Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основы биологической иерархии культурСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Поль Топинар указывал в этой связи: «Импульсы, присущие мозговому веществу, столь прочны, несмотря на воспитание и цивилизацию, что сохраняются еще после скрещи ваний и помесей и помогают распознать последние. (...) Тогда вопрос об отличительных при знаках человеческих рас, зависящих от их мозговой организации, значительно упростится, и можно будет в самом деле сказать, что способ деятельности мозга дает отличительные признаки, подобно форме черепа или особенностям волос. (...) Достаточно сказать, что идеи нравственности могут составить физиологические отличия между расами. Сравнивая басни и аллегории, лежащие в основании мифологий, наука восходит к познанию взаимных прикосновений, в которых находились народы, и, следовательно, отделяет приобретенные признаки от собственных расовых различий. (...) При еще большем расширении задачи, наука раскроет прошедшие стадии заимствований в умственной жизни, которые делали одни расы у других. (...) Существуют языки, глубоко отличающиеся друг от друга и требующие особого устройства гортани для разговора на них и особого понимания для уразумения их. (...) Следует обратить внимание также на различные способы ощущения музыкальной гам мы в пяти частях света. То, что гармонично для слухового аппарата мозга одних рас, не приятно для слуха других. Воспитание здесь ни при чем, так как самый факт первичен и имеет анатомическое основание. То же относится и к отличиям в системах счисления. Народы, называемые арийскими, понимают их все и вообще отличаются способностями к математике. Другие же, низшие, народы не умеют считать свыше 2,3 или 5; за этим, по их мнению, следует бесконечное, не познаваемое и непонятное; иногда, несмотря на все усилия, им невозможно передать поня тие о большом числе. (...) Способности к рисованию также различны. Есть племена, умеющие чертить только кружки и палочки; некоторые же из их представителей не умеют даже отличить на рисун ке голову от дерева или корабля. (...) Расы различаются весьма глубоко еще образом жизни и пониманием общественного состояния. Есть народы, как бы предназначенные к вечной кочевой жизни, как цыгане, евреи и арабы». Несколько резкое по форме, но справедливое по сути обобщение известного французского антропо лога подтверждает современный австрийский этолог Конрад Лоренц в книге «Оборотная сторона зеркала» (М., 1998). В ней он пишет: «Шкала ценностей «ниже- выше» совершенно одинаковым образом применима к видам животных, культурам и созданным человеком произведениям искусства. (...) В социальном поведении человека также за ключено инстинктивное содержание, не поддающееся изме нению посредством культурных воздействий. (...) Шаблоны поведения - столь же надежные признаки родственных групп, как любые телесные черты. (...) В последнее время
биохимики показали, что химическое кодирование индивидуально приобретенной информа ции в цепных молекулах невозможно по временным причинам. При рождении организму за дается информация о биологически «правильных» ситуациях и о средствах, позволяющих ему справляться с такими ситуациями. (...) Поэтому атрибуты «низший» и «высший» пора зительно единообразно применимы и к живым существам, и к культурам, причем эта оправ данная оценка непосредственно относится к содержащемуся в этих живых системах бессознательному или сознательному знанию - независимо от того, создано ли это знание отбором, обучением или наследованием, хранится ли оно в геноме индивида или в традиции культуры. (...) Многие виды трав явно «сконструированы» в «расчете» на то, чтобы их по стоянно укорачивали и топтали крупные копытные; этому приходится подражать при ухо де за газонами, постоянно выкашивая и притаптывая их. (...) Можно считать твердо уста новленным научным фактом, что вид homo sapiens обладает высокодифференцированной системой форм поведения, служащей для искоренения угрожающих обществу паразитов и действующей вполне аналогично системе образования антител в государстве клеток. Так же и в основе ценностных суждений лежат встроенные механизмы, предохраняющие чело вечество от угрожающих ему вполне определенных явлений вырождения. (...) Чтобы пред ставить себе, какими опасностями угрожает человечеству выпадение унаследованного инстинкта, нужно понять, что в условиях современной цивилизованной жизни нет ни одно