ТОП 10:

АНДОГСКИЕ ПРИХОДЫ ЧЕРЕПОВЕЦКОГО КРАЯ



В своей работе я хотела бы остановиться на истории двух Андогских приходов: Крестовоздвиженского и Богоявленского.
Крестовоздвиженский и Богоявленский приходы располагаются на ровной каменистой местности. Оконечность прихода составляет границу между Белозерским и Череповецким уездом (ныне Кадуйский район). Расстояние церквей от Духовной Консистории в 500 верстах, от Духовного правления в 50 верстах, от местного благочинного в 1 версте. С южной стороны река Шулма, а с западной стороны река Андога. Так же на западе находится высокий сосновый бор, а недалеко от приходов расположен мелкий лес, в котором живут хищные животные.

Богоявленский приход стоит на правом берегу реки Шулмы, при впадении её в реку Андогу, а Крестовоздвиженский на левом берегу реки Андоги. Обе эти реки обтекают дугообразно два прихода и сливаются в одну, под названием Андога.
Богоявленская церковь до 1766 года именовалась Никольской. В житие преподобного Филиппа Ирапского, монастырь которого в 3-х верстах от сёл Андогских, упоминается о церкви Николая Чудотворца, близ которой убила взбесившаяся лошадь одного из князей Шелешпанских о камень, о котором старожилы говорят, что он положен под основание престола в нынешний каменный храм Богоявления. Храм был деревянный во имя святителя Николая с приделом преподобного Сергия. В 1766 году усердием прихожан была построена каменная церковь во имя Богоявления Господня. На сооружение и освящение каменного храма есть грамота Вологодского Епископа Иосифа, подписанная его собственной рукой. Из бумаг архива видно, что приход Богоявленский, или, по древнему названию Никольский, состоял из двух причтов, а впоследствии отделилась от него половина прихода, и устроена особая каменная церковь в том же селении во имя Воздвижения Животворящего Креста. Крестовоздвиженская церковь была учреждена в 1792 году также тщанием прихожан. Она расположена при просёлочной дороге в 50 верстах от большой дороги и города Череповца, сообщение с городом удобное. Церковь граничит с деревнями: Слободой, Заводом и селом Новым. Больше половины прихода занимаются зимой возкой леса из купеческих дач, а другая деланием овчин. Церковь каменная с колокольней, 4 деревянные часовни, 2 деревянных амбара. Сделаем сравнительный анализ хозяйственной деятельности приходов, их причтов.

 

 

Автор: Neva 7.11.2010, 15:57

Письмо Сталину из Андоги

А вот еще одно письмо – простой крестьянки из колхоза "Озерки" Андогского с/с Кадуйского района Куцентовой Парасковьи Васильевны. Она пишет:

«Здравствуй Иосиф Виссарионович!

Иосиф Виссарионович, я обращаюсь к тебе с большой просьбой. Ну вот, я тебе сейчас расскажу подробно мой образ жизни... Самой 45 лет, есть из больницы справка об освобождении от тяжелых работ, но в хозяйстве, сам знаешь, что легкой работы нет, а еще особенно вся работа вручную, а машин никаких еще нет.

Так вот и решила обратиться еще к Вам, дома в сельсовете никаких мер не принимают и в районе тоже, а бывает и так, что надо ребятам в школу идти (у Парасковьи Васильевны муж утонул в реке Андоге в 1932 г., имелось 4 детей. - Прим. авт.), а у меня и хлеба нету, так и сидят дома дня 3 или 4, и живу только на одной картошке, после мужа все прожила, ничего не осталось, все продала на хлеб и сама работаю, не покладая рук, но присчитывается на трудодни хлеба мало, так, как ни работай, и все не хватает. У кого есть мужики, они, конечно, живут хорошо, они могут и на стороне копейку заработать, и детям у меня хватает работы не под силу, но все приходится переживать.

Так вот, Иосиф Виссарионович, прошу тебя помочь мне в этом деле.

Иосиф Виссарионович, может, не пожелаешь ли приехать сюда к нам на отдых, то, пожалуйста, приезжай, у нас здесь есть речка, лес и много всяких ягод, очень хорошо, воздух чистый.

Так вот, Иосиф Виссарионович, пожалуйста, прошу помочь мне в этом деле, не то прямо никак больше не могу я жить.

Пока до свидания, тебе ото всей нашей семьи шлем горячий большевистский привет.

Пиши, жду с нетерпением от тебя ответа».

http://vologda-oblast.ru/periodic.asp?CODE=7476

 

Автор: Neva 17.12.2010, 21:09

Он рядом с нами

О том, что Герой Советского Союза А.А. Карташов родился и вырос в Андогских краях, знают далеко за пределами области. До сих пор продолжают серьезно заниматься сбором материала об этом парне, геройски погибшем в годы Великой Отечественной войны, преподаватели и школьники из села Никольское. Но дело не только в этом.

