Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Московская Русь в XIV – начале XVI вв.

Поиск

Начало усиления Московского княжества. Социально-экономическое развитие Северо-Восточной Руси. Политическое устройство Северо-Восточной Руси. Причины и предпосылки объединения русских земель. Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы. Княжеская власть и церковь.

Москва — центр борьбы с ордынским владычеством. Начало правления Дмитрия Донского. Борьба Москвы за политическое первенство. Роль Русской православной церкви. Митрополит Алексей. Сергий Радонежский. Взаимоотношения Москвы с Золотой Ордой и Литвой. Дмитрий Донской. Куликовская битва и ее историческое значение. Поход на Русь хана Тохтамыша.

Московское княжество и его соседи в конце XIV — середине XV в. Василий I. Феодальная война второй четверти XV в., ее значение для процесса объедине­ния русских земель. Распад Золотой Орды. Союз Литвы и Польши, его последствия. Образование русской, украинской и белорусской народностей.

Создание единого суверенного Русского государства. Иван III. Присоединение Новгорода к Москве. Ликвидация ордынского владычества. Присоединение Твери. Борьба за возвращение западных русских земель. Василий III. Завершение политического объединения русских земель и создание единого государства.

Русское государство в конце XV – начале XVI вв. Изменения в политическом строе и управлении. Уси­ление великокняжеской власти. Преобразования в войске. Зарождение поместной системы. Вотчинное и церковное землевладение. Судебник 1497 г. Ограничение свободы крестьян. Предпосылки и начало складывания феодально-крепостнической системы.

Церковь и государство. Становление русской автокефальной церкви. Роль монастырей. Взаимоотношения церкви с великокняжеской властью. Ереси. Теория «Москва — Третий Рим».

Культура Руси XIV — начала XVI вв.Исторические условия, особенности и основные тенденции развития русской культуры. Культурный подъем Руси после Куликовской битвы. Москва — центр складывающейся культуры великорусской народности. Отражение в литературе политических тенденций. Летописание. Важнейшие памятники литературы (куликовский цикл, житийная литература, хождения). Развитие зодчества (Московский Кремль,

 

монастырские комплексы-крепости). Расцвет иконописи. Феофан Грек, Андрей Рублев.

 

 

Тематическое планирование курса «История Средних веков»

 

Тема Наименование темы Количество часов Дата
План Факт
  Введение      
I Западная и Центральная Европа в 6-11 веках.      
II Средневековое европейское общество.      
III Византия и арабский мир. Крестовые походы.      
IV Страны Азии и Америки в эпоху средневековья.      
V Государства Европы в 14-15 веках.      
VI Культурное наследие Средневековья.      
ИТОГО        

 

Тематическое планирование курса

«История России. С древнейших времён до конца 16 века»

Тема Наименование темы Количество часов Дата
План Факт
    Введение      
  I Русь Древняя      
  II Политическая раздробленность на Руси      
  III Русь Московская      
    Повторение      
  Итого        

 

Календарно - тематическое планирование

История средних веков (34 часа)

Учебник: Агибалова Е.В., Донской Г.М. История средних веков. 6 класс.

