Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 3. Богословие Московской Руси.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Семинар 4: Знаковые тексты эпохи. А. Разбор изученного дома текста. Тексты: Василий (Калика), архиеп. Послание архиепископу Феодору Тверскому. // ПЛДР. XIV – середина XV вв. М., 1981. С. 42 – 49. Вопросы: 1) Какие аргументы приводит архиеп. Василий в защиту существования земного рая; 2) Можно ли найти в послании отзвуки паламитских споров? 3) Как текст послания связан с литургическими толкованиями? Б. Доклад. Литургичесий смысл высокого иконостаса. В. Чтение текста с комментариями: Послание старца Филофея. ПЛДР. Конец XV – первая половина XVI века. М. 1984. С. 436 – 455. Семинар 5: Освящение и обожение: прп. Иосиф Волоцкий и прп. Нил Сорский. А. Разбор изученного дома текста. Тексты: Прп. Иосиф Волоцкий. Просветитель. М., 2006. Слово 6 – 7. Вопросы: 1) Как следует понимать выражение «подножие ног Божиих»? 2) Как прп. Иосиф обосновывает каноничность иконы Троицы? 3) В чем необходимость посещения Церкви? Б. Доклад. Прп. Иосиф Волоцкий как пастырь и духовник. (Житие, послания). В. Чтение текста с комментариями: Нил Сорский, прп. Устав. // Нил Сорский и Иннокентий Комельский, прпп. Сочинения СПб., 2008. С. 97 – 201. (Глл. 1, 3, 6 – 8, 11.) Семинар 6: Идеал и его критика. А. Разбор изученного текста. Тексты: Максим Грек, прп. Повесть страшная и достопримечательная. // Творения Т. 3. ТСЛ., 1996. С. 116 – 135. Вопросы: 1) Как прп. Максим описывает деятельность монастыря Савонаролы? 2) Как соотносятся светские науки и богословие? 3) Как соотносятся друг с другом по мысли прп. Максима русская и западная традиции? Б. Доклад. Прп. Максим Грек и Запад. В. Выборочное чтение текста с комментариями: Курбский Предисловие к диалектике Иоанна Дамаскина. // БЛДР. СПб., 2001. Т. 11. С. 570 – 583. - или проведение контрольной работы по лекционным вопросам темы 3.
Тема 4. Русская духовная традиция в 17-м веке. Семинар 7: «Бунташный век». А. Разбор изученного дома текста. Тексты: Аввакум, протопоп. Житие прот. Аввакума, написанное им самим. Пустозерская проза М. 1989. С. 42 – 94. Вопросы: 1) Как прот. Аввакум относился к царю? 2) Как можно оценить его видения? 3) Как прот. Аввакум относился к своим духовным чадам? Б. Доклад. Евхаристические споры – аргументы сторон. В. Выборочное чтение текста с комментариями: Остен. Памятник русской духовной письменности XVII в. СПб, 2006, – или проведение контрольной работы по лекционным вопросам темы 4.
РАЗДЕЛ II: БОГОСЛОВИЕ СИНОДАЛЬНОЙ ЭПОХИ.
Тема 5: Русская традиция и западное богословие в XVII в. Семинар 8: Свт. Димитрий Ростовский и богословская мысль Запада. А. Разбор изученного дома текста. Тексты: Димитрий Ростовский, свт. Рассуждение о пресуществлении святейшей евхаристии. // Миркович Г. О времени пресуществления Святых Даров. Вильна, 1886. Приложение. С. I – XXVI. Вопросы: 1) Какую позицию в евхаристических спорах занимал свт. Димитрий? 2) Как он аргументировал необходимость поклонов на установительных словах? 3) В чем видел мудрость свв. Отцов? Б. Доклад. Учение Фр. Фенелона о чистой любви. В. Чтение текста с комментариями: Димитрий Ростовский, свт. Слово на память вмч. Евстафия Плакиды. Сочинения: в 5 т. М., 1840. Т. 3. С. 271 – 291, – или проведение контрольной работы по лекционным вопросам темы 5.
