ТОП 10:

Живые герои известного фильма



… Они поженились, когда еще учились: Петр на рабфаке, Клавдия – в техникуме.

Увез горец Гатуев будиморовскую Клашу на Кавказ. Уж очень полюбил он русскую девушку.

Прошли годы. И однажды, еще до войны, Петр Тимофеевич и Клавдия Ивановна, проезжая через Москву, посетили ВДНХ. Подошли к павильону «Животноводство», где была представлена продукция Вологодской области. Клавдия Ивановна разговорилась с земляками, рассказала, что замужем за осетином, и живут они на Кавказе.

В это время мимо проходили три человека, которые остановились и стали вслушиваться в разговор. Один мужчина стал что-то записывать.

А когда позднее супруги Гатуевы смотрели фильм «Свинарка и пастух», Петр Тимофеевич сказал жене: «Клава, так это же про нас с тобой».

Как бы то ни было, все это кажется вполне правдоподобным. По крайней мере, совпадения убедительные.

Гатуевы счастливо и неразлучно прожили более 50 лет. Они отметили золотую свадьбу, о чем писала одна из ставропольских газет.

Аза Баркова

Деревня Ишкобой расположена на левом берегу Шулмы в 12 километрах от центрального села Никольского, за 36 километров от райцентра. По преда-нию, топоним деревни произошел от присутствия здесь татар. Все старожилы деревни охотно рассказывают - почему Ишкобой: будто бы приехали в старину ханские слуги – баскаки собирать дань, а в деревне их побили, местные мужики устроили настоящее побоище. Наблюдавшие за побоищем люди твердили: « Ишь, какой бой». Фраза трансформировалась в ишкобой. И с тех пор пошло из поколения в поколение это название. Впервые Ишкобой в документах упоминается в 17 веке(1)
В нашем школьном музее имеется уникальный экспонат «Именованная дос-ка», на которой значится: « Деревня Ишкобой Новгородской губернии участ-ка земского начальника Череповецкого уезда Андогской волости. Дворов 96, душ 156. До деревни Марковской 4 версты». Число жителей по X реви-зии(1858)- 362 (мужского пола – 181, женского пола – 181)(2). Судя по этим сведениям, деревня была одна из самых многолюдных в округе.
У деревни особенная планировка, сохранившаяся до наших дней – форма правильного креста. Улица «креста» (на север) упирается в Белый ручей, ко-торый впадает в реку Шулму. Поперечная крестовая улица (с запада на вос-ток) упирается в реку Шулму (левая часть), правая – в Белый ручей. Цен-тральная дорога ведет к бывшим хуторам: Троеречье, Ясная Поляна, Черный берег. Через ручей деревянный мост. Около моста на берегу ключ, воду жи-тели деревни считали святой. В деревне были 2 часовни, лавка, начальная школа на правом берегу, 4 мельницы: Целикова, Кирюшкина, Андрианова, Калачёва. Из истории материалов этапов реформы 1861 года землёй и тру-дом крестьян пользовались помещики Кравковы. Кравкову Алексею Ксено-фонтовичу в д. Ишкобой - 11 десятин помещичьей «всякого качества» зем-ли, не состоящей в пользовании крестьян, и 88 д.м.п. В пользовании кресть-ян находилось 760 десятин 1564 саженей земли. После реформ по уставной грамоте им предоставлялось 484 десятин 276 саженей земли. Оброк назна-чался по 9 рублей с души, и крестьяне обязываются платить его в мае и де-кабре за полгода вперед. Выкупная сумма определена в 2200 рублей. До реформы крестьяне, кроме денежного оброка, исполняли в пользу помещика натуральные повинности: «Со всего мира» 50 куб. сажень дров; «с тягла» 10 яиц и 5 подвод. На каждую женщину было положено прясть из одного фунта господского льна 2,5 тальки; во время жатвы 20 женщин в течение трех недель работали на господском поле: «мир» должен был нанять для помещика четырех плотников и четырех косцов на четыре недели. Крестьяне косили «миром» господский сенокос и доставляли сено в Череповец.
