ПРАВОСЛАВНЫЙ СВЯТО-ТИХОНОВСКИЙ БОГОСЛОВСКИЙ ИНСТИТУТ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ПРАВОСЛАВНЫЙ СВЯТО-ТИХОНОВСКИЙ БОГОСЛОВСКИЙ ИНСТИТУТ



ПРАВОСЛАВНЫЙ СВЯТО-ТИХОНОВСКИЙ БОГОСЛОВСКИЙ ИНСТИТУТ

 

БОГОСЛОВСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

УТВЕРЖДАЮ

 

_______________________

 

"_____"__________________20__ г.

 

 

УМКД дисциплины

 

РУССКАЯ ПАТРОЛОГИЯ

 

Направление подготовки

Теология

 

 

Профиль подготовки

Систематическая теология

 

 

Квалификация выпускника

Бакалавр

 

Форма обучения

Очная

 

 

Москва

2012 год


Программа составлена на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы по направлению 033400 – Теология.

 

1. Цели освоения дисциплины.

Дать студентам систематическое представление о наследии святых отцов Русской Церкви, о русской богословской традиции в целом, ее авторах, идеях, достижениях, формировании и развитии в контексте церковной истории.

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата.

Курс опирается на знания, полученные студентами в курсах библеистики, догматики, сравнительного богословия, патристики, Истории древней христианской церкви.

Курс тесно связан с курсом истории Русской Церкви и представляет собой его естественное продолжение и дополнение.

Курс дает историко-богословское обоснование курсам, связанным с изучением и разработкой основных направлений деятельности Русской Церкви в современном обществе.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Русская патрология».

Способность выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования (ОК-1); способность критически переосмыслять накопленный опыт; приверженность нормам традиционной морали и нравственности; способность к социальной адаптации (ОК-3); готовность к установлению и поддержанию социальных отношений на высоком культурном уровне, способность критически переосмысливать свой социальный опыт (ОК-5), способность использовать в познавательной и профессиональной деятельности знания о структуре, методологии и критериях современной науки (ОК-7); готовность к устной и письменной коммуникации (ОК-13); способность использовать необходимые знания языков сакральных текстов (ОК-15); способность использовать знание основных разделов теологии и их взаимосвязь, собирать, систематизировать и анализировать информацию по теме исследования, готовность применять в научно-исследовательской работе основные принципы и методы проведения научных исследований, учитывая единство теологического знания, оформлять и вводить в научный оборот полученные результаты (ПК-1); готовность применять стандартные методы решения проблем, имеющих теологическое содержание (ПК-2); готовность участвовать в научных исследованиях по теологической проблематике (ПК-3); способность подбирать, систематизировать и анализировать материал в соответствии с объектами профессиональной деятельности выпускника, (ПК-8); готовность применить результаты анализа к решению конкретных профильных экспертно-консультативных задач (ПК-9); способность использовать базовые знания в области теологии и специализированные знания фундаментальных разделов философии, истории, искусствоведения, филологии для освоения профильных теологических дисциплин (в соответствии с профилизацией) (ПК-13, ПК-14); готовность самостоятельно проводить научные исследования в области научной специализации студента под руководством и по программе научного руководителя (ПК-18),

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

· Знать: основные события истории Вселенской и Русской Церкви в их значении для формирования_и развития русской богословской мысли; имена и труды святых Отцов Русской Церкви; вклад русского богословия в общее предание Церкви; богословские идеи представителей иных христианских традиций и конфессий, оказавшие влияние на русскую богословскую мысль.

· Уметь: определять значение данного памятника богословской мысли для традиции, исходя из времени его создания и богословского контекста эпохи; показать связь событий церковной истории с их богословской рефлексией; использовать полученные знания как исходную точку для анализа и оценки конкретных явлений церковной жизни.

Владеть навыками: чтения текстов традиции в том числе на славянском языке; выявления богословских идей того или иного автора на основе предложенного текста; самостоятельной работы с научной литературой по теме.

 

 

4. Структура и содержание дисциплины.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 180 часов.

 

Структура курса.

Тема 1.Введение в проблематику дисциплины.

Тема 2.Богословие Киевской Руси.

Тема 3.Богословие Московской Руси.

Тема 4.Русская духовная традиция в XVII в.

Тема 5.Русская традиция и западное богословие в XVII в.

Тема 6.Богословская проблематика XVIII века.

Тема 7.Святитель Филарет и его время.

Тема 8.Эпоха реформ.

ЛЕКЦИИ.

РАЗДЕЛ I (СЕМЕСТР I): ДРЕВНЕРУССКОЕ БОГОСЛОВИЕ.

 

Тема 1. Введение в проблематику дисциплины.

Лекция 1. А. Откровение и Богословие. Богословие-предание (theologia majore) и научное богословие (theologia minore). История богословия. Изучение русской богословской традиции: концепции, источники, литература. Цель и общий план курса. Б. Введение в историю традиции: Христианская цивилизация. Восток и Запад. Два типа миссии (Византийская и Римская). Студитский синтез. Orthodoxia slavia: Кирилл и Мефодий, Царство Симеона. Первое южнославянское влияние.

