Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнение на достижение состояния

Поиск

В теории нет разницы между практикой и теорией. На практике разница есть.

Практически теоретик

Разумеется, все эти способы можно и нужно комбинировать, добиваясь уверенности в работе с состояниями и возможности использовать разные ресурсы, разные временные интервалы и разные способы. Хорошо бы кроме излюбленных поработать и над непривычными — и для практики, и про запас. Например, придумайте необычное и полезное для себя состояние и постарайтесь достичь его минимум пятью непривычными способами.

Развлекайтесь так до тех пор, пока не почувствуете приближение бессознательной компетентности.


PARALLEL PROCESSING: ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕССИНГ52

Некий купец отправил своего сына к самому главному мудрецу за секретом счастья. Сорок дней юноша шел по пустыне, пока не увидел на вершине горы великолепный замок. Там и жил Мудрец, которого он разыскивал.

Против ожиданий, замок вовсе не походил на уединенную обитель праведника, а был полон народа: сновали, предлагая свой товар, торговцы, по углам разговаривали люди, маленький оркестр выводил нежную мелодию, а посреди зала бьш накрыт стол, уставленный самыми роскошными яствами, какие только можно было сыскать в этом краю.

Мудрец не спеша обходил гостей, и юноше пришлось два часа дожидаться своей очереди.

Наконец мудрец выслушал, зачем тот пришел к нему, но сказал, что сейчас у него нет времени объяснять секрет счастья. Пусть-ка юноша побродит по замку и вернется в этот зал через два часа.

— И вот еще какая у меня к тебе просьба, — сказал он, протяги
вая юноше чайную ложку с двумя каплями масла. — Возьми с
собой эту ложечку, и когда будешь идти по залам, лестницам и
коридорам, смотри не разлей масло.

Юноша, не сводя глаз с ложечки, стал подниматься и спускаться по дворцовым лестницам, а через два часа вновь предстал перед Мудрецом.

— Ну, — молвил тот, — понравились ли тебе персидские ковры
в столовой зале? Деревья и цветы в саду, который искуснейшие
мастера разбивали целых десять лет? Старинные фолианты и
пергаменты в моей библиотеке?

Пристыженный юноша признался, что ничего этого не видел, ибо все внимание его было приковано к тем каплям масла, что доверил ему мудрец.

— Ступай назад и осмотри все чудеса в моем доме,— сказал
тогда мудрец. — Нельзя доверять человеку, пока не узнаешь, где
и как он живет.

Ну, то есть «параллельная обработка».


С ложечкой в руке юноша вновь двинулся по залам, коридорам и лестницам. На этот раз он был не так скован и разглядывал редкости и диковины, все произведения искусства, украшавшие комнаты. Он осмотрел сады и окружавшие замок горы, оценил прелесть цветов и искусное расположение картин и статуй. Вернувшись к мудрецу, он подробно перечислил все, что видел.

— А где те две капли масла, которые я просил донести? — спро
сил Мудрец.

И тут юноша увидел, что ложка пуста, капли пролиты.

— И это единственный совет, который я могу тебе дать, — ска
зал ему мудрейший из мудрых. — Секрет счастья в том, чтобы
видеть все, чем чуден и прекрасен этот мир, и никогда при этом
не забывать о двух каплях масла в своей чайной ложке.

Пауло Коэльо Алхимик

Идея сотрудничества сознания с бессознательным и их одновременного действия лучше всего, вероятно, отражена в формате параллельного процессинга.

Одновременного действия «внешнего» и «внутреннего» разума.


Структура параллельного процессинга охватывает практически любой мистический ритуал — от церковной службы и психологического приема до шаманских камланий и бизнес-консультирования.

Мы здесь касаемся главным образом воздействий, обращенных в первую очередь на самих себя, развивающих собственные возможности, собственное мастерство и «предпосылки гениальности». Поэтому и ритуальную структуру параллельного процессинга мы рассмотрим в том же русле. Пусть читатель самостоятельно перенесет эту структуру для воздействия на других (людей и организации).

Или прочтет нашу следующую книгу.

Шаги

Внутренняя структура параллельного процессинга укладывается в такую последовательность шагов:

1. Поставьте цель для бессознательного разума (зачем я собираюсь участвовать в процессе). Заякорите исходное состояние. Традиционно используется пространственный якорь, но может быть и любой другой.

2. Выберите сознательное действие (ритуал), требующее концентрации внимания или так или иначе занимающее ваше рациональное начало:


• Действие не обязано быть глубоко осмысленным и вообще очень уж интеллектуальным. Пусть придуманная вами процедура будет несложной, но и незнакомой вам, требующей сознательного внимания. Пусть это будет что-то, в чем вы новичок.

