Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Корабельная роща на ПодсельскойСодержание книги
Поиск на нашем сайте
На левом берегу Шулмы, около того места, где она впадает в реку Андогу, когда-то была «корабельная» роща с тремя большими полянами, обрамленными вековыми соснами. С полян открывался вид на село Никольское, на реку Андогу с виднеющимися вдалеке монастырем Филиппа Ирапского, на чудесный бор по правому берегу Андоги. Шведские лесопромышленники любовались «корабельным лесом» и предлагали за него миллион золотых рублей, но согласия на его продажу не получили. Подсельская, так называлась роща, была расположена на высоком песчаном холме. С ранней весны до поздней осени она была любимым местом массовых гуляний молодежи Андогской и Прягаевской волостей. На двух полянах, в строго определенных местах, в неглубоких ямах жгли костры, сжигая опавшие сучья сосен, и этим наводили порядок в лесу, оберегая его от захламленности. Много приятных воспоминаний сохранилось о Подсельской у молодежи того времени. Здесь пели старинные песни, играли в «горелки» и другие игры, которые, к сожалению, теперь уже забыты. Старинная пословица говорит: «времена меняются, люди меняются, все меняется». Изменилась и судьба Подсельской. В конце 1920 года возвратился из Красной Армии больной туберкулезом кавалер ордена Красного Знамени, командир батальона Крылов Павел Петрович, участник свержения самодержавия, активный участник Октябрьской социалистической революции. Весной 1922 года он умер. Отрывки из статьи «Как искореняли деревню» (газета «Наше время», 29 октября 2009 г.) <В 20-е годы 20 в.> в Андогской волости на заработки из 4358 хозяйств уходило 2918 человек, из которых 1938 были профессиональными плотниками. В Троеречье (округа у д. Ишкобой) держали в основном крупный рогатый скот, зато в Прягаевской округе было больше овец… Из деревни Вахонькино кулаком был признан пожилой учитель Акинф Белов, благодаря которому было открыто первое во всей округе Вахонькинское двухклассное Министерское училище. Их его стен вышли практически все наши «звезды» – известные земляки 20-х годов. Затем еще долго судились сельсовет и сельпо за его экспроприированную недвижимость… А его сын Григорий Акинфович Белов тем временем стал народным артистом. Г.В. Загребин, научный сотрудник Кадуйского краеведческого музея. Автор: Neva 8.3.2007, 14:24 ТАМ ШКОЛА КОММУНА БЫЛА, ЭПОХИ МИНУВШЕЙ ДЕЛА Писатель А. Платонов считал, что символом той эпохи послереволюционных преобразований является котлован, яма. Но, кажется, более подходящим образом тех лет были школы-коммуны, как основы нового счастливого мира. А тогда его многим хотелось приблизить скорее. Когда в 1916 году Евдокия Цветкова закончила педагогический класс Петербургского сельскохозяйственного училища и стала учительствовать под Новгородом, она и представить не могла, какие ожидают ее вскоре перемены. Она выросла в небогатой крестьянской семье и поэтому, как сама она пишет: «мы с сестрой нашли возможность занять денег и учиться в долг». Непрерывно проходили какие-то собрания, съезды, например волостные, учительские. А теперь на одной стороне моста заходились от лозунгов большевики, а на другой свою правоту доказывали кадеты. Молодой энергии было в Дусе хоть отбавляй, и она с увлечением окунулась в хозяйственные заботы. Но, как человек чуткий к веяниям времени, не могла оставаться в стороне от жизни. Ей и в деревне дома не сиделось, потому быстро подружилась с учителями местной школы. Стала ходить на сходки, волостные собрания и даже ставить любительские спектакли, которые были в моде. Как-то раз мать Евдокии говорит: «Ты знаешь, у нас теперь не волостное правление, а Прягаевский исполнительный комитет, и председателем его является большевик Курманов. Простой парень, а называют все в деревне его «царь и бог». В августе 1918 года Евдокия Цветкова от Череповецкого отдела народного образования получила новое назначение: организовать детдом – школу-коммуну для сирот Андоги в бывших гостиницах Филиппо-Ирапского монастыря. – Вот посмотрите, – говорил инок. – В комнатах уже стоят кровати, а на улице налаживают деревянные умывальники. Педагоги тоже не скучали. Иногда по вечерам устраивали вечера отдыха, и тогда веселые наигрыши гармониста странно перемешивались с церковными песнопениями монахов. Поначалу насельники монастыря относились к коммуне враждебно; непоседливые бойкие мальчишки – это все же не смиренные послушники, но потом, видя, что ребята достойно себя ведут, учатся уму-разуму, стали воспринимать новых обитателей спокойно. И уже не ругали «бесовскими детьми». Осенью 1918 года церковь была отделена от государства, а земли и хозяйство монастырское были национализированы. Монахам предложили остаться рабочими создаваемого в стенах обители совхоза. А Евдокию Цветкову назначили на место игумена Алимпия. И