ТОП 10:

Когда ваш друг нарушает правила



Старайтесь, насколько возможно избегать споров до тех пор, пока вас в них не вовлекут. Когда вы видите, что спор назревает, вы можете предотвратить его следующим образом. Чем отвечать на обидные слова, которые бросят вас в жаркую полемику, изберите тактику - не возражать и не спорить.

Если ваш друг видит нечто враждебное в совершенно законном требовании или просьбе, изберите такую тактику: не спорьте, но заявите спокойно и резонно: "Извините, что это так прозвучало. Я хотел сказать, что ...".

Если у вашего друга «особый дар сарказма», скажите ему прямо: "Мне неприятно слышать это в свой адрес. Я знаю, что я делаю то, что вам важно давайте стараться не делать этого а дальнейшем". Если ваш друг любит обвинять, то не оправдывайтесь Вместо этого поговорите о ваших "грехах". Когда после этого у него стало легче на душе, скажите ему что-нибудь вроде:

"Хорошо, давай вернемся к тому, с чего ты начал. Если я действительно неправ в этом вопросе, готов обсудить это с тобой. И я прошу, чтобы ты сделал то же самое". Если же друг намеренно продолжает делать то же, а не исправляется, скажите ему: "Я знаю, что ты сам не рад, что поступаешь так слишком часто. Я постараюсь, чтобы этого больше не повторилось".

Приемы нечестной борьбы могут разрушить отношения, но когда ваш друг забывает и нарушает правила, вы должны проявить благоразумие. Предпочтите не спорить, а спокойно и тихо разъясните ему суть ситуации. Подавите свое раздражение и снова убедительно изложите все ваши мысли, чувства и доводы. Вы можете избежать многих потенциальных ссор, предпочитая спору вежливую и тактичную манеру разговора.

 

Обратная связь

Определение обратной связи

Это процесс изложения информации, по которой лицо может узнать, какое влияние его действия и слова оказывают на каждого члена группы и на всю группу в целом.

Так как поведение каждого человека отражает его реакцию на действия и слова другого человека, как он понимает их в свете своего характера, опыта, взглядов, потребностей, понятий и т.д. вполне возможно, что он часто неправильно понимает или неверно истолковывает наши намерения по отношению к нему. У нас нет иной возможности определить, какие чувства мы вызвали в этом человеке, пока он не выскажет их сам. Мы можем гадать, но его чувства - его собственность, они глубоко внутри него и вне нашего контроля. Мы не можем изменить то, что он чувствует, пока он не выскажется и не поможет нам изменить каше поведение и найти более тесный контакт с ним, к чему мы и стремимся. Без обратной связи несоответствие между нашими намерениями и ответной реакцией может только увеличиться.

Например, новый член может быть старается завоевать доверие группы, но группа отвергает его из-за того, каким образом он пытается завоевать доверие. Поэтому новый член удваивает свои усилия, а это только усиливает его отвержение. Узел затягивается все туже и туже до тех пор, пока кто-нибудь не скажет ему (обратная связь), что в его поведении не нравится группе. Это круговой процесс.

а. В ряде случаев может возникнуть незапланированная обратная связь.

1. Сознательная - кивок в знак согласия.

2. Бессознательная - сонные кивания головой.

3. Непринужденная - 'большое спасибо".

4. Подтверждение - "да, это поможет".

5. Словесное - "нет".

6. Бессловесное - покинуть помещение.

7. Неофициальная - аплодисменты.

б. Запланированная обратная связь.

1. Разбор

Группа назначает наблюдателя, которые не участвует в выполнении задания, а лишь наблюдает, как группа решает свою задачу и как отдельные ее члены. Во время занятия группа отводит ему время, чтобы задать вопросы о том, что представляется ему важным. Группа обсуждает и разбирает эту ситуацию по своему усмотрению.

2.Самоанализ

Для этого используются магнитофоны и видеокассеты и человек имеет возможность слышать или видеть влияние своего поведения на других.

3.Совет

Один товарищ наблюдает за действиями другого, а затем дает ему совет, как он может достичь большего эффекта.

 

4. Личная обратная связь

Это наиболее прямая и эффективная обратная связь, если используется с целью оказания помощи. Разработан целый ряд руководств с целью помочь выразить и получить обратную связь.

Чем помогает обратная связь?

 

Усиление - Обратная связь может подтвердить поведение и способствовать его повторению. "Вы действительно помогли, когда внесли ясность".

