Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Локальные нормативные акты как источники правового регулирования предпринимательских отношений.
В рамках внутрихозяйственной деятельности любой организации возникает необходимость в урегулировании различного ряда вопросов. Данная цель достигается посредством издания локальных нормативных актов, а именно: устава, положений, протоколов, приказов. Например, руководители организаций (юридического лица) посредством издания приказов регулируют вопросы заработной платы, учетной политики, кадрового состава, распорядка трудового дня и т.д. Распоряжения издаются директором (т.е. единоличным или коллегиальным исполнительным органом юридического лица), его заместителями и руководителями структурных подразделений во исполнение приказов, а также для решения иных задач, связанных с осуществлением своей деятельности
9. Система законодательства о предпринимательской деятельности. Подзаконные нормативные акты как источники предпринимательского права. Система законодательства ПП - Регулирование предпринимательских отношений исключительно на уровне федеральных законов не всегда возможно. Во – первых подзаконные нормативные акты как правило регулирую более узкий круг отношений, во –вторых, как правило, они восполняют пробелы в законодательном регулировании, в –третьих, принятие подзаконных нормативных актов позволяет быстро реагировать на экономическую ситуацию в стране, оперативно решать возникающие проблемы и др. Среди подзаконных нормативных правовых актов можно выделить: а) Указы Президента Российской Федерации, призванные восполнить пробелы в законодательном регулировании, а также при необходимости оперативно развивать законодательные положения. В России изданы следующие Указы Президента РФ:
• Указ Президента РФ от 29 января 1992 № 65 «О свободе торговли»;
• Указ Президента РФ от 03 декабря 2008 № 1715 «О некоторых вопросах государственного управления в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций»;
• Указ Президента РФ от 16 февраля 1993 № 224 «Об обязательном применении контрольно - кассовых машин предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности при осуществлении расчетов с населением» и др. б) постановления Правительства Российской Федерации, которые должны издаваться во исполнение и в развитие федеральных законов и указов Президента РФ.
Правительство РФ издает два вида актов: постановления и распоряжения. Постановления нормативны и общеобязательны, а распоряжения адресуются узкому кругу лиц. Постановления принимаются коллегиально, а распоряжения принимаются и подписываются Председателем или заместителем Председателя Правительства на основе; К примеру: Постановление Правительства РФ от 04 июля 2012 № 682 «О лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности» (вместе с «Положением о лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности»)5; Постановление Правительства РФ от 01 декабря 2009 № 977 «Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики» (вместе с «Правилами утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, в уставных капиталах которых участвует государство, и сетевых организаций», «Правилами осуществления контроля за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики»)6; Постановление Правительства РФ от 28 сентября 2000 № 731 «Об утверждении Правил учета и хранения драгоценных металлов,
драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности»7 и др.
в) нормативные правовые акты министерств и ведомств. Федеральные органы исполнительной власти наделены полномочиями издавать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, детально регламентирующие отдельные вопросы предпринимательской деятельности, находящиеся в сфере ведения органа исполнительной власти.
Федеральные министерства издают правовые акты, именуемые приказами и инструкциями. Например, Министерство промышленности и торговли РФ (Минпромторг России) является органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно- промышленного комплексов, энергосбережения и повышения энергетической эффективности при обороте товаров, а также в области развития авиационной техники и экспериментальной авиации, технического регулирования и обеспечения единства измерений, науки и техники в интересах обороны и безопасности государства, внешней и внутренней торговли, общественного питания и бытового обслуживания, народных художественных промыслов, индустрии детских товаров (за исключением пищевой продукции для детского питания), а также реализует функции федерального органа по техническому регулированию, по поддержке экспорта промышленной продукции,обеспечения доступа на рынки товаров и услуг, выставочной и ярмарочной деятельности, по проведению расследований, предшествующих введению специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер при импорте товаров, а также компенсирующих мер и др.
Минпромторгом приняты следующие акты: приказ Минпромторга России от 01 марта 2013 № 252 «Об утверждении норм естественной убыли продовольственных товаров в сфере торговли и общественного питания»8; Приказ Минпромторга РФ от 21 сентября 2011 № 1270 «О государственном реестре контрольно-кассовой техники» и др. Необходимо отметить, что на уровне субъектов Федерации используются те же формы правовых актов, что и на федеральном уровне (законы, указы, постановления, распоряжения, приказы и др.). 10. Разграничение полномочий между РФ и субъектами РФ в регулировании предпринимательских отношений. Регулирование предпринимательской деятельности в связи с вступлением России в ВТО, Таможенный союз и Евразийский союз.!!! Разграничение полномочий – Разграничение полномочий между Российской Федерацией и ее субъектов осуществляется на основании ст. 71-73 Конституции Российской Федерации. К федеральному ведению отнесено – установление правовых основ единого рынка, гражданское законодательство, налоговое законодательство, правовое регулирование: бухгалтерского учета, банкротства, защиты конкуренции,технического регулирования, электроэнергетики и т.д. В настоящее время именно предпринимательская деятельность регулируется именно на федеральном уровне. Регулирование некоторых вопросов может быть отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (например: координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации). В том случае если предмет регулирования лежит вне «пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти» (ст. 73 Конституции РФ).Более того разграничение компетенции осуществляется не только на основе Федеральных законов (например: Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"), но и на основании договоров о разграничении полномочий и соглашения, в тексте которых обязательно должны определяться полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации, должны устанавливаться права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий, не могут одновременно возлагаться аналогичные полномочия на федеральные органы государственной власти и органы местного самоуправления и т.п.
