Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Восстановление речи после инсульта. Комплекс упражнений для восстановления речи. — М.: В.Секачев, 2011.↑ Стр 1 из 16Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Клепацкая Л.Б. Восстановление речи после инсульта. Комплекс упражнений для восстановления речи. — М.: В.Секачев, 2011. Пособие для логопедов, работающих в медицинских учреждениях с больными, перенесшими инсульт, травму или другие поражения головного мозга. Введение В предлагаемом пособии представлены упражнения и тексты, направленные на восстановление развёрнутой, грамматически и логически правильно оформленной, спонтанной речи у больных со средней и лёгкой формой афазии. Задания 1 раздела направлены на стимуляцию способности адекватно осмысливать, понимать речь как в пределах одного взятого предложения, фразы, так и целого текста от короткого простого до более развёрнутого и сложного. Сюда вошли упражнения, которые больной должен внимательно прочитать, осмыслить, найти ошибку в построении предложения, переписать правильно. Другой вариант: составить предложения из разрозненных частей; найти недостающую часть предложения во второй части текста; составить рассказ из данных предложений и др. Эти упражнения развивают у пациентов речевое мышление, заставляют логично думать и формулировать фразы. Во 2 разделе собраны упражнения и тексты, направленные на расширение у пациентов словарного запаса. Чем богаче у больного словарный запас, тем более полной и развёрнутой становится его фразовая речь. Упражнения рассчитаны на пополнение словаря глагольной лексикой, существительными, прилагательными, наречиями, на подбор слов антонимов, синонимов, а также правильного употребления их при составлении предложений, рассказов, в собственной речи. В 3 разделе представлен материал для работы над смысловой структурой слова. Это — преобразования различного рода словоформ, например: от глаголов в существительные; от существительных — в прилагательные, наречия; прилагательных в наречия; слова с уменьшительным значением слова и т.д. Нередко, приставка, ударение, суффикс или слово, близкое по звучанию, создают для больного трудности в правильном его осмыслении, а также и назначении. Например: поделка — подделка — разные приставки существенно изменяют смысл всего слова. Или слова: временный — современный; атлас — атлас. 4 раздел направлен на восстановление у пациентов с афазией развёрнутой фразовой речи. Задания составлены таким образом, чтобы развить у пациентов способность речевого программирования, конструирования и развёртывания фразы простой синтаксической модели до (3-5 слов) до предложений сложносочинённого и сложноподчинённого типа, включающих от 6 до 12 и более слов. Отдельное внимание уделяется использованию причастных и деепричастных оборотов, союзных слов, предлогов... Упражнения на дополнение незаконченных фраз заставляет больного логически завершить и грамматически правильно оформить предложение. В 5 разделе представлен комплекс упражнений, предназначенных для оживления «чувства родного языка», восстановления представления о его нормах. Это — дописывание окончаний, вставление пропущенных предлогов, изменение формы слова путём использования приставок, суффиксов, расстановка ударения, употребление слова в правильной падежной форме. Задания 6 раздела направлены на развитие у пациентов способности различения согласных звуков по акустической близости. Такие больные не дифференцируют звонкие и глухие звуки: б-п; д-т; з-с; г-к; ж-ш; ц-ч. Другие пациенты смешивают звуки, близкие по месту образования — т-н; л-н; р-н; р-л; к-г-х и др. Ряд упражнений преследует задачу устранения дефектов акустической дифференциации звуковых рядов. Упражнения 7 раздела способствуют расширению у пациентов объёма слухоречевой памяти, укреплению акустических следов. Используется повторение за логопедом речевых и числовых рядов, повторение сочетаний слов по два, три, воспроизведение по памяти предложений из 4-8 и более слов, пересказ текстов по памяти, а также через определённый промежуток времени. Автор выражает глубокую благодарность всем, кто оказывал помощь при создании данной работы. Прежде всего, это доктор психологических наук, профессор Т.