ТОП 10:

Шесть пристрастных интервью с каббалистом



Шесть пристрастных интервью с каббалистом

 

Михаэлем Лайтманом

 

 

АСТ · Астрель

Москва


УДК 296

ББК 86.33

Ш52

 

 

Шесть пристрастных интервью с каббалистом Михаэлем

Ш52 Лайтманом / Отв. ред. М. Палатник – М.:

АСТ: Астрель, 2008. – 167, [9] с.: ил.

Shest pristrastnich intervu s kabbalistom Michaelem Laitmanom.M: AST:Astrel, 2008.–176 pages.

ISBN 978-5-17-049350-0 (ООО «Издательство АСТ»)

ISBN 978-5-271-19432-0 (ООО «Издательство Астрель»)

 

 

Говорят, что каббалисты знают все тайны бытия. Тем интереснее «пощупать» и попытаться «расколоть» живого каббалиста ХХ1 века. А вдруг он действительно знает нечто такое, что сделает нас всех счастливыми? Пять совершенно разных людей от иронического скептика А.Никонова и до доброжелательнейшего Л.Новоженова пытаются докопаться до истины: что может вынести из этого древнего учения сегодняшний россиянин? А для каббалиста М.Лайтмана не существует запретных тем. Просто и откровенно он готов поделиться с нами всем: от секретов Творца и его творения, до внутренней подоплеки отношений между полами и подробностей своей биографии.

В качестве бонуса читатель получит увлекательную и драматическую беседу двух современных мудрецов, каббалиста М.Лайтмана и актера А.Джигарханяна. Каббала и театр, что может быть у них общего?

 

 

УДК 296

ББК 86.33

ISBN 978-5-17-049350-0  
(ООО «Издательство АСТ») © ООО «Издательство Астрель», 2008
ISBN 978-5-271-19432-0 © М.Лайтман, 2008
(ООО «Издательство Астрель») © НФ «Институт перспективных исследований», 2008


 

Оглавление

 

 

КАББАЛА СПАСЕТ МИР?!

Интервью с ироническим скептиком............................................................................................... 4

 

 

ГАРМОНИЮ МИРА СПОСОБЕН ЛИ

СМЕРТНЫЙ ПОСТИЧЬ

Интервью с осторожным скептиком.............................................................................................. 19

 

 

ПО ДУХОВНЫМ КОРНЯМ

МУЖЧИНА ПОЛИГАМЕН

Интервью со сдержанным доброжелателем................................................................................. 30

 

 

КАК РАЗВИТЬ ДУШУ?

Интервью с открытым доброжелателем....................................................................................... 41

 

ХОЧЕШЬ ДОЛГО ЖИТЬ –

БУДЬ ЭГОИСТОМ!?

Интервью с сочувствующим журналистом................................................................................... 48

 

 

ГОСПОДИ, ПОМОГИ ДЕТЯМ И ЗВЕРЯМ!

Интервью в двух действиях........................................................................................................... 60

 

 

ГЛОССАРИЙ.................................................................................................................................. 67

 

 


КАББАЛА СПАСЕТ МИР?!

Интервью с ироническим скептиком

 

 

Александр Никонов заслуженно имеет репутацию тонкого, умного и ироничного журналиста. Некоторые считают его гени­альным. Эпатаж – его стихия. Он – автор нескольких нашумев­ших бест­селлеров, председатель Атеистического Общества Мо­сквы (сокращенно АТОМ). Опираясь на науку, он остро и ярко выступает против любой религии, морали и других стереотипов общественного сознания.

 

 

А.Н.: Первый вопрос: где ставится ударение в слове «каб­бала»?

В конце слова: каббала.

 

А.Н.: Перед тем, как идти на интервью, я спросил у своих знакомых, что они знают о науке каббале. Самый распро­страненный ответ: какие-то еврейские мистические штучки. Это, действительно, так?

Вопрос, конечно, емкий.