Кравкова Елизавета Петровна, жена брата Алексея Кравкова в деревне Ишкобой - 369д.м.п. В пользовании крестьян находилось 293 дес. 979 сажень земли. После реформ по уставной грамоте им предоставлялось 192 десятины. Оброк назначался по 9 рублей с души. Крестьяне обязывались платить его в мае и декабре. Выкупная сумма определена в 900 рублей. (3)
Ближайшая к деревне усадьба – урочище Дмитриевское, принадлежащее купцу Ивану Демидову, расположена в 5 км. от деревни.Рядом с деревней находятся лесные урочища: Коневье болото, Мошки (с южной стороны), с восточной стороны – Вересовое болото (по словам Манинцевой Марии Се-меновны, 1907г. р) в нем действительно рос один верес. Жители по осени собирали вересовые ягоды и готовили вересовое сусло. В 70е годы болото полностью выгорело. Илевная нива, Дорки, Бушманово. В Бушманове пасли скот. С севера расположена Вязовка и пространное болото Василища, на правом берегу Шулмы. На протяжении всей истории леса и болота кормили грибами и ягодами. Сенокосные угодья расположены на Горошком и Чер-ном ручьях, за 3-4км. от деревни. Поля, прилегающие к деревне: Чищеница, Дорки, Зеленое, Илевная Нива. Хутора: Казара, Троеречье, Ясноя Поляна, Черный берег, Калиниковская, Ефремов хутор. В доколхозный период здесь был развит кожевенный промысел и он продолжался вплоть до войны. Число дворов – 4, число лиц, занимающихся кожевенным промыслом – 6. Кожевники - братья Ганинцевы. Были здесь и деревенские умельцы, известные всей округе: кузнецы, плотники, катовалы, сапожники. Кознев Василий шил высокого качества хромовые сапоги, сапоги – вытяжки и даже туфли для жителей андогской округи. Кузнец Кирюшкин А.Н. ковал отличные косы-горбуши и сельскохозяйственный инвентарь, подковал лошадей, он же катал валенки. В своём хозяйстве имели пасеки Домаков Александр, Лобанов И.И. Охотники - Кознев Василий, Матюнин Иван. Женщины деревни занимались ткачеством, кружевоплетением, вышивкой. Кирюшкина Мария Егоровна шила одеяла – на кудели, на вате. Известностью в округе пользовалась травница Пахарева Вера. Были в Ишкобое мужики с чудинкой: Матюнин Иван Поликарпович, Лобанов Михаил Иванович, Яблочков Иосиф. На случай у них всегда была готова присказка, прибаутка, выдумка. Матюнин И.П. в стихотворной форме характеризовал односельчан. «Конанко – болонко, Степка – воронко, Олеша – лепетунко, Иван – голован, Анна – барма, Маня – чекота (часто говорила). Яблочков Иосиф в дореволюционное время ходил в числе паломников в Иерусалим.
У жителей Ишкобоя были свои духовные традиции. Деревенские престоль-ные (пивные) летние праздники: Пятница Троица (пятница перед Троицей) и Пятница Ильинская (перед Ильиным днем). В эти праздники почти в каждый дом приходили гости, родственники из соседних деревень. По вечерам в праздничные дни проходили уличные гуляния молодежи из окружных деревень. Осенний пивной праздник – Дмитриев день 8 ноября. В домах к этому дню варили пиво, готовили кисель с суслом, студень и принимали гостей. Мужчины переходили из дома в дом, угощались пивом. Женщины не принимали участие в этом ритуале.