Тексты: Глубоковский Н. Н. Русская богословская наука.М. 2002. С. 115 – 118; Хёйзинга Йохан. Тени завтрашнего дня. Человек и культура. Затемненный мир. СПб. 2010. С. 216 – 226; Пиккио Рикардо. История древнерусской литературы. М. 2002. С. 11 – 17.

Вопросы:

1) В чем усматривал основную характерную черту русской богословской науки Н. Н. Глубоковский?

2) С какого времени можно говорить об устойчивом разделении Запада и Востока?

3) что такое Slavia orthodoxia?

 

Тема 2. Богословие Киевской Руси.

Лекция 2. Крещение Руси. Общ. хар-ка Киевского периода. Константинополь и Киев. Церковь и общество. Христианство и культура. Отношение к книге. Уставные чтения. Переводы. Сборники. Хроника Георгия Амартола и ее значение для русской традиции. Повесть временных лет как «сумма богословия». Свт. Иларион. Чтения о Борисе и Глебе. Прп. Феодосий.

Тексты: Пиккио Рикардо. История древнерусской литературы. М. 2002. 31 – 42, 64 – 72.

Вопросы:

1) Какими переводами располагали древнерусские книжники?

2) В чем значение жанра «Сборника» для древнерусской традиции?

3) Почему Повесть временных лет может быть названа «памятником столетия»?

Лекция 3. Обзор традиции: вторая половина XI – нач. XIII вв. Основные жанры и идеи. Поучения. Канонические вопросо-ответы. Полемика. Паломничества. Наследие свт. Кирилла Туровского. Апокрифы. София и Покров. Итоги периода.

Тексты: Пиккио Рикардо. История древнерусской литературы. М. 2002. С. 43 – 63.; Подскальский Герхард. Христианство и богословская литература в Киевской Руси. СПб., 1996. С. 433 – 440.

Вопросы:

1) Что по мнению исследователей является главным богословским жанром Киевской Руси?

2) В чем различие понимания термина «богословие» на Западе и на Востоке?

3) В чем сходство и различие Византийской и Древнерусской традиций, по мнению Г. Подскалького?

 

Тема 5: Русская традиция и западное богословие в XVII в.

Лекция 8. Богословская жизнь Запада. Реформация и Тридент: антропологический акцент. Век Августина: пиетизм, янсенизм, фенелонизм. Споры о чистой любви. Духовно-культурные последствия Унии. Свт. Петр Могила. Киевская Академия. Свт. Димитрий Ростовский: любовь-страдание, теотокология, богословие истории.

Тексты: Хондзинский Павел, прот. Митрополит Стефан Яворский и архиепископ Феофан Прокопович. По следам диссертации Ю. Ф. Самарина. // Статья для Диска: Русское богословие. XVIII век. СПб., 2012. С. 3 – 25;

Вопросы:

1) С чем вызван был интерес к наследию бл. Августина на Западе в XVII в.)

2) В чем суть споров о «чистой любви»?

3) В чем суть учения свт. Димитрия о «любви-страдании»?

 

Тема 8. Эпоха реформ.

Лекция 14: Эпоха Великих реформ. Достоевский. Еп. Михаил Грибановский. Митр. Антоний Храповицкий. Новые черты богословия в эпоху великих реформ, Достоевский как «учитель церкви»: «новое пелагианство», связь с традицией; еп. Михаил (Грибановский) и русская словесность, Истина Бытия Божия, понятие церковности, христоцентризм еп. Михаила и христоцентризм Достовского, отношение к культуре; спор о монашестве ученом; церковная и духовно-учебная деятельность митр. Антония Храповицкого, учение о свободе воли, «нравственный монизм», отношение к Западу, догмат искупления, экклесиология, учение о состарадательной любви.

Тексты: Хондзинский Павел, свящ. Над временем. Епископ Михаил (Грибановский) // Вестник ПСТГУ I:2(26). М.: ПСТГУ, 2009. С. 21—38; Хондзинский Павел, свящ. Догмат любви (вступительная статья) // Митрополит Антоний Храповицкий: Избранные труды, письма, материалы. М.: ПСТГУ, 2007. С. LXV— LXXVII.

Вопросы:

1) Почему в своей диссертации вл. Михаил не делал ссылок на научную литературу?

2) В чем суть учения митр. Антония о сострадательной любви?

3) В чем, согласно митр. Антонию, состоит важность церковного быта для христианской нравственности?

Лекция 15: Св. прав. Иоанн Кронштадтский. Богословие общины. Итоги и перспективы. Белое духовенство в предреволюционные годы, «евхаристический кризис», св. Иоанн Кронштадтский и духовная школа, общая характеристика наследия, опытное богословие, учение о Церкви и слове; монастырь в миру, свв. Алексей и Сергий Мечевы и их община. Итоги Синодального периода.

Тексты: Хондзинский Павел, свящ. Опытное богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского // Святой праведный Иоанн Кронштадтский: избранные сочинения, проповеди, материалы / ред.-сост. свящ. Павел Хондзинский. М.: ПСТГУ, 2011. С. 98—136; Хондзинский Павел, свящ. Святой и время (в печати).

