Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Становление местного (земского) самоуправленияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Кризис феодально-крепостнических отношений в германской деревне на рубеже XVIII-XIX вв., а затем и последовательная законодательная отмена личной крепостной зависимости крестьян (Баден- 1783 г., Пруссия-1807 г., Бавария- 1808 г., Вюртемберг- 1817 г. и т.д.) сделали объективной необходимостью изменение административно-правовых отношений в земской общине[25]. Первое крупное преобразование в статусе общин в Пруссии было осуществлено по Положению 7 июля 1821 г. (так называемое "Gemeinheits-leistung und Servitus Ablosungen Ordmmg"). "Все виды общинного владения отменялись и образовывалась единая и всеобщая единица - земская община (Landgemeinde), лежащих в черте селения или в пределах полевой марки; крестьянской землей признают все те участки,, на которые по прежним узаконениям возложены повинности, исправляемые крестья- нами; принадлежность к селению определяется действительным владением на основании обычаев и грамот, доселе существовавших"[26]. Б 1820-е годы частичной реорганизации были подвергнуты институты общинной администрации, в основном сохранявшейся по положениям Всеобщего земского права 1794 г. Основной единицей земского управления по-прежнему оставался вот-чинный округ с административной и судебной властью патримониального характера[27]. Это значение вотчинного округа в Пруссии было еще раз закреплено Законом 31 декабря 1842 г.: говоря об обязанностях местных властей по "призрению бедных", закон причислял к таковым властям только "господские имения"[28]. Судебные патримониальные права были несколько ограничены: законодательством начала XIX в. вотчинному суду подлежали только те преступления, которые наказывались арестом до 14 дней или штрафом до 5 талеров. В середине 1850-х годов возможность вотчинника налагать арест своей судебной властью была ограничена уже до трех дней. В других германских государствах процессы воссоздания общинного самоуправления на новых, нефеодальных началах протекали более заметно. Сохранявшееся более полувека влиятельное общинное самоуправление в Вестфалии (на основании Общинного устава от 1 июня 1758 г.), включая право избрания общинного совета, было разрушено в 1808 г. Однако уже в 1818 г. "Органическим указом, относящимся до общинного строения" и последовавшим за ним "Управленческим указом" от 1 марта 1822 г. общинные установления на выборном начале были восстановлены (единообразные для земских и городских общин). Общиной руководил избираемый гражданами на два года общинный совет (Gemeinderat) и назначаемый правительством из трех выборных кандидатов местный предводитель (Ortsvorsteher). В случае переизбрания члены совета сохраняли свои должности уже пожизненно. Для реального ведения важнейших дел создавалась гражданская управа (Burgerausschu). Пфальц, например, вплоть до революции 1848-1849 гг. сохранил введенное французским оккупационным Законом VIII года (1800 г.) местное управление с исключительно назначаемым магистратом. В королевстве Баден Законами 1808 и 1809 гг. земская община уже вполне утвердилась как самостоятельная единица самоуправления с общинным советом и бургомистром во главе; существовало и собрание граждан-общинников, правда без полномочий, определивших бы в какой-то мере деятельность совета и бургомистра. Одним из проявлений тенденции к ликвидации исключительного статуса вотчинных округов было учреждение нетрадиционных административных единиц с передачей им основных полномочий по земскому управле- нию. Так, в принятом в Вестфалии Положении о земской общине 31 октября 1841 г. коммунальным союзом признавалась новоучреждаемая единица - волость (Amtsbezirk), в которую на равных правах входили земские общины и вотчинные округа во главе с назначаемым правительством управляющим (Amtsmann). В волости создавался избираемый совет, права которого, правда, ограничивались лишь "домашним распределением налогов"[29]. В некоторых других германских областях (например, по Положению 23 июня 1845 г. для Рейнской провинции) городское и земское управление унифицировалось с учреждением однотипной администрации, возглавляемой бургомистром. Второе существенное преобразование в общинном (и земском в целом) управлении было также теснейшим образом связано с