Семинар 5. Административное принуждение как метод управленческой деятельности (реализации компетенции) субъектов исполнительной власти. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинар 5. Административное принуждение как метод управленческой деятельности (реализации компетенции) субъектов исполнительной власти.



1. Понятие и особенности административно-правового принуждения в системе правового принуждения.

2. Классификация и общая характеристика мер административного принуждения.

 

Контрольные вопросы:

1. Как соотносятся понятие «принуждение», «административное принуждение», «принуждение по административному праву», «административно-правовое принуждение»?

2. Перечислите сферы общественной жизни, в которых применяются меры административно-правового принуждения.

3. Дайте общую характеристику законодательства, регулирующего административно-правовое принуждение.

4. Назовите основания для применения административно-восстановительных мер.

5. К какой группе мер относится превентивное административное задержание?

6. Назовите особенности чрезвычайных мер административно-правового принуждения.

7. Какими юридическими свойствами должен обладать субъект публичной власти, реализующий меры административно-правового принуждения?

8. Какие органы государственной и муниципальной власти вправе принимать нормативные правовые акты, предусматривающие возможность применения мер административно-правового принуждения?

9. Что означает принцип адекватности мер административного принуждения?

10. На примере действующего законодательства покажите особенность принципа "экономии репрессий" при применении мер административно-правового принуждения.

11. К какому виду мер государственного воздействия следует отнести лишение статуса вынужденного переселенца и снятие безработного гражданина с регистрационного учета? Являются ли они мерами административного принуждения?

Задания:

1. Какие меры административного принуждения могут применяться в условиях чрезвычайного положения и в условиях военного положения по действующему законодательству?

 

2. Какие меры административного принуждения могут применять по действующему законодательству следующие органы и их должностные лица: милиция, ФСБ, внутренние войска, пограничная служба, судебные приставы, таможенные органы, частные охранники и детективы? Ответ обоснуйте ссылками на конкретные статьи соответствующих нормативно-правовых актов, а предусмотренные ими меры административного принуждения классифицируйте по непосредственным целям их применения.

 

3. К какому виду административного принуждения следует отнести данные меры воздействия: 1) предупреждение; 2) проверка государственным автомобильным инспектором документов у водителя транспортного средства; 3) устное предупреждение, сделанное главным государственным санитарным врачом района заведующему столовой; вынесенное инспектором государственной пожарной службы предписание директору фабрики о необходимости устранения недостатков в соблюдении правил пожарной безопасности; 5) предостережение прокурора о недопустимости нарушения законности; 6) замечание, объявленное начальником цеха рабочему за нарушение трудовой дисциплины; 7) лишение права охоты; 8) доставление в медицинский вытрезвитель лица, находящегося на улице в состоянии сильного алкогольного опьянения; 9) административное выдворение из пределов Российской Федерации иностранного гражданина; 10) ограничение движения транспорта на улице города; 11) передача несовершеннолетнего под надзор родителей; 12) опечатывание техническим инспектором труда станка, эксплуатируемого с нарушением правил техники безопасности; 13) досмотр ручной клади и багажа пассажиров воздушного судна; 14) отстранение от управления транспортным лица, находящегося в состоянии опьянения; 15) установление административного надзора за лицом, освобождённым из мест лишения свободы.

ИСТОЧНИКИ:

Нормативные:

1. Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 декабря.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Российская газета. 2001. 31 декабря; Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1), ст. 1.

3. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» // Собрание законодательства РФ, 2001, № 23, ст.2277.

4. Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении» // Собрание законодательства РФ, 2002, № 5, ст.375.

5. Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 "О милиции" // Ведомости Верховного Совета. 1991. № 16. Ст. 503.

6. Закон Российской Федерации от 2 июля 1992 г. № 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании" // Ведомости Верховного Совета. 1992. № 33. Ст. 1913.

7. Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 г. № 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" // Ведомости Верховного Совета. 1992. № 17. Ст.888.

8. Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" // Ведомости Верховного Совета. 1993. № 32. Ст. 1227.

9. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // Собрание законодательства РФ. 1999. № 14. Ст.1650.

10. Федеральный закон "О противодействию терроризму" от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3808.

11. Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ "Об оружии" // Собрание законодательства РФ. 1996. № 51. Ст. 5681.

 

Специальные:

1. Бахрах Д.Н. Дисциплинарно-правовое принуждение в Российской Федерации. // Государство и право. 2006. № 6.

2. Бельский К.С., Елисеев Б.П., Кучеров И.И. О системе специальных методов полицейской деятельности. // Государство и право. 2003. № 4.

