Предпринимательское право как отрасль российского права- 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предпринимательское право как отрасль российского права-



Роль арбитражной практики в применении законодательства о предпринимательской деятельности.

Неоднозначное место в науке российского права занимает судебная практика как источник права в целом, так и предпринимательского права в частности. Поскольку Российская Федерация принадлежит к континентальной системе права, то судебный прецедент не относится к источнику права.

Несмотря на это большое значение приобрела арбитражная практика. Без многих Постановлений Пленумов Высшего арбитражного суда, информационных писем, обзоров, а также совместных Постановлений с Верховным судом РФ сегодня невозможно было осуществлять предпринимательскую деятельность.

Система Арбитражных судов претерпела существенные изменения. 5 февраля 2014г. был подписан Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации № 2-ФКЗ10, которым ст.127 была исключена, а ст.126 была изложена в новой редакции, а именно: Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью этих судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Таким образом, место Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации заняла Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Особым являлось и правовое положение Высшего Арбитражного Суда РФ.

В отношении Высшего Арбитражного Суда РФ устанавливалось специальное правовое регулирование - нормами Конституции РФ. По мнению И.П. Малиновой, интерпретационные акты Высшего Арбитражного Суда РФ, наряду с интерпретационными актами Конституционного Суда РФ, в полной мере обладают качествами доктринального толкования, поскольку составляются на высоком научном уровне. В контекстуальную базу официального толкования входят концепции юридической науки, и субъект, осуществляющий интерпретацию, «в соответствии со своим юридическим мировоззрением совершает выбор, опираясь при толковании на ту научную концепцию, которая,по его мнению, наиболее адекватно отражает правовую реальность и методологически плодотворна.ВАС РФ являлся единственным органом в системе арбитражных судов, который посредством принятия собственных актов мог создавать правовые нормы. В большей мере данное положение относилось к Пленуму ВАС РФ, который, давая разъяснения по отдельным вопросам правоприменения, в рамках своего постановления определял порядок действия той или иной правовой нормы, создавая тем самым самостоятельное правовое предписание.

Ряд ученых-юристов включает подобные документы в систему законодательства, именуя их судебными актами. Однако до настоящего времени данный вопрос остается дискуссионными, поскольку судебные решения, равно как и судебный прецедент, не являются характерными источниками права для нашей правовой системы.

12. Понятие и виды субъектов предпринимательского права. Понятия «Хозяйствующий субъект» и «Экономический субъект».

Субъекты предпринимательского права — это лица, непосредственно осуществляющие предпринимательскую деятельность, а также публичные образования, которые в лице органов власти и местного самоуправления регулируют и контролируют эту деятельность. Субъектный состав в праве предпринимательском такой же, как и в гражданском. В основе и вертикальных, внутрифирменных отношений лежат отношения горизонтальные.

Субъектами предпринимательского права являются:

1) индивидуальные предприниматели — физические лица (граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства);

2) юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации), в том числе иностранные;

3) Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования.

Субъектами предпринимательского права выступают и государственные органы, осуществляющие функции руководства и регулирования предпринимательской деятельности.

Выделяют особых субъектов, которые играют специфическую роль на рынке. В числе субъектов предпринимательского права называются холдинги, финансово-промышленные группы (ФПГ), хозяйственные партнерства и другие интегрированные структуры.

Понятия «Хозяйствующий субъект» и «Экономический субъект».

хозяйствующий субъект -коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации;(фз о защите конкуренции)

Хозяйственные общества и хозяйственные товарищества.

Хозяйственное общество и хозяйственное товарищество – коммерческие организации, созданными на добровольной основе на началах членства, и наделяются законом общей правоспособностью. Они становятся собственниками имущества, образованного за счет вкладов учредителе (участников), а также произведенного и приобретенного в процессе их деятельности.

Отличия хозяйственного общества от хозяйственного товарищества:

1. Х.Т. –объединение лиц.Х.О. –объединение капиталов.

