Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Препараты и продукты на основе соединений кальция и фосфатов.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Растворы, содержащие кальций и фосфаты традиционно рекомендовали использовать для аппликаций. Применение 10% раствора глюконата кальция или 5% раствора хлорида кальция (на курс – три ежедневные 20-минутные аппликации, курс повторяют 2-3-раза в год) обеспечивает 30 % редукцию прироста кариеса. Систематические полоскания или аппликации раствора ремодента (1-2 раза в неделю в течение 10 месяцев в году) предотвращают до 50% прироста кариеса. Пасты, пенки, кремы для чистки зубов. В состав бесфторидных профилактических средств гигиены вводят относительно растворимые препараты кальция («жидкий кальций») – чаще всего глицерофосфат кальция[16].; более сложный состав имеют пасты на основе ремодента и кальциса. Доля кальция в пастах обычно составляет 0,10 – 0,15%. Такие пасты могут быть рекомендованы пациентам любого возраста для ежедневной двукратной чистки зубов[17]. Пасты, муссы, гели для реминерализации тканей зуба. На стоматологическом рынке[18] доступны пасты (муссы, гели) с глицерофосфатом кальция, АСР, СРР-АСР. Эти препараты включают в индивидуальные протоколы первичной профилактики при высоком риске кариеса, а также применяются для реминерализации эмали при патологии твердых тканей зубов (кариеса эмали, гиперестезии, эрозий и т.д.) после курса отбеливания зубов и профессиональной гигиены полости рта. Препараты могут быть использованы как в офисной, так и в домашней профилактике, в индивидуальных каппах и в технике простой 3-минутной аппликации. Препараты используют курсами; продолжительность курса и частоту его повторений определяет стоматолог в соответствии с уровнем риска или выраженности патологии: курс реминерализирующей терапии составляет обычно 10-15 дней, повторения назначают на регулярной основе и/или в связи с эпизодами усугубления риска. 2.3. Жевательные резинки являются удобными и безопасными носителями кальция и фосфатов, которые при рациональном применении (после еды) обеспечивают как нельзя более своевременное поступление этих ионов в ротовую жидкость и зубные отложения. Показано, повышенный уровень ионизированного кальция сохраняется в полости рта в течение 5-20 мин после жевания, что позволяет снизить уровень деминерализации эмали, подвергнутой углеводной нагрузке, на 30-45%. Препараты и продукты для сочетанной местной Ca-P-F-минерализующая профилактика; применение. Растворы (классические методы): · аппликация 10% раствора глюконата кальция (15 минут) + аппликация 2% раствора фторида натрия (по Е.В.Боровскому и П.А.Леусу); · аппликация 2% раствора фторида натрия (3-5 минут) + аппликация глюконата кальция (по В.Г. Сунцову). · аппликация 10% раствора глюконата кальция (2-4 минуты) + полоскание 0,2% раствором фторида натрия или аппликация фторлака (по Т.Ф.Виноградовой); Систематическое проведение описанных методик 3-4 раза в год позволяет снизить прирост кариеса на 30-40%. Эффективность применения препаратов кальция и фосфатов повышается при их внедрении в эмаль при помощи электрофореза. Пасты и муссы для реминерализации тканей зуба. Пасты на основе СРР-АСРF [19] содержат 900 ppmF, поэтому не рекомендованы детям до 6 лет, аппликации после вечерней чистки зубов – разрешены пациентам старше 12 лет; в остальном см. правила использования препаратов на основе СРР-АСР. Гели Для ингибирования деминерализации и поддержки реминерализации предложен нейтральный гель, содержащий 1,23% F и ACP[20]. Благодаря наличию АСР, этот гель имеет такую же эффективность, измеряемую по включению фторида в эмаль, как и классический подкисленный APF-гель, но, в отличие от него, не вреден для композитных реставраций и керамики. Показания к применению и правила использования Ca-P-F-лака не отличаются от таковых для фторсодержащих гелей. Лаки. Разработан лак, содержащий 5% фторида натрия и ACP[21]. Добавление ACP обеспечивает включение фторапатита в ткани зуба (эмаль и дентин) – в 4 раза более интенсивное, чем при использовании лака с равным содержанием фторида. Препарат рекомендован для реминерализации тканей зубов при кариесе и гиперчувствительности; курсом из 2-3 аппликаций лака с интервалом в несколько дней. Задание для самостоятельной работы студентов · составить в рабочей тетради таблицу-конспект
«Препараты кальция и фосфата для местной профилактики кариеса зубов»
