Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Препараты и продукты на основе соединений кальция и фосфатов.

Поиск

Растворы, содержащие кальций и фосфаты традиционно рекомендовали использовать для аппликаций. Применение 10% раствора глюконата кальция или 5% раствора хлорида кальция (на курс – три ежедневные 20-минутные аппликации, курс повторяют 2-3-раза в год) обеспечивает 30 % редукцию прироста кариеса. Систематические полоскания или аппликации раствора ремодента (1-2 раза в неделю в течение 10 месяцев в году) предотвращают до 50% прироста кариеса.

Пасты, пенки, кремы для чистки зубов. В состав бесфторидных профилактических средств гигиены вводят относительно растворимые препараты кальция («жидкий кальций») – чаще всего глицерофосфат кальция[16].; более сложный состав имеют пасты на основе ремодента и кальциса. Доля кальция в пастах обычно составляет 0,10 – 0,15%. Такие пасты могут быть рекомендованы пациентам любого возраста для ежедневной двукратной чистки зубов[17].

Пасты, муссы, гели для реминерализации тканей зуба. На стоматологическом рынке[18] доступны пасты (муссы, гели) с глицерофосфатом кальция, АСР, СРР-АСР. Эти препараты включают в индивидуальные протоколы первичной профилактики при высоком риске кариеса, а также применяются для реминерализации эмали при патологии твердых тканей зубов (кариеса эмали, гиперестезии, эрозий и т.д.) после курса отбеливания зубов и профессиональной гигиены полости рта. Препараты могут быть использованы как в офисной, так и в домашней профилактике, в индивидуальных каппах и в технике простой 3-минутной аппликации. Препараты используют курсами; продолжительность курса и частоту его повторений определяет стоматолог в соответствии с уровнем риска или выраженности патологии: курс реминерализирующей терапии составляет обычно 10-15 дней, повторения назначают на регулярной основе и/или в связи с эпизодами усугубления риска.

2.3. Жевательные резинки являются удобными и безопасными носителями кальция и фосфатов, которые при рациональном применении (после еды) обеспечивают как нельзя более своевременное поступление этих ионов в ротовую жидкость и зубные отложения. Показано, повышенный уровень ионизированного кальция сохраняется в полости рта в течение 5-20 мин после жевания, что позволяет снизить уровень деминерализации эмали, подвергнутой углеводной нагрузке, на 30-45%.

Препараты и продукты для сочетанной местной Ca-P-F-минерализующая профилактика; применение.

Растворы (классические методы):

· аппликация 10% раствора глюконата кальция (15 минут) + аппликация 2% раствора фторида натрия (по Е.В.Боровскому и П.А.Леусу);

· аппликация 2% раствора фторида натрия (3-5 минут) + аппликация глюконата кальция (по В.Г. Сунцову).

· аппликация 10% раствора глюконата кальция (2-4 минуты) + полоскание 0,2% раствором фторида натрия или аппликация фторлака (по Т.Ф.Виноградовой);

Систематическое проведение описанных методик 3-4 раза в год позволяет снизить прирост кариеса на 30-40%. Эффективность применения препаратов кальция и фосфатов повышается при их внедрении в эмаль при помощи электрофореза.

Пасты и муссы для реминерализации тканей зуба. Пасты на основе СРР-АСРF [19] содержат 900 ppmF, поэтому не рекомендованы детям до 6 лет, аппликации после вечерней чистки зубов – разрешены пациентам старше 12 лет; в остальном см. правила использования препаратов на основе СРР-АСР.

Гели Для ингибирования деминерализации и поддержки реминерализации предложен нейтральный гель, содержащий 1,23% F и ACP[20]. Благодаря наличию АСР, этот гель имеет такую же эффективность, измеряемую по включению фторида в эмаль, как и классический подкисленный APF-гель, но, в отличие от него, не вреден для композитных реставраций и керамики. Показания к применению и правила использования Ca-P-F-лака не отличаются от таковых для фторсодержащих гелей.

Лаки. Разработан лак, содержащий 5% фторида натрия и ACP[21]. Добавление ACP обеспечивает включение фторапатита в ткани зуба (эмаль и дентин) – в 4 раза более интенсивное, чем при использовании лака с равным содержанием фторида. Препарат рекомендован для реминерализации тканей зубов при кариесе и гиперчувствительности; курсом из 2-3 аппликаций лака с интервалом в несколько дней.

Задание для самостоятельной работы студентов

· составить в рабочей тетради таблицу-конспект

 

«Препараты кальция и фосфата для местной профилактики кариеса зубов»

 

Соединение Особенности действия Методы применения Курс
Глюконат кальция      
Глицерофосфат кальция      
Карбонат кальция      
Карбонат кальция с бикарбонатом аргинина      
Натриевый фосфосиликат кальция      
ACP      
CPP-ACP      

· Самоконтроль усвоения темы. После изучения темы дополните программы профилактики, составленные при решении ситуационных задач к предыдущему занятию, местными препаратами кальция и фосфата.