3. Жумагулов М.И. О сущности и понятии административно-правового принуждения. // Государство и право. 2006. № 8.

4. Каплунов А.И., Милюков С.Ф. Применение и использование огнестрельного оружия. СПб., 2003.

5. Колесниченко Ю.Ю. Меры административного принуждения за нарушения законодательства о налогах и сборах – классификация и условия применения. // Журнал российского права. 2002. № 7.

6. Кононов П.И. Нормы об административном задержании граждан: изменения необходимы. // Журнал российского права. 1997. № 11.

7. Кононов П.И. Законодательство об административном принуждении: проблемы кодификации. // Журнал российского права. 1998. № 8.

8. Куракин А.В. Правовые средства предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы Российской Федерации (теоретико-административные аспекты).– М.: Изд-во «Щит», 2004.

9. Куракин А.В. К вопросу о совершенствовании административно-правовых мер предупреждения и пресечения коррупции в сфере государственного управления. // Государственная власть и местное самоуправление. 2002. № 1.

10. Макарейко Н.В., Никифоров М.В., Скляров И.А. Административное принуждение в России: Учеб. пособие / Под ред. И.А. Склярова. Н. Новгород, 2002.

11. Никулинская Н.Ф. Принудительная госпитализация в психиатрический стационар и принудительное психиатрическое освидетельствование как комплексных межотраслевой институт. // Журнал российского права. 2006. № 4.

12. Никулинская Н.Ф. Психиатрическое освидетельствование в судебной практике. // Российская юстиция. 2007. № 10.

13. Поддубный А.О. Судебное решение о производстве административного задержания. // Российский судья. 2002. № 3.

14. Сандугей А.Н. Депортация: наказание или процедура. // Административно право и процесс. 2005. № 1.

15. Стахов А. Виды административного принуждения. // Российская юстиция. 2001. № 9.

16. Тюрин В.А., Богданов Р.Г. Меры административного пресечения как средство обеспечения правопорядка. // Современное право. 2005. № 5.

17. Тюрин В.А. Меры административного принуждения, применяемые к иностранным гражданам и лицам без гражданства. // Современное право. 2003. № 6.

18. Тюрин В.А. О понятии мер пресечения в административном законодательстве. // Государство и право. 2002. № 7.

19. Тюрин В.А., Куракин А.В. Меры административного пресечения. // Юрист. 2001. № 10.

Семинар 6. Административный процесс и административное производство.

1. Понятие и характеристика административного процесса, его виды и участники. Принципы административного процесса.

2. Стадии административного процесса.

3. Структура административного процесса. Виды производств.

Контрольные вопросы:

1. Дайте понятие и определите особенности административно-процессуальных норм.

2. Раскройте понятие и особенности административно-процессуальных отношений.

3. Охарактеризуйте стадии административного процесса.

4. Перечислите стадии производства по принятию нормативных актов государственного управления.

5. Какие стадии можно выделить в поощрительном производстве?

6. Перечислите разновидности регистрационного производства. Укажите правовые основы каждой разновидности регистрационного производства.

7. Выделите и раскройте все стадии лицензионного производства.

Задания:

1. Изучите Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и письменно ответьте на следующие вопросы:

1. Какие документы должен предоставить соискатель лицензии в лицензирующий орган?

2. Перечислите полномочия, предоставленные лицензирующему органу.

3. В какой срок со дня подачи соискателем лицензии всех необходимых документов лицензирующий орган должен принять решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии?

4. Укажите основания для отказа в предоставлении лицензии.

5. Раскройте сущность и порядок приостановления действия лицензии и её аннулирования.

 

2. Заполните карту сравнительного анализа:

 

Критерии сравнения Акт государственной регистрации Акт государственного учета Специальное разрешение Сертификат
Нормативная основа        
Применяющий орган        
Юридическое содержание        
Форма выражения        

 

ИСТОЧНИКИ:

Нормативные:

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 декабря.

2. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 2 июля 2005 г.) // Российская газета. 2001. 10 августа.

3. Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2006. № 19. Ст.2060.

4. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Российская газета. 2001. 10 августа.

5. Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» // Российская газета. 2007. 6 октября.

6. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» // Российская газета. 1997. 5 августа.

7. Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» // Российская газета. 1993. 12 мая.

8. Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" // Российская газета. 1993. 10 августа.

9. Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. № 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" // Собрание законодательства. 1996. № 22. Ст. 2663.