№ ур Дата проведения урока Тема раздела, урока Кол-во часов Основные понятия, даты, персоналии. Тип урока Виды и формы контроля Требования Д/з  
планируемая фактическая  
Введение.
  I ЧЕТВ. 2.09   Понятие «средние века»   первобытность, цивилизация, государство, страна, демократия, республика, деспотия. Вводный урок, урок изучения нового материала с элементами обобщения беседа установить историческую связь между историей Древнего мира и Средневековьем; показать преемственность в развитии мировой истории стр. 6-8  
Раздел 1. Раннее средневековье. Глава 1. Западная и Центральная Европа в V I -XI веках. 7 (6+1)
2. 4.09   Древние германцы и Римская империя   Великое переселение народов, арианство знать, герцог, народ, ополчение, дружина, гунны, готы.   урок изучения нового материала беседа, тест сформировать обобщенное представление о внешних условиях разрушения Западной Римской империи; об огромной значимости для варваров могущественной цивилизации и ее культуры; об образовании германских королевств, и особенно королевства франков. Формировать у учащихся умения сравнения, построения аналогий, обобщения и систематизации учебных сведений § 1, стр. 10-15  
  9.09   Королевство франков и христианская церковь в VI-VIII веках   усобицы, магнат, бенефиций, феод, король, граф, папа, феодал, миряне, монастырь, аббат комбинированный урок беседа, тест Выявление отличия власти короля от власти вождя; Работа с контурной картой; Умение использовать текст исторического источника при ответе на вопрос. § 2, 3 стр. 15-24  
  11.09   Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность   Авары, титул, феодальная раздробленность, междоусобные войны, сеньор, вассал, барон, рыцарь. комбинированный урок беседа, тест Оценивание деятельности исторических личностей (на прим. Карла Великого); Работа с историческими документами.; Определение на основе изученного материала причины и следствия важнейших исторических событий § 4,5 стр. 24-32  
  16.09   Западная Европа в IX-XI веках   норманны, викинги, замок   комбинированный урок беседа, тест, Умение объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям в истории. § 6 стр. 33-37  
  18.09   Культура Западной Европы в раннее Средневековье   капелла, пергамен, инициалы, заставки, житие, эпос, жонглер урок беседа, тест, Назвать существенные черты представлений средневекового человека о мире: Умение работать с различными источниками дополнительной информации § 9 стр. 4752  
  23.09   Образование славянских государств     комбинированный урок с элементами самостоятельной работы с учебником беседа, тест,   § 10 стр. 53-57  
Тема 2. Средневековое европейское общество. 5
  25.09   Сословное общество в средневековой Европе. Феодалы.   замок, донжон, рыцарь, кольчуга, турнир, герольд, герб, девиз урок-путешествие беседа, тест, Использование иллюстрации и текст учебника при описании феодала и рыцаря; Умение раскрывать суть феодальных отношений; Описание условия и образ жизни, занятия средневекового феодала § 7 стр. 37-42  
  30.09   Средневековая деревня и ее обитатели   вотчина, барщина, оброк, лично зависимый крестьянин урок-путешествие беседа, тест, Назвать существенные черты социального положения людей (на примере феодалов и крестьян); Описать условия и образ жизни, занятия средневекового зависимого человека. § 8 стр. 42-47  
  02.10   Формирование средневековых городов   сырье, коммуны, самоуправление, бургомистр, патриции, устав комбинированный урок беседа, тест, Устанавливать причинно-следственные связи (на примере возникновения городов); Описать облик средневекового города; Раскрыть систему управления средневекового города § 16 стр. 86-90  
  07.10   Жители средневековых городов и их образ жизни   собор, ратуша, мастер, ученик, подмастерье, шедевр комбинированный урок беседа, тест, Рассказать о возникновении ремесленных цехов и купеческих гильдий в средние века § 17 стр. 90-94  
