Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Советы Баден-Пауэлла инструкторамСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Скаутское движение предлагает управление мальчиками посредством самих же мальчиков, и очень часто лучшее, что – может сделать инструктор, - это стушеваться самому, контролируя лишь деятельность патрульных вожаков. 2. Вы должны быть чем-нибудь в отряде, но не пытайтесь быть всем. 3. Наблюдайте за своим отрядом и предоставьте патрульным действовать в своих патрулях так, как они сочтут наилучшим. Оказывайте им возможно большее доверие и внушайте им веру в их собственные силы. 4. Никогда не кричите. Криком нельзя установить не дисциплины, ни порядка. Надо быть спокойным и властным. 5. Не отдавайте приказаний, если у вас нет средств заставить их исполнить. 6. Умейте наблюдать за всем незаметно. Если мальчики чувствуют, что ваш глаз постоянно следит за ними, это их стесняет, и вы не получите от них всего, что они могли бы дать при других условиях. 7. Управляйте ими при помощи симпатии, а не страха. Выслушивайте их внимательно, с чем бы они ни обращались. Добейтесь того, чтобы они вам доверяли, и тогда вы можете ожидать от них многого. 8. Берегите это доверие и не дискредитируйте его. Будьте верны своим питомцам. Если начальник отряда останется недоволен патрульным, скажите: «Это моя вина: я дурно обучил его». Если вы всегда готовы взять вину на себя, дети вам не изменят и в самых трудных обстоятельствах пойдут за вами и сделают все возможное, чтобы вас не подвести. 9. Берите на себя всю ответственность за недостатки отряда. Остерегайтесь, чтобы мальчики не несли этой ответственности, так как если дело идет дурно, то, обыкновенно, виновником являетесь прежде всего вы. 10. Не позволяйте зародиться среди мальчиков убеждению, что качество их работы для вам безразлично. Всегда больше хвалите, чем порицайте. Одобрение гораздо лучше действует, чем язвительные слова. Не пропускайте удобного повода для похвалы и, если вы заметите ошибку, больше всего избегайте сарказма. Часто это приносит больше вреда, чем ошибка. 11. Хвалите, но не будьте расточительны на похвалы, иначе у мальчиков может зародиться убеждение, что все, что бы они ни сделали, будет хорошо. 12. Необходимо, конечно, изучить индивидуальный характер мальчиков. Без этого нельзя вести занятия с патрулем. Нельзя огульно хвалить или порицать патруль. Нужно знать характер каждого мальчика, и хотя это изучение трудно, но в высшей степени интересно. 13. Мое мнение относительно дисциплины таково: она всецело зависит от того, что вы сами из себя представляете. Каковы вы, таковы будут и ваши питомцы. Ваша речь также должны подлежать дисциплине. Нетерпеливый и отрывистый тон приказаний, перемена тактики и намерений недопустимы. Вы обязаны избегать выговоров при посторонних, противоречивых и неопределенных приказаний и ни в каком случае не брюзжать, что бы ни случилось. 14. Помните затем о необходимости безусловной вежливости при каких бы то ни было обстоятельствах. 15. Никогда не заставляйте мальчиков делать то, что не стали бы делать вы сами. 16. Не допускайте халатного и легкого отношения к делу. Не требуйте слишком много от вашего патруля. Ставьте хотя не легкие, но достижимые задачи и следите за тем, чтобы они были выполнены. 17. Подавайте сами хороший пример пунктуальности, аккуратности в одежде и т. д. 18. Образуйте Суд Чести для обсуждения вопросов, касающихся отряда. Суд Чести является очень важным фактором в деле дисциплины. Меняйте помощников патрульных каждые шесть месяцев, чтобы дать каждому мальчику возможность в свою очередь быть некоторого рода начальником. Избрание помощника должно производиться самим патрулем. 19. Пусть каждый мальчик заботится об успехах своего патруля во всех отношениях (в исполнительности, дисциплине и т. д.). Это может быть достигнуто главным образом через патрульного, энтузиазм которого (если он неподдельный) обыкновенно бывает заразителен. 