Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система правового регулирования бухгалтерского учета и отчетности.

Поиск

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России представляет собой совокупность нормативных правовых актов, которые регламентируют организацию и ведение бухгалтерского учета в организациях и определяют компетенцию государственных органов, действующих в данной сфере. Эта система состоит из актов нескольких уровней юридической силы. Первый уровень - законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете. В соответствии с п. "р" ст. 71 Конституции РФ вопросы бухгалтерского учета находятся в ведении Российской Федерации. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации (ст. 76 Конституции РФ.

Основными целями законодательства о бухгалтерском учете являются: - обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями; - составление и предоставление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности. Второй уровень системы представляют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 г. N 34н, определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности, а также взаимоотношения по этим вопросам организаций с внутренними и внешними потребителями бухгалтерской информации. Данный акт является комплексным, регулирующим в целом вопросы бухгалтерского учета и отчетности.

В соответствии с Программой реформирования бухгалтерского учета Минфином РФ утверждаются Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), регулирующие отдельные вопросы, направления ведения бухгалтерского учета и отчетности (учет отдельных видов имущества и операций, отдельные этапы бухгалтерского учета и т.п.). В настоящее время приняты и действуют следующие ПБУ.- 24

Необходимость Положений заключается в детализации ими правил ведения бухгалтерского учета, изложении основных понятий, относящихся к отдельным участкам учета. Кроме того, в Положениях (стандартах) говорится о тех или иных возможных бухгалтерских приемах без раскрытия конкретного механизма применительно к определенному виду деятельности или организационно-правовой форме. Такое раскрытие осуществляется в документах третьего уровня системы - методических указаниях, методических рекомендациях, инструкциях. (Методические указания по инвентаризации имущества Методические указания по бухгалтерскому учету материально производственных запасов. Методическими указаниями и рекомендациями устанавливаются особенности ведения бухгалтерского учета для отдельных видов организаций.- Типовыми рекомендациями по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению,

К данному уровню относятся многочисленные оперативные указания Министерства финансов РФ по вопросам, впервые возникающим в хозяйственной деятельности организаций. Четвертый уровень в системе составляют локальные нормативные акты,- принимаемые организацией и формирующие ее учетную политику в методическом, техническом и организационном аспектах.

не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Министерства финансов РФ. Право регулирования бухгалтерского учета предоставлено, в частности, ЦБ РФ(положение "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях)

К документам в области регулирования бухгалтерского учета в России относятся:

• федеральные стандарты;

• отраслевые стандарты;

• рекомендации в области бухгалтерского учета;

• стандарты экономического субъекта.

28. Основные требования к ведению бухгалтерского учета. Правовые основы.

Ведение и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта. В случае, если индивидуальный предприниматель, лицо, занимающееся частной практикой, ведут бухгалтерский учет, они сами организуют ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета, а также несут иные обязанности, установленные законом для руководителя экономического субъекта.

Руководитель экономического субъекта обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. Руководитель кредитной организации обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера. Руководитель субъекта малого и среднего предпринимательства, а также руководитель некоммерческой организации, имеющей право применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, может принять ведение бухгалтерского учета на себя.

Основные требования к ведению учета заключаются в следующем:

• бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в рублях;

• имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации;

• бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации;- учет должен быть постоянным, адекватным по времени всем совершенным хозяйственным операциям.

• организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов;- учет ведется во взаимосвязанном отражении каждой совершенной операции одновременно на двух счетах: дебете одного счета и кредите другого;,

• Требование документирования хозяйственных операций – это: – все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться первичными учетными документами,

• данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета;

• Требование сплошного учёта- все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах без каких-либо пропусков или изъятий;

• в бухгалтерском учете организаций текущие затраты на производство продукции и капитальные вложения учитываются раздельно

29. Правовые основы учетной политики организации.

Под учетной политикой понимают совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета.

Экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами. При этом в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета выбирается конкретный способ ведения учета.

Кроме закона о бухучете к источникам правового регулирования формирования учетной политики нужно отнести Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008), утвержденное приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н.

Если в отношении конкретного объекта федеральными стандартами способ ведения учетане установлен, такой способ разрабатывается экономическим субъектом самостоятельно.

Учетная политика должна применяться последовательно из года в год. Изменение учетной политики может производиться при следующих условиях:

1) изменении требований, установленных законодательством о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;

2) разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета,

применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;

3) существенном изменении условий деятельности экономического субъекта.

В целях обеспечения сопоставимости бухгалтерской (финансовой)

отчетности за ряд лет изменение учетной политики по общему правилу производится с начала отчетного года.

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета и утверждается руководителем организации.

При этом утверждаются:

рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

способы оценки активов и обязательств;

правила документооборота и технология обработки учетной информации;

порядок контроля за хозяйственными операциями;

другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

 

30. Правовые основы бухгалтерской отчетности.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность - информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными законом.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.

Новый закон о бухучете существенно изменил правила составления и представления бухгалтерской отчетности. Если ранее обязательно представляли годовую и квартальную отчетность, то теперь обязательна для всех только годовая отчѐтность. Подписывается она только руководителем (ранее подписывал также главный бухгалтер).