Г. Визель. СОДЕРЖАНИЕ I. Работа над пониманием речи, предложений, текстов.................................... 5 II. Расширение словарного запаса................................................................... 23 III. Работа над смысловой структурой слова.................................................. 55 IV. Работа над формированием фразы............................................................ 69 V. Восстановление грамматических форм русского языка.......................... 110 VI. Дифференциация звуков........................................................................... 142 VII. Расширение объёма слухоречевой памяти,
I. Работа над пониманием речи, предложений, текстов. Найдите ошибку в предложении, перепишите правильно. 1. С дерева выпадают жёлтые листья. 2. Зимой нападает много осадков. 3. Ученика созвали к доске. 4. Машина переехала от дома. 5. Орёл залетел над лесом. 6. Мальчик набросил удочку в реку. 7. Птицы залетели на юг. 8. Солнце освещается землёй. 9. Лес поднимается над самолётом. * * * * 1. Сторож охраняется садом. 2. Ключ открывается замком. 3. Невод тянет рыбаков. 4. На цветах растёт клумба. 5. Море впадает в реку. 6. Ключ открывается сейфом. 7. Сад находится в беседке. 8. Скалы разбиваются о волны. 9. Над лампой висит диван. 10. Горизонт прячется за солнце. 11. Часовой охраняется границей. 2. Найдите ошибку в предложении, перепишите правильно. — Эта семья состоит из трёх человек — отца, матери и сына, которая живёт на пятом этаже. — От дома отъехала голубая машина, в котором живут мои родители. — Человек оказался сотрудником нашего института, которого мы встретили в парке. — Что сын сообщил, приезжает завтра. — Чем глухим и непроходимым становится лес, тем дальше мы идём. — Чем крепче и сильнее становится ваш организм, тем чаще вы совершаете прогулки на свежем воздухе. — Чтобы я позвонил моему другу, развеять свои сомнения. — Хотя день холодный, но светит солнце. — Хотя интересная, но лекция длинная. — Он часто болеет, поэтому ходит без головного убора. — Всегда оставляет мне ключ, поэтому она часто уезжает в командировку — Будет ясная погода, если мы поедем за город. — Если я к вам заеду, будет свободное время. — Так как я его с трудом понимаю, у него нечёткая речь. — Так как мы решили лететь на самолёте, уже завтра начинался симпозиум. Допишите предложения, вставив по смыслу одну из трёх предлагаемых частей. 1. Я заеду к вам завтра,... — если позвонит моя подруга — если нам дадут квартиру — если будет свободное время 2. Я подарила подруге книгу,... — которая закрывается на ключ — которая сделана из хрусталя — которую купила на прошлой неделе 3. Здесь будет городской парк,... — когда начнутся школьные каникулы — когда у меня будет отпуск — когда расчистят эту территорию 4. Я подъезжал к деревне,... — где не ступала нога человека — где было лежбище моржей — где прошли моё детство и юность 5. В каждой капле росы сверкает солнце,... — которое мне прислали по почте — которое поднималось над лесом — которое он купил на прошлой неделе 6. Травы скашивают рано утром,... — пока ещё есть надежда — пока не вырастут грибы — пока они ещё не уронили росы Найдите недостающую часть предложений во 2-ой части текста 1. 1. Каждый год возвращаются журавли... 2. Над морями и широкой степью, над светлыми реками и синими лесами... 3. Высоким камышом и сухой прошлогодней осокой... 4. В самых недоступных местах... 5. Спокойно им жить... 6. Не пройдёт по болоту волк, не проберётся... 7. Водят весной журавли... 