Внесение поправок- Обратная связь может помочь привести поведение в соответствие с намерениями и целями. Мне было бы удобнее, если бы говорили стоя.

Установление личности - Обратная связь может помочь узнать людей и их взаимоотношения. "Джо, я думал, что мы враги, а оказывается, мы не враги, не так ли.

Описание - Описание более важно, чем оценка реакции. Описывая чью-либо реакцию, человек имеет свободу выбора - использовать ее, как есть, ли использовать ее так, как это его устраивает. Избегая языка оценок, описание снижает необходимость реагировать оборонительно.

Специфичность Обратная реакция больше специфична, чем общая. Когда вам говорят, что кто-то "доминирует", это будет для вас менее полезным, чем если бы вам сказали: "Сейчас, когда мы решили проблему, вы не слушали,чтодругие; и я вынужден был принять ваши доводы, чтобы не столкнуться с вами".

Соответствие - Принимаются во внимание нужды как выражающих обратную связь, так и воспринимающих ее. Обратная связь может быть разрушительной, если она служит только нашим интересам и не отвечает нуждам того, на кого направлена обратная связь.

Целесообразность -Это относится к поведению, которое человек может видоизменить. Разочарование только возрастает, когда человеку напоминают о каких-либо его недостатках, которые ему неподвластны.

Запрос - Это скорее просьба, чем приказание. Обратная связь наиболее полезна, когда человек сам формулирует вопрос, на который он ждет ответа от тех, кто за ним наблюдает.

Своевременность -Обратная связь должна быть своевременна. В общем, обратная связь наиболее полезна на наиболее ранних случаях проявления поведения(будучи в зависимости, конечно, от готовности личности выслушать или возможной поддержки других и т.д.).Необходима ясность при разговоре. Для этого необходимо, чтобы человек пояснил свою реакцию, с тем чтобы выяснить, соответствует ли она тому, что действительно имелось в виду

Точность -Когда обратная связь имеет место в подготовительной группе, то обе стороны диалога имеют возможность сверить с другими членами группы точность обратной реакции: является ли это мнением одного человека или его разделяют и другие?

Как добиться обратной связи?

1 Попросите об этом.

2 Примите ее.

3. Попросите разъяснить.

4. Отреагируйте на то, что услышали.

Обратную связь лучше всего выразить:

1. В атмосфере доверия, теплых и доверительных отношений

2. С вниманием к другому человеку как к личности.

3. В самых мелких деталях.

4. Будучи внимательным и чутким.

5. Когда это своевременно и уместно.

6. На основе жизненного опыта, а не на предположениях или толкованиях.

7. Когда вами движут силы любви и желание помочь.

8. Когда она специфична и вытекает из опыта Группы.

9. Когдаона сохраняется в пределах группы.

1. Когда она ожидаема и желанна.

Обратную связь лучше всего принимать:

1. Когда человек открыт и готов ее воспринять, тогда, когда она требуется.

2. Когда человек готов к обмену мнением.

3. От человека, которого уважаетее получатель.

4. Когда она поступает, по возможности минуя нежелательных лиц.

5. Когда человек не стоит в оборонительной позе.

5. Когда она проверена другими в группе.

7. Когда человек чувствует доверие группы.

8. Когда не нарушается чья-то личная неприкосновенность.

9. Когда человек может отвергнуть ее по своему желанию.

10. Когда она действительно помогает, а не осуждает.

11. Когда она направлена на изменение поведения другого.

12. Когда она описывает то, что человек делает, а не стремится дать ей оценку.

Например, лучше сказать: "Когда ты кричишь на меня, я чувствую, что не хочу с тобой больше разговаривать", а не -"Это ужасно, что ты кричишь на меня" или "Ты не имеешь права кричать на меня".

Как лучше воспринимать и выражать обратную связь.

1. Иметь более глубокие личные взаимоотношения,

2. Иметь удовлетворительные личные взаимоотношения.

3. Изучить влияние человека на других.

4. Повысить значимость общения с человеком.

5. Сопоставить свой личный имидж с реальностью.

6. Стать более открытым к опыту других.

7. Стать более неповторимым или отличным от других как личность.

Процессы обратной связи

1. Откровенность: дайте знать другому человеку или людям, как вы себя чувствуете. "Я устал", или "Мне скучно" или "Я счастлив".

2. Сопоставление. - Дайте знать другому лицу или лицам, что вы о них думаете:

Петя: "Я хочу помочь тебе, объясняя это". Джо: "Когда ты .... , я отключаюсь".