В марте этого года председатель районной ветеранской организации З.В. Копничева обратилась в Департамент финансов области и попросила помочь с ремонтом дома Карташова, находящегося в деревне Мокашево. На просьбу быстро откликнулись, выделив деньги и необходимые строительные материалы. И вот, наконец, 7 декабря 2010 года в пахнущем свежей краской и пирогами помещении со слезами на глазах встречают гостей родственники героя. Это В.В. Карташова, жена его родного брата, и ее дочь Т.П. Сапункова. Наверное, не думали они и не гадали, что спустя многие годы этот дом обретет вторую жизнь, а одна его половина будет открыта для посетителей как музей.

С трогательной литературной композицией выступили в начале мероприятия андогские школьники. Потом гостья из Череповца Л.Ф. Соймина рассказала о поисковой работе, заняться которой заставил в 70-х обычный школьный реферат о Карташове, подготовленный её сыном. Мать захотела в этом помочь. И в результате – растянувшаяся не на один год большая кропотливая работа с интересными переписками и встречами. В 1985 году поиском занялись и кадуйские ребята из школы №1 со своим классным руководителем В.А. Пелевиной. Приятно осознавать и тот факт, что об Алексее Карташове так много знают череповецкие следопыты. А члены андогского краеведческого клуба «Поиск» во главе с Г.А. Ивановой заверили, что сотрудничество со школой №9 г. Череповца не прекратится, а андогжане продолжат собирать исторические материалы о земляке и бережно чтить его память.

Родственники А.А. Карташова выражают огромную благодарность начальнику Департамента финансов, заместителю Губернатора области С.С. Тугарину и его заместителю В.Н. Артамоновой, Администрации Кадуйского района и лично Н.С. Дектереву, главе Никольской администрации В.А. Анисимову, председателю районного совета ветеранов З.В. Копничевой, педагогам и учащимся Андогской школы и школы №9 г. Череповца, работникам Никольского Дома культуры, Центру детского творчества и Кадуйского краеведческого музея. Вобщем, всем, кто сделал все возможное, чтобы жила память о девятнадцатилетнем герое.

Марина СЕВРУК.
http://gazeta-kaduy.ru/?page=1&new=1209


 

Автор: Neva 13.3.2011, 22:54

Стыдно за свою одежду

В 1902 году в семье вахонькинского кузнеца Феофана Кузнецова родился седьмой ребенок — девочка Фаня. В юности Афанасия Кузнецова работала на фанерной фабрике. Когда был образован колхоз «Строитель» (13 февраля 1930), вместе с мужем Василием Землянкиным вступила в него. Василий был избран председателем, а «Фаня-коммунистка», как ее прозвали в деревне, стала руководить фермой (50 коров, надои — 800 литров в год на корову). В 1934 году Вахонькинский сельсовет премировал А.Ф. Землянкину пальто, двумя платьями и четырьмя платками. В 1935 году ее избрали от района делегатом на 2-й Всесоюзный съезд колхозников-ударников. Выступая после съезда у себя в районе, Афанасия говорила не только об урожайности полей и удойности коров: «И еще скажу, товарищи, что нам надо жить культурно. Без культурности мы не можем построить полную зажиточную жизнь. Мы еще плохо умеем и одеваться. Когда я посмотрела на делегаток съезда из других областей Советского Союза, которые меняли шелковые платья каждый день, то мне делалось стыдно за свою одежду, так как я была хуже всех одета. Нам нужно внедрять в колхозы радио, кино, книги». Перед войной А. Ф. Землянкина стала участницей Всесоюзной сельхозвыставки в Москве.

Краеведческий альманах «Кадуй» (2005 г.).


 

Молодёжные гуляния в Андоге
(Первая половина 20 века)

Руководитель: Иванова Галина Александровна,
учитель – краевед.

План работы.

1. Научный аппарат проблемы.
2. Молодёжные гуляния в Андоге (первая половина 20 века)
2.1 Введение.
2.2 Молодёжные гуляния в Семёновской.
2.3 Массовые гуляния в деревнях Андоги.
2.4 Подсельская – уникальное место отдыха молодёжи.
2.5 Беседы.
3. Вывод.

1. Научный аппарат проблемы.

1.Актуальность. Уходит в прошлое уклад жизни крестьянской молодёжи первой половины 20 века. Всё меньше в деревнях старожилов, которые хранят в памяти особенности времени своей молодости.

2.Проблема. Организация досуга молодёжи.

3.Цель исследования. Сохранение для памяти.

4.Задачи. - Определиться с респондентами в деревнях Никольского с/с.
- Взять интервью у старожилов.
- Проанализировать собранные воспоминания, систематизировать и обобщить, написать работу.