Т.е. в Х.Т. помимо имущественных вкладов предполагается непосредственное, личное участие в делах товарищества. Эти дела должны вести сами участники, не привлекая к ним наемных лиц. Участниками Х.Т. (полными товарищами) могут быть только индивидуальные предприниматели и коммерческие организации.

2. Участники товариществ(за исключением вкладчиков)в отличие отучастников обществ несут неограниченную ответственность личным имуществом по обязательствам таких товариществ при недостатке у последних собственного имущества.

Хозяйственные общества.

Общество с ограниченной ответственностью –хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли. Участники не отвечают по долгам общества и несут риск убытков в пределах внесенных ими вкладов, а общество не отвечает по долгам участников. Число участников – не более 50. Иначе ООО необходимо преобразовать в ОАО или производственный кооператив. ООО может быть учреждено единственным участником. ООО не вправе иметь в качестве учредителя другое общество, учрежденное единственным лицом.

В ООО двухзвенная структура правления:

Высший орган – собрание участников (или единственный учредитель).

Исполнительный орган: всегда единоличный (директор) и при необходимости создается коллегиальный.

Участник при выходе из ООО имеет право на выплату ему части имущества, соответствующей его доли.

Общество с дополнительной ответственностью –соответствуетпризнакам ООО, за исключением дополнительной ответственности участников.

Участники солидарно несут субсидиарную (дополнительную) ответственность по долгам ОДО, т.е. отвечают при недостаточности имущества самого общества.

Со вступлением в силу Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" данная организационная форма предпринимательской деятельности будет исключена.

Акционерное общество (ЗАО или ОАО) -хозяйственное общество,уставныйкапитал которого разделен на определенное число акций, а его участники (владельцы акций - акционеры) не отвечают по долгам общества и несут лишь риск убытков в пределах стоимости принадлежащих им акций. Выход из общества может быть осуществлен только путем отчуждения акции (акций) другому лицу. Таким образом, акционерное общество гарантировано от уменьшения своего имущества вследствие выхода из него участников.Значение акционерного общества заключается в возможности привлечения и централизации крупного капитала, первоначально распыленного среди множества мелких владельцев.

Акционерные общества разделяются на закрытые (ЗАО) и открытые (ОАО).

ОАО вправе продавать свои акции среди неопределенного круга лиц.

Акционеры ОАО вправе и сами свободно отчуждать принадлежащие им акции как другим акционерам, так и третьим лицам. ЗАО могут распределять свои акции только между учредителями или иным заранее определенным кругом лиц.

Количество участников ЗАО не должно превышать 50.

Структура управления АО:

Высший орган – общее собрание акционеров, которое имеет исключительную компетенцию на изменение устава, принятие решений о реорганизации или ликвидации, образование исполнительных органов и др.

Совет директоров (наблюдательный совет) (если больше 50 участников – обязателен).

Исполнительный орган (единоличный и (или) коллегиальный) – занимается решением всех вопросов, не составляющих исключительную компетенцию общего собрания и Совета директоров.

С 1 сентября 2014 года создание Закрытых акционерных обществ не предусмотрено.

Хозяйственные товарищества.

Полное товарищество –товарищество,участники которого в соответствиес заключенным между ними учредительным договором, осуществляют предпринимательскую деятельность от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом.

Лицо может быть участником только одного полного товарищества.

Управление деятельностью полного товарищества осуществляется по общему согласию всех участников. Учредительным договором товарищества могут быть предусмотрены случаи, когда решение принимается большинством голосов участников.Прибыль и убытки полного товарищества распределяются между его участниками пропорционально их долям в складочном капитале, если иное не предусмотрено учредительным договором или иным соглашением участников.

Товарищество на вере (коммандитное) - товарищество,в котором наряду сучастниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников - вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.

Управление деятельностью товарищества на вере осуществляется только полными товарищами.

Производственный кооператив (артель) –коммерческая организация,представляющая собой добровольное объединение не являющихся предпринимателями граждан для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом (или ином) участии и объединении определенных имущественных (паевых) взносов, при их личной ограниченной субсидиарной ответственности по обязательствам этой коммерческой организации.