Вопросы:

1) Можно ли говорить о евхаристическом кризисе в Синодальную эпоху?

2) Посему богословие св. Иоанна Кронштадтского можно назвать «опытным»?

3) Что такое «покаяльно-богослужебная семья»?

 

СЕМИНАРЫ.

 

РАЗДЕЛ I: ДРЕВНЕРУССКОЕ БОГОСЛОВИЕ.

 

Тема 1. Введение в проблематику дисциплины.

Семинар 1: Богословско-исторические концепции.

А. Разбор изученного дома текста.

Тексты: Иларион (Алфеев), архиеп. Святооотеческое наследие и современность. // Он же. Православное богословие на рубеже эпох. Киев, 2002. С. 454 – 471, 480 – 491.

Вопросы:

1) Что такое неопатристический синтез?

2) Согласны ли Вы с утверждением, что быть православным означает быть византийцем?

3) Может ли патристический синтез быть создан методами научного богословия?

Б. Доклад. Система храмовых росписей в эпоху Средневизантийского синтеза.

В. Выборочное чтение текста с комментариями: Максим Исповедник, прп. Мистагогия. // Творения преподобного Максима Исповедника. Книга 1. М., 1993, – или проведение контрольной работы по лекционным вопросам темы 1.

 

Тема 8. Эпоха реформ.

Семинар 14: Спор о монашестве ученом.

А. Разбор изученного дома текста.

Тексты: Антоний (Храповицкий), митр. О монашестве ученом. // Михаил (Грибановский), еп. Сочиненеия. Письма. Жизнеописание. С. 808 – 815; Михаил (Грибановский), еп. Еще о так называемом монашестве ученом. // Там же. С. 505 – 516.

Вопросы:

1) Как с точки зрения митр. Антония соотносятся идея монашества и монашеский быт?

2) Каково основное возражение еп. Михаила?

3) Чья точка зрения на монашеское пастырство в миру представляется вам более взвешенной и почему?

Б. Доклад. Доказательства бытия Божия, предложенные еп. Михаилом (Грибановским) и митр. Антонием (Храповицким).

В. Выборочное чтение текста с комментариями: Антоний (Храповицкий), митр. Догмат искупления. // Избранные труды. Письма. Материалы. М. 2007. С. 40 – 74.

Семинар 15: Богословие приходских старцев.

А. Разбор изученного дома текста.

Тексты: Иоанн Кронштадтский , св. Мысли о Церкви. // Он же. Избранные сочинения. Проповеди. Материалы. С. 337 – 383.

Вопросы:

1) Как богослужебная жизнь связана с историей Церкви?

2) Какова роль иерархии в Церкви?

3) Каковы признаки «богоугодной молитвы»?

Б. Доклад. История маросейской общины.

В. Чтение текста с комментариями: Мечев Алексей, прав Надгробное слово, оставленное о. Алексием перед его кончиной. // «Пастырь добрый». Жизнь и труд московского старца протоиерея Алексея Мечева. М. 1997. С. 579 – 602, – или проведение контрольной работы по лекционным вопросам темы 8.

4.4. Объем рабочего времени на изучение дисциплины.

 

№ п/п Раздел Дисциплины Семестр Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
Лекции Практические занятия Самостоятельная работа Всего
1. Введение в проблематику дисциплины.
2. Богословие Киевской Руси.
3. Богословие Московской Руси.
4. Русская духовная традиция в 17-м веке.
  Экзамен      
5. Русская традиция и западное богословие в XVII в.
6. Богословская проблематика XVIII века.
7. Святитель Филарет и его время.
8. Эпоха реформ.  
  Экзамен      
  Всего  

Образовательные технологии.

Работа в аудитории включает в себя чтение лекций и консультации, в том числе консультации для групп и индивидуальные консультации. Проведение лекций базируется на постоянно обновляющемся лекционном курсе; в ходе его чтения реализуется проблемное обучение с целью развития познавательной активности и творческой самостоятельности обучающихся.

Практические (семинарские) занятия могут подразумевать не только устные выступления учащихся, но и подготовку презентаций. Семинары предполагают живое обсуждение мнений студентов в диалоговом формате, с проведением общегрупповых дискуссий, в т.ч. на основе метода дебатов.

Внеаудиторная работа подразумевает самостоятельную работу в библиотеках и сети Internet с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся, а также для подготовки к различным формам отчетности (доклады, зачет, экзамен).

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

6. 1. Литература, необходимая для подготовки к лекциям.

Глубоковский Н. Н. Русская богословская наука. М. 2002.

Пиккио Рикардо. История древнерусской литературы. М. 2002.

Подскальский Герхард. Христианство и богословская литература в Киевской Руси. СПб., 1996.

Сперанский М. Н. История Древнерусской литературы. М. 1914.

Тахиаос А.-Э. Н. Отношение Константинопольских Патриархов XIV в. К преподобному Сергию Радонежскому и русскому монашеству. // Русское богословие: традиции и современность. М., 2011.

Флоровский Георгий, прот. Пути русского богословия. Париж, 1937.

Хёйзинга Йохан. Тени завтрашнего дня. Человек и культура. Затемненный мир. СПб. 2010.