го фактора, осуществляющего отбор в направлении простой доброты и порядочности, за исключением нашего врожденного чувства к этим ценностям». Эти выводы антропологии и этологии нашли наконец свое обоснованное подтверждение в новейших достижениях неврологии. Фундаментальная работа Сергея Вячеславовича Савельева «Стереоскопический атлас мозга человека» (М., 1996) являет тому блестящий пример. Автор пишет: «Головной мозг человека обладает значительной изменчивостью. Он различается у мужчин и женщин, у различных рас, этнических групп, и даже внутри одной семьи. Эти различия весьма устойчивы. Они сохраняются из поколения в поколение и могут являться важной характеристикой вариа бельности мозга человека как биологического вида. Одним из наиболее интересных показа телей нервной системы человека является ее этническая изменчивость. Вес, размер, органи зация борозд и извилин мозга различных народов и рас были тщательно исследованы». Именно в этой наследственно обусловленной специфике строения мозга и нуж но искать всю глубину различий морали, социального, экономического и поли тического развития народов и рас. С.В.Савельев делает важный вывод антропосоциологического характера: «Важно отметить крайние значения веса мозга, которые не отражаются на умственных способностях исследованных людей. По различным источникам и результатам многочислен ных взвешиваний минимальная масса мозга человека, которая не отражается на социаль ном поведении, близка к 900 г. При меньших значениях полноценная жизнь в человеческом об ществе становится невозможной». А теперь, уважаемый читатель, давайте вспомним характерный факт недав ней истории: демонстрацию аборигенов центральной Австралии, саботировав ших олимпийские игры в Сиднее в 2000 году. Телевизионные агентства, разносившие эту новость по всему миру, умолчали о том, что средняя масса мозга этих «людей» составляет всего 750 граммов. Для
Симуляция большой величины мозга с помощью шевелюры представителями малоголовых рас (по Полю Топинару)
того чтобы понять, что такое олимпийские игры, им просто не хватает критиче ской минимальной массы мозга. Посему, на наш взгляд, ожидание от них дру гой реакции — высшая форма нетерпимости и шовинизма. Отщепенство и социальный анархизм — явления далеко не идеологического характера, а сугубо антропологического. В подтверждение этих слов можно привести соответствующую цитату из С. В.Савельева: «В Древнем Египте религиозные традиции требовали мумификации умер ших. Анализ черепов мумий позволил сопоставить объем мозга и время захоронения конкрет ного человека. В период расцвета древней египетской культуры вместимость черепа егип тян была на 44,5 см3выше, чем в периоды длительного упадка». Вот вам и ответ на во прос, почему страна, некогда бывшая колыбелью мировой цивилизации, сего дня превратилась в место для дешевого туризма. В личной беседе с автором этот знаменитый отечественный ученый проде монстрировал лабораторные пластины со срезами мозга различных расовых и этнических групп. Не трудно уяснить теперь, что вся история отображена в за тейливом рисунке нейронных связей головного мозга ее персонажей. С.В.Саве льев утверждает, что количество связей между нейронами, как раз и служащих реальным отражением степени интеллектуального и культурного развития расо вых и этнических групп, может различаться в пределах от 10 до 10000(!). Кроме того, масса мозга, ответственная за те или иные функции, например, абстракт ное мышление или математические способности, у представителей разных рас может различаться в пять раз(!). Это значит, что у представителя той или иной
«низшей» расы никогда не будет возможности усвоить культуру «высшей» расы и понять ее, потому что сам процесс обучения не может увеличить массу тех или иных центров мозга и не может создать новые связи между нейрона ми. Нельзя развить то, к чему нет предпосылок. Поэтому все филантропиче ские программы вроде «компенсаторного обучения» негров в США и ЮАР по стоянно терпят крах. Нельзя обучить того, кто не имеет для этого физического потенциала. Основоположник френологии — науки о взаимосвязи психиче ских и интеллектуальных способностей людей со строением их черепа — Франц Йозеф Галль (1758-1828) говорил: «Физиологические условия помогают управ лять духовными». Немецкий антрополог Георг Бушан в своей книге «Наука о человеке» (М., 1911) считал нужным подчеркнуть: «Расы, стоящие духовно на более низком уровне, обладают меньшим