Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наблюдения за ребенком в процессе учебно-познавательной деятельности

Поиск

Цель: оценка учебной деятельности ребенка.

1. Степень сосредоточенности внимания ребенка оценивается по трехбалльной шкале:

- при восприятии учебного материала;

- при прослушивании инструкции;

- при выполнении самостоятельной работы; в процессе сотрудничества педагога и ребенка;

- при демонстрации результатов деятельности наблюдаемого ребенка;

- при демонстрации результатов деятельности других детей.

2. Количество и качество ответов детей как результат активного процесса познавательной деятельности.

3. Характер самостоятельной работы детей на занятии:

 

 

- полная самостоятельность;

- относительная самостоятельность (обращается за помощью, взрослый побуждает к самостоятельному выполнению работы);

- мнимая самостоятельность (подражание деятельности других детей, проявление нерешительности, ожидание помощи.

4. Особенности преодоления детьми трудностей в процессе разрешения учебных задач:

- ребенок положительно относится к возникающим трудностям, стремится к самостоятельному поиску путей их преодоления;

- ребенок проявляет спокойное отношение к учебным трудностям, пытается их преодолеть, иногда делает это путем подражания; -ребенок с большим трудом преодолевает учебные трудности, преодолевает их, как правило, путем подражания или отказывается от выполнения трудных заданий, проявляет пассивность.

5. Характер эмоциональных проявлений ребенка:

положительные эмоции: удовлетворенность, увлеченность, уверенность, спокойствие.

Приложение 6

Заключение по готовности к школьному обучению

Психологическая характеристика

Психологическая характеристика включает следующие параметры:

1. Общие сведения о ребенке.

а) Фамилия, имя;

б) Дата рождения;

в) Общее физическое развитие;

г) Состояние здоровья;

д) Состав и особенности семьи;

2. Особенности жизни ребенка в семье.

3. Игра - основной вид деятельности ребенка.

4. Особенности отдельных познавательных интересов.

5. Особенности интересов ребенка.

6. Общая характеристика поведения.

7. Взаимоотношения с детьми.

 

8. особенности характера.

9. Отношение к детскому саду воспитателю.

В заключении по результатам проведенного психодиагностического исследования должны содержаться следующие структурные компоненты:

1. Причина исследования (в изложении обратившегося).

2. Разработка плана исследования, построение гипотезы, основание выбора методик психодиагностического исследования (разработчик, должность, место работы).

3. Диагносты (Ф.И.О., должность по месту работы).

4. Сроки проведения исследования.

5. Применение методики описать по следующей схеме:

а) №

б) Название образовательного учреждения

в) Название и автор теста

г) Исследуемая функция

д) Фактор, влияющий на результат.

6. Название оценочных шкал, принятых как значимые в данном исследовании (например, вербальный интеллект, осведомленность, речевое развитие, общая оценка).

7. Результаты исследования:

а) Количественные данные, представленные в таблице;

б) Обобщенная интерпретация данных: аналитическое описание полученных результатов и выводы результатов;

в) Рекомендации по результатам исследования.

8. Схема учета результатов тестирования:

а) №

б) Ф.И.О. тестируемого

в) Результаты выполнения диагностического задания

г) Заключение

д) Дата

е) Ф.И.О., должность составителя заключения, подпись.

 

Исследование уровня готовности детей к обучению в школе

Цель - определить готовность детей к школьному обучению.

Задачи:

1.Изучить состояние здоровья детей, овладение всеми видами основных движений (ходьба, бег, прыжки, метание, лазание), развитие физических качеств (ловкость, быстрота, сила, координация).

2. Исследовать работоспособность и внимание детей.

3. Выявить наличие интереса к обучению в школе, особенности мотивов учения.

4. Определить нравственно-волевую готовность детей (культуру общения со сверстниками и взрослыми, способность произвольно управлять своими поступками, проявление самостоятельности, настойчивости и организованности).

Методика 1

Цель: опосредованное выявление значимости для ребенка школьной атрибутики.

Перед ребенком на столе расположите в случайном порядке предметы школьной атрибутики, игрушки и «сувениры» (портфель, тетрадь, ручка, карандаш простой, цветные, краски, букварь, машинка, кукла, элементы кукольной мебели, посуды, домино, мозаика, плюшевая игрушка, молоток, цветные лоскутки, значки, переводные картинки, открытки, книжки-раскраски). Беседу проводите индивидуально с каждым ребенком.

Предложите ребенку рассмотреть все предметы, находящиеся на столе.

Обратитесь к ребенку:

а) Здесь много разных предметов. Какие из них больше всего привлекли твое внимание? Захотелось взять их в руки? (Фиксируются 3-5 предметов, которые ребенок выбрал или назвал). Объясни, почему?