Хондзинский Павел, свящ. Русское богословие XVII в. // Статья для Диска: Русское богословие. XVII век. Ч. II. Богословие в лицах. СПб., 2011.

Хондзинский Павел, свящ. Митрополит Стефан Яворский и архиепископ Феофан Прокопович. По следам диссертации Ю. Ф. Самарина. // Статья для Диска: Русское богословие. XVIII век. СПб., 2012.

Хондзинский Павл, свящ. О богословии гимнографических форм. ЖМП 2001. № 12. С. 66 – 82.

Хондзинский Павел, свящ. Святитель Филарет Московский: богословский синтез эпохи. М. 2010. С.

Хондзинский Павел, свящ. Священное Писание в богословии школы преосвященного Феофана Прокоповича. // Русское богословие: традиция и современность. М. 2011. С. 47 – 54

Хондзинский Павел, прот. Блаженный Августин в русской духовной традиции XVIII в. Вестник ПСТГУ I: Богословие, Философия. 2011. вып. 1 (33). С. 22 – 36.

Хондзинский Павел, свящ. На пути к синтезу (Свт. Тихон Задонский и Иоганн Арндт. // Христаниство и русская литература. Сборник 6. СПб., 2010.

Хондзинский Павел, свящ. Русская Lajentheologie в эпоху Александра 1-го Филаретовский альманах №8.. М., 2012. в печати; Он же, Синодальная реформа и экклесиология первых славянофилов: А. С. Хомякова и Д. С. Самарина. // Вестник ПСТГУ Вестник ПСТГУ I: Богословие, Философия. 2011. вып. 5 (37). С. 57 – 69.

Хондзинский Павл, свящ. Над временем. Епископ Михаил (Грибановский) // Вестник ПСТГУ I:2(26). М.: ПСТГУ, 2009. С. 21—38;

Хондзинский Павл, свящ. Догмат любви // Митрополит Антоний Храповицкий: Избранные труды, письма, материалы. М.: ПСТГУ, 2007. С. LII—CVI.

Хондзинский Павел, свящ. Опытное богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского // Святой праведный Иоанн Кронштадтский: избранные сочинения, проповеди, материалы / ред.-сост. свящ. Павел Хондзинский. М.: ПСТГУ, 2011. С. 98—136; Хондзинский Павл, свящ. Святой и время (в печати)

 

6.2. Источники, необходимые для подготовки к семинарам.

Аввакум, протопоп. Житие прот. Аввакума, написанное им самим. Пустозерская проза М. 1989. С. 42 – 94.

Антоний (Храповицкий), митр. Догмат искупления. // Избранные труды. Письма. Материалы. М. 2007. С. 40 – 74.

Антоний (Храповицкий) О монашестве ученом. // Михаил (Грибановский), еп. Сочинения. Письма. Жизнеописание. С. 808 – 815.

Василий (Калика), архиеп. Послание архиепископу Феодору Тверскому. // ПЛДР. XIV – середина XV вв. М., 1981. С. 42 – 49.

Гоголь Н. В. Избранные места из переписки с друзьями. // Собрание сочинений: в 7 Т. М., 1978. Т. 6. С. 197 – 200, 213 – 227, 243 – 247.

Димитрий Ростовский, свт. Рассуждение о пресуществлении святейшей евхаристии. // Миркович Г. О времени пресуществления Святых Даров. Вильна, 1886. Приложение. С. I – XXVI.

Димитрий Ростовский, свт. Слово на память вмч. Евстафия Плакиды. Сочинения: в 5 т. М., 1840. Т. 3. С. 271 – 291.

Духовный регламент. Киев, 1823.

Житие Преподобного отца нашего Феодосия // Памятники литературы Древней Руси (ПЛДР). Начало русской литературы, XI – начало XII века. М., 1978.

Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово о спасении и христианском совершенстве. // Полное собрание творений: В 8 т. М., 2007. Т. 2. С. 306 – 340.

Иларион (Алфеев), архиеп. Святооотеческое наследие и современность. // Он же. Православное богословие на рубеже эпох. Киев, 2002.

Иоанн Кронштадтский , св. Мысли о Церкви. // Он же. Избранные сочинения. Проповеди. Материалы. С. 337 – 383.

Иосиф Волоцкий, прп. Просветитель. М., 2006

Кирик. Вопрошание

Курбский А. Предисловие к диалектике Иоанна Дамаскина. // БЛДР. СПб., 2001. Т. 11. С. 570 – 583.

Кирилл Туровский, прп. Слово на Антипасху. // Труды отдела древнерусской литературы. СПб., 1955. Т. 11. С. 342 – 367.

Макарий (Глухарев), прп. Мысли о способах к успешнейшему распространению христианской веры между евреями, магометанами и язычниками в Российской державе. // Нестеров С. Словом и житиемнаставляя. М. 2005. С. 225 –373.

Максим Грек, прп. Повесть страшная и достопримечательная. // Творения Т. 3. ТСЛ., 1996.

Максим Исповедник, прп. Мистагогия. // Творения преподобного Максима Исповедника. Книга 1. М., 1993.