весом мозга, чем культурные народы. Если, с одной стороны, повышение духовных способностей влечет за собою увеличение мозговой массы, то, наоборот, при ис чезновении духовных способностей замечается уменьшение ее, что выражается в падении ее веса. Низшие млекопитающие не обладают еще сколько-нибудь развитыми центрами чувств; наоборот у обезьян и первые уже хорошо развиты, и у некоторых их видов занима ют почти такую же поверхность, как и сферы чувств. У человека последние обнимают только 1/3 поверхности мозга. Истинный интеллект, мышление, связано с серой корой цен тров ассоциации. При высоко развитом интеллекте эта кора особенно сильно развивается, но по чисто механическим причинам не столько в глубину, сколько по протяжению, то есть серая корковая масса вынуждена расширяться в плоскости, собираться в складки, вслед ствие напряженной, сильной духовной работы. Поверхность мозга выказывает поэтому из вилины, разделенные между собою бороздами. Этим объясняется, почему у низших позво ночных, у которых процесс мышления развит недостаточно, поверхность мозга остается еще относительно гладкой, но чем более мы поднимаемся к высшим формам, тем эта по верхность получает более сложный и богатый складками и извилинами рельеф. Человече ский мозг богат извилинами, однако у низших рас эти складки проще или имеют более пря мое направление, борозды между ними более открыты и менее глубоки. У высших рас эти извилины обыкновенно шире, более изогнуты и тесно сближены между собой; борозды от этого становятся глубже и уже». Другой крупный немецкий антрополог Роберт Видерсгейм (1848-1923) в сво ей книге «Строение человека со сравнительно-анатомической точки зрения» (М., 1900) писал: «У мужчин белой расы вместимость черепа составляет в среднем 1500 см3, а вес головного мозга в среднем 1400 гр. Что касается вместимости черепа низших че ловеческих племен, то в этом отношении особенно интересны наблюдения братьев Саразин над цейлонскими веддами. У них не только череп, но и все части скелета весьма замечатель ны по своей нежности, что, по словам Вирхова, характеризует целый ряд диких племен, на селяющих восточные острова. В черепе это выражается в том, что в среднем он приблизительно на 200 гр. легче евро пейского. При этом череп очень мал, и его вместимость у чистокровных веддов мужчин не бывает выше 1200 см3, а у женщин еще на 150 см3 меньше. По объему черепа ведды, без сомнения, принадлежат к низшим человеческим племенам, и
это стоит в полном согласии с их низкой культурой. Близки к ним андаманцы, тогда как бушмены и австралийцы стоят уже несколько выше. Если, как выше указано, средний объем черепа северо- и среднеевропейца мужчины принят за 1500 см3, то череп веддов отстает от него на 250 и даже более чем на 500 см3. Крупный авторитет в области расовой неврологии Пьер Грациоле (1815-1865) говорил, что нормальный мозг готтентота обозначал бы для европейца идиотизм. А другой специа лист в означенной области Фридрих Тидеман (1781-1861) утверждал, что мозг готтенто та имеет меньше извилин и они более неправильны, чем у европейца и вообще ближе подхо дят к обезьяньему мозгу. Суммируя все вышеизложенное в области расовых различий в строении мозга можно смело утверждать, что для развития высшей культуры необ ходим как значительный вес мозга, так и его известная морфологическая сложность. Оба эти условия могут быть соблюдены только посредством полового отбора и расовой изоляции. Никакие социологические проекты гу манистов и культурологов как не имели успеха, так и не будут иметь в бу дущем». Этот вывод никак не может быть отнесен к разряду расистских, ибо один из корифеев советской антропологии Б.С.Жуков в сочинении «Происхождение че ловека» (М., 1928) высказывался в том же духе со всей откровенностью: «Велика разница между односложным, похожим на свист и щелканье, языком какого-нибудь черно кожего обитателя лесов Центральной Африки и мелодичной речью итальянца или француза, огромна пропасть между интеллектуальным развитием того и другого. И эта разница в умственных способностях культурного и дикого первобытного человека стоит в тесной связи с неодинаковостью развития у них того органа, в котором эти способности сосредо точены, т.