ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Зарождение и развитие учёта в древнем мире.



Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3

Тема 1. Зарождение и развитие учёта в древнем мире………………………………………..5

1.1. Эволюция бухгалтерского учёта…………………………………………………………...5

1.2. Зарождение и развитие учёта в разных странах…………………………………………..6
Тема 2. Учёт в эпоху Средневековья…………………………………………………………...7

2.1. Хозяйственный учёт средневековья……………………………………………………….7
2.2. Возникновение двойной бухгалтерии……………………………………………………..8

2.3. Эпоха средневекового застоя………………………………………………………………9

Тема 3. Распространения двойной бухгалтерии в Западной Европе в XVI – XIX вв……...10

3.1. Двойная бухгалтерия в представлении различных учёных XVI-XIX вв………………10

3.2. Распространение двойной бухгалтерии в странах Западной Европы………………….11
3.3. Коренные изменения в учёте XIX в………………………………………………………12

Тема 4. Научное развитие бухгалтерского учёта в XIX – XX вв……………………………13

4.1. Юридические теории бухгалтерского учёта. ……………………………………………13

4.2. Теории одного ряда счетов………………………………………………………………..14

4.3. Балансовая теория бухгалтерского учёта………………………………………………...15

Тема 5. Основные идеи бухгалтерского учёта в XX в……………………………………….16

5.1. Британо-американская школа……………………………………………………………..16

5.2. Разработка стандартов бухгалтерского учёта и аудита…………………………………17

5.3. Профессиональная этика. Международная унификация учёта…………………………18

Тема 6. Развитие бухгалтерского учёта в России…………………………………………….19

6.1. Русская национальная школа бухгалтерского учёта…………………………………….19

6.2. Бухгалтерский учёт в СССР……………………………………………………………….20

Тема 7. Бухгалтерский учёт в современной России………………………………………….21

7.1. Концепция бухгалтерского учёта в рыночной экономике России……………………...21

7.2. Программа реформирования бухгалтерского учёта……………………………………..22

Тема 8. Закономерности исторического развития бухгалтерского учёта…………………..23

8.1. Последовательное развитие бухгалтерского учёта……………………………………...23

8.2. Развитие бухгалтерского учёта в период капитализма и социализма…………………………...24

Список использованной литературы………………………………………………………….25

Введение

Изучение истории бухгалтерии позво­ляет углубить знания по теории бухгалтер­ского учета как в России, так и за рубе­жом, начиная с Древнего мира. История науки неразрывно связана с историей общества, с развитием производства и об­щественного сознания. Учетная мысль за­родилась в глубокой древности. Перво­бытные люди уже обладали зачатками хозяйственных знаний. Постепенно воз­никали определенные представления об отношениях, складывающихся по поводу производства, обмена и потребления ма­териальных благ, а следовательно, появля­лась и необходимость их регистрации (учета), основной целью которой был кон­троль за деятельностью лиц, участвующих в хозяйственном процессе. Первоначаль­но эти представления не выделялись в спе­циальную область знаний, тем более в са­мостоятельную ветвь науки. Они были вкраплены в нерасчлененное (синкрети­ческое) сознание, основу которого состав­ляли верования, мифы, легенды, сказания. В них люди пытались описать опыт, дать советы или установить правила ведения учета, организации труда, Затем стали появ­ляться элементы экономического мышле­ния с попытками анализа и обобщения хо­зяйственных явлений. Это были уже предвестники формирования научного знания, которое дало начало развитию бухгалтерской науки.

Цельпреподавания дисциплины «История бухгалтерского учета» - формирование:

— знаний о закономерностях развития учета;

— стремления использовать исторический опыт для совершенствования современной теории и практики бухгалтерского учета;

— творческого восприятия бухгалтерского учета как постоянно развивающейся эволюционной системы.

