Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Муниципальное право зарубежных странСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Более всего система муниципальных органов зависит от таких факторов, как принцип административно-территориального устройства государства и характер государственного устройства (унитарное или федеративное). В зависимости от них выделяют 4 модели местного самоуправления: английскую, французскую, смешанную и советскую. Английская модель (англо-американская, англосаксонская) характерна для стран, в которых действует система общего и статутного права. Характерные признаки: а) высокая степень автономии различных уровней власти и четкое определение компетенции органов каждого уровня; б) отсутствие на местах уполномоченных (агентов) органов центральной государственной власти; в) выборность ряда должностных лиц органов местного самоуправления; г) осуществление контроля за деятельностью органов местного самоуправления с использованием косвенных методов или через суд. Французская модель (континентальная) характерна для стран, где действует романо-германская правовая система, распространена в большинстве европейских стран, на Ближнем Востоке. Характерные признаки: а) высокая степень централизации власти; б) соединение государственного управления и местного самоуправления; в) полномочия органов местного самоуправления определяются на основании негативного принципа правового регулирования (принцип: «Разрешено все то, что прямо не запрещено»); г) в ряде искусственно созданных территориальных единиц, не являющихся географическими объектами, органы местного самоуправления могут вовсе отсутствовать. Смешанная модель выработана на основе сочетания различных особенностей английской и французской моделей местного самоуправления. Советская модель местного самоуправления, которая еще действует в некоторых зарубежных странах (Китай, Куба, КНДР). Характерные признаки: а) отрицание принципа разделения властей и провозглашение полновластия представительных органов власти; б) реальная власть принадлежит партийным организациям. Система местного самоуправления в США характеризуется широкой децентрализацией, определенной независимостью муниципалитетов от центрального правительства и правительств штатов, а также отсутствием прямого подчинения органов местного самоуправления государственной власти. В Конституции США отсутствуют нормы, напрямую регулирующие местное управление: статус, структура и функции местного (муниципального) управления устанавливаются на уровне штатов. В этой связи многие исследователи местного управления (самоуправления) в США нередко используют понятие: «муниципалитеты - креатура штатов», подразумевая под этим полную зависимость (в большинстве случаев) местных органов власти от власти субъектов федерации. Однако и сами федеральные власти могут устанавливать прямые и непосредственные контакты с муниципалитетами, прежде всего экономического порядка, через систему федеральных займов и субвенций - субсидий специального назначения. Указывая на важное значение займов и субвенций в деятельности муниципалитетов, американские исследователи заявляют, что сегодня ни один муниципалитет не обходится без прямой связи с федеральным центром и не существует ни одной функции местного самоуправления, где бы не была принята соответствующая федеральная программа. Несмотря на наличие большого числа административных, правовых и даже политических проблем, связанных с федеральным финансированием деятельности муниципалитетов, государственные источники финансирования остаются основным способом вовлечения органов муниципального управления в сферу федерального регулирования. Выделяемые органам местного самоуправления федеральным бюджетом (а также бюджетом штатов) субвенции служат решению нескольких основных задач. Во-первых, они призваны содействовать социальноэкономическому развитию относительно отсталых территорий, что достигается дифференцированным подходом с учетом исторических, географических, экономических, демографических, этнических и других особенностей самоуправляющихся структур. Во-вторых, семьям с низким доходом, инвалидам и матерям одиночкам по программам социальной защиты предоставляются компенсации, льготы и услуги по установленным государством нормам: по всей стране введены нормативы набора продуктов питания (исходя из состава и численности семьи), жилья, медицинского и коммунального обслуживания. В-третьих, создаются возможности для выравнивания округов и городов по параметрам обеспечения занятости населения, подготовки кадров и образования. В-четвертых, субвенции являются дополнительным источником расходов местных бюджетов, способствуют оптимизации налоговых ставок и распределению налогового бремени. Таким образом, органы местного самоуправления в США, будучи автономными образованиями, создаваемыми по инициативе граждан, одновременно выполняют функцию конечных исполнителей программ и проектов федерального правительства и властей штатов. Власти штатов, в свою очередь, обладают всем необходимым набором