Тема 6. Богословская проблематика XVIII века. Семинар 9: Новое богословие. Тексты: Слово в неделю Православия. Книжица о распре. О царском величии. А. Разбор изученного дома текста. Духовный регламент. Киев, 1823. Вопросы: 1) Как обосновывает регламент необходимость наук? 2) каково отношение регламента к современному западному богословию? 3) Как предлагает регламент решить проблему народного просвещения? Б. Доклад. Церковно-государственные взгляды архиеп. Феофана Прокоповича. В. Выборочное чтение текста с комментариями: Феофан Прокопович, архиеп. Слово в неделю православия // Слова и речи: в 3 Т. Т. 3. С. 303 – 317. Семинар 10: Истинное христианство в век просвещения. А. Разбор изученного дома текста. Тексты: Тихон Задонский, свт. О взаимной должности христианской (Инструкция христианская) // Избранные труды. Письма. Материалы,. М., 2004. С. 459 – 487. Вопросы: 1) На тексты какого Евангелиста чаще всего опирается свт. Тихон? 2) Каковы согласно свт. Тихону основные «должности» пастырей? 3) Какой раздел текста говорит об общих для всех христиан обязанностях? Б. Доклад. «Добротолюбие» прп. Паисия Величковского. В. Выборочное чтение текста с комментариями: Феодор Санаксарский, прп. Письма. // Наставления духовным чадам. Санаксарский монастырь, 2003. С. 103 – 161, – или проведение контрольной работы по лекционным вопросам темы 6.
Тема 7. Святитель Филарет и его время. Семинар 11: Богословское наследие свт. Филарета. А. Разбор изученного дома текста. Тексты: Филарет Московский, свт. Разговоры между испытующим и уверенным о православии восточной Греко-российской Церкви. // Творения. М., 1994. С. 397 – 410, 419 – 460. Вопросы: 1) Что такое «вполне истинная» и «не вполне истинная» Церковь? 2) Чем ограничиваются права «частной» Церкви? 3) Как с точки зрения древней Церкви соотносятся синодальная и римская модель Церковного управления? Б. Доклад. Святитель Филарет и война 1812 г. В. Чтение текста с комментариями: Филарет Московский, свт. Слово в Великий Пяток 1816 г. // Слова и речи: в 5 Т.. М., 1872 – 1885. С. 89 – 98. Семинар 12: Идейные парадигмы Александровской эпохи и их преломление в богословии. А. Разбор изученного дома текста. Тексты: Макарий (Глухарев), прп. Мысли о способах к успешнейшему распространению христианской веры между евреями, магометанами и язычниками в Российской державе. // Нестеров С. Словом и житием наставляя. М. 2005. С. 225 – 260. Вопросы: 1) Что миссия может дать церковному народу? 2) На каких принципах должно быть основано уч. Заведение для миссионеров? 3) Каково отношение миссии к светской науке и культуре? Б. Доклад. Богословское наследие А. С. Хомякова. В. Выборочное чтение текста с комментариями: Гоголь Н. В. Избранные места из переписки с друзьями. // Собрание сочинений: в 7 Т. М., 1978. Т. 6. С. 197 – 200, 213 – 227, 243 – 247. Семинар 13: Аскетика для монахов и мирян. А. Разбор изученного дома текста. Тексты: Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово о спасении и христианском совершенстве. // Полное собрание творений: В 8 т. М., 2007. Т. 2. С. 306 – 340. Вопросы: 1) Почему не спасительны дела «падшего естества»? 2) каковы суть «дела», ищущих спасения? 3) В чем разница между состоянием спасения и состоянием христианского совершенства? Б. Доклад. Свт. Игнатий (Брянчанинов) и Свт. Феофан Затворник: учение о природе души. В. Выборочное чтение текста с комментариями: Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. М. 2003. С. 307 – 357, – или проведение контрольной работы по лекционным вопросам темы 7.
Тема 8. Эпоха реформ. Семинар 14: Спор о монашестве ученом. А. Разбор изученного дома текста. Тексты: Антоний (Храповицкий), митр. О монашестве ученом. // Михаил (Грибановский), еп. Сочиненеия. Письма. Жизнеописание. С. 808 – 815; Михаил (Грибановский), еп. Еще о так называемом монашестве ученом. // Там же. С. 505 – 516. Вопросы: 1) Как с точки зрения митр. Антония соотносятся идея монашества и монашеский быт? 2) Каково основное возражение еп. Михаила? 3) Чья точка зрения на монашеское пастырство в миру представляется вам более взвешенной и почему? Б. Доклад. Доказательства бытия Божия, предложенные еп. Михаилом (Грибановским) и митр. Антонием (Храповицким). В. Выборочное чтение текста с комментариями: Антоний (Храповицкий), митр. Догмат искупления. // Избранные труды. Письма. Материалы. М. 2007. С. 40 – 74. Семинар 15: Богословие приходских старцев. А. Разбор изученного дома текста. Тексты: Иоанн Кронштадтский, св. Мысли о Церкви. // Он же. Избранные сочинения. Проповеди. Материалы. С. 337 – 383. Вопросы: 1) Как богослужебная жизнь связана с историей Церкви? 2) Какова роль иерархии в Церкви? 3) Каковы признаки «богоугодной молитвы»? Б. Доклад. История маросейской общины. В. Чтение текста с комментариями: Мечев Алексей, прав Надгробное слово, оставленное о. Алексием перед его кончиной. // «Пастырь добрый». Жизнь и труд московского старца протоиерея Алексея Мечева. М. 1997. С. 579 – 602, – или проведение контрольной работы по лекционным вопросам темы 8. 4.4. Объем рабочего времени на изучение дисциплины.