Каббала зародилась в Междуречье около 4000 лет назад. Один из жителей Вавилона – звали его Авраам – начал раскры­вать для себя устройство мира. Как повествуют древние сказа­ния, он заинте­ресовался вопросами: «В каком мире мы сущест­вуем? Каким образом он устроен, и что им управ­ляет? Для чего существуют звезды, космос? В чем заключается смысл жизни?..». В ответ на эти вопросы он обрел способность прони­кать своими экстрасенсорными чувствами сквозь материю и по­стиг стоящие за ней силы, которые ею управляют.

Таким образом, он обнаружил, что всей материей, всем миро­зданием, в том числе и нашим миром, правит внешняя, скрытая от человека природа. Авраам назвал ее «Высший мир» и описал в своем труде «Книга Создания» («Сефер Ецира»), ко­торую и сегодня можно купить в книжных мага­зинах.

 

А.Н.: Авраам был единственным каббалистом или кроме него существовали и другие?

Нет. После того, как Авраам раскрыл внешнюю часть миро­здания и начал исследовать законы, по которым природа управляет снаружи нашим миром, он собрал вокруг себя учени­ков. Так образо­валась группа людей, которым Авраам передавал свои постижения. По его методике они, в свою очередь, тоже научились проникать сквозь материю и те силы, которые стоят за ней, изучали внеш­ний высший мир. После них остались со­чинения, где они изложили все свои ощущения. Затем Авраам покинул Междуречье вместе со своими единомышленниками.

В течение сотни лет эта группа постепенно разрасталась, пока не достигла количества почти трех миллионов человек. За­тем она вышла на следующий уровень постижения, который назвали «получение Торы». То есть группа, которой в то время руководил каббалист по имени Моше (Моисей), обрела возмож­ность постичь те же самые законы на совершенно другом уровне, более высоком и глубинном. От Моше нам достались первые пять книг Библии, называемые Тора, или Пятикнижие.

Далее эта группа продолжала развиваться в своем постиже­нии Высшего мира, пока не достигла следующего этапа, кото­рый не смогла преодолеть. Дело в том, что постижение Высшего мира – это внутренняя работа человека над собой: он должен «пристукнуть» весь этот мир и как бы припод­няться над ним, над своей эгоистической природой. Только тогда он сможет проникнуть в Высший мир. Потому и основной закон Торы, главный закон Высшего мира, природы, гласит – «Возлюби ближнего как самого себя».

Образовавшаяся группа назвала себя «еврейский народ» от слова «иври», «эвэр» – «переходить», имея в виду переход из ощущения этого мира в постижение Высшего. Однако народом ее назвать нельзя, это была именно группа, которую организо­вал Авраам из числа древних вавилонян. Согласно генетике ев­реи – это их потомки, и они ведут свое происхождение от пред­ставителей цивилизации Междуречья.

 

А.Н. У вас получается, что евреи – это каббалистическая группа?

Так и есть. Евреи – это не народ. Прав был товарищ Ста­лин, когда говорил, что евреи – не нация. Это просто каббали­стическая группа, которая определенным образом сформиро­валась и, работая над собой, все время проникала в Высший мир, жила по его законам и рассказала об этом нам.

А затем... Для начала хочу сказать следующее: дело в том, что на протяжении своего развития в нашем мире человечество проходило стадии постоянного роста эгоизма. Это наложило свой отпеча­ток на формирование общественных отношений: от первобытного строя люди перешли к рабовла­дельческому, затем к феодальному, капиталистическому и так далее. Человек, в са­мом начале своего развития, стремится только к простым телес­ным наслаждениям, потом стал желать богатства, почес­тей, славы и, наконец, знаний. Эгоизм все время растет в нас, как количественно, так и качественно.

То же самое произошло и в этой группе, о которой мы гово­рили. Эгоизм вдруг резко «подско­чил» до такого уровня, что люди уже не смогли его преодолеть и подняться на более высо­кую духов­ную ступень.

Авраам (примерно 1900 лет до н.э.) приподнялся над своим эгоизмом и постиг Высший мир. Затем, наступил следующий этап – Моше (Моисей) (1400–1300 лет до н.э.). Далее они должны были подняться еще на один уровень. В этот период у них был учитель, которого звали рабби Акива, чело­век, изна­чально не принадлежавший к этой группе. То есть он не был «евреем», а пришел со стороны. Однако, будучи самым мудрым, он стал духовным предводителем всего поколения. Это было в I–II веках нашей эры.