б) Ты и твои приятели скоро пойдут в школу. Как ты думаешь, какие из этих предметов тебе понадобятся в школе? (Фиксируются 3-5 предметов). Объясни, почему?

в) Когда ты станешь школьником, некоторые из этих предметов в школу приносить не будешь. Какие? (Фиксируются 3-5 предметов). Объясни, почему?

Обработка результатов

Проводится анализ ответов каждого ребенка и определяются наиболее значимые для него предметы в настоящий момент и в перспективе школьной жизни.

 

Составляется таблица ранжирования школьной атрибутики детьми группы в целом. Анализируется содержание мотивировок детей и проводится их классификация. Делается заключение о значимости для ребенка школьной атрибутики (что косвенно указывает на интерес ребенка к школе и его мотивационную готовность).

Методика 2

Цель: определение направленности интересов ребенка и его приоритеты в учебно-познавательной деятельности.

Экспериментальный материал представляет собой карточки с понятными детям условными графическими обозначениями какого-то занятия (материалы готовят студенты, например, нарисованная на карточке кисть обозначает рисование; карандаш - рисование карандашом: игрушки - игру; кубики -конструирование; цифры - математику; книга -чтение; буквы - грамоту; и т.д. по всем видам образовательной работы). Ступеньки лестницы на листе бумаги должны быть нарисованы так. чтобы можно было поместить на них карточки.

Карточки разложите на столе. Предложите ребенку, посмотрев на карточку, рассказать, какое занятие она обозначает. Если ребенок затрудняется, подскажите ему. Далее испытуемому предложите выбрать карточку, обозначающую такое занятие, которое ему интереснее всего в детском саду, и поместить на верхнюю ступеньку (если ребенок настаивает, можно на одну ступеньку поместить две карточки). Из оставшихся выбирается карточка, обозначающая менее интересное занятие, и помещается на вторую ступеньку сверху и так далее. Самые неинтересные для ребенка занятия он может «отправить в подвал». Процедура выбора продолжается до окончательного использования всех карточек.

В протоколе зафиксируйте выборы ребенка. Затем предложите снять все карточки, перемешать их, выбрать из них те, которые обозначают занятия, необходимые для школы, и расставить их на ступеньках лесенки. Часть карточек может остаться на столе.

Обработка результатов

Проводится анализ ответов каждого ребенка и определяются наиболее интересные и значимые для него занятия, а также такие, которые не привлекают ребенка совсем.

Составляется таблица выбора приоритетных для группы занятий.

Анализируются представления ребенка о содержании учебной деятельности в школе.

Делается заключение о направленности интересов ребенка.

Методика 3

Цель: определение приоритетов социальных и познавательных мотивов в воображаемой учебной (школьной) деятельности.

Предложите ребенку закончить два предложения:

- Я буду учиться в школе, потому что...

- Я буду учиться в школе, для того чтобы... Зафиксируйте дословный ответ ребенка. Обработка результатов

Проводится качественный анализ познавательных мотивов:

- широкие познавательные мотивы, ориентированные на овладение новыми знаниями;

- процессуальные мотивы, ориентированные на процесс учения;

- результативные, ориентированные на похвалу, оценку;

- учебно-познавательные, ориентированные на усвоение способа получения знаний. Проведите качественный анализ социальных мотивов:

- широкие социальные мотивы - стремление приобрести знания, чтобы быть полезным;

- стремление быть «хорошим» в глазах учителя (заслужить одобрение и похвалу взрослых);

- стремление быть «хорошим» в глазах родителей (заслужить одобрение и похвалу родителей);

- стремление заслужить признание товарищей.

Ранжирование

Используется в работе с воспитателями старших и подготовительных к школе групп.

Цель: выявление наиболее характерных с точки зрения педагога признаков проявления познавательной активности у детей 6-7 лет на занятиях.

Оборудование: бланк с обозначенными в случайном порядке признаками проявления познавательной активности детей 6-7 лет.

Ранжирование проводится в два этапа (индивидуальная и коллективная работа).

Воспитателям старших и подготовительных к школе групп дают бланк. Предлагают прочитать произвольный перечень признаков познавательной активности детей 6-7 лет и, определив наиболее характерные из них, расположить в убывающем порядке по частоте проявления (поставив соответствующую цифру, указывающую на порядок следования признаков в убывающем порядке).

Сначала принимается индивидуальное решение, отражающее субъективное мнение педагога по данной проблеме, затем воспитатели, выполнившие ранжирование, обсуждают свои результаты и принимают коллективное решение. Происходит коллективное обсуждение и аргументация принятого решения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 1155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.49.23 (0.009 с.)