прав и полномочий, позволяющих им курировать и направлять деятельность органов местного самоуправления. Каждый штат самостоятелен в этой области, и, как следствие, в стране функционирует 50 различных муниципальных систем. Их правовой статус определяется Конституциями и текущим законодательством штатов, а также муниципальными хартиями - документами, содержащими все нормы, регламентирующие деятельность соответствующих муниципальных образований. В целом же система правового регулирования органов местного самоуправления в США носит неоднозначный характер, поскольку складывается из множества подсистем местного, штатного и федерального уровня, довольно часто противоречащих один другому.1 В настоящее время в США выделяют шесть традиционных видов административно-территориальных единиц со своими органами местного самоуправления: графства (counties); города (sities); бороу (boroughs); вилиджи (villages); тауны (towns); тауншипы (townships), а также две нетрадиционные: специальные и школьные округа. Их классификация зависит от численности населения и степени урбанизации территорий, которые могут значительно колебаться и отличаться в этом отношении друг от друга. Так, например, статус «сити» имеют г. Шерилл (штат Нью - Йорк), насчитывающий около 3 тыс. жителей и 17-милионный г. Нью - Йорк и т. д. Действующая в США система самоуправления достаточно жизнеспособна и гибка, что во многом объясняется постоянным вниманием к вопросам ее функционирования со стороны всех ветвей и уровней власти, а также заинтересованностью самого населения, потребности и нужды которого удовлетворяются в первую очередь на муниципальном уровне. Важнейшую роль в американском самоуправлении играют муниципальные корпорации (сити, бороу, вилиджи, тауны), что обусловлено тем фактом, что они являются органами управления преимущественно в городах, где проживает 87% населения страны и где потребность в социальноэкономических и других службах, обеспечивающих жизнедеятельность человека, наиболее высока. Наряду с графствами они являются наиболее крупными структурами местного самоуправления в США. Графства - это своеобразные органы самоуправления, в большей мере типичные для сельской местности, где большая территория и невысокая численность населения. Территориально графства и муниципалитеты теснейшим образом связаны между собой, поскольку более половины муниципальных образований входят в состав графств (39 городов выделены из графств и их муниципалитеты осуществляют функции, свойственные и муниципальным корпорациям и графствам). Главными рабочими органами в муниципалитетах являются советы, состав которых колеблется от 5 до 9 членов, а в городах с численностью более 500 тыс. - в среднем 13 человек.
Муниципальные советы - органы выборные; определение результатов выборов в местные органы власти в США осуществляется в основном по мажоритарной системе относительного большинства. Примечательной особенностью здесь является то, что Конституции многих штатов запрещают политическим партиям и объединениям участвовать в местных выборах и выдвигать своих кандидатов. Во многом это реакция на существовавшие в начале XX в. избирательные технологии, когда исход выборов решался количеством денег и силовым давлением со стороны партий, а не свободным волеизъявлением народа. Выборностью и коллегиальностью не исчерпывается качественная характеристика работы муниципальных советов. Действенность представительного начала и эффективность местного самоуправления раскрываются так же в полномочиях и функциях органов муниципальной власти, в правовом статусе выборных лиц и их отношениях с местным населением, в уровне взаимодействия между правительственной и исполнительной властями внутри каждого муниципального образования. Органы местного управления, именуемые в США тауншипами и таунами - последняя «реликтовая» форма непосредственного (прямого) самоуправления народа - существуют сегодня только в 20 штатах. Их формальное отличие от муниципалитетов состоит в том, что их границы не зависят от концентрации населения: они могут включать в себя как редкозаселенные сельские районы, так и урбанизированные территории. Функции тауншипов менее широкие, чем у муниципалитетов, хотя в целом сходны с функциями последних. Высшим органом большинства таунов является ежегодное собрание всех жителей (таун-митинг), имеющих право голоса. На собраниях решаются все важнейшие вопросы местного сообщества - экономические, социальные, бытовые и т. п. Оно избирает совет из 3-5 человек, который действует как исполнительный орган в период между собраниями. Одновременно избираются другие должностные лица: клерк, казначей, асессор, констебль (полицейский), уполномоченный по дорогам, надзиратель за бедными и др. Некоторые из этих должностей могут назначаться советом; советы также могут назначать менеджеров для выполнения функций главного администратора тауншипа. Многие американские специалисты по государственному управлению в США считают форму таунов и тауншипов устаревшей, неэффективной и обреченной на постепенное исчезновение.
