ТОП 10:

Кредитная реформа 1930-1932 гг. и ее значение.



 

К концу 20-х годов ХХв. началась концентрация краткосрочного кредитования во вновь созданном в 1921г. Государственном банке, а наряду с этим ставилась задача наращивания долгосрочных кредитных вложений. В связи с этим в 1930-1932 гг. была проведена кредитная реформа благодаря которой был запрещен коммерческий кредит, краткосрочное кредитование сосредоточено в Государственном банке СССР, а для обеспечения потребностей предприятий в долгосрочных ресурсах были созданы четыре крупных банка, осуществлявших долгосрочное финансирование предприятий различных отраслей экономики.

Рассмотрим данную реформу, начиная с мероприятий, проведенных во второй половине 20-х годов XXв.

В ноябре 1926г. на партийной конференции было принято решение о не­обходимости организационной перестройки хозяйственного ап­парата и, в частности, кредитной системы. 15 июня 1927г. было издано Постановле­ние ЦИК и СНК СССР «О принципах построения кредитной си­стемы»[37], которое предусматривало усиление централизованного руководства и доминирующей роли Государственного банка по отношению ко всем кредитным организациям.

При сохранении общего регулирования деятельности кредитных организаций за Народным комиссариатом финансов СССР, на Государственный банк СССР было возложено непосредствен­ное руководство всей кредитной системой и наблюдение за деятельностью других кредитных организаций.

Госбанку было предоставлено право получения от всех кредитных организаций балансовых данных, сведений об открытых кредитах, а также о текущих счетах и вкладах государственных органов. В соответствии с указанным Постановлением свободные резервы всех кредитных организаций в размерах, устанавливавшихся Комитетом по делам банков, должны были сосредотачиваться в Госбанке. Для кредитования и хранения резервов кредитных организаций каждому из них открывался контокоррентный счет в Госбанке. Кредитные организации (за исключением системы сельхозкредита) с этого периода должны были кредитоваться только в Госбанке.

Мероприятия, осуществленные на основании этого поста­новления, способствовали централизации кредитной системы, усилению планового начала в ее деятельности.

Предусматривалось также строгое разграничение клиентуры между банками. Каждой организации разрешалось пользо­ваться краткосрочным кредитом и хранить свободные средства только в одном банке в соответствии с характером своей хо­зяйственной деятельности,

Впоследствии на основании постановления правительства от 14 февраля 1928г. было проведено дальнейшее разграничение функций между банками. Промбанк был объединен с Электробанком, и на их базе создан Банк долгосрочного кредитования про­мышленности и электрохозяйства (БДК). Краткосрочное же кредитование промышленности и электрохозяйства было передано Госбанку.

Целью БДК было кредитование капитальных вложений в советскую промышленность для крупномасштабной электрификации и других направлений индустриального развития, за исключением аналогичных вложений регионального уровня, которые должны были кредитоваться муниципальными и городскими банками.

Изначально было определено, что кредитование промышленности должно было осуществляться Банком долгосрочного кредитования промышленности и электрохозяйства на период до 30 лет за счет средств, полученных из следующих источников:

1) капитал банка, который должен был регулярно увеличиваться за счет средств организаций, заинтересованных в развитии долгосрочного кредитования;

2) специальный фонд Банка, полученный от Отдела долгосрочного кредитования Промбанка. Этот фонд должен был ежегодно увеличиваться за счет 40% чистой прибыли банка и 10% чистой прибыли всех индустриальных предприятий, принадлежащих Советскому государству;

3) долгосрочные депозиты Народного комиссариата финансов, ассигнуемых из бюджета для долгосрочного финансирования промышленности;

4) долгосрочные депозиты промышленных предприятий, которые, согласно закону, должны были составить 12,5% чистой прибыли этих предприятий;

5) долгосрочные депозиты промышленных предприятий, хранимые банком в качестве резервов от обесценения. Объемы этих депозитов должны были устанавливаться для каждого предприятия;

6) обязательства, выпущенные банком для внутреннего и зарубежных денежных рынков.

