ТОП 10:

Из Харовска в Андогу за опытом



К нам за опытом из Харовского района приезжала делегация из девяти человек, среди них – директора школ и главы администраций, а также два представителя прессы.

Минувшей весной в Вологодском институте развития образования для сельских школ была организована конференция «Школа – социокультурный комплекс», на которой наш директор Л.А. Савина проводила мастер-класс.
Директору Ильинской школы Харовского района В.А. Буниной наш опыт показался очень интересным, у нее появилось желание приехать к нам в Андогу, чтобы увидеть все воочию. Мы, в свою очередь, в течение полного рабочего дня общались с ними по программе «Повышение инвестиционной привлекательности сферы образования. Андогский социокультурный комплекс».

По традиции встречали гостей хлебом-солью у стен Филиппо-Ирапского монастыря. Член ГИНИО «Поиск» Женя Мартынов (9 класс) познакомил их с историей монастыря. В экскурсии «Святыни Андоги» участвовали Василий Спащук (9 кл.) и Ирина Туманова (11 кл.), а также члены «Поиска».
За «круглым столом» творческой группы коллектива школы, представителей общественности муниципального образования «Никольское» вместе с главой Л.Ф. Соболевой и был продемонстрирован наш опыт, который был высоко оценен гостями.

Побывали они в кабинетах, в музее, тренажерном зале, познакомились с социальными проектами девятиклассников, которые являются одной из форм социализации школьников.

Приятно было видеть неравнодушных людей, которым интересно все нестандартное. Охотно говорили гости о том, что и как происходит у них.
Польза от встречи, считаю, была обоюдной. Читаю в журнале отзывов такие строки, написанные в наш адрес В.А. Буниной: «В вашей школе мы увидели столько нового, интересного. У вас работают творческие, увлеченные люди. Посещение вашей школы лично для меня является подпиткой, толчком к действиям. Хочется работать, творить и сотрудничать с вами». Вторит ей и собственный корреспондент газеты «Красный Север» Т.А. Смирнова: «Творческий коллектив патриотов русской школы. «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет!».

Когда ощущаешь, что мы кому-то нужны, также появляется стремление работать с огоньком.
Галина Иванова
Газета «Наше время», 7 июня 2007 г.


Автор: Neva 8.9.2007, 11:48

Еще в 1968 году Ленинградская геологическая экспедиция проводила изыскания глины в районе деревни Мелехино (Никольский сельсовет). И уже тогда была дана высокая оценка качеству глины, обнаруженной в андогской округе. В ноябре 2006 г. удалось получить лицензию на разработку мелехинского месторождения. По предварительным данным, сырья хватит как минимум на 50-60 лет работы кадуйского завода, который в перспективе будет выпускать 12,5 миллионов штук керамического кирпича в год, сейчас в области его производится около 40 миллионов штук в год. Потребность в керамическом кирпиче очень велика. Сейчас идет бум строительства в частном секторе. Понадобится он и при возведении второй очереди Череповецкой ГРЭС. Заинтересованы возможностью покупать кирпич в Кадуе и ряд череповецких промышленных предприятий. Сдачу завода планируют уже на конец 2008 года. На нем будет работать около 70 человек, не считая тех, кто займется доставкой сырья с месторождения.

 

Автор: Neva 17.10.2007, 21:00

ЯРМАРКИ

Сельские ярмарки просуществовали в нашей местности до начала первой империалистической войны. Они интересны тем, что сюда привозили изделия кустари-ремесленники. По количеству и качеству товаров и спросу на них покупателей можно было судить о степени развития кустарных промыслов, о совершенстве навыков изготовителей.

В нашем крае ярмарки проходили в селе Пречистая, Андогских селах, приурочивались к церковным праздникам и были однодневными. Торговцы мануфактурой, сластями приезжали рано утром, занимали специальные постройки, называвшиеся торговыми рядами. А ремесленники, торговавшие с возов, располагались вдоль ограды группами, по роду товаров: горшечники с горшечниками, сапожники с сапожниками и так далее.