Высшим органом управления кооперативом является общее собрание его членов.

Хозяйственное партнерство.

В соответствие с Федеральным законом от 03.12.2011 N 380-ФЗ "О хозяйственых партнерствах" Хозяйственным партнерством (далее -партнерство) признается созданная двумя или более лицами коммерческая организация,в управлении деятельностью которой в соответствии с настоящимФедеральным законом принимают участие участники партнерства (партнеры), а также иные лица в пределах и в объеме, которые предусмотрены в уставе и соглашении об управлении партнерством. Перечень видов деятельности, которые не могут осуществляться партнерствами, утверждается Правительством Российской Федерации.

Участники партнерства (партнеры) не отвечают по обязательствам партнерства и несут риск убытков, связанных с деятельностью партнерства, в пределах сумм внесенных ими вкладов. Партнерство несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не отвечает по обязательствам своих участников.

С 1 сентября 2014 года Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ вводится новая классификация организационных форм юридических лиц. Все юридические лица согласно изменениям в Гражданский кодекс будут разделены на корпорации и унитарные юридические лица (ст. 65.1 ГК РФ в редакции Закона № 99-ФЗ). Исключена возможность создания обществ с дополнительной ответственностью и закрытых акционерных обществ. Создана новая организационно-правовая форма некоммерческой организации -товарищество собственников недвижимости.

Корпорации -организации,в отношении которых их участники имеюткорпоративные права. К данным организациям отнесены все коммерческие юридические лица (за исключением унитарных предприятий), а также ряд некоммерческих:

• потребительские кооперативы;

• общественные организации;

• ассоциации (союзы);

• товарищества собственников недвижимости;

• казачьи общества, внесенные в соответствующий госреестр;

• общины коренных малочисленных народов.

 

Унитарные организации –юридические лица,учредители которых нестановятся их участниками и не приобретают в них прав членства.

К ним относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия (являющиеся коммерческими организациями), а также следующие некоммерческие организации:

· общественные, благотворительные и иные фонды;

· государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные и частные (в том числе общественные) учреждения;

· автономные некоммерческие организации;

· религиозные организации;

· публично-правовые компании.

Хозяйственные общества с 1 сентября 2014 года разделены на публичные (акционерные общества,акции которых и конвертируемые в такиеакции ценные бумаги публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются) и непубличные (общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества, которые не отвечают признакам публичного общества).

Хозяйственная компетенция.

Достаточно хорошо правовые возможности ведения бизнеса характеризует хозяйственно-правовая компетенция юридического лица.

Хозяйственную компетенцию следует отличать от смежных категорий правоспособности и правового статуса. Правоспособность характеризует частноправовую сторону правосубъектности лица (и только лица). Обладание правоспособностью без компетенции свойственно, например, гражданину, не зарегистрированному в качестве ИП и поэтому не участвующему в отношениях по государственному регулированию предпринимательской деятельности.

Правоспособность наделяет лицо возможностью совершать такой вид юридических действий, как сделки, именно поэтому реформа гражданского законодательства отделяет сделки от решений собраний, которые являются действиями, но совершаются субъектами, наделенными не правоспособностью, а компетенцией. Правовой статус является категорией, близкой хозяйственной компетенции, но ему свойственен более общий характер, а хозяйственной компетенции - более узкий14. Различия между правовым статусом и хозяйственной компетенцией, по мнению В.К. Андреева, состоят в том, что первая категория характеризует правосубъектность "со стороны его состояния, а вторая - со стороны конкретных возможностей" лица, обусловленных целью его деятельности15.