З. Неожиданная встреча, столкновение.Взаимоотношения. Диалог между людьми, когда оба и откровенны и находятся в конфронтации:

Петя: "Я испытываю страх, когда люди не слушают меня, Джо".

Джо: "Я испытываю раздражение, когда меня прерывают".

 

К2. ПРОЧИТАТЬ ПУНКТЫ «ПРЕПЯТСТВИЯ ДЛЯ ОТКРЫТОГО РАЗГОВОРА», «ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ РАЗГОВОРА», «РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ» И ГЛАВУ «АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ». ИСПОЛЬЗУЯ ЭТИ СВЕДЕНИЯ, РАССКАЗАТЬ, КАК ВЫ БОРОЛИСЬ БЫ С ЯВЛЕНИЯМИ, ОПИСАННЫМИ В ПУНКТЕ «ВЫЯВЛЕНИЕ И РАЗБОР КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ».

Некоторую помощь в разрешении конфликтов окажут такие советы:

- Критика бесполезна: она ставит человека в позицию обороняющегося. Критика опасна: она ранит чувство собственного достоинства, наносит удар по представлению человека о собственной значительности, порождает в нем чувство обиды и негодования.

- Честно, искренне, признавайте хорошие черты у других. Дайте человеку почувствовать собственную значительность.

- Смотрите на вещи под углом зрения другого человека так же хорошо, как и под своим.

Покажите другому, что в достижении Вашей цели есть и то, чего хочет он. Пробудите в нем желание.

 

Способы расположить к себе людей

- Проявляйте искренний интерес к другим людям.

- Будьте искренне рады другим людям. Показывайте это улыбкой.

- Постарайтесь запомнить имя собеседника. Для человека его имя – самый сладкий и самый важный звук речи.

- Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других рассказывать о себе.

- Ведите разговор в круге интересов Вашего собеседника.

- Найдите, чем восхититься у другого человека, и искренее восхититесь.

- Попросите человека, который «ниже» Вас, оказать Вам услугу.

 

Способы склонить людей к своей точке зрения.

- Уклоняйтесь от спора.

- Не говорите человеку резко, что не прав. Уважайте мнение другого.

- Если Вы не правы – признайте это сразу и чистосердечно (Например, если Вы не сделали что-либо по требованию руководителя к определенному сроку, не ждите пока руководитель через 2-3 дня по истечении срока будет это требовать. Лучше в день окончания срока признаться руководителю, что Вы не успели это сделать, и попросить прощения).

- Перед тем, как выдвигать требования, проявить свое дружеское отношение.

- Пусть Ваш собеседник с самого начала будет соглашаться с Вами (ставьте вопросы так, чтобы ответ собеседника был «Да», и не «Нет»).

- Старайтесь, чтобы Ваш собеседник говорил больше, чем Вы.

- Путь Ваш собеседник почувствует, что идея в решении проблемы принадлежит ему.

- Перед тем, как требовать, честно станьте на точку зрения другого. Попробуйте потом требовать уже с этой точки зрения.

- Проявляйте сочувствие к мыслям и желаниям других.

- Взывайте к благородным побуждениям.

- Придавайте своим идеям наглядность, инсценируйте их.

- Бросайте вызов. Разжигайте ЗДОРОВОЕ соперничество.

 

Способы изменить человека не нанося ему обиды и не вызывая негодования

- Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств человека.

- Обращая внимание людей на их ошибки, делайте это в косвенной форме.

- Прежде, чем критиковать другого, скажите о своих собственных ошибках.

- Дайте человеку возможность сохранить свое лицо.

- Хвалите человека за каждый даже самый скромный успех и будьте при этом искренни в своем признании и щедры в похвалах.

- Создайте человеку хорошую репутацию, чтобы он стал жить в соответствии с нею.

- Дайте человеку понять, что его недостаток легко исправить, а дело, которым Вы хотите его увлечь, интересно, и выполнение его не составить особых трудностей.

- Задавайте вопросы вместо того, чтобы отдавать приказания.

- Делайте так, чтобы людям быть приятно выполнять то, что Вы хотите.

Пользуясь изложенными советами, можно строить разговор и дальнейшую работу с теми, кто создает конфликтные ситуации.

Но сначала нужно выяснить причину такого отношения. В приведенной ниже таблице есть предложения по тому, как бороться с явлениями, приводящими к конфликтам.

