Учет затрат, классификация центров ответственности по объему полномочий и обязанностей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учет затрат, классификация центров ответственности по объему полномочий и обязанностей



Центром затрат может быть отдельное рабочее место, участок, цех, бригада. Выбор центра затрат зависит от организационной структуры предприятия, а также целей поставленных руководителем организации. Следует учитывать, что с увеличением центров затрат повышается эффективность контроля за затратами.

После выбора центра затрат по каждому из них составляют смету затрат, в которую включаются те затраты, которые контролируются исполнителем. Для организации контроля важнейшее значение имеет учет фактических расходов. Поэтому на каждый центр затрат открывается отдельный аналитический счет и каждому центру затрат присваивается отдельный определенный номер или шифр.

Прямые расходы учитываются по центрам затрат на основании первичных документов. Косвенные расходы по центрам затрат подразделяются на 2 вида:

- непосредственно относящиеся к данному центру затрат;

- распределяемые из других центров затрат.

К концу отчетного периода по каждому центру затрат составляется отчет, в котором сравнивается нормативные показатели с фактическими и выявляются отклонения.

Учет и отчетность по центрам прибыли.

Центрами прибыли могут быть цеха, отделы сбыта или маркетинга. Основным отчетным документом центра прибыли является отчет о прибылях и убытках. Содержание этого отчета зависит от показателей прибыли: валовой, от продаж, налогооблагаемой, от обычных видов деятельности, чистой.

При составлении отчета по валовой прибыли следует учитывать, что организации могут в соответствии с учетной политикой включать общехозяйственные расходы в состав производственной себестоимости или списывать их на счет 90. Дт20 Кт26, Дт90 Кт26.

В том случае, когда центры прибыли отчитываются по прибыли от продаж, в отчете приводятся дополнительные данные о расходах на продажу продукции и соответствующей части ОХР, позволяющей исчислить полную себестоимость проданной продукции и прибыль от продаж.

При составлении отчета по прибыли от обычных видов деятельности отчет включает данные об операционных и внереализационных доходах и расходах и сумму налога на прибыль.

В центре прибыли вместо отчета о прибыли может составляться отчет о маржинальном доходе. В действующей практике он исчисляется в виде разности между выручкой от реализации (без НДС и акцизов) и переменными (как частный случай – прямыми) расходами. Маржинальная прибыль (доход) должна покрыть постоянные (главным образом накладные) расходы предприятия и обеспечить ему прибыль от реализации продукции, работ, услуг. В экономической литературе этот показатель часто называют суммой покрытия.

Деление постоянных расходов на прямые и косвенные осуществляются в зависимости от конкретных условий производственного процесса. Например, если оборудование используется только для производства определенного вида продукции, то все расходы по обслуживанию этого оборудования являются прямыми расходами. К косвенным постоянным расходам относят такие затраты, которые распределяют между видами продукции только расчетным путем.

 

Таблица 1 - Отчет центра прибыли о маржинальном доходе за месяц

Показатели По смете (по плану) фактически Отклонения
1.Выручка от продажи      
2.Переменные расходы      
3.Маржинальный доход (1-2)      
4.Прямые постоянные расходы      
5.Остаточный доход до косвенных расходов (3-4)      
6. Косвенные постоянные расходы      
7.Остаточный доход с учетом косвенных расходов (прибыль от производства) (5-6)      

 

Остаточный доход до косвенных расходов позволяет более точно оценить деятельность центра прибыли по сравнению с показателем прибыли от производства. Поскольку этот показатель не содержит неточностей, которые возникают при распределении косвенных расходов.

Отчет о маржинальном доходе можно дополнить показателями внереализационных и операционных доходов и расходов, на основе которых можно определить чистый доход центра прибыли. В целом по организации отчет о прибыли составляется по форме №2 «Отчет о прибылях и убытках» годового отчета.

Отчет центра инвестиций.

Центры инвестиций – это структурные единицы самого высокого уровня крупных децентрализованных организаций. К ним относятся дочерние и зависимые общества, филиалы. При сравнительной оценке деятельности отдельных центров инвестиций головной организацией, абсолютные показатели прибыли этих центров часто бывают несопоставимыми из-за различий в объемах производства и величины активов центров. Для оценки деятельности центров инвестиций чаще всего используются 4 показателя:

Прибыль

Рентабельность активов

Остаточная прибыль

Добавленная стоимость

В качестве первого показателя используют показатели прибыли до налогообложения, прибыли от обычных видов деятельности или чистой прибыли. Показатели рентабельности активов определяются отношением прибыли к активам. Формулу для расчета рентабельности активов чаще всего представляют в следующем виде:

,

где П – прибыль,

В – выручка,

А – активы.

 

Первый множитель является показателем рентабельности продаж, а второй – оборачиваемости капитала. Показатели остаточной прибыли определяются вычитанием из прибыли минимально необходимой прибыли на используемые активы, которые определяются умножением стоимости активов на норму прибыли по активам, установленным администрацией организации.

Во многих странах с рыночной экономикой широко применяется показатель экономическая добавленная стоимость. Показатель экономической прибыли определяется вычитанием из чистой прибыли суммы платы за активы.

 

Таблица 2 - Оценка деятельности центров инвестиций по показателям

рентабельности активов и остаточной прибыли

Показатели Центр инвестиций (А) Центр инвестиций (В)
1.Прибыль, тысяч рублей    
2.Стоимость активов, тыс. рублей    
3.Норма прибыли, %    
4. Минимально необходимая прибыль на активы (2х3)    
5.Остаточная прибыль (1-4)    
6. Рентабельность активов (1:2)   16,7

 

Величину платы за активы устанавливается умножением стоимости активов на их цену. Цена активов – это сумма денежных средств, которые нужно заплатить за использование определенного объема финансовых ресурсов, выраженная в % к этому объему. Показатель экономической прибыли показывает прирост стоимости капитала за отчетный период.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 393; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.210.17 (0.02 с.)