Мечев Алексей, прав. Надгробное слово, оставленное о. Алексием перед его кончиной. // «Пастырь добрый». Жизнь и труд московского старца протоиерея Алексея Мечева. М. 1997. С. 579 – 602.

Михаил (Грибановский) Еще о так называемом монашестве ученом. // Михаил (Грибановский), еп. Сочинения. Письма. Жизнеописание. С. 505 – 516.

Нестор, прп. Чтения о Борисе и Глебе. // Древнерусские княжеские жития М. 2001. С. 91-121.

Нил Сорский, прп. Устав. // Нил Сорский и Иннокентий Комельский, прпп. Сочинения СПб., 2008. С, 97 – 201.

Остен. Памятник русской духовной письменности XVII в. СПб, 2006.

Тихон Задонский, свт. О взаимной должности христианской (Инструкция христианская) // Избранные труды. Письма. Материалы,. М., 2004. С. 459 – 487.

Феодор Санаксарский, прп. Письма. // Наставления духовным чадам. Санаксарский монастырь, 2003. С. 103 – 161.

Феодосий Печерский, прп. В пятницу третьей недели поста слово на часах святого Феодосия о хождении в церковь и о молитве // Труды отдела древнерусской литературы. СПб., 1947. Т. 5. С. 180-181.

Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. М. 2003. С. 307 – 357.

Феофан Прокопович, архиеп. Слово в неделю православия // Слова и речи: в 3 Т. Т. 3. С. 303 – 317.

Филарет Московский, свт. Разговоры между испытующим и уверенным о православии восточной Греко-российской Церкви. // Творения. М., 1994. С. 397 – 410, 419 – 460.

Филарет Московский, свт. Слово в Великий Пяток 1816 г. // Слова и речи: в 5 Т.. М., 1872 – 1885. С. 89 – 98.Макарий (Глухарев), прп. Записка о способах распространения веры.

Филофей, старец. Послание // ПЛДР. Конец XV – первая половина XVI века. М. 1984. С. 436 – 455.

 

6.3. Рекомендуемая и дополнительная литература.

РАБОТЫ ПО ИСТОРИИ РУССКОЙ ЦЕРКВИ.

1. История Русской Церкви: в 9 т. М. 1994-1999.

2. Карташев А. В. Очерки по истории Русской Церкви. М. 1993.

ОБЗОРНЫЕ РАБОТЫ:

1. Филарет (Гумилевский), свт. Обзор русской духовной литературы: В 2 кн. Харьков, 1859.

2. Глубоковский Н. Н. Русская богословская наука. М. 2002.

3. Флоровский Г. прот. Пути русского богословия. Любое издание.

СПРАВОЧНЫЕ ИЗДАНИЯ.

1.Словарь книжников и книжности древней Руси.

2.Православная энциклопедия.

 

СЕРИИ:

1) Русская историческая библиотека.

2) Памятники литературы Древней Руси.

3) Библиотека литературы Древней Руси.

4) Русская богословская библиотека:

1) Филарет Московский, свт. Избранные труды. Письма. Воспоминания. ПСТБИ 2003.

2) Тихон Задонский, свт. Избранные труды. Письма. Материалы. ПСТБИ 2004.

3) Антоний Храповицкий, митр. Избранные труды. Письма. Материалы. М, 2007.

4) Иоанн Кронштадтский свт. Избранные сочинения. Проповеди. Материалы. М. 2010.

5) Михаил Грибановский, еп. Сочинения. М. 2011

 

ИСТОЧНИКИ

1. Авраамий Смоленский, прп. Слово о небесных силах, и чего ради создан бысть человек. [Известия 2-го отделения ИАН. 1860. т.9. – Ст. 182-192.]

2. Анастасий (Братановский), архиеп. Поучительные слова: В 4 т. М., 1803-1807.

3. Василий (Калика), архиеп. Послание архиепископу Феодору Тверскому. // ПЛДР. XIV – середина XV вв. М., 1981. С. 42 – 49.

4. Георгий (Конисский), свт. Слова и речи. Могилев, 1892

5. Димитрий Ростовский, свт. Келейный летописец. М. 2000.

6. Димитрий Ростовский, свт. Минеи: в 4 Кн. Киево-Печерская Лавра, 1764.

7. Димитрий Ростовский, свят. О свободе святыя Церкви. М., 1910.

8. Димитрий Ростовский. Свт. Розыск о раскольнической Брынской вере. М., 1855.

9. Димитрий Ростовский, свт. Сочинения: В 5 Т. - М., 1827 - 1833.

10. Духовный регламент. Киев, 1823.

11. Записки Петербургских религиозно-философских собраний 1901-1903. М., 2005.

12. Зерникав А. Об исхождении Святаго Духа от одного только Отца. Т. 1. Почаев, 1902.

13. Зерникав А. Об исхождении Святаго Духа от одного только Отца. Т. 2. Житомир, 1906.

14. Игнатий (Брянчанинов) свт. Полное собрание творений: В 8 т. М., 2007.

15. Иларион, свт. Слово о законе и благодати. М. 1994.

16. Иосиф Волоцкий, пр. Просветитель. М., 1993.

