Архитектура и дизайн в жизни человека
Похожие статьи вашей тематики
Данный учебный год посвящен содержанию и языку двух видов конст- руктивных искусств - архитектуре и дизайну и их месту в семье уже зна- комых нам пластических искусств (изобразительное, декоративное). Эти виды связаны многими общими формами выразительных средств и жиз- ненных функций. Между ними нет непроходимых границ, но возникли они в разное время и связаны с разными сторонами жизни общества. Архи- тектура как искусство возникла с зарождением человеческого общества. Первобытные жилые постройки и ритуальные сооружения (менгиры, дольмены, кромлехи) доносят до нас формы и содержание взаимоотно- шений и миропонимания людей тех веков.
Архитектура любого века, любого народа также является памятником человеческих отношений, закрепленных как в бытовых, так и религиозных постройках. Архитектура организует эти отношения, создавая для их реа- лизации определенную среду. С изменением отношений в обществе ме- няется сама архитектура. Однако язык этого вида искусства всегда стро- ился и строится ныне на организации пространства (здания, города, села, парка) и его проживании человеком. В основе - по-разному используемые одни и те же элементы формы (вертикаль, горизонталь, объем, простран- ство, фактура, цвет и т.д.).'
Дизайн как искусство возник в XX веке. Его предтечей можно считать первобытные орудия труда (топор и т.п.), но возникновение этого вида искусства прочно связано с промышленностью, с расцветом индустриаль- ного производства. Дизайн ныне имеет отношение к созданию всего окру- жающего нас предметного мира. От одежды, мебели, посуды, до машин, станков и т.д. Ныне трудно определить к архитектуре или дизайну среды относится организация, например, парков, выставок, павильонов и т.д. Связи архитектуры и дизайна обусловлены едиными основами образного языка (объем, форма, пространство, фактура, цвет и т.д.).
Основой, позволяющей объединить дизайн и архитектуру в один образовательный блок, является рассмотрение их как конструктив- ных видов композиционного творчества. Принципы пространственно-
объемной композиции одинаковы и для архитектуры и для дизайна. При таком подходе объекты дизайна и архитектуры являются темой, содержа- нием композиции, плоскостной или объемно-пространственной.
Каждый современный человек живет в среде "второй природы", соз- данной фактически архитектурой и дизайном. Для того чтобы быть квали- фицированным пользователем всем этим сложным миром построек, кон- струкций, предметов, материалов он должен быть элементарно грамотен как в языке этих искусств, так и в основах их бытования. Познавать эти виды искусств возможно только в единстве языка (образного строя) и жиз- ненных функций. Оптимально эти знания и их развитие возможно полу- чить только в соединении теоретического изучения их функций и практи- ческой работы по моделированию основополагающих элементов этих искусств.
Изучение конструктивных искусств в данном тематическом блоке, прочно опирается на большой материал предыдущих лет обучения по архитектуре и дизайну, освоенный учащимися, работавшими по этой про- грамме в начальной школе (три вида художественной деятельности - изобразительный, декоративный, конструктивный).
Тема 1. АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН - КОНСТРУКТИВНЫЕ ИСКУССТВА В РЯДУ ПЛАСТИЧЕСКИХ ИСКУССТВ
(8-16 ч)
Конструктивные искусства в ряду пластических искусств. Общее и раз- ное в образно-языковых основах и жизненных функциях конструктивных и изобразительных видах искусств. Архитектура и дизайн - как "вторая при- рода", как рукотворная среда нашего обитания. Многообразие современ- ной материально-вещной среды. Плоскостная композиция в дизайне. Раз- нообразие полиграфического дизайна. Его художественно-компо- зиционные, визуально-психологические и социальные аспекты.
Материалы: бумага белая, черная и цветная; вырезки из периодиче- ских изданий (фото, фрагменты шрифтов, заголовков и колоночного тек- ста, графические элементы), клей, ножницы, гуашь, кисть.