8. Соберутся в кружок на болоте и... 9. По всему лесу разносятся... 2. —...летят на свою родину весной журавли. —...заросло большое болото. —...из далёких тёплых стран на родное болото. —...их шумные голоса. —...весёлые хороводы. —...устраивают гнёзда осторожные журавли. —...лисица, не подкрадётся осторожная рысь. —...машут крыльями. —...в неприступном болоте. Объясните слова. — Работать спустя рукава. — Смотреть на всё сквозь пальцы. — Развесить уши. — Расшатать своё здоровье. — Сесть в лужу. — Повесить нос. — Ходить на задних лапках. — Лететь стрелой. — Навострить уши. — Войти в доверие. — Пускать пыль в глаза. — Вставлять палки в колёса. — Жить душа в душу. — Души не чаять. — Как снег на голову. — Как сквозь землю провалился. — Разнести в пух и прах. — Брать быка за рога. — Ни рыба ни мясо. — Как ветром сдуло. — Светлая голова. — Стреляный воробей. — Больной вопрос. — Крепкий орешек. — Золотое дно. — Золотые руки. — Длинный язык. — Стальные нервы. Объясните слова. — пустить всё по ветру — бить тревогу — глядеть в оба — переложить с больной головы на здоровую — лечь на дно — уйти в тень — бросить вызов — мутить воду — держать язык на замке — держать язык за зубами — как воды в рот набрал — нем как рыба — бьётся как рыба об лёд — задать жару — жизнь — полная чаша — не жизнь, а малина — зарыть свой талант — поставить точку над i — говорит, словно реченька журчит — палец в рот не клади — перевернуть всё верх дном — загладить вину — открыть Америку — говорить в пустоту — застать врасплох — ломиться в открытую дверь — крутиться волчком — вселить надежду — зимой снега не выпросишь — и смех и слёзы — лезть напролом — быть начеку — выбиться из сил — биться об заклад — вскружить голову — доказывать с пеной у рта — держать камень за пазухой — раскрыть все карты — устроить «самочин» — убить время — разориться в пух и прах — заглянуть в будущее — выстроить замок на песке — закрутить «гайки» — облить грязью — освежить в памяти — наладить связь — ничего святого — ударить по карману — заговаривать зубы — сорить деньгами — ждать у моря погоды — болеть душой — набить оскомину — как об стенку горох — лыко не вяжет — ни гроша за душой — души не чает — всему своё время — конь ещё не валялся — говорить «за глаза» — даром не нужно — дело «табак» — дело выведенного яйца не стоит — делу время, а потехе час — работает как вол — говорит, как читает — из пустого в порожнее — а воз и ныне там Объясните пословицы. — Не в свои сани не садись. — Не красна изба углами, а красна пирогами. — Куй железо пока горячо. — Цыплят по осени считают. — Не плюй в колодец, пригодиться воды напиться. — Мал золотник да дорог. — Язык до Киева доведёт. — Тише едешь, дальше будешь. — Заглянет солнце и к нам в оконце. — Что посеешь, то и пожнёшь. — Любишь кататься, люби и саночки возить. — Не всё то золото, что блестит. — Поспешишь, людей насмешишь. — Будет и на нашей улице праздник. — Чем дальше в лес, тем больше дров. — Волков бояться — в лес не ходить. — Лес рубят — щепки летят. — Как аукнется, так и откликнется. — Молодец против овец, а против молодца сам овца. — Как с гуся вода. — Семь раз отмерь, а один раз отрежь. — По одёжке встречают, а по уму провожают. — Соловья баснями не кормят. — Жизнь прожить — не поле перейти. — На воре шапка горит. — Выйти сухим из воды. — Поставить всё верх дном. — Яблоко от яблони недалеко падает. 