Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: кариес зубов как химический процесс. Кариесрезистентность эмали.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Общее время занятия: 4 часа Мотивационная характеристика темы. С химической точки зрения кариес - результат дисбаланса в череде процессов растворения минералов эмали и их репреципитации. Судьба кристаллов зависит от их собственных свойств (растворимости в кислоте) и характеристик окружающей среды (насыщенности по апатитам). Минерализующая профилактика кариеса зубов преследует цель сохранить баланс путем химических преобразований эмали и насыщением околозубной среды ионами, составляющими апатиты. Для научных и практических задач важно понимать суть кариесрезистентности эмали, знать методы ее оценки и возможности повышения. Цель: углубить представления о кариесе как о химическом процессе;овладеть методами определения кариесрезистентности эмали и усвоить принципиальные возможности ее повышения Задачи занятия В результате освоения теоретической части темы студент должен знать: · химические основы кариозного процесса (субъекты и механизмы растворения и преципитации); · факторы, определяющие кариесрезистентность зуба; · методы оценки кариесрезистентности эмали. В результате выполнения практической части занятия студент должен уметь · проводить тесты для определения кариесрезистентности эмали, давать им оценку и составлять прогноз в отношении развития кариеса. Требования к исходному уровню знаний. Для полного усвоения темы студенту необходимо повторить: · из морфологии – строение и основные структурные единицы эмали; · гистологии и эмбриологии – этапы гистогенеза зуба; · из химии – механизмы растворения и преципитации; понятие о перенасыщенности; законы термодинамики; соединения фосфата кальция, структура кристаллов апатита; · из физики: что такое лазер? какие факторы определяют оптические свойства кристаллов? какие факторы определяют уровень электропроводности эмали? · из биохимии, профилактики стоматологических заболеваний – патогенез кариеса зубов. Контрольные вопросы из смежных дисциплин 1. Какие органические и неорганические вещества представлены в эмали, каково их процентное соотношение? 2. Что является основным структурным элементом эмали? Каковы структурные различия эмали зубов в возрастном аспекте? 3. Этапы, последовательность, сроки минерализации твердых тканей зуба до и после его прорезывания. 4. При каких условиях происходит растворение кристаллов? При каких условиях становится возможной преципитация и рост кристаллов? 5. Какие химические реакции лежат в основе патогенеза кариеса зубов? 6. Какие методы количественного анализа применяют в медицине? 7. Что является физической основой электропроводности? 8. Каковы основные характеристики лазерного луча? Каковы законы, описывающие поведение луча света (отражение, рассеивание и т.д.)?
Контрольные вопросы по теме занятия 1. Кариес как химический процесс. Роль ионов кальция, фосфатов и фторида в процессе растворения и репреципитации минералов эмали. 2. Кариесрезистентность: содержание термина, условия пре- и постэруптивного формирования. 3. CRT-тест: обоснование, методика проведения, оценка результатов. 4. ТЭР: обоснование, методика проведения, оценка результатов. 5. Лазерная рефлектометрия: обоснование, методика проведения, оценка результатов. 6. Электрометрия: обоснование, методика проведения, оценка результатов. 7. Биопсия эмали: методика проведения, возможности использования и оценки. 8. Методы точного количественного определения содержания макро- и микроэлементов в твердых тканях зубов (спектрометрия, изучение Са, Р в золе). Учебный материал Кариес эмали рассматривается сегодня как совокупность химических процессов растворения и репреципитации, подчиненных законам термодинамики. Баланс этих процессов (см. далее) зависит от свойств эмали и свойств околозубной среды, а именно от насышенности среды по ионам, составляющим апатит – то есть от их концентрации и рН среды. Химические основы концепции кариеса. Главные события кариозного процесса разворачиваются в апатитоподобных структурах эмали. Апатиты эмалиотличаются от минерального гидроксиапатита, имеющего формулу Ca10(PO4)6(OH)2, наличием «загрязняющих» включений - карбонатных групп и ряда химических элементов в следовых количествах (натрия, магния, калия, хлорида, цинка, фторида); кроме того, в решетке кристалла нередко