ТОП 10:

АКТЫ ТРОИЦКОЙ ФИЛИППОВОЙ ПУСТЫНИ XVI ВЕКА



№ 1

1540/41 г. - Писцовая и межевая выпись Федора Федоровича Хидырщикова и Григория Лукина сына Климентьева черному попу Троицкой Филипповой пустыни Корнилию на пустынь и её владения в Андожской вол. Белозерского у.

Лета 7049-го году, по великого князя слову Ивана Васильевича всеа Русии, белозерские болшие писцы Федор Федорович Хидырщиков да Григорей Лукин сын Клементьев с товарыщи писали в Белозерском уезде на диком на черном лесу в Красном Бору пустыни преподобного чюдотворца Филипа, стоит над рекою Андогою межу двема ручьями Ирапами Малым и Болшим. А в ней церковь Живоначалные Троицы древяна клецки, а в церкве божие милосердие образы и книги, и ризы, и колокола, и всякое строение самого чюдотворца Филиппа. На монастыре часовня да три кельи, в часове гробница чюдотворца // Филиппа покрыта бархатом черным, а в кельях живут черной поп Корнилей да три старца. За монастырем двор, а в нем живут детеныши. Пашни паханые меж ручьями Ирапами две чети да за Болшим Ирапом четь в поле, а в дву по тому ж, сена за рекою за Андогою против пустынки на наволоке ставитца тритцать пять копен. И били челом старцы, что им той земли мало, и мы, писцы, приписали к той пустынке тово ж диково поля лесу Краснове Бору вверх по реке Андоге на две версты, а вниз на три версты со всеми угодьи. И тому лесу и угодьям и межу отвели: от реки Андоги Илгобоем ручьем вверх, а с верха на Красной остров, с Краснова острова на Долгою веретею, з Долгие веретеи на Батогово озеро, з Батогово озера на вершину речки Печенги, а с вершины речки Печенги на Ефимов ручей на вершину ж, да ручьем в ту ж реку Андогу, — направе земля, приписной лес и угодья пустынские, а налеве земля великого князя Андожской черной волости.

К сей выписи писцы печати свои приложили.

Позади приписал Григорей Клементьев.

РГАДА. Ф. 1209. Столбцы по Белоозеру, № 405/33373. Л. 191, 192. Список 1684 г.

Списки: Там же. № 491/33430. Л. 5 (отрывок). 1667 г.; № 416/33382. Л. 180, 181 (в сокращении). 1680 г. [340]

№ 2

1562 г. марта 4. - Жалованная подтвердительная данная, обельная, ружная и заповедная (на леса) грамота ц. Ивана Васильевича черному попу Троицкой Филипповой пустыни Герасиму на владения пустыни и рыбные ловли в бассейне р. Андоги в Андожской вол. Белозерского у.

№ 3

1580/81 г. - Писцовая и межевая выпись кн. Семена Даниловича Жижемского и подьячего Тишины Григорьева строителю Троицкой Филипповой пустыни черному попу Логину на пустынь и ее владения в Андожской вол. Белозерского у.

 

Автор: Neva 22.9.2010, 18:51

Он не вернулся из боя

Первой на заметку в нашей газете «Откликнитесь, потомки погибшего солдата!» (№100 от 26 августа этого года) позвонила жительница Кадуя Инна Васильевна Орлова. Кратко напомним содержание заметки. Из города Красногорска Московской области из военно-исторического клуба «Искатель» в редакцию сообщили, что в Бельском районе Тверской области во время поисковых работ найдены останки солдата и смертный медальон, в котором значится, что погибший, Павел Иванович Шамшин, 1920 года рождения, был родом из деревни Прягаево Кадуйского района Вологодской области.

Поисковики просили отозваться его родственников, у которых есть возможность побывать на торжественной церемонии перезахоронения обнаруженных останков.