Образовательные технологии. Работа в аудитории включает в себя чтение лекций и консультации, в том числе консультации для групп и индивидуальные консультации. Проведение лекций базируется на постоянно обновляющемся лекционном курсе; в ходе его чтения реализуется проблемное обучение с целью развития познавательной активности и творческой самостоятельности обучающихся. Практические (семинарские) занятия могут подразумевать не только устные выступления учащихся, но и подготовку презентаций. Семинары предполагают живое обсуждение мнений студентов в диалоговом формате, с проведением общегрупповых дискуссий, в т.ч. на основе метода дебатов. Внеаудиторная работа подразумевает самостоятельную работу в библиотеках и сети Internet с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся, а также для подготовки к различным формам отчетности (доклады, зачет, экзамен). 6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины. 6. 1. Литература, необходимая для подготовки к лекциям. Глубоковский Н. Н. Русская богословская наука. М. 2002. Пиккио Рикардо. История древнерусской литературы. М. 2002. Подскальский Герхард. Христианство и богословская литература в Киевской Руси. СПб., 1996. Сперанский М. Н. История Древнерусской литературы. М. 1914. Тахиаос А.-Э. Н. Отношение Константинопольских Патриархов XIV в. К преподобному Сергию Радонежскому и русскому монашеству. // Русское богословие: традиции и современность. М., 2011. Флоровский Георгий, прот. Пути русского богословия. Париж, 1937. Хёйзинга Йохан. Тени завтрашнего дня. Человек и культура. Затемненный мир. СПб. 2010. Хондзинский Павел, свящ. Русское богословие XVII в. // Статья для Диска: Русское богословие. XVII век. Ч. II. Богословие в лицах. СПб., 2011. Хондзинский Павел, свящ. Митрополит Стефан Яворский и архиепископ Феофан Прокопович. По следам диссертации Ю. Ф. Самарина. // Статья для Диска: Русское богословие. XVIII век. СПб., 2012. Хондзинский Павл, свящ. О богословии гимнографических форм. ЖМП 2001. № 12. С. 66 – 82. Хондзинский Павел, свящ. Святитель Филарет Московский: богословский синтез эпохи. М. 2010. С. Хондзинский Павел, свящ. Священное Писание в богословии школы преосвященного Феофана Прокоповича. // Русское богословие: традиция и современность. М. 2011. С. 47 – 54 Хондзинский Павел, прот. Блаженный Августин в русской духовной традиции XVIII в. Вестник ПСТГУ I: Богословие, Философия. 2011. вып. 1 (33). С. 22 – 36. Хондзинский Павел, свящ. На пути к синтезу (Свт. Тихон Задонский и Иоганн Арндт. // Христаниство и русская литература. Сборник 6. СПб., 2010. Хондзинский Павел, свящ. Русская Lajentheologie в эпоху Александра 1-го Филаретовский альманах №8.. М., 2012. в печати; Он же, Синодальная реформа и экклесиология первых славянофилов: А. С. Хомякова и Д. С. Самарина. // Вестник ПСТГУ Вестник ПСТГУ I: Богословие, Философия. 2011. вып. 5 (37). С. 57 – 69. Хондзинский Павл, свящ. Над временем. Епископ Михаил (Грибановский) // Вестник ПСТГУ I:2(26). М.: ПСТГУ, 2009. С. 21—38; Хондзинский Павл, свящ. Догмат любви // Митрополит Антоний Храповицкий: Избранные труды, письма, материалы. М.: ПСТГУ, 2007. С. LII—CVI. Хондзинский Павел, свящ. Опытное богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского // Святой праведный Иоанн Кронштадтский: избранные сочинения, проповеди, материалы / ред.-сост. свящ. Павел Хондзинский. М.: ПСТГУ, 2011. С. 98—136; Хондзинский Павл, свящ. Святой и время (в печати)