По состоянию на 1 октября 1928 капитал банка составлял 293,2 млн. руб.[38], специальные фонды - 1195,5 млн. руб., депозиты - 105,0 млн. руб., ссуды и авансы - 1492,6 млн.руб. Согласно данным об объемах ссудных и учетных операций банка на ту же дату в разрезе отраслей промышленности можно говорить о том, что основные вложения осуществлялись в топливную и металлургическую отрасли, а также в электроэнергетику.

В 1928г. были регламентированы операции местных сельхозбанков. Они должны были осуществлять кредитование отдельных крестьянских хозяйств, в основном, через кредитно-кооперативные организации. А в 1929г. было утверждено Постановление ЦИК и СНК, повышавшее руководящую роль Центрального сельскохозяйственного банка.

В отношении же долгосрочного кредитования и финансирования предприятий местной промышленности сохранялся прежний порядок: они продолжали обслуживаться коммунальными банками.

Получила развитие система внутрисиндикатных расчетов, при которой одна часть расчетов производилась перечислениями че­рез Госбанк, а другая — путем зачетов встречных требований. В 1927—1929 гг. значительно расширилось чековое обращение.

В июне 1929г. правовое положение Государственного банка, его функции и объем капиталов были закреплены в пер­вом Уставе Госбанка, пришедшем на смену принятого в 1921г. Положения о Государствен­ном банке. В соответствии с Уставом на Государственный банк возлагались функции регулирования денежного обращения и краткосроч­ного кредитования.

С 1926г. по 1929г. произошло снижение численности кредитных организаций в СССР[39]. В то же время валюта их совокупного баланса возросла в 2,6 раза (без учета данных по кредитной кооперации и сберегательным кассам). Сокращение сети коснулось всех видов кредитных организаций, за исключением Госбанка СССР и вновь созданного Банка долгосрочного кредитования. Значительный прирост всех основных балансовых показателей продемонстрировали кооперативные банки, система коммунального кредита и система сельскохозяйственного кредита. Снижение всех показателей было отмечено по обществам взаимного кредита, в том числе в результате сокращения их количества с 285 до 194, т.е. почти в полтора раза. Снижение показателей акционерных банков было обусловлено слиянием Промбанка и Электробанка с целью создания Банка долгосрочного кредитования. Однако значительное увеличение объемов долгосрочного кредитования было отмечено и в кооперативных банках и в системах коммунального и сельскохозяйственного кредита. В результате наиболее существенный рост статей совокупного баланса с 1926г. по 1929г. был отмечен по объемам долгосрочных капиталовложений, увеличившимся более чем в 7 раз.

Наибольший прирост объемов краткосрочного кредитования с 1926г. по 1929г. произошел в Госбанке СССР, в итоге его краткосрочные капиталовложения увеличились в 2,7 раза. Сосредоточение большей части краткосрочного банковского кредитования в Госбанке позволило расширить его операции. К началу 1930г. «на долю Госбанка приходилось 75% всех краткосрочных кредитных вложений в народное хозяйство и 66% средств, привлеченных банковской системой на текущие счета и вклады»[40].

Перестройка банковской системы, начавшаяся в 1927-1929 гг., явилась по существу подготовительным этапом к кре­дитной реформе 1930-1932гг. Это был процесс постепен­ного создания единого центрального банка краткосроч­ного кредитования, расчетного и эмиссионного центра обобще­ствленного хозяйства.

Необходимо отметить также высокий уровень развития банковского дела в стране и наличие разветвленной сети учреждений, руководство которыми было строго центра­лизовано.

Еще одной важной предпосылкой стал пе­ревод на хозрасчет всех предприятий государственной промыш­ленности в соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) от 5 де­кабря 1929г. «О реорганизации управления промышлен­ностью». Это создавало условия для установления прямых кре­дитных отношений между банком и предприятием.