• Желательно, чтобы были задействованы и тело, и сознание: пусть процедура предусматривает движения, мышление, память, воображение и, возможно, речь. Используйте по возможности все или многие модальности. Особенно дигитальную модальность ([внутренний] диалог) — мы же хотим занять сознание.

• Лучше, если «упражнение» будет ритмическим, содер-т жит какой-то (пусть даже и несложный) ритм; так лучше работает бессознательное.

• Интересно загрузить движением одновременно обе стороны тела (оба полушария головного мозга).

• Задание должно быть несложным физически, но требовать для своего успешного выполнения собранности и концентрации (занимаем сознание!).

• Сложность движений выбирайте так, чтобы их можно было выполнять минут 15 — 20. Сначала (без тренировки) должно не получаться, но потом вдруг получится!

• Важно, чтобы были правила и сенсорно очевидные критерии «получается — не получается». Можно выдумать игру и добиться успеха в ней, можно пройти по узкому бордюру и не свалиться, играть в бильярд, прокрутить обручи столько-то раз на талии или на коленях — и так далее.

• Необходимо, чтобы успех был практически возможен и доступен. Пусть сначала будет сложно, а потом, по мере тренировки, все лучше получается.

Простейший вариант: бросание камешков на пляже, чтобы попасть в заранее определенную точку53. Или «печь блины». Есть и другие варианты. Некоторые приведены ниже.

53 Вариант того же самого для эстетов называется «Игра грузчиков»: с 3-4-метрового расстояния нужно попадать 15-копеечной монетой (бывшего СССР; в современной России для этого подойдут рублевые монеты; в Украине — 25 и 50 копийок) в стоящий на полу стеклянный графин.


12-6127



3. Можно предложить бессознательному выбор ритуального действия: когда вы ставите цель (п. 1), прямо тут же и запросите идею о том, что вы будете сознательно выполнять. И — выполняйте.

4. Теперь, когда ритуал придуман, мысленно свяжите процесс выполнения сознательного действия (время отвлечения сознания) с активной работой бессознательного для достижения поставленной цели: пока вы, к примеру, учитесь забрасывать в кольцо баскетбольный мяч, пусть бессознательное найдет оптимальное решение стратегической задачи вашего бизнеса на основе имеющихся фактов.

5. Обозначьте маркер для окончания сознательного действия (когда получится прыгнуть со скакалкой сто раз подряд — если это прыжки, проговорить не сбиваясь десять раз подряд — если нужно произнести сложную скороговорку, и т. д.). Важно довести сознательную процедуру (ритуал) до ее успешного завершения.

Достаточно несложные действия могут продолжаться долго, со случайными, досадными и просто нелепыми ошибками. Все в порядке — вы сталкиваетесь с внешней (сознательной) проекцией внутренней работы. Когда внутренняя работа будет окончена, вы узнаете об этом, добившись результата в рамках сознательной процедуры. И наоборот, закончив, наконец, внешний процесс, вы можете получить результаты внутреннего.

6. Выполните сознательную процедуру (ритуал) до его успешного завершения.

7. Быстро вернитесь в исходное состояние. Для этого воспроизведите якорь (с шага 1). Осознайте результат внутренней работы. На удивление полезным оказывается вопрос «Ну и как?». Или в чуть более развернутой формулировке: «В чем изменилось представление/отношение к ситуации, с которой начинал работать?»

Сокращенно эта схема будет выглядеть так:

• Поставить цель.

• Занять сознание выполнением ритуала.


• Получить результат.

Такой подход, конечно же, не является изобретением Нового кода. Мы даже не готовы утверждать, что это новокодов-ское открытие. Разве что Новый код НЛП впервые широко распространяет знание об универсальной структуре ритуальных действий независимо от содержания той или иной теоретической (включая мистические) традиции.

Новый код использует параллельный процессинг для своих нужд. Нас интересуют по-прежнему мастерство, вдохновение, гениальность, достижение неординарных результатов и прочие маленькие приятности. Поэтому и ритуалы параллельного процессинга в Новом коде носят скорее забавный или просто утилитарный характер.

Без бубнов и прыжков через костер. Хотя можно сделать и с

ними. Если есть желание.

Дошли!

Логикамужская наука о законах мышления. По мнению женщин, это лженаука, потому что: 1) забыла почему; 2) ну и что тут такого?; 3) ты меня совсем не любишь; 4) э-э-э (плачут).