6.2. Источники, необходимые для подготовки к семинарам. Аввакум, протопоп. Житие прот. Аввакума, написанное им самим. Пустозерская проза М. 1989. С. 42 – 94. Антоний (Храповицкий), митр. Догмат искупления. // Избранные труды. Письма. Материалы. М. 2007. С. 40 – 74. Антоний (Храповицкий) О монашестве ученом. // Михаил (Грибановский), еп. Сочинения. Письма. Жизнеописание. С. 808 – 815. Василий (Калика), архиеп. Послание архиепископу Феодору Тверскому. // ПЛДР. XIV – середина XV вв. М., 1981. С. 42 – 49. Гоголь Н. В. Избранные места из переписки с друзьями. // Собрание сочинений: в 7 Т. М., 1978. Т. 6. С. 197 – 200, 213 – 227, 243 – 247. Димитрий Ростовский, свт. Рассуждение о пресуществлении святейшей евхаристии. // Миркович Г. О времени пресуществления Святых Даров. Вильна, 1886. Приложение. С. I – XXVI. Димитрий Ростовский, свт. Слово на память вмч. Евстафия Плакиды. Сочинения: в 5 т. М., 1840. Т. 3. С. 271 – 291. Духовный регламент. Киев, 1823. Житие Преподобного отца нашего Феодосия // Памятники литературы Древней Руси (ПЛДР). Начало русской литературы, XI – начало XII века. М., 1978. Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово о спасении и христианском совершенстве. // Полное собрание творений: В 8 т. М., 2007. Т. 2. С. 306 – 340. Иларион (Алфеев), архиеп. Святооотеческое наследие и современность. // Он же. Православное богословие на рубеже эпох. Киев, 2002. Иоанн Кронштадтский, св. Мысли о Церкви. // Он же. Избранные сочинения. Проповеди. Материалы. С. 337 – 383. Иосиф Волоцкий, прп. Просветитель. М., 2006 Кирик. Вопрошание Курбский А. Предисловие к диалектике Иоанна Дамаскина. // БЛДР. СПб., 2001. Т. 11. С. 570 – 583. Кирилл Туровский, прп. Слово на Антипасху. // Труды отдела древнерусской литературы. СПб., 1955. Т. 11. С. 342 – 367. Макарий (Глухарев), прп. Мысли о способах к успешнейшему распространению христианской веры между евреями, магометанами и язычниками в Российской державе. // Нестеров С. Словом и житиемнаставляя. М. 2005. С. 225 –373. Максим Грек, прп. Повесть страшная и достопримечательная. // Творения Т. 3. ТСЛ., 1996. Максим Исповедник, прп. Мистагогия. // Творения преподобного Максима Исповедника. Книга 1. М., 1993. Мечев Алексей, прав. Надгробное слово, оставленное о. Алексием перед его кончиной. // «Пастырь добрый». Жизнь и труд московского старца протоиерея Алексея Мечева. М. 1997. С. 579 – 602. Михаил (Грибановский) Еще о так называемом монашестве ученом. // Михаил (Грибановский), еп. Сочинения. Письма. Жизнеописание. С. 505 – 516. Нестор, прп. Чтения о Борисе и Глебе. // Древнерусские княжеские жития М. 2001. С. 91-121. Нил Сорский, прп. Устав. // Нил Сорский и Иннокентий Комельский, прпп. Сочинения СПб., 2008. С, 97 – 201. Остен. Памятник русской духовной письменности XVII в. СПб, 2006. Тихон Задонский, свт. О взаимной должности христианской (Инструкция христианская) // Избранные труды. Письма. Материалы,. М., 2004. С. 459 – 487. Феодор Санаксарский, прп. Письма. // Наставления духовным чадам. Санаксарский монастырь, 2003. С. 103 – 161. Феодосий Печерский, прп. В пятницу третьей недели поста слово на часах святого Феодосия о хождении в церковь и о молитве // Труды отдела древнерусской литературы. СПб., 1947. Т. 5. С. 180-181. Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. М. 2003. С. 307 – 357. Феофан Прокопович, архиеп. Слово в неделю православия // Слова и речи: в 3 Т. Т. 3. С. 303 – 317. Филарет Московский, свт. Разговоры между испытующим и уверенным о православии восточной Греко-российской Церкви. // Творения. М., 1994. С. 397 – 410, 419 – 460. Филарет Московский, свт. Слово в Великий Пяток 1816 г. // Слова и речи: в 5 Т.. М., 1872 – 1885. С. 89 – 98. Макарий (Глухарев), прп. Записка о способах распространения веры. Филофей, старец. Послание // ПЛДР. Конец XV – первая половина XVI века. М. 1984. С. 436 – 455.
6.3. Рекомендуемая и дополнительная литература. РАБОТЫ ПО ИСТОРИИ РУССКОЙ ЦЕРКВИ. 1. История Русской Церкви: в 9 т. М. 1994-1999. 2. Карташев А. В. Очерки по истории Русской Церкви. М. 1993. ОБЗОРНЫЕ РАБОТЫ: 1. Филарет (Гумилевский), свт. Обзор русской духовной литературы: В 2 кн. Харьков, 1859. 2. Глубоковский Н. Н. Русская богословская наука. М. 2002. 3. Флоровский Г. прот. Пути русского богословия. Любое издание. СПРАВОЧНЫЕ ИЗДАНИЯ. 1.Словарь книжников и книжности древней Руси. 2.Православная энциклопедия.