20. Всем начальникам в форме должно оказываемо необходимое почтение. Это чрезвычайно важно и отражается на всем отряде почти во всех отношениях. Поэтому патрульный должен настаивать, чтобы знаки почтения оказывались как ему, так и инструкторам. Салют может казаться мелочью, но в действительности это не так. В отряде, где ослабевает дисциплина, вы прежде всего замечаете, что салют вышел из употребления. 21. Почаще осматривайте чистоту рук, лица, шеи, зубов, одежды мальчиков. Приучайте их следить за собой и стремиться быть лучше во всех отношениях. 22. Баден-Пауэлл, введя в программу скаутских занятий военный строй (в весьма скромной форме), так определяет его значение: «во-первых, строй приучает мальчиков правильно без толкотни и суетливости производить массовые движения, что особенно важно во время лагерных, дает мальчикам известную выправку фигуры, укрепляет мускулы, поддерживающие туловище, благодаря чему легкие и сердце получают большую свободу для своей работы. У подростков особенно часто замечается наклонность к сгорбленному положению, и потому нужно все делать, чтобы освободить их от этой вредной привычки. Физические упражнения и строй – лучшее для этого средство. Но хотя после долголетнего опыта я вполне признаю дисциплинирующее значение строя, однако я ясно вижу также и его дурные стороны: Во-первых, военный строй дает слабому, лишенному воображения инструктору возможность чем-нибудь занять мальчиков. При этом он не считается с тем, нравится ли это детям и приносит ли им пользу. Он просто избегает лишних хлопот, связанных с необходимостью изобрести что-нибудь самому, и когда я вижу скаутский отряд, который хорошо делает военные артикулы, но не умеет сварить себе пищу, я считаю, что инструктор не годится для своего дела. Инструктор, лишенный соображения в любви к своему делу, всегда прибегает к военному учению как к единственному своему ресурсу. Во-вторых, в военном строе всегда есть известная тенденция стереть индивидуальность мальчика и превратить его в автомата, тогда как наша цель состоит именно в том, чтобы развить в нем индивидуальный характер. Кроме того, приемы строя, раз усвоенные, быстро надоедают мальчику, который жаждет деятельности другого рода, где он мог бы проявить свою предприимчивость и самостоятельность. Вот почему в программе скаутских занятий военный строй должен занимать весьма малое место». 23. Главная особенность нашей системы состоит в том, что она обращается непосредственно к самому мальчику. Благодаря этому мальчик сам начинает изучать то, что при других условиях ему нужно втолковывать, и лично я верю, что это единственный способ внушить моральные идеи мальчику самого низкого типа и сформировать его характер сообразно с этим. Этот метод можно бы было определить так: не следует обучать мальчиков, но надо стремиться к тому, чтобы они сами занимались изучением… И. Н. Жуков. Русский скаутизм. Краткие сведения о русской организации юных разведчиков. – Петроград: Издание Т-ва «В. А. Березовский», 1915, с. 26-30. Мы решили привести еще один фрагмент из книги Дж. Добсона «Непослушный ребенок». Рассмотренная в нем ситуация может послужить иллюстрацией к Ев. 6:4. А теперь прочитайте с. 85-90, 66-69 из книги «Следопыт». Подведем итог. Кратко объяснить своими словами взгляды, выраженные в прочитанных Вами фрагментах других книг. В этом Вам могут помочь такие записи: Д. Хабенихт – схема характеристик родителя. Дж. Добсон: ➢ злостное непослушание отпор ➢ детская безответственность игровым ➢ не уверен обязательно убедись Г. Левитт: ➢ физические условия ➢ эмоциональный климат ➢ особенности ребенка ➢ подготовленность Р. Баден-Пауэлл: ➢ не пытайтесь быть всем ➢ спокойным и властным ➢ берегите доверие ➢ дисциплина – Вы сами ➢ не легкие, но достижимые задачи и следите, чтобы были выполнены ➢ не раздражайте (Кол. 3:21, Еф. 6:4).