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность состоит из:

- бухгалтерского баланса, - отчета о финансовых результата х (ранее этот документ назывался «Отчет о прибылях и убытках»; и -приложений к ним.

Бухгалтерский баланс группирует активы и пассивы компании в денежном выражении. Отчѐт о финансовых результатах содержит данные о доходах, расходах и финансовых результатах в сумме нарастающим итогом с начала года до отчѐтной даты. Отчѐт об изменениях капитала раскрывает информацию о движении уставного капитала, резервного капитала,

 

дополнительного капитала, а также информацию об изменениях величины нераспределѐнной прибыли (непокрытого убытка) организации. Отчѐт о движении денежных средств показывает разницу между притоком и оттоком денежных средств за определѐнный отчѐтный период.

31. Предпринимательский договор – понятие и значение.

В условиях рыночного ведения хозяйства договор стал основной правовой формой организации экономических отношений между хозяйствующими субъектами29. Понятие «предпринимательский договор» широко применяется в учебной и научной литературе. Однако легальное определение отсутствует в действующем законодательстве и правоприменительной практике. Следует отметить, что четкое разграничение предпринимательского договора и гражданско-правового договора имеет принципиальное значение при дуализме частного права. Поскольку в России дуализм отсутствует, выделение предпринимательского договора из гражданско-правовых договоров имеет скорее доктринальное и классификационное значение.

Очевидно, наиболее широким объемом охвата правоотношений обладают гражданско-правовые договоры, включающие в себя полностью договоры с участием предпринимателей (особенностью данного вида договоров является необходимость усиленной защиты слабой стороны правоотношений – потребителей, как, например, в договоре розничной купли-продажи, ст. 492 ГК РФ). Частично категория гражданско-правовых договоров охватывает и предпринимательские договоры (к примеру, договор коммерческой концессии, ст.1027 ГК РФ, договор поставки, ст. 506 ГК РФ, договор финансовой аренды (лизинга), ст. 665 ГК РФ). Однако сфера действия, предмет предпринимательских договоров выходит за рамки гражданско-правовых договоров. Понятие предпринимательского договора основывается на понятии предмета предпринимательского права, включающего несколько видов правоотношений. Следовательно, в сферу действия предпринимательских договоров входят, помимо договоров частного характера, также организационные договоры (например, договор инвестиционного товарищества, концессионное соглашение, соглашение о разделе продукции).

предпринимательский договор - это соглашение лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, об установлении, изменении или прекращении предпринимательских прав и обязанностей, направленных на достижение установленных соглашением целей. Предпринимательский договор – это правовая категория, имеющая как общие, так и специальные признаки договора31. Предпринимательский договор — это прежде всего волевой акт, т. е. взаимное соглашение двух и более сторон. Именно волевые действия составляют сущность любого договора32. По словам О.А. Красавчикова, «договор, напомним еще и еще раз,- соглашение сторон»33.

Основными отличительными чертами предпринимательских договоров являются:

Пп договоры заключаются в процессе осуществления пп деятельности. Соответственно, не могут считаться пп договоры, не связанные с осуществлением пп деятельности (например, опосредующие благотворительную деятельность);+

1. Субъектный состав. – между предпринимателями

2. Объект договора.

3. Особый учет имущества предпринимателей.

4. Повышенный размер ответственности.

5. Максимальный объем хозяйственной компетенции.

Договор выступает в качестве средства планирования предпринимательской деятельности. На основе заключенных договоров формируется производственная программа предприятия, разрабатывается инвестиционная программа. Договор является основным регулятором поведения контрагентов. Нормативные правовые акты создают правовую основу предпринимательской деятельности. Договор же устанавливает конкретный правовой режим хозяйственных связей между партнерами, определяет формы взаимодействия сторон, порядок и условия исполнения договорных обязательств, устанавливает контроль за их исполнением.

 

32. Основания, формы и методы государственного регулирования предпринимательской деятельности.

В любой современной правовой системе существует необходимость государственного воздействия на экономику. Необходимость государственного воздействия на экономику в условиях рынка определяется как минимум следующими задачами, связанными с охраной публичных интересов: а) обеспечения государственных и общественных нужд, приоритетов в экономическом и социальном развитии; б) формирования государственного бюджета; в) защиты окружающей среды и пользования природными ресурсами; г) обеспечения занятости населения; д) обеспечения обороноспособности и безопасности страны; е) реализации свободы предпринимательства и конкуренции, защиты от монополизма;

ж) соблюдения правопорядка во внешнеэкономической деятельности предпринимателей и иностранного инвестирования

Как видно из этого перечня причин (оснований) государственного воздействия на предпринимательскую деятельность, они лежат в сфере публичных интересов государства и общества. Среди них основания: экологические, экономические, социальные, политические, юридические.