СЕРИИ: 1) Русская историческая библиотека. 2) Памятники литературы Древней Руси. 3) Библиотека литературы Древней Руси. 4) Русская богословская библиотека: 1) Филарет Московский, свт. Избранные труды. Письма. Воспоминания. ПСТБИ 2003. 2) Тихон Задонский, свт. Избранные труды. Письма. Материалы. ПСТБИ 2004. 3) Антоний Храповицкий, митр. Избранные труды. Письма. Материалы. М, 2007. 4) Иоанн Кронштадтский свт. Избранные сочинения. Проповеди. Материалы. М. 2010. 5) Михаил Грибановский, еп. Сочинения. М. 2011
ИСТОЧНИКИ 1. Авраамий Смоленский, прп. Слово о небесных силах, и чего ради создан бысть человек. [Известия 2-го отделения ИАН. 1860. т.9. – Ст. 182-192.] 2. Анастасий (Братановский), архиеп. Поучительные слова: В 4 т. М., 1803-1807. 3. Василий (Калика), архиеп. Послание архиепископу Феодору Тверскому. // ПЛДР. XIV – середина XV вв. М., 1981. С. 42 – 49. 4. Георгий (Конисский), свт. Слова и речи. Могилев, 1892 5. Димитрий Ростовский, свт. Келейный летописец. М. 2000. 6. Димитрий Ростовский, свт. Минеи: в 4 Кн. Киево-Печерская Лавра, 1764. 7. Димитрий Ростовский, свят. О свободе святыя Церкви. М., 1910. 8. Димитрий Ростовский. Свт. Розыск о раскольнической Брынской вере. М., 1855. 9. Димитрий Ростовский, свт. Сочинения: В 5 Т. - М., 1827 - 1833. 10. Духовный регламент. Киев, 1823. 11. Записки Петербургских религиозно-философских собраний 1901-1903. М., 2005. 12. Зерникав А. Об исхождении Святаго Духа от одного только Отца. Т. 1. Почаев, 1902. 13. Зерникав А. Об исхождении Святаго Духа от одного только Отца. Т. 2. Житомир, 1906. 14. Игнатий (Брянчанинов) свт. Полное собрание творений: В 8 т. М., 2007. 15. Иларион, свт. Слово о законе и благодати. М. 1994. 16. Иосиф Волоцкий, пр. Просветитель. М., 1993. 17. Иосиф Волоцкий, пр. Духовная грамота // Древние иноческие уставы. М., 2001. 18. Имяславие. Антология. М., 2002. 19. Иоанн Кронштадтский, св. Полное собрание сочинений.: в 6 т. СПб., 1893 – 1894. 20. Зиновий Отенский. Истины показание вопросившим о новом учении. 21. Киево- Печерский патерик.??? 22. Киреевский И. Духовные основы русской жизни. [М.] Институт русской цивилизации, 2007. 23. Кирилл Туровский прп. Сочинения. // Труды отдела древнерусской литературы. СПб., 1955. Т. 11. С. 342 – 367. 24. Курбский А. Послания. // БЛДР Т. 11. СПб., 2001. С. 570 – 583. 25. Лопухин И.В. Некоторые черты о внутренней Церкви. СПб., 1798. 26. Макарий (Глухарев), прп. Мысли о способах к успешнейшему распространению христианской веры между евреями, магометанами и язычниками в Российской державе. // Нестеров С. Словом и житием наставляя. М. 2005. С. 225 –373. 27. Максим Грек, пр. Сочинения: в 3-х томах. ТСЛ 1996. репринт. 28. Медведев Сильвестр. Сильвестра Медведева известие истинное православным и показание о новоправлении книжном и о прочем: с предисловием и примечаниями Сергея Белокурова.??? 1886., 29. Медведев Сильвестр. Сильвестра Медведева Созерцание краткое лет 7190, 91 и 92, в них же что содеяся в гражданстве. М., 1894. 30. Мечев Сергий, св. Тайны богослужения.??? 31. Мечец духовный. Памятник русской духовной письменности XVII века. Казань, 1866. 32. Никон, патр. Труды М., 2004. 