Так вот, когда в поколении, руководимом этим мудрецом, возрос эгоизм и ожидалось, что произой­дет еще большее про­никновение в Высший мир, они не смогли этого сделать и упали до самого низкого уровня – еще ниже, чем был Авраам в тот момент, когда начал его постигать. В этом состоянии эта группа и находится все последующие 2000 лет, до нашего времени, приблизительно до конца ХХ века.

 

А.Н.: А почему они упали?

Потому что не смогли преодолеть растущий эгоизм, кото­рый в то время как они думали, должен был их поднять на бо­лее высокий уровень. Природа человека в нашем мире эгои­стична, а проникно­вение в Высший мир должно быть построено на альтруистической основе. Подавляя в себе эгоизм, надо под­ниматься вверх, проникая, таким образом, в более тонкие слои мироздания.

Вся окружающая природа полностью альтруистична, ее взаимодействие построено на законах отдачи, а мы в нашем мире находимся в абсолютно противоположном состоянии. По­этому мы и чувствуем постоянные страдания, находимся в по­исках, испытываем неудовлетворение, опусто­шенность, рожда­емся и умираем.

 

А.Н.: Сколько лет вы уже занимаетесь каббалой?

Тридцать.

 

А.Н.: Чем?

У меня есть свой метод лечения, своя клиника, которую я веду уже несколько десятилетий.

 

А.Н.: Зачем?

Для того, чтобы люди поднялись до Его уровня, то есть обра­зовали собой такую же структуру, такую же систему, кото­рой является сам Бог, сама Высшая сила.

 

А.Н.: Для чего это Богу?

Потому что Он абсолютно добр и абсолютно альтруисти­чен. Что-то дать Он может только, соз­дав творение, которое стало бы таким же, как Он. Быть на Его уровне – это и есть единственное, абсолютно совершенное состояние.

 

А.Н.: Вы ее достигли?

Я нахожусь на пути к этому состоянию.

 

А.Н.: А зачем?

Я даже не могу вам этого объяснить. Как маленькому ребенку вы не можете объяснить, что значит быть взрослым, большим, каким-нибудь ученым – он не понимает. Для этого-то мы и должны сформироваться постепенно, пройти по всем ступенькам развития.

 

А.Н.: Сформулируйте его.

Закон всеобщей отдачи, абсолютный альтруизм.

 

А.Н.: Ну, немножко смешно слушать...

Конечно, смешно! Вы мне приведете в качестве примера ваше общество, где убивают, режут и грызут друг друга?!

 

ГАРМОНИЮ МИРА

СПОСОБЕН ЛИ СМЕРТНЫЙ

ПОСТИЧЬ

Мы говорили о том, что из тайной науки каббала сегодня стремится к широкой доступности: создаются центры, выпускаются книги, читаются лекции, открываются сайты в Интернете. Что-то изменилось? Настал некий указанный в ней «день Икс»?

Да.

Когда я начал заниматься каббалой в конце 70-х, то не верил, что придет время, о котором ска­зано в древних текстах, что в конце XX века каббала начнет раскрываться всему миру, и появится огромное количество людей, интересующихся ею. Я был такой «белой вороной»... Мне было 33 года, я довольно много знал о мире и хотел еще больше узнать, пытаясь привлечь к этому очень многих людей вокруг себя, но не было никого. «А зачем нам это надо?» – спрашивали люди. Я пытался им объяс­нить насколько тогда мог.

Сказано в «Книге Зоар», которая написана во II веке н.э., что в 1995 году – даже год указан – каббала начнет раскры­ваться миру, причем безо всяких ограничений. До этого времени она будет развиваться втайне, приспосабливаясь каждый раз к новому поколению. Когда подойдет указанное время, каббала каким-то образом сразу раскроет себя. С другой стороны, и у человечества появится к ней встречное желание.