е. мозга. Представитель более высокой в отношении умственного развития чело веческой расы имеет более тяжелый, более объемистый мозг, чем дикарь, и эта разница в развитии мозга заключается не только в большем количестве мозгового вещества у первого, но также и в более сложном строении самого мозга, и в особенностях питания мозга кро вью через кровеносные сосуды». Классик немецкой антропологии Иоганн Ранке одним из первых обосновал эволюционную значимость еще одной количественной характеристики: отноше ния веса головного мозга к спинному у представителей различных рас. Чем «выше» в интеллектуальном смысле раса, тем этот показатель больше. Данное правило справедливо для всех представителей животного царства без исключе ния, ибо, чем примитивнее организм, тем развитее у него периферийная нерв ная система в ущерб головному мозгу. Именно поэтому индивиды, относящиеся к так называемым малокультурным племенам, и отличаются в лучшую сторону по сравнению с европейцами развитием чисто физических и физиологических качеств, но неизменно проигрывают им в интенсивности и сложности процес сов, присущих духовной и интеллектуальной сферам. И в количественном и в качественном отношении «животные» эволюционно более низкие характери стики нервной системы «низших» рас, развиты лучше, чем у представителей
«высших». Эволюционное развитие интеллекта смещает все критерии в функ ционировании нервной системы, и простейшие ее функции постепенно замеща ются эволюционно более «продвинутыми». Способности к анализу и синтезу постепенно вытесняют интуицию. Крупнейший немецкий расолог барон Эгон фон Эйкштедт (1892-1965) в фун даментальной монографии «Расология и расовая история человечества» (1937- 1943) уже во введении определенно формулировал: «Морфологическая ориентация влечет за собой психологическую. Мы можем и должны искать расовые различия мозга в макроскопической структуре (абсолютная величина мозга в целом и его долей, расположе ние извилин и борозд) и в микроскопической структуре (вид, число, распространение и связи нервных клеток). Но вне нашего внимания не должна оставаться и возможность исследова ния: материальная производительная сила разных участков мозга, их химизм со всеми его движениями, напряжениями и расслаблениями, с термическими и электрическими явления ми и ритмами, короче, сама творческая сила мозга». В соответствии со своими выводами Эйкштедт указывает на «определенную инфантильную примитивность китайского мозга», что соотносится с целым ря дом инфантильных черт как в строении тела, так и в психике китайцев. О дру гих расовых группах он говорит еще определенней: «Крайне примитивными, не имеющими ничего общего с мозгами европейцев, оказались мозги бушменов». Замечательный польский антрополог Людвик Крживицкий (1859-1941) в мо нографии «Антропология» (1901) дал следующий социокультурный вывод на основе расовых различий в строении нервной системы: «Природа негритосов или бушменов показывает, что истинные антропологические духовные свойства являются тор мозом для проявления более высших форм техники и вытекающих из них более сложных об щественных отношений. Дикари — охотники в эмоциональном отношении не способны к оседлому или лучше сказать, к регулярному образу жизни. Они скорее все перемрут, чем свыкнутся с оседлой культурой, к которой не чувствуют ни малейшего влечения. Следова тельно, расовые свойства преграждают им путь к культурно-техническому прогрессу и связанной с ним общественной эволюции. Причину различий у уровней развития цивилизаций следует искать, прежде всего, в расово-антропологической природе каждого народа. Вот она-то и кладет известный духовный отпечаток на общественную эволюцию, делает одни племена более воинственными, предприимчивыми или художественными, других — мирны ми, узкоутилитарными, трусливыми». Джон Рендал Бэкер (1900-1984) — один из крупнейших биологов и физиче ских антропологов XX века, профессор Оксфордского Университета — в своей фундаментальной монографии «Раса» (1974) выделил 23 фактора оценки само стоятельности той или иной цивилизации. С их помощью он пришел к тоталь ному биологическому детерминизму в объяснении причин культурной эволю ции. Самостоятельные цивилизации всегда и везде создавались определенными расовыми типами, когнитивные стили психики которых и накладывали всюду печать культурной самобытности. В соответствии с этим Джон Р.Бэкер, напри мер, отказал древним обществам Инков и Майа в принадлежности к категории
самостоятельной цивилизации, так как при всех своих изощрениях в области календаря, высшей математики и астрономии, они, тем не менее, не способны были изобрести колесо, в самом буквальном смысле этого слова.