5.Теоретическая основа.
- Воспоминание респондентов:
Белов В.И.(д.Семёновская,1932г.рождения)
Ваганова Л.И. (д. Тарасовская, 1933г.рождения)
Иванов И. П. (д. Бильково,1931г. рождения)
Белова З.И. (д. Бильково 1925г.рождения)
Ганинцева Л. И.(д. Ишкобой, 1928г.рождения)
Чернышова В. Н.(Никольское,1911г. рождения)
Андреева З. А. ( Никольское,1924г. рождения)
- В. И. Белов «Лад» Архангельск. С-З книжное издательство.
1985г.стр.214.
- Кадуйские зори. Кадуй. 1995г. стр. 43.

- Фильм « Андогские посиделки».

2.2 Молодёжные гуляния в Семёновской.
Деревня Семёновская расположена на правом берегу реки Шулмы, в 6 километрах от центрального села Никольского. Почему именно эта небольшая деревня была выбрана в первой половине 20 века молодёжью для гуляний?
Старожилы деревни (В. Н. Белов и Л.И. Ваганова) объяснили так: деревня расположена в удобном месте, в центре не только андогских деревень, но и андроновских и даже великосельских. Привлекал молодёжь и мост через Шулму, построенный в своё время с участием купца Демидова.
Молодёжь так и говорила: « Пойдём гулять на Семёновский мост»
Гуляния проходили по субботам и воскресеньям в весенний период: с мая до половины июня. К этому времени в основном заканчивались работы с пряжей, ткачеством, посевная и сенокос ещё впереди.
Последний день в году для гуляний – Заговенье, примерно неделю спустя после Троицы. В особо значимые престольные праздники: Никола (весенняя), Троица и Заговенье со всей округи собиралось до 300 человек молодёжи. В народе говорили: « В этот праздник было столько народу на Семёновской, что улица не поднимается». Это значит - яблоку негде упасть. Красивое это было зрелище: улица запружена яркими толпами. Парни и девушки наряжались в самое яркое, что было в сундуках. Часам к 6 вечера со всех сторон группами подходила молодёжь. Гуляние начиналось. Шеренгами, по 6-8 человек, взявшись под ручку, неспешно шествовали вдоль деревни. Впереди юноши, пиджаки наброшены на плечи, до блеска начищенные хромовые сапоги, брюки навыпуск. Девушки в ярких платьях и платках. Звучит гармошка, звенят девичьи голоса, выпевая задорные частушки - коротушки. Длинные песни не пели. Когда надоедало шествие вдоль улицы, усаживали гармониста на брёвна или на камень, и начиналась пляска (в одиночку, парами, группами) русская задорная, да со всевозможными коленцами. Старались - кто кого перефорсит. Вальсов и фокстротов не танцевали, но были в моде ленчик и метелица и тоже с задорными частушками. Именно об этом говорится в частушках, которые нам удалось записать. Они – ценный творческий материал, который помог во многом составить представление о молодёжных праздниках.
Девки ленчика плясали
Посредине улицы.
Так отчаянно дробили,
Что взлетели курицы.
Далеко в поле уносились звуки деревенского веселья.
На Семёновской гуляла,
Баско нарядился.
Наплясалась да напелась,
Надолго зарядился.
Но не только поплясать да попеть шла сюда молодёжь.
Здесь влюблялись, находили себе пару, нередко создавали семью.
После массового гуляния парни подходили к давно или только что приглянувшимся девушкам, некоторое время парами прохаживались по деревне, а чаще по мосту, потом сидели по укромным местам, на крылечках домов, провожали девушек до дому. Возвращались в свою деревню только к утру. А наутро ждала работа, так что и поспать было некогда.
На Семёновской гуляла,
Там и дролю обрела.
Вниз по Шуломке-по речке
С ним на лодочке плыла.
Из уст парней звучали и хулиганские частушки. Гармонист начинал играть под драку. Начиналось наступление «стенка на стенку» парней из деревень, расположенных на противоположных берегах Шулмы. Иногда возникали драки из-за девушек. Началом неприятностей служили иногда частушки, исполненные по-особому дерзко одной из компаний.
Вы, зарицкие ребята,
Приходите в гости к нам,
Наденьте белые рубахи-
Разорвём напополам.
А в ответ на нее не менее дерзкая (хулиганская)
Ты не режь, товарищ, финочкой:
В тюрягу попадёшь.
Лучше колышком- прижимочкой,
Хоть дома поживёшь.
До серьёзных увечий дело не доходило. Чаще всего девушки мирили разбушевавшихся. Помнят хорошо местные жители имена драчунов, которые известны всей округе. З.И. Белова(1927г. рождения д. Борисово) назвала их имена. Это Оводов Пётр из деревни Бильково, Смирнов Алексей из деревни Лепилово, Захаренков Алексей из деревни Бузыкино. Остались в памяти имена отличных гармонистов, которые не уставали веселить молодёжь в продолжение всего вечера: Епарин Михаил (Томаша), Виноградов Павел ( Ивановская), Иванов Иван (Бильково), Матюнин Михаил (Ишкобой), Волков Алексей (Копосово).

