Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проведение учебных занятий по альпинизму и роль инструктора как педагога и воспитателяСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Для того чтобы плодотворно использовать дни пребывания участников в лагере, полностью и с хорошими показателями выполнить программу подготовки на значок "Альпинист СССР", все учебные занятия должны проводиться инструктором по заранее продуманной системе. В первую очередь инструктор должен составить план-конспект занятий. При выполнении этой работы можно принять за основу приведенные в этой книге материалы. Нельзя, однако, буквально придерживаться этих образцов: они не могут полностью отвечать разнообразным условиям учебно-спортивной работы профсоюзных альпинистских лагерей, расположенных в разных горных районах Советского Союза. Каждый инструктор обязан внимательно просмотреть типовой конспект и, руководствуясь указаниями начальника учебной части лагеря, внести в него уточнения применительно к условиям проведения учебных занятий. При необходимости внести в учебные вопросы некоторые дополнения надо обратиться к старшему инструктору - командиру отряда. Старшие и более опытные товарищи: начальник учебной части, начальник спасательного отряда и все старшие инструктора - обязаны повседневно помогать инструктору своими советами и указаниями, разрешать вопросы и сомнения, возникающие у него. Каждому инструктору, пользующемуся этой книгой, следует внимательно просмотреть "указания по проведению занятий", приведенные в планах-конспектах, и хорошо продумать, как их можно применить к особенностям своих учебных мест и маршрутов. Необходимо выяснить, какие из этих указаний можно применить целиком, какие из них не подходят и чего в них недостает. Перед каждыми практическими занятиями инструктор должен ответить себе на следующие вопросы: Где и какие приемы надо показать участникам? На какие особенности гор или поверхности склонов надо обратить внимание участников? Сколько времени займет подход к месту занятий и что можно отработать в пути? Сколько времени должна занять отработка различных приемов и какие из них главные? Какие меры предосторожности обеспечат полную безопасность данных занятий? Как соблюсти необходимую последовательность обучения? Как чередовать психологическую и физическую нагрузку и отдых участников? Где находится инструктор во время передвижения участников по учебным маршрутам? Как должно быть подготовлено учебное снаряжение и прочие предметы для занятий? Как должно быть подготовлено учебное место, что надо проверить и устранить в районе занятий? О чем следует побеседовать с участниками, чтобы повысить их интерес к занятиям? Роль инструктора - командира учебного отделения альпинистского лагеря очень важна. Инструктор альпинизма является одновременно педагогом и воспитателем. Только умелое сочетание учебно-спортивной и воспитательной работы отвечает высоким требованиям, которые предъявляются к тренеру и инструктору советского спорта. Инструктор способствует воспитанию здоровой, бодрой и сильной молодежи, обладающей высокими моральными качествами, беспредельно преданной Родине и делу партии Ленина-Сталина. Эти требования обязывают инструктора альпинизма постоянно повышать свои педагогические знания, общую культуру и идейно-политический уровень. Для инструктора альпинизма должны приобрести силу непреложного закона слова Маркса о том, что "воспитатель прежде всего должен быть сам воспитан". Инструктор альпинизма должен всегда помнить, что с момента прибытия на занятия в лагерь он постоянно находится под критическим, оценивающим взглядом молодых альпинистов, которые во всем берут пример с инструктора. Больше всего укрепляет авторитет инструктора отличное знание им своего дела. Умело применяя различные меры поощрения и взыскания, инструктор дисциплинирует молодых альпинистов, развивает активность, инициативу. Внимательно изучая каждого участника своего отделения, инструктор своевременной помощью, ободрением, последовательностью в требованиях развивает в обучаемых чувство уверенности в своих силах, без которого невозможен спортивный рост. Каждое учебное занятие должно быть тщательно подготовлено как с методической, так и с организационной стороны. Большое значение имеет культура изложения учебного материала. Просто и ясно выразить свои мысли может лишь тот, кто хорошо продумал материал. Поэтому непременным условием должна быть тщательная подготовка к занятиям. Инструктор, выходя на занятие, обязан быть аккуратно одетым. Все его личное снаряжение должно быть в образцовом порядке, подогнано, вычищено, наточено и отшлифовано. Особое значение имеет поведение инструктора во время учебных занятий