Характеристика скального рельефа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика скального рельефа



Большое разнообразие форм скального рельефа создает различные трудности на пути альпиниста.

Знание особенностей скального рельефа и техники его преодоления - одно из условий успеха восхождения.

Различные формы скальной поверхности, их зависимость от состава и структуры горных пород (граниты, известняки, сланцы, песчаники) и интенсивности выветривания. Скалы мокрые, заснеженные и обледенелые.

Строение скальной поверхности: гребни, кулуары, желоба, камины, расщелины, трещины, балконы, уступы, выступы, плиты, стены, внешние и внутренние углы, карнизы, бараньи лбы.

Особенности передвижения

а) по легким скалам;

б) по скалам средней трудности;

в) по трудным скалам (монолитным и разрушенным).

Требования, предъявляемые к альпинисту:

а) знание особенностей скального рельефа и опасностей, возникающих на скалах;

б) правильная оценка трудности и проходимости скальных маршрутов;

в) выбор безопасного и наиболее удобного пути;

г) владение техникой движения по скалам, тренированность;

д) соответствующее, снаряжение.

Опасности, возникающие на скалах

В зависимости от: а) степени выветривания (разрушенности) горных пород;

б) метеорологических условий;

в) неподготовленности и неправильного поведения альпинистов.

Основные правила передвижения но скалам

Практическая часть (5 часов до выезда в горы и 7 часов в горах).

Указания

Занятия проводятся на легких скальных склонах и крупных камнях высотой 2-4 м, не требующих верхней страховки. Проводят их инструктора отделений.

1) Предварительно выбирать и намечать путь. Осмотр скал, выбор общего направления движения и детальная наметка пути прохождения от ориентира к ориентиру, определение мест изменения направления и отдыха.

2) Опробовать опоры. Прежде чем использовать опору, необходимо опробовать ее надежность.

3) Сохранять три точки опоры. Сохранение трех точек опоры является основой правильного стиля и безопасности скалолазания.

4) Основную нагрузку несут ноги.

При передвижении по скалам основная нагрузка ложится на ноги; руки поддерживают тело в нужном положении и равновесии.

Для большей устойчивости ноги ставятся по возможности на всю ступню, внутренней стороной к склону, а когда это невозможно - на внутренний рант. Следует избегать становиться на колено.

5) Чередовать нагрузку на различные группы мышц и двигаться плавно.

Для быстрого продвижения и экономии сил надо использовать полностью каждый уступ и выступ, переходя по ним, не отрывая рук, из положения виса на упор и выжим.

Ровный темп и плавные движения при скалолазании обеспечивают нормальную работу сердца и легких, сохраняют чувство равновесия и координацию движений.

6) Двигаться на распорах и использовать трение. Для наиболее успешного лазания при подъеме и особенно спуске по скалам следует использовать распоры, передавая усилия рук и ног на противоположные опоры, применительно к особенностям скальной поверхности.

При лазаний по крутым плитам, расщелинам, каминам для создания надежных точек опоры необходимо использовать трение, передавая давление на опоры или путем расклинивания, зажима или распора руками, ногами, туловищем.

7) Передвигаться по вертикали.

Отклонения от вертикального направления движения связаны с излишней тратой сил и времени. Пересекать скальный участок следует только в случае необходимости.

8) Изменять основное, вертикальное положение корпуса: "Ближе к скале" или "Дальше от скалы", применяясь к особенностям строения скал.

На прочных скалах - при хороших захватах руками держать тело дальше от скалы. При отсутствии прочных захватов для рук и наличии надежных опор для ног - ближе к скале.

9) Применять страховку во всех случаях, когда срыв может привести к падению и повреждениям.

Трудные и опасные участки пути преодолевать с обязательной страховкой.

Указания по проведению занятий до выезда в горы
(1 час-беседа, 5 часов-практика)

При наличии достаточно разнообразные скал в местах проведения занятий до выезда в горы, кроме отработки правил передвижения по скалам, следует ознакомить занимающихся с формами скальной поверхности и показать способы и средства страховки на скалах.

Лазание по камням не выше 3 м можно проводить С гимнастической страховкой.