· Самоконтроль усвоения темы. После изучения темы дополните программы профилактики, составленные при решении ситуационных задач к предыдущему занятию, местными препаратами кальция и фосфата. Литература Основная 1. Лекция на тему «Местная минерализующая профилактика кариеса зубов: теоретические основы», «Местная минерализующая профилактика кариеса зубов: препараты и технологии их применения». 2. Терехова Т.Н., Попруженко Т.В. Профилактика стоматологических заболеваний: Учеб.пособие для студентов высших учебных заведений / Мн.: Беларусь, 2004. – С. 159-163. 3. Попруженко Т. В. Профилактика стоматологических заболеваний/ Т.В. Попруженко, Т.Н.Терехова.- М.: МЕДпресс-информ, 2009. - С.246 -249. 4. Попруженко Т. В. Профилактика кариеса зубов с использованием местных средств, содержащих фториды, кальций и фосфаты: учеб.-метод. пособие / Т. В. Попруженко, М.И. Кленовская. –Минск: БГМУ, 2010.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №17 Тема: САНИТАРНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ. Общее время занятий:4 часа. Мотивационная характеристика темы: Санитарно-просветительская деятельность является одной из профессиональных функциональных обязанностей стоматолога, гигиениста, которые должны уметь грамотно и профессионально привить населению навыки здорового поведения. Цель: Овладеть методикой подготовки и реализации стоматологических санитарно-просветительных проектов для детей различного возраста и взрослых. Задачи занятия В результате освоения теоретической части данной темы студент должен знать: · факторы, определяющие характер поведения человека; · природу мотивации и способы ее коррекции; · этапы формирования новых поведенческих привычек; · принципы общения, воспитания и обучения взрослых и детей; · формы и методы санитарного обучения; · основные особенности санитарного просвещения детей различного возраста и взрослых; · принципы подготовки и проведения урока гигиены для детей дошкольного возраста.
В результате выполнения практической части студент должен уметь: · мотивировать к гигиене полости рта детей и взрослых с различным уровнем развития и образования; · подготовить санитарно-просветительный проект для детей дошкольного возраста; · организовать выполнение санитарного проекта в детском коллективе. Требования к исходному уровню знаний. Для лучшего усвоения темы студенту необходимо повторить из: · профилактики стоматологических заболеваний – факторы риска развития кариеса зубов; методы чистки зубов, средства ухода за полостью рта, их состав и свойства. Контрольные вопросы по теме занятия 1. Роль поведения в сохранении стоматологического здоровья. 2. Механизмы формирования поведения человека: мотивация и потребности. 3. Особенности общения врача и пациента в процессе санитарно-просветительной работы. Этапы формирования новых поведенческих привычек 4. Структура и содержание просветительного проекта в профилактике стоматологических заболеваний. 5. Методы и формы санитарного обучения; выбор дизайна просветительного проекта для разных возрастных групп. 6. Особенности санитарного воспитания и обучения детей. Содержание, структура, форма и условия проведения урока гигиены для детей дошкольного возраста. Учебный материал Образ жизни, поступки или бездействие – продукт сложных психологических процессов, коррекция которых достаточно сложна и требует от врача специальных знаний. Поведение человека имеет две основные составляющие: побудительную и регуляционную. Задачи и проблемы санитарного воспитания тесно связаны с коррекцией побудительной стороны поведения человека, с его мотивацией – совокупностью психологических факторов, определяющих выбор поведения, начало, направленность и активность. Внутренняя мотивация основана на потребностях личности. Для успешного внедрения профилактических элементов в образ жизни пациента стоматологу необходимо определить уровень его стоматологических потребностей и на этой основе изменить поведение человека. Санитарно-просветительская деятельность заключается главным образом в воспитании, обучении и деятельном общении. При этом врач должен не только профессионально владеть теорией и практикой профилактики, но и иметь эффективные коммуникативные навыки - владеть техникой общения с людьми (пациентами) с различными уровнями санитарной грамотности (обучаемости). Санитарное обучение может иметь различные методические формы. Активные виды обучения могут осуществляться односторонними или двусторонними способами. Формами активного обучения с непосредственным участием врача являются лекция, опрос, беседа (в т. ч. урок гигиены), семинар, дискуссия, демонстрация и т.