Фактор, ведущий к конфликту Наиболее частая причина Предполагаемое направление беседы и решения конфликта
1. Блокирование действий Есть своя точка зрения, с которой практически никогда не считаются Перед тем, как предложить проект группе, выслушать точку зрения этого человека, и когда его предложения будут практически такими же, как и Вы хотели предложить, дайте ему возможность отвечать за реализацию «его» предложения.
2. Неучастие Нежелание участвовать, обусловленное тем, что работу он считает неинтересной и/или из-за причин изложенных ранее Более глубоко изучить склонности этого человека. Когда группа будет выполнять работу соответствующую его склонностям, предложите ему какую-нибудь ответственную роль в ней. Показать пути того, как стать настоящим лидером, и предложить сделать шаги в этом направлении.
3. Бойцовые качества Мирская привычка строить так отношения с другими Показать пути того, как стать настоящим лидером, и предложить сделать шаги в этом направлении.
4. Изображение из себя клоуна Мирская привычка так прикрывать свои недостатки и обращать на себя всеобщее внимание. Выяснить интересы и склонности и предложить ему интересное дело, соответствующее его склонностям, в котором он мог бы наилучшим образом проявить себя.
5. Влияние на членов отряда Боязнь за свою репутацию Включить в деятельность, в которой он был бы испытан на прочность (сложный поход, командный соревнования и т. п.) и поставлен перед выбором: помочь товарищам или сильно подвести их.
6. Невнимание Низкий уровень знаний; физиологические причины Разнообразить свои методы обучения. Проконсультироваться с врачом.
7. Чрезмерная активность (слишком много времени клубу, а уроки в школе «запущены») Неумение заставить себя заниматься нелюбимым, но нужным делом. Организовать работу с ним так, что очередное поручение в клубе следопытов он получает лишь при условии успехов в школе, в помощи и по дому и т. п.
8. Недостаток энтузиазма Практически отсутствует энтузиазм у наставника (инструктора, руководителя) Развивайте Ваш энтузиазм. Проявляйте свой энтузиазм в общении.
9. Плохая организация Неумение ответственного за данный участок работы организовать или нежелание его проявляя твердость, портить отношения с другими. Научить его четко придерживаться схемы «определил объем работ – назначил ответственных – проконтролировал выполнение ими своих поручений – объявил результаты». Научить его общаться с подчиненными (проявлять твердость можно и не портя отношений).

К3. ПРИДУМАТЬ И ОПИСАТЬ ПО ОДНОМУ УПРАЖНЕНИЮ НА КАЖДЫЙ ПУНКТ ТЕМЫ «КАК РАЗВИВАТЬ ВАШ ЭНТУЗИАЗМ».

 

В этой теме 7 пунктов. Мы приводили ее ранее. Ниже, описывая упражнения, мы будем указывать лишь номера пунктов.

1. Вспомнить за какой из проектов, входящих в мой круг обязанностей, я не хотел браться, считая, что не смогу выполнить его. Составить как можно более четкий план его выполнения. Показать этот план компетентным, по моему мнению, людям, например, руководителю обучения, и попросить их оценить и дополнить его, исходя из своего опыта. Так поступить еще с двумя подобными проектами, но берясь за план следующего, учитывать выявленные недостатки предыдущего. Взяться за осуществление четвертого из подобных проектов.

Чтобы укрепить свою веру в других, можно выполнить вот что: поручить кому-нибудь из других выполнение задания, за которое раньше брался только сам. При выполнении другими задания не диктовать им свой подход и свои методы выполнения. Отвечать лишь на те вопросы, которые задают. По окончании выполнения задания всеми возможными разнообразными способами поощрить того, кто выполнял, за хорошие стороны выполнения, оригинальные идеи, творческий подход.

2. Как и в п. 1.

3. Вспоминать ситуации прошедшего дня, в которых я принципиально воздерживался от улыбки. Отметить примерно третью часть из них – такие ситуации, в которых все же при некоторых обстоятельствах можно было бы определенными образом улыбнуться. Представить себя оказавшимся в такой ситуации и потренироваться перед зеркалом улыбаться. В следующий раз, оказавшись в подобных ситуациях, улыбнуться натренированной, но непринужденной улыбкой.

4. Наверное, для большинства людей, живущих в сегодняшних условиях, этот пункт неактуален: работа и без того занимает львиную долю времени в сутках. А какая часть после этой доли остается семье? Служению? Итак, упражнение. Вспомнить занятие в другом клубе, на котором я был, и которое, на мой взгляд, во много раз удачнее моих занятий. Составить план того, что мне нужно делать, чтобы провести подобное занятие через две недели. Осуществить этот план, контролировать каждый шаг осуществления, не давая себе поблажек и не забывая попутно отрабатывать упражнения для п. 3.