Литература

Основная

1. Лекция на тему «Местная минерализующая профилактика кариеса зубов: теоретические основы», «Местная минерализующая профилактика кариеса зубов: препараты и технологии их применения».

2. Терехова Т.Н., Попруженко Т.В. Профилактика стоматологических заболеваний: Учеб.пособие для студентов высших учебных заведений / Мн.: Беларусь, 2004. – С. 159-163.

3. Попруженко Т. В. Профилактика стоматологических заболеваний/ Т.В. Попруженко, Т.Н.Терехова.- М.: МЕДпресс-информ, 2009. - С.246 -249.

4. Попруженко Т. В. Профилактика кариеса зубов с использованием местных средств, содержащих фториды, кальций и фосфаты: учеб.-метод. пособие / Т. В. Попруженко, М.И. Кленовская. –Минск: БГМУ, 2010.

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №17

Тема: САНИТАРНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ.

Общее время занятий:4 часа.

Мотивационная характеристика темы: Санитарно-просветительская деятельность является одной из профессиональных функциональных обязанностей стоматолога, гигиениста, которые должны уметь грамотно и профессионально привить населению навыки здорового поведения.

Цель: Овладеть методикой подготовки и реализации стоматологических санитарно-просветительных проектов для детей различного возраста и взрослых.

Задачи занятия

В результате освоения теоретической части данной темы студент должен знать:

· факторы, определяющие характер поведения человека;

· природу мотивации и способы ее коррекции;

· этапы формирования новых поведенческих привычек;

· принципы общения, воспитания и обучения взрослых и детей;

· формы и методы санитарного обучения;

· основные особенности санитарного просвещения детей различного возраста и взрослых;

· принципы подготовки и проведения урока гигиены для детей дошкольного возраста.

 

В результате выполнения практической части студент должен уметь:

· мотивировать к гигиене полости рта детей и взрослых с различным уровнем развития и образования;

· подготовить санитарно-просветительный проект для детей дошкольного возраста;

· организовать выполнение санитарного проекта в детском коллективе.

Требования к исходному уровню знаний. Для лучшего усвоения темы студенту необходимо повторить из:

· профилактики стоматологических заболеваний – факторы риска развития кариеса зубов; методы чистки зубов, средства ухода за полостью рта, их состав и свойства.

Контрольные вопросы по теме занятия

1. Роль поведения в сохранении стоматологического здоровья.

2. Механизмы формирования поведения человека: мотивация и потребности.

3. Особенности общения врача и пациента в процессе санитарно-просветительной работы. Этапы формирования новых поведенческих привычек

4. Структура и содержание просветительного проекта в профилактике стоматологических заболеваний.

5. Методы и формы санитарного обучения; выбор дизайна просветительного проекта для разных возрастных групп.

6. Особенности санитарного воспитания и обучения детей. Содержание, структура, форма и условия проведения урока гигиены для детей дошкольного возраста.

Учебный материал

Образ жизни, поступки или бездействие – продукт сложных психологических процессов, коррекция которых достаточно сложна и требует от врача специальных знаний. Поведение человека имеет две основные составляющие: побудительную и регуляционную. Задачи и проблемы санитарного воспитания тесно связаны с коррекцией побудительной стороны поведения человека, с его мотивацией – совокупностью психологических факторов, определяющих выбор поведения, начало, направленность и активность. Внутренняя мотивация основана на потребностях личности. Для успешного внедрения профилактических элементов в образ жизни пациента стоматологу необходимо определить уровень его стоматологических потребностей и на этой основе изменить поведение человека. Санитарно-просветительская деятельность заключается главным образом в воспитании, обучении и деятельном общении. При этом врач должен не только профессионально владеть теорией и практикой профилактики, но и иметь эффективные коммуникативные навыки - владеть техникой общения с людьми (пациентами) с различными уровнями санитарной грамотности (обучаемости).

Санитарное обучение может иметь различные методические формы. Активные виды обучения могут осуществляться односторонними или двусторонними способами. Формами активного обучения с непосредственным участием врача являются лекция, опрос, беседа (в т. ч. урок гигиены), семинар, дискуссия, демонстрация и т.п. При пассивном обучении (средства массовой информации) врач играет только организующую роль. В зависимости от того, кто является адресатом санитарного просвещения, различают индивидуальные, групповые и популяционные проекты.

При проведении санитарного воспитания и обучения детей необходимо учитывать их возрастные психологические особенности поведения. Любой санитарно-просветительный проект должен разрабатываться с учетом основных положений психологии и педагогики. Организаторами этой работы являются стоматологи, а реализаторами – гигиенисты, учителя, воспитатели и родители, которых консультирует, инструктирует стоматолог.