Задачами изучения данного курса дисциплины являются:

• знание принципов, целей, задач бухгалтерского учета и приемов ведения учета на предприятиях, основ нормативного регулирования учета в Российской Федерации,

• знание исторических аспектов возникновения и дальнейшего развития учетных записей, теоретических аспектов основополагающих концепций бухгалтерского учета, современных тенденций оценки объектов бухгалтерского наблюдения, экономико-правовых аспектов и логику отражения фактов хозяйственной деятельности (ФХД) на счетах бухгалтерского учета и в финансовой отчетности;

• представление о взаимосвязи бухгалтерского учета с другими экономическими дисциплинами, о структуре этих дисциплин и о роли курса "История и принципы бухгалтерского учета" в этой системе, о связи и различиях между бухгалтерским учетом и налогообложением, об основах системы нормативного регулирования учета, о моделях и различиях в правилах ведения учета в некоторых странах, международных стандартах учета и отчетности и перспективах реформирования учета в РФ;

• обладание навыками самостоятельного применения теоретических основ ипринципов бухгалтерского учета.

Дисциплина изучается в соответствии Государственными образцами стандартами и учебным планом.В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

—основные этапы развития учетных систем в мире;

— возникновение и эволюцию двойной записи в бухгалтерском учете; закономерности развития форм бухгалтерского учета;

— основные национальные школы бухгалтерского учета и их представителей;

— историю и проблемы становления современной системы бухгалтерского учета в России и за рубежом.

Студенты должны уметь:

— самостоятельно пользоваться литературой по истории бухгалтерского учета;

—применять исторический опыт развития бухгалтерского учета в научно-практической работе.

Место дисциплины в учебном процессе.

На основе анализа учебных планов и рабочих программ предшествующих курсов и последующих дисциплин «История бухгалтерского учета» относится к циклу

общеобразовательных дисциплин, которой предшествует изучение предметов «Введение в

специальность», «Экономическая теория», «Теория бухгалтерского учета», «Теория экономического анализа» и другие, усвоение которых необходимо студентам для изучения данной дисциплины.

Последовательная реализация внутри-межпредметных логических связей, согласование содержания и устранение дублирования изучаемого материала с другими дисциплинами учебного плана позволило оптимально распределить учебное время по темам курса и видам учебных занятий в зависимости от формы обучения, совершенствовать методику проведения занятий, использовать современные технологии обучения и инновационные подходы к изучению образовательных программ, активизировать самостоятельную работу студентов с учетом их времени, создать учебно - методическое обеспечение, активизировать познавательную деятельность, развивать их творческие способности и усилить взаимосвязи учебно, научно - исследовательского и воспитательного процессов.

 

 

Тема 1. Зарождение и развитие учёта в древнем мире.

Цель: выявить сущность раннего бухгалтерского учета, а также увидеть в результате описанной эволюции изменения, которые оказали большое воздействие на развитие бухгалтерского учета.

 

Задача:формирование посредством эволюции новых принципов существования и ведения учета, как на раннем этапе развития, так и в результате использования учета различными странами.

Тема 2. Учёт в эпоху Средневековья

Цель:показать, какповлиялоразвитие экономики, религии на становление учета в эпоху Средневековья.

 

Задача: осуществить взаимосвязь бухгалтерского учета и двойной бухгалтерии.

2.1. Хозяйственный учёт средневековья

В Средневековье формируется два основных вида бухгалтерии:

 

Коренные изменения в учёте XIX в.

Внутри итальянской школы не было единства взглядов. Исследователи называют три основных течения, сформировавшихся во второй половине XIX в.

 

 

Ломбардское Тосканское Венецианское

Течение течение течение

(юридическое) (юридическое) (эк. направление)

 

 

Основатель Франческо Основатель Джузеппе Основатель Фабио Беста.

Вилла. Считал, что бух. Чербони. Считал, что считал, что цель учёта

учёт не может быть бух. учёт часть юрис- оценка, ценности -

сведен к технической пруденции. его предмет.

процедуре, ибо он есть не

что иное, как комплекс

эконом.-административ.

понятий.