2.3 Массовые гуляния в деревнях Андоги.

После Заговенья по такому же образцу продолжались гуляния в «Гудке», (так называли колхоз) в деревне Малышово, расположенной также на берегу Шулмы, за два километра от Семёновской. Но там собиралось значительно меньше молодёжи, в основном из ближних андогских деревень. В летний период, несмотря на занятость, молодёжь устраивала массовые гуляния ещё в пяти деревнях Андоги. В деревне Ципилёво гуляли в Тихвинскую( 9 июля), в Ишкобое - в пятницу Троицу, в Прягаево - в Ильин день (2 июля), в Постникове- в Спасов день (яблочный, 19 августа), в Петров день в Чурове (12 июля). С чувством восторга наши респонденты рассказывали об этих гуляньях, особенно в Семёновской. И это закономерно: молодость - лучшая пора в жизни человека. Душа ждёт чего-то необычного, и это необычное запоминается на всю жизнь.

2.4. Подсельская – уникальное место отдыха молодёжи.
Любимым местом массовых гуляний молодёжи Андогской и Прягаевской волостей была Подсельская. Об истории Подсельской рассказали нам старожилы села Никольского: В.Н. Чернышова (1911г.рождения), Андреева З.А.(1924г.рождения), Кудряшов Н.А. (1928г.рождения).
Подсельская расположена на левом берегу Шулмы в том месте, где она впадает в реку Андогу. Когда-то здесь была «корабельная роща» вековых сосен. В альманахе «Кадуйские зори» говорится о том, что «шведские лесопромышленники любовались «корабельным лесом» и предлагали за него миллион золотых рублей, но согласия на его продажу не получили». Очевидно, слишком дорога была роща андогжанам. Расположена Подсельская на высоком песчаном холме. В роще три просторных поляны, обрамленные вековыми соснами. Отсюда открывался вид на реку Андогу, село Никольское, Филипо-Ирапский монастырь, на прекрасный бор на правом берегу Андоги. Это был действительно живописный уголок андогской земли. А воздух здесь упоительный. Неслучайно Подсельская была выбрана местом для массовых гуляний, встреч влюблённых. Собиралось здесь по вечерам в обычные дни человек -50, в праздничные до 200 и более. Две особо привлекательных поляны служили прекрасным местом для проведения досуга. Какие формы досуга были в почёте у молодёжи на Подсельской? Здесь не ходили девушки шеренгами за парнями с гармонистом во главе, как в Семёновской, а чаще собирались группами, много общались между собою друзья, влюблённые. Уставали прохаживаться, рассаживались на скамейки, пели старинные песни, любимыми играми для молодёжи были «горелки», «двое мало - третий лишний», «ручеёк», «прятки», качались на качелях. Конечно, плясали русского, и ленчика, и метелицу под гармошку. Но нам показалось, не столь размашисто, как в Семёновской. Не помнят наши респонденты, чтоб было здесь « стенка на стенку». Может быть, потому что гуляния молодёжи начинались значительно раньше по времени, чем в Семёновской, и раньше закончились. Мы особое внимание обратили на то, что молодёжь наводила на Подсельской идеальный порядок. В определенных местах вырывали неглубокие ямы, в которых жгли костры, сжигали опавшие сучьи сосен, оберегали место отдыха от захламлённости. В годы Великой Отечественной войны, когда в Андоге строилась линия обороны, роща на Подсельской была вырублена. Печальна судьба Подсельской: из места гуляний она превращена в кладбище. Остались яркие воспоминания о тех уже далёких временах только в памяти старожилов.

2.5 Беседы.
После окончания сенокосных работ и уборочной осенью начинались долгожданные дни для молодёжи - беседы. Чувства нетерпеливого ожидания бесед выражены в частушке.
Не дождаться того время,
Когда бабы снимут лён,
Девки сделают куделю,
На беседушку пойдём.

На беседы собиралась молодёжь из нескольких ближайших деревень. А вот в таких больших деревнях, как Ишкобой, где в своё время жило до 500 человек, среди них не менее двух сотен молодых, неженатых людей, были свои деревенские беседы: маленькие и большие. В маленьких беседах принимали участие подростки 13 – 16 лет. На больших беседах – девушки и парни старше 16. Охотно предоставляли возможность проводить беседы в своих просторных избах вдовы. Им это было выгодно. Устроители бесед приносили дрова, лампы заправленные керосином, спички. Часто наводили порядок в доме: мыли полы, накрывали лавки принесёнными из дома красивыми половичками, иконы украшали полотенцами.
Об этом свидетельствует частушка – присказка. На вопрос устроителей, какая плата нужна за предоставленную хату, хозяйка отвечает:
Совсем немного:
Дровец возок,
Керосину жбанок,
Да пшеницы полпуда,
Да гороху три блюда,
Да варения, да брагу,
Да пива корчагу,
Да мёду туесок,
Да масла горшок,
Да денег пятачок.
Эти слова произносила хозяйка с юмором.
Первыми на беседу приходили девушки с пряжей, пяльцами для вышивки, спицами для вязания, чинно рассаживались по лавкам, и принимались за работу, делились новостями. И опять об этом частушка.
На беседу торопился
Всю дорогу песни пел.
Моя милка пряла пряжу,
Я у прялочки сидел.