Некоторые купцы с красным товаром (так называли раньше ситец и Другие материи), приезжали из Череповца и Нелазского, сапожники – из-под Череповца и Шухободской волости, где сапожный промысел был сильно развит, горшечники – из Ерги, кадушечники из Федотова Раменья, катовалы и овчинники – из Прягаевской волости. Среди торговцев встречалось человек пять перекупщиков, которые закупали сушеные белые грибы, чернику, малину и поставляли в магазины Петербурга и других городов.

Покупателей на ярмарку являлось много. Приезжали на лошадях из деревень, за двадцать – двадцать пять верст. Нарядные девицы и парни шли пешком, артелями. В каждой из них свой музыкант с гармошкой-«вяткой». Молодежь шла главным образом для того, чтобы «людей посмотреть и себя показать». Приглянется молодому человеку девушка из далекой деревни, и он под каким-нибудь предлогом знакомится с ней. В оживленном разговоре следуют приглашения взаимно посетить деревни и праздники. Бывало нередко, что в результате таких знакомств девица оказывалась выданной замуж «на даль».

Большое стечение покупателей на ярмарке объяснялось и тем, что многие предметы крестьянского обихода возможно было купить только здесь.
Вот продавец из Федотораменской волости привез две телеги кадушек разной емкости, от 8 до 12 ведер. Они пригодны для хранения воды в избе, для засолки щей и капусты. Рядом расположившийся торгован выставил посуду поменьше: квашенки, в которых растваривают хлеб, блинницы для раствора овсяных блинов, кадушечки разного назначения, шайки, употреблявшиеся в бане взамен таза.

Изделия заслуживали большой похвалы. Материалом для них служила ель, выросшая на высоких местах, а потому древесина получалась очень мелкослойной. Клепки пристроганы одна к другой так тщательно, что место стыка почти незаметно. Дно вставлено в уторы очень плотно. Если покупатель спрашивал у продающего: «А не потечет?», – то получал в ответ: «Как же я буду, родной, смотреть человеку в глаза, если потечет! Нет, я делаю на совесть, чтобы всегда смотреть прямо! Не сумлевайтесь!». Народными умельцами очень хорошо продумана технология изготовления кадушки. В то далекое от наших дней время корыта были и каждом доме. В них стирали белье и мыли детей. Корыта выдалбливались из толстых осин. Шириной в среднем 50 сантиметров, длиной до 1 метра и глубиной до 10 – 12 сантиметров.

Колеса для телег привозили недоделанными. К ним не прикасалась рука кузнеца. Ступица, спицы и обод делались из березы. Кузнец вставлял лишь в ступицу железную втулку, ошинивал обод. Колеса продавались целыми скатами (пара передних и пара задних). После оковки они несколько раз промазывались смолой, чтобы предохранить от гниения. Тарантасов на ярмарку не вывозили, но можно было сделать заказ.

На зимние ярмарки из Федотораменья вывозили дровни, сани и дровешки. Дровни предназначались для вывозки леса, сена, соломы. Многие крестьяне занимались доставкой бревен к местам постройки судов на реках и сплотки древесины в гонки. В продолжение всей зимы дровни находились в тяжелой работе, поэтому большое внимание обращалось на их прочность. И хотя в них не было железных деталей, соединяющих и скрепляющих части дровней, прочность их замечательная. Они служили по многу зим. Точной, сильно уменьшенной копией деревень являются дровешки, имеющиеся и сейчас в каждом хозяйстве. На них возят дрова, на реку – белье. Для ребят большое удовольствие – катание на них с гор.