Объясните следующие факторы поддержания хорошей дисциплины (в чем заключаются и как влияют на дисциплину): 1. доверие 2. границы следствия 3. требовательность 4. развернутая программа 5. подготовленность.
Р2.12. КАКИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ПРИМЕНЯЛ ИИСУС ХРИСТОС? Приступая к изучению этого вопроса, выполните, пожалуйста, требования Р3. Терминами, употребленными в нем, мы будем оперировать при ответе на данный вопрос. Итак, Иисус применял такие методы из рассмотренных в требовании Р3: ➢ объяснение, когда отвечая на непонятные Его собеседникам вопросы, объяснял непонятное; ➢ беседу (например, с Никодимом, с Самарянкой) ➢ иллюстрирование («посмотрите на птиц небесных», «посмотрите на полевые лилии») ➢ создание ситуации интереса в процессе преподавания (сообщением сведений, которые были удивительны собеседникам). ➢ Опора на жизненный опыт (например, «…все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте…» Мф. 23:3). Но кроме того, Иисус, также применял методы обучения, которые не применишь в обычных науках, ибо науки не становят своей целью изменить характер человека. Но эти специфические методы Иисус приглашает использовать и нам сегодня, чтобы привлечь людей к Нему. Эти такие методы: ➢ Проповедь – выступление, имеющее своей целью представить один из аспектов духовного состояния людей, показать, что Иисус готов дать для его улучшения, и призвать обратиться к Иисусу; ➢ Учеба через дело. Характеристику этого метода можно дать словами Иисуса: … что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после» (Ин. 13:7). Это метод, при котором учащийся сначала выполняет действие, а потом извлекает из него урок. Но цель извлечь такой урок изначально не ставится. Приведем примеры: …Когда Петр шел к Иисусу по воде, он не знал, что Иисус обучает его не сводить с Себя взор. Вывод Петр сделала, наверное, тогда, когда они вместе с Иисусом шли к лодке. … Когда мы участвуем в ногоомовении, то вывод – быть смиренными – делаем после обряда, когда во время омовения ног прочувствуем этот вывод всем своим естеством. Многие из вас, наверное, заметили сходства учебы через дело и исследовательской работы. Но в исследовательской работе заранее планируется, в каких пределах должен быть ожидаемый результат и в каком порядке проводить работу. Например, в случае в Петром исследовательская работа выглядела бы примерно так. Сидя в лодке, Петр планирует: «Опытным путем установить, что будет если отвести взгляд от Иисуса. Ход работы: Предложить Иисусу, чтобы я к Нему пошел по воде. Пронаблюдать за результатами в случае, если я не свожу с Него взгляд, и в случае, когда я отведу взгляд. Сделать выводы. Ничего подобного Петр не планировал. Вывод – не сводить взор с Иисуса – Петр сделал уже на обратном пути к лодке и, наверное, только тогда осознал обучающее значение происшедшего с ним случая. Кто-нибудь, наверное, хотел рассматривать учебу через дело как один из видов упражнений. Но упражнения выполняются после изучения нового материала. А методом учебы через дело учащийся изучает новый материал, то есть сделанный вывод – это и есть новый материал. Нельзя причислить учебу через дело и к методу самостоятельных наблюдений, так как программу наблюдений составляют заранее, а приступая к учебе через дело, зачатую даже не осознают (как в рассмотренном случае с Петром), что попадают в обучающую ситуацию. Метод обучения через дело, или активное обучение, признан Генеральной Конференцией одним из самых прогрессивных. Начина с IV кв. 2000 г., этот метод рекомендуется при изучении уроков Субботней школы в подростковых классах. Уроки для подростков составлены так, что этим методом учащиеся изучают основные положения каждого субботнего урока. Вызов доверия – метод, которым верующий учащийся еще более утверждается в своей вере. Суть метода – согласиться со словами учителя и выполнить сказанное им действие, будучи заранее уверенным в результате, но не имея научных доказательств, что результат будет именно таким. Например, Иисус говорит царедворцу: «… пойди, сын твой здоров». (Ин. 4:50). У царедворца нет научных данных считать сына здоровым: наука считает, что за такое время от такого заболевания самопроизвольно не выздоравливают, а врача никто не вызывал. Но он «… поверил слову, которое сказал ему Иисус и пошел». (Ин. 4:50). То есть выполнил сказанное Иисусом действие («пойди»), и при этом был уверен, что сын здоров, хотя не имел научных доказательств этому.