12 09.11   Повторительно-обобщающий урок 1   урок-состязание работа в группах, самопроверка      
Тема 3. Византия и арабский мир. Крестовые походы. 6
  14.10   Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами.   скипетр, право   комбинированный урок беседа, тест, Сравнить управление государством (Византии и империи Карла Великого); Умение анализировать и сравнивать исторические факты § 11 стр. 58-63  
  16.10   Культура Византии   алтарь, крестово-купольный храм, канон, смальта, икона урок-путешествие беседа, тест, Составлять описание произведений искусства; § 12 стр. 63-68  
  21.10   Возникновение ислама. Арабский халифат и его рапад   бедуины, аллах, мусульманин, Коран, шариат, паломничество, халиф, визир, эмир комбинированный урок с элементами лабораторной работы беседа, тест, Работа с контурной картой; Раскрытьсистему управления арабами; Объяснение объединительную роль ислама; Знать основы вероучения ислама и обязанности. § 13, 14 стр. 69-80  
  23.10   Культура стран халифата   Медресе, фарси, Альгамбра, мечеть, арабески, минарет урок заочная экскурсия беседа, тест, Рассказать о развитии культуры в странах халифата; Составить описание произведений искусства; Дать устный отзыв на ответы одноклассников. § 15 стр. 80-84  
  28.10   Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики   католичество, православие, фанатизм, десятина, еретик, индульгенция, сословия урок изучения нового материала с элементами обобщения беседа, тест, Выявить различия католической и православной церквей; Объяснить причины раскола христианской церкви на католическую и православную; Раскрыть причины возникновения ереси. § 20, 21 стр. 103-112  
  30.10   Крестовые походы   крестоносцы   комбинированный урок с игровыми элементами беседа, тест, Нанесение на контурную карту походы крестоносцев; Обозначение государства крестоносцев; Раскрыть причины и последствия крестовых походов. § 22, 23 стр. 112-122  
Тема 4. Страны Азии и Америки в эпоху средневековья (V-XV вв.). 3 (2+1)  
  II ЧЕТВ.   06.11   Средневековые Индия и Китай   шелковый путь, монгол, хан, фарфор, пагода, пейзаж, раджа, брахман, фрески комбинированный урок беседа, тест, Составлять описание достижений культуры стран; Объяснять причины колониального вторжения в Китай; Объяснять причины крестьянских выступлений и гражданской смуты. Сравнить особенности развития Китая и Индии; Рассказать о политическом устройстве индийских княжеств до вторжения мусульман; Понимать значение индийской культуры § 43-45 стр. 213-227  
  11.11   Государства и народы доколумбовой Америки и Африки   майя, ацтеки, инки   комбинированный урок беседа, тест, Составлять развернутый план параграфа; Выявляют особенности развития народов; Рассказатьоб особенностях политического и общественного устройства индийских этносов Америки в канун вторжения европейцев. § 46, 47 стр. 227-238  
21 13.11   Повторительно-обобщающий урок 1   урок закрепления и обобщения тест      
Тема 5. Государства Европы в XIV-XV вв. 9 (8+1)  
  18.11   Образование централизованных государств в Англии и Франции   денежный оброк, баллада, реформа, шериф, графство, суд присяжных, парламент   урок изучения нового материала беседа, тест, Выявить изменения в положении разных соц. групп (крестьян, государей, римских пап); Объяснять причины усиления королевской власти во Франции; Перечислить характерные черты сословной монархии; Сравнить причины образования централизованного государсва во Франции и Англии. § 24-26 стр. 123-135  