Различают следующие виды хозяйственно-правовой компетенции:

- Общая: дает возможность предпринимателю осуществлять любой законодательно допустимый вид предпринимательской деятельности. Общая компетенция характерна для большинства коммерческих организаций, кроме унитарных предприятий и ИП в силу общей нормы;

- Ограниченную: в случае, если учредители определят предназначение фирмы в определенной сфере бизнеса, они могут установить ограниченную компетенцию такой организации, указав на это в учредительных документах фирмы (например, ограничения на розничную торговлю в уставе оптовой организации). Сделки, совершенные организацией в противоречии с целями ее деятельности, определенно ограниченными в учредительных документах, могут быть признаны судом недействительными в случаях, предусмотренных ст. 173 ГК РФ. Разъяснение об этом дано в п. 18 Постановления № 6/8 Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ от 1 июля 1996 года «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»;

- Специальную: т.е. субъекты предпринимательской деятельности осуществляют правомочия, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в уставе, и несут связанные с этой деятельностью обязанности (например, государственные унитарные предприятия по бытовому обслуживанию населения).;

- Исключительную, чей правовой статус можно характеризовать как исключительный в силу того, что законодательство допускает для них ведение только указанной в лицензии предпринимательской деятельности и сопутствующих этой деятельности услуг. Наибольшее число подобных ограничений в законодательной базе, регулирующей деятельность финансовых организаций. Например, кредитные и страховые организации не вправе заниматься производственным и торгово-посредническим предпринимательством.

Правосубъектность отличается от хозяйственной компетенции:

а) правосубъектностью (правоспособностью и дееспособностью) обладают граждане, юридические лица, публичные образования. Хозяйственной компетенцией обладают органы государственной и муниципальной власти и органы юридического лица. Например, ст. 91 ГК РФ говорит об исключительной компетенции общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью;

б) содержание правосубъектности составляют субъективные права и обязанности, которые лицо может приобрести при наличии соответствующих юридических фактов. Содержание компетенции составляют полномочия - право действовать от имени субъекта, наделившего полномочиями, и одновременно обязанность действовать от имени и в интересах субъекта, органом которого реализующий полномочия является;

в) права и обязанности, составляющие правосубъектность, непередаваемы (отчуждать можно субъективные права, но не права как элементы правоспособности). Полномочия, составляющие хозяйственную компетенцию, в случаях, предусмотренных законом и учредительными документами, могут передаваться другим органам, например, вопросы неисключительной компетенции собрания участников общества с ограниченной ответственностью могут быть переданы совету директоров, исполнительному органу общества (п. 3 ст. 91 ГК РФ).

Гражданская правоспособность хозяйствующих субъектов может быть общей - дает возможность приобретать права и обязанности, связанные с любыми видами деятельности, кроме запрещенных.

 

16. Правовой статус дочерних обществ. Правовой статус филиалов, представительств, иных обособленных подразделений.

Правовое положение филиалов и представительств закреплено в ст. 55 ГК РФ.

Представительство — обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Филиал — обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Правовой статус филиалов и представительств также закреплметен в законах «Об акционерных обществах» от 02.12.1995, «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998., согласно п «Н» ст.5 Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» сведения о филиалах и представительствах юридического лица должны содержаться в Едином Государственном Реестре Юридических лиц.

Обособленное подразделение — любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. (ст.11 Налогового кодекса РФ).

Дочерним признается хозяйственное общество, действия которого определяются другим (основным) хозяйственным обществом или товариществом либо в силу преобладающего участия последнего в уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом (п. 1 ст. 105 ГК; п. 2 ст, 6 Закона об акционерных обществах; п. 2 ст. 6 Закона об обществах с ограниченной ответственностью).

В силу этого взаимоотношения двух компаний могут быть признаны взаимоотношениями «материнской» и дочерней компаний при наличии хотя бы одного из трех условий. Во-первых, речь идет о преобладающем участии одной компании в уставном капитале другой, что дает ей решающий голос в управлении делами. Закон не требует при этом наличия заведомо контрольного пакета акций (например, 50% плюс одна акция) или долей участия, поскольку преобладание — вопрос факта. Известно, что в некоторых крупных компаниях с большим количеством акционеров для контроля может оказаться достаточным и 5—10% акций. Во-вторых, возможно наличие договора о подчинении одной компании другой и даже прямая запись об том в уставе дочернего общества. В-третьих, имеется в виду любая возможность одной компании иным образом определять решения другой компании, например, навязать ей свою волю на совершение конкретной сделки (сделок). Наличие договора или иного соглашения о подчинении одной компании указаниям другой в европейском праве обычно квалифицируется в качестве «договорного концерна», а остальные случаи (преобладающее участие в уставном капитале и возможность иным образом влиять на деятельность другой компании) называются «фактическим концерном».