Во второй половине 19 века (1878г) была открыта земская школа Станов-ского прихода, размещалась в деревянном доме на окраине деревни, за Бе-лым ручьём, рядом с кожевенным заводом, имела одну классную комнату, где размещались 24 ученика (19 мальчиков и 5 девочек). Помещение отап-ливалось голландской печью. Дрова заготовлялись и доставлялись из леса крестьянами. Первый учитель школы – Владимир Христофорович Туляков, 22-летний крестьянин Нелазской волости, окончивший Череповецкую учи-тельскую семинарию в 1881г. Содержание -240 рублей получал от уездного земства. Школу посещали дети с 8-9 лет. Учебный год длился с 10 сентября по 15 мая -162 учебных дня. Дети занимались по 5 часов в день и получали задание на дом. Срок обучения - 3 года, плата за обучение не взималась. В обучении использовались учебники Ушинского, Корфа, Евтушевского, Соколова. Библиотека насчитывала 46 изданий книг. Кроме основных предметов детей обучали пению.(4)
После революции школа стала 4-х летней. В деревенской школе были 3 классных комнаты, но учили детей 2 учителя в 2-х классах (1-3 классы и 2-4 классы). При школе была квартира для учителей. Школа была закрыта в конце 70-х годов, когда некого стало учить, в связи с оттоком молодых семей в Череповец и Кадуй. Учили детей учителя: Анна Ивановна Евстюхина, Дмитрий Петрович Запрудин, Тамара Захаровна Бойцева (из деревни Вахонькино), Анна Викторовна Баринцева, Нина Алексеевна Блохина, Надежда Титовна Чайковская. Последней учительницей была Пушкова Алина Михайловна. Здание школы перевезено в деревню Новое. После окончания 4 класса дети учились в Вахонькинской школе и в течение недели проживали в общежитии. Абсолютное большинство детей ишкобойских крестьян заканчивали 7 классов и определялись в ремесленные училища. Высшее образование получили немногие. Их имена с гордостью называли старожилы: Лобанов Виктор – капитан дальнего плавания, Цветков Леонид Иосифович окончил институт точной оптики и механики, работал в конструкторском бюро города Ленинграда. Полковник Калачев Александр Иванович, Юдин Павел Петрович имел 2 высших образования. Особой известностью пользовалась в районе Анна Ивановна Евстюхина, которая в течение 34 лет была директором Вахонькинской школы. Ее брат, Иван Иванович, тоже учитель, стал одним из организаторов комсомольской ячейки в Андоге. Всего 15 педагогов, работающих в разных школах района, уроженцы Ишкобоя.
В единоличном хозяйстве жители держали коров, телят, овец, кур. На участках сеяли рожь, ячмень, пшеницу, овес, выращивали овощи, обеспечи-вали себя полностью, кроме неурожайных годов.