Как оказалось, дом в деревне Прягаево (см. снимок), в котором жила когда-то семья Шамшиных, теперь принадлежит пенсионерке И.В. Орловой. Степан Иванович Шамшин, отец погибшего бойца, когда-то подарил его Инне Васильевне на правах родственницы. Она хорошо помнит этого человека, замечательного мастера по изготовлению валенок и великолепного рассказчика. Земляки особенно любили слушать его воспоминания об участии в Первой мировой войне. А мать погибшего бойца, Елена, была эмоциональной, очень наблюдательной и душевной женщиной. Супруги Шамшины отличались трудолюбием, настоящей крестьянской хваткой. И.В. Орлова сама пришла в редакцию с фотографией дома и поведала все, что знает об этой семье.

А вскоре в газету пришло письмо.
«Очень благодарен вам за статью «Откликнитесь, потомки погибшего солдата», напечатанную в газете «Наше время».
Павел Иванович Шамшин, мой брат, тракторист и комбайнёр Кадуйской МТС, был призван в ряды Красной Армии в октябре 1940 года. Службу проходил в Саратовской области в городе Пугачёве. После окончания учёбы в школе младшего комсостава ему было присвоено звание сержанта. С началом Великой Отечественной войны П.И. Шамшин готовил из новобранцев боевые расчёты противотанковых батарей, а в марте 1942 года был отправлен на фронт. С дороги было несколько писем, в последнем писалось, что до фронта 120 километров. Шли пешком, деревни все сожжены до единого дома. Адреса обратного не было.

Больше писем от него не получали. В июне 1942 года пришло извещение, или «похоронка». В нем сообщалось, что Шамшин Павел Иванович убит и похоронен в Калининской области Оленинском районе у деревни Торопино 27 марта 1942 года. В похоронном извещении были две неточности. Место рождения названо д. Пакино, а не Прягаево. Наша семья в то время проживала на Прягаевских хуторах Андогского сельсовета в двух километрах от деревни Пакино вверх по реке Андоге. Воинское звание было написано красноармеец, а не сержант. Как оказалось теперь, была допущена ошибка и в сведениях о месте гибели и захоронении сержанта Шамшина Павла Ивановича. На войне всё возможно…

Из близких родственников погибшего бойца остались я, Шамшин Владимир Иванович, брат, 1928 года рождения (мне уже 82 года) и сестра, Солнцева Дина Ивановна, 1941 года рождения, проживающая в доме престарелых в Череповецком районе.
К огромному сожалению, по состоянию здоровья не имеем возможности присутствовать при перезахоронении брата: кроме того, что имеем общие заболевания, оба теперь «обезножены».
Огромная благодарность Леониду Леонидовичу Тростину из военно-исторического клуба «Искатель» за их нелёгкий труд, а также ещё раз спасибо редакции газеты «Наше время».
С уважением В.И. Шамшин.»

Редакция по телефону связалась с Л.Л. Тростиным и передала содержание этого письма. Ребята из военно-исторического клуба «Искатель» будут теперь держать связь с родственниками погибшего бойца. Они намерены приехать на его родину, передать близким ему людям горсть земли с места перезахоронения и найденные документы.
Кто сказал, что мир очерствел и в нем не осталось места для бескорыстия, сострадания и благородства?

Подготовила Ольга ВАТОЧКИНА.
http://gazeta-kaduy.ru/?page=1&new=863

 

 

"Старец" из Андоги…

Екатерина II старалась слыть просвещенной императрицей, поэтому довольно терпимо относилась к различным религиозным конфессиям. Впрочем - неудивительно. Слишком уж много в России было «иноверцев» - и магометан (мусульман), и лютеран, и католиков, и староверов. Да что там говорить, если сама София-Августа Ангальт-Церпская, перед тем как стать Великой княгиней Екатериной Алексеевной, исповедовала лютеранство? Однако самозваных пророков царица не жаловала. Особенно после восстания Емельяна Пугачева, которое распространилось после шествий по Руси разного рода «проповедников», носящих за пазухой или за голенищем «прелестные» грамоты, призывавшие народ к возмущению против законной власти - было приказано задерживать «всякого рода смутьянов, чинивших препятствия законной власти и распространяющих всяческую порочащую власть ересь».