Расовая одонтология Возвращаясь к заявленной теме, обратимся теперь к столь важному признаку лицевой морфологии, как зубы. Кроме явного антропоэстетического значения, зубы являются также уникальным свидетельством всех нюансов биологической эволюции того или иного племени. Расовая одонтология — наука, специально посвященная данной проблематике. Еще великий голландский антрополог Петер Кампер (1722-1789) первым предложил создание классификации рас по углу выступания нижней че люсти, который носит название прогнатизма. Об измерении этого лицевого угла он писал так: «Если я приподниму лицевую линию больше вперед, то получу ан тичную человеческую голову, если откину назад, то полу чится голова негра, еще назад — голова обезьяны, а дальше — голова собаки, и наконец — кулика». Цитировавшийся нами Георг Бушан уточнял: «Средняя величина этого угла (угол профиля) достигает у белой расы 80-76,5°, у жел той — 76-68,5°, у черной — 69-59,5°. Реже всего встреча ется прогнатизм у европейских народов, в особенности у нордической расы; чаще между монголоидами, и наиболее часто среди негров. Поэтому можно совсем не принимать во внимание легкую степень прогнатизма у белой расы». Кроме того, многими антропологами отмечалось, что у представителей различных рас весьма различны абсолютные и относи тельные показатели веса нижней челюсти. Чем более «низка» раса, тем вес этой челюсти выше. Также многократно цитировавшийся нами Роберт Видерсгейм, указывал так же на явственные расовые различия в строении костей твердого неба, отмечая: «Небо негра является переходным между небом европеоида и орангутанга». Крупный советский ученый Б.С.Жуков в свою очередь подчеркивал: «Форма костного скелета, образующего небо, т.е. форма так называемого твердого неба, стоящая в тесной зависимости от числа и расположения зубов, неодинакова у высших обезьян и у представителей различных человеческих рас. У современных европейцев и у некоторых дру гих народов твердое небо имеет округлые очертания, и весь ряд зубов верхней челюсти, если смотреть на него со стороны полости рта, напоминает своими очертаниями подкову. Од нако, например, у негров твердое небо является несколько более вытянутым в длину, а зуб ной ряд своей формой напоминает дугу. У других представителей низших рас, как, например, у австралийцев, «зубы мудрости», напротив, достигают большего развития, чем осталь ные коренные зубы, и это несколько приближает австралийцев, по строению зубов, к выс шим обезьянам».
Крупнейший советский антрополог В.В.Бунак в своей работе «Лицевой ске лет и факторы, определяющие вариации его строения» (М., 1960) высчитал, что поверхность костного неба европейских черепов составляет 1670 мм2, па пуасских — 1990 мм2, монгольских — 2020 мм2. В своей статье «Зубы в антропологи ческом отношении» (Русский антропо логический журнал, №2, 1903) Г.И. Вильга писал: «Одним из органов человече ского тела, занимающим видное место в об разовании типа, являются зубы, которые представляют в своем строении значитель ные, не только расовые, но и индивидуальные колебания». Обобщая богатейшую исто рическую литературу, автор статьи начи нает свой анализ с подразделения рас по взаимному расположению верхних и нижних резцов на ортогнатные и прогнатные. Данное открытие принадле жит известному французскому антропо логу Этьену Жоффруа де Сент-Илеру (1772-1844). В этой связи Г.И.Вильга указывал: «Белая раса является ортогнатной, прогнатизм встречается у цветных рас: черной и желтой; в более сильной степени он выражен у буш менов». Карл Фогт также отмечал: «Степень развития челюстей находится в прямом отношении с культурой народов и со способностью их к культуре: косозубые (т.е. прогнат ные) встречаются только в низших расах человеческого рода». Большое значение имеют и расовые различия по величине зубов, которые были открыты Полем Брока и Паоло Мантегацца. Вильга продолжал: «Большие зубы у цивилизованных рас постепенно уменьшаются в своем объеме, выказывая склонность к исчезновению; у рас же с низкой культурой они очень развиты. Кроме того, величина коренных зубов уменьшается спереди кзади; у низших же рас, как, например, австралийцев и новоколедонцев, и всегда у обезьян, она увеличивается; эта особенность именуется обезьяньим признаком». Данный признак был открыт стараниями Ричарда Оуэна (1804-1892) и Фран ца Прюнер-Бея (1808-1882). Уильям Генри Флоуэр (1831-1899) впервые для оценки количественных различий между расами предложил высчитывать так называемый зубной указатель — dental index. Так, для европеоидов он состав