Позднее шумной ватагой во главе с гармонистом заходили парни, часто с приятными для девушек присказками и прибаутками: «Мы пришли к вам с гармошками да балалайками, угостим вас зарицкими байками», «мы пришли издалека на ваш живой товар посмотреть и себя показать».
По словам Вагановой Л.И стрелковские чужаки хорошо играли на балалайках: Виноградов Иван, Лиманов Фёдор. Их уважали по - особому.
На беседы часто приходили кудеса (ряженые), начиналась потеха. И сыпались частушки, задорные, с юмором:
Невесёлая беседа
В том краю за родником.
Отдубасила меня
Милашка сковородником.
А в ответ не менее юморная:
Это чей кисет дырявый?
Это чей же ухажёр?
Это чьи корявы ноги,
Как осиновый забор.
Подвипивших парней на беседах не было, но курили бесцеремонно. Употреблять скверные слова девушки не позволяли парням. Под конец вечеринки - «хоть топоры вешай». В «Кадуйских зорях» называются танцы: кадриль и полька, которые исполнялись на беседах. В андогских деревнях плясали только ленчик и метелицу. Особо популярным у молодёжи на беседах было «горе». Почему так назывался этот ритуал, непонятно. Парень и девушка уединялись на мосту (коридоре) или в потаённом месте в избе для интимного разговора. В книге В.И. Белова «Лад» говорится, что в Харовском районе этот ритуал назывался «горюн» или «столбушка», но форма в основном такая же и на андогских беседах. В течение вечера в «горе» обычно бывали большинство собравшихся. Кого не вызывали в «горе», тот чувствовал себя обделённым. Игра «горе» давала возможность познакомиться с тем, с кем хотелось, свидеться наедине с любимым (с любимой), избавиться от того, кто не нравился.
Беседы прекратили своё существование в 50-е годы 20 века. В деревнях появились избы-читальни, клубы, библиотеки, где собиралось молодёжь, и уже по-другому организовывала свой досуг.

3. Выводы.
1) Бытовая упорядоченность молодёжной жизни как нельзя лучше сказывалось в гуляньях в облюбованных на андогской земле местах и беседах.
2) Общий уклад жизни крестьянской молодёжи объединял хозяйственные и эстетические стороны жизни. Одно без другого просто не существовало.
3) Исследуемые нами молодёжные действа (гуляния, беседы) отличались самобытностью и имели особое нравственное значение: последовательно меняющиеся трудовые будни и праздники образовывали стройный круглогодовой цикл. Молодёжные народные гуляния имели в своё время положительные значение: объединяли молодёжь, рождали чувство общности и коллективизма.
4) Нельзя не согласится с нашими респондентами о том, что современной молодёжи не плохо было бы перенять от своих предшественников то положительное, что их украшало: скромность, доброжелательность, гостеприимство, неприятие (особенно девушками) всего негативного. Много материала по интересующей нас проблеме нам найти не удалось, но это нас не огорчает. Значит, объект нашего интереса изучен слабо. В связи с этим ценность нашего исследования, надеемся, возрастает.
6) Гуляния были не просто развлечением, но и психологической разгрузкой. Благотворно влияли на формирование культуры общения.
7) Наше исследование – благодатный материал для воспитания русской духовности.


Автор: Neva 15.6.2011, 17:14

«Мир через культуру»

Муниципальное образовательное учреждение
«Андогская средняя общеобразовательная школа»

Из истории деревни Прягаево

Автор – Лебедева Елена, 8 класс, 14 лет


Руководитель – Иванова Галина Александровна,
учитель – краевед.

с.Никольское, ул. Центральная 14.
Кадуйский район

2008 г.

План.
1. Введение.
2. Главная часть.
- Из истории деревни Прягаево дореволюционного периода.
- Бытовой уклад жизнедеятельности крестьян в колхозе «Борец».
- Особенности жизненного уклада в годы войны.
- Прягаевская школа - «окно в мир».
- Известные выпускники школы.
3. Выводы.
4. Источниковая база.