стала она руководить всем хозяйством. Поначалу, правда, пробовала отказаться, сославшись на то, что в ее ведении целая школа, но ей строго сказали: «Если не желаете, то пошлем на принудительные работы». На другой день Евдокия уже назначала монахов на работу, а бывший игумен помогал ей составлять наряды. В детском доме уборные уже не чистились два года, и зимой стало невмоготу совсем. Технический персонал быть за ассенизаторов наотрез отказался, даже за соль, хоть с ней и было как раз плохо. Тогда Дуся велела запрячь ей лошадь и достать бочку с черпаком. Монашеская братия была, конечно, разная. Кто шутил, а кто и ябедничал. Два раза монахи ездили в Москву жаловаться самому Ленину, что их иногда заставляют работать по воскресеньям. Владимир Ильич дал распоряжение череповецким властям обследовать дело на месте. Приехавший вскоре заведующий губсовхозами Богданов познакомился с жизнью коммуны и с работой совхоза и остался очень доволен всем увиденным. Оказалось, что монахам положено трудиться и по воскресным дням, если погода хорошая. Впоследствии монастырь окончательно упразднили, а монахов увезли в неизвестном направлении, то есть в лагеря или в ссылку. Источник: www.booksite.ru/fulltext/kad/uyi/skie/
Автор: Neva 5.4.2007, 20:56 Топонимы наших деревень Автор работы: Зубков Максим (11 класс) В обжитой человеком части Земли всякое место имеет свое собственное имя, топоним. В топонимах отразилась история, быт, занятия и даже верования. Хотелось бы докопаться до каждого топонима наших деревень, его смысла: вероятно, за ним стоит важное событие, трудовая традиция, какое-то верование наших предков. Но сделать это нелегко. Я попытаюсь рассказать о топонимах нашего Кадуйского района на основе того, что мне удалось узнать из разных источников. По подсчетам, в свое время сделанным краеведом А.Г. Юковым, примерно в 10% имён наших населенных пунктов сохранились корни слов, идущие от веси: Кадуй, Уйта, Нежбуй, Ишкобой, Солохта, Пелемень (всего их свыше двадцати). Среди названий рек процент корней, идущих от веси, значительно больше: Суда, Андога, Казара, Кумсара, Сивец, Ингобой. С десятого века наши места усиленно заселяются словенами, и начинают укореняться славянские названия. За десять веков славяно-русского периода славяно-русские топонимы стали преобладающими (90% всех названий населенных пунктов нашего края). А топонимия рек существенно за это время не изменилась. Со славянской древностью связаны названия Смердяч, Селище, Чурово, Чудиново, Раменье. Поселения, расположенные по берегам рек и укрепленные валом и тыном, назывались Селищами и Городищами. Тогда еще помнили и почитали языческих богов, вроде "чура", "чудина - чудища". Проходит век за веком, люди заселяют более обширные пространства, но все еще жмутся к рекам. Часто деревни называли по особенностям места, на котором она основана: Горка (в районе несколько деревень с таким названием), Холмища, Дубравное, Заозерье (за озером), Замошье (за мхом), Глухое (в глухомани), Заказарье (за рекой Казарой). Так появляются названия деревень Кадуй, Шулма, Усть-Колпь, Бережок, Пороги, Низ, Вершина. В названиях многих наших деревень отразился процесс возникновения деревень на лесных вырубках: Осеки, Починок (Починков в районе тоже несколько - Горелый Починок, Вахонин Починок). Есть деревни, которые получили свой топоним по древнему промыслу. В наших местах строились барки. Для них нужны веревки, канаты, конопатка. Видимо, бережливые наши предки не хотели на это тратить лён, а возились с вахонью. Зимами целые деревни занимались этим промыслом, вот и "прилип" этот корень "вахонь" к названию деревень Вахонькино и Вахонин Починок. Деревня Ковалёво - топоним также по древнему промыслу ковалей. Около 20% топонимов деревень связано с именами людей: Кузьминка, Тимохино, Спирютино, Фадеево, Лукьяново, Сафроново, Никоновская, Спиренская, Романково, Данилково. Кто были эти люди, имена которых стали топонимами деревень, где они жили? Среди них, очевидно, были такие, которые оставили о себе добрую память, и эта память была настолько яркой и впечатляющей, что забылось старое название деревни. И так одни топонимы вытесняются другими. Деревня Стан в нашем Никольском сельсовете расположена на левом берегу Шулмы. До сих пор сохранились здесь развалины Воскресенской церкви. В источниках 17 века известны два топонима: Воскресенское - официальное название (по церкви) ушло из употребления, Стан - бытовое, стало официальным. Опять наблюдаем процесс замены одного топонима на другой. Село Никольское - центральное село Андоги, расположено на возвышенности при впадении Шулмы в Андогу. В нем две церкви: Никольская, принадлежащая барину Петрову, и Покровская - герою Отечественной войны 1812 года М.