Мне в это не верилось, потому что приблизительно до 92-го – 93-го года это было совершенно незаметно. Появлялись уче­ники, товарищи, с которыми вместе можно было заниматься, но то были единицы, несколько десятков человек.

Сегодня в рамках нашей академии каббалы занимается 700–800 тысяч человек, более чем из соро­ка стран мира. Наш Интернет-сайт работает на двадцати двух языках. Мои книги выходят на девяти языках. По всему миру есть огромные группы людей, которые занимаются и понимают, что это наука достижения мира, счастья, равновесия с природой, которая дарит человеку великий пода­рок: делает его таким, какой он внутренне на самом деле и есть, вечным, совершенным.

 

В.К.: Тем не менее, несмотря на такое огромное количество людей, увлеченных сегодня кабба­лой, понимающих ее значение для раскрытия своего духовного мира и, вообще, для постиже­ния природы, вы не можете не согласиться с тем, что мир сейчас расколот, разделен как мини­мум двумя системами религиозных ценностей – ислама и христианства. Нам от этого никуда не деться. Мы видим проявление этого столкновения цивилизации и религии в виде глобального терроризма. Как ни крути, все-таки это лежит в основе конфликта. Каково отношение к этому каббалистов? И, коль скоро вы сами сказали, что «Книга Зоар» указывала еще в давние вре­мена на 95-й год, значит, она знала о буду­щем. Есть ли в каббале какие-либо указания относи­тельно этого конфликта? Чем он закончится? Каков прогноз?

Вопрос очень сложный. Каббале есть что об этом сказать. Этому посвящено огромное количе­ство каббалистических сочи­нений. Особенно много написано на эту тему каббалистами ХХ века, которые анализировали путь, пройденный Россией, Герма­нией, всем остальным миром, и как этот мир подошел сегодня к такой ситуации противостояния с мусульманством... На самом деле, это не мусульманский мир, потому что в самой основе мусульманства ничего подобного нет. Это террор, вытекающий из безысходности. Это тот же эгоистический всплеск, когда ты желаешь завладеть всем миром, а в итоге чувствуешь свое бессилие.

Каббала описывает будущие состояния двояко. Все зависит от поведения человека. Каббала рису­ет два возможных пути, начиная с нашего времени и далее. До нашего времени весь мир разви­вался просто. Желание получать телесные наслаждения, то есть пищу, семью, кров, сексуальные наслаждения, – и доста­точно. Соответственно этому была устроена и общественно-политическая формация. Затем следующее состояние – стремле­ние к богатству. Складываются иные общественные отношения. Затем – жажда славы, власти, и где-то последние триста лет – стремление к знаниям.

После того как эти основные человеческие стремления реали­зуются в общем, человек видит, что на протяжении всей истории своего развития он ничего не получил. Как он это видит? Дело в том, что мы приходим в эту жизнь каждый раз в новых и новых кругооборотах, информация о которых накапли­ваются в нас и остается, поэтому с каждым поколением мы ум­нее, опытнее.

Сегодня мы пришли к такому состоянию, когда ни власть, ни слава, ни знания ничего человече­ству не дают. Однако это ощущение невозможности наполниться хоть чем-то подталки­вает людей, различные круги, группы, государства на разные поступки, вызванные бессилием, безысходностью. В этом при­чина террора. В этом же – если мы не преуспеем в распростра­нении каббалы – будет при­чина появления нацистских режимов в основных странах мира, причем именно в развитых. С одной стороны, это будет террористический ислам, самая радикальная его часть, а с другой – нацизм, кото­рый проявится во всей своей мощи и «красе» во всех развитых странах Европы и Америки и, воз­можно, в России.

Если человечество не обнаружит средство для достижения хорошей нормальной жизни, если оно не начнет видеть законы, которые действуют в мире, и не убедится воочию, что, нарушая их, оно наносит себе вред, – причем, увидит настолько явно, что не сможет поступать плохо, – оно окунется в страшный период.