10. Указ Президента Российской Федерации от 2 мая 1996 г. № 638 "О порядке подготовки проектов указов, распоряжений Президента Российской Федерации, предусматривающих принятие постановлений, распоряжений Правительства Российской Федерации" //Собрание законодательства. 1996. № 19. Ст.2257.

11. Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации. Утв. Постановлением Правительства от 17 июля 1995 г. № 713 // Российская газета. 1995. 27 июля.

12. Положение о государственных наградах Российской Федерации. Утв. Указом Президента РФ от 2 марта 1994 г. № 442 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1994. № 10. Ст. 775.

 

Специальные:

1. Административно-процессуальное право: Курс лекций / Под ред. И.Ш. Килясханова.– М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004.

2. Бахрах Д.Н. Административное судопроизводство, административная юстиция и административный процесс. // Государство и право. 2005. № 2.

3. Бочаров С.Н., Зубач А.В., Костенников М.В., Куракин А.В., Сальников М.Г., Тюрин В.А. Административная юстиция: Учебное пособие.– М.: МосУ МВД России, Изд-во «Щит-М», 2005.

4. Журавлева О. Обжалование в суд незаконных действий и решений: как повысить его эффективность. //Российская юстиция. 1998. № 1.

5. Кантор П.Ю. Постатейный комментарий к Закону РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».– М.: «Юстицинформ», 2005.

6. Кононов П.И. Административный процесс в России: проблемы теории и законодательного регулирования. Киров, 2001.

7. Махина С.Н. Административный процесс: проблемы теории, перспективы правового регулирования. Изд-во Воронежского ун-та, 1999.

8. Минаков И.А. Вопросы обжалования гражданином действий (бездействия) должностных лиц органов государственной власти и управления. // Нотариус. 2004. № 5.

9. Панова И.В. Административно-процессуальная деятельность в Российской Федерации. Автореф. дис. … докт. юрид. наук. Екатеринбург, 2000.

10. Рихтер И., Шупперт Г.Ф. Судебная практика по административному праву. М., 2000.

11. Сорокин В.Д. Административно-процессуальное право: Учебник.– СПб, 2004.

12. Сорокин В.Д. Административный процесс и административно-процессуальное право. СПб., 2002.

13. Старилов Ю.Н. Административный процесс в системе современных научных представлений об административной юстиции. // Государство и право. 2004. № 6.

14. Старилов Ю.Н. Административная юстиция. Теория, история, перспективы. М., 2001.

15. Токанова А.В. Право гражданина на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов исполнительной власти. // Журнал российского права. 2001. № 11.

16. Фролов Е.С. Обращения граждан как форма их участия в управлении делами государства. // Гражданин и право. 2000. № 6.

17. Хаманева Н.Ю. Право граждан на подачу обращений. // Гражданин и право. 2000. № 1.

 

Семинар 7. Обеспечение законности и дисциплины в государственном и муниципальном управлении.

1. Понятие и виды государственной дисциплины. Соотношение понятий «дисциплина» и «законность» в административном праве. Правоохранительная деятельность государства как средство поддержания режима законности и дисциплины.

2. Особенности законности и дисциплины в сфере управленческой деятельности. Понятие и способы обеспечения законности и дисциплины в сфере реализации исполнительной власти.

3. Понятие, виды, формы и методы контроля в управленческой деятельности.

4. Надзор прокуратуры за исполнением законов органами исполнительной власти, местного самоуправления, юридическими и должностными лицами, а также за соответствием закону издаваемых ими правовых актов.

5. Контроль Уполномоченного по правам человека за деятельностью государственной администрации.

6. Общественный контроль за деятельностью публичной администрации.

 


Контрольные вопросы:

1. Каково назначение принципа законности в деятельности государственной администрации?

2. Как соотносятся понятия "контроль", "надзор", "контрольно-надзорная деятельность"?

3. Какие виды контроля можно выделить, используя такие критерии, как субъект контроля, объект контроля, время осуществления?

4. Чем отличаются административный контроль от административного надзора?

5. Какими полномочиями обладает Главное контрольное управление администрации Президента Российской Федерации в отношении федеральных органов исполнительной власти?

6. Раскройте содержание парламентской процедуры "правительственного часа".

7. Какие виды депутатских запросов к должностным лицам исполнительной власти вы можете назвать?

8. Назовите средства прокурорского реагирования на незаконные акты государственной администрации.

9. Какими полномочиями обладает должностное лицо, осуществляющее ведомственный административный контроль?

10. Какие признаки характерны для межведомственного административного контроля?

