Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 6. Организация долгосрочного банковского кредита в 1950-1987 гг.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В 1955 году ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли ряд важных решений по вопросам капитального строительства. Для усиления роли кредита в упорядочении хозяйственно-финансовой деятельности строительных организаций и повышения их ответственности за своевременный возврат полученных ссуд было установлено, что кредиты строительным организациям должны предоставляться с учётом результатов их хозяйственной и финансовой деятельности. Банки, финансирующие капитальное строительство, обязывались предоставлять подрядным строительно-монтажным организациям и стройкам, осуществляемым хозяйственным способом, кредит на затраты по внедрению в строительство новой техники, механизации и улучшению технологии производства, рационализации и интенсификации производственных процессов. Всё это значительно повысило роль банков в выполнении плановых заданий в области строительства. Они начали осуществлять в процессе финансирования контроль не только за выполнением планов капитальных вложений, но и за вводом в действие производственных мощностей и основных фондов. Преобладающее место в объёме затрат на строительство, предусматриваемое народнохозяйственным планом по отраслям, экономическим районом и стройкам, занимали государственные капитальные вложения. Первостепенное значение в организации их финансирования имел вопрос о возвратности средств. Длительное время преимущественным методом предоставления средств стройкам оставалось безвозвратное финансирование. Оно осуществлялось за счёт бюджета и собственных ресурсов предприятий, хозяйственных организаций, министерств и ведомств, выделяемых им независимо от выполнения планов основной деятельности по объёму производства и качественным показателям. Проводимые в СССР в 60-х годах ХХв. преобразования в области совершенствования управления, планирования и хозяйствования исходили из целесообразности более широкого привлечения на капитальные вложения собственных ресурсов хозяйства и банковского кредита. Использование для расширенного воспроизводства основных фондов ресурсов, остающихся в распоряжении хозяйства, ставили размер капитальных вложений каждого предприятия, отрасли, экономического района в зависимость от финансовых результатов их деятельности. Полностью (за немногим исключением) за счёт собственных средств хозяйства и бюджетных ассигнований осуществлялось строительство новых предприятий со сроком окупаемости капитальных вложений, превышавшим пять лет; сооружались новые государственные предприятия и комплексы по производству продуктов животноводства и птицеводства; производились затраты на улучшение земель и некоторые другие расходы по интенсификации сельскохозяйственного производства; строились жилые дома, объекты культурно-бытового и коммунального назначения всех отраслей народного хозяйства. За счет тех же источников финансировались капитальные вложения планово-убыточных и нерентабельных предприятий. Долгосрочное кредитование народного хозяйства и финансирование капитальных вложений осуществляли Госбанк СССР и Стройбанк СССР. За счёт долгосрочного кредита осуществлялись наряду с финансированием капитальные вложения на действующих предприятиях при их реконструкции и расширении, а также часть капитальных вложений в новое строительство в промышленности (в пределах пятилетнего срока окупаемости). В сельском хозяйстве долгосрочные кредиты предоставлялись на строительство животноводческих комплексов, птицефабрик, подсобных предприятий и промыслов, приобретение сельскохозяйственной техники и пр. К середине 70-х годов XXв. Госбанк СССР финансировал свыше 50% всех капитальных затрат по народному хозяйству, включая операции по поручению Стройбанка. Всесоюзный банк финансирования капитальных вложений (Стройбанк СССР) аккумулировал средства, выделяемые государственным бюджетом, предприятиями и хозяйственными организациями в качестве источников финансирования капитальных вложений; осуществлял финансирование и долгосрочное кредитование капитальных вложений; производил долгосрочное кредитование кооперативного и индивидуального жилищного строительства в городах и рабочих посёлках. Роль Стройбанка усилилась в связи с расширением сферы долгосрочного кредитования народного хозяйства. Сеть его учреждений за 1960-1975 гг. увеличилась с 746 до 1583 контор, отделений и пунктов уполномоченных. Долгосрочное кредитование банками народного хозяйства и населения (задолженность на 1 января), млн. руб.[53]
Конторы Стройбанка действовали во всех республиканских и областных центрах. Отделения открывались в тех районных центрах и городах, где банку необходимо было осуществление капитальных вложений в больших объемах. В целях соблюдения сроков и ускорения строительства предприятий, создаваемых согласно компенсационным соглашениям, с 1976 года компенсационные стройки были переведены на долгосрочное кредитование. Новые предприятия согласно компенсационных соглашений полностью принадлежавшие СССР, создавались в сотрудничестве с иностранными фирмами. Фирмы предоставляли СССР кредиты, оборудование, механизмы, а СССР в свою очередь расплачивался частью продукции, полученной на этих или иных предприятиях. По всем капитальным вложениям, осуществлявшимся с участием долгосрочных кредитов, банки анализировали экономическую эффективность запроектированных мероприятий. Это обеспечивало возможность разработки рекомендаций по совершенствованию принятых решений и предложений по улучшению технико-экономических показателей. Данные анализа расчетов экономической эффективности служили основой для составления графиков возврата ссуд. Предприятия и организации, получавшие кредит, представляли банкам после приемки построенных объектов в эксплуатацию срочные обязательства, содержащие конкретные сроки и размеры погашения кредита. В финансовых планах предприятий предусматривались необходимые для этого средства. На протяжении всего срока погашения кредита банки следили за накоплением средств, обеспечивавших своевременные расчеты по ссудной задолженности и в этой связи – за освоением и использованием созданных производственных мощностей. В результате предприятия, строившиеся полностью за счет долгосрочного кредита или с привлечением банковских ссуд, обычно сооружались и осваивали производственные мощности быстрее, чем предприятия, которые получали средства в безвозвратном порядке. Подавляющая часть долгосрочных ссуд в СССР была ориентирована на финансирование капитальных вложений. При этом источники финансирования капвложений подразделялись на централизованные ресурсы государства (в том числе бюджетные ассигнования и банковские кредиты) и собственные средства предприятий и организаций. Структура средств, направляемых на финансирование капитальных вложений, изменялась в зависимости от направленности государственной политики в этой сфере. Что же касается долгосрочных кредитов для населения, то здесь следует отметить, что в конце 50 - начале 60-х гг. ХХв. проводилась государственная политика, направленная на развитие жилищной кооперации. Постановлением Совета Министров СССР от 20 марта 1958г. было признано целесообразным наряду с индивидуальным жилищным строительством развивать жилищно-строительные кооперативы. Для осуществления строительства дома жилищно-строительный кооператив (ЖСК) мог получить ссуду в Стройбанке СССР в пределах до 60% (с уплатой процентов в размере 0,5% годовых) сметной стоимости строительства на срок 10—15 лет, а в некоторых регионах — в пределах до 70% сметной стоимости дома на срок 10—20 лет с погашением этой ссуды равными долями.
