Локальные нормативные акты как источники правового регулирования предпринимательских отношений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Локальные нормативные акты как источники правового регулирования предпринимательских отношений.



В рамках внутрихозяйственной деятельности любой организации возникает необходимость в урегулировании различного ряда вопросов. Данная цель достигается посредством издания локальных нормативных актов, а именно: устава, положений, протоколов, приказов.

Например, руководители организаций (юридического лица) посредством издания приказов регулируют вопросы заработной платы, учетной политики, кадрового состава, распорядка трудового дня и т.д. Распоряжения издаются директором (т.е. единоличным или коллегиальным исполнительным органом юридического лица), его заместителями и руководителями структурных подразделений во исполнение приказов, а также для решения иных задач, связанных с осуществлением своей деятельности

 

9. Система законодательства о предпринимательской деятельности. Подзаконные нормативные акты как источники предпринимательского права.

Система законодательства ПП -

Регулирование предпринимательских отношений исключительно на уровне федеральных законов не всегда возможно. Во – первых подзаконные нормативные акты как правило регулирую более узкий круг отношений, во –вторых, как правило, они восполняют пробелы в законодательном регулировании, в –третьих, принятие подзаконных нормативных актов позволяет быстро реагировать на экономическую ситуацию в стране, оперативно решать возникающие проблемы и др.

Среди подзаконных нормативных правовых актов можно выделить:

а) Указы Президента Российской Федерации, призванные восполнить пробелы в законодательном регулировании, а также при необходимости оперативно развивать законодательные положения. В России изданы следующие Указы Президента РФ:

 

• Указ Президента РФ от 29 января 1992 № 65 «О свободе торговли»;

 

• Указ Президента РФ от 03 декабря 2008 № 1715 «О некоторых вопросах государственного управления в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций»;

 

• Указ Президента РФ от 16 февраля 1993 № 224 «Об обязательном применении контрольно - кассовых машин предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности при осуществлении расчетов с населением» и др.

б) постановления Правительства Российской Федерации, которые должны издаваться во исполнение и в развитие федеральных законов и указов Президента РФ.

Правительство РФ издает два вида актов: постановления и распоряжения.

Постановления нормативны и общеобязательны, а распоряжения адресуются узкому кругу лиц. Постановления принимаются коллегиально, а распоряжения принимаются и подписываются Председателем или заместителем Председателя Правительства на основе;

К примеру: Постановление Правительства РФ от 04 июля 2012 № 682 «О лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности» (вместе с «Положением о лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности»)5; Постановление Правительства РФ от 01 декабря 2009 № 977 «Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики» (вместе с «Правилами утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, в уставных капиталах которых участвует государство, и сетевых организаций», «Правилами осуществления контроля за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики»)6; Постановление Правительства РФ от 28 сентября 2000 № 731 «Об утверждении Правил учета и хранения драгоценных металлов,

 

драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности»7 и др.

 

в) нормативные правовые акты министерств и ведомств. Федеральные органы исполнительной власти наделены полномочиями издавать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, детально регламентирующие отдельные вопросы предпринимательской деятельности, находящиеся в сфере ведения органа исполнительной власти.

 

Федеральные министерства издают правовые акты, именуемые приказами и инструкциями. Например, Министерство промышленности и торговли РФ (Минпромторг России) является органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно- промышленного комплексов, энергосбережения и повышения энергетической эффективности при обороте товаров, а также в области развития авиационной техники и экспериментальной авиации, технического регулирования и обеспечения единства измерений, науки и техники в интересах обороны и безопасности государства, внешней и внутренней торговли, общественного питания и бытового обслуживания, народных художественных промыслов, индустрии детских товаров (за исключением пищевой продукции для детского питания), а также реализует функции федерального органа по техническому регулированию, по поддержке экспорта промышленной продукции,обеспечения доступа на рынки товаров и услуг, выставочной и ярмарочной деятельности, по проведению расследований, предшествующих введению специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер при импорте товаров, а также компенсирующих мер и др.

Минпромторгом приняты следующие акты: приказ Минпромторга России от 01 марта 2013 № 252 «Об утверждении норм естественной убыли продовольственных товаров в сфере торговли и общественного питания»8; Приказ Минпромторга РФ от 21 сентября 2011 № 1270 «О государственном реестре контрольно-кассовой техники» и др.

Необходимо отметить, что на уровне субъектов Федерации используются те же формы правовых актов, что и на федеральном уровне (законы, указы, постановления, распоряжения, приказы и др.).

10. Разграничение полномочий между РФ и субъектами РФ в регулировании предпринимательских отношений. Регулирование предпринимательской деятельности в связи с вступлением России в ВТО, Таможенный союз и Евразийский союз.!!!

Разграничение полномочий – Разграничение полномочий между Российской Федерацией и ее субъектов осуществляется на основании ст. 71-73 Конституции Российской Федерации. К федеральному ведению отнесено – установление правовых основ единого рынка, гражданское законодательство, налоговое законодательство, правовое регулирование: бухгалтерского учета, банкротства, защиты конкуренции,технического регулирования, электроэнергетики и т.д. В настоящее время именно предпринимательская деятельность регулируется именно на федеральном уровне.

Регулирование некоторых вопросов может быть отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (например: координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации). В том случае если предмет регулирования лежит вне «пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти» (ст. 73 Конституции РФ).Более того разграничение компетенции осуществляется не только на основе Федеральных законов (например: Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"), но и на основании договоров о разграничении полномочий и соглашения, в тексте которых обязательно должны определяться полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации, должны устанавливаться права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий, не могут одновременно возлагаться аналогичные полномочия на федеральные органы государственной власти и органы местного самоуправления и т.п.