И. Кутузову. Раньше (15 - 16вв.) селение называлось Никольским погостом по церкви, с 17 века именуется - Никольское. Занино расположено слева от тракта Кадуй - Марыгино. Топоним также возник из имени Захар, а неполное мужское имя - Заня. Деревня Занино упоминается в писцовой книге 1678 года. Изменение Занинская - Занино развивается в 18 - 19 вв. Деревня Лыковская находится на самом берегу Шулмы. Первое упоминание о ней относится к 16 веку. Первоначально топоним деревни - Лыково. Опять же, по преданию, жители этой деревни занимались промыслом лыка для хозяйственных нужд. Затем топоним Лыково изменился грамматически, приобретя в свой состав суффикс "ск" и окончание "ая", как и топонимы деревень, находящихся рядом: Тарасовская, Семеновская, Михайловская. Средний Двор - деревня бывшего Федото-Раменского сельсовета, по нынешнему административному делению - Андроновского. В далеком прошлом слово "двор", кроме "усадьба", обозначало "однодворное селение". Средний Двор - селение, находящееся в середине, с одной стороны вплотную примыкают дома деревни Марковская, с другой - Копосово. Барановская - центр Барановского сельсовета нашего района (отмечен в писцовых книгах 1678 года). Название происходит от русского мужского имени Боран, широко распространенного в Русском государстве в 13 - 16 вв. Казариново - небольшая деревня на правом берегу Шулмы. Название восходит к древнерусскому имени Казарин (15 - 17 вв.). От этого имени образовался топоним. Деревни, находящиеся на территории нынешнего Никольского сельсовета, издавна называют общим наименованием Андога. "Я из Андоги", - скажет житель любой деревни нашего сельсовета и в наши дни. Корень "анд" находим в эстонском языке. Он соответствует русскому слову "дар" от глагола дарить. Как могло произойти это название? Один из родов в поисках благоприятных природных условий поселился на берегах озера, очень богатого рыбой. Она для поселенцев стала одним из средств существования. Племя рассматривало рыбные богатства озера, как дар богов и назвало его Анд, а реку, вытекающую из него, Андогой. А многие наши деревни расположены по берегам реки Андоги, отсюда обобщенное название всех деревень - Андога. В завершении топонимов Кадуй - центр нашего Кадуйского района. Селение названо по небольшой речке, протекавшей вблизи (первое упоминание в переписных книгах 17 века). Название происходит от финно-угорского языка, состоит из двух корней: "Кад" - можжевельник, "вуэй" - ручей, речка. Следовательно, топоним "Кадуй" обозначает можжевеловый ручей. Примечание: Источниковая база: Автор: Neva 9.4.2007, 22:24 Находка в траве Наш музей оформлен в виде деревенской избы: горница, комната с экспонатами старинных вещей, околица, здесь же поделки детей. Пополнение музея экспонатами продолжается. А создавала его заместитель директора школы Галина Павловна Никитина. Необычными уникальными экспонатами в нашем музее считаем титульную доску деревни Ишкобой, исторические корни которой уходят в глубину веков. По преданию топоним этой деревни появился во времена нашествия татар на нашу землю. Якобы татары учинили здесь бой с местными жителями. Сторонние наблюдатели удивлялись этому явлению и в один голос произносили: «Ишь, какой бой!» Под таким названием и была записана деревня в писчую книгу. Этот экспонат был обнаружен в траве, на месте, где была когда-то часовня. Также привлекают внимание экскурсантов портреты 150-летней давности супругов Домаковых, выполненные неизвестным художником. (За 10 лет в музее перебывали сотни посетителей, не только из нашего района, но и других регионов.) Педагогический коллектив под руководством заслуженного учителя РФ Савиной Людмилы Александровны уверен, что роль музея в образовательном процессе неоценима. Здесь проводятся уроки по курсам «Народоведение», «Истоки», проходят занятия кружков «Глинка», «Светелка», «Лоскуток», «Живая старина», различных факультативов. А народные праздники Осенины, Покров, Вербные заигрыши, Масленица в стенах музея получают особое звучание. А как любят дети игры, которые проводит преподаватель народоведения Кренделева Любовь Алексеевна! Надолго остаются в памяти детей и взрослых тематические вечера «Откуда мы родом?», «Храни огонь родного очага», «Выходи, мое сердечко, слушать песни гусляра». Каждый экспонат музея нам дорог. За последние пять лет собран и обобщен интересный материал по истории малой родины. Видеофильмы, снятые во время поискового десанта, альбомы памяти, письма земляков, фотографии служат патриотическому воспитанию наших детей. Мы охотно делимся опытом со всеми, кто приезжает в нашу школу. Так что милости просим к нам. Готовы принять гостя из родной «Учительской газеты» в небольшой сельской Андогской школе. Галина ИВАНОВА, учитель-краевед, с. Никольское, Кадуйский район, Вологодская область
Автор: Neva 18.4.2007, 20:12
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 361; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.172.2 (0.012 с.) |