4. Краткосрочный банковский кредит в последние три десятилетия советского периода. Краткосрочный банковский кредит занимал важное место в организации планового кругооборота средств социалистических хозрасчетных производственных объединений и организаций. Краткосрочные кредиты предоставлялись как Государственным банком СССР, так и Стройбанком СССР. Обслуживая все стадии кругооборота средств, кредиты содействовали выполнению планов производства и реализации продукции. В процессе краткосрочного кредитования осуществлялся повседневный контроль банков за деятельностью предприятий, эффективностью использования собственных и заемных средств, их оборачиваемостью, состоянием запасов товарно-материальных ценностей и организацией всей работы на основе хозрасчета. Наибольшая часть кредитных вложений функционировала в сфере материального производства и представляла собой ссуды под производственные запасы и на затраты производства. Объектом кредитования выступали запасы товарно-материальных ценностей и сезонные затраты, временно превышавшие собственные оборотные средства. Кредитовались все или отдельные элементы оборотных производственных фондов и фондов обращения. Кредит выдавался и под расчетные документы в пути, долговые обязательства, не имевшие материального обеспечения, и под другие объекты и затраты, вытекавшие из процесса производства и обращения. По экономическому содержанию объекты банковского кредитования можно объединить в следующие группы: - Сезонные и другие сверхнормативные запасы товарно-материальных ценностей, накопление которых вытекало из планов производства и реализации продукции; - Постоянные (нормативные) запасы товарно-материальных ценностей у предприятий несезонных отраслей, образовывавшихся на условиях долевого участия собственных оборотных средств и банковского кредита: - Сезонные затраты в сфере производства и обращения; - Расходы будущих периодов, связанные с проведением работ по подготовке новых производств и освоением новых видов продукции, сверх финансовых источников, предназначавшихся для этой цели; - Потребности, возникавшие у предприятий в связи с отвлечением средств в расчеты с поставщиками за материальные ценности и услуги, и с покупателями; - Под расчетные документы в пути; - Затраты для осуществления текущих платежей (заработной платы, за поступившие материальные ценности и др.); - Потребности, возникавшие у предприятий в связи с недостатком собственных оборотных средств и внутрисистемным их перераспределением. С объектами кредитования были связаны виды краткосрочных ссуд, выдававшихся Госбанком. Их можно было сгруппировать прежде всего в зависимости от стадии кругооборота: в сфере производства (под производственные запасы и на затраты производства); в сфере обращения (под готовую продукцию у промышленных предприятий, товары у торговых, заготовительных и снабженческо-сбыточных организаций, денежные средства и расчетные документы в пути). Ведущее место занимали ссуды, обслуживавшие сферу производства. Большая доля их приходилась на производственные запасы. В сфере обращения основное место принадлежало ссудам под товары и готовую продукцию. По методу выдачи кредита и его погашения, а также в зависимости от особенностей объектов кредитования различались ссуды под остатки материальных ценностей и по обороту. На фоне существенных объемов краткосрочных кредитов, предоставляемых организациям, предприятиям и колхозам, объемы кредитования населения были мизерными. Определенную роль в удовлетворении потребностей населения в краткосрочном кредитовании играли государственные ломбарды, открывавшиеся в крупных городах и занимавшиеся предоставлением краткосрочных ссуд населению на срок до 1 года. Эти кредитные учреждения являлись хозрасчётными предприятиями, находящимися в ведении местных Советов в системе учреждений бытового обслуживания. Ссуды предоставлялись под залог предметов личного пользования и домашнего потребления в размере не превышавшем 75% оценочной стоимости закладываемых вещей, за исключением драгоценных металлов и камней, жемчуга и золотых часов, для которых данный показатель находился на уровне 90%. Централизовано были установлены предельный размер ссуды, предоставлявшейся одному лицу, а также процентная ставка. Ломбардам было предоставлено право пользоваться для развития своих операций банковским кредитом.
Краткосрочное кредитование банками народного хозяйства и населения (задолженность на 1 января), млн. руб. [54]
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 315; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.54.100 (0.011 с.) |