Р2.13. КАКИЕ МОГУТ ВОЗНИКНУТЬ ПРОБЛЕМЫ С ДЕТЬМИ НАСТАВНИКОВ НА ЗАНЯТИИ (СОТРУДНИКОВ В ЛАГЕРЕ)? КАК ПРЕДОТВРАТИТЬ ЭТИ ПРОБЛЕМЫ? Наставник (сотрудник), зачастую подсознательно, уделяет своему ребенку больше внимания, чем другим детям своего звена. С другой стороны, дети наставников (сотрудников) могут требовать к себе больше внимания, чем положено обычному следопыту на этом занятии (лагере). Для предотвращения этого наставник (сотрудник) должен дома поговорить со своим ребенком о том, что на занятии (в лагере) ребенок для него такой, как остальные дети: на него распространяются те же правила и требования, что и на остальных детей: дежурить, соблюдать режим, называть наставников и сотрудников (в том числе, и своих родителей) по имени-отчетству и т. п.
Р2.14. ИСТОЧНИК ФИНАНСИРОВАНИЯ КЛУБА СЛЕДОПЫТОВ. 1. Пожертвования следопытов. 2. Целевые пожертвования общины на богослужении Дня следопытов. 3. Членские взносы следопытов. 4. Спонсорские взносы. 5. Средства от продажи изделий, изготовленных следопытами, на следопытских ярмарках, и от другого производительного труда следопытов. 6. Средства, предусмотренные бюджетом общины на «Клуб следопытов». Подробнее об этом см. на с. 77-81 книги «Следопыт».
Р3. ИЗ ЛЮБОГО ДОСТУПНОГО ВАМ ИСТОЧНИКА ВЫПИСАТЬ НАЗВАНИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ И ОБЪЯСНЕНИЯ К НИМ. ОБЪЯСНИТЬ СУЩНОСТЬ КОНЦЕПЦИИ СЛЕДОПЫТСКОГО ДВИЖЕНИЯ «УЧЕБА ЧЕРЕЗ ДЕЛО» (согласно 4-му абзацу на с. 6 книги «Следопыт»). РАССКАЗАТЬ, КАКИЕ МЕТОДЫ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПО ТРЕБОВАНИЯМ СТУПЕНЕЙ «ДРУГ», «СПУТНИК», «ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» (конкретно каждому требованию). Конспект, приведенный ниже, можно скопировать и вклеить в свою тетрадь. Методы обучения можно разделить на три такие группы: Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности. Методы контроля и самоконтроля учебно-познавательной деятельности. К методам организации и осуществления обучения относятся словесные, наглядные и практические методы. Словесные методы: Объяснение – словесное истолкование понятий, явлений, принципов действия, терминов т. п. Рассказ – последовательное раскрытие содержания учебного материала. Рассказы бывают: ➢ Художественные – образный рассказ фактов, поступков действующих лиц; ➢ Научно-популярные – основанные на анализе фактического научного материала. Такой рассказ связан обычно с теоретическим материалом, с абстрактными понятиями. ➢ Рассказы – описания последовательные изложения признаков, особенностей предметов и явлений. Лекция – устное изложение большого по объему, сложного по логическому построению учебного материала. Беседа – ответы учеников на вопросы учителя и наоборот, связанные определенной темой. Беседы бывают таких разновидностей: ➢ Вступительная беседа – имеет целью подготовить учащихся к предстоящей деятельности (изучению нового материала, лабораторной работе, экскурсии и т. п.). ➢ Беседа-сообщение – основывается преимущественно на наблюдениях, организованных учителем на уроке при помощи наглядных пособий, записей на доске, таблиц, рисунков, а также на материале текстов литературных произведений, документов. ➢ Беседа–повторение – используется для закрепления учебного материала. ➢ Контрольная беседа – имеет целью проверку знаний. ➢ Репродуктивная беседа – направлена на воспроизведение усвоенного ранее материала. Отличается от