5. После осуществления какого-либо проекта, проведения какого-нибудь мероприятия отметить объективно хорошие стороны, удачные решения. Отметить также то, что было сделано, чтобы эти хорошие моменты имели место. То же повторить после других мероприятий.

6. Вспомнить одно из наибольших препятствий, которое мешает осуществить спланированный Вами проект. Использовать все возможности (в т. ч., применить обходное мышление – см. требования Т1), чтобы устранить это препятствие. Повторять еще и еще, вплоть до устранения. Упражнение повторить на других проектах.

7. Используя изученное в требовании К2, спланировать беседы с теми, кого собираюсь вовлечь в дело. Побеседовать с людьми по данным планам. Не забывать об упражнениях для п. 3. При отказе со стороны собеседника найти другую подходящую кандидатуру. Так продолжить, пока не согласятся сотрудничать необходимое количество помощников.

 

_______________________________________________________________________________________

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА И ИЗОБРЕТАТЕЛЬНОСТИ

 

Т1. ОБЪЯСНИТЬ: А) ЧТО ТАКОЕ ИНЕРЦИЯ МЫШЛЕНИЯ, ЧТО ТАКОЕ ОБХОДНОЕ МЫШЛЕНИЕ. ПРИВЕСТИ ПРИМЕРЫ

Б) ЧТО ТАКОЕ ИНТУИЦИЯ; В ЧЕМ СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЕ ИНТУИЦИИ И ОБХОДНОГО МЫШЛЕНИЯ.

 

Каждый человек при решении задач, как правило, опирается на предыдущий опыт. Свойство человеческого мышления при решении идти привычным путем пользоваться привычным способом называется инерцией мышления. Очень важным в творческой деятельности человека является преодоление инерции мышления. Одним из важных приемов этого есть использование так называемого обходного мышления, суть которого – в изменении объекта внимания.

Пример 1. В большом ящике лежат шарики из трех разных металлов (сплавов), одинаковые по внешнему виду и массе. Металлы очень незначительно различаются по плотности, но значительно различаются по твердости. Как из рассортировать?

Прямой путь мышления. Испытать твердость каждого шарика на твердомерной машине. Но это долго.

Обходное мышление. Изменяет объекты внимания. А что, если обойтись без твердомера и вообще без прямого измерения твердости? На какие другие свойства влияет твердость? На упругость: чем тверже шарик, тем выше он подскакивает!

Решение. Сортировать шарики по высоте подскакивания после их падения на одну и ту же массивную плиту.

Пример 2. Дети должны каждую неделю учить наизусть новый библейский текст, но они плохо запоминают библейские тексты.

Прямой путь решения. Увеличить количество повторений на занятиях. Но это скучно для детей.

Обходное мышление. Изменяем объект внимания: а как вообще обойтись без зазубривания, без прямого заучивания? Какими другими способами можно стимулировать запоминание? Мыслительной работой над текстом: производя над каждым словом текстом мыслительной операции, дети лучше запоминают!

Различие прямого мышления (по инерции) и обходного итальянский изобретатель Эдуардо де Броно описал так: «При прямом мышлении ложка руководит умом, а при обходном логика пребывает на службе ума».

Чрезвычайно важным понятием для творческого процесса является интуиция – итог статистической обработки поступившей к человеку информации в его подсознании. Интуиция – это, другими словами, подсознательное мышление человека. Процесса подсознательного мышления человек не ощущает.

В некоторой степени интуиция похожа на обходное мышление. Сходство их в том, что и интуиция, и обходное мышление помогают найти решение проблемы как бы незаметно, а также в том, что оба эти процесса опираются на глубокие знания человеком предмета, по которому решается проблема. Но используя обходное мышление, человек сознательно строит умозаключения, «Логические цепочки», а при интуиции это происходит подсознательно.

Изобретатель Блинов об интуиции сказал так: «Решения, признаваемые интуитивными, только кажутся неожиданными. На самом деле они представляют собой плод и сложный результат сложной умственной работы».

А вот слова еще одного изобретателя, Кадрова: Интуиция изобретателя приходит как награда за длительную и кропотливую работу мысли, за терпение, непрерывный, настойчивый поиск».