Над одним из следующих возов на колышках вывешаны сито и решето. Здесь торгуют вещами, необходимыми для каждого хозяйства. Рядом идет бойкая торговля веревками, свитыми из липового лыка. Она непрочна по сравнению с пеньковой, но во много раз дешевле. Среди населения существует поверье, что привязанное на ней животное не запутается и дикий зверь не тронет его.

На каждой ярмарке находилось несколько возов, с которых продавали осиновые лопаты разного назначения, в том числе и для сажания хлебов и пирогов прямо на под печи.
В щепяном ряду можно было приобрести ложки деревянные двух видов: круглые и «рыбкой» – продолговатые. Ложки, вырезанные из березы, покрывались масляным янтарным лаком. Из осины же раскрашивались темно-красной лаковой краской, и по ней наносился растительный орнамент черной и желтой красками.

Здесь же продавались блюда, выточенные из дерева и раскрашенные, как и ложки, масляными красками. В таких блюдах раньше подавали на стол ржаной кисель, залитый холодным молоком. Маленькие блюда использовали как солонки. Можно было купить и точеную ступку с пестиком для толчения лука-пера. В том ряду продавали также корзины, сплетенные из сосновой дранки, встречались и корзиночки, солонки из прутьев ивы, из корней сосны и вереса (можжевельника). Последние отличались прочностью.

В особом ряду с товарами – сапожники. Они приезжали за 45 – 30 верст. Спрос на сапоги был всегда большой. На продажу они шли для всех возрастов. Покупатель примерял облюбованные сапоги, и, если подходили, рядился о стоимости. Кроме рабочих, шили на продажу для мужчин сапоги "выходные", а для женщин – башмаки на резинках.
Катанки, или валенки – основную зимнюю обувь на ярмарки вывозили в меньшем количестве, чем кожаную. Большинство населения держало овец, и шерсть от них предпочитало отдавать знакомым катавалам. Катавальным промыслом занимались в Прягаевской волости.

Значительное место на ярмарке занимали возы горшечников, приехавших из Ерги и Прягаевской волости. Изделия из глины делились на два вида: облитые и необлитые. Первые покрывались глазурью. Необожженными изготовляли корчаги пивные и бельевые, горшки для похлебки и так далее. Для маленьких детей изготовляли глиняные облитые свистульки в виде головок птиц, животных.
Обработанный лен продавали крестьяне скупщикам, но большую часть оставляли в хозяйствах на полотно. И поэтому на ярмарке продавали щетки для чесания волокна льна, прялки и точеные березовые веретена, своеобразные гребни для прибивания утка к ткани.
Воз или два привозили изделий из железа и стали. В весеннюю ярмарку продавали косы «горбуши», топоры, колуны, ухваты, кочерги, подковный гвоздь, петли для навешивания дверей, самоварные трубы, косы-«литовки», серпы.

Рукодельницы выносили на продажу полотенца из самого тонкого полотна с хорошо выполненными вышивками на концах и кружевами своего плетения. Встречались часто полотенца, свидетельствующие о художественном вкусе и большом умении. Можно было купить целую трубу очень тонкого полотна аршин 10 – 15. Иногда предлагали льняные отбеленные и суровые нитки. Их покупали горожане для вязки мужских носков.

Приезжали зимой и рыбаки с Андозера, Азатского и Белого озер с мороженой рыбой: снетком, сельдью, налимом, окунем, щукой. Летом привозили только сушеную рыбу: сущик снетковый, окуньковый и из ершей. Рыбный сущик среди населения пользовался большим спросом.
На осенние ярмарки привозили яблоки местного урожая, мелкие и большей частью кислые. Встречались и «низовые яблоки», главным образом скороспелые сорта со средней Волги, и очень редко – арбузы.