Кроме того, перед реформой уже шел процесс вытеснения из хозяйственного оборота коммерческого кредита, основанного на векселях. Так, по­становление СНК СССР от 18 ноября 1929г. «О рационализации краткосрочного кредитования и расчетов сельскохозяйственной и промысловой кооперации» предусматривало прямой и целе­вой характер банковского кредитования организаций, заготав­ливающих сельскохозяйственное сырье. В целом подтоварные и производственно-целевые ссуды на 1октября 1929г. занимали по отношению к общей сумме краткосрочных вложений Госбанка 42%[41].

И, наконец, главной причиной проведения реформы было формирование в СССР к началу 30-х годов, в общих чертах, командно-административной системы управления экономикой, в связи с чем потребовалось завершение централизации банковской системы. В этих целях в 1930–1932 гг. была проведена кредитная реформа, принципиально изменившая характер кредитных отношений в стране.

Основываясь на нормативных документах, определивших содержание преобразований осуществлявшихся в ходе проведения кредитной реформы 1930-32 гг., можно выделить несколько ее этапов.

Началом реформы банковской деятельности послужило постановление ЦИК и СНК СССР от 30 января 1930г. «О кредитной реформе»[42], согласно которому:

1) товарный кредит в обобществленном секторе народного хозяйства был заменен банковским кредитом. Это означало запрещение коммерческого кредита, получившего широкое распространение в годы НЭПа, замену его исключительно прямым банковским кредитованием.

2) вносились изменения в порядок кредитования государственной промышленности и кооперации. Так, в частности, был сделан акцент на непосредственное кредитование Госбанком предприятий, входящих в объединения и тресты, в отличие от обобщенного кредитования последних.

3) проводилась реорганизация системы сельскохозяйственного кредита, предполагавшая ее дальнейшую централизацию.

4) определялся порядок проведения реформы, в том числе ликвидация филиалов Всероссийского кооперативного банка и аналогичного Всеукраинского банка. Следует отметить, что этот порядок не включал всех этапов реформы, поскольку ее ход во многом определялся теми недостатками, которые были выявлены в период ее осуществления.

Постановлением был завершен начатый в 1927-1928гг. процесс сосредоточения краткосрочного кредитования в Госбанке. Исключение составляла лишь система сельскохозяйственного кредита: Центральный сельскохозяйственный банк был преобразован во Всесоюзный сельскохозяйственный кооперативно-колхозный банк, республиканские, краевые и областные сельскохозяйственные банки были превращены в его филиалы. Низовым звеном системы сельскохозяйственного кредита стали сельскохозяйственные кредитные товарищества, при этом Госбанк осуществлял их непосредственное кредитование.

В июне 1930г. было принято решение о ликвидации Комитета по делам банков при НКФ. Через месяц после этого вышло постановление с требованием немедленной ликвидации взаимной задолженности по отпуску товаров и оказанию услуг в кредит, данные указания распространялись на государственные органы, кооперативные организации и смешанные акционерные общества. Наряду с этим были введены контокоррентные счета. При этом возможно было заключение договора контокоррента между предприятиями, кредитными организациями, частными лицами, а также между кредитной организацией и ее клиентом. В соответствии с договором контокоррента стороны взаимно заносили на единый счет (контокоррентный счет) свои требования друг к другу, с тем, чтобы сторона, оказавшаяся должником по счету обязана была уплатить разницу.

Уже в первые месяцы проведения реформы были выявлены недостатки ее проведения, в число которых входили (согласно утвержденному 16 августа 1930г. Докладу НКФ о результатах обследования проведения кредитной системы и Госбанка): неподготовленность аппарата Госбанка, запутанность во взаимных расчетов, чрезмерный рост несквитованных остатков по расчетам между конторами Госбанка[43].