Советская власть не всеми жителями была воспринята восторженно. В центре деревни была построена трибуна (деревянное возвышение). Здесь в годовщины Октября проводились митинги, устраивались по улицам деревни шествия с красными флагами, революционными песнями. Обязательно присутствовал уполномоченный из Кадуя. Сначала в школе, затем в клубе ставили концерты для населения самодеятельные артисты. Ишкобой был центром сельсовета, объединившим деревни Бильково, Бузыкино, Постниково, Спиренская, Старина, Калинниково, Тарасовская и хутора. В сельсовете были всего два работника: председатель и секретарь. Местные жители помнят председателей: Виноградова Ивана Филипповича, Лебедева Вадима Александровича, Контарева Н.А, секретарей – Лебедеву Анну, Лобанову Анну, Домакова Виталия, Цветкову Парасковью. В сельский совет часто приезжали уполномоченные из района, проводили сначала в школе, а потом в клубе встречи с населением.
Ишкобойский сельсовет существовал с 1 августа 1927 года по 1952 год. С 1952 года по 1959 год сельсовет стал Постниковским. С 1959 года ликвиди-рован Постниковский сельсовет и присоединён к Никольскому.
При советской власти был на берегу Шулмы скотный двор, при нём силосная башня, единственная в округе. Высота башни – 12 метров. Сырую траву подвозили на лошадях, подавали вилами в окна, с помощью пожарного насоса поливали из реки водой, утрамбовывали ногами дети, закупоривали окна. Получали калорийный корм для коров. Кроме коров держали телят, поросят, овец и лошадей. Работали по уходу за животными в основном женщины. Рабочий день начинался с 6-7 часов утра (с неболь-шими перерывами на обед и без выходных) до 8 вечера. Вся работа выполнялась вручную. Труд был тяжелым, добывали хлеб для семьи в поте лица. Коренная жительница деревни Манинцева Мария Семеновна помнит, как в 1931 году создали в Ишкобое колхоз так: « Согнали всех мужиков в школу и провели собрание. Волей – неволей под нажимом все проголосовали за колхоз». Зажиточные семьи, семьи настоящих тружеников, были раскулачены. Среди них Калачев Александр Степанович (1901 г) и Калачева Анна Александровна (1904 г) по решению Кадуйского РИК от 23-24.06.1931 г. раскулачены и высланы на спецпоселение в поселок Новострой Мурманской области. Раскулачены и увезены в неизвестном направлении семьи Степиных и Ганинцева Михаила.(5)
В списках лиц, лишавшихся права голоса Кадуйского района Ленинградской области (1931 -1936г) по Ишкобою значатся фамилии:
1. Гаранюшкин Егор Петрович.
2. Калачёв Александр Евстигнеевич.
3. Калачёва Фёкла Васильевна.
4. Калачёв Александр Степанович.
5. Мишугин Пётр Васильевич.
( Дела лишённых избирательных прав по индивидуальному обложению ку-лацких и зажиточных хозяйств).
Главным организатором колхоза в Ишкобое был Сироштан Михаил Захаро-вич, не местный, посланец партии. Здесь он создал семью, после войны не вернулся. Его дети, Сироштан Лев и Евстюхина Мария живут в Кадуе. При нем разрабатывались поля под зерновые. Одно из полей называется его именем – Сироштаново поле. К этому времени (30-40г.) в Ишкобое было 90 домов, проживало более 500 человек. Люди постепенно привыкли к колхозной жизни, работали сообща в полях, на сенокосе. Во время сенокоса объединялись в звенья по 8-10 человек (4-6 звеньев). Все сенокосы выкашивали, обеспечивали колхозный скот полностью и на государство сдавали. В личном пользовании у крестьян для возделывания огородов около дома находилось не более 10 соток. Работали в колхозе за трудодни. На трудодни выдавали зерно, горох, льняное масло. В основном от урожая до урожая хватало. В Ишкобое при советской власти на Шулме была построена мельница, тут же маслобойка. Мельники: Пучков Василий, Смелов Александр. Колхоз назывался «Шулма». Председатели колхоза – Сироштан М.З., Марушков А.П., Кирюшкин А.Н., Бойцев П.И., Бойцев М.И. Помощники председателей - бригадиры. Много лет бригадиром была Гаранюшкина Ефросинья Александровна. В обязанности бригадира входило по утрам давать наряды (кто, где и чем должен заниматься), запись трудодней. Выполнялись наряды беспрекословно. Общий учет по колхозу вели счетоводы: Гущин Иван, Ганинцев Василий. На животноводческой ферме организовывал все процессы работы животновод (Кознева Анна Григорьевна). Особенно тяжелый труд был у доярок (Гущина Фаина, Манинцева Мария, Калачева Клавдия, Кирюшкина Мария, Евстюхина Лидия). Абсолютно все трудовые процессы были на них, вплоть до заготовки и подкормки летом. В 60-е годы колхозы укрупнили (9 деревень), назывался колхоз «Знамя труда». А с 1960 года все деревни Никольского с/с объединили в один колхоз «Андога». Первым председателем был Вик-тор Игнатьевич Туриков, потом Ковыршин В И, Тришкин Н.В.