Дочернее общество не является какой-либо особой организационно-правовой формой или разновидностью хозяйственных обществ. Всякое хозяйственное общество может быть признано дочерним при доказанности хотя бы одной из названных выше ситуаций, в том числе только в отношении конкретной сделки, т.е. даже в единственном правоотношении.

Последствия признания общества дочерним (и «материнским») двоякие (п. 2 ст» 105 ГК). Во-первых, общество, которое вправе давать дочернему обществу обязательные указания, отвечает солидарно с дочерним обществом по сделкам, заключенным во исполнение таких указаний (что дает возможность кредиторам обратить взыскание сразу на имущество «материнской» компании). Однако такая ситуация возможна лишь для компании, имеющей формальное право на дачу указаний другой компании в силу «договора о подчинении» или прямой записи об этом в уставе дочернего общества (т.е. в случаях «договорного концерна»). При этом солидарная ответственность «материнской» компании наступает независимо от ее вины.

Во-вторых, при банкротстве дочернего общества возникает его субсидиарная ответственность перед кредиторами дочерней компании. Эта ответственность имеет место во всех случаях отношений «материнского» и дочернего обществ (т.е. и для «фактического концерна»), однако предполагает наличие вины основного общества в банкротстве дочерней компании. Дочернее же общество ни при каких условиях не отвечает по долгам «материнской» компании, ибо оно не может оказать влияния на формирование ее воли.

Что касается защиты интересов меньшинства участников дочерней компании, то действующее российское законодательство ограничивается предоставлением им возможности требовать непосредственно от основного общества возмещения убытков, причиненных по его вине дочерней компании (поскольку в результате этого у них, в частности, может понизиться размер дивиденда) (п. 3 ст. 105 ГК). Условия такой ответственности — те же, что и при банкротстве дочернего общества, т.е. наличие как «фактического», «договорного концерна» и вина основного общества в воникновении убытков. В развитых правопорядках акционерам дочерних обществ предоставляются и другие возможности, например, право обмена (конвертации) своих акций на акции «материнской» компании (этого права, разумеется, должны быть лишены сама «материнская» компания и ее акционеры).

Участие обществ в капиталах друг друга может быть и взаимным, и даже равным, что исключает возможность одностороннего влияния. Такая ситуация сама по себе не ведет к контролю одной компании над другой (если только данное участие не является преобладающим в сравнении с долями других участников общества), а потому и не возникает ответственности преобладающего общества по долгам зависимого. Вместе с тем об этой зависимости должны быть осведомлены другие участники гражданского оборота. Поэтому ее наличие также приобретает определенное гражданско-правовое значение.

Зависимым признается хозяйственное общество, в уставном капитале которого другое (преобладающее, участвующее) общество имеет более 20% участия (голосующих акций или долей) (п. 1 ст. 106 ГК; п. 4 ст. 6 Закона об акционерных обществах; п. 4 ст. 6 Закона об обществах с ограниченной ответственностью).

Закон устанавливает два последствия такой зависимости. Во-первых, преобладающее общество должно публично объявить о своем участии в зависимом обществе для сведения всех иных лиц. В частности, это может означать публичную информацию об учредителях того или иного хозяйственного общества и о размере их участия в его уставном капитале. Во-вторых, антимонопольное законодательство, а также законодательство о банковской, страховой и инвестиционной деятельности может предусматривать ограничения (пределы) такого участия, в том числе взаимного, в частности для того, чтобы не допустить отстранения мелких участников обществ от реального участия в управлении их делами.

Зависимыми (и преобладающими) в данном смысле могут быть только хозяйственные общества, но не товарищества. Как и дочерние общества, они также не составляют какой-либо самостоятельной организационно-правовой формы или разновидности хозяйственных обществ

17. Правовое регулирование малого и среднего предпринимательства.!