Обходное мышление и интуиция неразрывно связаны и оба имеют место в творческом процессе, взаимно переплетаясь. Вот еще один пример. Пишет народный учитель В. Ф. Шаталов (г. Донецк):

Вот во время решения задачи № 4002 (из сборника М. И. Сканави) у семиклассников произошла заминка. После прочтения условия «Сумма первого и пятого членов арифметической прогрессии равна 5/3, а произведение третьего и четвертого ее членов равно 65/72. Найти сумму 17 первых членов этой прогрессии» система уравнений была составлена сразу же и работавший у доски ученик предложил провести элементарную замену:

{   a1+а1+d4=5/3
(a1+2d)(a1+3d)=65/72

Так как прямой ход решения приводил к недопустимо громоздким расчетам, решение задачи было приостановлено.

- Подумайте, как проще решить эту систему.

Полминуты тишины, и не единого предложения. Ничего удивительного: этот вариант решения встретился впервые, и теоретические знания, не подкрепленные практическими действиями, безмолвствовали.

- Пусть эта запись останется на доске, а мы решим пока что другую задачу.

Прошло не более трех минут, и – рука!

- Пять третьих – это удвоенный третий член.

- Почему?

- А потому что любой удвоенный член арифметической прогрессии равен сумме равно отстоящих от нее членов. Первый и пятый члены находятся на одинаковом расстоянии от третьего.

- Все! Задача решена. И снова вы убедились, как важно уметь отключиться. Как важно возвратиться к решению задачи после некоторой, пусть даже чем-то заполненной паузы. Вам только кажется, что вы оставили задачу. На деле же сознание продолжает над ней работать. Работать без насилия, без обязательного требования – выдать решение. Вот так и дома, вот так и всегда: снова и снова возвращайтесь мыслью к трудной задаче. Возвращайтесь в течение дня, в течение недели, в течение месяца. Условие задачи должно прояснить до мельчайших деталей, и мозг выдаст вам решение и награду за вашу настойчивость. Вспомните, как решил задачу всесоюзной математической олимпиады в прошлом году Вова Бустеряков. Точно так же. Первое прочтение условия. Отключение на другую задачу. Второе включение, и – устные выкладки от начала до конца.

Только теперь стала понятна целевая установка приведенного примера с урока. Как и всему прочему, ребят нужно учить работать. Работать грамотно и продуктивно. Одними только требованиями и увещеваниями ничего, кроме отвращения к математике, добиться невозможно.

Озарение капризно и избирательно. Оно не может прийти к каждому, кто только однажды прикоснулся к проблеме. Озарение – это награда за целеустремленность за верность идее, за прилежание, за веру в успех. Сколько раз случалось даже такое, когда ученики приносили в класс решение задачи, над которой думали несколько месяцев. Счастье такого достижения невозможно сравнить ни с чем. Дело-то в конечном счете не в самой задаче, а в самоутверждении, в растущей вере в свои возможности и в глубинном понимании путей движения к результату, в трудовом настрое на его достижение. И все это относится не только к решению задач по физике или математике, а к творчеству вообще. Так же, мучительно выверяя каждую интонацию, упорно шлифуя каждое ударение и каждый слог, пишут стихи. В творческих поисках легких побед не бывает!»

Что тут было включено в работу? Обходное мышление? Интуиция? Думается, и то, и другое. Главное – в результате получено решение проблемы.

 

Т2. ОПИСАТЬ ХОД ИЗУЧЕНИЯ МАТЕРИАЛА ОДНОГО ИЗ ТРЕБОВАНИЙ СТУПЕНЕЙ, ДЛЯ КОТОРОГО ВЫ САМИ, НЕ ИСПОЛЬЗУЯ ПОСОБИЕ ДЛЯ НАСТАВНИКА, ТВОРЧЕСКИ ПОДОБРАЛИ НЕОБХОДИЫЕ МЕТОДЫ.

 

Творчески подбирать методы лучше для тех требований ступеней, по которым Вы уже проводили занятия согласно пособия, но остались хоть чем-нибудь недовольны: то ли описанные методы не соответствуют Вашему темпераменту, то ли полученный Вами результат противоположен описанному в пособии и т. д. Творческий поиск не будет покидать Вас даже тогда, когда Вы устанете пользоваться обходными мышлением, подобно случаю с учеником, описанному В. Ф. Шаталовым.

Для получения зачета по требованию Т2 описать то, о чем говорится в требовании, необходимо письменно, в виде плана-конспекта занятия.

 

Т3. ПОДГОТОВИТЬ И ВНЕСТИ ТВОРЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ В ТРИ БОГОСЛУЖЕНИЯ.