ляет 41, для монголоидов — 42, для негроидов — 44, австралоидов — 46, шим панзе — 48, гориллы — 54 и орангутанга — 55. Как видите, никакой явной гра ницы между человеком и животными нет, а между расами есть. Томас Скотт Ламберт (1819-1897) на основании своих собственных исследо ваний пришел к выводу, что в целом вся зубная система представляет собой ра совые различия. На основании морфологических отличительных черт зубов он выделил три большие человеческие группы: белую, желтую, черную. Более рез кие отличия он нашел у черной расы. Резцы у нее имеют большую величину, чем у желтой и белой. Клыки выступают над уровнем соседних зубов больше, чем у белой расы. Продолжая эту мысль, Вильга писал: «Резцы человека тем острее, чем ниже чело веческая раса. Относительная ширина коронки больших коренных зубов у низших рас больше, нежели у высших. У цивилизованных народов зубы на правой стороне плотнее и крепче, чем на левой, вследствие того, что у них правая сторона больше участвует в акте жевания. Этой разницы у диких народов не замечается». Свои выводы русский автор основывал на собственных наблюдениях и работах таких авторов, как Юлиус Эмиль Жозеф Ренье (1873-?), Эмиль Мажито (1833-1897), Виктор Галиппе (1848-1922). В свою очередь Иоганн Фридрих фон Брандт (1802-1879) и Карл Розе (1864-?) отметили, что наклонность к заболеваниям не одинакова у различ ных рас, ибо было обнаружено, что с развитием культуры величина и крепость зубов и челюстей уменьшаются. Весьма информативна и показательна статья крупного русского антрополога А.Ивановского «Зубы у различных человеческих рас» (Русский антропологиче ский журнал, 1901, №3), так как содержащиеся в ней естественнонаучные фак ты не устарели до сих пор. Ученый свидетельствовал: «Кроме различий во взаимном расположении, зубы человека представляют расовые различия и по их величине. Различия эти, особенно в резцах и коренных зубах иногда очень значительны. Низшие расы характе-
ризуются огромною величиною резцов и ко ренных зубов; последние у них равны клы кам, как то находим у человекообразных обезьян. В то время как величина коренных зубов у человека белой расы уменьшается спереди кзади, у низших рас (австралийцев, новока ледонцев) и у обезьян она идет в обратном направлении. Зубы человека, равно как и че люсти, вообще уменьшаются с развитием культуры, так как культурные способы при готовления пищи делают излишним то энергичное пользование челюстями и зуба ми, которое было необходимо при перво бытной грубой пище. Челюсти при этом уменьшатся в величине в большем размере, нежели зубы, благодаря тому, что челюсти имеют более долгий период развития, неже ли зубы. Различные расы разнятся между собою и по форме зубов. Резцы человека представ ляют ту особенность, что конец их тем острее, чем ниже раса. В противополож ность резцам, относительная ширина ко ронки задних зубов (по отношению к их шей ке) у низших рас больше, нежели у высших. Указывают на тот факт, что у некультур ных народов нет той разницы между зуба ми разных сторон челюстей, какая наблюдается у цивилизованных народов и которая выра жается в том, что зубы на правой стороне плотнее, чем на левой, так как большинство европейцев, обрабатывая зубами пищу в полости рта, действует всего больше, а иногда и исключительно правой стороной. Верхние резцы малайцев, помимо их прогнатического поло жения, также бывают обезьяньей формы, с выпуклой передней и слегка вогнутой задней поверхностью. Это — несомненный обезьяний признак, постоянно встречающийся у обе зьян». Специалисты в этой области расовой идентификации не обошли вниманием и такую важную проблему, как ритуальное деформирование зубов различными племенами в угоду их антропоэстетическим канонам. У представителей «низ ших» рас до сих пор распространены выдергивание, подпиливание, отламыва ние фрагментов зубов и вставление инородных тел. В Африке и Полинезии весьма распространены эти формы уродования зубов. В Сенегале, например, невеста вместе с женихом идут к кузнецу, который подпиливает ей зубы, после чего и заключается брак, а в Австралии вырывают резцы по достижении поло вой зрелости или по вступлении в брак. Многие племена практикуют обычай вырывать зубы по случаю траура по усопшим родственникам, так что после