11. Ответьте на вопросы. — Лента шире пояса. Что из них уже? — Катя старше Оли. Кто моложе? — Серёжу ждёт Зина. Кто опаздывает? — Клён ниже рябины. Что выше? — Коля выше Саши. Кто ниже ростом? — Черника мельче брусники. Что из них крупнее? — Лена старше Кати. Кто моложе? — Река мельче озера. Что из них глубже? — Апельсин больше яблока. Что из них меньше? — Петя обгоняет Витю. Кто отстаёт? * * * * — Аня что-то рассказывает Лене. Кто слушает? — Студент спрашивает преподавателя. Кто отвечает? — Собака бежит за мальчиком. Кто бежит первый? — Перед тем, как зайти в магазин, я купил газету. Что сделал раньше? — Перед поездкой за город я навестил родителей. Что сделал раньше? — Перед тем как съесть бутерброд я выпил сок. Что сделал раньше? — После прогулки мы занялись уборкой квартиры. Что делали раньше? — Перед тем как пойти в лес мы убрали весь инструмент. Что сделали раньше? — Я позвонил другу после того как сделал отчёт. Что сделал раньше? — Мы купили мебель после того как сделали ремонт. Что сделали раньше? Ответы 1. Одна. Остальные улетели. 2. Семь было, семь осталось. 3. Ни одного. Все разбились. 4. Нет. Это будет ночь. 5. Одна. 6. Семь было, семь осталось. 7. Три гуся. 8. Написать сто пятью единицами очень просто: 111—11 = 100. 9. Две. Бумажный змей Кто-то запустил бумажный змей. Бумажный змей поднялся высоко под облака. С высоты он увидел в долине мотылька и стал ему кричать: «Тебе, наверное, завидно смотреть на мой высокий полёт?» Мотылёк отвечал: «Нет, не завидно. Ведь ты на верёвочке, ты привязан. А я хотя и летаю невысоко, зато лечу, куда хочу, и никому в угоду, как ты, не трещу». Ответьте на вопросы: 1. Кто летал в небе? 2. Почему мотылёк не завидовал бумажному змею? 3. Что больше всего в жизни ценил мотылёк? 4. Сделайте вывод. 16. Прочитайте внимательно рассказ, ответьте на вопросы, перескажите текст. Садовник и сыновья У одного садовника были сыновья. У садовника был большой виноградный сад. Дети не хотели работать в саду. Однажды отец позвал сыновей и сказал: — «Дети, пойдите в сад и поищите, что там спрятано». Дети подумали, что в саду зарыт клад. Они пошли в сад и стали копать землю. Всю землю перекопали, но клада не нашли. Но земля в саду стала рыхлая, хорошая. Винограда стало очень много. Дети продали виноград и стали богаты. Ответьте на вопросы: 1. Что хотел садовник? 2. Что сказал садовник детям? 3. Что подумали дети? 4. Дети нашли клад? 5. Почему они стали богаты? 6. Сделайте вывод. 17. Прочитайте внимательно рассказ, ответьте на вопросы, перескажите текст. Ломоносов Ломоносов был известный русский учёный. Однажды его пригласили на бал к одному богатому вельможе. По дороге на бал коляска, в которой ехал Ломоносов, попала в глубокую колею и застряла. Ломоносов вышел из коляски и помог кучеру поставить её на ровное место. В этот момент у него порвался рукав. Ломоносов не стал возвращаться домой, чтобы переодеться, и поехал дальше. На балу к Ломоносову подошёл один вельможа и, показывая на рукав, с усмешкой спросил: — «Что это, сударь, у вас учёность выглядывает?» Ломоносов ответил: — «Нет, сударь, это глупость туда заглядывает». Ответьте на вопросы: 1. Куда однажды поехал Ломоносов? 2. Что случилось по дороге? 3. Что сказал один вельможа Ломоносову на балу? 4. Объясните слова Ломоносова. 18. Прочитайте рассказ, ответьте на вопросы, сделайте вывод,перескажите текст. Камень и дорога Жил-был на свете большой камень. Мимо протекал ручей. Вода отполировала камень, и он сверкал на солнце. Шло время, ручей высох. Камень лежал один на пригорке. Вокруг него было много трав и ярких полевых цветов. Внизу проходила дорога. По обочине дороги лежали камни и булыжники. Камню было скучно лежать одному. Он с тоской смотрел вниз на дорогу, где всегда царило оживление. Однажды он не выдержал, сдвинулся с места и покатился вниз. Камень оказался в дорожной суете. Его топтали, крошили, обдавали грязью, грубо швыряли в сторону. Куда девался его блеск? Всё чаще камень с грустью смотрел вверх на пригорок. Там он мирно лежал среди зелёной травы и ярких полевых цветов. Но былого не вернуть. Он мог об этом только мечтать. Так и люди порой покидают родные сельские места, едут в шумные города, где оказываются во власти суеты, жажды денег, бесконечных тревог и волнений. Леонардо да Винчи Ответьте на вопросы: 1. Где лежал камень? 2. Что захотелось однажды камню? 3. Что происходило с камнем на дороге? 