 

 

Теории одного ряда счетов

Авторы теорий одного ряда счетов признают, что все счета одинаковы по своей природе и подчиняются общим правилам регистрации: кто получает-дебетуется, кто даёт-кредитуется. Но всё же их мнения разделяются:

 

 

Одни исходят из того, Другие, что счета ведут-

что все счета по сути ся от имени хозяйства

являются счетами как юридического лица,

владельца а собственник считается

кредитором данного

хозяйства

 

Британо-американская школа

 

 

Эволюция бухгалтерского учёта в XX в. Проходила под влиянием коммерческой и политической экспансии США. В США бухгалтерский учёт стали разделять на финансовый и управленческий. Впервые их различия сформулировал Чарльз Хорнгрен в середине XX в.

 

 

Признак Управленческий учёт Финансовый учёт
Потребители информации Внутренние пользователи Внешние пользователи
Цель учёта Обеспечение информацией управляющих и менеджеров для принятия управл. решений Составление отчетности для внешних пользователей, чтобы они оценить фин. положение предприятия
Измерители Натуральные, денежные Денежные
Набор показателей Не определён Определён соответствующими стандартами
Отчетный период Период, удобный для администрации, -день, неделя, декада, месяц и др. Календарный год с разбивкой на кварталы.
Свобода выбора способов учёта Полная свобода, основанная на профессиональной компетенции и ответственности бухгалтера Четко определенные принципы в соответствии с законодательством
Степень ответственности Дисциплинарная, выговор, лишение премии Административная или уголовная
Временной аспект Нацеленность на будущее Отражение и оценка прошлых событий

 

5.2. Разработка стандартов бухгалтерского учёта и аудита

Под бухгалтерскими стандартами понимают описание методов бухгалтерского учёта практически по каждому показателю бухгалтерской отчетности. Необходимость разработки стандартов возникает в результате конфликта интересов лиц, касающихся деятельности предприятия.

 

 

Стандартизация бухгалтерского учёта

 

 

Рыночный подход Регулятивный подход

 

В основе лежит предположение о том, Ошибки и аномалии рынка, а также очевидная

что отчетная информация – экономич. ассиметрия в отношении количества, качества

товар, подобный прочим товарам и информации могут быть исправлены с помо-

услугам. Поэтому она подвержена щью регулирования.

влиянию спроса и предложения.

 

 

5.3. Профессиональная этика. Международная унификация учёта.

Профессиональная этика является основой общественного доверия. Гринвуд, обобщая результаты социологических исследований, вывел пять свойств, характерных для всех профессий: теоретические знания, авторитет, поддержка общества, кодексы этического поведения, культура.

 

 

Нестыковка моделей бухгалтерского учёта носит глобальный характер и известна как проблема унификации бухгалтерского учёта. Из всего многообразия учётных систем можно выделить три основных типа.

 

 

Учётные системы

           
     
 

 


Британо-американская Континентальная Сис. подготовки фин.

модель модель отч. в соотв. С МСФО

 

 

СЩА, Великобритания, Франция, Германия, Австрия Наднациональные

Нидерланды, Канада, и некот. Страны Европы. принципы, которые

Индия, Австралия, ЮАР Близки к ней Россия и могут быть заложены

Ориентация отчетности Япония. Высокая степень в основу национальных

На инвесторов и креди- вмешательства гос-ва в стандартов по БУ

торов. Базируется на учётную политику

нац. стандартах БУ

США

 

Бухгалтерский учёт в СССР

История бухгалтерского учёта в СССР органично продолжала традиции

дореволюционной России.

Этапы эволюции бухгалтерского учёта в СССР

1917-1918 1918-1921 1921-1929 1929-1953

Попытки стаби- развал старых реставрация деформация принципов

лизации хоз-ва, систем и форм традиционной бухгалтерского учёта

пути адаптации бухгалт. учёта, системы бух.

традиц. методов создание новых учёта

в новой системе уч. измерителей

хозяйствования

 

1953-1984 1984-1991

Совершенствование перестройка всех

производственного соц.-экономических

учёта, анализ его отношений в стране,

организационных попытка возрождения

структур и классических принципов

распространение бухгалтерского учёта

механизированной

обработки информации

 

Список использованной литературы

Основная литература:

1. Профессиональный бухгалтер России. 2-е изд, доп.информационное агентство ИПБ-БИНФА, 2008.