В торговых рядах два-три помещения занимали продавцы пряников, дешевых конфет, подсолнечного семени, кедровых и каленых орехов, рожков. Торговля шла бойко: каждый старался принести с «базара» домой какой-нибудь гостинец. Продавали и баранки. Их вывозили два сорта: крупные «копеечные крендели» и мелкие, часто посыпанные анисом. Баранки продавали уже развешенными и нанизанными на мочалину заранее. Покупателю оставалось только уплатить деньги и навесить «связку» на руку. Некоторые чудаки одевали ее на шею и ходили так по ярмарке.
На ярмарочной площади выстраивались торговые ряды – помещения. Длина каждого от трех до четырех метров. Передней стены не было. Взамен ее устраивали прилавок, на который выкладывались для осмотра покупателями товары.

Лавка в рядах обычно занималась торговцами «красным товаром». Это выражение старинное, с древнеславянского языка в переводе на современный язык означает «красный» – красивый. Красный товар – мануфактура. Торговать ею приезжали купцы из Череповца, села Нелазского и других мест. Завозили много ситцев, ластиков различных цветов, материй для верхней праздничной одежды. Желанным торгованом бывал разносчик-мелочник. Весь его магазин – короб из липового луба, но много в нем различных товаров для молодых девиц: иголки, булавки, шпильки, крючки для вязания, спицы, крючки и петли, пуговицы – костяные, перламутровые и стеклянные, катушки ниток разных цветов, мотки ниток шерсти и шелка для вышивания, ленты для вплетения в косу, гребни и гребенки, наперстки.
Ярмарки приурочивались к церковным праздникам. Служители церкви наживались на этом. Во время ярмарки церковный староста обходил торговые ряды и получал деньги, которые затем шли в пользу церкви.

Архангельский Д.
http://www.booksite.ru/trade/main/market/34.htm

 

 

Автор: Neva 23.12.2007, 12:24

Череповецкому князю Мышкину было бы сегодня 112 лет!..

18 декабря в 1895 году в деревне Вахонькино Череповецкого уезда, в семье сельского учителя родился народный артист СССР Григорий Белов.
Творческий путь Григория Акинфовича был труден: сельская школа - Череповецкое реальное училище - петроградский политехнический институт и драматическая студия при Александрийском театре. Армия, Октябрьская революция и выступление на сцене Череповецкого губернского показательного театра. За 5 лет работы в родном городе, Григорий Белов создал множество известных и всеми любимых образов: Нил, Сатин, Жадов, Незнамов, Хлестаков, Астров и князь Мышкин. Потом выступление в театрах Твери, Ярославля, Владикавказа, Махачкалы, Днепропетровска, Николаева, Казани, Архангельска и Ленинграда. В 1936 году Белову присваивается звание заслуженного артиста РСФСР, а в 49-м - Государственная премия СССР и звание народного артиста РСФСР. Через год Григорий Белов награждается орденом Ленина, а в 56-м – становится народным артистом СССР. Наш земляк широко известен как исполнитель главных ролей в фильмах "Римский-Корсаков", "Сельский врач" и "Москва - Генуя".

http://www.cherinfo.ru/?newsid=6846


 

Автор: Neva 28.1.2008, 17:37

Подземная история

06.12.2007 09:30 | Wobla.ru

В уходящем году череповецкие археологи сделали большой шаг вперед по направлению "назад". Наши предки поклонялись утке и снаряжали своих покойников на тот свет орудиями труда, которые кормили их при жизни. Об этом и многом другом череповчанам расскажут, а также наглядно докажут красноречивыми экспонатами в Музее археологии, где открылась выставка "Находки сезона 2007 года". Наши историки снова "из-под земли достали" немало интересного.

Археологический сезон в наших краях короткий, что связано с климатическими условиями. Основные раскопки проходят весной и летом. Однако из ямы сразу под музейное стекло находки, какими бы уникальными ни были, попасть не могут, потому что подчас мало чем отличаются от бесформенных земляных комьев и требуют реставрации. Оттого-то ежегодный отчет городских археологов традиционно выпадает на зиму.

