю.

Перед началом действия, в котором должен участвовать переводчик, следователь разъясняет ему права, обязанности и ответственность за неправильный перевод. Участвуя в производстве того или иного действия, переводчик вправе задавать участникам этого действия вопросы с целью уточнения перевода, знакомиться в протоколом этого действия, делать замечания в случае неточности фиксации его перевода, обжаловать действия следователя, нарушающего его права.

При производстве осмотра, обыска, выемки, освидетельствования, предъявления для опознания, следственного эксперимента должны присутствовать понятые, т.е. посторонние, не заинтересованные в исходе дела лица в числе не менее 2.

Понятые должны удостоверить факт, содержание и результаты проведенного действия. По поводу этого действия они вправе делать замечания, которые подлежат занесению в протокол. Перед началом самого действия следователь должен разъяснить понятых из права и обязанности (ст.135 УПК). Впоследствии понятой может быть допрошен о правильности проведенного действия и его результатах.

Классификация документов предварительного следствия.

 

УПК РФ определяет общие контуры процессуальных документов, относящихся к различным стадиям уголовного судопроизводства, их составление в существенной степени определяется опытом и знанием практики по выполнению различного рода процессуальных действий. Здесь важно отступить от тех стереотипов, которые весьма настойчиво рекомендуются некоторыми правоведами.

Процессуальные действия, осуществляемые в рамках предварительного следствия, можно условно классифицировать по следующим основаниям (этапам производства предварительного следствия):

1. Документы, фиксирующие процессуальный порядок общих условий следствия:

1.1 Постановления:

v Постановление следователя о принятии уголовного дела к производству, о соединении нескольких уголовных дел в одном производстве, о признании потерпевшим, гражданским истцом, о привлечении в качестве гражданского ответчика, о недопустимости разглашения данных предварительного следствия.

1.2 Протоколы:

v Протокол допроса подозреваемого, о допущении защитника к участию в уголовном деле, др.

1.3 Запросы о проверке по учету информационных центров.

2. Процессуальные акты, связанные с привлечением в качестве обвиняемого:

2.1 Постановления:

v Постановление о привлечении в качестве обвиняемого, об отстранении обвиняемого от должности, т.д.

2.2 Протоколы

v Допроса обвиняемого, очной ставки обвиняемого с потерпевшим.

3. Процессуальные документы, с помощью составления которых оформляется задержание и применение мер пресечения:

3.1 Постановления:

v О применении в качестве меры пресечения заключения под стражу, о применении в качестве меры пресечения личного поручительства, об отдаче под присмотр несовершеннолетнего обвиняемого, постановление об изменении меры пресечения.

3.2 Протоколы:

v Протокол задержания

3.3 Обязательства:

v Обязательства о явке обвиняемого

3.4 Подписка:

v О личном поручительстве, о невыезде, о присмотре за несовершеннолетним обвиняемым

4. Документы, процессуально оформляющие допрос потерпевших и свидетелей:

4.1 Протоколы:

v Протокол допроса потерпевшего, допроса свидетеля

5. Процессуальные документы, фиксирующие процесс предъявления для опознания:

5.1. Протоколы:

v Предъявление лица для опознания, предъявление предмета для опознания, предъявление для опознания по фотографии, опознания трупа.

6. Процессуальные документы, процессуально оформляющие такие действия, как обыск, выемка, наложение ареста на имущество:

6.1 Постановления:

v О производстве выемки, о производстве обыска, о наложении ареста на имущество

7. Осмотр, следственный эксперимент, прослушивание телефонных переговоров оформляется следующими процессуальными документами:

7.1 Протоколы:

v Протокол ОМП, следственного эксперимента, о воспроизведении магнитной записи

7.2 Постановления:

v О прослушивании телефонных переговоров

8. Производство экспертизы осуществляется с обязательным составлением следующих процессуальных документов:

8.1 Постановления

v О назначении судебно-медицинской экспертизы, судебно-баллистической экспертизы, о назначении комплексной экспертизы и т.п.

8.2 Протоколы:

v Протокол объявления обвиняемому о назначении экспертизы, о предъявлении обвиняемому заключения эксперта

9. Приостановление и окончание предварительного следствия

9.1 Постановления

v О приостановлении предварительного следствия и розыске обвиняемого;

v О приостановлении предварительного следствия по причине тяжкого заболевания обвиняемого;

v О приостановлении предварительного следствия вследствие неустановления лица, совершившего преступление;

v О розыске и применении меры пресечения;

v О возобновлении предварительного следствия;

v О прекращении уголовного дела с передачей виновного на поруки;

v О прекращении уголовного дела вследствие недостижения виновным требуемого возраста;

9.2 Протоколы:

v Протокол ознакомления потерпевшего с материалами уголовного дела;

v Протокол объявления обвиняемому об окончании предварительного следствия и о предъявлении ему материалов дела.

10. Обвинительное заключение.

Представляет собой процессуальный документ, завершающий процедуру предварительного следствия.

 

Протоколы, составляемые в ходе предварительного расследования.

Протокол следственного действия составляется в ходе следственного действия или непосредственно после его окончания. Протокол может быть написан от руки или изготовлен с помощью технических средств.

В протоколе указываются:

1. место и дата следственного действия, время его начала и окончания с точностью до минуты;

2. должность, ФИО лица, составившего протокол;

3. ФИО каждого лица, участвующего в следственном действии, а в необходимых случаях его адрес и данные о его личности

 

В протоколе описываются процессуальные действия в том порядке, в каком они производились, выявленные при их производстве существенные для данного дела обстоятельства, а также излагаются заявления лиц, участвующих в следственном действии. В протоколе должны быть указаны технические средства, примененные при производстве следственного действия, условия и порядок их использования, объекты, к которым эти средства были применены, и полученные результаты. Протокол предъявляется для ознакомления всем лицам, участвующим в следственном действии. При этом указанным лицам разъясняется их право делать подлежащие внесению в протокол замечания о его дополнении и уточнении. Все внесенные замечания о дополнении и уточнении протокола должны быть оговорены и удостоверены подписями этих лиц.

Протокол подписывается следователем и лицами, участвующими в следственных действиях.

К протоколу прилагаются фотографические негативы и снимки, киноленты, др.

Протокол должен содержать запись о разъяснении участникам следственных действий их прав, обязанностей, ответственности и порядок производства следственного действия, которая удовлетворяется подписями участников следственных действий.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 469; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.70.9 (0.057 с.)