государственно-правовыми итогами Революции 1848-1849 гг. - прежде всего с отменой феодальных прав, а вместе с ними и патримониальной юстиции. В Пруссии отмена вотчинных прав земельных собственников была произведена Законом 11 мая 1850 г., но в общей форме и с оговоркой о пролонгировании конкретной правовой проработки на два года. Спустя два года, в условиях спада общественного движения и консервативной реакции, по Закону 14 мая 1853 г. отмененные ранее права были практически восстановлены в своей силе. Собственно, обновление правового определения организации земского управления и формирование основных институтов нового земского самоуправления производились двумя одновременно опубликованными Законами 14 апреля 1856 г. Один закреплял сохранение вотчинной, по сути, власти за обладателями "городских имений": из прежних феодальных прав отменялась только патримониальная юстиция, а ранее провозглашенная отмена свободы вотчинников от налогообложения так и не была введена. Второй - это, собственно, новое Положение о земской общине 1856 г. - был "не более чем новеллой к Всеобщему земскому праву"[30]. Однако если прогресс в смысле политики права, осуществленный этими законами, был незначителен, формально-правовое значение их было велико: Положение 1856 г. отрегулировало и закрепило единство правоположения земской общинной организации. Земская община строила свою организацию на традиционных исторических началах, которые закреплялись особыми местными установлениями, утверждавшимися правительством (Министерством внутренних дел)[31]. Как правило, полноправный общинник имел один голос в собрании для избрания общинных представителей. Введенная, однако, в 1850 г. в Пруссии классная система выборов по городским общинам, оказала влияние и на земские, в том числе и в других областях Германии; в особенности там, где в 1840-1850-е годы была унифицирована организация земского и городского местного управления. Впервые в Германии, впрочем, распределение избирателей в общине на 3 класса, каждый из ко- торых формировал равную по численности курию выборщиков, было установлено в законах об общинном устройстве 31 декабря 1831 и 3 августа 1837 королевства Баден. В некоторых областях вводилось голосование по классам на пропорциональной оценке - "дробные" голоса (1/4, 1/2 и т.д. соответственно сумме повышения уплачиваемого налога над необходимым для одного "полновесного" голоса). В Вестфалии, например, уплата налогов суммой свыше 75 талеров давала право на несколько голосов. Собрание общины имело своими основными полномочиями обсуждение "своих нужд и недостатков", раскладку общинных податей и управление общинным имуществом (в селе это прежде всего было совместное пользование лесом, другими угодьями). Общиной руководил старшина (Schultze) и два его помощника (Schop-реп). Староста избирался на собрании, либо традиционно им становился обладатель особого "старшинского" земельного выдела, либо он назначался вотчинником округа. Право утверждения общинных должностных лиц оставалось за земским советником-ландратом. В хозяйственном отношении земские общины особых полномочий не получали: без разрешения ландрата или вотчинника округа они не могли ни приобретать имущество, ни сдавать в аренду, отступать от установленных смет, раскладок. На общину возлагалось хозяйственное управление школами земств (за счет самой же общины). Основным финансовым источником общинных средств был сбор с поселенцев, вновь поселяющихся в общине[32]. Вотчинные округа оставались характерной чертой местной организации, и организацией вполне сословной по своему характеру[33]. Закон 14 апреля 1856 г. лишь ограничил возможность нового образования таких округов: теперь это стало вопросом, решавшимся в порядке не частного, но публичного права. Права такого округа вновь жаловались имению всегда индивидуальным актом верховной власти. Основное число этих округов оставалось традиционным со времени абсолютной монархии. Но в XIX в., после отмены крепостного права, сложился особый тип новых вотчинных округов - вотчинные округа нового права. Это вторые по типу вотчинные округа могли быть образованы (согласно Закону 1856 г.) из земель, не принадлежавших общине, из части земского общинного округа или выделены из большего вотчинного округа; могли быть также приданы права вотчинного округа земской общине в целом, по тем или иным причинам