В году уходящем, как и все последние годы, в окрестностях Череповца работали два отряда местных археологов. Группа Натальи Косоруковой исследовала две стоянки каменного века. Во время экспедиции в Кадуйский район, где на берегу реки Андоги находится стоянка "Зеленый берег-3" (9 - 3 тысячелетия до н.э.), был обнаружен стандартный набор находок: рубящее орудие, наконечники стрел, ножи. Ценность этого поселения в том, что оно - одно из древнейших на территории Северо-Запада России. Жившие здесь люди фактически пришли на необитаемую территорию...

Сфера особых интересов заведующего Музеем археологии Александра Кудряшова - средневековье. Любимой эпохе он не изменил и в этом году. Исследованные на берегу той же реки Андоги участки снова дали немало интересных находок (всего более трехсот). Раскопав курган, группа Кудряшова обнаружила могильник со следами обряда трупосожжения. Судя по находкам (украшения, браслеты, перстни), покойник был человеком небедным. Что подтверждают и найденные фрагменты весов и бронзовая гирька. По всей видимости, для умершего эти предметы, применявшиеся для взвешивания монет, были орудиями труда. Близкие посчитали, что без них на том свете их родственник, вероятно бухгалтер или торговец, останется безработным.

Сергей Виноградов N232(22147) 06.12.2007

Газета "Речь"


 


 

Автор: Neva 20.2.2008, 19:53

В феврале 2008 г. исполняется 110 лет со дня рождения Василия Ивановича ШВЕЦОВА (1898 – 1958), генерал-полковника, депутата Верховного Совета СССР, ветерана Великой Отечественной войны. Василий Иванович награжден двумя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденами Суворова I степени и Отечественной войны I степени.

Жизненный путь нашего земляка В.И. Швецова очень типичен для наших крупных военачальников, прошедших с Советской Армией весь славный путь с момента ее рождения. Почти все они выходцы из рабочих и крестьян, получившие хорошую трудовую закалку, приняли первое боевое крещение рядовыми красноармейцами и в дальнейшем настойчиво овладевали военной наукой.

Родился В.И. Швецов в 1898 году в деревне Лыковской Череповецкого уезда в бедняцкой многодетной семье. Двенадцатилетним мальчишкой он пошел с отцом на сплав леса, а потом, пристрастившись к плотницкому делу, нанялся тесать шпалы на железную дорогу. Недаром его зачислили в отряд строителей железнодорожных мостов.

 

Автор: Neva 22.2.2008, 22:30

Кругликов Игорь Николаевич

Игорь Николаевич Кругликов , уроженец села Смешково Кадуйского района. С детства он перенял от отца любовь к ремеслу резьбы по дереву и решил обучиться этому искусству профессионально. Закончил Абрамцевское художественное училище и вернулся в родные места. Его изделия: резные столики, зеркала, подсвечники и т.п. - хорошо знакомы кадуйчанам.

Творческий стиль Игоря Кругликова отличается строгостью и изысканностью. Тонко чувствуя меру в композиции, он не перегружает произведения вычурным орнаментом. Умеет использовать структуру дерева, его природный рисунок и одновременно чисто обрабатывать его поверхность. Помимо традиционных для резчика утилитарных предметов Игорь Николаевич часто обращается к неожиданным, свежим решениям изделий. Лирические пейзажные рельефы отражают присущее мастеру чувство родины, умение передать образ русской стихии через обыденные, близкие сердцу подробности: широкое поле, дом-пятистенок, тонкую березу.

Вырезание иконы из дерева - также явление необычное, трудное и потому уникальное. Икона - это не столько изображение, сколько предмет поклонения, своеобразный духовный символ, на который зритель смотрит с особым чувством. Сколько вкуса, трепета и труда должен вложить мастер в такую вещь! И Игорь Кругликов в "Богоматери с младенцем" успешно справляется с трудной задачей. Прижимая к себе рукой младенца-Сына, мягко склонившись к нему головой, Мария несет свою печаль, свое вечное заступничество за людей. В лике младенца Иисуса "таинственно слились детская мягкость и глубокая, неизреченная мудрость". В этой работе резец мастера незрим, формы мягко переливаются одна в другую, силуэты пластичны и гибки.