4. Объясните слова автора в конце рассказа. 5. Сделайте вывод. 19. Прочитайте рассказ, ответьте на вопросы, сделайте вывод,перескажите текст. Лоза и крестьянин Лоза радовалась, видя, как весной крестьянин осторожно вскопал вокруг неё землю, с любовью ухаживал за ней, подвязывал, ставил прочные подпорки, чтобы ей было легко расти. В благодарность за такую заботу лоза решила одарить человека сочными душистыми гроздьями. Когда пришла пора сбора винограда, лоза была сплошь увешана крупными кистями. Усердный хозяин все их срезал и бережно уложил в корзину. Затем, подумав, выкопал колья и подпорки и пустил их на дрова. И бедной лозе ничего не оставалось, как горевать от обиды и мёрзнуть всю зиму на голой земле. Но на следующий год она уже не была столь щедра, и недальновидный крестьянин жестоко поплатился за свою жадность. Леонардо да Винчи Ответьте на вопросы: 1. Чему радовалась лоза? 2. Как лоза отблагодарила крестьянина? 3. Как поступил крестьянин после сбора урожая? 4. Что было на следующий год? 5. Сделайте вывод. 20. Прочитайте рассказ, ответьте на вопросы, сделайте вывод,перескажите текст. Черёмуха и дрозд На черёмухе созрели сочные душистые плоды. С утра до вечера над ней кружились назойливые дрозды. Они срывали зелёные листья, обдирали клювом и когтями её ветки. Однажды черёмуха сказала самому назойливому дрозду: «Ешь мои ягоды, сколько хочешь, но не срывай мои листья, они укрывают меня от палящего солнца. Не сдирай кожу с моих веток, не царапай их когтями». Дрозд этот был первым забиякой в стае, он сказал: «Помалкивай, самой природой так заведено, чтобы ты плодоносила ради моего удовольствия. Ты зимой пойдёшь на дрова». Услышав такое, черёмуха сильно опечалилась. Но однажды этот самый дрозд попал в силок. Человек соорудил для пойманной птицы клетку из прутьев и тонких веток черёмухи. Так черёмуха снова встретила своего обидчика, который теперь сидел в клетке тише воды, ниже травы. Но она промолчала, вспомнив слова, которые слышала ещё в молодости: как тёплая одежда спасает от стужи, так выдержка защищает от обиды. Будь всегда спокоен и обида тебя не коснётся. Леонардо да Винчи Ответьте на вопросы: 1. От кого страдала черёмуха? 2. О чём просила черёмуха дрозда? 3. Что сказал дрозд? 4. Что стало с дроздом? 5. Объясните слова автора в конце рассказа. Назовите предметы. — Чем режут хлеб? — Чем рубят дрова? — Чем шьют? — Чем подметают? — Чем копают? — Чем косят траву? — Чем пилят деревья? — Чем красят стены? — Из чего поливают грядки? — Чем режут ткань, бумагу? — Чем закручивают винты, шурупы? — Чем зажигают огонь? — Чем вытирают лицо и руки? — Чем чистят ботинки? — Чем стирают ошибки? — Чем пишут, рисуют? — Чем вяжут? — Чем забивают гвозди? — Чем открывают замок? — Чем подгребают сено? — Чем оклеивают стены? — Чем отделывают ванну? — Чем покрывают паркет? — Чем стирают? — Чем гладят? — Чем пылесосят? — Чем накрывают стол? — Чем покрывают постель, диван? — Чем вытаскивают гвозди? Назовите профессии. — Кто добывает уголь? — шахтёр — Кто добывает нефть? — Кто пишет повести, рассказы, романы? — Кто сочиняет музыку? — Кто ухаживает за садом? — Кто смотрит за лесом? — Кто учит детей? — Кто лечит больных? — Кто рисует картины? — Кто подметает двор? — Кто ведёт машину? — Кто стрижёт волосы? — Кто шьёт платья, костюмы? — Кто охраняет границу? — Кто управляет самолётом? — Кто главный на корабле? — Кто управляет государством? Подберите обобщённое слово. — кольцо, серьги, кулон, брошь, колье... — украшения — стол, диван, кресло, шкаф, кровать... — — тарелка, ложка, вилка, чашка... — — пальто, куртка, костюм, пиджак, брюки...— — липа, клён, берёза, сосна, ель...— — автобус, метро, троллейбус, такси...