сохраняются вакантные места, поэтому «средний» состав эмали может быть описан формулой Ca 9,48 Mg 0,18 Na 0,11 (PO4)5.67 (CO3)0,45 (OH)1,54 (H2O)0,46. Вакансии и включения (главным образом – карбоната и фторида) и существенно изменяют плотность кристалла биологического апатита и влияют на его растворимость. Преэруптивное включение карбонатов[2], магния, натрия и наличие вакантных мест в решетке – основные причины того, что апатиты эмали имеют более высокую растворимость, чем минеральные апатиты. Фторид, включаясь (пре- и постэруптивно) в кристаллическую решетку в кристаллическую решетку в местах, предназначенных для гидроксильных групп, делает структуру более компактной, что снижает энергию кристалла и стабилизирует его в термодинамическом отношении. Растворимость апатита описывается формулой Ksp=aCa10aPO46aOH2 где a – активность в растворе ионов кальция, фосфата и гидроксила. Выход ионов из апатита в околозубную среду начинается при снижении до критического уровня в ней количества свободных ионов, составляющих апатиты (а это зависит как от фонового количества ионов, так и от рН - количества ионов водорода, способных связать эти ионы и «вывести из игры»[3]), т.е при недонасыщенности околозубной среды по апатиту. Растворяясь, апатит распадается на отдельные ионы; при постепенном снижении рН раньше других растворяются апатиты, содержащие карбонаты, магний, натрий и цитраты, позже – апатиты с фторидами. При повышении рН и/или существенном росте концентрации ионов в околозубной среде процесс идет вспять – ионы могут преципитировать и образовывать те или иные соединения кальция и фосфата, которые при благоприятных условиях трансформируются в апатитоподобные структуры. Таким образом, растворение кристаллов апатита в кислой среде зависит от нескольких параметров, главные из которых – свойства кристалла, рН и количество ионов, составляющих апатит, в околозубной среде – в жидкости бляшки и слюне; чем больше ионов водорода в среде (ниже рН), тем больше свободных ионов в среде необходимо иметь для поддержания (восстановления) перенасыщенности среды по апатитам и, соответственно, сохранения минерального баланса эмали. · Роль кальция и фосфата. Ионы кальция и фосфатамогут отчасти пополнить околозубную среду естественным образом (при снижении рН распадаются мицеллы слюны, растворяются компоненты зубных отложений и апатиты эмали), однако при значительном продолжительном снижении рН этих источников оказывается недостаточно. Сократить утраты минералов из эмали и поощрить их преципитацию из околозубной среды можно, если извне привнести «в зону боев» нужные для перенасыщенности среды ионы – ионы кальция и фосфата из пищевых продуктов (например, сыра) и/или профилактических препаратов. В этом случае можно надеяться на формирование тех или иных соединений кальция и фосфата, которые могут постепенно модифицироваться до формы апатита (аморфный фосфат кальция Ca9(PO4)6 хH2O (АСР) [4] → фосфат октакальция Ca8H2(PO4)6 5H2O (ОСР) → дигидрат фосфата дикальция (син. брушит) CaHPO4 2H2O (DCPD) → гидроксиапатит Ca10 (PO4)6 (OH)2) (НАР). · Роль фторида в кариозном процессе. Сегодня полагают, что основные механизмы участия фторида в защите от кариеса связаны с его влиянием на процессы растворения и репреципитации минералов эмали. Фторид и растворение апатитов. Фторид снижает скорость растворения эмали в условиях кариесогенной ситуации, что объясняют несколькими механизмами. Основное значение придают тому, что ионы фтора могут включаться в апатитную решетку, замещая ионы гидроксила. В результате между узлами кристаллической решетки формируются более тесные связи и, соответственно, структура стабилизируется, становясь более устойчивой к растворению в кислоте. Фторированные апатиты могут формироваться преэруптивно (при достаточном уровне фторида в тканевой жидкости, омывающей фолликул зуба) и постэруптивно – в твердой фазе (ионы фторида из раствора могут самостоятельно или в виде HF проникать в межкристаллические пространства и включаются в кристаллы с исходно вакантными позициями или с частичной утратой гидроксил-ионов) и в жидкой фазе, с последующей преципитацией в частично растворенные кристаллы (см. далее). Из химии известно, что стехиометрические фторапатиты более устойчивы к кислоте, чем гидроксиапатиты (растворяются при рН=4,5 и рН=4,5 соответственно) - этим тезисом и объясняют защитную роль структурного фторапатита (см. рис. 1).