Наиболее распространенной формой обучения правилам ухода за полостью рта является урок гигиены. Он строится в соответствии с задачами обучения:

I этап – мотивация,

II этап – выбор средств и способов гигиены,

III этап – практическое обучение выбранному способу гигиены.

Перед началом обучения гигиене полости рта необходимо выяснить возраст аудитории (необходимо для подготовки беседы, выбора средств и методов гигиены) и базовый уровень знаний и навыков аудитории по этому вопросу. Это можно сделать путем предварительного осмотра детей или с помощью анкетирования в зависимости от возраста и возможностей стоматолога.

Урок должен продолжаться 30-40 мин: 15-20 мин занимает теоретическая часть, 10-15 мин – практическая, 5-10 мин – заключительная часть. Урок гигиены следует проводить с участием воспитателя группы, который в начале представляет «лектора» детям, а затем уступает ему главную роль, оставаясь в непосредственной близости от детей.

При планировании своего выступления лектору необходимо учитывать степень активного участия детей в обсуждаемой теме и определить основные тезисы: о чем рассказать, к чему призывать и чему учить детей. Так, при подготовке проекта для дошкольников важно разработать интересный (адекватно возрасту аудитории) сюжет для презентации проблемы и найти простую, яркую и динамичную форму представления (мини-спектакль, инсценированный рассказ или песенка и т.д.).

Для того, чтобы не провоцировать шумные коллективные ответы, после которых трудно добиться тишины и внимания, вопрос нужно задавать конкретному ребенку; для хорошего контакта с аудиторией полезно просить ребенка перед ответом называть свое имя. Выслушивать ответы нужно заинтересованно, правильные ответы поддерживать и дополнять, от неправильных ответов мягко уходить, не повторяя их и не упрекая (не высмеивая) детей, отвечающих неверно.

После беседы нужно перейти к практической части – каждый ребенок должен попробовать почистить зубы тем методом, которым его обучили.

В завершающей части необходимо закрепить новую информацию повторением путем фронтального опроса.

Задания для самостоятельной работы студентов

· Для усвоения темы необходимо внимательно изучить лекционный материал и материал рекомендуемой литературы. Основное внимание следует уделить принципам техники общения врача с пациентом в процессе санитарного воспитания и особенностям обучения детей. На занятии будут подробно разбираться достоинства и недостатки различных методов санитарного обучения, возможно – с проведением учебной дискуссии.

· Подготовить (индивидуально) план санитарного проекта для детей дошкольного возраста:

-объем (текста полного проекта): 3-5 листов А4;

-темы: строение зуба, функции зуба, здоровье и кариес, роль микроогранизмов и пищевых привычек в развития кариеса, значение гигиены полости рта, средства и методы ухода за зубами; смена зубов;

-форма: сказка, спектакль, серия загадок и т.д.

-оформление: крупные иллюстрации, соответствующие сюжету (в любой технике), мелкий текст (для прочтения взрослым).

 

Самоконтроль усвоения темы:

№ п/п Вопрос Вариант ответа Код варианта
  Высокая эффективность санитарного просвещения беременных женщин обусловлена потребностями, которые в пирамиде Маслоу соответствуют уровню: а) физиологических потребностей; б) потребностей в безопасности; в) потребностей в принадлежности к группе; г) потребностей в уважении; д) познавательных потребностей; е) эстетических потребностей; ж) потребностей в самоактуализации а б в г д е ж  
  Наличие или отсутствие мотивации пациента к стоматологической самопомощи обусловлено: а) внешними стимулами его поведения; б) свойствами его личности; в) воспитанием; г) внутренней мотивацией его поведения. а б в г  
  Самостоятельное осознанное научение становится возможным после: а) 7-8 лет; б) 10-12 лет; в) 4-5 лет. а б в  
  Гигиенические оральные навыки детей школьного возраста формируются путем: а) импритинга; б) условно-рефлекторного научения; в) оперантного научения; г) викарного научения; д) вербального научения. аб бв бг гд вд  
  Основной формой обучения в дошкольном возрасте является: а) демонстрация б) игра в) интерактивное обучение а б в  
  Формой фронтальной организации санитарного просвещения является: а) лекция; б) опрос; в) беседа; г) семинар; д) дискуссия. а б в г д  

 

Основная литература

1. Лекция на тему «Санитарное просвещение: психологические основы, задачи и методы».

2. Терехова Т.Н, Попруженко Т.В. Профилактика стоматологических заболеваний: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений по специальности «Стоматология»/Мн.: Беларусь, 2004. – С. 12-47

3. Попруженко Т. В. Профилактика стоматологических заболеваний/ Т.В. Попруженко, Т.Н.Терехова.- М.: МЕДпресс-информ, 2009. - С.246 -249.