беседы-повторения: при репродуктивной беседе ученики одновременно демонстрируют уровень усвоения знаний (не все, что включено в беседу-повторение, сохранится до репродуктивной беседы). Репродуктивная беседа отличается от контрольной: в контрольную беседу включаются и вопросы ля ответа на которые простой депродукции будет мало (вопросы на размышление, вопросы – сопоставления, вопросы творческого характера и т. п.). Репродуктивная беседа может быть сопутствующей (при изучении нового материала), текущей (по какой-нибудь части изучаемого раздела), систематизирующая (по всему изученному разделу, но вопросам составляются с целью систематизировать знания учащихся, чтобы лучше осознана была структура раздела и место каждой тему в нем). ➢ Эвристическая (сократовская) беседа – умело сформулированными вопросами учитель направляет мысли учеников на формирование новых понятий (выводов, правил) используя уже приобретенные знания. ➢ Катехизисная беседа – воспроизведение ответов, заранее выученных наизусть, когда и вопросы тоже были известны заранее.
➢ Чтение текста учебника с целью закрепления знаний, полученных на уроке; ➢ Ответы на вопросы после текста; ➢ Заучивание текста ➢ Рассматривание и анализ таблиц, рисунков, других помещенных в учебнике иллюстраций. Наглядные методы: Иллюстрирование – сопровождение наглядными изображениями, плакатами, картами, картинками, схемами, рисунками на доске…). Демонстрация – показ в действии технической установки, трудовой операции, прибора с комментарием, акцентирующем внимание на главном, на сути. Самостоятельное наблюдение – рассматривание учениками явления, события без вмешательства в него, но с последующей обработкой результатов. Практические методы: Упражнения – многоразовые повторения действий или видов деятельности с целью их усвоения, опирающиеся на понимание и сопровождаемые сознательными контролем и коррекцией. Используют такие виды упражнений: ➢ Подготовительные – готовят учеников к усвоению новых знаний и способов их применения на практике; ➢ Вступительные сопутствуют усвоению нового материала на основе различения упражнениями к теме «Вязание грудной обвязки» будет вязание узлов: простого, булиня, контрольного, а подготовительными – упражнения на развитие динамики мышц, управляющих пальцами рук; ➢ Пробные – первые упражнения по применению только что усвоенных знаний; ➢ Тренировочные – выполняемые в стандартных для данного действия условиях с целью приобретения навыка; ➢ Творчески – по содержанию и методам выполнения приближающиеся к реальным жизненными условиям; ➢ Контрольные – по их результатам определяется сформированность умения/навыка. Лабораторные работы – изучение явления в специально созданных условиях при помощи специального оборудования. Практические работы – изучение явления в естественных для него условиях, когда действия учеников не носят искусственного характера. Можно сказать, практические работы – это что-то среднее между упражнениями и лабораторными работами. Графические работы – работы, в которых зрительное восприятие соединено с моторной деятельностью учащихся. Исследовательские работы – поисковые задания и проекты, каждая из которых объединяет целый ряд опытов, причем результаты предыдущего определяют цель следующего. Методы стимулирования обучения делятся на методы формирования познавательных интересов и методы стимулирования обязанности и ответственности.