Особенно трудно было жителям Ишкобоя, как и всем гражданам страны, в годы войны. К 40-ым годам в деревне было 90 хозяйств. На фронт ушло, по нашим подсчетам, 147 мужчин, среди них 29 партизан (считаю и ишкобой-ские хутора, которые до войны существовали почти все), 94 человека не вернулись. Согласно спискам «Книги памяти» Кадуйского района почти все партизаны погибли в 1941-42 годах. Трое вернулись на костылях с ампути-рованными ногами (Цветков А.И., Ганинцев В.А., Гущин И.А.). В первый же год войны приезжали в деревню эвакуированные из Ленинграда и Ленин-градской области. В основном это были люди, у которых в деревне были родственники. Только одну семью, не имеющую родственников, помнят ста-рожилы. Это семья Криночкиных из Ленинграда: муж-инвалид, жена и двое детей, один скончался от голода. Благодаря поддержке со стороны местных жителей остальные выжили. После снятия блокады Ленинграда возврати-лись в родной город. Оставшиеся в деревне женщины, старики, дети стара-лись засеять и убрать урожай со всех полей, выкосить все сенокосы. Правда, урожаи были низкие. Низкими были и надои молока. В газете «Заря комму-низма» № 23 за 1944 год сказано: «Надои молока на Ишкобойской ферме 600 литров на корову». За деревней на берегу реки Шулмы было поле, пол-тора гектара, на котором подростки под руководством В.П.Китова выращи-вали овощи и табак для фронта. Выживали жители Ишкобоя за счет собст-венных участков, даров природы и взаимовыручки. Хлеб пекли из пужины, лесных трав. Лепешки по весне - из перезимовавшего картофеля. Медики предупреждали, что употребление такого картофеля опасно для жизни, но такое предупреждение игнорировалось.
В докладной записке Кадуйского райкома ВКП(б) Вологодскому обкому партии о ходе двухдекадника по оказанию помощи семьям военнослужащих от 21 декабря 1944 года названы в числе лучших сельсовет и парторганизация Ишкобоя (председатель – Виноградов, секретарь парторганизации Марушкова), которые сдали в инициативный фонд на склады сельпо 30 центнеров хлеба, 10 кг шерсти, 40 предметов одежды, 30 пар обуви.
Закончилась война, у людей появилась надежда на лучшее. В связи с поступлением сельскохозяйственных машин: молотилок, тракторов, бортовых машин - трудовые процессы несколько облегчились. Но в 70-е годы начинается отток молодых семей в Череповец и Кадуй. В настоящее время зимой проживают люди только в 3 домах, 7 человек. Оживают деревни с мая по сентябрь. Из них только двое рабочие колхоза «Андога».

Выводы.
1. Подводя итог исследования, невольно задаю себе вопрос: «Кто виноват в гибели наших деревень, которые всегда были национальной опорой Отече-ства. Нередко в средствах массовой информации однозначно, по-моему, толкуется коллективизация, как «преступление перед народом». Знаю, были перегибы, но старожилы деревни не клянут колхозную жизнь. Особенно с чувством ностальгии отзываются о послевоенной деревне конца 60-80 –х годов, когда в основном были ликвидированы последствия войны.
А какая государственная необходимость заставила подрубить под корень колхозы и совхозы - вопросы, вопросы, на которые следует поискать ответы.
2. Однозначно, в Ишкобое жили труженики, воины - патриоты, любящие свою необычную деревню.
3. Деревня никогда не жила зажиточно, но дружба, коллективизм, взаимо-выручка всегда были моральной поддержкой
4. Исторические периоды государства накладывали свой отпечаток на жизнь и быт народа и этой деревни.

Литература.
1. « Новгородская книга» № 196, таблица 4, стр. 82.
2. Статистический отчёт по Череповецкому уезду Новгородской губернии. Сборник. Выпуск №5 за 1866г.
3. Краеведческий альманах «Кадуй». Вологда: «Русь», 2005. Стр.148 – 149.
4. Там же, стр.168
5. Там же, стр. 83.
6. Краеведческая справочная книга под редакцией А.Н.Жемчугова, А.Н.Ефимова, Я.П.Богачёва. Издательство ОКРОНО. Череповец 1929 г.
7. И. Кадобнов «Краткий обзор административно деления», стр.5
8. И.Николаев «Кустарные и отхожие промыслы», стр. 231 – 245.
9. Итоги демографической переписи 1926г. Изд. ОКРОНО. Г. Череповец, 1926.


 

 

Автор: Neva 15.12.2006, 21:17







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.160.19.155 (0.005 с.)