С целью устранения выявленных недостатков был разработан ряд мер, получивших отражение в Постановлении СНК «О мерах улучшения практики кредитной реформы» от 14 января 1931г. В нем, в частности, Госбанку было предложено «оплачивать счета поставщиков в пределах предоставленного покупателю лимита лишь при наличии согласия покупателя (акцепт счета) или его поручения (аккредитив)»[44]. Таким образом, было установлено, что платежи поставщикам должен производить не Госбанк, а сам покупатель за счет своих средств или банковского кредита (если данный клиент имеет право на получение кредита). При этом были установлены следующие новые виды безналичных расчетов:

- акцептная (предполагавшая оплату товаров только после акцепта покупателем соответствующего счета);

- аккредитивная (предполагавшая открытие депонированных аккредитивов на определенную сумму для расчетов с одним поставщиком);

- расчеты по особому счету (в данном случае было возможно осуществление расчетов с несколькими постоянными поставщиками, а счет открывался в филиале по месту их нахождения).

Среди прочего, объединениям было предоставлено право перераспределять лимиты между входившими в их состав предприятиями. В том же месяце было введено требование к предприятиям, имеющим контокоррентные и текущие счета в Госбанке, предоставлять в учреждения Госбанка уже не только свои квартальные финансовые и кредитные планы, но и кассовые планы (квартальные и месячные).

20 марта 1931г. было принято известное Постановление СНК «Об изменениях в системе кредитования, укреплении кредитной работы и обеспечении хозяйственного расчета во всех органах», в котором были перечислены недостатки, возникшие в ходе проведения кредитной реформы[45], в том числе:

- автоматизм кредитования;

- нарушение хозяйственного расчета на предприятиях и в объединениях, что приводило к обезличиванию прибылей и оборотных средств, ослаблению заинтересованности в финансовых результатах своей деятельности;

- техническая неподготовленность Госбанка;

- сложность техники расчетов.

Тем же Постановлением были определены основные принципы краткосрочного кредитования (целевой характер, срочность, возвратность, материальное обеспечение), а также уточнена роль Госбанка в развитии социалистического хозяйства, которая заключалась в том, что Госбанк должен был:

- стать расчетной организацией для обобществленного хозяйства, общегосударственным аппаратом учета производства и распределения продуктов;

- обеспечить действенный повседневный контроль рублем за ходом выполнения планов производства и обращения товаров, за выполнением финансовых планов;

- обеспечить укрепление хозяйственного расчета предприятий и хозяйственных объединений.

В дальнейшем для ликвидации автоматизма в кредитовании БДК было разрешено открыть сеть своих филиалов в районах концентрированного капитального строительства, а также иметь своих уполномоченных при филиалах Госбанка и на отдельных крупных стройках. Были внесены изменения в организацию кредитования сельского хозяйства:

- переданные Госбанку средства Союзколхозбанка и сельскохозяйственных кредитных товариществ были объединены в единый фонд долгосрочного производственного кредитования сельского хозяйства;

- долгосрочное кредитование колхозов за счет средств фонда было возложено на Госбанк.

Для ликвидации такого недостатка в проведении реформы, как обезличивание средств предприятий, 23 июля 1931г. было принято Постановление Совета Труда и Обороны «Об оборотных средствах государственных объединений, трестов и других хозяйственных организаций»[46], в соответствии с которым размеры их собственных оборотных средств приводились в соответствие с потребностью в средствах для обеспечения минимального наличия запасов сырья, готовых изделий, вложений в расходы будущих лет. Госбанк с этого времени должен был выдавать предприятиям только краткосрочные кредиты на временные нужды, связанные с производством и обращением товаров. Кроме этого, все денежные средства хозорганов стали с этого периода отражаться уже не на контокоррентных, а на расчетных счетах. Для отражения получаемых кредитов открывались теперь ссудные счета, а с 1 ноября 1931г. были ликвидированы контокоррентные счета, на которых обезличенно отражались собственные и заемные средства.