— — помидоры, огурцы, тыква, лук, редис, капуста... — — роза, астра, тюльпан, ромашка, ирис, пеон, нарцисс... — — воробей, сорока, ворона, синица, дрозд, ласточка... — — муравей, муха, жук, паук, кузнечик, бабочка... — — волк, медведь, лиса, тигр, лев, заяц, белка... — — колбаса, сыр, хлеб, рыба, окорок, масло, сливки, сок... — — шёлк, драп, сукно, атлас, бархат, сатин, ситец, замша... — — скрипка, рояль, гитара, балалайка, труба, флейта... — — ботинки, туфли, тапочки, сапоги, сандалии... — — шапка, кепка, берет, шляпа, капюшон... — — зелёный, голубой, синий, чёрный, белый... — — Волга, Лена, Енисей, Иртыш, Кама, Обь... — — Россия, Канада, Америка, Англия, Италия, Польша... — — Толстой, Чехов, Куприн, Шолохов, Булгаков, Гамзатов... — — Пушкин, Лермонтов, Блок, Фет, Есенин, Окуджава... — — Ломоносов, Циолковский, Эйнштейн, Курчатов, Менделеев... — — Европа, Азия, Арктика, Антарктида, Австралия, Африка... — — Москва, Париж, Лондон, Вена, Рим, Варшава, Берлин... — Подберите антонимы. — прямой — кривой, извилистый... — трудный — блёклый
* * * *
* * * *
Вставьте глаголы. — Как аукнется, так и... — Цыплят по осени... — Тише..., дальше... — Жизнь прожить, не поле... — Что посеешь, то и... — Язык до Киева... — Не в свои сани не... — Не плюй в колодец, пригодится воды... — Поспешишь, людей... — Волков бояться, в лес не... — Соловья баснями не... — По одёжке встречают, а по уму... — Лес рубят — щепки... — На воре шапка... — Семь раз отмерь, а один раз... — Кто не работает, тот не... — Любишь кататься, люби и саночки... 18. Подберите глаголы (2-3 слова). — роса — сверкает, блестит, искрится.
19. Подберите глаголы (2-3 слова). —навыки— приобретать, закреплять, вырабатывать...
Вставьте глаголы по смыслу. Не ветер... над бором Не с гор... ручьи Мороз воевода дозором ...владенья свои. * * * * ... — хорошо ли метели Лесные тропы... И нет ли где трещины, щели И нет ли где голой земли? * * * * ... — по деревьям... ...по замёрзлой воде И яркое солнце... В косматой его бороде * * * * Забравшись на сосну большую По веточкам палицей... И сам про себя удалую Хвастливую песню... Н. Некрасов Вставьте глаголы по смыслу. Утро Звёзды меркнут и....В огне облака. Белый пар по лугам... По зеркальной воде, по кудрям лозняка От зари алый свет... ...чуткий камыш, тишь, безлюдье вокруг. Чуть приметна тропинка росистая. Куст... плечом, на лицо тебе вдруг С листьев... роса серебристая. Потянул ветерок, воду...,... Пронеслись утки с шумом и... Далеко-далеко колокольчик... Рыбаки в шалаше... ...сети с шестов, вёсла к лодкам... А восток всё горит —... Птички солнышка..., птички песни... И стоит себе лес... Вот и солнце..., из-за пашен... За морями ночлег свой..., На поля, на луга, на макушки ракит Золотыми потоками... Едет пахарь с сохой,... — песню...; По плечу молодцу всё тяжёлое Не боли ты душа!... от забот! Здравствуй, солнце да утро весёлое! И. Никитин 23. Вставьте подходящие по смыслу определения. Образец: На широкой поляне рос высокий могучий дуб. —...луг покрылся......травой и... одуванчиками. —......льдины с шумом и треском плыли по... реке. — Остановившись у...... дома, он осторожно открыл калитку и вошёл в......сад. —......туча заволокла всё небо, грянул гром и пошёл......дождь. — Между... соснами и... полем шла...... тропинка, ведущая к... озеру. — Стол был покрыт......скатертью, расшитой...... узорами. — День был... и..., и мы решили отправиться в... поход. —......листья тихо падают с деревьев и ложатся на......землю. — В реке отражаются...,...,... краски вечернего неба. — На берегу пассажирам предлагают......малину,......землянику. —......камыш... стеной тянется вдоль... реки. — Голос у певца был... и..., он звенел как... колокольчик. —...... утром выбегает из норки бурундук. В лучах... солнца блестят... полоски на его спине. — Мы поднялись на...... холм и пред нами предстала......долина. —......лещ пред зимовкой ложится на... дно, а......окуни устраиваются среди камней. 24. Подберите определения к данным словам (2-4 слова). — дело — важное, сложное, срочное...