33. Нил Сорский и Иннокентий Комельский, прпп. Сочинения. СПб., 2008. 34. Остен. Памятник русской духовной письменности XVII в. СПб, 2006. 35. Паскаль Блез. Письма к провинциалу. Б. м. Port-Royal 1997 36. Паскаль Блез. Мысли. Любое издание. 37. Платон (Левшин) митр. Из глубины воззвах к Тебе, Господи. М. 1996. 38. Повесть временных лет. ПЛДР. XI — 1-я пол. XII в. 1978, с. 22—277 39. Пустозерская проза. М., 1989 40. Самарин Ю. Ф. Сочинения. Т. V. М., 1880. 41. Сковорода Г. Сочинения: В 2 Т. М. 1973. 42. Стефан (Яворский), митр. Камень веры. Киев. 1730. 43. Стефан (Яворский) митр. Проповеди блаженныя памяти Стефана Яворскаго, преосвященнаго митрополита Рязанского и Муромского… М., 1805. Ч. 1-3. 44. Стоглав. 45. Тихон Задонский, свт. Творения: В 5 т. М., 1889. 46. Феодор Санаксарский, прп. Наставления духовным чадам. Санаксарский монастырь, 2003. С. 103 – 161. 47. Феодосий Печерский, прп. Сочинения. // Труды отдела древнерусской литературы. СПб., 1947. Т. 5. 48. Феофан Затворник, свт. Письма о духовной жизни. М., 1998. С. 46–47. 49. Феофан Затворник,свт. Путь ко спасению. М., 2002. 50. Феофан (Прокопович), арпхиеп. Правда воли монаршей. М., 1722. 51. Феофан (Прокопович), арпхиеп. Письма. // ТКДА. 1865. №1. 52. Феофан (Прокопович), архиеп. Сочинения: В 4 т. М., 1761 –1765. 53. Феофан (Прокопович), архиеп. Четыре сочинения. М., 1773. 54. Филарет (Дроздов), свт. Сочинения Филарета, митрополита Московского и Коломенского: Слова и речи: В 5 т. — М., 1873—1885. 55. Филарет (Дроздов), свт. Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского по учебным и церковно-государственным вопросам: В 5 т. / Изд. под ред. преосвященного Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского: В 5 т. СПб., 1885—1888. 56. Филарет (Дроздов), свт. Филарета митрополита Московского и Коломенского творения. / Сост. и вступ. ст. иер. М. Козлова. М., 1994. 57. Филарет (Дроздов), свт. Записки руководствующие к основательному разумению книги Бытия, заключающие в себе и перевод сея книги на русское наречие. В 3 ч. — СПб., 1819. 58. Филарет (Дроздов), свт. Письма митрополита Московского Филарета к родным: 1800—1866 гг. — М., 1882. 59. Филарет (Дроздов), свт. Письма преподобному Антонию наместнику Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Ч. 1. ТСЛ., 2007. 60. Филарет (Дроздов), свт. Письма митрополита Московского Филарета к А. Н. Муравьеву. Киев, 1869. 61. Хомяков А. С. Сочинения богословские СПб., 1995. 62. Чаадаев П. Я. Статьи и письма. М., 1989. 63. Эпистолярное наследие Древней Руси. СПб.,??? 64. Fénelon de Salignac de La Mothe F. Explication des maximes des saints sur la vie intérieure. // Oeuvres de Fénelon T. 2. Paris 1857. P. 2-38. 65. Iansenius C. Augustinus. Lovanii, 1640. 66. L’idea di Roma a Mosca Secoli XV-XVI. Fonti per la storia del pensiero sociale russo. Roma-Mosca. 1989. 67. The Oecumenicae Concils of Roman Catholic Church. From Trent to Vatican II (1545-1965). Turnhout, 2010. 68. Procopovic F. Christianae orthodoxae theologiae in Academie Kiowiensi a Theophane Procopovicz adornatae et propositae. Vol. I. T. 1-4; Vol II. T. 5-7; Vol. III. T. 8-9. Leipzig. 1792-1793.
