Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: Местные фторсодержащие препараты для профилактики кариеса зубовСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Общее время занятий: 4 часа Мотивационная характеристика темы. Фторсодержащие продукты и препараты для местного применения являются наиболее популярными средствами профилактики в современном мире. Стоматолог должен знать не только общие принципы местной фторпрофилактики, но и разбираться в различиях между препаратами, доступными на рынке, делать обоснованный выбор между ними и адекватные назначения. Цель: овладеть принципами и технологиями местной профилактики кариеса зубов с применением препаратов с различными соединениями фтора
Задачи занятия В результате освоения теоретической части темы студент должен знать: · факторы, определяющие эффективность местной фторпрофилактики; · соединения фторида, используемые в местных препаратах; из свойства; · особенности различных фторсодержащих продуктов и препаратов.
После выполнения практической части занятия студент должен уметь · выбрать препарат с соединением фторида, наиболее эффективным в той или иной ситуации; · обосновать выбор фторсодержащего продукта/препарата; · правильно назначить/применить фторсодержащие средства.
Требования к исходному уровню знаний. Для лучшего усвоения темы студенту необходимо повторить: · из химии – свойства фтора и его соединений; свойства растворов, гелей, лаков · из профилактики стоматологических заболеваний – понятие о кариесогенной активности бляшки, динамике рН в околозубной среде, свойствах различных апатитов эмали, механизмах кариеспрофилактического действия фторида. Контрольные вопросы из смежных дисциплин 1.Химические свойства фтора и его соединений. 2. Физико-химические свойства растворов, гелей, лаков. Контрольные вопросы по теме занятия 1. Факторы, определяющие эффективность минерализующей профилактики. 2. Соединения фтора в препаратах для местной профилактики кариеса: достоинства и недостатки, показания к применению. 3. Фторсодержащие растворы. 4. Фторсодержащие гели и пенки. 5. Фторсодержащие пасты. 6. Прочие оральные продукты, выделяющие фториды (фторсодержащие депо, фторированные предметы гигиены, фторэмиттирующие реставрационные материалы, жевательные резинки и драже).
УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ Целесообразность применения фторидов для местной профилактики кариеса зубов обосновывают его многогранным участием в минеральном обмене, постоянно протекающем на границе тканей зуба и околозубной среды[6]. Предназначение всех предлагаемых сегодня фторсодержащих средств – обеспечить повышение содержания фторида в околозубной среде. Длительность, уровень повышения концентрации, форма существования фторида (ионная или в составе депо - фторида кальция) и, соответственно, клинические эффекты местной профилактики определяются химическим составом, концентрацией, физическими свойствами (лекарственной формой), режимом применения продуктов/препаратов. В оральных продуктах используют различные соединения фторида – неорганические и органические, легко- и медленнорастворимые (см. в основной литературе). Специфические свойства, различающие те или иные соединения фторида, определяются катионами. При выборе соединения учитывают его полезные (минерализующие, противомикробные, десенсибилизирующие, поверхностно-активные и т.п.) и побочные (способность окрашивать ткани полости рта, неприятный вкус, кислотное растворение реставрационных материалов) эффекты, сочетаемость с другими компонентами препарата /продукта (например, с абразивом в пасте) и стоимость. В профилактике кариеса зубов применяют широкий диапазон концентраций фторида - от 250ppmF (0,025%) в детских зубных пастах до 60 000% (6%) в лаках. В отношении эффектов низких и высоких концентраций фторида в околозубной среде известны две противоречивые позиции: 1) минерализующие эффекты фторида растут пропорционально его концентрации →чем выше концентрация фторида в препарате, тем лучше; 2) высокие концентрации фторида обеспечивают не «сквозную», но только поверхностную реминерализацию раннего кариозного очага, что способствуют развитию скрытого кариеса; предпочтительнее иметь небольшое, но постоянное повышение концентрации фторида в околозубной среде. До тех пор, пока теоретическая дискуссия не завершена, представляется разумным сочетать средства, обеспечивающие небольшое постоянное повышение концентрации фторида в полости рта (системные добавки фторида, препараты-депо, СИЦ), и средства с относительно высокой концентрацией фторида, способствующие формированию фторида кальция. Величина концентрации ограничивается риском острой или хронической интоксикации фторидом при проглатывании местного препарата - неизбежном (все проглатывают лак и профессиональный гель, апплицированные на зубы; дети в возрасте 1-4 лет проглатывают 100-15% зубной пасты, нанесенной на щетку), нечаянном (при небрежном хранении навесок фторида для приготовления растворов, при ошибке провизора или потребителя в выборе готовых растворов) или намеренном (при «пищевом» пристрастии к пасте, для суицида) и т.