Принятие субъектами Федерации нормативных актов по вопросам, относящимся к предпринимательской деятельности, должно происходить в строгом соответствии с принципами разграничения предметов ведения и полномочий в данной сфере между Российской Федерацией и ее субъектами. В качестве примера нормативных актов субъекта Российской Федерации по вопросам осуществления предпринимательской деятельности можно привести: • постановление Правительства Москвы от 14 марта 2013 № 146-ПП «О проведении эксперимента по оптимизации деятельности отдельных государственных учреждений города Москвы и государственных унитарных предприятий города Москвы, осуществляющих деятельность в сфере городского хозяйства города Москвы»; • постановление Кабинета Министров № 352 от 26 мая 2014 «Об утверждении Стандарта качества государственной услуги «Бизнесинкубирование субъектов малого предпринимательства в сфере информационных технологий»; • постановление Кабинета Министров № 239 от 12 апреля 2014 «О перечислении части прибыли государственных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в бюджет Республики Татарстан по итогам 2013 года» и др. Акты СНГ и Таможенного союза о предпринимательской деятельности. В связи с распадом СССР 8 декабря 1991 г. было образовано Содружество независимых государств (далее по тексту – СНГ). СНГ представляет собой международную организацию, функционирующей на добровольной основе, которая призвана регулировать отношения сотрудничества между государствами, ранее входившими в составСССР. С точки зрения предпринимательского права основными целями Соглашения о создании СНГ являются: сотрудничество в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях, а также всестороннее развитие государств-участников в рамкахобщего экономического пространства, межгосударственной кооперации и интеграции. Соответственно с целью формирования благоприятных условий для стабильного и эффективного развития экономик стран участниц СНГ в целом, а также обеспечения свободы перемещения товаров, услуг через границы государств - участников были приняты следующие нормативные правовые акты:
• Соглашение о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах; • Соглашение о сотрудничестве таможенных служб по вопросам задержания и возврата незаконно вывозимых и культурных ценностей; • Основы таможенных законодательств государств участников Содружества Независимых Государств; • Соглашение о единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности СНГ; • Соглашение о порядке транзита товаров через территории государств-участников СНГ и др. Большое значение имеет «Договор о зоне свободной торговли», подписанный большинством стран-участниц СНГ в 2011 г., который закрепил новый порядок установления пошлин, в частности, экспортные пошлины должны быть зафиксированы на определенном уровне, а впоследствии поэтапно отменены, а также необходимость сокращения исключений из номенклатуры товаров, к которым применяются импортные пошлины. Необходимо отметить, что по вопросам социально-экономического сотрудничества основным исполнительным органом, обеспечивающим выполнение соглашений, является Экономический совет. При Экономическом Совете учреждена Комиссия по экономическим вопросам, которая обеспечивает рассмотрение проектов документов, подготовляемых Исполкомом СНГ и отраслевыми органами социально-экономической направленности, а также согласование позиций государств. Высшим же органом управления является Совет глав государств. В 2009 - 2011 гг. Россия переживала серьезнейшие процессы, протекавших в ее внешнеэкономической деятельности, внешней торговле. Это связано с тенденциями интеграции экономики страны, в широком ее смысле, с мировой экономикой. Это нашло выражение в создании Таможенного союза, присоединении России к ВТО, многочисленных соглашениях, заключенных на саммите АТЭС 2012 г., а также в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Данные процессы требуют серьезного научного осмысления и совершенствования нормативной базы всех уровней иерархии.
11. Обычаи делового оборота в предпринимательской деятельности. Роль судебной и арбитражной практики в правовом регулировании отношений с участием предпринимателей. Обычаи делового оборота применяются тогда, когда законодательно то или иное правоотношение не урегулировано. Согласно ст. 5 Гражданского кодекса РФ обычаем признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Необходимо отметить, что в связи с изменениями Гражданского законодательства понятие обычая делового оборота расширилось, теперь ГК РФ использует термин «обычай», что означает применение обычая не только в деловом обороте (предпринимательских отношениях), но и в иной деятельности. Обычаи делового оборота не применяются, если они противоречат положениям законодательства, обязательным для участников правоотношений или договору.
Обычай делового оборота подлежит применению для регулирования предпринимательских отношений в случае, если отсутствует не только норма закона, подлежащая применению в том или ином конкретном случае, но и отношения между сторонами не урегулированы их договором. Обычаи получили широкое распространение при регулировании вопросов внешнеторговой деятельности, при осуществлении морских перевозок. За исключением обычаев морских портов, в России применение обычаев делового оборота находится на начальной стадии. Обычаи делового оборота наиболее часто применяются во внешнеторговой деятельности. Международная торговая палата (МТП) публикует обычаи делового оборота в сборниках. В целях унификации толкования торговых терминов их единообразного понимания, применения в 1936 г. были изданы Инкотермс - Международные правила по толкованию торговых терминов9. Положения Инкотермс применяются в случае прямой отсылки к ним в тексте договора. Это послужило поводом для дискуссий о месте Инкотермс в системе источников. Предполагается, что правила по толкованию торговых терминов уместнее отнести к деловым обыкновениям. Еще одним важным актом является Принципы международных коммерческих договоров (принципы УНИДРУА). Они также содержат международные торговые обычаи. Принципы УНИДРУА носят рекомендательный характер и применяются к конкретному договору в случае наличия специального соглашения сторон об использовании принципов УНИДРУА. В качестве одного из возможных основания применения принципов УНИДРУА может выступать и указание сторонами в договоре об использовании «общих принципов права», «обычаев и обыкновений международной торговли или аналогичных положений».
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 1798; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.85.38.100 (0.022 с.) |