Введение.
1. Предмет исследования – исторические вехи деревни Прягаево
2. Актуальность проблемы состоит в том, что деревня Прягаево вымирает. Вместе с людьми исчезают деревни. А ведь у каждой деревни своё лицо, своя история. Эту историю по возможности необходимо сохранить. Нигде нет целостной системы истории деревни.
3. Цель – собрать материал по проблеме, отработать, свести в единую систему.
4. Задачи исследования – подобрать архивные материалы, узнать имена, место жительства старожилов деревни Прягаево, провести интервьюирование, обработать полученные сведения и сделать выводы.
5. Метод исследования – осмысление и строгое описание добытых фактов.
6. Теоретико – методологическая основа исследования – научные материалы:
- «Статистический отчёт по Череповецкому уезду Новгородской губернии, сборник Выпуск № 5 за 1866 год»;
- Родословие «Вологодской деревни» г. Вологда 1990 год;
- Архивные материалы колхоза Андога;
- Респондент: Орлова И.В (1927), Жемчугова Т.П, Чистякова В.П (1946), Тарутина М.П.(??)
7. Теоретическая практическая значимость использования исследуемых материалов в краеведческой работе.

Из истории деревни Прягаево дореволюционного периода.

У самого тракта дороги Кадуй – Марыгино приютилась деревенька Прягаево. Деревня называется так, потому что в ней перепрягали лошадей проезжавшие по тракту путники. Сейчас в деревне остался 21 дом. Живут в ней люди (дачники) только летом. Деревня умирает, как и большинство наших деревень. Когда – то, по словам нашего респондента И.В Орловой (в девичестве Неробовой) это было бойкое место на Андогской земле, домов было в 3 раза больше. По архивным документам (1896 год) Прягаево было центром волости Череповецкого уезда, объединяющей 42 селения. Сюда же относилась Троицкая Филиппо – Ирапская пустынь. Население деревни Прягаево приписано к Андогскому крестовоздвиженскому приходу (учреждён в 1792 году). В нашем архиве хранится копия Книги выдачи свидетельств жителей деревень Прягаевской волости Череповецкого уезда с 1911 по 1916г.
Вместе с людьми исчезают деревни. Нет уже Калинина, Коноплёва, Путиловской, Мушарино. Наш долг – успеть сохранить для будущих поколений то, что ещё можно сегодня зафиксировать. Культурным центром деревни Прягаево была школа, которая являлась одной из первых школ в Андогской округе. Школа была основана в 1868 году, т.е 140 лет тому назад, о чём свидетельствует архивная справка. В ней (в справке) сказано: «Находилась школа в селе Прягаево Прягаевской волости крестовоздвиженского прихода. Школа помещалась в доме учителя. Класс был длинной 10,5 аршина, шириной 10 аршин, высота – 4 аршина. Печь в доме была голландская . Помещение удобное. В таком классе помещалось 55 учеников. Как удалось выяснить из той же архивной справки: учителем в школе был Константин Аверьянович Орлов. О нём имеются такие сведения: «30 лет от роду, семейный, крестьянин, местный уроженец, жил семьёй при школе.
Свидетельство на звание учителя получил, окончив Александровскую школу. В 1883 году Константин Аверьянович был делегатом учительского съезда в городе Новгороде. Он был один из трёх первых профессиональных учителей - кадуйчан.
Первоначально в школе было учащихся 56 мальчиков и 9 девочек, в возрасте 10 – 13 лет. Интересен расклад учеников школы по социальному происхождению: купцов – 1 дев, духовных – 2 дев, мещан – 4 м, 1 дев; крестьян – 50 м, 2 дев; разночинцев – 2 м, 3 дев; - все православные. Ученики были набраны из сёл только Прягаевской волости одного прихода: Прягаево, Будимирово, Мокошево, Чертова, Ивановская, Никоновская, Путиловская, Поповка, Калинино, Лукьяново, Андогских сел, Митинской, Солохты, Тарсовской, Мелехина. Расстояние самых дальних деревень составляло 4 -5 километра Приюта и общежития при школе не было, и ученики жили по домам.
«Школу посещают довольно исправно: манкировки бывают по случаю разлива рек,» - говорится в исторической справке.
Константин Аверьянович Орлов согласно статьи «со стипендией земства» всю жизнь проработал в школах Прягаевской волости.
По словам И.В Орловой, «у Константива Аверьяновича было два сына: Николай и Петр. Впоследствии жили в этом доме, где была школа».


Бытовой уклад жизнедеятельности крестьян в колхозе «Борец».


