Научный и инновационный потенциал 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Научный и инновационный потенциал



Сегодня в городе Архангельске функционирует 3 государственных высших учебных заведения: Поморский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Архангельский государственный технический университет, Северный государственный медицинский университет, а также филиалы двух крупных учебных заведений страны: Всероссийского заочного финансово-экономического университета и Санкт-Петербургского университета культуры и искусства. Работает и негосударственный вуз – Международный институт управления.

Учебные заведения города готовят специалистов как для города Архангельска и Архангельской области, так и для соседних областей, республик и округов. В то же время город Архангельск, несмотря на статус родины Ломоносова, сформировался как промышленно-транспортный центр, а не как научно-образовательный.

Высшие учебные заведения города, как и повсеместно в России, ориентированы при определении объемов и профиля выпускаемых специалистов, на запросы со стороны родителей абитуриентов, а не на реальные потребности экономики. В результате происходит перепроизводство экономистов и юристов и дефицит специалистов ряда технических и менее престижных гуманитарных профессий. Диспропорции между спросом и предложением на рынке труда молодых специалистов приводят к безработице среди выпускников вузов, работе не по специальности. Иными словами, расходы на высшее образование оказываются неэффективными с точки зрения городской экономики в целом. В этой связи актуальным является согласование политики вузов города по выпуску специалистов как друг с другом, так и с местными работодателями.

Создание в городе конкурентоспособного научно-образовательного центра в настоящее время возможно при наличии сильной политической воли и финансовой поддержки со стороны бюджета и/или крупного инвестора.

В качестве направлений научной деятельности можно рассматривать развитие исследований Арктики и создание инновационных технологий по добыче полезных ископаемых в арктических условиях, в том числе на шельфе, разработку технических и управленческих инноваций для портового хозяйства и других прикладных технологий. Это возможно только в случае проведения согласованной политики всеми заинтересованными сторонами, так как каждый из вузов в отдельности не располагает достаточными человеческими, финансовыми и материальными ресурсами.

1.11. Политическая и гражданская активность [3]

Политическая активность

Жители города декларируют один из самых высоких уровней электоральной активности среди городов Северо-Запада России. По итогам обследования, проведенного в мае 2007 г., жители отдают предпочтение партии «Единая Россия» (42% опрошенных проголосовали бы за нее, если бы выборы в Госдуму проводились в момент исследования), на втором месте ЛДПР (7%), далее идут КПРФ (5%) и «Справедливая Россия»: «Родина» / «Пенсионеры» / «Жизнь» (4%). Более 22% опрошенных затруднились ответить на вопрос о своих политических предпочтениях. В целом, политические предпочтения архангелогородцев во многом схожи со среднероссийскими настроениями.

Основные проблемы, волнующие население города

По итогам социологического исследования население в большей степени озабочено проблемами собственного выживания, а не развития города (см. рис. 25).

Рисунок 25. Проблемы, в наибольшей степени волнующие жителей Архангельска (по данным опроса, проведенного осенью 2006 г., в процентах от ответивших)[4]

 

На первом месте идут проблемы инженерной инфраструктуры города, высокие цены и тарифы, низкие доходы населения. Чем старше архангелогородцы, тем актуальнее для них проблема качества предоставления услуг ЖКХ (от 36% среди 18–24-летних до 61% среди представителей старшей группы), в то время как для молодежи (18–24 года) самая важная проблема – поиск хорошо оплачиваемой работы (56%).

Сильно волнуют архангелогородцев вопросы экологии и медицинского обслуживания, состояния здоровья населения. Актуальными проблемами являются высокий уровень бюрократизации и коррупции. При этом горожане не склонны оценивать текущее состояние экономики в городе как экономический спад.

Потребность в политической и общественной самореализации еще не стала массовой для архангелогородцев. Как проблему ее обозначили только 6% опрошенных.

Внешнее восприятие города

По данным опроса Яndex, крупнейшей поисковой системой в русскоязычном секторе Интернета, основанного на игре в ассоциации, у интернет-пользователей сложился следующий образ Архангельска: большой, богатый, прекрасный город.

***

В муниципальном образовании люди в настоящее время озабочены вопросами выживания, хотя относительно благополучные жители уже начали чувствовать себя более уверенно. Можно говорить об усилении позитивных тенденций в общественном самочувствии и повышении гражданской активности.

При этом большинство выделенных проблем в настоящее время являются типичными для городов России сопоставимого размера.

