Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Совершенствуйся без соперничества

Поиск

С неожиданной регулярностью я стал просыпаться по утрам, испытывая боль оттого, что мне приходится жить в море ненависти, разлитой по всему миру. И еще в полусне я с тревогой ловлю себя на мысли, что в последнее время, не прочитав подписи под фотографиями в газете, не могу понять, относятся ли они к нашей стране, к соседней или к более далеким народам. Хуже всего то, что уже несколько лет меня приводит в ужас, как часто эти фотографии сделаны тут, совсем рядом.

Дикость, боль, жестокость или простая несправедливость творятся в пяти, десяти, сорока минутах пути от нашего дома. Зачастую жертва — это такой же человек, как вы или я. Один из тех, кто осознанно или бессознательно становится заложником с каждым днем все более жестокого мира.

Очень грустно осознавать, что жертвы и палачи, агрессоры и каратели, оппозиция и правящие круги говорят иногда разумные вещи. И неутешительно признавать, что мы сами когда-то высказывали идеи, которыми сейчас пытаются оправдать всё, чему нет оправдания.

Но еще печальнее наблюдать, какой угрозе мы так или иначе подвергаемся со стороны одного из призраков, довершающих дело разрушения нации: покорности, страха и жажды мести.

На пути, который вы решили пройти к самосовершенствованию каждого человека, следующий шаг должен обязательно заключаться в содействии внутренним преобразованиям, столь необходимым обществу. А для этого вы непременно должны стать братьями обездоленным. Я имею в виду, как сказал бы Лима Кинтана, помощь тем, кто остался позади. (Прим. Кинтана, Гамлет (1923—2002) — аргентинский поэт, певец и фольклорист). Но речь совсем не о том, чтобы всем было плохо и все утешались тем, что «не я один». Вы должны встать на путь борьбы за равенство в позитиве, а не в негативе.

На консультации психотерапевт постоянно убеждается, что подлая попытка испортить жизнь тому, у кого она лучше, чем у тебя, не является неотъемлемым атрибутом исключительно классовой борьбы и прерогативой жертв великих несправедливостей.

Одна привлекательная женщина сорока лет на моих сеансах очень сожалела о своем решении развестись, которое она так не вовремя приняла годом раньше. Тем не менее в ее словах не чувствовалось боли от потери мужа и распада семьи. Женщину приводило в бешенство, что ее «бывший», как она его называла, через полгода уже «нашел себе другую» и что все у него идет слишком хорошо». Под этим предлогом она каждый день, преднамеренно и расчетливо портила бывшему мужу жизнь своими претензиями упреками и весьма наглыми требованиями.

Нельзя допустить, чтобы он наслаждался жизнью как ни в чем не бывало, — говорила она мне, — это несправедливо. Пусть он тоже немного пострадает, не мне же одной мучиться.

Я мог бы объяснить такое поведение пациентки попыткой привлечь внимание бывшего мужа. Но ведь так же можно интерпретировать и насильственные действия некоторых экстремистских группировок — они тоже хотят привлечь внимание общественности. Но разве это поможет нам избежать страха перед угрозой, нависшей над всеми жителями нашей планеты?

Не стоит подробно описывать негативное воздействие этого страха, преобразовавшегося в хронический стресс, на организм, психику и дух человека. В наше время хорошо известно влияние подобного стресса на трудовую деятельность и личную жизнь. Нам ли, профессиональным врачам, не знать разрушительных механизмов страха, отрицательно сказывающихся на качестве жизни и сокращающих ее продолжительность?

В таких случаях на помощь приходит юмор. Гениальный сатирик Ландру в своем эпиграфе к известному и, к сожалению, без вести пропавшему аргентинскому журналу «Тиа Висента» говорил: «Если вы оказались в безвыходном положении, не будьте дураком, выходите через вход». (Прим. Тиа Висента» (исп.) — «Тетушка Висента»).

Если истоки проблемы действительно нужно искать в нарушившейся цепочке передачи следующим поколениям культурного наследия, очевидно, что для ее решения необходимо сосредоточиться на образовании, которое мы даем нашим детям.

И мешкать в этом деле, как, впрочем, и во всех остальных, не стоит.