В 30-е годы в деревне Прягаево был создан колхоз «Борец». Затем к нему присоединился совсем маленький колхоз «Зеленый дуб» с деревнями Васильевская и Мушарина.
Крестьянские семьи были большие от пяти до двенадцати человек. Нехватки рабочих рук не ощущалось.
Начальства в колхозе было немного: председатель, бригадир, счетовод. «Управлялись без счетных машин и компьютеров, основная техника - лошадка». Жизнь в деревне начиналась рано. В шесть часов утра проходил по деревне пастух с деревянной барабанной, подавал сигнал выгонять скот на пастбище.
В каждом крестьянском хозяйстве обязательно была корова, теленок. Овцы, куры. Поросят держали редко. Хозяйки топили печи рано, чтобы успеть до выхода на работу испечь хлеб, приготовить пищу для всей семьи. Каждое утро бригадир обходил все дома подряд, давая наряд на работы. В колхозе «Борец» был скотный двор, где содержалось не менее 60 голов крупного рогатого скота. Труд был ручной, тяжёлый. В одном лице женщины – скотницы совмещали и доярок, и кормачей, и уборщиков. По 20 -30 ушатов (двух – трёхвёдерных) вычерпывали из колодца воды и по двое на своих плечах несли в водогрейку, где грели воду для коров и для лошадей. Много лет отдали этому нелёгкому труду Орлова М. И и Звонцева А. М. Конюхом не один десяток лет был Шамшин А. М., весельчак и шутник. В овчарне, работала Орлова Г. Д. Колхозный свинарник, находился за деревней Васильевской. Зоотехником в колхозе «Борец» работала Кудряшова К. А. Недалеко от деревни Прягаево находилась большая кладовая, где хранилось главное богатство колхоза – зерно. Старожилы хорошо помнят огромного чёрного пса Мишку, который надёжно защищал общественное добро.
Тяжёлая и ответственная работа в деревне – это посевная. «Весенний день год кормит», - гласит русская пословица. Надо всё сделать в срок. В колхозе «Борец» сеяли зерновые: рожь, ячмень, овёс, пшеницу, лён. Сажали картофель, турнепс для скота. Весь большой объём работы выполняли вручную с помощью лошадок. Работали в такую ответственную пору дотемна. Бригадир ежедневно измерял с помощью сажени участки, вспаханные или забороненные каждым работником, вёл учёт, начислял за выполненную работу трудодни, которые оплачивались зерном в конце сезона в зависимости от того, какой урожай получал колхоз. Пахали обычно мужчины, боронили женщины и подростки.


Особенности жизненного уклада в годы войны

Особо хочется остановиться на укладе жизни жителей Прягаево в военные годы. Как и повсеместно, ушли на фронт лучшие работники деревни: Никита и Николай Звонцевы, Фёдор и Петр Кудряшовы, Анатолий Шамшин, Иван Крылов, братья Жемчуговы, Иван Савинов. За плуг встала молодёжь: Александр Кудряшов, В. Неробов, А. Пискарев, Павел Савинов, Орлова А. Их, восемнадцатилетних, тоже вскоре мобилизовали на фронт.
За плуг встали юнцы, пятнадцати – шестнадцатилетние: Савинов Алексей, Кудряшов А, Савинова Катя. Сегодня нас удивляет то, что несмотря на великие трудности, справлялись, не оставляли ни одного колоска в поле. Доставалось всем: и старикам, и детям. Не менее лёгкая пора – сенокос. Основные сенокосные угодья колхоза находились далеко от дома. Хозяек не отправишь. Создавались бригады из 14 – 17 - летних подростков под руководством стариков – Ершова Михаила, Пискарева Николая, Белова Ивана. Сено заготавливали на берегу Андоги и на Шулме. Накашивали сена до 40 стогов. Работали дружно и слаженно. Питались в основном кашей из общего котла. Недалеко от дома был сенокос на берегу реки Солохты. Питание в те годы было скудным. И.В Орлова припоминает такой забавный случай: «Сидит на заборе семилетний Эдик Белов, эвакуированный в нашу деревню. В часах не разбирался, но твёрдо усвоил, что когда приходит скот, будет скоро ужин. Сидит на заборе, свесив босые ноги, и поёт:
« О – о – о – овцы идут,
Скоро я наемся».
Особенно трудно приходилось в уборочную. Убирали с поля зерновые серпами. Каждый жал свою полоску. Выжинали по 14 – 15 соток. Работали до темноты, пока не нападёт роса. И. В Орлова вспоминает: «Однажды мы с Галей Орловой поставили рекорд – выжали по 18 соток: «не помню, как домой пришли, было темно в глазах».
С фронта по ранению пришёл Орлов Виктор. До войны он успел окончить механический техникум в Череповце. С другом Пискарёвым Колей им удалось восстановить заброшенную жнейку. В эту жнейку впрягали сильных лошадей, стали на ней жать. Виктор управлял лошадьми, а Коля сгребал с полотна жнейки нажатые снопы. Подростки: Люда Орлова, Лида Белова, Рита Жемчугова, Галя Орлова – перевязывали. Вместе с ними работали эвакуированные ленинградки: Валя Бортова, Зина Кочнева. Молотили снопы конной молотилкой в большом овине, что располагался за деревней. На улице было особое приспособление, которое приводили в движение лошади, двигаясь в круг, лошадей погоняли мальчишки 12 – 13 лет.
Много работы было и зимой: привести в порядок намолоченное зерно, отсортировать, отобрать для посева, на сдачу государству, выдачу на трудодни. Потом начиналась трудоёмкая работа со льном. Колхоз за сданный на государство лён получал большие премии. Зимой же заготовляли и возили дрова к водогрею, к скотному двору. Кто – то возил сено с дальних покосов. Заготовляли еловое лапьё, на саморезке измельчали и добавляли в корм скоту. Вывозили на поле со дворов навоз, складывали его в бурты. При деле были и школьники. В воскресенье и каникулярные дни собирали золу, куриный помёт.
Колхоз «Борец» вошёл в состав сначала колхоза имени Жданова, а затем в «Андогу». Рабочие получают за свой труд не трудодни, а рубли. Тяжёлый крестьянский труд взяла на себя техника, но наши респонденты с чувством ностальгии вспоминают то время, когда деревня была густо населена и жила дружно, несмотря на трудности.