п. При пассивном обучении (средства массовой информации) врач играет только организующую роль. В зависимости от того, кто является адресатом санитарного просвещения, различают индивидуальные, групповые и популяционные проекты. При проведении санитарного воспитания и обучения детей необходимо учитывать их возрастные психологические особенности поведения. Любой санитарно-просветительный проект должен разрабатываться с учетом основных положений психологии и педагогики. Организаторами этой работы являются стоматологи, а реализаторами – гигиенисты, учителя, воспитатели и родители, которых консультирует, инструктирует стоматолог. Наиболее распространенной формой обучения правилам ухода за полостью рта является урок гигиены. Он строится в соответствии с задачами обучения: I этап – мотивация, II этап – выбор средств и способов гигиены, III этап – практическое обучение выбранному способу гигиены. Перед началом обучения гигиене полости рта необходимо выяснить возраст аудитории (необходимо для подготовки беседы, выбора средств и методов гигиены) и базовый уровень знаний и навыков аудитории по этому вопросу. Это можно сделать путем предварительного осмотра детей или с помощью анкетирования в зависимости от возраста и возможностей стоматолога. Урок должен продолжаться 30-40 мин: 15-20 мин занимает теоретическая часть, 10-15 мин – практическая, 5-10 мин – заключительная часть. Урок гигиены следует проводить с участием воспитателя группы, который в начале представляет «лектора» детям, а затем уступает ему главную роль, оставаясь в непосредственной близости от детей. При планировании своего выступления лектору необходимо учитывать степень активного участия детей в обсуждаемой теме и определить основные тезисы: о чем рассказать, к чему призывать и чему учить детей. Так, при подготовке проекта для дошкольников важно разработать интересный (адекватно возрасту аудитории) сюжет для презентации проблемы и найти простую, яркую и динамичную форму представления (мини-спектакль, инсценированный рассказ или песенка и т.д.). Для того, чтобы не провоцировать шумные коллективные ответы, после которых трудно добиться тишины и внимания, вопрос нужно задавать конкретному ребенку; для хорошего контакта с аудиторией полезно просить ребенка перед ответом называть свое имя. Выслушивать ответы нужно заинтересованно, правильные ответы поддерживать и дополнять, от неправильных ответов мягко уходить, не повторяя их и не упрекая (не высмеивая) детей, отвечающих неверно. После беседы нужно перейти к практической части – каждый ребенок должен попробовать почистить зубы тем методом, которым его обучили. В завершающей части необходимо закрепить новую информацию повторением путем фронтального опроса. Задания для самостоятельной работы студентов · Для усвоения темы необходимо внимательно изучить лекционный материал и материал рекомендуемой литературы. Основное внимание следует уделить принципам техники общения врача с пациентом в процессе санитарного воспитания и особенностям обучения детей. На занятии будут подробно разбираться достоинства и недостатки различных методов санитарного обучения, возможно – с проведением учебной дискуссии. · Подготовить (индивидуально) план санитарного проекта для детей дошкольного возраста: -объем (текста полного проекта): 3-5 листов А4; -темы: строение зуба, функции зуба, здоровье и кариес, роль микроогранизмов и пищевых привычек в развития кариеса, значение гигиены полости рта, средства и методы ухода за зубами; смена зубов; -форма: сказка, спектакль, серия загадок и т.д. -оформление: крупные иллюстрации, соответствующие сюжету (в любой технике), мелкий текст (для прочтения взрослым).
Самоконтроль усвоения темы:
Основная литература 1. Лекция на тему «Санитарное просвещение: психологические основы, задачи и методы». 2. Терехова Т.Н, Попруженко Т.В. Профилактика стоматологических заболеваний: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений по специальности «Стоматология»/Мн.: Беларусь, 2004. – С. 12-47 3. Попруженко Т. В. Профилактика стоматологических заболеваний/ Т.В. Попруженко, Т.Н.Терехова.- М.: МЕДпресс-информ, 2009. - С.246 -249. Дополнительная литература 1. Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А. Психология в медицине: Учеб. пособие. – М.: ЛПА «Кафедра-М», 1998. – С.42-47, 174-187. 2. Купец Т.В., Мателло С.К. Учебные программы по профилактике кариеса для детей начальной школы /Дет.стоматология.- 2000, №1-2.-С.32-38. 3. Мельниченко Э.М. Профилактика стоматологических заболеваний. – Мн.:Выш.шк., 1991.- С.29-40, 112-115. 4. Профессиональная профилактика в практике стоматолога: атлас по стоматологии / Ж.-Ф. Руле, С. Циммер; пер. с нем. Т.Н. Тереховой и Т.В. Попруженко под общ. ред. С.Б. Улитовского, С.Т. Пыркова М.: МЕДпресс-информ, 2010.- С. 286-294, 254-256.