17. Иосиф Волоцкий, пр. Духовная грамота // Древние иноческие уставы. М., 2001.

18. Имяславие. Антология. М., 2002.

19. Иоанн Кронштадтский, св. Полное собрание сочинений.: в 6 т. СПб., 1893 – 1894.

20. Зиновий Отенский. Истины показание вопросившим о новом учении.

21. Киево-Печерский патерик. ???

22. Киреевский И. Духовные основы русской жизни. [М.] Институт русской цивилизации, 2007.

23. Кирилл Туровский прп. Сочинения. // Труды отдела древнерусской литературы. СПб., 1955. Т. 11. С. 342 – 367.

24. Курбский А. Послания. // БЛДР Т. 11. СПб., 2001. С. 570 – 583.

25. Лопухин И.В. Некоторые черты о внутренней Церкви. СПб., 1798.

26. Макарий (Глухарев), прп. Мысли о способах к успешнейшему распространению христианской веры между евреями, магометанами и язычниками в Российской державе. // Нестеров С. Словом и житием наставляя. М. 2005. С. 225 –373.

27. Максим Грек, пр. Сочинения: в 3-х томах. ТСЛ 1996. репринт.

28. Медведев Сильвестр. Сильвестра Медведева известие истинное православным и показание о новоправлении книжном и о прочем: с предисловием и примечаниями Сергея Белокурова. ??? 1886.,

29. Медведев Сильвестр. Сильвестра Медведева Созерцание краткое лет 7190, 91 и 92, в них же что содеяся в гражданстве. М., 1894.

30. Мечев Сергий, св. Тайны богослужения. ???

31. Мечец духовный. Памятник русской духовной письменности XVII века. Казань, 1866.

32. Никон, патр. Труды М., 2004.

33. Нил Сорский и Иннокентий Комельский, прпп. Сочинения. СПб., 2008.

34. Остен. Памятник русской духовной письменности XVII в. СПб, 2006.

35. Паскаль Блез. Письма к провинциалу. Б. м. Port-Royal 1997

36. Паскаль Блез. Мысли. Любое издание.

37. Платон (Левшин) митр. Из глубины воззвах к Тебе, Господи. М. 1996.

38. Повесть временных лет. ПЛДР. XI — 1-я пол. XII в. 1978, с. 22—277

39. Пустозерская проза. М., 1989

40. Самарин Ю. Ф. Сочинения. Т. V. М., 1880.

41. Сковорода Г. Сочинения: В 2 Т. М. 1973.

42. Стефан (Яворский), митр. Камень веры. Киев. 1730.

43. Стефан (Яворский) митр. Проповеди блаженныя памяти Стефана Яворскаго, преосвященнаго митрополита Рязанского и Муромского… М., 1805. Ч. 1-3.

44. Стоглав.

45. Тихон Задонский, свт. Творения: В 5 т. М., 1889.

46. Феодор Санаксарский, прп. Наставления духовным чадам. Санаксарский монастырь, 2003. С. 103 – 161.

47. Феодосий Печерский, прп. Сочинения. // Труды отдела древнерусской литературы. СПб., 1947. Т. 5.

48. Феофан Затворник, свт. Письма о духовной жизни. М., 1998. С. 46–47.

49. Феофан Затворник,свт. Путь ко спасению. М., 2002.

50. Феофан (Прокопович), арпхиеп. Правда воли монаршей. М., 1722.

51. Феофан (Прокопович), арпхиеп. Письма. // ТКДА. 1865. №1.

52. Феофан (Прокопович), архиеп. Сочинения: В 4 т. М., 1761 –1765.

53. Феофан (Прокопович), архиеп. Четыре сочинения. М., 1773.

54. Филарет (Дроздов), свт. Сочинения Филарета, митрополита Московского и Коломенского: Слова и речи: В 5 т. — М., 1873—1885.

55. Филарет (Дроздов), свт. Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского по учебным и церковно-государственным вопросам: В 5 т. / Изд. под ред. преосвященного Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского: В 5 т. СПб., 1885—1888.

56. Филарет (Дроздов), свт. Филарета митрополита Московского и Коломенского творения. / Сост. и вступ. ст. иер. М. Козлова. М., 1994.

57. Филарет (Дроздов), свт. Записки руководствующие к основательному разумению книги Бытия, заключающие в себе и перевод сея книги на русское наречие. В 3 ч. — СПб., 1819.

58. Филарет (Дроздов), свт. Письма митрополита Московского Филарета к родным: 1800—1866 гг. — М., 1882.

59. Филарет (Дроздов), свт. Письма преподобному Антонию наместнику Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Ч. 1. ТСЛ., 2007.

60. Филарет (Дроздов), свт. Письма митрополита Московского Филарета к А. Н. Муравьеву. Киев, 1869.

61. Хомяков А. С. Сочинения богословские СПб., 1995.

62. Чаадаев П. Я. Статьи и письма. М., 1989.

63. Эпистолярное наследие Древней Руси. СПб., ???

64. Fénelon de Salignac de La Mothe F. Explication des maximes des saints sur la vie intérieure. // Oeuvres de Fénelon T. 2. Paris 1857. P. 2-38.

