Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Статья 6. Принудительное изъятие и прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения

Поиск

Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

Определение размера причиненного окружающей среде вреда, в том числе земле как природному объекту, осуществляется на основании нормативов в области охраны окружающей среды в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

2. Право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения, право безвозмездного срочного пользования земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения может быть прекращено принудительно по основаниям и в порядке, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации. Аренда земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения может быть принудительно прекращена в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации и Гражданского кодекса Российской Федерации.

Земельный участок и земель сельскохозяйственного назначения может быть изъят принудительно у его собственника в судебном порядке в случае ненадлежащего использования. Случаи ненадлежащего использования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения определяются в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.

Заявление в суд о принудительном изъятии у собственника земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения направляется органом государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления при его ненадлежащем использовании, повлекшем за собой причинение вреда окружающей среде, в том числе земле как природному объекту. Заявление в суд направляется по правилам, установленным Земельным кодексом Российской Федерации для принудительного прекращения прав на земельный участок лица, не являющегося его собственником, ввиду ненадлежащего использования земельного участка.

Комментарий

1. Пункт 1 статьи 6 комментируемого Федерального закона содержит норму, в соответствии с которой собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель.

Как уже отмечалось ранее основная цель, для которой предоставляются сельскохозяйственные земли это ведение сельскохозяйственного производства.

Кроме того, в пункте 1 собственникам, землевладельцам и землепользователям вменяется в обязанность соблюдать требования "разрешенного использования".

В данном случае применен термин, использованный в статье 7 Земельного кодекса РФ. В Кодексе под разрешенным использованием понимается набор дополнительных требований к режиму использования земель, которые могут устанавливаться специальными федеральными законами.

В пункте 2 статьи 7 Кодекса отмечено, что любой вид разрешенного использования из предусмотренного зонированием территорий видов выбирается собственниками, землевладельцами и землепользователями самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

При этом и статья 42 Кодекса, и рассматриваемый Федеральный закон обязывают правообладателей использовать участок способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту.

Хозяйственная деятельность правообладателя не должна приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче или уничтожению плодородного слоя почвы. Перечень отрицательных последствий хозяйственной деятельности правообладателей для сельскохозяйственных земель является открытым, что предполагает наличие в иных специальных законах других требований и нормативов. Например, экологических и санитарно-гигиенических.

К подобным специальным федеральным законам можно отнести Федеральный закон от 10.01.2002 № 8-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и другие.

Во втором абзаце пункта 1 статьи 6 комментируемого Закона говорится о том, что определение размера вреда, причиненного окружающей среде, в том числе земле как природному объекту осуществляется на основании нормативов в области охраны окружающей среды.

Согласно пункту 5 статьи 13 Земельного кодекса РФ для оценки состояния почвы в целях охраны здоровья человека и окружающей среды Правительством РФ устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ (ПДК), вредных микроорганизмов и других загрязняющих почву биологических веществ.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" под нормативами предельно допустимых концентраций химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов понимаются нормативы, которые установлены в соответствии с показателями предельно допустимого содержания химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающей среде и несоблюдение которых может привести к загрязнению окружающей среды, деградации естественных экологических систем. В соответствии с пунктом 1 статьи 21 названного Федерального закона нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, включая радиоактивные вещества, относятся к нормативам качества окружающей среды. Согласно пункту 3 этой же статьи при установлении нормативов качества окружающей среды учитываются природные особенности территорий и акваторий, назначение природных объектов и природно-антропогенных объектов, особо охраняемых территорий, в том числе особо охраняемых природных территорий, а также природных ландшафтов, имеющих особое природоохранное значение. При этом под качеством окружающей среды понимается такое ее состояние, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью.

Обоснование нормативов ПДК химических веществ в почве базируется на 4 основных показателях вредности, устанавливаемых экспериментально:

а) транслокационном, характеризующем переход вещества из почвы в растение; б) миграционном водном, характеризующем способность перехода вещества из почвы в грунтовые воды и водоисточники; в) миграционном воздушном, характеризующем переход вещества из почвы в атмосферный воздух; г) общесанитарном, характеризующем влияние загрязняющего вещества на самоочищающую способность почвы и ее биологическую активность.

При этом каждый из путей воздействия оценивается количественно с обоснованием допустимого уровня содержания вещества по каждому показателю вредности. Наименьший из обоснованных уровней содержания является лимитирующим и принимается за ПДК.

В соответствии с Федеральным законом 18.06.2001 № 78-ФЗ "О землеустройстве" почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания являются видом работ по изучению состояния земли (статья 9). Они проводятся в целях получения информации о состоянии земель, в том числе почвы, а также в целях выявления земель, подверженных водной и ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям (статья 11). Основой для проведения таких обследований являются материалы геодезических и картографических работ (статья 10), а их материалы - видом землеустроительной документации (статья 19).

2. Пункт 2 статьи 6 комментируемого Закона носит отсылочный характер. Данным пунктом установлено, что право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения, право безвозмездного срочного пользования земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения может быть принудительно прекращено по основаниям и в порядке, которые установлены Земельным кодексом РФ. В данном случае речь идет о перечне оснований, приведенных в пункте 2 статьи 45 и статье 47 Земельного кодекса РФ.