Методы формирования познавательных интересов: ➢ Учебная дискуссия – обсуждение вопроса учебного материала. Точку зрения науки по этому вопросу ученики считают неоднозначной. ➢ Обеспечение успеха в обучении – учитель помогает отстающему ученику до получения хорошей оценки, затем по мере увеличения успехов ученика помощь учителя постепенно уменьшается. ➢ Метод познавательных игр - специально создаваемые увлекательные игровые ситуации на материале изучаемых тем. ➢ Создание ситуации интереса – в процессе преподавания учебного материала – использование интересных фактов, юмористических отрывков, курьезных случаев и т. п., которыми легко привлечь внимание учеников. ➢ Создание ситуации новизны – создание учителем такой морально-психологической атмосферы, в которой ученики ощущают свое, хоть и небольшое, интеллектуальное возрастание и моральное удовлетворение от этого. ➢ Опора на жизненный опыт учащихся: в повседневной жизни ученики, встречаются с разными явлениями, процессами, событиями, научные основы которых изучаются в школе. «Открытие» на уроке теоретических основ протекания процессов, которые ученики часто наблюдали или даже сами в них участвовали, вызывает интерес к теоретическим знаниям, формирует желание познать суть наблюдаемых фактов, явлений.
Методы стимулирования обязанности и ответственности в обучении предусматривают: ➢ Объяснение школьникам общественной и личной значимости учебы ➢ Предъявление требований, соблюдение которых означает выполнение учениками своих обязанностей ➢ Поощрение старательного выполнения обязанностей ➢ Оперативный контроль за выполнением требований ➢ При необходимости – указания на недостатки, замечания. Методы контроля и самоконтроля в обучении: Метод устного контроля (опрос) может быть: ➢ Индивидуальным ➢ Фронтальным (опрашивают всех сразу) ➢ Упрощенным (один отвечает устно, остальные письменно). Метод письменного контроля Метод тестового контроля (ответ в форме расставления цифр, подчеркивания нужных ответов, вставления пропущенных слов, нахождения ошибок и т. п.). Метод графического контроля (ответ в виде схемы, рисунка, таблицы, диаграммы). Метода программированного контроля (ответ в виде простого по принципу построения когда, который ученик составляет из номеров правильных ответов на предложенные вопросы). Метод практической проверки – оценивание на основании сформированности умения, что учитель видит, когда ученик применяет это умение в других видах работ. Метод самоконтроля – сознательное регулирование учащимся своей деятельности и целью обеспечения удовлетворяющих его результатов. Метод самооценки – определение самим учеником уровня своих знаний, умений и навыков в соизмерение со способностями и возможностями. «Вся концепция обучения следопытов исходит из той предпосылки, что дети учатся лучше, следуя не указанию, а примеру. Видя, как чтут родители и руководители духовные и социальные ценности, они тоже проникнутся желанием утверждать высокие моральные принципы, строить отношения на любви и заботе о ближнем, проникнутся решимостью совершенствоваться во всех своих начинаниях..."» («Следопыт: Учебное пособие для руководящего состава», с. 6). Рассмотрим теперь какие методы обучения можно применить при работе над требованиями «Друг» и «Спутник». Сочетание методов, приведенное ниже, не безупречно. Поэтому наставники могут его изменять и дополнять. Но начинающим наставникам эта таблица окажет добрую услугу. Мы не вносили в таблицу требования «Иметь возраст не меньше… лет. Посетить не меньше ¾ от всего количества занятий. Получить специализацию…», то есть такие, которые нет необходимости особенно комментировать.
Предлагаем Вам самим по данному же принципу продолжить заполнение таблицы для ступени «Исследователь».
Р4. СОСТАВИТЬ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НА ТЕКУЩИЙ ИЛИ СЛЕДУЩИЙ ГОД ДЛЯ СВОЕГО СЛЕДОПЫТСКОГО КЛАССА Календарно-тематический план показывает, какого числа, какая тема будет изучаться на занятиях следопытов. План «Памятных жемчужин» рассылает молодежный отдел конференции. Церемонии открытия и закрытия всегда проходят одинаково. Содержание объявлений знать на год вперед практически невозможно. Подробный план по специализациям составляют инструкторы. Следовательно, в календарно-тематическом плане можно указать темы таких частей занятия: ➢ Работа над требованиями ступеней ➢ Чтение клубной книги ➢ Игры (строевые тренировки) ➢ Музыкальн
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 407; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.218.44 (0.013 с.) |