 

Задания:

 

1. Охарактеризуйте понятие «контроль» в объёме всех его составляющих элементов, назовите различные виды контроля по различным классификационным основаниям. Охарактеризуйте понятие «надзор» и раскройте признаки, отличающие его от понятия «контроль». Какие вам известны виды надзора? Чем надзорная деятельность отличается от контрольно-надзорной? Назовите три-четыре органа, осуществляющих контрольно-надзорную деятельность.

 

2. Назовите всех субъектов президентского контроля. Охарактеризуйте формы, методы и полномочия осуществляемого ими президентского контроля по действующему законодательству.

 

3. Охарактеризуйте контрольные полномочия Министерства финансов Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, налоговых органов как важнейших видов надведомственного контроля.

 


ИСТОЧНИКИ:

Нормативные:

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 декабря.

2. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ "Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 1997. № 9. Ст.1011.

3. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 1997. № 51. Ст.5712.

4. Федеральный закон от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 1995. № 3. Ст.167.

5. Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 "О Прокуратуре Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 1995. № 47. Ст.4472.

6. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 1999. № 42. Ст.5005.

7. Положение об Администрации Президента Российской Федерации. Утв. Указом Президента Российской Федерации от 6 апреля 2004 г. № 490 // Собрание законодательства РФ. 2004. № 15. Ст. 1395.

8. Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. № 849 "О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе" // Собрание законодательства РФ. 2000. № 20. Ст.2112.

9. Положение о Контрольном управлении Президента Российской Федерации. Утв. Указом Президента РФ от 8 июня 2004. № 729 // Собрание законодательства РФ. 2004. № 24. Ст. 2395.

 

Специальная:

1. Акопов Л.В. Контроль в управлении государством: теоретические и конституционно-правовые основы. Ростов-на-Дону: ООО "Ростиздат", 2002.

2. Арзамасов Ю.Г. Контроль судебной власти за ведомственными нормативными актами. // Российский судья. 2005. № 1.

3. Беляев В.П. Сущность контроля и надзора, их сходство и различия. // Государство и право. 2006. № 7.

4. Боровский А.Б. Контроль: его сущность, цели и признаки. // Государство и право. 2007. № 8.

5. Власенко Н.А., Беляев В.П. Контроль и надзор в российском государстве. // Государство и право. 2006. № 8.

6. Демин В. Судебный контроль за законностью актов органов местного самоуправления. // Российская юстиция. 2001. № 6.

7. Зайцев В.Ю. Некоторые вопросы судебной практики по делам об оспаривании правовых актов. // Бюллетень Верховного Совета РФ. 2001. № 3.

8. Женетль С.З. Некоторые вопросы прокурорского надзора. // Российский судья. 2002. № 3.

9. Кудрявцев В.Н. Законность: содержание и современное состояние. // Журнал российского права. 1998. № 1.

10. Мельников Н.В. Прокурорский надзор – самостоятельная форма осуществления прокурорской власти в России. // Государство и право. 2003. № 5.

11. Муравьёв А.А. К вопросу о статусе полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах. // Журнал российского права. 2003. № 8.

12. Сергеев А.А., Розенфельд В.Г. Административный контроль за законностью правовых актов органов местного самоуправления. // Государство и право. 2002. № 12.

13. Соменков М.С. Правовое регулирование деятельности Счетной палаты Российской Федерации. // Журнал российского права. 1997. № 7 С. 70–75.

14. Сунгуров А., Маччелли Д., Абросимова Е., Виноградова Т. Механизмы контроля над деятельностью публичной администрации в странах Европы. // Сравнительное конституционное обозрение. 2007. № 1.

15. Сунгуров А., Маччелли Д., Абросимова Е., Виноградова Т. Обжалование неправомерных действий органов исполнительной власти в Российской Федерации. // Сравнительное конституционное обозрение. 2007. № 1.

16. Тарасов А.М. Президентский контроль. // Законность. 2003. № 4.

17. Тарасов А.М. Государственный контроль: сущность, содержание, современное состояние. // Журнал российского права. 2002. № 1.

18. Тарасов А.М. Президентский контроль: теоретические и практические аспекты оценки его эффективности. // Государство и право. 2002. № 11.

19. Тарасов А.М. Региональный президентский контроль: вопросы совершенствования. // Журнал российского права. 2002. № 5.

20. Шалумов М.С. Прокурорский надзор и государственный контроль за исполнением законов: разграничение компетенции и ответственности. // Государство и право. 1999. № 1.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 527; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.218.147 (0.074 с.)