  20.11   Столетняя война и крестьянские восстания в Англии и Франции   партизанская война, народная освободительная война комбинированный урок с элементами обобщения беседа, тест, Нанести на контурную карту ход боевых действий; Излагать причины Столетней войны; Сравнивают армии англичан и французов, оценивать их боеспособность; Сравнить причины, ход, последствия восстаний во Франции и Англии; Знать последствия крестьянских выступлений. § 27-29 стр. 135-149  
  25.11   Усиление королевской власти в конце XV века в Англии и Франции   постоянное войско, ежегодный налог   комбинированный урок с элементами обобщения беседа, тест, Дать самостоятельную оценку историческим явлениям; Объяснить причины укрепления централизованного государства во Франции; Объяснить, какую роль сыграла война Алой и Белой розы в становлении и укреплении централизованного государства в Англии. § 30 стр. 150-154  
  27.11   Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове   реконкиста, кортесы   комбинированный урок беседа, тест, Работа с контурной картой (на примере Реконкисты); Показть на карте государства, расположенные на Пиренейском полуострове; Объяснять понятие «реконкисты» и рассказывают о ее ходе; Знать причины образования самостоятельных государств Испания и Португалия § 31 стр. 154-159  
  02.12   Усиление власти князей в Германии   курфюрст, булла, кантон   комбинированный урок беседа, тест, Выявить особенности развития Германии; Давать самостоятельную оценку историческим событиям § 32 стр. 160-163    
  04.12   Политическая борьба в Италии   гвельфы, гибеллины, чомпи, тирания комбинированный урок беседа, тест, Сравниватьособенности развития Германии и Италии; Давать самостоятельную оценку историческим событиям   § 33 стр. 163-166  
  09.12   Гуситское движение в Чехии   паны, патриот, церковный собор, сейм табориты, комбинированный урок беседа, тест, Работас картой; Оценивать деятельность исторических личностей (Ян Гус);   § 34-35 стр. 167-176  
  11.12   Завоевание турками-османами Балканского полуострова   турки-османы, янычары, подушный налог комбинированный урок беседа, тест, Работас контурной картой (на примере завоеваний турок-османов); Умение работать с текстом учебника § 36 стр. 177-181  
Тема 6. Культурное наследие Средневековья. 4
  16.12   Образование и наука   домна, мушкет, компас, астролябия, каравелла, печатный станок, ректор, факультет, трубадур, ваганты, арка, свод, готический стиль, химеры, гуманизм комбинированный урок с элементами самостоятельной работы беседа, тест, Выявлять новые черты в искусстве; Сравнивать идеи гуманистов; Использовать иллюстрации при рассказе о технических открытиях и изобретениях; Умение работать с различными источниками информации. § 39 стр. 190-196  
  18.12   Средневековая литература и искусство   урок творческая лаборатория беседа, тест, Выявлять новые черты в искусстве; Сравнивать идеи гуманистов; Используют иллюстрации при рассказе о технических открытиях и изобретениях; Умение работать с различными источниками информации. § 40-41 стр. 197-208  
  23.12   Культура раннего Возрождения в Италии   комбинированный урок беседа, тест, Выявлять новые черты в искусстве; Сравнивать идеи гуманистов; Использовать иллюстрации при рассказе о технических открытиях и изобретениях; Умение работать с различными источниками информации. § 42 стр. 208-212  
  25.12   Научные открытия и изобретения   комбинированный урок беседа, тест, Выявлять новые черты в искусстве; Сравнивать идеи гуманистов; Использвать иллюстрации при рассказе о технических открытиях и изобретениях; Умение работать с различными источниками информации. § 38 стр. 186-190  
34 III ЧЕТВ. 13.01   Повторительно-обобщающий урок     урок «Аукцион знаний» групповые и индивидуальные задания Систематизирован и обобщен материал по изученному периоду; Умение работать с тестовыми заданиями; Умение соотносить исторические процессы и отдельные факты;    
                           