2. Лупикова Е.В. Развитие профессиональных навыков в процессе изучения дисциплины «История бухгалтерского учета». Актуальные вопросы учета, анализа и аудита в современных условиях сборник статей. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2010.

3. Лупикова Е.В. История бухгалтерского учета: учебное пособие. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2008.

4. Пачоли Л. Трактат о счетах и записях. - М. Финансы и статистика, 2002.

5. Соколов Я. В., Соколов В. Я. История бухгалтерского учета. М.: Финансы и статистика, 2007.

Дополнительная литература:

1. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 21.11.96 г. № 129-ФЗ. М, 2005.

2 Гражданский кодекс Российской Федерации. М, 2004.

3. Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России: Одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине РФ и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров 29.12.1997 г. М., 2002.

4. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ: Утверждено Минфином РФ 29.07.98г., № 34н. М., ред. от 24.12.2010

5. Гусева Т.М., Шеина Т.Н. Основы бухгалтерского учета. М., 2004.

6. Кутер М.И. Теория и принципы бухгалтерского учета М, 2000.

6. Соколов Я.В. Бухгалтерский учет: от истоков до наших дней. М.: Финансы и статистика, 2006.

7. Малькова Т.Н. Бухгалтер на перекрестке истории // Известия СПбГУЭФ. 2001.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3

Тема 1. Зарождение и развитие учёта в древнем мире………………………………………..5

1.1. Эволюция бухгалтерского учёта…………………………………………………………...5

1.2. Зарождение и развитие учёта в разных странах…………………………………………..6
Тема 2. Учёт в эпоху Средневековья…………………………………………………………...7

2.1. Хозяйственный учёт средневековья……………………………………………………….7
2.2. Возникновение двойной бухгалтерии……………………………………………………..8

2.3. Эпоха средневекового застоя………………………………………………………………9

Тема 3. Распространения двойной бухгалтерии в Западной Европе в XVI – XIX вв……...10

3.1. Двойная бухгалтерия в представлении различных учёных XVI-XIX вв………………10

3.2. Распространение двойной бухгалтерии в странах Западной Европы………………….11
3.3. Коренные изменения в учёте XIX в………………………………………………………12

Тема 4. Научное развитие бухгалтерского учёта в XIX – XX вв……………………………13

4.1. Юридические теории бухгалтерского учёта. ……………………………………………13

4.2. Теории одного ряда счетов………………………………………………………………..14

4.3. Балансовая теория бухгалтерского учёта………………………………………………...15

Тема 5. Основные идеи бухгалтерского учёта в XX в……………………………………….16

5.1. Британо-американская школа……………………………………………………………..16

5.2. Разработка стандартов бухгалтерского учёта и аудита…………………………………17

5.3. Профессиональная этика. Международная унификация учёта…………………………18

Тема 6. Развитие бухгалтерского учёта в России…………………………………………….19

6.1. Русская национальная школа бухгалтерского учёта…………………………………….19

6.2. Бухгалтерский учёт в СССР……………………………………………………………….20

Тема 7. Бухгалтерский учёт в современной России………………………………………….21

7.1. Концепция бухгалтерского учёта в рыночной экономике России……………………...21

7.2. Программа реформирования бухгалтерского учёта……………………………………..22

Тема 8. Закономерности исторического развития бухгалтерского учёта…………………..23

8.1. Последовательное развитие бухгалтерского учёта……………………………………...23

8.2. Развитие бухгалтерского учёта в период капитализма и социализма…………………………...24