Я имею в виду не только обязательное образование на уровне начальной школы, но и все остальные возможные этапы. Я говорю об ответственности родителей, учителей и преподавателей всех уровней, работников искусства и руководителей. На всех этих ступеньках мы должны прекратить пропагандировать так называемое здоровое соперничество, которое так деформирует наше общество.

Мое мнение, вероятно, довольно спорно, но я хотел бы его высказать. На собственном опыте я понял, что не существует «здорового» соперничества. От такого «оздоровления» вряд ли будет польза, и без него вполне можно обойтись.

Конечно, нельзя не признать, что в каждом человеке есть врожденное стремление сравнивать себя с остальными. Но только в спорте (я не имею в виду профессиональный спорт) конкуренция превращается в игру, только в этой области можно раскрепощенно меряться силой, ловкостью, зоркостью... Поэтому только спорт позволяет сублимировать это роковое стремление превзойти окружающих, а потом вернуться в повседневную жизнь и никому ничего не доказывать.

Представители Совета старейшин одного города пришли к хижине старого учителя. Им нужен был мудрый совет по одной из городских проблем. Дело в том, что уже много лет, несмотря на все усилия Совета, жители портили жизнь друг другу. Они крали, калечили, йена, видели один другого и воспитывали своих детей в духе этой ненависти.

— Всегда были исключения, — поведали старому учителю члены Совета, — но десять лет назад положение начало осложняться, и сейчас от месяца к месяцу дела идут всё хуже.

— А что же случилось десять лет назад? — спросил старик.

— Ничего существенного, — ответили ему. — По крайней мере, ничего плохого. Десять лет назад мы общими усилиями построили мост через реку. Но это только повысило благосостояние всех и дало новое развитие городку.

— Нет ничего плохого в росте благосостояния, — сказал мудрец, — но очень плохо сравнивать с этой точки зрения себя и соседа. Прогресс — тоже хорошее дело, только не нужно пытаться обогнать всех на свете. Хорошо, когда у всех всё хорошо, но плохо, что это порождает соперничество. Чтобы решить эту проблему, достаточно просто изменить слово...

— Изменить слово? — удивились члены Совета.

— Вы должны объяснить всем жителям города, что если в слове «соперничать» заменить буквы НИЧ на ЕЖИВ, получится новое слово «соперЕЖИВать». И когда все проникнутся смыслом слова «сопереживать», соперничество утратит свой смысл, а с ним навсегда исчезнут ненависть и желание навредить другому.

Вы уже знаете, что я, возможно, ошибочно, не признаю достоинств, приписываемых первобытной борьбе за первенство. И даже в спорте меня раздражают страсти фанатов, из-за которых репортаж о футбольном матче может попасть не в спортивные новости, а в криминальную хронику. Однако я не отрицаю, что жизнь в современном обществе предполагает определенную долю соперничества в профессиональной, общественной и семейной жизни. Но в этом нет никакого несоответствия. В первом случае я вел речь о соперничестве как о борьбе за лидерство, во втором — имею в виду соперничество на уровне компетентности и мастерства. И только в этом последнем значении соперничество может считаться здоровым.

На самом деле, с прагматической точки зрения, для успеха дела совсем не нужно быть самым лучшим, необходимо просто действовать более адекватно, эффективно или мудро, чем большинство людей.

Чтобы пройти весь путь самосовершенствования (без соперничества, конфликтов, без мыслей о победе или поражении), не обязательно следить за тем, что делают или могут сделать окружающие. На этом пути необходимы труд, дисциплина и старание, которое измеряется временем, затрачиваемым на улучшение собственного потенциала, то есть на духовный рост, исследования, догадки, тренировку, а значит, на умение учиться, как говорят восточные мудрецы.

Позвольте мне рассказать вам забавную историю, наводящую на размышления.

Как-то раз в Африке один ученый-исследователь был взят в плен группой наемников. Военные разоружили пленника и отвели к командующему, который должен был решить его судьбу. Иностранец попытался оказать сопротивление, но командир группы предупредил его, чтобы тот оставил свои попытки, иначе его ждет мгновенная смерть.

В окружении десяти вооруженных человек ученому пришлось идти к их лагерю через обширную равнину, начинавшуюся прямо от опушки леса. Один из солдат шел в двадцати метрах впереди, показывая дорогу. Вдруг проводник остановился, развернулся и бросился со всех ног обратно к лесу.