Решение о принудительном прекращении права постоянного (бессрочного) пользования и права пожизненного наследуемого владения принимается судом в соответствии со статьей 54 Земельного кодекса РФ.

Решение о прекращении права безвозмездного срочного пользования может быть принято по соглашению сторон, но вообще наличие такого соглашения не обязательно, решение в любом случае может быть принято единолично лицом, предоставившим земельный участок.

Принудительному прекращению прав пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного срочного пользования в случае ненадлежащего использования земельного участка должно предшествовать наложение административного взыскания в виде штрафа. И только в случае неустранения фактов ненадлежащего использования инициируется процедура изъятия такого участка.

В случае наложения административного взыскания, уполномоченным исполнительным органом государственной власти по осуществлению государственного земельного контроля, лицу, виновному в нарушении земельного законодательства, одновременно выносится предупреждение о допущенных земельных правонарушениях.

Аренда земельного участка может быть прекращена по основаниям, содержащимся в Земельном кодеке РФ (статьи 22 и 46) и Гражданском кодексе РФ (статьи 450, 451, 619 и 620).

Так, пункте 9 статьи 22 Земельного кодекса РФ допускает досрочное расторжение договора аренды земельного участка, заключенного на срок более чем пять лет, по требованию арендодателя в судебном порядке при существенном нарушении договора аренды земельного участка его арендатором.

В соответствии со статьей 46 Земельного кодекса РФ аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, а также по инициативе арендодателя в случае:

использования земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель;

использования земельного участка, которое приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки;

неустранения совершенного умышленно земельного правонарушения, выражающегося в отравлении, загрязнении, порче или уничтожении плодородного слоя почвы вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекших за собой причинение вреда здоровью человека или окружающей среде;

неиспользования земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом или договором аренды земельного участка, за исключением времени, необходимого для освоения земельного участка, а также времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование;

изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с правилами, установленными статьей 55 Кодекса;

реквизиции земельного участка в соответствии с правилами, установленными статьей 51 Земельного кодекса РФ.

Гражданским кодексом РФ случаи расторжения договора аренды как уже отмечалось, предусмотрены в статьях 619 и 620.

Статья 619 устанавливает право арендодателя потребовать досрочного расторжения договора аренды в судебном порядке в случаях, когда арендатор пользуется имуществом с существенным нарушением условий договора или назначения имущества либо с неоднократными нарушениями или существенно ухудшает имущество (в данном случае земельный участок).

Основанием может служить также невнесение арендной платы более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа.

Статья 620 Гражданского кодекса РФ предоставляет право арендатору потребовать досрочного расторжения договора аренды в судебном порядке в случаях, если арендодатель не предоставляет имущество в пользование арендатору либо создает препятствия пользованию имуществом в соответствии с условиями договора или назначением имущества. Может также возникнуть ситуация, когда переданное арендатору имущество имеет препятствующие пользованию им недостатки, которые не были оговорены арендодателем при заключении договора, не были заранее известны арендатору.

Основание расторжения может возникнуть, если имущество в силу обстоятельств, за которые арендатор не отвечает, окажется в состоянии, не пригодном для использования.

Статьей 451 Гражданского кодекса РФ также предусмотрено расторжение договора в связи с существенным изменением обстоятельств. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

При расторжении договора обязательства сторон прекращаются. В случае расторжения договора обязательства считаются прекращенными с момента заключения соглашения сторон о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения, а при расторжении договора в судебном порядке - с момента вступления в законную силу решения суда об изменении или о расторжении договора.

3. В соответствии с пунктом 3 статьи 6 комментируемого Закона принудительное изъятие у собственника земельного участка возможно в случаях ненадлежащего использования такого участка, установленных Земельным кодексом РФ.

В данном случае рассматриваемый Закон предлагает в правоприменительной практике воспользоваться теми случаями ненадлежащего использования земельных участков, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование и пожизненное наследуемое владение, которые приведены в подпунктах 1), 2), 3), 4) пункта 2 статьи 45 Земельного кодекса РФ.

Следует также обратить внимание на положения пункт 1 статьи 13 Земельного кодекса РФ, в которой перечислены обязанности собственников земельных участков, землевладельцев и арендаторов по проведению мероприятий в рамках охраны земель.

И конечно нельзя забывать, что Гражданский кодекс РФ (статьи 284, 285, 286) предусматривает возможность изъятия земельного участка у собственника в случаях, когда участок, предназначенный для сельскохозяйственного производства, не используется в соответствующих целях в течение трех лет либо если использование участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, в том числе, когда участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо значительному ухудшению экологической обстановки.

Решение о прекращении прав собственника на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения в перечисленных случаях принимается судом в порядке, установленном статьей 54 Земельного кодекса РФ.

Причем заявление о принудительном изъятии у собственника земельного участка направляется в суд органом государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта, органом местного самоуправления.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.172.243 (0.009 с.)