Список использованной литературы………………………………………………………….25

Введение

Изучение истории бухгалтерии позво­ляет углубить знания по теории бухгалтер­ского учета как в России, так и за рубе­жом, начиная с Древнего мира. История науки неразрывно связана с историей общества, с развитием производства и об­щественного сознания. Учетная мысль за­родилась в глубокой древности. Перво­бытные люди уже обладали зачатками хозяйственных знаний. Постепенно воз­никали определенные представления об отношениях, складывающихся по поводу производства, обмена и потребления ма­териальных благ, а следовательно, появля­лась и необходимость их регистрации (учета), основной целью которой был кон­троль за деятельностью лиц, участвующих в хозяйственном процессе. Первоначаль­но эти представления не выделялись в спе­циальную область знаний, тем более в са­мостоятельную ветвь науки. Они были вкраплены в нерасчлененное (синкрети­ческое) сознание, основу которого состав­ляли верования, мифы, легенды, сказания. В них люди пытались описать опыт, дать советы или установить правила ведения учета, организации труда, Затем стали появ­ляться элементы экономического мышле­ния с попытками анализа и обобщения хо­зяйственных явлений. Это были уже предвестники формирования научного знания, которое дало начало развитию бухгалтерской науки.

Цельпреподавания дисциплины «История бухгалтерского учета» - формирование:

— знаний о закономерностях развития учета;

— стремления использовать исторический опыт для совершенствования современной теории и практики бухгалтерского учета;

— творческого восприятия бухгалтерского учета как постоянно развивающейся эволюционной системы.

Задачами изучения данного курса дисциплины являются:

• знание принципов, целей, задач бухгалтерского учета и приемов ведения учета на предприятиях, основ нормативного регулирования учета в Российской Федерации,

• знание исторических аспектов возникновения и дальнейшего развития учетных записей, теоретических аспектов основополагающих концепций бухгалтерского учета, современных тенденций оценки объектов бухгалтерского наблюдения, экономико-правовых аспектов и логику отражения фактов хозяйственной деятельности (ФХД) на счетах бухгалтерского учета и в финансовой отчетности;

• представление о взаимосвязи бухгалтерского учета с другими экономическими дисциплинами, о структуре этих дисциплин и о роли курса "История и принципы бухгалтерского учета" в этой системе, о связи и различиях между бухгалтерским учетом и налогообложением, об основах системы нормативного регулирования учета, о моделях и различиях в правилах ведения учета в некоторых странах, международных стандартах учета и отчетности и перспективах реформирования учета в РФ;

• обладание навыками самостоятельного применения теоретических основ ипринципов бухгалтерского учета.

Дисциплина изучается в соответствии Государственными образцами стандартами и учебным планом.В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

—основные этапы развития учетных систем в мире;

— возникновение и эволюцию двойной записи в бухгалтерском учете; закономерности развития форм бухгалтерского учета;

— основные национальные школы бухгалтерского учета и их представителей;

— историю и проблемы становления современной системы бухгалтерского учета в России и за рубежом.

Студенты должны уметь:

— самостоятельно пользоваться литературой по истории бухгалтерского учета;

—применять исторический опыт развития бухгалтерского учета в научно-практической работе.

Место дисциплины в учебном процессе.

На основе анализа учебных планов и рабочих программ предшествующих курсов и последующих дисциплин «История бухгалтерского учета» относится к циклу

общеобразовательных дисциплин, которой предшествует изучение предметов «Введение в

специальность», «Экономическая теория», «Теория бухгалтерского учета», «Теория экономического анализа» и другие, усвоение которых необходимо студентам для изучения данной дисциплины.

Последовательная реализация внутри-межпредметных логических связей, согласование содержания и устранение дублирования изучаемого материала с другими дисциплинами учебного плана позволило оптимально распределить учебное время по темам курса и видам учебных занятий в зависимости от формы обучения, совершенствовать методику проведения занятий, использовать современные технологии обучения и инновационные подходы к изучению образовательных программ, активизировать самостоятельную работу студентов с учетом их времени, создать учебно - методическое обеспечение, активизировать познавательную деятельность, развивать их творческие способности и усилить взаимосвязи учебно, научно - исследовательского и воспитательного процессов.

 

 

Тема 1. Зарождение и развитие учёта в древнем мире.

Цель: выявить сущность раннего бухгалтерского учета, а также увидеть в результате описанной эволюции изменения, которые оказали большое воздействие на развитие бухгалтерского учета.

 

Задача:формирование посредством эволюции новых принципов существования и ведения учета, как на раннем этапе развития, так и в результате использования учета различными странами.





Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.85.57.0 (0.027 с.)