Дополнительная литература

1. Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А. Психология в медицине: Учеб. пособие. – М.: ЛПА «Кафедра-М», 1998. – С.42-47, 174-187.

2. Купец Т.В., Мателло С.К. Учебные программы по профилактике кариеса для детей начальной школы /Дет.стоматология.- 2000, №1-2.-С.32-38.

3. Мельниченко Э.М. Профилактика стоматологических заболеваний. – Мн.:Выш.шк., 1991.- С.29-40, 112-115.

4. Профессиональная профилактика в практике стоматолога: атлас по стоматологии / Ж.-Ф. Руле, С. Циммер; пер. с нем. Т.Н. Тереховой и Т.В. Попруженко под общ. ред. С.Б. Улитовского, С.Т. Пыркова М.: МЕДпресс-информ, 2010.- С. 286-294, 254-256.

 

 


[1] Наличие в пище минералов (например, кальция в сыре или фторида во фторированном молоке) также важно для течения кариозного процесса; эти вопросы рассматриваются на занятиях по минерализующей профилактике.

[2] Преэруптивное включение вместо фосфатной группы карбонатной (фосфатная - крупная тетраэдрическая трехвалентная, карбонатная - небольшая плоскостная двухвалентная группа) нарушает электрическую нейтральность кристаллической решетки и вызывает в ней ряд компенсаторных изменений; для восстановления нейтральности должно уменьшиться количество ионов кальция, или их часть должна быть замещена ионами одновалентного натрия, что, в свою очередь, вызовет смещение межатомарных линий, структурное искажение и внутреннее напряжение, поэтому карбонапатиты менее стабильны и легче вступают в химические реакции, чем стехиометрические минеральные апатиты.

[3] Важное практическое следствие: для того, чтобы удержать равновесие в кислой среде, требуется более высокая концентрация ионов, чем для обеспечения равновесия в нейтральной и щелочной среде

[4] Аббревиатура названия в англ. языке

[5] При высокой активности кариозного процесса взаимодействие ионов фторида, кальция и фосфата с минералами поврежденных участков становится более сложным: минеральная плотность (но не исходная структура) тканей может возрастать только на поверхности очага (так объясняют феномен псевдоинтактной поверхности белого пятна и устаревшую версию «подповерхностного» развития кариеса) или на каком-либо «этаже» очага - результат зависит от сложного соотнесения встречных потоков ионов водорода, кальция, фосфатов и фторида в кариозном очаге; оптимальный результат – тотальная реминерализация дефекта – кажется более вероятным при сочетанном добавлении кальция, фосфатов и фторида.

[6] Важно помнить о том, что фториды не заменяют собой контроля активности кариесогенной бляшки, но лишь в некоторой мере контролируют результат этой активности - патогенез кариозного процесса (чем выше активность микрофлоры, тем ниже защитные эффекты фторида).

[7] Строго говоря, частота пополнения фторидов может быть еще выще – при применения системных добавок с солью или водой или (4-8…раз в день)

[8] Приведенные цифры получены путем следующих рассуждений: в зоне подповерхностной деминерализации концентрация кальция и фосфата находится на уровне 0.1ммоль/л; движущие силы для реминерализации возникают при 30-кратной разнице концентраций ионов в очаге и на поверхности эмали

[9] MINERALIN® является основой серии оральных продуктов под общим названием «R emineralizating O ral C are S ystems» (R.O.C.S.) (Россия, Швейцария)

[10] Recaldent™ -основа профилактических продуктов GC Tooth Mousse (GC Япония ), MI Paste® (GC America),

[11] Полагают, что «период полураспада» на зубе CPP-ACP составляет 1-2 часа (Reynolds et al., 2003)

[12] Основа Dr. Collins Restore Toothpaste, SootheRx® (OMNII Pharmaceuticals)

[13] Основа продуктов Proclude® (Ortek), Denclude® (Ortek)

[14] Основа продуктов линии SPLAT (Россия)

[15] Для образования единицы апатита Ca10(PO4)6F2 на каждые 2 иона фторида требуется 10 ионов кальция и 6 ионов фосфата

[16] В последние годы говорят и о возможных реминерализующих эффектах соединений кальция, вводимых в пасты в качестве абразивов – в частности, мела.

[17] Са-Р-содержащие пасты нередко продвигаются на рынке как безопасные для детей при проглатывании (по контрасту с фторсодержащими), однако не следует забывать о том, что зубные пасты имеют сложный состав и не является пищевыми продуктами

[18] Эти препараты позиционируются как профессиональные и поэтому не распространяются через общую торговую сеть и аптеки

[19] GC MI Paste Plus

[20] Enamel Pro® Gel 1.23%

[21] Enamel Pro Varnish 5% NaF Fluoride Varnish



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 561; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.186.172 (0.014 с.)