 

ПО ДУХОВНЫМ КОРНЯМ

МУЖЧИНА ПОЛИГАМЕН

А.Р.: Слушая ваши лекции, я согласен и готов подписаться под каждым словом. Все, что вы говорите правильно, хорошо и очень понятно. Мне не ясно только одно: чем это отличается от того, что утверждают представители других учений – йоги, мусульманства, православия, цигуна, тай-чи и так далее? Мне как среднему человеку хочется знать, чем уникальна каббала.

Чем каббала отличается от всех других учений, религий и духовных методик, я вам сказать не могу, потому что только тот, кто начинает осваивать и входит в нее, то есть пожинает плоды своих занятий, испытывает это на себе. До той поры ничего сказать невозможно, потому что все религии и методики, все духовные практики на первый взгляд мало чем отличаются друг от друга, все они снаружи выглядят одинаково.

 

А.Р.: Тогда вопрос. Когда я только начинаю вступать на этот путь, то выбираю, какую из мето­дик мне предпочесть, с какой из них начать. Существует ли какой-то критерий, по которому я могу выбрать именно каббалу, а не, скажем, йогу или цигун?

Дело в том, что человек развивается. От дикаря и до наших дней мы прошли гигантский путь развития, и на каждом его этапе у нас возникала потребность в той или иной духовной практике. В ранние периоды люди стремились к примитивным духовным практикам, затем к более прогрессив­ным.

Мы сейчас, в данный момент, переживаем последний всплеск интереса ко всем духовным прак­тикам и религиям, хотя еще окончательно не осознаем того, что это заканчивается. После того как в самое ближайшее время этот интерес благопо­лучно угаснет, останется, практически, только каббала.

 

Но я все-таки рискую быть бестактным и спрашиваю: вы говорите сейчас о том, что сами испытали? Возможно, мой вопрос окажется риторическим – но вы в это верите, или говорите так, потому что являетесь руководителем, стоите на каких-то определенных позициях?

Нет, не «верю», а ощутил. Веры здесь никакой нет. Вера это чисто психологическая категория, которая к каббале не имеет ни малейшего отношения. В каббале учитывается только то, что мы ощу­щаем явно.

 

А.Р.: Тогда я вам задаю еще более бестактный вопрос. А не тем ли занимаются люди, которые хотят человека куда-то завлечь, зная, что используют при этом элемент блефа? Они говорят: «Знаешь, я на тебя тут посмотрел – пожалуй, ты еще не дорос. Если тебе надо что-то объяснять, то, скорее всего, тебе этого еще не нужно».

Это самый элементарный способ флирта – завлекание. Это понятно. Потому что скрытие притяги­вает, возбуждает аппетит.

Однако каббала и этим не пользуется. Она вообще себя никак внешне не проявляет. Только из-за того, что мир начинает входить в очень неприятное, угрожающее состояние, она начала сейчас себя раскрывать. Я говорю о серьезной каббале, а не той, которая, как вы знаете, существует, помимо нее. Каббала – серь­езное наука, которая никому не навязывается, никому себя не предлагает. Хочешь – бери книжки, хочешь – что-то делай... Нет рекламы по телевидению, в Интернете, по радио, нет ни­каких «завлекалок». Доступ к ней предоставляется абсолютно бес­платно, но, с другой стороны, без всякого давления на человека. Я еще раз повторяю: в каббалу приходят только люди, которым уже некуда деваться.

 

А.Р.: Это хороший посыл. Я занимаюсь психотерапией, как я уже говорил, взаимоотношением мужчин и женщин, и ко мне тоже приходят люди, которым деваться уже некуда...

Сейчас я очень хорошо понимаю нашу позицию. Вы уж извините, что я себя идентифици­рую с вами. Ведь почему-то, – притом, что мы никому ничего не доказываем и нико­му ничего не навязываем, – мы с вами сидим перед теле­камерой, нас показывают по телевизору, высту­паем на радио, пишем книги, на обложке которых стоит имя «Михаэль Лайтман»? Наверное, все-таки, есть в этом какая-то, как сегодня модно говорить, «фишка»? Почему я хочу, мне нра­вится, для меня важно, чтобы было написано «Александр Рапопорт»?