Губернаторы, в свою очередь, «спустили» копию указа городничим и уездным капитан - исправникам.
В 1780 году из губернской, канцелярии графа Сиверса подобный циркуляр пришел и в уездный город Череповец. Его получили и городничий - Федор Иванович Чекмарев, и капитан-исправник - Григорий Андреевич Кудрявый.
Ну, получили и получили. Чего только не приходит из губернских канцелярий. Писцов там много - знай себе бумагу переводят. Обычный метод делопроизводства тех лет - получить циркуляр, расписаться в получении и ... повесить на гвоздь, специально вбитый в стенку для таких документов. Ежели ничего, указанного в инструкции, не случится, то можно бумагу снимать, подшивать и складывать в сундук.

Ну а ежели что-то случится, то бумагу следует снимать, чтобы в отписке в губернию сослаться на правильный входящий номер. Вот и сейчас циркуляр благополучно висел на гвозде, а господину капитан - исправнику Кудрявому поступило донесение, что в андогских селах объявился пророк, выдающий себя за монаха Череповецкого Воскресенского монастыря и вещающий о конце света.

Григорий Андреевич очень удивился. Нет, не пророку. В конце концов, Россия большая, дураков и юродивых много. Законом сие не возбраняется. Его насторожило то, что пророк называет себя монахом Воскресенского монастыря. Монастырь, насколько он помнил, закрыли, еще когда он отправлялся на военную службу. Если учесть, что портупей-юнкером он стал в четырнадцать лет, то было это двадцать шесть лет назад. Не поленившись, исправник побеседовал со священником Воскресенского собора отцом Петром Васильевым, который еще служил в монастыре и помнил всю братию. Батюшка подтвердил опасения: самому молодому из монахов на момент закрытия обители было далеко за семьдесят и, вряд ли хоть кто-то из них дожил до сегодняшнего дня…

Верный своему старому принципу - если что-то внушает опасения или смущает, то нужно с этим немедленно разобраться, пока пустяк не перерос в настоящую проблему, исправник выехал в дорогу. На всякий случай (за двадцать лет военной службы в Крыму и в Польше опыта поднакопил изрядно) решил отправляться в дорогу не вдвоем, с верным отставным унтером Макарычем, а вчетвером. Чтобы в дороге не зависеть от постоялых дворов и трактиров, провизии было запасено на неделю.
Солдаты такие поездки любили. С одной стороны - хоть какое-то разнообразие. С другой - капитан-исправник всегда брал с собой «господскую» еду, но никогда не разделял стол на офицерский и солдатский. Так что инвалиды уже предвкушали, как хорошо у них «пойдет» гречневая каша под «покупную» ветчину. Кудрявый же любил «мужицкую» кашу с лучком и шкварками не в пример больше, нежели дорогие рисовые или экзотические картофельные яства, которыми его кормили дома.
Солдаты на всякий случай прихватили с собой бредень. Рыбалка богатая хоть в Суде, хоть в Андоге.
Однако порыбачить в андогских селах не удалось. Капитан-исправник, приехав на место, прежде всего встретился с настоятелем Успенской церкви отцом Александром.

Батюшка очень обрадовался появлению начальства. По его словам, действительно бродит по деревням мужичок. Называет себя Серафимом-старцем. В здешних краях появляется редко, один-два раза в год.

Газета "Курьер". 2006. № 37 (20 сентября)

 

Автор: Neva 4.11.2010, 10:09

Лебедева Оксана,
ученица 9 «а» класса МОУ «СОШ-28» г.Череповца ,
учитель: Кобякова О.А.







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.12.79 (0.006 с.)