ставшей индивидуальным владением. Вотчинные округа не были только принадлежностью Пруссии, хотя в силу особой роли в ней юнкерства и были здесь наиболее характерны для земской местной административной организации. В Баварии сходным статусом обладали особые Gemarkungen (правда, к таким относились лишь королевские замки с прилежащими землями, заповедники и иные ненаселенные местности). Ограниченный характер имели вотчинные округа в Саксонии и Вестфалии, причем различалось и положение населения этих вотчинных округов. Так, если в Саксонии население общин (в рамках Gutsbezirk) лишено было прав участия в администрации, то оно и не несло расходов по местному управлению (к традиционным функциям местного управления и соответственно общинных издержек законодательство 1850-1860-х годов добавило издержки по борьбе с заразными болезнями, содержание школьных зданий, дорог). К середине XIX в. завершилось правовое оформление центральной в последующем единицы в представительном самоуправлении окружного (уездного) управления. Сословные собрания по округам и провинциям были известны еще законодательству "просвещенного абсолютизма" (в Пруссии упоминались во Всеобщем земском праве 1794 г.), однако они не были никоим образом элементами администрации. Попытка ввести новое окружное устройство вместо исключительно государственной власти ландрата была предпринята еще в начале XIX в. По указу 30 июня 1812 г. в целях усиления полицейской централизации и введения жандармских учреждений ландрата должен был заменить директор округа (администратор и начальник полицейских отрядов). При директоре создавалась выборная администрация - управление округа (Kreisverwaltung). Управление должны были составлять 6 депутатов от сословных курий: от вотчинников округа, от городов и от земских общин. Однако из-за противодействия земского дворянства и вотчинников новая организация введена не была[34]. В 1820-е годы окружное начало в организации местного управления и самоуправленческих представительств утвердилось в Германии почти повсеместно. В 1823 г. прусское законодательство отрегулировало принципы организации окружного сословного представительства -окружного (уездного) съезда (Kreistag). Эти окружные съезды-собрания избирались по трем сословным куриям. Вотчинные землевладельцы имели индивидуальные голоса. Города посылали депутатов по размеру города и по местному уставу. Земские общины располагали в собрании, как правило, 3 депутатскими местами на весь округ. Дополнительную, традиционную курию образовали так называемые господа (титулованные особы, наследники имперских прав и т.д.), которые участвовали в собрании с персональными, именными голосами. Собрание имело право устанавливать общественные повинности в пределах округа, а также собственные окружные налоги-сборы (в размере не свыше 10% от государственных налогов, и только на непродолжительное время). Главной функцией окружного собрания было представление правительству кандидата в ландраты. Представительство в этих окружных собраниях было в общем сурро- гатом самоуправления. Собрания не обладали ни самостоятельностью, ни достаточными полномочиями, а преимущественно "утверждали" или "приводили в действие" правительственные решения по округу. Собрания были крайне недемократическими по своему составу в отношении ко всему населению округов: в Пруссии в конце 1850-х годов из почти 6 тыс. всех членов окружных собраний (округов-уездов было 322) 4/5 составляли депутаты из курии вотчинников, и остальное приходилось на места депутатов городов и земских общин, хотя население, представлявшее депутатов по 2 и 3 курии, более чем в 100 раз превосходило числом обладателей вотчинных имений. Узкосословный характер окружного представительства и его несоответствие потребности в новой организации местного управления вызвали к жизни проекты его преобразования. Создание окружного полноценного представительного собрания к концу 1860-х годов стало главной проблемой совершенствования всей системы местного управления в Пруссии: ставились вопросы о перераспределении числа депутатов между куриями, о преобразовании должности ландрата в выборную и ответственную, о содержании и о государственном характере полномочий окружных властей[
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 296; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.24.176 (0.007 с.) |