Энциклопедия «Красной Бурды»

Результат, который получается на последнем шаге параллельного процессинга, может быть (и как правило, бывает!) слегка странным и неожиданным. Опыт самостоятельного применения и работы с другими людьми даже толкнул нас на попытку некоторой классификации этих результатов. Итак: 1. Самый распространенный ответ бессознательного звучит так: «Будь спокоен, дорогой товарищ, работы ведутся, результат будет». Иногда он получается прямо в виде слов, которые вдруг произносит внутренний голос или которые появляются в виде надписи на «экране» внутреннего взора. Но чаще это просто ощущение, что все в порядке («Отпустило»). Успокойтесь и займитесь чем-нибудь другим. Хоть крестиком вышивайте!.. По ноликам.


2. Интересный вариант предыдущего включает эмоциональ
ную реакцию бессознательного. Словами его можно выра
зить так: «Ну чего пристал?! Говорят же тебе, работаем!».
Обычно это происходит, когда мы несколько раз (подряд)
ставим бессознательному одну и ту же задачу... Или задачи,
которые мы считаем разными, но для бессознательного она
одна. В любом случае тут хорошо задуматься о своем уровне
доверия к бессознательному.

И может быть, даже поиграть с этим в Параллельный про- цессинг ©.

3. Иногда реакция бессознательного может быть озвучена так: «Пора!». В том смысле, что вот как раз пора браться за это дело. Бессознательное как бы заявляет: а это не мое дело (или точнее, все, что можно, я уже сделало), теперь твоя очередь (сознания) делать свою часть работы. Одновременно, как правило, становится ясно, что именно пора — писать диплом, звонить клиенту, ложиться на операцию или, наоборот, сбежать из больницы.

4. Редко, но все же регулярно после выполнения задания (точнее, по возвращении на якорь) происходит Озарение. Вдруг становится ясно, что делать, к кому обратиться, какие слова сказать... Иногда такое озарение наступает не мгновенно, а через несколько минут или часов (но, как правило, не дольше суток) после упражнения. В любом случае оно сопровождается «рефлексом узнавания» и стойкой эмоциональной реакцией «Ну как же я раньше не додумался?!».

5. Весьма популярно также изменение отношения к заявленной проблемной области. Примерно так: «Раньше, думая о предстоящем выступлении, я нервничал, а теперь спокоен». В каком-то смысле это вариант пункта 1. В самом характере изменения состояния часто кодируется важная информация о решении. (Решение предлагается в виде метафоры: знака, образа, сигнала, всплывшего воспоминания и т. д. То есть ответ еще надо истолковать.) Если, например, в ходе упражнения вы стали засыпать, то, вероятно, в проблемной области вам стоит по крайней мере снизить напор и позволить (хотя бы на время) событиям происходить без


вашего контроля. Если наоборот, вы почувствовали прилив сил, то, вероятно, и в проблемной области стоит быть поактивнее... НЛП-практикам в этом случае рекомендуют выяснить субмодальности исходного и полученного состояний и извлечь из их разницы имеющую для них смысл информацию. Остальные могут сделать то же самое, не за-морачиваясь, а руководствуясь здравым смыслом. В крайнем случае спросите родственников, друзей и знакомых, они вам пояснят! © 6. Ну, и наконец, хит сезона! Довольно часто на последнем шаге упражнения оказывается невозможно (или крайне сложно) вспомнить, что же задумывалось в качестве проблемной области на первом шаге. («Доктор, у меня провалы в памяти». — «И давно?» — «Что?» — «Ну, провалы...» — «Какие провалы?»). С нашей точки зрения, это тоже вариант пункта 1, только мудрое бессознательное еще и устраивает амнезию: дескать, тебе этим заниматься не надо, работают специалисты, забудь! Радуйтесь и ищите, чем бы еще заняться...

Ритуалы, ритуалы...

«Алфавит» относится к классическим процедурам параллельного процессинга и дает о нем очень хорошее представление. Интересно, что для получения результата практически не нужно загромождать свою карту мира мистическими построениями. Достаточно просто выполнять инструкции.

Алфавит

Упражнение (или техника, как угодно) использует таблицу алфавита (традиционно пять на шесть квадратов — но можно и по-другому54), приведенную ниже.

1. Поставив цель и заякорив это состояние, встаньте перед таблицей так, чтобы было удобно видеть ее полностью.

54 Английский вариант использует таблицу пять на пять квадратов. Еще бы, у них, в импортном алфавите букв-то поменьше!


2. Читайте вслух верхние буквы из каждой пары.

3. Одновременно взмахивайте (широко, от души) руками в соответствии с нижней буквой пары: «Л» — левой рукой, «П» — правой рукой, «О» — обеими руками одновременно.