И для вас тоже ведь важно, чтобы было написано «Михаэль Лайтман». И вам не безраз­лично, чтобы как можно больше хороших людей стали последователями каббалы, а как можно больше плохих людей стали хоро­шими и тоже начали «исповедовать» каббалу. Ведь важно, согласитесь.

Это уже относится к совершенно другой проблеме – к побуж­дениям. Побуждения бывают двух видов: эгоистические – я, мой собственный мир, моя семья, мои родные и близкие, знакомые. Далее – моя страна, народ, нация – не важно, что – но в итоге, все равно «я», «мое». Наряду с этим есть побуждения, продиктованные свыше, диктатом Высшей силы, когда человек поднимается на уро­вень, где уже не собственные желания опре­деляют его поступки, а высшая необходимость.

Снаружи это совершенно не видно. Это выглядит, как обыч­ный эгоизм. Конечно, можно сказать, что я себя везде рекламирую, стараюсь, чтобы ко мне пришли люди и начали изучать каббалу. Есте­ственно, можно сказать, что это большой эгоизм, что я это учение принял, и мне оно показалось единст­венно верным, справедливым и правильным, – знаете, как то учение, которое было когда-то у нас в Советском Союзе, – и поэтому я его навязываю всему миру.

Здесь мы снова говорим о побуждениях, которые, к сожа­лению, снаружи не видны. У меня побуж­дения могут быть дру­гие.

 

А.Р.: Две мотивации, о которых обычно говорят представи­тели психологии: желание испытать удовольствие и жела­ние избежать боли – это все равно одна эгоистическая моти­вация?

Да.

 

А.Р.: Существует еще какая-то мотивация, которую чело­веку, не постигшему каббалу, не ощу­тить, и поэтому, естест­венно, ее трудно принять. Вы согласны?

Да.

 

А.Р.: Давайте, сейчас забудем про всех остальных. Мне очень хочется сделать так, чтобы я сам это ощутил. Я, конечно, понимаю, что этому надо долго учиться, надо очень хотеть, надо позна­вать какие-то законы... Я сразу вспоми­наю фразу: «Если девять беременных женщин собрать вместе, ребенок все равно не родится через месяц». Я все понимаю, но тем не менее...

Я все равно никак не смогу вам передать то, что вы просите, потому что эти вещи непереда­ваемы. Они могут родиться только в самом человеке. Шестое чувство рождается в самом человеке, и только в результате его собственных усилий. Тут ничего не сделаешь.

 

А.Р.: Есть режиссеры, которые говорят: «Смотри, это надо делать вот так». Так работает, ска­жем, Михаил Казаков, у которого я недавно снимался.

А есть режиссер, который говорит: «Ну, покажи мне». Я показываю. Он говорит: «Нет, это не то». Я говорю: «А как»? Он говорит: «Не знаю, покажи еще». Я показываю. Он говорит: «И это не то, покажи еще». И так может быть бесконечно.

Вы второй режиссер, да?

Совершенно нет. Я ничего не режиссирую.

Дело в том, что мы устроены по подобию Высшей силы и должны прийти в равновесие с ней, только тогда мы будем чувствовать себя комфортно. На основе подобия, тождествен­ности построены все взаимодействия в природе, и только при условии равенства – сил, давлений, температур и так да­лее – мы чувствуем себя хорошо.

Каббала только о том и говорит, каким образом достичь равновесия со всей природой, – как с явной, так и со скрытой, – как привести человека к этому состоянию. Я здесь не заигрываю с вами, уговаривая: «Попробуйте так, или попробуйте сяк». Существует четкая методика, которая описана людьми, уже прошедшими весь этот путь в течение поколений. Моя един­ственная роль быть инст­руктором, дополнением к этой мето­дике, быть рядом с ней. Я вместе с вами пытаюсь помочь вам, поддержать, чтобы вы прошли все условия, после которых получите ощущение Высшего мира.

Этих условий, которые вы должны выполнить, много, и они постепенно рождают у вас то шес­тое чувство, с помощью которого вы ощутите Высший мир. Это не то, что «я заплатил и сразу же ощутил», или «вот сейчас я хочу – ты мне сейчас это дай». Это рождается внутри нас постепенно.