Государственное воздействие – целенаправленная деятельность государства (его органов), осуществляемая в правовой форме, в которой реализуется экономическая политика государства.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности представляет собой воздействие государства на нее путем принятия нормативно-правовых актов, правовых актов индивидуального регулирования, организации контроля за соблюдением требований законодательства к предпринимателям и применения мер стимулирования и ответственности к нарушителям этих требований.

Можно выделить основные направления государственно-правового регулирования экономики в целом и предпринимательской деятельности в частности. Это, например: -антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности; -использование форм и методов государственного планирования и нормирования (нормы, нормативы, квоты система государственных, региональных и муниципальных заказов);- государственное регулирование национального рынка России; -государственный контроль за предпринимательской деятельностью; государственное регулирование международных экономических отношений.

В самом общем виде можно выделить 2 метода:

-прямой или административный метод (установление запретов).

-косвенный или экономический (основан на товарно-денежных рычагах – налоги, проценты за кредит, различные косвенные стимулы и т.д.).

К методам прямого (административного) государственного воздействия относятся: определение стратегических целей развития экономики, их выражение в индикативных и других планах; государственные заказы и контракты на поставку определенных видов продукции; нормативные требования к качеству и сертификации технологии и продукции; правовые и административные ограничения и запреты по выпуску отдельных видов продукции и др.

Методами косвенного регулирования экономических процессов являются:

налогообложение;уровень обложения и система налоговых льгот; платежи за ресурсы, ставки за кредит и кредитные льготы.

Как видно, в состав прямых методов включены разнопорядковые явления:

цели развития экономики, государственные заказы и контракты (последние, по мнению большинства ученых-цивилистов, есть вид гражданско-правового договора); административные средства (требования к качеству и сертификации, запреты и ограничения).

Государственное воздействие проявляется на всех этапах производственного цикла:

- до эксплуатации (лицензирование, сертификация, согласование планов);

- эксплуатационное (производственное);

- постэксплуатационное (утилизация);

Форма — это внутренняя организация, способ связи элементов внутри системы. По поводу понятия правовой формы в юридической литературе высказано множество различных точек зрения. Термин «правовая форма» понимается как совокупность правовых норм (правовой институт), система права, система законодательства, норма права и др. Применительно к юридическим лицам используется понятие «организационно-правовые формы»,к вещным правам — понятие «формы принадлежности имущества субъектам предпринимательской деятельности», к предпринимательским договорам — понятие «форма заключения». Предпринимательская деятельность — это содержание, государственное регулирование — форма. Соответственно правовой формой государственного регулирования предпринимательской деятельности является прежде всего акт (плановый акт, целевая программа, разрешение, квота, лицензия, предписание и др.), с которым связываются предусмотренные законом последствия. Правовыми формами государственного воздействия на экономику являются нормативно-правовые акты (регулируют поведение неопределенного круга лиц) и акты ненормативного характера. В последнем случае речь идет об актах индивидуального регулирования, касающихся конкретного субъекта. 1 ) акты позитивного регулирования. Они принимаются при отсутствии правонарушения и определяют права и обязанности конкретного лица. К ним, в частности, относятся: а) акты регистрации:; б) акты-разрешения: - в) акты согласия на совершение хозяйствующим субъектом определенных действий. г) в государственном и муниципальном секторах экономики применяются и акты директивного характера в отношении унитарных предприятий: - акты планирования. - акты-распоряжения: о проведении аудиторской проверки предприятия, об утверждении сметы доходов и расходов казенного предприятия, об изъятии у казенного предприятия излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества и проч.; 2) акты реагирования на правонарушения путем применения санкций и мер ответственности (например, предписания в адрес нарушителя, взыскание с него штрафа в пользу государства). Ненормативные акты государственного органа или органа местного самоуправления, нарушающие права и охраняемые интересы предпринимателей, могут быть оспорены и признаны арбитражным судом недействительными (ст. 13 ГК, ст. 29 АПК РФ)

33. Правовые основы функционирования государственного сектора экономики. Правовые основы управления государственной собственностью.

Большинство российских и зарубежных исследователей подчеркивают смешанный характер современной экономики в развитых государствах, предполагающий существование государственного сектора в экономике.

Государственный сектор – составная и неразрывная часть рыночных отношений, элемент рынка. При этом государственный сектор – инструмент, с помощью которого государство активно воздействует на рынок: через закупки продукции, путем прямого или косвенного влияния на цены и тарифы.

Государственный сектор экономики – совокупность экономических отношений, связанных с реализацией права государственной собственности (величина не просчитывается, примерно 30 %).

Основа управления государственной собственностью – ст. 212 ГК РФ, ст. 214 ГК РФ. (В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. 2. Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. 3. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом. Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности. 4. Права всех собственников защищаются равным образом.
Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). 2. Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. 3. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса. 4. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296). Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. 5. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.
Управление государственным имуществом осуществляется в следующих формах:

• создание хозяйственных обществ с долей участия государства,

• создание унитарных предприятий,

• создание холдингов и ФПГ,

• передача государственного имущества в аренду,

• передача государственного имущества в доверительное управление,

• специальное право («золотая акция»),

• Государственное имущество может быть использовано для любых

• публичных задач государства.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 903; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.42.5 (0.019 с.)