ЛИТЕРАТУРА 69. Архангельский А. Духовное образование и духовная литература в России при Петре Великом.Казань, 1883. 70. Баранкова Г. С. Антилатинские полемические сочинения в Киевской Руси XI – XIII вв. // Русское богословие: традиция и современность. М. 2011. 71. Вальденберг. В. Е. Древнерусские увения о пределах царской власти. М. 2006. 72. Верховской П. В., проф. Учреждение Духовной коллегии и Духовный регламент: К вопросу об отношении Церкви и государства в России: Исследование в области истории русского церковного права: В 2 Т. Ростов-на-Дону, 1916. 73. Гуревич Г. «Правда воли монаршей Феофана Прокоповича и ея западноевропейские источники. // Ученые записки императорского Юрьевского университета № 10. Юрьев, 1915. 74. Гнедич П. прот. Догмат искупления в русской богословской науке. М. 2007. 75. Зубов. В. П. Русские проповедники. М., 2001. 76. Иларион (Алфеев), архиеп. Священная тайна Церкви: В 2 т. СПб., 2002. 77. Кондаков Ю. Е. Либеральное и консервативное направления в религиозных движениях в России первой четверти XIX века. СПб., 2005. 78. Корсунский И. Определение понятия о Церкви в сочинениях Филарета, Московского // ХЧ. 1895. Ч. 2. С. 47—90. 79. Корсунский И. Филарет, митрополит Московский в своих Катехизисах // Юбилейный сборник. М., 1883. Т. 2. С. 667—825. 80. Корсунский И. Филарет митрополит Московский в его отношениях и деятельности по вопросу о переводе Библии на русский язык. М., 1886. 81. Корсунский И. О подвигах Филарета, митрополита Московского, в деле перевода Библии на русский язык // Юбилейный сборник. М., 1883. Т. 2. С. 215—667. 82. Корсунский И. Петербургский период проповеднической деятельности Филарета (Дроздова), впоследствии митрополита Московского: (1809—1819) // ВиР. 1884. Т. 1. Ч. 2. С. 13—40, 131—154, 490—502, 590—612, 739—769; 1885. Т. 1. Ч. 1. С. 757—778; Ч. 2. С. 28—44, 85—98, 383—415, 460—485, 75—741. 83. Корсунский И. Предки Филарета // РА. 1894. Кн. 2. № 5. С. 25—44. 84. Корсунский И. Святитель Филарет, митрополит Московский: Его жизнь и деятельность на Московской кафедре по его проповедям в связи с событиями и обстоятельствами того времени: (1821—1867). Харьков, 1894. 85. Корсунский И. Проповедническая деятельность Василия Михайловича Дроздова (впоследствии Филарета, митрополита Московского), 1803—1808 гг. // ВиР. 1884. Т. 1. Ч. 1. С. 286—305, 362—401. 86. Корсунский И. Проповедническая деятельность Филарета (Дроздова) в бытность его архиепископом Тверским и Ярославским: (1819—1821) // ВиР. 1886. Т. 1. Ч. 2. С. 18—38, 78—90. — То же. Отд. отт. Харьков, 1886. — 32 с. 87. Корсунский И. Гармоническое развитие и проявление сил и способностей души в святителе Филарете, митрополите Московском: // ЧОЛДПр. 1892. Кн. 12. С. 718—754. 88. Корсунский И. К истории изучения греческого языка и его словесности в Московской Духовной Академии. // БВ 1893. №.11. С. 221-259. №12. 447-481. 89. Лобачев С. В. Патриарх Никон. СПб., 2003 90. Мейендорф Иоанн, прот. История Церкви и восточно-христианская мистика. М., б/г. 91. Миркович Г. О времени пресуществления Св. Даров. Спор, бывший в Москве, во второй половине XVII-го века. Вильна, 1886. 92. Пекарский П. Наука и литература в России при Петре Великом: В 2 т. Спб., 1862. 93. Подскальский Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси. СПб. 1996. 94. Прозоровский А. Сильвестр Медведев (его жизнь и деятельность) М., 1896. 95. Пыпин А. Н. Религиозные движения при Александре 1-м. Пг., 1916. 96. Сменцовский М. Братья Лихуды. СПб., 1899. 97. Терновский Ф. Митрополит Стефан Яворский // Труды Киевской духовной академии, 1864 98. Смирнов С. Древнерусский духовник: В 2 ч. М., 1913. 99. Спасский Ф. Г. Русское литургическое творчество. М., 2008. 100. Сухова Н. Ю. Вертоград наук духовный. М., 2007. 101. Успенский Б. А. Борис и Глеб: восприятие истории в древней Руси. М., 2000. 102. Успенский Л. Богословие иконы. М., 1996. С. 207 – 274. 103. Флоренский Павел, свящ. Философия культа. // БТ № 17 104. Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. Париж, 1937. 105. Флоровский Г., прот. Филарет митрополит Московский. Путь. Париж, 1928 №12. 106. Харлампович К. В. Малороссийское влияние на Великороссийскую церковную жизнь. Казань, 1914. 107. Хондзинский Павел, прот. Блаженный Августин в русской духовной традиции XVIII в. Вестник ПСТГУ I: Богословие, Философия. 