Правовое регулирование:

Конституция РФ, которая закрепляет общие принципы правового регулирования предпринимательской деятельности, устанавливает минимум гарантий прав и интересов участников предпринимательских правоотношений, который не может быть ограничен, закрепляет предметы ведения Российской Федерации и субъектов РФ. - Федеральный закон № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и другие федеральные законы.Правовые основы деятельности малого и среднего предпринимательства во многом определяются Гражданским кодексом РФ, Налоговым кодексом РФ, КоАП РФ и др.

Закон РТ о 21 января 2010г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в РТ».

Помимо кодифицированных актов издано значительное число иных федеральных законов, регулирующих предпринимательскую деятельность:1)федеральные законы, устанавливающие государственные требования к организации и осуществлению предпринимательской деятельности: (например,Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей,Федеральный закон от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ "О техническом регулировании", Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)"); 2) федеральные законы, определяющие основные принципы рыночной экономики (например, Федеральный закон от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции").

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные

• единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные

• единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических лиц — суммарная доля участия субъектов РФ,мунобр,ин ил, ин граждан, общест и религ организаций (объединений) благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25 процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25 процентов;

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства;а) до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до 15 человек;б) от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства (устанавливаются один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства).

18. Правовые основы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.

В целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в РФ федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ могут предусматриваться следующие меры:

1) специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий

2) упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности;

3)упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности;

4)льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество;

5)особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

6)меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора);

7)меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

8)меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Налоги – самый главные элемент поддержки. Суть налоговой поддержки – в возможности использования одного из специальных налоговых режимов.

Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость. За исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории. Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц. Для ИП для расчета налога берутся лишь объекты, связанные с предпринимательской деятельностью. Перейти на упрощенку можно в добровольном порядке, но есть некоторые условия перехода. Ряд лиц не может перейти в принципе. Это лица, имеющие филиалы и представительства, банки, ломбарды, страховщики.

 

19. Правовые основы деятельности холдинговых компаний. Правовые основы деятельности финансово-промышленных групп.

Существуют различные подходы к понятию «холдинг». Это связано с отсутствием прямого законодательного закрепления данного понятия и законодательного регулирования данного типа организации бизнеса в целом.

Часто происходит смешение понятия холдинга и холдинговой компании, что не совсем верно. Холдинговая компания – это юридическое лицо, причем в соответствии с нашим российским регулированием юридическое лицо в форме ОАО, в состав активов которого входят контрольные пакеты акций иных лиц, тоже ОАО. Как совокупность основного (преобладающего) и дочерних (зависимых) хозяйственных обществ.

Холдинг представляет собой форму предпринимательского объединения, т.е. группу организаций (участников), основанную на отношениях экономической зависимости и контроля, участники которой, сохраняя формальную юридическую самостоятельность, в своей предпринимательской деятельности подчиняются одному из участников группы — холдинговой компании (головной организации), которая оказывает определяющее влияние на принятие решений другими участниками группы. А холдинг – это сама структура. Эта структура не является юридическим лицом, не считается субъектом права.

Пробел правового регулирования заполняется некоторыми нормативными актами. Так, термин "холдинг" встречается в Федеральном законе от 2 декабря 1990 г. № 395-1 "О банках и банковской деятельности". Кроме того, 16 ноября 1992г. был принят Указ Президента РФ №1392 "О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий" которым было утверждено Временное положение о холдинговых компаниях,

создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества. Согласно п. 1.1 названного Положения холдинговой компанией признается предприятие независимо от его организационно-правовой формы, в состав активов которого входят контрольные пакеты акций других предприятий.

1. В зависимости от способа установления контроля головной компании над дочерними фирмами выделяют: имущественный холдинг, в котором материнская компания владеет контрольным пакетом акций дочерней; договорный холдинг, в котором у головной компании нет контрольного пакета акций дочернего предприятия, а контроль осуществляется на основании заключенного между ними договора.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 1263; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.152.251 (0.084 с.)