65. Iansenius C. Augustinus. Lovanii, 1640.

66. L’idea di Roma a Mosca Secoli XV-XVI. Fonti per la storia del pensiero sociale russo. Roma-Mosca. 1989.

67. The Oecumenicae Concils of Roman Catholic Church. From Trent to Vatican II (1545-1965). Turnhout, 2010.

68. Procopovic F. Christianae orthodoxae theologiae in Academie Kiowiensi a Theophane Procopovicz adornatae et propositae. Vol. I. T. 1-4; Vol II. T. 5-7; Vol. III. T. 8-9. Leipzig. 1792-1793.

 

ЛИТЕРАТУРА

69. Архангельский А. Духовное образование и духовная литература в России при Петре Великом.Казань, 1883.

70. Баранкова Г. С. Антилатинские полемические сочинения в Киевской Руси XI – XIII вв. // Русское богословие: традиция и современность. М. 2011.

71. Вальденберг. В. Е. Древнерусские увения о пределах царской власти. М. 2006.

72. Верховской П. В., проф. Учреждение Духовной коллегии и Духовный регламент: К вопросу об отношении Церкви и государства в России: Исследование в области истории русского церковного права: В 2 Т. Ростов-на-Дону, 1916.

73. Гуревич Г. «Правда воли монаршей Феофана Прокоповича и ея западноевропейские источники. // Ученые записки императорского Юрьевского университета № 10. Юрьев, 1915.

74. Гнедич П. прот. Догмат искупления в русской богословской науке. М. 2007.

75. Зубов. В. П. Русские проповедники. М., 2001.

76. Иларион (Алфеев), архиеп. Священная тайна Церкви: В 2 т. СПб., 2002.

77. Кондаков Ю. Е. Либеральное и консервативное направления в религиозных движениях в России первой четверти XIX века. СПб., 2005.

78. Корсунский И. Определение понятия о Церкви в сочинениях Филарета, Московского // ХЧ. 1895. Ч. 2. С. 47—90.

79. Корсунский И. Филарет, митрополит Московский в своих Катехизисах // Юбилейный сборник. М., 1883. Т. 2. С. 667—825.

80. Корсунский И. Филарет митрополит Московский в его отношениях и деятельности по вопросу о переводе Библии на русский язык. М., 1886.

81. Корсунский И. О подвигах Филарета, митрополита Московского, в деле перевода Библии на русский язык // Юбилейный сборник. М., 1883. Т. 2. С. 215—667.

82. Корсунский И. Петербургский период проповеднической деятельности Филарета (Дроздова), впоследствии митрополита Московского: (1809—1819) // ВиР. 1884. Т. 1. Ч. 2. С. 13—40, 131—154, 490—502, 590—612, 739—769; 1885. Т. 1. Ч. 1. С. 757—778; Ч. 2. С. 28—44, 85—98, 383—415, 460—485, 75—741.

83. Корсунский И. Предки Филарета // РА. 1894. Кн. 2. № 5. С. 25—44.

84. Корсунский И. Святитель Филарет, митрополит Московский: Его жизнь и деятельность на Московской кафедре по его проповедям в связи с событиями и обстоятельствами того времени: (1821—1867). Харьков, 1894.

85. Корсунский И. Проповедническая деятельность Василия Михайловича Дроздова (впоследствии Филарета, митрополита Московского), 1803—1808 гг. // ВиР. 1884. Т. 1. Ч. 1. С. 286—305, 362—401.

86. Корсунский И. Проповедническая деятельность Филарета (Дроздова) в бытность его архиепископом Тверским и Ярославским: (1819—1821) // ВиР. 1886. Т. 1. Ч. 2. С. 18—38, 78—90. — То же. Отд. отт. Харьков, 1886. — 32 с.

87. Корсунский И. Гармоническое развитие и проявление сил и способностей души в святителе Филарете, митрополите Московском: // ЧОЛДПр. 1892. Кн. 12. С. 718—754.

88. Корсунский И. К истории изучения греческого языка и его словесности в Московской Духовной Академии. // БВ 1893. №.11. С. 221-259. №12. 447-481.

89. Лобачев С. В. Патриарх Никон. СПб., 2003

90. Мейендорф Иоанн, прот. История Церкви и восточно-христианская мистика. М., б/г.

91. Миркович Г. О времени пресуществления Св. Даров. Спор, бывший в Москве, во второй половине XVII-го века. Вильна, 1886.

92. Пекарский П. Наука и литература в России при Петре Великом: В 2 т. Спб., 1862.

93. Подскальский Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси. СПб. 1996.

94. Прозоровский А. Сильвестр Медведев (его жизнь и деятельность) М., 1896.

95. Пыпин А. Н. Религиозные движения при Александре 1-м. Пг., 1916.

96. Сменцовский М. Братья Лихуды. СПб., 1899.

97. Терновский Ф. Митрополит Стефан Яворский // Труды Киевской духовной академии, 1864

98. Смирнов С. Древнерусский духовник: В 2 ч. М., 1913.

99. Спасский Ф. Г. Русское литургическое творчество. М., 2008.