И.Н. Кругликов - несомненно талантливый, вдумчивый художник, и зритель ждет новых произведений пребывающего в творческой зрелости мастера.

// Кадуйские зори: историко-литературное издание. - Кадуй, 1995. - С. 194-196.
http://www.cultinfo.ru/decor/masters/kruglikov.htm


Автор: Neva 29.2.2008, 19:37

«Это надо не мертвым, это надо живым!»

Поисковая работа увлекательна и полезна: в результате обретаешь друзей во многих уголках страны и даже за рубежом. От души радуешься каждой весточке от своих земляков. Да и школьный зал трудовой и боевой славы удается пополнять все новыми экспонатами.

В руках у меня трогательное письмо от Анатолия Кирилловича Туманова из Санкт-Петербурга. Он пишет о своем старшем брате Евгении, который в 18 лет, как и многие его сверстники, ушел в бессмертие в роковом 1943 году.

Женя Туманов родом из Федотораменья. Учился в нашей Вахонькинской школе. В 10 классе его прямо со школьной скамьи призвали на войну. Вместе с ним ушли на фронт еще девять ребят, домой вернулись только двое. Призванных в армию десятиклассников направили в офицерское училище в Череповец. А в августе 1943 года все училище отправили «брать» город Харьков, там-то практически все мальчишки и полегли.

Внимательно вчитываюсь в строки коротеньких фронтовых писем Евгения и его друга Павла, последних в их жизни. Павел пишет: «Обо мне, мама, не беспокойтесь. Некоторых из моих друзей по школе вижу: Костю Контарева из Ясной Поляны, Смирнова Вячеслава из Ивановской. Лучший друг Женька Туманов погиб в боях за Родину».

Такое же короткое письмо за день до своей гибели послал Евгений своим родителям в Федотораменье – отцу, директору местной семилетки Кириллу Тихоновичу и матери, учительнице начальных классов Наталье Федоровне: «Двадцать четвертого, т.е. сегодня, пришли к месту назначения километров за 15-20 южнее Харькова. Прошли пешком более 120 километров. К вечеру зачислят в часть...». Не знаю, успели ли зачислить юных воинов в часть, но на другой день Женя погиб. Павла тоже вскоре убили.

В 1965 году Анатолий Туманов побывал на месте захоронения брата и его друзей. Представьте себе украинскую степь, а в ней линию немецких бронеколпаков с пулеметами и неограниченным запасом патронов. Под шквальным фашистским огнем и полегли курсантские роты, брошенные в кромешный вражеский огонь без поддержки танков и артиллерии, которые не успели вовремя подкинуть.

Об этом рассказали Анатолию Кирилловичу во время его визита на Украину местные жители села Дергачи, что расположено в 15 километрах от Харькова. По их словам, Харьков штурмовали четыре раза, трижды он переходил из рук в руки. Наши мальчишки шли под шквальным огонем в полный рост. В легендарной украинской земле лежат безусые юнцы 1925 года рождения. Для них это был первый и последний бой.

С чувством горечи и глубокого сожаления Анатолий Кириллович пишет: «Теперь все могилы объединены в одну братскую посреди огромного поля. Фамилий на обелиске нет, только число «89800». Вот и все, на что Родина оказалась способна для погибших своих сынов. А теперь это заграница, и туда так просто не съездишь».

Горько и обидно это осознавать. Так давайте сохраним о них в душе светлую память: «Это надо не мертвым, это надо живым!».

Галина ИВАНОВА,
Андогская школа.

http://kaduy.my1.ru/news/2008-02-29-32

 

 

Автор: Neva 7.5.2008, 15:59







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.12.79 (0.015 с.)