 

Финансовые ресурсы города

Финансовые ресурсы города включают весь комплекс возможностей, которые могут быть использованы для целей городского развития. Это и собственные средства предприятий и организаций, расположенных в городе, бюджетные средства всех уровней, средства населения, ресурсы финансовых организаций, прочие заемные средства.

К сожалению, текущая статистическая информация не позволяет выполнить такую оценку финансовых ресурсов города. Единственным относительно прозрачным информационным ресурсом является бюджет города.


Таблица 12. Бюджет МО «Город Архангельск» за 2003–2006 гг. ( тыс. руб.)

Показатели 2003 г. отчет 2004 г. отчет 2005 г. отчет 2006 г. отчет  
 
Доходы, всего 2 774 593 3 497 300 3 232 817 3 703 702  
в том числе:          
1. Налоговые доходы 1 463 691 1 728 579 1 577 726 2 100 052  
1.1. Налоги на прибыль 848 198 1 094 424 1 137 068 1 469 704  
в том числе налог на прибыль организаций 111 186 182 930    
налог на доходы физических лиц 737 012 911 494 1 137 068 1 469 704  
1.2. Налоги на товары (услуги, работы), реализуемые на территории РФ 126 679 235 333 277 675    
1.3. Налоги на совокупный доход 67 177 103 963 125 238 162 286  
1.4. Налоги на имущество 188 063 214 403 26 521 406 201  
1.5. Платежи за пользование природными ресурсами 16 465 22 802 25 880 32 486  
1.6. Прочие налоги, пошлины и сборы 217 109 57 654 10 531 30 318  
1.7. Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам     –25 187 –943  
2. Неналоговые доходы 183 720 266 574 361 845 375 323  
3. Отчисления от бюджетов других уровней 1 126 416 1 498 787 930 099 1 253 754  
4. Прочие безвозмездные поступления          
5. Возврат остатков субсидий и субвенций прошлых лет       –32  
6. Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности     363 147 –25 395  
Расходы, всего 2 831 787 3 465 910 3 220 558 3 590 649  
в том числе:          
1. Общегосударственные вопросы 180 926 199 518 225 644 264 074  
2. Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 71 898 93 176 87 149 106 439  
3. Национальная экономика 208 910 244 144 32 786 56 569  
4. Жилищно-коммунальное хозяйство 665 820 693 069 596 351 891 197  
5. Охрана окружающей среды     12 681    
6. Образование 781 440 977 987 1 235 685 1 384 872  
7. Культура, кинематография и средства массовой информации 40 836 56 510 68 683 69 170  
8. Здравоохранение и спорт 433 259 516 968 776 165 669 744  
9. Социальная политика 425 397 656 044 185 414 140 471  
10. Обслуживание муниципального долга          
11. Прочие расходы 13 832 24 516      
Дефицит (–), профицит (+) –57 194 31 390 12 259 113 053  

В 2006 г. по сравнению с 2005 г. налоговые и неналоговые доходы городского бюджета в 2006 г. увеличились на 535,8 млн. руб., или на 27,6%, и составили 2475,3 млн. руб. Структура доходов бюджет достаточно устойчивая. Так, доходы бюджета города почти на 60% формируются за счет налоговых поступлений, в составе которых 70% составляют поступления от налога на доходы физических лиц и 20% – налог на имущество. Таким образом, для увеличения доходов городского бюджета, при сохранении существующей системы распределения налогов между бюджетами разных уровней, основными задачами являются:

1. Легитимизация «серой» и «черной» заработной платы, повышение уровня официальной заработной платы работников путем привлечения в город видов бизнеса, гарантирующих более высокие доходы для своих работников.

2. Развитие институтов рыночной оценки земли и имущества.

Отчисления от бюджетов других уровней составляют 34%. Это целевые средства на выполнение отдельных государственных полномочий, финансирование объектов строительства по федеральной и областной инвестиционным программам, а также выполнение городом функций областного центра.

Рисунок 26. Структура расходов бюджета МО «Город Архангельск» в 2002–2006 гг. (в процентах)

В расходной части бюджета на социальную сферу и ЖКХ направляется почти 83% всех расходов: это образование (39%), жилищно-коммунальное хозяйство (25%), здравоохранение и спорт (почти 19%). По сравнению с 2005 г. в два раза увеличились расходы на капитальный ремонт учреждений социально-культурной сферы и составили 61 млн. руб.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.217.228 (0.007 с.)