Рис. 1.Схема строения фторапатита и гидроксиапатита. Кроме того, отмечено, что наличие ионов фторида в межкристаллической жидкости стимулирует рост кристаллов апатита, что повышает уровень минерализации эмали. Ионы фторида, присутстствующие в околозубной среде, отчасти связывают ионы водорода, контролируя рН. Наконец, если околозубная среда перенасыщена по фториду, фторапатиты эмали не растворяются. Фторид и преципитация апатитов. В последнее время главную роль в профилактических эффектах фторида отводят не струтктурному, но т.н. «лабильному фториду», находящемуся в ионной форме в непосредственной близости от апатитов. При введении фторида в раствор, содержащий ионы фосфата и кальция, растет вероятность преципитации соединений кальция даже при относительно низком уровне рН (но ниже рН=4,5). Термодинамическое обоснование эффектов лабильного фторида заключается в следующем: среда с 4,5<рН<5,5 недонасыщена по гидроксиапатиту, но, в присутствии даже относительно небольшого количества фторида (≥0,03ppmF), все еще перенасыщена по фторапатиту – следовательно, ионы фосфата и кальция, вымытые из эмали, могут преципитировать из околозубной среды на поверхность эмали в составе фторированного апатита (см. рис.2), что снижает итоговый объем деминерализации эмали и повышает шансы ее на реминерализацию; после вымывания кислоты и ее нейтрализации (превращения в соли) кислотность околозубной среды достигает уровня.рН>5,5 - среда остается перенасыщенной и по фторапатиту и становится перенасыщенной по гидроксиапатиту - преципитируют и фторированные, и нефторированные апатиты (см. рис.2).
Рис.2. Процессы в эмали и околозубной среде при различных уровня рН При относительно высокой концентрации фторида (10ppmF) околозубная среда становится перенасыщенной не только по фторапатиту, но и по фториду кальция; по кинетическим причинам более предпочтительным оказывается формирование фторида кальция. Глобулы фторида кальцияCaF2 (« лабильный» фторид»), образующиеся на поверхности эмали, при уровнях рН и концентрации кальция, характерных для слюны и бляшки, должны были бы быстро растворяться, однако, защищенные фосфатами и/или протеинами слюны и бляшки, остаются стабильными долгое время; «защита» из ионов фосфата рушится при рН<5,0, поэтому в ходе кислотной кариесогенной атаки фторид может высвобождаться из фторида кальция и далее участвовать в формировании фторапатита. Фторапатиты, оседая на поверхности частично растворенных кристаллов поверхностной эмали, могут «ремонтировать» дефектные участки, придавая им свой уровень резистентности [5]. Присутствие фторида в околозубной среде особенно важно во время и в ближайшее время после прорезывания зуба: в ходе первых кислотных атак растворяются наиболее лабильные - карбонатные – апатиты эмали, которые при наличии доступного фторида могут репреципитировать уже как относительно стабильные фторсодержащее апатиты; этот процесс считают основой т.н. постэруптивного созревания эмали. Таким образом, клиническая стабильность эмали, а также динамика развития кариозного процесса на его ранних стадиях зависят и от качества преэруптивного формирования эмали, от условий, складывающихся вблизи эмали после прорезывания зуба, определяющих ее минеральный баланс. В прошлом основное значение в судьбе зуба придавали только одному из известных сегодня факторов, определяющих растворение эмали – ее собственным свойствам, называемым «кариесрезистентностью эмали». Современная парадигма профилактики кариеса зубов уделяет внимание всем факторам, существенным для сохранения баланса – и кариесрезистентности эмали, и рН околозубной среды (контролю активности кариесогенной бляшки), и присутствию ионов в околозубной среде (см. далее о минерализующей системной и местной профилактике с