 

История России (36 часов)

Учебник: Данилов А.А.. История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс

 

урока Тема урока Кол-во часов Тип урока Виды контроля Умения и навыки Дом. задание Дата проведения Основные понятия
  План Факт    
1. Введение   Комбинированный Задания с кратким ответом, беседа Сформировать у учащихся представление о Средневековье как об одном из периодов Всеобщей истории.   5-11 стр   15.01   Цивилизация, народ, государство, быт, летопис  
  Древние жители нашей страны до начала новой эры         Устный опрос   § 1 стр. 14-19     20.01   ранние государства  
  Народы и государства на просторах нашей страны в 1 тыс. н. э.       тест Выписка нужных материалов из текста   § 2 стр. 21-27 22.01   славяне, скифы-кочевники  
  Мир восточных славян       Урок-практикум письменное задание Уметь составлять связный рассказ об основных занятиях, быте, верованиях, общественном устройстве восточных славян. § 3 стр. 28-36 27.01   варяги, языческие верован ия,  
5. Становление Древнерусского государства   Урок-практикум беседа   Выписка нужных материалов из текста   § 4 стр. 38-46 29.01   вече, князь, ополчение  
  Правление князя Владимира и крещение Руси   Лабораторное занятие по учебнику и документу устный опрос Иметь представление об основных направления внутренней и внешней политики первых русских князей. § 5 стр. 47-54 3.02   простые общинники, родовая знать  
  Жизнь и быт земледельцев–общинников.   Урок-практикум устный опрос Уметь вычислять основные группы населения Древнерусского государства. § 6 стр. 55-59 5.02   смерды, бояре, холопы, закупы  
  Земледельцы и зависимые от них люди.   комбинированный беседа Уметь вычленять основные группы населения § 6 стр. 59-64 10.02   гривень, челядь,    
  Расцвет Руси во времена Ярослава Мудрого     устный опрос оценивать свою работу и деятельность одноклассников Знать деятельность Ярослава Мудрого в деле укрепления государственности на Руси. § 7 стр. 65-73 12.02   «Русская правда», виру,  
  Начало распада Древнерусского государства     беседа предпосылки распада древнерусского государства. § 8 стр. 74-80 17.02   уделы,    
  Достижения культуры Древней Руси.       Знать процесс развития культуры Древней Руси. § 9 стр. 81-88 19.02   культура, зодчество, житие  
  Повторительно-обобщающий урок на 1 и 2 темы   Обобщающий урок   Развивать умения работать с картой и историческими документами.   24.02      
  Раздробленность русских земель     устный опрос Уметь объяснять закономерности феодальной раздробленности. § 10 стр. 90-97     26.02      
  Раздробленность русских земель     беседа Развивать умения работать с картой и историческими документами. § 10 стр. 93-96   3.03   дворяне, эксплуатация, рать  
  Владимиро-Суздальское княжество     тест Развивать умения работать с картой и историческими документами. § 11 98-105 5.03   Залесская земля  
  Господин великий Новгород в 12-13 веках.     беседа Развивать умения работать с картой и историческими документами. § 12 стр. 106-114 10.03   вечевая республика,    
  Повторительно-обощающий урок на тему ««Политическая раздробленность Руси».     конт. тест     12.03   татары  
  Монгольские завоевания в Азии и Европе     тест Уметь объяснять сущность монголо-татарского ига § 13 стр. 119-125 17.03      
  Русь между Западом и Востоком     беседа   § 14 стр. 126-133 19.03   ярлык, баскаки, улус, иго, деспот  
  Золотая Орда в 13-14 веках         устный опрос Составление плана изученной темы § 15 стр. 134-140 2.04   диваны, мурзы, беки,    
  Орда и русские княжества         беседа   § 15 стр. 140-143 7.04      
  Великое княжество Литовское и Русское     беседа Уметь объяснять сущность Литовско – Русского государства.   § 16 стр. 144-152 9.04   шляхта паны рада  
  Усиление Московского княжества в первой половине 14 в.     устный опрос Иметь представление о причинах возвышения Москвы. § 17 стр. 153-162 14.04   крестьяне иерархия, рубеж  
  Собирание Руси вокруг Москвы     дискуссия Развивать умения работать с картой и историческими документами. § 18 стр. 163-170 16.04   Куликовская битва  
  Возрождение русской культуры     тест Знать особенности русской культуры в XII – XIII вв. Уметь объяснять основные научные знания в изучаемый период. § 19 стр. 171-178 21.04   Казанское ханство    
  Повторительно-обобщающий урок на тему «Народы и государства на территории нашей страны в 13-14 веках».           23.04   культура  
  Московское княжество и Золотая Орда       беседа Уметь выявлять новые черты в развитии земледелия § 20 стр. 180-182 28.04   диалект, уния  
  Война за московский престол.           § 20 стр. 182-186 30.04      
  Распад Золотой Орды         § 21 стр. 187-193 5.05      
  От раздробленности к единому государству     тест установление межпредметных связей § 22 стр. 194-200   7.05   русский единый народ  
  Централизованное Российское государство на рубеже 15-16 веков.       Умение работать со справочным аппаратом книги § 23 стр. 201-208   12.05   Боярская дума  
  Жители Российского государства       Умение пересказывать содержание текста § 24 стр. 209-213 14.05   помещики  
  Жители российских городов.       Умение самостоятельно составлять рассказ § 24 стр. 214-220 19.05   сословия    
  Культура Российского государства       Умение рассуждать § 25 стр. 221-227   21.05      
35-36 Обобщающее повторение по курсу           26.05   28.05      
                         

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа по истории России разра6отана на основе Государственного образовательного стандарта, Примерной программы основного общего образования по истории, авторской программы Д.Д. Данилова, Н.С. Павлова на основе обязательного минимума содержания исторического образования.

 

Основу для создания рабочей программы составили следующие учебники:

Класс Кол.уч. Учебник Автор Издательство, год
      Российская история Нового времени XVI-XVIII века Всеобщая история   ДаниловД.Д., Павлова Н.С.   Данилов Д.Д., Кузнецова С.С. М., Баласс, 2003 г.     М., Баласс, 2005 г


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 569; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.26.141 (0.009 с.)