Одной из мер, направленных на разрешение проблем в организации безналичных расчетов, было введение системы взаимных расчетов через специальные отделы при конторах Госбанка. Кроме того, в рамках утвержденных правлением Госбанка «Положений и правил о кредитной и расчетной работе Госбанка СССР» был четко определен порядок акцепта счетов-фактур, условия действия аккредитива, определены правила открытия и ведения расчетных счетов, при этом было установлено, что одному хозоргану может быть открыт лишь один расчетный счет.

Завершение реформы было связано с постановлением ЦИК и СНК СССР от 5 мая 1932г. «Об организации специальных банков долгосрочных вложений», которым был завершен начатый в 1927 – 1928 гг. процесс превращения специальных банков в банки долгосрочных вложений.

Отметим, что согласно постановлению ЦИК и СНК СССР от 23 мая 1930г. все бюджетные ассигнования на финансирование капитальных вложений государственных предприятий стали безвозвратными, что было обусловлено необходимостью проведения индустриализации. Долгосрочное кредитование капитальных вложений было сохранено лишь для колхозов и кооперации. Таким образом, специальные банки становились банками, преимущественно, безвозвратного бюджетного финансирования, что, в свою очередь, потребовало в условиях командно-административной системы централизовать все бюджетные ассигнования в руках Народного комиссариата финансов СССР. Поэтому постановлением ЦИК и СНК СССР от 5 мая 1932г. было установлено, что всесоюзные специальные банки должны были подчиняться именно Наркомфину. Создано было четыре банка:

- банк финансирования капитального строительства промышленности и электрохозяйства (Промбанк), преобразованный из Банка долгосрочного кредитования промышленности и электрохозяйства (БДК);

- банк финансирования социалистического земледелия (Сельхозбанк);

- банк финансирования капитального строительства кооперации (Всекобанк), преобразованный из Всероссийского кооперативного банка;

- банк финансирования коммунального и жилищного строительства (Цекомбанк).

Названные банки распространяли свою деятельность на всю территорию страны (за исключением Цекомбанка, осуществлявшего свою деятельность через местные коммунальные банки), все они имели сети своих филиалов, открываемых в пунктах с достаточным количеством объектов финансирования.

В тех пунктах, где открытие филиалов специальных банков оказывалось экономически нецелесообразным, обслуживание клиентуры проводилось через учреждения Госбанка. В этих случаях специальным банкам разрешалось иметь своих уполномоченных при конторах Госбанка. Наряду с этим Госбанк осуществлял кассовое обслуживание специальных банков.

После завершения реформы кредитная система страны состояла из Госбанка, банков финансирования и долгосрочного кредитования капитальных вложений и сберегательных касс. Наряду с ними, в форме акционерной кредитной организации действовал Внешторгбанк, осуществлявший часть операций по обслуживанию внешнеэкономических отношений. Таким образом, в результате проведения кредитной реформы произошло существенное изменение состава кредитной системы[47].

Результатами реформы являлось внедрение новых видов безналичных расчетов, ликвидация коммерческого кредита и вексельного обращения, превращение Госбанка в кассовый центр страны, центр краткосрочного кредитования и безналичных расчетов, формирование следующих основных функций Государственного банка СССР: плановое кредитование хозяйства, организация денежного обращения и расчетов, кассовое исполнение государственного бюджета и осуществление международных расчетов.

В ходе реформы, а также в первые годы после ее проведения значительно возросли объемы финансирования капитального строительства Промбанком финансирования жилищного, коммунального и культурно-бытового обслуживания системой Цекомбанка.

С 1939г. Госбанк СССР начал кредитовать предприятия машиностроения по обороту товарно-материальных ценностей с применением специальных ссудных счетов благодаря чему индустриализация в СССР получила мощную кредитную поддержку со стороны Госбанка СССР[48].

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.12.79 (0.015 с.)