Прягаевская школа – «окно в мир»

«Окном в мир» - называют свою http://www.gazeta-kaduy.ru/index.html?page=1&new=377 наши респонденты.
Из их воспоминаний удалось узнать, что представляла школа советского периода и установить имена директоров, педагогов и выпускников школы, которые впоследствии продвинулись и прославляли наш край.
Новая школа находилась рядом с деревней в живописном месте. Уникальный уголок, где располагалась школа, привлекает внимание прохожих и в настоящее время. Здание школы перевезено в деревню Новое и использовалось одно время под общежитие. Школа состояла из двух зданий. Называли их в народе – маленькая школа. В ней учились начальные классы. В большой школе учились 5 – 7 классы.
Большую школу, как вспоминают Инна Васильевна Орлова (1927 г.р) и Владимир Иванович Шамшин (1927 г.р.), называли ещё дворцом. Она на бетонном фундаменте, что тогда было редкостью. Он сделан, по – видимому, на века. Он и сейчас в целости и сохранности. В школе были кафельные печи, огромные окна и высокие потолки и два входа и выхода: парадный и чёрный.
В просторном коридоре располагалось пианино. Топили печи, обеспечивали водой, заправляли каждый день керосиновые лампы, делали уборку уборщицы. Их называли ещё и сторожихами. Жили они при школе. Глафира Михайловна Сидорова, потом Капустина Прасковья Григорьевна.
Учителями в начальной школе работали: Белова Александра Андреевна, Василий Михайлович Белов из деревни Будимирово, Анна Ивановна Ухова из Путиловской, Ольга Ивановна Смирнякова из Сафоново, Анфиса Алексеевна Онашкина, Антонина Ивановна Попова. Директора школы в хронологическом порядке: Евстюхин Иван Иванович, Никита Архипович Попов. Преподавал историю. Во время войны директором семилетки назначена Прасковья Наумовна Параничева, затем Александр Александрович Шорников, участник В.О войны. Последний директор до её закрытия – Александр Васильевич Попов, биолог.
Учителями школы работали: Смирняков Николай Петрович (д.Сафоново) вёл физику и математику. Кознева Анна Ивановна – математик. Географ – Жемчугов Степан Николаевич из д. Прягаево. Русский язык преподавала Лидия Александровна Казанцева. Немецкому языку учила Лидия Михайловна Вульф, эвакуированная из Ленинграда. Соколова Тамара Федоровна из Мокашева преподавала географию. Морозова Зинаида Степановна – пионервожатая.

Известные выпускники школы
Из стен Прягаевской школы вышли выпускники без громких титулов, но занимающие ответственные посты.
Шамшин Николай – полковник, военный прокурор;

Смирнов Поликарп – ведущий инженер завода «Электросила» в Санкт – Петербурге;

Орлов Валентин – начальник лаборатории водяных турбин на заводе «Ленинградский металлургический»;

Ершов Виктор – капитан дальнего плавания. Скончался на корабле в море в 1973г.;

Сержантов Александр (д. Мокашево) – лётчик – испытатель;

Карабанов Борис ( д. Мокашево) – полковник;

Жемчугов Александр – окончил высшее техническое училище имени Баумана в Москве и работал на крупных заводах Москвы;

Неробов Валентин – начальник термической лаборатории на заводе «Подшипник» в городе Вологде;

Морозов Николай Степанович – фельдшер, работал в Андогской больнице. И сейчас о нём помнят, как о высоком профессионале и светлой личности;

Жемчугов Александр – работал в Москве в Министерстве просвещения.

http://andoga-school.do.am/index/ego_imja_nosit_nasha_shkola/0-45 Высокое звание присвоено посмертно (1943г).

Десятки выпускников школы стали педагогами. Среди них наш респондент – Орлова Инна Васильевна. Работала учителем русского языка и литературы в школе № 490 г. Санкт – Петербурга.


Заключение







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.160.19.155 (0.015 с.)