4. Выполняйте чуть быстрее, чем вам удобно. Когда собьетесь (не та рука, не та буква, сбой с ритма — слишком большая пауза), начинайте сначала. Ваша задача — пройти всю таблицу в едином быстром ритме без сбоев.

5. Можно варьировать выполнение: снизу вверх, столбцами, змейкой, через один квадрат, по диагоналям, сначала все гласные, потом согласные и т. д. Лишь бы в начале было ново, необычно и непросто, а потом — получилось.

6. Добившись успеха, быстро бегите на якорь из пункта 1, дабы овладеть полученным результатом. Здесь можно постоять, подумать, может, какие мысли начнут приходить в голову...


Важно сделать упражнение до конца — до успешного выполнения задания. Прервавшись раньше, вы даете себе вну-

 

Таблицу можно составить самому под каждый случай тренировки. Важно лишь соблюдать общие правила: таблица должна быть близка к квадратной (то есть не в один ряд и не в один столбец, а с примерно равными сторонами), под буквой «Л» должен оказаться значок «П», под «П» — «Л» и «О» под «О». Остальное — случайным образом.


шение, что поставленная бессознательному задача не важна и ее можно не выполнять.

Или что она невыполнима. А ваше бессознательное вполне в состоянии сделать невыполнимой любую задачу по вашей неявной просьбе.

Это относится к любой процедуре в рамках параллельного процессинга.

Поэтому не стоит загружать свое бессознательное уж очень большим объемом работы: тогда и сознательная часть процесса займет изнурительно много времени. И сил, что немаловажно.

Есть любопытная история о том, как молодой человек составил (подробно и развернуто) большой список всего того, что он хотел от своего бессознательного. И предложил себе потрудиться над этим, пока он возвращается домой на велосипеде. Обычно поездка занимала около получаса. В этот раз он плутал четыре с лишним часа — сворачивал не на те улицы, проезжал мимо своих поворотов... Где-то по дороге молодой человек основательно помял багажник велосипеда, в котором лежал его список. Вернувшись наконец (уже затемно) домой, парень обнаружил, что около половины списка оказалось... оторвано в пути.

Гулаг Архипелаг

Еще одна ритуальная процедура (упражнение), которая позволяет занять сознательный разум и одновременно служит индикатором текущего прогресса бессознательной работы.

Чем лучше выполняется сознательное задание, тем, соответственно, ближе к цели бессознательное.

Однако здесь нужен помощник. Перед выполнением упражнения поставьте цель и заякорите состояние!

1. Сядьте на стул, держа руки над коленями.

2. Указательными пальцами одновременно, соблюдая синхронность, рисуйте на коленях фигуры:

 

• нарисовав круг, произнесите слово «круг»;

• нарисовав квадрат, произнесите «квадрат»;

• нарисовав треугольник, произнесите «треугольник»;


•... и снова рисуйте круг и называйте его. И так далее.

3. Теперь, когда это получается, пусть помощник предлагает вам словосочетания (красная шапочка, белый пароход, вкусный завтрак, веселый денек и т. д.).

4. Ваша задача, услышав словосочетание и продолжая рисовать фигуры и произносить их названия в прежнем темпе и ритме, возвратить помощнику его словосочетание, переставив слова местами: шапочка красная, пароход белый, завтрак вкусный, денек веселый.

5. Когда и это будет получаться легко, пусть помощник удлинит фразу до трех, четырех, пяти слов... Пока у вас не начнет получаться с тем количеством слов, которое вы запланировали заранее.

Нетрудно заметить, что все основные структурные элементы остались прежними. Это характерно для классических упражнений параллельного процессинга.

И помните: в начале и в конце упражнения — якорь!

Четные хлопки

В этом упражнении тоже нужен водящий. Зато делать его можно в группе (речь может идти о классической работе или о работе с творческим потенциалом группы в целом — в зависимости от того, запланируете ли вы обязательный успех всей группы или каждого участника в отдельности).

1. Поставьте цель и якорь.

2. Водящий хлопает в ладоши, сбивая (но не слишком) ритм.

3. Ваша задача заключается в том, чтобы хлопать вместе с ним, но только каждый второй раз (самый первый хлопок пропускается).

4. При сбое водящий начинает снова, варьируя скорость и ритм хлопков.

5. Добейтесь четкого попадания и по возможности большей синхронности своих хлопков с хлопками водящего.

6. Вернитесь на якорь.

Очень важно, чтобы это было для вас не игрой (не только игрой), а работой, которую необходимо сделать. Начав проце-


дуру параллельного процессинга, не бросайте ее. Даже если

вы были вынуждены прерваться, доделайте.

