Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: слюна: кариеспротективные свойства, их диагностика и коррекцияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Общее время занятий: 4 часа. Мотивационная характеристика темы. Слюна является одним из важнейших звеньев в системе поддержания гомеостаза полости рта. Знание основных критериев оценки кариеспротективных свойств слюны, умение определить качество слюны пациента и связанную с этим степень риска развития кариеса зубов – важное условие составления индивидуального плана профилактики. Пациенты с гипосаливацией требуют повышенного внимания стоматолога – участия в диагностике и организации лечения, а также составления специальной программы подержания стоматологического здоровья. Цель: изучить состав и свойства слюны, овладеть методами их определения, изучить причины гипосаливации и методы ее коррекции, освоить методы сохранения стоматологического здоровья при гипосаливации. Задачи занятия В результате освоения теоретической части данной темы студент должен знать: · свойства ротовой жидкости (слюны); · качественный и количественный состав ротовой жидкости (слюны); · функции слюны; · роль слюны в защите от кариеса зубов; В результате выполнения практической части занятия темы студент должен уметь: · определять функциональные свойства ротовой жидкости (слюны); · оценить минерализующие свойства ротовой жидкости; · подобрать соответствующие методы коррекции патологии слюны; · составить программу ухода за полостью рта для пациента с гипосаливацией. Требования к исходному уровню знаний. Для лучшего усвоения темы студенту необходимо повторить из: · анатомии – анатомическое расположение больших и малых слюнных желез; · нормальной физиологии - разделение слюнных желез по типу вырабатываемого секрета; ферментативный состав секрета слюнных желез; содержание органических и неорганических веществ в слюне; механизм выработки слюны · биологической химии - свойства интерферона, · из микробиологии – характеристики местного иммунитета полости рта. Контрольные вопросы из смежных дисциплин 1. Назовите большие слюнные железы и их анатомическое расположение. 2. Назовите малые слюнные железы и их анатомическое расположение. 3. Секрет каких слюнных желез не содержит муцина? 4. Какие слюнные железы выделяют серозно-слизистый секрет? 5. Защитные факторы ротовой жидкости. Противомикробная функция лизоцима. 6. Интерферон ротовой жидкости: источники, свойства. Контрольные вопросы по теме занятия 1. Ротовая жидкость: состав, объем, распределение и перемещение в полости рта. 2. Механизмы продукции, состав и структура слюны. Характеристики слюны покоя и стимулированной слюны. 3. Местные функции слюны (защита и регенерация тканей, смазывание, пищеварение, контроль инфекции). 4. Местные функции слюны: клиренс и нейтрализация кислот, (ре)минерализация эмали и цемента 5. Характеристики свойств слюны: скорость слюноотделения, вязкость, кислотность, буферная емкость (механизмы формирования, методика определения, оценка результата исследования). 6. Причины и механизмы гипосаливации. Принципы этиотропного и патогенетического лечения 7. Симптоматическое лечение гипосаливации и ксеростомии. Особенности ухода за полостью рта и организации профилактики кариеса зубов. 8. Сиалоррея: причины, следствия, меры помощи.
Учебный материал Ротовая жидкость – совокупность секрета трех пар больших и сотен мелких слюнных и ряда компонентов неслюнного происхождения. Слюна содержит 99,5% воды и 0,5% субстанции, представленной на 2/5 неорганическими и 3/5 органическими веществами. Деятельность желез регулируется разными отделами нервной системы (см. схему Thaysen). Известны существенные различия в составе и качестве секретов различных больших и малых слюнных желез, стимулированной или нестимулированной слюне. Слюна является структурированной жидкостью; основные роли в обеспечении структуры слюны отводят муцину и мицеллам. В полости рта слюна образует тонкую пленку, не перемешивается, но медленно перемещается спереди назад к глотке. Слюна выполняет системные и местные функции. К местным функциям относят защитную (противоинфекционную и механическую для мягких и твердых тканей), трофическую (регенерация эпителия и (ре)минерализация эмали и цемента), пищевую (в т.ч. помощь в распознании вкуса), речевую. Слюна играет ключевую роль в защите от кариеса. Среди кариеспротективных механизмов – формирование пелликулы и биопленки, противомикробная активность, клиренс и нейтрализация пищевых остатков и продуктов жизнедеятельности микрофлоры (кислот), участие в (ре) минерализации твердых тканей зуба (оптимальная слюна перенасыщена по апатитам). В исследованиях и клинической работе применяют методы, позволяющие оценить кариеспротективные свойства слюны: ее объем (скорость саливации), вязкость, рН и буферные свойства, способность к кристаллизации (минерализующий потенциал слюны, МПС) и реминерализации эмали (метод клинического определения скорости реминерализации эмали КОСРЭ). Известно, что уменьшение количества и ухудшение качества слюны ведет к снижению качества жизни и, в частности, к резкому росту активности кариеса зубов. Ксеростомия может быть следствием двух причин – низкой продукции (гипосаливации) и высоких потерь. Среди причин гипосаливации – патология слюнных желез и нервной регуляции их деятельности, а также обезвоживание; наиболее распространенной причиной гипосаливации является терапия различных заболеваний препаратами с ксерогенными эффектами. Стоматолог должен помочь пациенту в организации выяснения причин и эффектов гипосаливации и, соответственно, лечения: · этиотропного (лечение общей патологии как причины гипосаливации, коррекция ксерогенной терапии общей патологии, профилактика и лечение заболеваний слюнных желез, реставрация слюнной железы с применением методов генной инженерии, стволовых клеток и т.