2011. вып. 1 (33). С. 22 – 36. 108. Хондзинский П., свящ. Восток и Запад в русском синтезе святителя Филарета, митрополита Московского. // Материалы XVIII ежегодней конференции ПСТГУ М., 2009. С. 22-33. 109. Хондзинский Павел, свящ. На пути к синтезу (Свт. Тихон Задонский и Иоганн Арндт. // Христаниство и русская литература. Сборник 6. СПб., 2010. 110. Хондзинский Павл, свящ. О богословии гимнографических форм. ЖМП 2001. № 12. С. 66 – 82. 111. Хондзинский Павел, свящ. Русская Lajentheologie в эпоху Александра 1-го Филаретовский альманах №8.. М., 2012. в печати; Он же, Синодальная реформа и экклесиология первых славянофилов: А. С. Хомякова и Д. С. Самарина. // Вестник ПСТГУ Вестник ПСТГУ I: Богословие, Философия. 2011. вып. 5 (37). С. 57 – 69. 112. Хондзинский Павел, свящ. Святитель Филарет Московский: богословский синтез эпохи. М. 2010. С. 113. Хондзинский Павел, свящ. Священное Писание в богословии школы преосвященного Феофана Прокоповича. // Русское богословие: традиция и современность. М. 2011. С. 47 – 54 114. Червяковский П. Введение в богословие Феофана Прокоповича. // Христианское чтение. 1876. № 1-2. С. 32-86; 1876 №7-8 С. 101-152; 1877. № 3-4. С. 291-330; 1877. №№ 7-8. С.3-42. 115. Чистович И. А. Прокопович и его время. Сборник статей, читанных в ОРЯС имп. АН т. 4. СПб., 1868. 116. Чистович И. А. Руководящие деятели духовного просвещения в России в первой половине текущего столетия. СПб., 1894. 117. Чистович И. А. История перевода Библии на русский язык: В 2 ч. СПб.1873. 118. Шерард Ф. Греческий Восток и Латинский Запад. М., 2006. 119. Шляпкин И. А. Св. Димитрий Ростовский и его время. Спб., 1891 120. Янковска Л. А. Литературно-богословское наследие святителя Димитрия Ростовского: восприятие иезуитской науки XVI – XVII вв. М. 1994. 121. Augustin/Augustinismus. TRE. Bd. IV. 122. Brav Christian. Bücher im Staube. Theologie Johann Arndts in ihrem Verhältnis zur Mystik. Leiden. 1986. 123. Le Brun Jacques. Le Pur Amour de Platon à Lacan. Éditions du Seuil. 2002. 124. Carreyre J. Jansénisme. // Dictionnaire de Theologie catholique. Vol. VIII. Paris, 1937. 125. Jedin Hubert. Geschichte des Koncils von Trident: In 4 B. Freiburg, 1939-1975. 126. Härtel Hans-Joachim. Byzantische Erbe und Orthodoxie bei Feofan Procopovic. Wurzburg, 1970. 127. Klinger F. Rom als idée. // Die Antike. 1927. Bd. III. 128. Muller L. Der Einfluss der liberalen Protestentismus auf die russische Laientheologie des 19. Jahrhundert. // Kirche im Osten. B. III. 1960. 129. Müller L. Die Kritik des protestantismus in der rusischen Theologie vom 16. – 18. Jh. // Akademie der Wissenschaften und der Literatur 1951 № 1. S. 130. Nichols R. L., Metropolitan Filaret and the Awakening of Russian Orthodoxy, 1782—1825. Diss. University of Washington, 1972. 131. Pascal Pierre. Avvakum et les débuts du raskol. Paris. 1963. 132. Podskalsky Gerhard. Griechische Theologie in der Zeit der Türkenherrschafft. München, 1988. 133. Stupperich R. Feofan Procopovic und seine academische Wirsamkeit. // Zeitschrift fur slavische Phililogie. B. XVII. (1940/1941) 134. Stupperich, Robert. Kiev – das zweite Jerusalem. // Zeitschrift fur slavische Philologie. XII (1935). S. 332–354. 135. Stupperich Robert. Prokopovic in Rom // Zeitschrift fur osteuropaische Geschichte. B. V. 136. Tetzner J. Theophan Prokopovic und die russische Fruhaufclarung. // Zeitschrift fur Slavistik. B. III. 1958.
6.4. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего и промежуточного контроля за усвоением материала курса. Лекционный курс. Минимально необходимые для усвоения материалы тексты указываются в разделе 4. 2. соответственно для каждой лекции. В конце изложения каждой темы для закрепления изученного материала преподаватель может использовать для устного опроса или написания краткой контрольной работы следующие вопросы (в разделе 4 указаны для каждой лекции отдельно):
Тема 1. Введение в проблематику дисциплины. Вопросы: 1) В чем усматривал основную характерную черту русской богословской науки Н. Н. Глубоковский? 2) С какого времени можно говорить об устойчивом разделении Запада и Востока? 3) что такое Slavia orthodoxia?
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 232; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.192.113 (0.013 с.) |