Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Образ человека - главная тема искусства

Поиск

Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникнове-
ния портрета. Портрет как образ определенного реального человека.
Портрет в искусстве Древнего Рима, в искусстве Возрождения и в искус-
стве Нового времени. Парадный портрет и лирический портрет. Проблема
сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера
человека, его внутреннего мира.

Портрет в живописи, графике, скульптуре. Великие художники-портре-
тисты.

Зрительный ряд: примеры древнеегипетского портретного изображе-
ния в скульптуре, древнеримский скульптурный портрет, фаюнский порт-
рет, изображение человека в искусстве Возрождения в Италии, портрет
XVIII века. Рембрандт, Эль Греко, Веласкес, русский портрет конца XVIII
века - первой трети XIX века, портреты И. Репина, В. Серова, портрет в
российском искусстве XX века.

Конструкция головы человека и ее пропорции

Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная
форма головы и ее части. Пропорции лица человека. Средняя линия и
симметрия лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма
рта. Подвижные части лица, мимика.

Работа над рисунком или аппликацией по изображению головы с по-
разному соотнесенными деталями лица (нос, губы, глаза, брови, подбо-
родок, скулы и т.д.).

Материалы: карандаш и бумага, или черная акварель и бумага, или
аппликация из вырезанных из бумаги форм (деталей лица).

Зрительный ряд: наглядные пособия и таблицы, рисунки и фотогра-
фии различных лиц.

Изображение головы человека в пространстве

Поворот и ракурс головы. Соотношение лицевой и черепной частей
головы, соотношение головы и шеи: Большая форма и детализация. Ша-
ровидность глаз и призматическая форма носа. Зависимость мягких под-
вижных тканей лица от конструкции костных форм. Закономерности конст-


рукции и бесконечность индивидуальных особенностей и физиономиче-
ских типов.

Объемное конструктивное изображение головы.

Материалы: карандаш, бумага или аппликация с дорисовками.

Зрительный ряд: наглядные пособия и методические таблицы, учеб-
ный академический рисунок гипсовой головы со стадиями работы. Головы
к напечатанному учению о пропорциях А. Дюрера; Леонардо да Винчи:
схема пропорций мужской головы; П. Рубенс: девять различных голов на
одном листе; Г. Гольбейн-младший: набросок конструкции головы в ра-
курсе; Рембрандт: девять штудий голов.

Графический портретный рисунок и выразительность образа че-
ловека

Образ человека в графическом портрете. Рисунок головы человека в
истории изобразительного искусства. Индивидуальные особенности, ха-
рактер, настроение. Выразительные средства и возможности графическо-
го изображения. Расположение на листе. Линия и пятно. Выразительность
графического материала.

Рисунок (набросок) с натуры друга или одноклассника.

Материалы: уголь или уголь и сангина, бумага.

Зрительный ряд: Г. Гольбейн-младший: графические портреты;
А. Дюрер: набросок к "Апостолу Марку"; графическое портреты О. Кипрен-
ского, И. Репина, В. Серова, 3. Серебряковой, К. Сомова, М. Врубеля.

Портрет в скульптуре

Человек - основной предмет изображения в скульптуре. Скульптурный
портрет в истории искусства. Выразительные возможности скульптуры.
Материал скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном
портрете.

Работа над изображением из пластилина или глины портрета выбран-
ного литературного героя с ярко выраженным характером.

Материалы: пластилин или глина, стеки, для облегчения работы
круглые сосуды: пузырьки, банки в качестве каркаса.

Зрительный ряд: скульптурный потрет Древнего Рима; Л. Бернину
"Портрет герцога д' Эсте"; Ж. Гудон - "Бюст Вольтера"; Ф. Шубин
"Портрет князя Голицина"; Н. Андреев - "Панька"; А. Голубкина
"Мальчик"; С. Коненков - "Михрюша", "Сказительница былин М.Д. Криво-
коленова", "В. Денисов".


Сатирические образы человека

Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. От-
бор деталей и обострение образа. Сатирические образы в искусстве. Ка-
рикатура. Дружеский шарж.

