Границы разработки стратегии города 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Границы разработки стратегии города



 

 

Пространственные границы

При разработке стратегии развития города Архангельска рассматриваются три пространственные зоны, по отношению к которым город может и должен формировать свою стратегию: зона прямого действия, зона влияния и зона интересов.

Зона прямого действия (зона внутри границ муниципального образования «Город Архангельск») – территория, в границах которой органы местного самоуправления (далее МСУ) города Архангельска правомочны осуществлять административную и хозяйственную деятельность и несут ответственность за решение вопросов местного значения.

В рамках этой зоны для реализации стратегии органы МСУ города могут и должны использовать весь набор управленческих, политических, административных и финансовых инструментов, который предоставляет им российское законодательство.

Зона влияния – территория, в границах которой события и процессы, происходящие за пределами Архангельска, оказывают непосредственное влияние на развитие и функционирование города и городских систем. При этом органы местного самоуправления и иные субъекты городского сообщества могут оказывать влияние на развитие этих процессов. В эту зону входит часть территории Архангельской области, непосредственно примыкающей к городу: города Северодвинск, Новодвинск и Приморский район.

В рамках этой зоны для реализации стратегии органы МСУ города могут и должны использовать механизмы межмуниципального сотрудничества, механизмы координации действий между органами власти разного уровня, механизмы общественных коммуникаций, а также предусмотренные законодательством РФ механизмы влияния на региональную и федеральную государственную политику в Архангельской области.

Зона интересов – территория, в границах которой события и процессы, происходящие за границами города Архангельска, оказывают существенное, но косвенное влияние на развитие города. При этом органы местного самоуправления города имеют минимальные возможности для влияния на происходящие процессы и события.

В эту зону входит территория Архангельской области, территория Баренц-региона, включая города Финляндии и Норвегии, территория зоны полярного шельфа, территория Русского Севера и, возможно, территория Уральского промышленного узла.

В рамках этой зоны для реализации стратегии органы МСУ могут и должны отслеживать значимые для города социальные, экономические и политические события и процессы, учитывать их при принятии внутригородских стратегических решений.

Органы МСУ города могут оказывать опосредованное влияние на развитие событий на данных территориях через продвижение интересов города за счет механизмов общественных коммуникаций, а также предусмотренные законодательством РФ механизмы влияния на региональную и федеральную государственную политику.

Временные границы реализации стратегии

Стратегия социально-экономического развития города Архангельска разрабатывается на 13 лет: с 2008 по 2020 г. Период реализации стратегии разбит на три этапа.

Первый этап (2008–2012 гг.) – реализация первоочередных мер и формирование основ для разворачивания стратегии. В рамках этого этапа высока вероятность принятия решений по масштабным проектам, которые будут оказывать существенное влияние на развитие города в среднесрочной и долгосрочной перспективе (строительство глубоководного порта, освоение шельфа, проекты в области судостроения и др.).

Второй этап (2013–2016 гг.) – формирование основ стратегического развития. На этом этапе должны быть запущены проекты, определяющие долгосрочную устойчивость города.

Третий этап (2017–2020 гг.) – реализация основных стратегических приоритетов развития города и завершение формирования нового экономического, пространственного, социального и архитектурного облика города в соответствии с его миссией и стратегическими целями.

ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ ГОРОДА

Обоснование миссии города

Миссия города Архангельска формируется через соотнесение целей, смыслов, сценариев динамики эволюции города с опытом (контекстом) развития.

Культурно-исторический контекст

Архангельск исторически был, есть и будет городом накопления и трансляции русских морских северных традиций. Жизнь Архангельска связана с морем, освоением и использованием его ресурсов, с развитием и преобразованием Российского флота, торгового мореплавания.

В отличие от подавляющего большинства современных крупных северных городов России, созданных из экономических и геополитических соображений в первой половине XX в., Архангельск имеет многовековую историю. Он является хранителем традиций полярного мореплавания, полярной авиации, базой первопроходческого освоения северных территорий.

Эта история и традиции могут стать основанием для формирования новой волны полярной романтики и северного полярного духа, который обеспечит надлежащее присутствие России в Арктике.

Соответственно, миссия и сценарии социально-экономического развития города должны задействовать данный контекст, повышающий уникальность (и брендовую ценность) Архангельска среди городов Российского Севера.

Геополитический и геоэкономический контекст

Архангельск является на протяжении более 400 лет базой России при развертывании ее морской и северной политики. Сначала он выполнял эту функцию самостоятельно, затем в связке с Санкт-Петербургом и, позднее, с Мурманском.

Сегодня формируется новый каркас опорных городов России – городов, в которых производится львиная доля ВВП, проживает основная часть населения и через которые Россия осуществляет свое присутствие в мире.

В проекте «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 г.»[6] в качестве опорных центров развития Арктического макрорегиона, охватывающего территории России, связанные Северным морским путем, предполагаются Мурманск, Салехард, Норильск, Магадан. Архангельск рассматривается только как транспортно-логистический узел этого региона. Т.е. город второго эшелона, развивающийся в связке и сопричастности опорным городам.

Такая конфигурация отчасти объясняется географическим положением города, расположением его относительно разведанных природно-сырьевых ресурсов, а отчасти – недостаточно активной и конструктивной позицией местных элит при взаимодействии с федеральным центром.

Эта ситуация может рассматриваться как геополитический вызов для города. Город может и должен претендовать не только на глобальную транспортно-логистическую функцию, но и на включение в систему опорных северных городов России, дабы стать также центром воспроизводства человеческого капитала, знаний и технологий.

Эта функция – стать центром подготовки кадров и освоения технологий для жизни и работы на Русском Севере – может стать одним из ключевых приоритетов и инициатив Архангельска на перспективу до 2020 г. и далее.

Демографический контекст

Архангельск является одним из старейших северных постоянных городских русских поселений. За свою историю город прошел через несколько волн освоения. Это одна из самых северных территорий России, чья пригодность для постоянного проживания и воспроизводства населения подтверждена более чем 400-летней историей. Мурманск, Норильск, Магадан и Салехард значительно менее комфортны для жизни по климатическим условиям. Численность населения в последних трех существенно меньше, чем в Архангельске.

Научно-инженерный контекст

В отличие от других городов макрорегиона Архангельск располагает образовательным и инженерно-производственным потенциалом для развертывания на своей территории новых научных и инженерных школ, направленных на инновационное и технологическое обеспечение нового освоения Русского Севера.

Миссия города

Архангельск – образовательная, культурная и инжиниринговая столица Русского Севера. Город, в котором хранятся традиции и накапливаются знания для осуществления амбициозных проектов нового освоения Русской Арктики. Город, включенный в мировые коммуникационные процессы и коридоры.


 

Архангельск – город возрождения и формирования
арктического движения ХХI в. и столица Русского Севера

 

Стратегические цели города

Цель 1. «Опорный город»

Включение города в систему опорных городов России – в первую очередь как транспортного, кадрового и инжинирингового центра.

Цель 2. «Гуманитарное развитие»

Развертывание в городе производства конкурентоспособных гуманитарных продуктов (образовательных, медицинских, культурных и рекреационных), востребованных в Баренц-регионе и регионах Русского Севера.

Цель 3. «Капитализация человеческих ресурсов»

Удержание, воспроизводство и привлечение населения, в первую очередь разделяющего и принимающего традиции, ценности «поморского духа» и Русского Севера.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.171.180 (0.009 с.)