— Бежим! — закричал он остальным. — Нас учуял леопард, и он идет сюда!

Большинство солдат, знающих о скорости передвижения и ловкости леопарда, бросили всё, что несли в руках, и побежали. Ученый, оставшийся без охраны, сел на землю, достал из рюкзака пару кроссовок и начал переобуваться. Командир группы обернулся на бегу и закричал ему:

— Идиот! Ты теряешь драгоценное время. Скорость леопарда — двести километров в час. Какая разница, что у тебя на ногах, кроссовки или сапоги?

А ученый надел, наконец, кроссовки и тоже побежал, ответив на ходу наемнику:

— Мне совсем не нужно бежать быстрее леопарда. Чтобы спастись, мне достаточно бежать быстрее, чем кто-нибудь из вас... И вот для этого мне нужны кроссовки.

Шаг, который я предлагаю вам сделать, заключается в том, чтобы повысить свою пригодность и стать как можно более компетентным. Но при этом как можно меньше соперничать с окружающими. Не стоит путать здоровое стремление стать лучше с тщеславным желанием потешить свое эго, одержав победу над всеми.

 

Шаг 18

Не бойся потерпеть неудачу

Каждый человек боится неудачи. Это слово почти для всех означает великую личную трагедию. Настолько сильную, что мы обижаемся и нападаем на самих себя, изводим себя каждый раз, когда все получается не так, как хотелось бы. Но забываем: любое крушение планов является толчком к самосовершенствованию.

Развитие личности, которое я считаю самым большим жизненным достижением, — это одновременно конечная цель, постановка задачи, условие для самореализации, а также вынужденная остановка на пути, необходимая, чтобы открыть в себе способность помогать другим.

Но духовный рост возможен только через повседневный опыт проб и ошибок Знания приходят, скорее, через осмысление прожитого, а не через умозрительные упражнения.

Кстати, с точки зрения педагогики, учиться можно только на ошибках. Если вам все удается с первого раза, возможно, это потешит ваше тщеславие, но ничему не научит. Но вы это и так знаете. Если на карту поставлено только ваше стремление к успеху, вы будете радоваться достижению идеального результата. А вот если главное для вас — учеба, то есть духовный рост, тогда ошибки станут важной и желательной частью процесса.

Даже если вы ошиблись, вы понимаете, что все равно стоило сделать то, что вы сделали. Из своего просчета можно извлечь по меньшей мере один урок: возможно, вы действовали не так, как надо, или момент оказался неподходящим, или человек не тот, кто нужен, или еще что-то. Этот анализ и ведет к развитию.

Мои первые годы в профессии были тяжелыми и полными всевозможных проблем, как и у большинства моих однокурсников. Самые осмотрительные из нас сумели дождаться своего часа, самые умные быстрее нашли свой путь, самым удачливым представился счастливый случай окончательно обрести себя. Но большинство в течение многих лет искали возможность обеспечить себе достойное будущее.

Я, дежуривший сорок восемь часов в неделю в частной клинике и работавший в службе психопатологии больницы, еще находил время для подработок. Параллельно со своими профессиональными медицинскими обязанностями я работал на складе, в такси, продавал книги, был страховым агентом и ввязывался во всевозможные экономические авантюры (например, шил спортивные сумки и перепродавал машины).

Как-то я познакомился в клинике с человеком, поставлявшим одноразовый медицинский материал. Пока мы с ним в ожидании секретаря, которая должна была принести его чек, пили кофе, поставщик рассказал, что участвует в одном проекте.

Он налаживал связи с одной немецкой фирмой, поставляющей аортокоронарные шунты — новое слово медицинской техники. Поскольку поставки в страну не были регулярными, бизнес мог оказаться очень выгодным, с небольшими капиталовложениями, тем более с его-то связями. К слову, поставщик ждал письма из-за границы о назначении его представителем фирмы в Аргентине и Латинской Америке.

Пока мужчина мне это рассказывал, я обдумывал возможность своего участия, пусть даже минимального, в организации поставок шунтов. Мне пришла в голову прекрасная идея пригласить поставщика к себе на ужин, чтобы в спокойной обстановке обсудить условия бизнеса.