Если Вам предоставляется возможность время от времени выступать перед взрослыми или детьми, следопытами, молодежью, внесение творческих элементов в проповедь наиболее результативно по сравнению с другими частями богослужения может способствовать или препятствовать достижению своей цели: передача Божьей вести из Божьей книги Божьему народу. Вносимые творческие элементы должны акцентировать внимание слушателей на этой вести, улучшать ее понимание, активизировать интерес к ней. Вот несколько примеров.

- Может быть показан видео фрагмент.

- К чтению библейских текстов по ходу выступления привлекаются два человека, одетые в одежду библейских героев…

- Используются наглядные пособия

- Можно сделать служение опытов: вместо выступления с кафедры прочитать библейский текст, а потом слушатели поделятся своими опытами с Господом…

- В начале проповеди можно провести дискуссию: на сцену вызываются две группы по 5-7 человек в каждой; им ставится вопрос (не доктринальный) к ответу, на который имеются разные подходы. Одной группе дается задание отстоять один из подходов, другой группе – противоположный. После того, как обе группы представят свои аргументы и сядут на места в зале, проповедующий на этом материале строит начало проповеди.

 

Если же Вам не приходится проповедовать, то можно внести творческие элементы в другие части богослужения, например:

- рассказать детям историю перед проповедью для взрослых. Этим Вы заодно можете выполнить одно из требований специализации «Христианский рассказчик»;

- организовать и провести богослужение на лагерном собрании;

- образно, эмоционально рассказать подросткам христианскую историю во время вечернего общения в лагере;

- приготовить вместе в детьми программу на одном из торжественных богослужений.

Выполнение требования Т3 подписывается участнику, который подготовил и внес подобный описанным , творческий элемент в три разные богослужения.

 

Т4. ПРОВОДИТЬ ЗАНЯТИЯ ПО ДВУМ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯМ РАЗНЫХ ВИДОВ. ПО КАЖДОЙ ЗАНИМАТЬСЯ С ГРУППОЙ ДЕТЕЙ ОТ ВРУЧЕНИЯ ЗАЧЕТНЫХ КАРТОЧЕК ДО ЗАЧЕТА И ПОЛУЧЕНИЯ НАШИВОК

«Разных видов» означает, что специализации основная (базовая) и повышенная с одинаковым названием – это один вид. Например, «Начинающий пловец» и «Начинающий пловец (повышенная)» – это один и тот же вид, просто разные уровни сложности. А вот «Начинающий пловец» и «Подводное плавание» - это разные виды.

В организации и проведении занятий по специализациям Вам помогут советы, изложенные в книге «Следопыт» на с. 140, 141.

В группе, занимающейся в кружке специализации, должно быть не менее 3-х детей/подростков. У каждого должны быть зачетная карточка с перечнем требований и конспект (в него можно вклеить зачетную карточку). Для получения нашивки дети должны выполнить абсолютно все требования из зачетной карточки. Если вы как специалист не согласны с каким-то из них – согласуйте с руководителем следопытов конференции свои изменения/дополнения к зачетной карточке. Затем раздайте карточки детям уже в измененном виде.

Напоминаем также, что если под Вашим руководством кружковцы подготовились и выполнили все требования специализации, то в Вы также имеете право носить нашивку данной специализации.

 

Т5. РАССКАЗАТЬ, КАКИЕ МОЖНО ВНЕСТИ ТВОРЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ В ДОМАШНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЯ В СЕМЬЯХ, ГДЕ ЕСТЬ ДЕТИ

Ответом на этот вопрос послужит фрагмент статьи руководителя отдела детского служения ЕАО Л. Д. Нейкурс бюллетене «Дети – наша радость»:

Часто мне приходилось наблюдать такую картину: 2-3 ребенка в семье собираются к утреннему богослужению. Дети смирно стоят первые две минуты, пока папа читает «взрослый» непонятный утренний текст на целую страницу. Они начинают двигаться, шептаться, смеяться, играть, потому что не понимают содержания того, что читается. Мама их одергивает, шлепает, толкает, чтобы стояли тих. После этого произносится не менее длинная и непонятная молитва «за всех и за все». Под конец дети с большой радостью срываются с места молитвы: наконец окончилось мучение!

Как после этого можно удивляться, что дети не хотят молиться? Ведь это состояние души как «плохой урок» продолжается каждый день, и как ржавые гвозди вбиваются в психику детей: «Молитва – это очень труднопереносимое явление, это неприятные минуты, но их нужно терпеливо пережить, чтобы не получить подзатыльник!»