100. Сухова Н. Ю. Вертоград наук духовный. М., 2007.

101. Успенский Б. А. Борис и Глеб: восприятие истории в древней Руси. М., 2000.

102. Успенский Л. Богословие иконы. М., 1996. С. 207 – 274.

103. Флоренский Павел, свящ. Философия культа. // БТ № 17

104. Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. Париж, 1937.

105. Флоровский Г., прот. Филарет митрополит Московский. Путь. Париж, 1928 №12.

106. Харлампович К. В. Малороссийское влияние на Великороссийскую церковную жизнь. Казань, 1914.

107. Хондзинский Павел, прот. Блаженный Августин в русской духовной традиции XVIII в. Вестник ПСТГУ I: Богословие, Философия. 2011. вып. 1 (33). С. 22 – 36.

108. Хондзинский П., свящ. Восток и Запад в русском синтезе святителя Филарета, митрополита Московского. // Материалы XVIII ежегодней конференции ПСТГУ М., 2009. С. 22-33.

109. Хондзинский Павел, свящ. На пути к синтезу (Свт. Тихон Задонский и Иоганн Арндт. // Христаниство и русская литература. Сборник 6. СПб., 2010.

110. Хондзинский Павл, свящ. О богословии гимнографических форм. ЖМП 2001. № 12. С. 66 – 82.

111. Хондзинский Павел, свящ. Русская Lajentheologie в эпоху Александра 1-го Филаретовский альманах №8.. М., 2012. в печати; Он же, Синодальная реформа и экклесиология первых славянофилов: А. С. Хомякова и Д. С. Самарина. // Вестник ПСТГУ Вестник ПСТГУ I: Богословие, Философия. 2011. вып. 5 (37). С. 57 – 69.

112. Хондзинский Павел, свящ. Святитель Филарет Московский: богословский синтез эпохи. М. 2010. С.

113. Хондзинский Павел, свящ. Священное Писание в богословии школы преосвященного Феофана Прокоповича. // Русское богословие: традиция и современность. М. 2011. С. 47 – 54

114. Червяковский П. Введение в богословие Феофана Прокоповича. // Христианское чтение. 1876. № 1-2. С. 32-86; 1876 №7-8 С. 101-152; 1877. № 3-4. С. 291-330; 1877. №№ 7-8. С.3-42.

115. Чистович И. А. Прокопович и его время. Сборник статей, читанных в ОРЯС имп. АН т. 4. СПб., 1868.

116. Чистович И. А. Руководящие деятели духовного просвещения в России в первой половине текущего столетия. СПб., 1894.

117. Чистович И. А. История перевода Библии на русский язык: В 2 ч. СПб.1873.

118. Шерард Ф. Греческий Восток и Латинский Запад. М., 2006.

119. Шляпкин И. А. Св. Димитрий Ростовский и его время. Спб., 1891

120. Янковска Л. А. Литературно-богословское наследие святителя Димитрия Ростовского: восприятие иезуитской науки XVI – XVII вв. М. 1994.

121. Augustin/Augustinismus. TRE. Bd. IV.

122. Brav Christian. Bücher im Staube. Theologie Johann Arndts in ihrem Verhältnis zur Mystik. Leiden. 1986.

123. Le Brun Jacques. Le Pur Amour de Platon à Lacan. Éditions du Seuil. 2002.

124. Carreyre J. Jansénisme. // Dictionnaire de Theologie catholique. Vol. VIII. Paris, 1937.

125. Jedin Hubert. Geschichte des Koncils von Trident: In 4 B. Freiburg, 1939-1975.

126. Härtel Hans-Joachim. Byzantische Erbe und Orthodoxie bei Feofan Procopovic. Wurzburg, 1970.

127. Klinger F. Rom als idée. // Die Antike. 1927. Bd. III.

128. Muller L. Der Einfluss der liberalen Protestentismus auf die russische Laientheologie des 19. Jahrhundert. // Kirche im Osten. B. III. 1960.

129. Müller L. Die Kritik des protestantismus in der rusischen Theologie vom 16. – 18. Jh. // Akademie der Wissenschaften und der Literatur 1951 № 1. S.

130. Nichols R. L., Metropolitan Filaret and the Awakening of Russian Orthodoxy, 1782—1825. Diss. University of Washington, 1972.

131. Pascal Pierre. Avvakum et les débuts du raskol. Paris. 1963.

132. Podskalsky Gerhard. Griechische Theologie in der Zeit der Türkenherrschafft. München, 1988.

133. Stupperich R. Feofan Procopovic und seine academische Wirsamkeit. // Zeitschrift fur slavische Phililogie. B. XVII. (1940/1941)

134. Stupperich, Robert. Kiev – das zweite Jerusalem. // Zeitschrift fur slavische Philologie. XII (1935). S. 332–354.

135. Stupperich Robert. Prokopovic in Rom // Zeitschrift fur osteuropaische Geschichte. B. V.

136. Tetzner J. Theophan Prokopovic und die russische Fruhaufclarung. // Zeitschrift fur Slavistik. B. III. 1958.

 

6.4. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для те



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.220.231.235 (0.069 с.)