Зрительный ряд: П. Брейгель "Перепись в Вифлееме". Вермеер Дельфтский "Улочка". Каналетто "Дворец дожей в Венеции". Версаль (спальня Людовика, Зеркальный зал). К. Малевич "Черный квадрат", "Супрематическая композиция". Образцы шрифтовых плакатов с "пятном". В. Кандинский "Композиция". П. Мондриан "Композиция". "Искусство шрифта". Сборник. Логотип, фотоплакат, образцы обложек и разворотов журналов.
Дизайн и архитектура - единство художественной и материальной культуры (1-2 ч)
Исторические аспекты возникновения искусства архитектуры и дизай- на. Специфика художественного языка и функционирования двух видов конструктивных искусств. Общее и разное конструктивных и изобрази- тельных искусств - как видов художественной культуры. Предметно- вещный мир окружающей нас среды. Искусство и промышленность. По- нимание дизайна и архитектуры как сферы художественной и материаль- ной культур. Функционально-эстетическое единство образного в архитек- туре и дизайне. О композиционных основах конструктивного творчества.
Тема раскрывается в форме беседы и аналитически-композиционной работы с иллюстративным материалом по раскрываемым вопросам.
Основы композиции в конструктивных искусствах
Объемно-пространственная и плоскостная композиция. Основы компо- зиции: симметрия и асимметрия, гармония, контраст, баланс масс и ее простейшие элементы (прямоугольники, прямые, точки и др.) Композиция центровая и разомкнутая.
Тема решается как создание графических коллажей для решения ком- позиционных задач: гармонизацию и баланс черно-белых масс (прямо- угольников и линий), их симметрию и асимметрию и др.
Художественно-эмоциональная выразительность плоскостной композиции
Решение простейшими композиционными элементами художественно- эмоциональных задач. Ритм и движение, разряженность и напряженность. Прямые линии и произвольно-свободные формы линий и пятен. Образно- художественная осмысленность и содержательность простейших плоско- стных композиций. Монтажность соединений элементов, порождающая новый образ. Переход от простейших композиций к макету полиграфиче- ского дизайна (открытка, плакат, реклама).
Тема решается в процессе создания коллажно-графических работ с разными видами композиций (замкнутой, раскрытой, центровой, свобод- ной и др.).
Формы графического дизайна
Книга - синтез слова и изображения. Искусство шрифта (1-2 ч) Многообразие видов полиграфического дизайна: от визитки до книги. Соединение текста и изображения. Искусство шрифта и введение фото- изображения в композицию. Понимание печатного слова, типографской строки, графического и фотоизображения - как элементов плоскостной композиции. Коллажная композиция: образность и технология.
Практически тема решается как композиционные построения из строк и фотоизображений (коллаж или компьютер), а также как графически- композиционный анализ образного строя различных видов полиграфиче- ского дизайна (книг, журналов, рекламы и др.).
Принципы композиционных построений в полиграфическом ди- зайне (Макет разворота или обложки журнала) (2-4 ч)
Макет полиграфического издания - образно-смысловое единство изо- бразительных и текстовых элементов в решении плоскостной композиции полиграфического издания.
Тема решается в практической работе над макетом разворота или об- ложки журнала с использованием шрифтового и изобразительного компо- нента (коллаж или компьютер).
Тема 2. СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК КОНСТРУКТИВНЫХ ИСКУССТВ (7-14 ч)
Исторические аспекты развития художественного языка конструктив- ных искусств. От шалаша и каменного топора до индустриального градо- строительства. Связь миропонимания, образа жизни, природных и соци- альных условий со строительством зданий и организацией городской сре- ды. Проживание пространства - основа образной выразительности архи- тектуры.
Здание - объект в пространстве, в градостроительстве. Понимание архитектуры - как объемно-пространственного художественного мышле- ния. От плоскостного изображения к макетированию объемно-прост- ранственных композиций.
|