д. От физической формы и состава фторсодержащего средства зависит целый ряд взаимосвязанных факторов, решений и выборов: методы применения средства, уровень риска создания избыточной концентрации фторида в крови, выбор соединений и концентраций фторида, особенности депонирования фторида, продолжительность экспозиции тканей полости рта фториду и т.д. Методы, выбираемые для применения каждого средства, должны преследовать две цели: 1)минимизировать риск интоксикации и 2) максимально реализовать профилактический потенциал средства. Для решения задач по безопасности важно думать о способности пациента контролировать глотание и величине дозы фторида, помещаемой в полость рта (т.е. о концентрации фторида в препарате и о количестве препарата для выполнения одной процедуры). Для повышения эффективности препарата стараются обеспечить его размещение во всех «заинтересованных» локусах (прицельно наносят кисточкой лаки или гели, используют тиксотропные свойства гелей, рекомендуют процеживать раствор зубной пасты, перед тем, как ее выплюнуть, сквозь зубы), создать депо фторида (в том числе на СОПР – посредством полоскания полости рта раствором той же пасты или специальными растворами с фторидами) и предотвратить быстрое выведение фторида из полости рта (советуют минимизировать полоскание рта после чистки зубов фторсодержащей пастой, просят воздержаться от питья и приема пищи в течение нескольких часов после процедуры, рекомендуют применение препараты перед сном и т.д.) Режим применения препаратов определяется их физической формой и способностью создавать депо фторида в полости рта; частота применения варьирует от двух[7] раз в день для зубной пасты до одного раза в год для лака (или еще реже – для СИЦ-реставраций). В последнее время усиливается тенденция сочетанного применения препаратов фторида, кальция и фосфата; такие технологии будут обсуждаться на следующем занятии. Задания для самостоятельной работы студентов В процессе подготовки для лучшего усвоения материала необходимо: А.. Заполнить конспект-таблицу «Фторсодержащие продукты и препараты местного применения»
Б. Составить возможные схемы сочетаний соединений фторидов с абразивами в зубной пасте: Табл.. «Сочетание фторидов и абразивов в пасте»:
В. Провести анализ ингредиентов зубной пасты, используемой для ухода за полостью рта (записать в рабочей тетради), принести ее на занятие; Г. Решить ситуационные задачи. №1 Ребенку 1 год. Анамнез здоровья не отягощен, прорезались 8 зубов; ночью спит спокойно; для перекусок мать предлагает ребенку сыр, жажду утоляет водой. При осмотре: зубы интактные, тонкая полоска видимого зубного налета в пришеечной области Мать просит совета по уходу за полостью рта ребенка и выбору зубной пасты. №2 Ребенку 1,5 года. Рожден кесаревым сечением, прорезались 12 зубов; ночью спит при груди матери, днем перекусывает кукурузными палочками и бананами, пьет компот. При осмотре: меловидные пятна на вестибулярных поверхностях зубов 51,52,61,62 и жевательных поверхностях 54,64,74,84, обильный налет на всех зубах. Составьте план профилактики кариеса зубов для этого ребенка, включите в план препараты фторида. №3 Ребенку 4 года. Мать чистит ребенку зубы ежедневно пастой дважды в день Blend-a-med ([F-]=1100ppm), в домашней кухне используется I-F- соль. В ходе стоматологического обследования выявлено: кпуз=2, PLI=1,1. Ваши комментарии? №4 Ребенку 10 лет, пришел на профилактический осмотр. В ходе стоматологического обследования выявлено: OHI-S=2,1, КПУЗ=8, заметны меловидные пятна на резцах. Составьте план профилактики кариеса зубов для этого ребенка, включите в план препараты фторида. Литература Основная 1. Лекция на тему «Местная минерализующая профилактика кариеса зубов: теоретические основы» и «Местная минерализующая профилактика кариеса зубов: препараты и технологии их применения» 2. Терехова Т.Н., Попруженко Т.В. Профилактика стоматологических заболеваний: Учеб.пособие для студентов высших учебных заведений по специальности «Стоматология»/ Мн.: Беларусь, 2004. – С.145-159, С.482-497. 3. Попруженко Т. В. Профилактика стоматологических заболеваний/ Т.В. Попруженко, Т.Н.Терехова.- М.: МЕДпресс-информ, 2009. - С.227-246, 419-424. 4. Попруженко Т. В. Профилактика кариеса зубов с использованием местных средств, содержащих фториды, кальций и фосфаты: учеб.-метод. пособие / Т. В. Попруженко, М.И. Кленовская. –Минск: БГМУ, 2010.
Дополнительная 1. Мельниченко Э.М., Попруженко Т.В., Терехова Т.Н., Шугля Л.В. Фтор в профилактической стоматологии: Методические рекомендации. – Минск: МГМИ, 1997.- 27с. 2.Профессиональная профилактика в практике стоматолога: атлас по стоматологии / Ж.-Ф. Руле, С. Циммер; пер. с нем. Т.Н. Тереховой и Т.В. Попруженко под общ. ред. С.Б. Улитовского, С.Т. Пыркова М.: МЕДпресс-информ, 2010.-С. 71-77, 257-259.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 16
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 906; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.146.180 (0.007 с.) |