В пятницу мужчина пришел ко мне домой около восьми. Моя жена приготовила ужин. Во время десерта, когда мы уточняли детали, жена позвала меня на кухню, чтобы я помог подать кофе и торт.

— Не связывайся с этим типом, — сказала она мне мимоходом.

— Почему? — удивился я. — Что случилось?

— Ничего, — ответила она. — Он мне не нравится.

— Что такого ты в нем увидела? — допытывался я. Объясни!

— Ничего я не увидела... но он мне не нравится, настаивала она, брезгливо морща нос.

— Так не пойдет, дорогая, — не сдавался я. Назови какую-нибудь причину.

— Не знаю, — упорствовала она.

Но, помолчав некоторое время, добавила:

— Мне не нравится его галстук.

Я ответил ей, что глупо упускать возможность заработать только потому, что жене не нравится галстук потенциального партнера мужа.

Не буду вдаваться в подробности. В конце концов моя жена признала всю абсурдность своих подозрений, и мы вложили в этот бизнес большую часть наших скромных накоплений.

Но поставки, если они и существовали, до нас так и не дошли, а господин исчез с горизонта, прихват с собой наши, и не только, деньги и оставив взамен кучу бесполезных бумаг как напоминание о небольшой, но дорогостоящей глупости.

Не буду говорить здесь о собственной недальновидности и отсутствии способностей к бизнесу, в чем я искренне признаюсь после той истории. Мне хочется обратить ваше внимание на фактор, которым все обычно пренебрегают, — на интуицию. Так бывает, что, готовясь что-то предпринять, человек чувствует, как загорается красный сигнал тревоги. Я понял, что интуиция — это сумма наших ощущений, которые невозможно выразить словами. Человек видит (непонятно, как и почему) неподвластное разуму.

С годами на личном опыте я убедился, что интуиция не может и не должна заменять ум и опыт, но может быть хорошим подспорьем. Этот незначительный эпизод, который я вам только что рассказал, многому меня научил. Теперь, прежде чем заключить какую-нибудь сделку, я приглашаю потенциального партнера на ужин к себе домой. При этом всегда уточняю, что он обязательно должен прийти в галстуке...

Наша боязнь неудачи — результат полученного воспитания. С детства нам внушали, что мы должны стараться не допускать ошибок. И это один из самых главных педагогических уроков во всех странах мира, одна из самых важных составляющих норм нашей культуры и самое вредное из всех правил поведения.

Конечно, уже слишком поздно, но если бы вы попали ко мне в руки в возрасте пяти лет, я бы очень легко сделал из вас вундеркинда. Достаточно было бы установить систему поощрений за каждую придуманную и совершенную тобой ошибку. Поскольку очевидно, что учатся только на ошибках, вы вскоре превратились бы в гениального ребенка. К сожалению, большинство родителей не позволяют себе и другим воспитывать детей по такой системе.

Европейская культура очень далека от этого пути развития, хотя на словах она тоже преследует эту цель. Мы перегружаем детей все новыми требованиями, которые они должны успешно выполнять, и тем самым, естественно, приводим их к мысли, что с ними рядом всегда должен быть кто-то более сильный или авторитетный, который объяснит им, что хорошо, а что плохо.

Мы хотим таких родителей, которые уберегли бы нас от зла, мы хотим суровых законов, определяющих, что мы должны делать и какими должны быть, и наказывающих всех несогласных с этим. Мы хотим, чтобы нами правили твердой рукой с помощью поручений, приказов и угроз, чтобы общество больше не совершало ошибок и чтобы в нашей жизни было поменьше сюрпризов и стресса.

В каком-то смысле все наше поведение отражает нежелание расти; словно нам хотелось бы подольше оставаться детьми, переложить ответственность за все на других, которые «сверху» — в политическом, географическом или божественном смысле — заставят нас поступать «правильно» и защитят нас от одиночества, апатии, страданий и презрения тех, кто не разрешает нам совершать ошибки. Только в этом случае и при условии аналогичного поведения остальных людей мы можем чувствовать себя уверенно.

Я в который раз предлагаю вам посмеяться над собой, ведь мы часто ведем себя так же, как персонаж этого анекдота.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.70.64 (0.012 с.)