д.) · патогенетического (стимуляция слюнных желез сиалогогами - пилокарпином, цивемелином, пищевыми раздражителями, жеванием, акупунктурой; применение веществ, разжижающих слюну) лечения соответствующими специалистами · симптоматического (возмещение слюны или ее компонентов, бихевиоральная терапия – питьевой режим, выбор пищи, отказ от алкоголя, выбор приправ), Потери слюны могут быть связаны с испарением при ротовом дыхании и с истечением слюны при несомкнутых губах (сиалоррее). Потери, связанные с ротовым дыханием, снижаются после санации ЛОР-органов и повышении тонуса круговой мышцы рта и мышц, поднимающих нижнюю челюсть; если проблема появляется во время сна, пациенту рекомендуют спать на боку, в помещении с увлажненным воздухом. Сиалоррея - норма для детей младше двух лет и патология после четырехлетнего возраста. Среди причин – гиперсаливация (при беременности, табакокурении, патологии ЖКТ, приеме холиномиметиков) и несомкнутые губы и∕или нарушение глотания (при детском церебральном параличе, болезни Альцгеймера, паркинсонизме, инсульте, рассеянном склерозе). Лечение сиалорреи предполагает меры для смыкания губ (миогимнастика, трейнеры, массаж, контроль положения головы и т.д.) и, в тяжелых случаях, для снижения саливации (рентгенотерапия слюнных желез, резекция подъязычных желез, перемещение протоков поднижнечелюстных желез, ботокс, холинолитики) и Стоматолог обязан предложить пациенту с ксеростомиией специальные программы домашней самопомощи (по уходу за полстью рта, для снижения негативных эффектов ксеростомии) и профилактики кариеса зубов.
Задания для самостоятельной работы Для освоения темы необходимо ознакомиться с методическими рекомендациями, где изложены основные положения, на которые следует обратить внимание, после чего приступить к изучению материала, изложенного в лекции, учебном пособии и дополнительной литературе (см. список литературы). В процессе подготовки для лучшего усвоения материала необходимо в рабочей тетради: · решить ситуационные задачи. №1 У школьника П., 7 лет за 5 мин без стимуляции выделилось 1,8 мл смешанной слюны. Оцените скорость саливации у данного ребенка. №2 Исследовали слюну у пациента В., 12 лет. За 5 мин без стимуляции в пробирку собрано 1,5 мл. Полученную слюну набрали в микропипетку объёмом 1,0мл. В течение 5 сек. слюна истекала из микропипетки, которой придали вертикальное положение. За это время истекло 0,42 мл слюны. Определите скорость саливации и вязкость смешанной слюны. Оцените эти показатели. №3 У пациента С., 11 лет во время санации полости рта оценивали продолжительность прокрашивания деминерализованного участка эмали зуба. Протравленный участок эмали перестал прокрашиваться на 7-е сутки. Оцените реминерализующую способность ротовой жидкости у ребёнка. №4 У ребенка А., 6 лет при профилактическом осмотре проведен анализ МПС. В трех каплях слюны изучен характер кристаллизации: в первой капле 3 балла, во второй 1 балл, в третьей 0 баллов. Оцените МПС у данного ребенка. №5 При осмотре пациента 15 лет, страдающего бронхиальной астмой, при осмотре отмечено отсутствие блеска слизистой оболочки полости рта, точечные геморрагии по линии смыкания зубов, КПУЗ=12. Как названные проблемы в полости рта подростка могут быть связаны с его основным заболеванием? Предложите дополнительные методы обследования. Составьте перечень рекомендаций по уходу за полостью рта (выбору и применению предметов и средств гигиены) и профилактике кариеса зубов.
Литература Основная 1. Лекция на тему «Слюна как кариеспротективный фактор». 2. Терехова Т.Н., Попруженко Т.В. Профилактика стоматологических заболеваний: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений по специальности «Стоматология»/Мн.: Беларусь, 2004. – С. 121-132, 478. 3. Попруженко Т. В. Профилактика стоматологических заболеваний/ Т.В. Попруженко, Т.Н.Терехова.- М.: МЕДпресс-информ, 2009. С.210-222, 425. Дополнительная 1. Боровский Е.В., Леонтьев В.К. Биология полости рта. - М.: Медицина,1991. - С.167-196. 2. Профессиональная профилактика в практике стоматолога: атлас по стоматологии / Ж.-Ф. Руле, С. Циммер; пер. с нем. Т.Н. Тереховой и Т.В. Попруженко под общ. ред. С.Б. Улитовского, С.Т. Пыркова М.: МЕДпресс-информ, 2010.-С. 78-80. 3. Овруцкий Г.Д., Водолацкий М.П., Водолацкая А.М. Прогнозирование и донозологическая диагностика кариеса зубов. - Ставрополь,1990. - С.37-72. 4. Клинические методы исследования слюны при кариесе зубов: Метод. рекомендации для субординаторов, интернов и врачей-стоматологов / Т.Л. Рединова, А.Р. Поздеев. - Ижевск, 1994. – 24с. 5. Слюна: ее значение для сохранения здоровья и роль при заболеваниях // Intern. Dent. J. – 1992. – Vol.42, №4. – Suppl.2. – P.291-304.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 14
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 802; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.194.55 (0.008 с.) |