Основными единицами регионального самоуправления в США являются графства (лишь в штате Луизиана такие территориальные образования называются приходами). Всего их насчитывается чуть более 3 тыс. и служат они главным образом для управления негородскими территориями. Первоначально графства создавались для реализации двух основных целей: оказания содействия штатам в проведении выборов и отправлении правосудия, а также для оказания различного рода услуг сельским жителям, включая строительство и поддержание порядка. Значение графств неодинаково в различных географических районах США. Так, например, на Юге они играют существенную роль в местном самоуправлении, в то время как в штатах Новой Англии значительная часть их функций выполняется таунами и тауншипами. Как и в муниципалитетах, главные рабочие органы в графствах - советы. Они также избираются населением, хотя в некоторых графствах могут формироваться из должностных лиц сельских районов - таунов и та - уншипов. Отличительной чертой управления графствами в большинстве штатов США является отсутствие единого исполнительного органа власти, так как наряду с советами местное население избирает целый ряд должностных лиц, формально независимых в своей деятельности от этого органа власти: шерифа, атторнея, казначея, клерка суда, коронера, асессора, аудитора, клерка графства, регистратора, супер интенданта школ, землемера графства. Шериф возглавляет полицию графства, производит аресты, вызывает в суд и т. п. Основные функции атторнея - надзор за соблюдением законов, расследование преступлений, представительство интересов графства в суде. Расследование дел об убийствах проводит коронер. Асессор графства занимается установлением размеров налогов и контролирует их сбор. Аудитор наблюдает за правильностью расходования денежных средств графства и осуществляет контрольно-ревизионные функции. Если казначей выполняет функции руководителя финансовой службы, то на клерка возложены функции секретаря совета графства. В зависимости от характера воздействия совета графств на административный персонал в США используются три основных формы управления графствами: комиссионная форма, форма «совет - менеджер», форма «мэр - совет» («совет - выборный руководитель»).1 1. Комиссионная форма была наиболее традиционной, но в настоящее время находится в состоянии упадка. Ее отличительной чертой является то, что совет графства выполняет как законодательные, так исполнительные функции, а в отдельных штатах и судебные. В этой форме не предполагается наличие высшего должностного лица. При комиссионной форме нет разделения властей. Комиссия образуется из выборных лиц - уполномоченных (ссотт188Юпег8), каждый из которых управляет каким-либо отделом городского правительства. В качестве недостатков этой формы называются бесконтрольность и круговая порука, отсутствие необходимого опыта, отстаивание комиссионерами интересов только своих отделов, дестабилизация и отсутствие сотрудничества. 2. Форма «совет - менеджер» преобладает на западе и в некоторых южных штатах. Для этой формы характерно назначение советом на определенный срок профессионального чиновника - менеджера. Он подбирает необходимых лиц на важнейшие посты в муниципальном аппарате, разрабатывает программу его деятельности и контролирует ее реализацию. За советом остаются полномочия по принятию постановлений в наиболее важных вопросах стратегического характера, установлению уровня налогов и утверждению бюджетных ассигнований. 3. Форма «мэр - совет» впервые появилась в 1835 г. В целом функции выборного руководителя аналогичны функциям менеджера из предыдущей формы, но выборный руководитель имеет еще и формальный статус главы территории. Его политическая роль и влияние значительно выше. Он наделяется правом вето на решения совета графства, имеет полномочия предлагать на рассмотрение совета основные направления политики графства, выступать от имени графства с публичными заявлениями. Форма «мэр - совет» воспроизводит построение органов федерации и поэтому носит условное название федеральной. Известны две разновидности этой модели (по аналогии с президентской республикой и парламентской): «сильный мэр - слабый совет», «слабый мэр - сильный совет». Форма «сильный мэр - слабый совет» функционирует в большинстве крупных городов США. Для этой формы характерно избрание исполнительного органа (мэра) непосредственно населением, что предопределяет его весомые позиции по отношению к представительному органу. Мэр самостоятельно решает многие текущие вопросы и обладает правом отлагательного вето на решения совета, которое может быть преодолено лишь квалифицированным большинством голосов членов последнего. Эти и другие признаки позволяют говорить о наличии системы «сдержек и противовесов» в отношениях исполнительного и представительного органов, которые скорее обеспечивают не равновесие властей в системе местного самоуправления, а приоритет одной из властей при ограничениях со стороны другой. Кроме традиционных для США органов местного самоуправления (графств, муниципалитетов, тауншипов) для решения многих конкретных задач и вопросов, на местах создаются особые органы, выполняющие одну или несколько строго определенных функций (образование, водоснабжение, пожарная безопасность и т. п.) - «специальные округа». Они относительно автономны и самостоятельны в своих действиях от других органов местной власти и обладают правами юридического лица. В каждом специальном округе создается свой руководящий орган, состоящий, как правило, из 3-7 человек, избираемых населением, либо назначаемых властями штата или местными органами управления. Примерами такого рода самоуправляющихся единиц являются школьные округа, традиционно выделяемые в особую группу специальных округов, поскольку все школьное законодательство и руководство деятельностью школ в том или ином штате регулируется и осуществляется, наряду с департаментом просвещения штата, местными школьными кругами. В этих округах также создаются избираемые населением советы, которые наделены правом взимать специальный поимущественный налог для финансирования строительства и содержания школ, получать и распоряжаться штатными и федеральными субсидиями на развитие образования, нанимать преподавательский состав, и под общим контролем штата и графства заниматься всеми практическими вопросами школьного образования. По сравнению с довоенным периодом, объем задач местного самоуправления в США значительно вырос. Причиной этого стали рост численности и запросов населения, сдвиги в социальной структуре общества, урбанизация, возросшие энергетические, транспортные, экологические и другие проблемы. Провозглашенный в начале 80-х гг. курс на «оздоровление экономики» сопровождается сокращением расходов на социальные, культурные и иные гражданские нужды, особенно беднейших слоев населения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 550; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.52.43 (0.014 с.) |