* * * *
* * * *
25. Вставьте определения по смыслу. Пользуйтесь словами для справок. 1.......ветер гнал на город......тучи. 2. Петербург жил......жизнью. 3. В... десятилетие с... быстротой создавались... предприятия и проекты. 4....зал на втором этаже залит...... светом... люстр. 5....вечером в... переулке появился... человек в... плаще с... капюшоном. 6....маки,... ромашки и... лютики заполняли всю долину. 7. Девочка смотрела...... взглядом, потом, чуть улыбнувшись, взяла... ей конфету. Слова для справок: красные, протянутую, ослепительным, сверкающих, непонимающим, тёмные, удивительной, северный, смелые, удивлённым, холодный, шумной, нашем, последнее, тяжёлые, ярким, неугомонной, осенним, огромный, чёрном, высокий, белые, надвинутом, розовые. 26. Вставьте пропущенные определения по смыслу. Берёзовая роща Хороши......рощи! Как только сойдёт в лесу снег, набухают на берёзах......почки. В эти... дни берёзки угощают нас......соком. Далеко разносится в роще... песенка... дрозда. С дерева на дерево перелетают... синички....ковром расстилаются под берёзами......подснежники. Хорошо в берёзовой роще и в летнюю... пору. Под дуновением......ветерка шелестит...... листва. Пахнет......земляникой. Хочется лечь в......траву и смотреть на вершины берёз, где по...... небу плывут... облака. Слова для справок: весёлая, голосистого, шустрые, чудесным, светлые берёзовые, голубые и белые, лёгкого прохладного, знойную, сочная молодая, спелой душистой, высокую густую, синему летнему, смолистые душистые, белые, весенние, живительным сладким. 27. Вместо точек вставьте пропущенные определения по смыслу. Горное озеро После многих часов пути и... переходов... развернулась перед путешественниками картина. Мы увидели горное озеро с...... берегами, которые отражались в... зеркале вод. Середина озера была скована... льдом. Скрытое... берегами горное озеро казалось.... Но со сказочной быстротой менялась его окраска: вода была...,... и... Небольшие табунки... оленей паслись в долине. В... воде спокойно плавали... рыбы и были видны их... спинки. На берегу мы обнаружили много... гнёзд.... стена... скал не позволяла двигаться дальше, и мы отправились... путь.... птицы долго нас сопровождали. Слова для справок: утиных, неприступная, высоких, обратный, бесчисленные, тяжёлых, неприступными, изумрудным, голубой, розовой, золотистой, изумительная, отвесными скалистыми, неподвижном, синеватым, диких, толстые, крупные, прозрачной. 28. Вставьте пропущенные определения по смыслу. В овраге Через... лес, через... овраги пробирается с добычей старый волк. Далеко от... дорог и... селений скрыто волчье логово. Голодно, бесприютно волкам в... стужу. В...,... ночи скитались они по... полям и дорогам, ловили зайчишек, воровали собак. Разносилась над полями......песня, слышался сквозь... вьюгу... вой. Кончилась... зима. В......дни родились у волчицы......волчата. Растут, резвятся... волчата. Поздно утром возвращается... волк с добычей. Хрустит под волчьими лапами... снег. Взлетают на деревья... рябчики. Смело бежит волк по......лесу. Слова для справок: холодная, весенние тёплые, слепые маленькие, бойкие, старый, слежавшийся, пугливые, знакомому, тёмный, глухие, проезжих, людных, зимнюю, морозные вьюжные, снежным, волчья, непроглядную, жалобный. 29. Вставьте определения по смыслу (по картине И.И.