использованием соединений фторида, кальция и фосфата). Кариесрезистентность эмали Устойчивость эмали к растворению в кислоте, понимаемая в узком смысле, определяется составом и структурой кристаллической апатитной решетки. В клинике и в исследованиях используют тесты, позволяющие объективно оценить кислотоустойчивость эмали (CRT, ТЭР), плотность ее структуры (электрометрия, лазерная рефлектометрия, микротвердость), минеральный состав кислотного биоптата и озоленных образцов. Следует правильно ориентироваться в результатах тестов на кариесрезистентность: · повышение значений ТЭР свидетельствует о снижении кариесрезистентности эмали; · увеличение времени цветной реакции в CRT свидетельствует о повышении кариесрезистентности; · увеличение диффузной компоненты при рефлектометрии информирует о снижении кариесрезистентности; · снижение результатов электрометрии свидетельствует о росте резистентности эмали. Результаты клинических и лабораторных исследований позволяют судить об устойчивости зубов к кариесу, делать прогноз развития кариеса для составления программ профилактики и оценивать их эффективность. Задание для самостоятельной работы Прежде всего студенту необходимо систематизировать знания о кариесе как о химическом процессе и понять, какого рода поддержка (естественная и ятрогенная, в том числе с использованием соединений фтора, кальция и фосфата) может быть полезна тканям зуба в кариесогенной ситуации – эти знания станут основной для усвоения нескольких последующих тем. При подготовке к занятию следует вспомнить, какие преэруптивные условия формируют кариесрезистентность зубов. Методы определения кариесрезистентности в достаточном объеме изложены в учебном пособии. После освоения темы для лучшего усвоения материала в рабочей тетради необходимо: · по памяти воспроизвести в тетради рисунок 2. Самоконтроль усвоения темы: После изучения темы для контроля качества усвоения и выявления неясных моментов предлагается ответить на следующие вопросы тестового контроля.
Литература Основная 2. Лекции на темы: «Кариес как химический процесс. Кариесрезистентность эмали». «Местная минерализующая профилактика кариеса зубов: теоретические основы» 3. Терехова, Т. Н. Профилактика стоматологических заболеваний: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений по специальности «Стоматология» / Т. Н. Терехова, Т. В. Попруженко. Мн.: Беларусь, 2004. С.133–145. 4. Попруженко Т. В. Профилактика стоматологических заболеваний/ Т.В. Попруженко, Т.Н.Терехова.- М.: МЕДпресс-информ, 2009. С.222-232, 246. 5. Попруженко Т. В. Профилактика кариеса зубов с использованием местных средств, содержащих фториды, кальций и фосфаты: учеб.-метод. пособие / Т. В. Попруженко, М.И. Кленовская. –Минск: БГМУ, 2010. Дополнительная 1. Боровский Е.Б., Леонтьев В.К. Биология полости рта. – М.: Медицина,1991. – 304с. 2. Леонтьев В.К., Вершинина О.И. Механизмы кислотного растворения эмали // Стоматология. –1982. - №1. - С.4-7. 3. Леонтьев В.К., Петрович Ю.А. Биохимические методы исследования в клинической и экспериментальной стоматологии: Методическое пособие. – Омск, 1976. – С.32-33, 47-49, 80. 4. Овруцкий Г.Д., Водолацкий М.П., Водолацкая А.М. Прогнозирование и донозологическая диагностика кариеса зубов. – Ставрополь, 1990. –96с. 5. Окушко В.Р. Физиология эмали и проблема кариеса зубов. – Кишинев. – 1989. – 78с. 6.Профессиональная профилактика в практике стоматолога: атлас по стоматологии / Ж.-Ф. Руле, С. Циммер; пер. с нем. Т.Н. Тереховой и Т.В. Попруженко под общ. ред. С.Б. Улитовского, С.Т. Пыркова М.: МЕДпресс-информ, 2010.-71-72. с.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №13
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 1229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.45.238 (0.011 с.) |