эпидемий, засухи и голодомора оставшиеся жители почти поголовно оказыва ются беззубыми. Распространен также обычай вставления золота или драгоцен ных камней в зубы с целью демонстрации высоты своего племенного социаль ного статуса, а также ритуал окрашивания зубов в черный цвет у индейцев Цен тральной Америки, и в красный — у жителей Бирмы. Известно, например, что в разгар колониальной политики многие английские фирмы буквально обогати лись за счет изготовления вставных черных зубов для жителей Сенегала, голу бых — для китайцев, а также прочих подобных ухищрений с целью ублажения туземных вождей самых отдаленных регионов необъятной Британской импе рии. Английские коммерсанты легко осознали всю перспективность рынка ак сессуаров, служащих для удовлетворения экзотических антропоэстетических вкусов новых подданных ее Величества. Один из крупнейших современных специалистов в области одонтологии, отечественный ученый Александр Александрович Зубов обобщая мировой опыт исследований констатирует, что по некоторым параметрам строения зуб ной системы различия между основными расами достигают десятков, а иногда даже и сотен процентов. Что лишний раз свидетельствует о хорошей дискрими нантной способности одонтологических признаков. В книге «Одонтология в современной антропологии» (М., 1980) А.А.Зубов и H.И.Халдеева свидетель ствуют: «Основной классификационной единицей в одонтологии является одонтологиче ский тип, формирование которого по ведущим признакам зубной морфологии совпадает с появлением человеческих рас. Одонтологический тип объединяет специфические структур ные комплексы, характерные для группы или нескольких групп, и складывается из многих морфологических особенностей, включая и расовые. Входящие в одонтологический тип вари анты имеют иерархичность. По данным, собранным с территории, заселенной русскими, установлено, что основной одонтологический тип русских представляет собой хорошо выраженный, достаточно чи стый западный комплекс. Основной массив русских групп отличается гомогенностью в рас пределении одонтологических признаков среднеевропейского типа. В целом суммарная одонтологическая характеристика русских помещается в рамки размаха показателей сред неевропейского одонтологического типа». Самое же главное состоит в том, что А.А.Зубов и H.И.Халдеева в более поздней своей совместной работе из сборника с характерным названием «Расы и расизм. История и современность» (М., 1991) свидетельствуют о том, что раз личия в строении зубной системы позволяют говорить о разделении рас около одного миллиона лет назад. Всего А.А.Зубов насчитывает девять независимых одонтологических признаков, выделяющих расовые различия. В своей статье «Некоторые данные одонтологии к проблеме эволюции чело века и его рас» из сборника «Проблемы эволюции человека и его рас» (М., 1968) наш ученый выделял следующие важнейшие классификационные призна ки:
Монголоидная раса: относительно короткие корни при высокой коронке. Лопатообразность резцов. Европеоидная раса: малые абсолютные размеры зубов. Негроидная раса: крупные абсолютные размеры зубов. Кроме того, А.А.Зубов, в духе постулатов классической расовой теории поз воляет себе говорить о «примитивных» и «питекоидных» признаках в строении морфологии зубной системы одних рас и «прогрессивных» — других. Каково распределение «низших» и «высших» типов среди основных рас догадаться уже совсем не сложно. H.H.Чебоксаров и И.А.Чебоксарова в книге «Народы, расы, культуры» (М., 1985) подчеркивали, что лопатообразные резцы встречаются у монголоидов в 60-100%, в то время как среди европеоидов и африканских негроидов их доля падает ниже 15%. Папуасы, австралийцы, андаманцы, веддоиды Восточной Ин дии по частоте лопатообразных резцов (30-60%) приближаются к монголоидам. Другие особенности зубов, как например, «бугорок Карабелли» (дополни тельный бугорок на верхних молярах), очень характерный для европеоидов (40- 70%), встречается у монголоидов гораздо реже.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 423; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.37.85 (0.023 с.) |