[1] Наличие в пище минералов (например, кальция в сыре или фторида во фторированном молоке) также важно для течения кариозного процесса; эти вопросы рассматриваются на занятиях по минерализующей профилактике. [2] Преэруптивное включение вместо фосфатной группы карбонатной (фосфатная - крупная тетраэдрическая трехвалентная, карбонатная - небольшая плоскостная двухвалентная группа) нарушает электрическую нейтральность кристаллической решетки и вызывает в ней ряд компенсаторных изменений; для восстановления нейтральности должно уменьшиться количество ионов кальция, или их часть должна быть замещена ионами одновалентного натрия, что, в свою очередь, вызовет смещение межатомарных линий, структурное искажение и внутреннее напряжение, поэтому карбонапатиты менее стабильны и легче вступают в химические реакции, чем стехиометрические минеральные апатиты. [3] Важное практическое следствие: для того, чтобы удержать равновесие в кислой среде, требуется более высокая концентрация ионов, чем для обеспечения равновесия в нейтральной и щелочной среде [4] Аббревиатура названия в англ. языке [5] При высокой активности кариозного процесса взаимодействие ионов фторида, кальция и фосфата с минералами поврежденных участков становится более сложным: минеральная плотность (но не исходная структура) тканей может возрастать только на поверхности очага (так объясняют феномен псевдоинтактной поверхности белого пятна и устаревшую версию «подповерхностного» развития кариеса) или на каком-либо «этаже» очага - результат зависит от сложного соотнесения встречных потоков ионов водорода, кальция, фосфатов и фторида в кариозном очаге; оптимальный результат – тотальная реминерализация дефекта – кажется более вероятным при сочетанном добавлении кальция, фосфатов и фторида. [6] Важно помнить о том, что фториды не заменяют собой контроля активности кариесогенной бляшки, но лишь в некоторой мере контролируют результат этой активности - патогенез кариозного процесса (чем выше активность микрофлоры, тем ниже защитные эффекты фторида). [7] Строго говоря, частота пополнения фторидов может быть еще выще – при применения системных добавок с солью или водой или (4-8…раз в день) [8] Приведенные цифры получены путем следующих рассуждений: в зоне подповерхностной деминерализации концентрация кальция и фосфата находится на уровне 0.1ммоль/л; движущие силы для реминерализации возникают при 30-кратной разнице концентраций ионов в очаге и на поверхности эмали [9] MINERALIN® является основой серии оральных продуктов под общим названием «R emineralizating O ral C are S ystems» (R.O.C.S.) (Россия, Швейцария) [10] Recaldent™ -основа профилактических продуктов GC Tooth Mousse (GC Япония ), MI Paste® (GC America), [11] Полагают, что «период полураспада» на зубе CPP-ACP составляет 1-2 часа (Reynolds et al., 2003) [12] Основа Dr. Collins Restore Toothpaste, SootheRx® (OMNII Pharmaceuticals) [13] Основа продуктов Proclude® (Ortek), Denclude® (Ortek) [14] Основа продуктов линии SPLAT (Россия) [15] Для образования единицы апатита Ca10(PO4)6F2 на каждые 2 иона фторида требуется 10 ионов кальция и 6 ионов фосфата [16] В последние годы говорят и о возможных реминерализующих эффектах соединений кальция, вводимых в пасты в качестве абразивов – в частности, мела. [17] Са-Р-содержащие пасты нередко продвигаются на рынке как безопасные для детей при проглатывании (по контрасту с фторсодержащими), однако не следует забывать о том, что зубные пасты имеют сложный состав и не является пищевыми продуктами [18] Эти препараты позиционируются как профессиональные и поэтому не распространяются через общую торговую сеть и аптеки [19] GC MI Paste Plus [20] Enamel Pro® Gel 1.23% [21] Enamel Pro Varnish 5% NaF Fluoride Varnish
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 561; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.186.172 (0.014 с.) |