и походов. Он должен быть постоянно требовательным, поддерживать порядок и дисциплину. Инструктор может быть с участниками давно знаком и находиться с ними в дружеских отношениях, но во время занятий он не имеет права допускать ни малейшей фамильярности, чтобы не ослабить дисциплину. Показывая какой-либо прием, инструктор должен проделать его безукоризненно. Чистоты исполнения он может добиться только путем упорной тренировки. На семинарах инструкторов и на личных подготовительных занятиях инструктор обязан хорошо изучить учебные места и путем многократных повторений достичь безукоризненного выполнения того или иного приема. Учебные занятия инструктор и его ученики должны вести по единой технике. Если участнику полагается проходить данный маршрут со страховкой, точно так же и в первую очередь проходит его инструктор. Если участник применяет самостраховку, то же обязан сделать и инструктор. Во время занятий с учебным отделением, когда требуется применять страховку в таких местах, где опытный альпинист не видит для себя никакой опасности, инструктор не имеет права ходить без веревки, если участники связаны ею, в противном случае участники сделают вывод, что страховка нужна только для новичков, и станут пренебрегать ею в дальнейшем. Неправильным поведением инструктора в этом случае могут быть сведены на нет результаты учебной работы. При проведении занятий по теме "Меры предосторожности при передвижении в горах" надо учесть, что все участники, проходившие подготовку до выезда в горы, уже знают узлы и особые положения для страховки. Поэтому занятие следует начать с проверки этих знаний. При обнаружении погрешностей надо сразу обратить на них внимание всего отделения и не жалеть времени на полное их исправление. Таким образом, важнейшей частью первых занятий является выявление и исправление ошибок и освоение правильных приемов страховки. Инструктор может обучать не только показом и объяснением приемов. Правильно усвоить выполнение приемов помогают также рассказы о несчастных случаях с альпинистами, неправильно освоившими страховку или пренебрегшими ею, Необходимо еще раз рассказать начинающему альпинисту о задачах советского альпинизма и подчеркнуть его отличия от альпинизма буржуазного. При отработке с начинающими приемов страховки своего товарища, касающихся погашения рывка на веревке, следует ограничиться в пределах рывка силами одного человека. Применять более сильные рывки или удерживать веревкой сброшенную чурку не следует. Начинающего знакомить с этим преждевременно. При проведении занятий на скалах, надо еще раз проверить учебное место и окружающие склоны. В работе инструктора альпинизма не должно быть случайностей. Кроме учебных маршрутов, надо определить места, где можно разместить незанятых участников, осмотреть верхние и нижние склоны. Поскольку инструктору часто приходится менять свое место, чтобы проверять смену страхующих участников, показывать новый маршрут и т. п., ему надо иметь большую свободу действий. Для этого следует иметь при себе длинный конец вспомогательной веревки и грудную обвязку. С помощью этой веревки и двух карабинов он может быстро подсоединиться к любой связке участников или взять верхнюю страховку и выполнять свою работу без нарушения правила обязательной страховки для инструктора. В течение всех занятий на скалах инструктор должен следить за тем, чтобы над головой нижестоящих участников не проходил учебный маршрут, чтобы на линии падения камня из-под ног участника не находились его товарищи и инструктор. Схема отработки темы "Передвижение по скалам" по дням занятий очень проста. 1-й день - ходьба по невысоким камням и легким скалам с гимнастической страховкой при помощи товарищей, стоящих наготове, чтобы поддержать сорвавшегося. Цель - научить ходьбе и ознакомить поверхностью скал, положением рук и ног и основными правилами передвижения. 2-й день - ознакомление с особенностями скального рельефа и техникой их преодоления - страховка только верхняя. 3-й день - прохождение маршрутов в связках. После перехода с легких скал на скалы средней трудности обязательна верхняя страховка. Такой порядок обеспечивает постепенный переход к более трудным упражнениям. В первый день занятий на скалах все отделение может заниматься одновременно. Этим разрешается задача - равномерно и полностью нагрузить всех участников. При занятии необходимо регламентировать отдых участников. Для этого можно взять норму: 50 минут работы, 10 минут отдыха. Второе занятие на скалах обычно совмещается с занятиями на травянистых склонах, осыпях и знакомством с районом лагеря. Указанное совмещение и последовательность проведения занятий приведены соответственно приказу Всесоюзного