В случае использования для занятий скал выше 3 я обязательно применение верхней страховки с помощью веревки. Во всех случаях скалы должны быть предварительно очищены от непрочно лежащих камней и все учебные маршруты изучены руководителями занятий.

При наличии скал с нехарактерной для гор поверхностью и пр. (мелкоизломанные стены каменоломен или обрывы берегов рек) ограничиться учебными вопросами первого занятия. Изучение и отработка правил скалолазания должны быть основой подготовки начинающих по данной теме до их выезда в горы.

В случае отсутствия предусмотренного комплекта снаряжения и обмундирования участники могут заниматься в обычных ботинках или спортивных туфлях.

Указания по проведению занятий в горах
(1 час беседа, 7 часов-практика)

Участники, стоя лицом к склону, выслушивают краткие объяснения и следят за показом инструктором основных правил движения по скалам.

После этого все обучаемые одновременно отрабатывают основные правила движения по скалам, передвигаясь вверх, вниз и в стороны, на скальных склонах, указанных инструктором. Обратить особое внимание на выполнение правил 2, 3 и 4. При прохождении трудных участков обучаемые страхуют друг друга снизу гимнастическим способом. Каждый проходит маршрут в обе стороны. На спусках проверять выполнение правила 6.

Инструктор со своего места видит одновременно всех обучаемых и дает соответствующие указания.

Первое занятие на скалах желательно проводить в условиях, не требующих организации страховки веревкой, чтобы все внимание участников и инструкторов сосредоточилось на отработке основных правил передвижения по скалам.

Если вблизи лагеря нет лёгких, невысоких скальных склонов, занятия могут проводиться на склонах средней трудности, высотой до 6 м, при условии организации надежной верхней страховки.

Обучаемые размещаются в месте, безопасном от камнепадов, с которого хорошо виден учебный склон.

Под наблюдением инструктора двое обучаемых организуют страховку на двух параллельных маршрутах.

Затем все обучаемые поочередно, по два человека, проходят с верхней страховкой оба маршрута.

Страхующие сменяются через 2-3 человека. По прохождении всеми обучаемыми первых двух маршрутов отделение переходит на следующие и т. д.

За время занятия каждый обучаемый проходит пять-шесть разных маршрутов.

Для уплотнения учебного времени с первого дня занятий на скалах со страховкой все обучаемые должны иметь грудную обвязку из вспомогательной веревки.

Для прохождения маршрута грудная обвязка связывается или соединяется с основной веревкой посредством карабина.

Во время прохождения обучаемыми маршрутов инструктор наблюдает снизу и дает им указания. Не занятые на маршруте участники располагаются внизу.

При смене страхующих инструктор поднимается наверх и проверяет надежность страховки.

Если в отделении имеется стажер, он должен непрерывно наблюдать за правильностью организации страховки.

От легких маршрутов к более трудным переходить постепенно.

Во всех случаях обращается внимание обучаемых на страховку, как на основу безопасности движения.

Разбор (20 минут). При разборе занятий инструктор объявляет оценку успеваемости обучаемых, отмечает недостатки и положительные моменты в освоении обучаемыми основных правил движения по скалам.

При оценке действий обучаемых учитывать:

овладение приемами передвижения;

уверенность передвижения;

выполнение основных правил скалолазания и самостраховки. По окончании занятий отделения по сигналу командира отряда строятся, сходятся одновременно на сборный пункт и в составе отряда следуют в лагерь.

План-конспект XV

ПЕРЕДВИЖЕНИЕ ПO СКАЛАМ
(Занятие 2-е)

Цель - научить, начинающих альпинистов способам преодоления различных форм скальной поверхности.

Время - 4 часа.

Место и метод проведения занятий - скальные склоны с различными, ярко выраженными формами скальной поверхности. Вводная беседа и показ инструктором приемов преодоления различных форм скальной поверхности, после чего следует практическая отработка этих приемов обучаемыми.

Литература, снаряжение и одежда указаны в конспекте XIV.

Учебные вопросы и их содержание

Вводная часть
(20 минут)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 432; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.141.6 (0.011 с.)