Иногда желание прерваться тоже может быть инициировано бессознательными процессами.

Печатная машинка

Чтобы выполнить этот вариант упражнения, понадобится группа людей. Ее оптимальный размер — порядка 10 человек. Чем меньше группа, тем сложнее сделать упражнение.

Зато чем больше, тем легче!

Ведущий в данном случае не обязателен, но желателен.

На первом этапе участники группы разбирают себе все буквы алфавита — примерно поровну. Самый простой способ — сесть в круг и называть все буквы алфавита по кругу. Кто какие буквы назвал, за те он и отвечает.

Затем нужно выбрать любую фразу, а лучше стихотворение («В лесу родилась елочка, в лесу...» и так далее). Полезно, чтобы все участники точно представляли себе правописание выбранного текста ©.

Затем начинается собственно игра: текст произносится по-буквенно и на каждую букву тот, кто за нее отвечает, хлопает в ладоши. На пробелы (промежутки между словами) хлопают все.

Очень полезно при этом соблюдать общий выбранный ритм. Если хлопок раздался не вовремя, — возвращаемся к началу стихотворения.

 

  м о й   Д я Д я   с а м ы X   ч е С т н ы X ...
Вася     ! !         !   !       !                
Петя       !   !   ! !           !                
Маша       !         !         ! !             !  
Лена !     !         !     !     !                
Коля       ! !   !   !           ! !       !      
Даша   !   !         !           !   !            
Миша       !         !           !                
Ваня       !         !           !                
Толя       !         ! !     !   !     !     !    
Дима       !         !           !       !        

В качестве вариантов возможно «выхлопывать» текст, как произнося очередную букву вслух (причем это может делать либо ведущий, либо ответственный за букву), так и не произнося (это сложнее и интереснее).

Радист

Это тоже групповое задание, но в данном случае чем больше группа, тем сложнее.

Все садятся в круг и разучивают ритмический рисунок:

• хлопок руками,

• хлопок ладонями по коленям (левая — по левому, правая — по правому),

• щелчок пальцами левой руки,

• щелчок пальцами правой руки.

Далее этот ритм поддерживает вся группа, что бы ни случилось. Кто сбился, подстраивается к остальным

Заодно и раппорт потренируем!

Затем каждый выбирает для себя некоторое число (так, чтобы числа разных людей были разными) и громко произносит его вслух. При этом все стараются запомнить как можно большее количество чисел других людей в круге.

После этого начинается собственно игра: первый игрок (обычно ведущий) называет свое число и число любого другого человека в круге. Тот повторяет свое число и еще чье-то. И так далее:

— Семь — двенадцать! (говорит номер семь).

— Двенадцать — сто тридцать три! (говорит номер двенадцать).

— Сто тридцать три — четыре! (говорит номер сто тридцать три).

Возвращать ход («7 — 12!» — «12 — 7!») нельзя.

В более сложном варианте к номеру того, кто сбился (попытался передать ход на несуществующее в круге число), добавляется «титул» (по выбору группы), и тогда нужно вместе с числом называть и «титул»:


- 7 - 12-Шляпа!

- 12-Шляпа - 133!

- 133 — 4-Конь-Бармалей!

При нескольких сбоях одного человека его «титул» удлиняется. Сбоем при этом считается также неверное произнесение «титула»; например, если назвать только число, или только «титул» без числа, или неполный «титул».

Перенос структуры: вариант с осознанием

Обычно параллельный процессинг выполняется в рамках теории «черного ящика»: сознанию не нужно и не полезно знать, что происходит там. Однако можно побудить сознательное и бессознательное к более тесному сотрудничеству. Тогда параллельный процессинг может выглядеть так:

1. Поставьте цель и заякорите состояние.

2. Найдите (создайте) место творческого ресурса.

3. Войдите в него.

4. Получите идею о виде деятельности для сознательной части параллельного процессинга.

5. Выполняйте эту деятельность вплоть до успешного результата (до победы).

6. Вернитесь в место творческого ресурса и получите идею о сходстве структуры выполненной деятельности и структуры разрешения задачи (проблемы): в каком смысле решить задачу можно так же, как вы только что успешно выполнили сознательное действие?

7. Привнесите эту идею в исходное состояние (воспроизведя якорь) и поймите, что нужно сделать для ее осуществления.

В этом варианте вы возлагаете на свое собственное бессознательное выбор ритуала и его расшифровку. Обычно это приводит к неожиданно простым и эффективным решениям.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 279; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.202.252 (0.011 с.)