Принятие субъектами Федерации нормативных актов по вопросам, относящимся к предпринимательской деятельности, должно происходить в строгом соответствии с принципами разграничения предметов ведения и полномочий в данной сфере между Российской Федерацией и ее субъектами. В качестве примера нормативных актов субъекта Российской Федерации по вопросам осуществления предпринимательской деятельности можно привести:

• постановление Правительства Москвы от 14 марта 2013 № 146-ПП «О проведении эксперимента по оптимизации деятельности отдельных государственных учреждений города Москвы и государственных унитарных предприятий города Москвы, осуществляющих деятельность в сфере городского хозяйства города Москвы»;

• постановление Кабинета Министров № 352 от 26 мая 2014 «Об утверждении Стандарта качества государственной услуги «Бизнесинкубирование субъектов малого предпринимательства в сфере информационных технологий»;

• постановление Кабинета Министров № 239 от 12 апреля 2014 «О перечислении части прибыли государственных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в бюджет Республики Татарстан по итогам 2013 года» и др.

Акты СНГ и Таможенного союза о предпринимательской деятельности.

В связи с распадом СССР 8 декабря 1991 г. было образовано Содружество независимых государств (далее по тексту – СНГ). СНГ представляет собой международную организацию, функционирующей на добровольной основе, которая призвана регулировать отношения сотрудничества между государствами, ранее входившими в составСССР. С точки зрения предпринимательского права основными целями Соглашения о создании СНГ являются: сотрудничество в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях, а также всестороннее развитие государств-участников в рамкахобщего экономического пространства, межгосударственной кооперации и интеграции.

Соответственно с целью формирования благоприятных условий для стабильного и эффективного развития экономик стран участниц СНГ в целом, а также обеспечения свободы перемещения товаров, услуг через границы государств - участников были приняты следующие нормативные правовые акты:

• Соглашение о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах;

• Соглашение о сотрудничестве таможенных служб по вопросам задержания и возврата незаконно вывозимых и культурных ценностей;

• Основы таможенных законодательств государств участников Содружества Независимых Государств;

• Соглашение о единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности СНГ;

• Соглашение о порядке транзита товаров через территории государств-участников СНГ и др.

Большое значение имеет «Договор о зоне свободной торговли», подписанный большинством стран-участниц СНГ в 2011 г., который закрепил новый порядок установления пошлин, в частности, экспортные пошлины должны быть зафиксированы на определенном уровне, а впоследствии поэтапно отменены, а также необходимость сокращения исключений из номенклатуры товаров, к которым применяются импортные пошлины. Необходимо отметить, что по вопросам социально-экономического сотрудничества основным исполнительным органом, обеспечивающим выполнение соглашений, является Экономический совет. При Экономическом Совете учреждена Комиссия по экономическим вопросам, которая

обеспечивает рассмотрение проектов документов, подготовляемых Исполкомом СНГ и отраслевыми органами социально-экономической направленности, а также согласование позиций государств. Высшим же органом управления является Совет глав государств.

В 2009 - 2011 гг. Россия переживала серьезнейшие процессы, протекавших в ее внешнеэкономической деятельности, внешней торговле. Это связано с тенденциями интеграции экономики страны, в широком ее смысле, с мировой экономикой. Это нашло выражение в создании Таможенного союза, присоединении России к ВТО, многочисленных соглашениях, заключенных на саммите АТЭС 2012 г., а также в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Данные процессы требуют серьезного научного осмысления и совершенствования нормативной базы всех уровней иерархии.

 

11. Обычаи делового оборота в предпринимательской деятельности. Роль судебной и арбитражной практики в правовом регулировании отношений с участием предпринимателей.

Обычаи делового оборота применяются тогда, когда законодательно то или иное правоотношение не урегулировано. Согласно ст. 5 Гражданского кодекса РФ обычаем признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

Необходимо отметить, что в связи с изменениями Гражданского законодательства понятие обычая делового оборота расширилось, теперь ГК РФ использует термин «обычай», что означает применение обычая не только в деловом обороте (предпринимательских отношениях), но и в иной деятельности. Обычаи делового оборота не применяются, если они противоречат положениям законодательства, обязательным для участников правоотношений или договору.

Обычай делового оборота подлежит применению для регулирования предпринимательских отношений в случае, если отсутствует не только норма закона, подлежащая применению в том или ином конкретном случае, но и отношения между сторонами не урегулированы их договором. Обычаи получили широкое распространение при регулировании вопросов внешнеторговой деятельности, при осуществлении морских перевозок. За исключением обычаев морских портов, в России применение обычаев делового оборота находится на начальной стадии.

Обычаи делового оборота наиболее часто применяются во внешнеторговой деятельности. Международная торговая палата (МТП) публикует обычаи делового оборота в сборниках. В целях унификации толкования торговых терминов их единообразного понимания, применения в 1936 г. были изданы Инкотермс - Международные правила по толкованию торговых терминов9. Положения Инкотермс применяются в случае прямой отсылки к ним в тексте договора. Это послужило поводом для дискуссий о месте Инкотермс в системе источников. Предполагается, что правила по толкованию торговых терминов уместнее отнести к деловым обыкновениям.

Еще одним важным актом является Принципы международных коммерческих договоров (принципы УНИДРУА). Они также содержат международные торговые обычаи. Принципы УНИДРУА носят рекомендательный характер и применяются к конкретному договору в случае наличия специального соглашения сторон об использовании принципов УНИДРУА. В качестве одного из возможных основания применения принципов УНИДРУА может выступать и указание сторонами в договоре об использовании «общих принципов права», «обычаев и обыкновений

международной торговли или аналогичных положений».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 1798; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.85.38.100 (0.022 с.)