комитета по делам физкультуры и спорта, пересмотревшего в 1950 году программу подготовки на значок "Альпинист СССР" и разработавшего новый календарный план. Проведение занятий вдали от лагеря в виде однодневного выхода на 10 часов является серьезным испытанием для участников. Здесь впервые с повышением нагрузки проверяются качества их физической тренированности - сила, выносливость и моральные качества - выдержка, настойчивость. Инструктору надо следить за самочувствием участников при увеличении нагрузки. Нужно, чтобы участие в занятиях было посильно для слабейших. На этом и последующем занятии на скалах со страховкой необходимо следить за соблюдением очередности в прохождении маршрутов, чтобы учебные вопросы были отработаны всем составом и чередование нагрузки и отдыха было выдержано равномерно. Общих перерывов после каждого часа занятий устраивать не следует, поскольку участники отдыхают достаточно в ожидании очередных маршрутов. Только в середине дня надо сделать 30-минутный перерыв для принятия пищи. Занятия на леднике являются вторым этапом в приобретении альпинистских навыков. Ночевка в походных палатках и два дня бивуачной жизни служат отличной подготовкой к предстоящему походу и восхождению на зачетную вершину. Места занятий на леднике необходимо еще раз проверить и оценить, обезопасить участников от ледяных обвалов, глубоких трещин и срывов с крутых ледяных склонов. Особое внимание инструктор должен обратить при выходе на лед на постоянное пользование очками. Он не должен допускать "загорания" и питья ледниковой воды. Другой момент, очень важный в обучении молодых альпинистов, - это устройство бивуака и знакомство с бивуачной жизнью. ПОДГОТОВКА К ВЫХОДУ НА ВОСХОЖДЕНИЕ Для подготовки к выходу на восхождение в плане лагеря обычно предусматривается один день. Это время отводится на последние сборы: горовосходители получают недостающее снаряжение, продукты питания, укладывают рюкзаки. Но подготовка к выходу на зачетное восхождение начинается инструктором задолго до этого дня. Он обязан обеспечить хорошую подготовку своего отделения к участию в восхождении. Инструктор должен кропотливо вникать во все детали воспитания молодых альпинистов. Важнейшая задача инструктора - развить у участников дух коллективизма, уверенность в своих товарищах и стремление к завершению учебы большим спортивным успехом. Помогая участникам исправить недочеты в учебе, подогнать снаряжение и костюм, инструктор добивается отличной готовности их к походу. Перед походом он вместе со всеми участниками проходит медосмотр. Готовность участников должна быть постоянной. Все снаряжение нужно содержать в образцовом порядке; неисправности следует немедленно устранять. После выхода в поход на ледник необходимо проверить все бивуачное снаряжение и устранить его недостатки. Особое внимание должно быть уделено состоянию основной альпинистской веревки. Перед походом все веревки надо развязать и проверить каждую прядь, пропуская веревку через руки трех человек подряд (если мимо одного проскользнет недостаток, его заметит другой). Все сомнения, вызванные качеством веревок, надо разрешить с начальником спасательного отряда и своим командиром. Необходимо проверить все палатки, наличие оттяжек, палок, исправность застежки входа и убедиться в отсутствии повреждений ткани. Проверить остроту кошек и ледорубов, наличие и исправность тесьмы и темляков, оковку ботинок и наличие запасных защитных очков. Дрова (если они берутся в поход) должны быть сухие, кастрюли и котелки чистые, а продукты аккуратно уложены в чистые мешочки и бумагу. Укладка рюкзаков - не простая задача. Инструктор должен знать силы каждого участника и распределить груз с учетом физических возможностей горовосходителей. Должно быть четко указано, кто какой понесет груз. Инструктору надо составить подробный список всего необходимого и по нему сверять наличие снаряжения. После укладки рюкзаков каждый из них надо проверить по весу и по форме. Затем все надевают рюкзаки и проверяют, не оттягивают ли они плечи и не давят ли спину неправильно уложенные предметы. Перед походом участники должны хорошо выспаться. Из состава наиболее сильных участников (стажеров) под руководством начальника спасательного отряда лагеря формируется вспомогательно-спасательная группа из 4-6 человек. Назначение этой группы - разведка и обработка наиболее трудных участков пути, связь и оказание помощи начальнику колонны, а также организация в случае необходимости первой помощи и спасательных работ. Вспомогательная группа уходит на 20-30 минут раньше других.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 442; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.35.234 (0.008 с.) |