А почему бы каждой христианской семье, не пересмотреть план утренних богослужений, если на них присутствуют дети? Возьмите какой-либо понятный детям предмет, покажите его детям и объясните какую-либо истину или духовную ценность на основании этого предмета. После этого прочтите Библейский текст, понятный детям и они его запомнят надолго и испытают большой интерес к такому служению.

Например, открытый зонтик может сказать о благодати Бога, чистые листы бумаги – о чистоте, горящая свеча – о миссионерском труде, стакан – о покаянии, прощении и очищении Кровью Христа. Вокруг вас множество предметов, которые могут иллюстрировать Библейские понятия, но запомнят их дети в том случае, если вы говорите о них четко, коротко и понятно. А молитва детей на таком служении будет идти от сердца искреннего, исполненного желания сказать об этом Богу.


 

_______________________________________________________________________________________

ДЕСТКИЙ И МОЛОДЕЖНЫЙ ЕВАНГЕЛИЗМ

 

Е1. РАССКАЗАТЬ, КАКИЕ ЕСТЬ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПЕРЕДАЧИ БЛАГОЙ ВЕСТИ ДЕТЯМ И ПОДРОСТКАМ. ОПИСАТЬ ЭТИ ФОРМЫ, МЕТОДЫ.

Нашей церковью применяются для этого такие формы:

Детское/подростковое служение – порядок проведения – соответствующий возрасту детей. Язык проповеди – обороты речи, построение предложения, лексика и т. п. – также должны соответствовать интеллекту слушателей. Используемые песни лучше брать из сборников, которые применяются в детской/подростковой субботней школе или лагерных собраниях. Дети, имеющие или получающие музыкальное образование, могут приготовить песни или произведение на музыкальном инструменте. Проповедь можно поручить одному из подростков, имеющих опыт подготовки духовных частей в клубе следопытов.

Детские/подростковые классы субботней школы – изучение Слова Божьего группой детей/подростков примерно одинакового возраста под руководством взрослого учителя. С конца 2000 г. основной концепцией, по которой строятся уроки субботней школы для подростков, является активное обучение (или, как мы ее назвали «учеба через дело»). Уроки субботней школы для детей, подростков составляются и распространяются, как и уроки для взрослых:

Детская/подростковая домашняя церковь – суть и организация работы аналогичны домашней церкви для взрослых, применяемые методы работы – методам, используемым в детской подростковой субботней школе.

Каникулярная библейская школа – это школа изучения Библии, функционирующая во время каникул или в то время, когда дети не учатся в обычной школе. Дети приходят в церковь или в другое помещение, где проходят встречи, каждый день. На занятия приглашаются дети в возрасте от 4-5 до 14 лет, они делятся на группы согласно возрасту и участию по программе, подобной программе Субботней школы или детской евангельской кампании, только в большем объеме. Дети занимаются по 4 часа в течении всех каникул. Учителя имеют возможность консультировать детей индивидуально.

Каждый день дети приходят на 9 часов и остаются до обеда. В начале дня детей записывают в специальном журнале, потом они поют песни около 20 мин., затем делятся на группы согласно возрасту и изучают урок Библии, каждая группа с отдельным учителем. Дети старшего возраста позже занимаются разными видами ручного труда, младшие – рисуют или раскрашивают. После этих занятий дети должны некоторое время провести на улице – поиграть в интересные игры. Руководителям обязательно следует обратить внимание на воспитание христианских отношений во время игр.

На последний день готовится концерт (силами учеников) и фильм об Иисусе и приглашаются родители. После фильма – скромное праздничное угощение.

Детская/подростковая молитвенная неделя – проводится одновременно с молодежной молитвенной неделей, в последнюю неделю марта, и имеет такую же организацию проведения. Поскольку в последнюю неделю марта у школьников весенние каникулы, можно провести молитвенную неделю в детском оздоровительном лагере (стационарном), дополнив молитвенные чтения программой лагерного собрания;

Детская программа на евангельской кампании или библейских курсах проходит одновременно с программой для взрослых в основном зале. Выпущен специальный сборник (автор Л. Д. Нейкурс) с разработками и подробными планами занятий на детских евангельских кампаниях;

Программа эстетического воспитания составлена для проведения в общеобразовательных школах и согласована с министерством образования (подробная информация на этот счет есть у руководителя этой программы в Вашей конференции). Она предусматривает знакомство детей с произведениями живописи, музыки, написанными на библейскую тема







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.94.202.6 (0.037 с.)