Шишкина «Рожь»). ...... полдень. Широко расстилается перед нами... поле... ржи.... колосья гнутся к земле. ...... зелень на переднем плане картины подчёркивает... тона ржи. Мы видим среди... поля... тропинку, которая ведёт к... соснам. ...... сосны величественно возвышаются на фоне......неба. Мы любуемся... отливом...... колосьев, радуемся обилию хлеба на......земле. Слова для справок: золотистым, спелых, родной русской, безграничного, извилистую, огромным, могучие стройные, голубого, знойный летний, необъятное, золотой, золотистые, яркая бархатистая, тяжёлые. 30. Подберите определения (2-5 слов). — день — холодный, ясный, ветреный, жаркий, душный, морозный...
Подберите слова по смыслу.
— сочный, спелый — арбуз
К глаголам подберите слова. — построить — дом, храм, здание...
* * * *
Объясните слова. — зубы — зубья; — затмение — затемнение; — пуховка — пуховик; — живость — живность; — болван — болванка; — блюдо — блюдце; — занавес — занавеска; — осадок — остаток; — счёты — счета; — обед — обедня; — венок — венец — венчик; — лицо — личина — лик — личность; — листы — листья; — китайка — китаянка; — корейка — кореянка; — обсуждать — осуждать; — заменить — изменить; — выглядеть — выглянуть; — представить — предоставить; — одеть — надеть; — кланяться — клонится; — вправить — выправить. — передний — передовой; — высокий — высотный; — ревнивый — ревностный; — временной — временный; — спасательный — спасительный; — практический — практичный; — жёсткий — жестокий; — приметливый — приметный; — царский — царственный; — еловый — ёлочный; — враждебный — вражеский; — бережливый —- бережный; — мысленный — мыслимый — мыслительный; — искусный — искусственный; — верхний — верховный. Объясните слова. — обидный — обидчивый; — запасливый — запасной; — лживый — ложный; — горестный — грустный; — забывчивый — забытый; — решительный — решающий; — расчётливый — расчётный; — скорбящий — скорбный; — доходчивый — доходный; — торопливый — расторопный; — понятливый — понятный; — приветливый — приветный; — презрительный — презренный; — молчаливый — молчащий; — суетливый — суетящийся; — крикливый — кричащий; — тоскливый — тоскующий; — доверчивый — доверенный — доверительный; — золотистый — золочёный; — игривый — игристый; — классический — классный — классовый; — злобный — злостный; — земельный — земляной — земной; — единичный — единственный — единый; — единовременный — одновременный; — дружеский — дружественный — дружный; — генеральный — генеральский; — главный — заглавный; — воинственный — воинствующий; — виноватый — виновный; — ветреный — ветряной — ветровой; — верхний — верховный — верховой. Вставьте наречия по смыслу. 1....ступая по тонкому льду, мы... перебрались на другой берег. 2. Текст читать нужно... и..., тогда вы... его запомните. 3. Учитель попросил ученика... и... пересказать текст. 4. День клонился к вечеру, но на улице было всё также... и... 5. В лесу было... и..., ничто не нарушало тишину. 6.... и... идти по цветущему лугу. 7. Школьный вечер прошёл... и... 8. Собрание было... неожиданным известием. 9. Девочка... улыбалась. 10. Животное... кинулось в сторону. Слова для справок: легко, весело, внятно, жарко, осторожно, внимательно, благополучно, тихо, смущённо, испуганно, легко, организованно, вдумчиво, подробно, свежо, интересно, д
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 3518; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.239.181 (0.026 с.) |