Изображение сатирических образов литературных героев или созда-
ние дружеских шаржей.

Материалы: уголь или тушь, черная акварель, кисть, карандаш.

Зрительный ряд: Леонардо да Винчи - гротесковые головы; сатириче-
ские образы О. Домье в скульптуре и графике; сатирические рисунки
В.Н. Дени, Д.Н. Кардовского; политическая сатира Б. Ефимова, Кукрыниксов.

Образные возможности освещения в портрете

Изменения образа человека при различном освещении. Постоянство
формы и изменение ее восприятия. Свет, направленный сбоку, снизу,
рассеянный свет, изображение против света, контрастность освещения.

Наблюдения натуры и наброски (пятном) с изображением головы в
различном освещении.

Материалы: черная акварель, кисть, бумага

Зрительный ряд: графические и живописные портреты Рембрандта;
изображения человека в произведениях Ж. де Ла Тура, М. Караваджо,
К. Брюллова; И. Репин "Мужичок из робких", фотографии головы в разном
освещении.

Портрет в живописи

Роль и место живописного портрета в истории искусства. Обобщенный
образ человека в живописи Возрождения, в XVII - XIX веках, XX веке.
Композиция в парадном и лирическом портрете. Роль рук в раскрытии
образа портретируемого.

Аналитические зарисовки композиций портретов известных художников.

Материалы: карандаш, акварель.

Зрительный ряд: портреты Рафаэля, Тициана, А. Ван Дейка, Д. Вела-
скеса, Гейнсборо. Портреты Д. Левицкого, Ф. Рокотова, В. Боровиковского,
И. Крамской "Неизвестная", В. Серов: портреты О.М. Орловой, М.Н. Ермо-
ловой; 3. Серебрякова "За туалетом", портреты М. Врубеля.

Роль цвета в портрете

Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение.
Цвет как выражение настроения и характера героя портрета. Цвет и жи-
вописная фактура.

Работа над созданием автопортрета или портрета близкого человека
(члена семьи, друга).

Материалы: гуашь или акварель.


Зрительный ряд: О. Ренуар "Портрет Ж. Самари"; В. Серов "Девочка с
персиками", "Девушка, освещенная солнцем"; В. Ван Гог "Портрет доктора
Гоше", Ф. Малявин "Верка"; А. Архипов "Крестьянка в красном".

Великие портретисты (обобщение темы)

Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им
портретных образах. Личность художника и его эпоха. Личность героя
портрета и творческое ее претворение художником. Индивидуальность
образного языка в произведениях великих художников.

Зрительный ряд: по выбору учителя творческое лицо нескольких за-
рубежных и русских великих художников-портретистов.

Тема 4. ЧЕЛОВЕК И ПРОСТРАНСТВО В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ
ИСКУССТВЕ

Жанры в изобразительном искусстве

Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве.
Изменения видения мира в разные эпохи. Жанры в изобразительном ис-
кусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой и
исторический жанр.

Зрительный ряд: два-три примера по каждому жанру.

Изображение пространства

Виды перспективы в изобразительном искусстве. Вид перспективы ка1
средство выражения, вызванное определенными задачами. Отсутстви
изображения пространства в искусстве Древнего Египта, связь персона
жей их общими действиями и сюжетом. Движение фигур в пространстве
ракурс - в искусстве Древней Греции и отсутствие изображения глубины
Пространство иконы и его смысл. Потребность в изображении глубин
пространства и открытие правил линейной перспективы в искусстве Воз-
рождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная гра-
мота. Нарушение правил перспективы в искусстве XX века и их образный
смысл.

Зрительный ряд: древнеегипетские росписи стен с фризовой компо-
зицией; примеры из древнегреческой вазописи; помпейские фрески; ви-
зантийская мозаика и древнерусская иконопись. Возрождение: Пьеро
делла Франческа, А. Мантенья, Ян Ван Эйк, Леонардо да Винчи
"Благовещение", "Тайная вечеря; пространство в произведениях П. Веро-
незе и Тициана.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 967; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.195.153 (0.009 с.)