 

А.Р.: Скажем, я, будучи человеком добрым, хочу, чтобы как можно больше людей на белом свете чувствовали себя хорошо. У меня есть некоторое представление о том, что такое «хоро­шо» для меня, то есть представляю, как это выглядит в моем понимании. Я никогда не предла­гаю чело­веку навязчивый сервис, если он ему не нужен. Более того, когда человек обращается ко мне за советом, в отличие от многих российских психологов и психотерапевтов, я советов не даю, а отвечаю вопросом на вопрос и, добиваясь ответов, подвожу его к тому, что он, может быть, выйдет на какой-то уровень ощущения, понимания комфорта, как я его себе представ­ляю.

Но при этом все-таки я могу озвучить ненавязчиво, те или иные пути, которыми бы пошел сам, будь я на его месте. Я могу сказать: «Если, скажем, я бы пошел вот в том направлении, то получил бы, примерно, такой-то резуль­тат».

Если вы называете себя инструктором, то можете ли вы, по крайней мере, хотя бы обозна­чить направление, в котором мне следует продвигаться, чтобы я мог сократить дорогу к позна­нию?

Путь начинается с того, что вы определяете, действительно ли, у вас есть такое желание. Вы нахо­дитесь в состоянии, кото­рое называется «этот мир», и во всех своих телесных желаниях – к бо­гатству, славе, власти и знаниям – вы уже поняли, что не наполните себя ими. Если вы полностью это осознали и чувст­вуете, что нет в этом мире ничего, что может вас наполнить, тогда вы уже готовы к началу духовного пути.

 

А.Р.: Хорошо. Но сказать вам честно, я очень люблю мирские удовольствия, особенно телес­ные. Богатство уже не является для меня ценностью. Вообще, я считаю, что слава, богатство, карьера и так далее, по большому счету, служат достижению не только телесных удовольствий, но и духов­ных. Потому что они связаны друг с другом. Знаете, есть такой термин «психосома­тика»...

А.Р.: Мы с него ничего спрашивать не будем, но есть ведь какие-то еще люди, которым ничего этого не надо, есть китайцы, корейцы и т.д. Есть экстремисты. Таких людей ведь достаточно много. И вот когда будет всеобщее познание и всеобщее вовлечение человека в этот круг «Адам», какое место займут они внутри этого дома?

Мы все в этом мире абсолютно подневольны. До тех пор, пока у человека нет связи с духовным информационным слоем, и он не выбирает, как поступать, человек действует только под влиянием законов, диктуемых извне. В нашем мире мы все марионетки.

 

А.Р.: Я понял так, что люди постепенно будут входить в это сообщество под условным назва­нием «Адам», а какие-то из них будут находиться за его пределами.

Может ли, с вашей точки зрения, наступить момент, когда те люди, которые окажутся за пределами, почувст­вуют свою несостоятельность и бессмысленность дальней­шего пребывания там, вне этого круга, и каким-то образом они окажутся внутри?

Вот именно к этому нас и ведет сегодня природа своим все разрастающимся кризисом во всех областях: в семье, в госу­дарствах, в экономике, в глобализации. Мы начинаем чувст­вовать, что взаимосвязаны в экологии, в наркомании, во всем чем угодно. К этому всему мы и идем.

 

А.Р.: Вы говорите, что мы туда идем, и это вроде бы звучит пессимистично. В то же время вы говорите, что в течение ближайших десятилетий... А это достаточно близко. Я даже как-то почувствовал себя очень оптимистично. Как вы видите это? Как эта вилка сойдется?

В итоге мы все убедимся, что без познания Высшего мира, задач, знания, практики, программы, цели существования всей Вселенной, без того, чтобы соответствовать этому всему, мы просто себя губим.

 

А.Р.: Тогда последний вопрос. Вы сказали: «Или произойдет так, или произойдет по-другому». С вашей точки зрения, – не как оптимиста, не как ученого, распространяющего знания о каббале, – а просто Михаэля Лайтмана, человека, как вам кажется, что будет на самом деле?

Я обязан каждую секунду представлять себе, что эти два решения равноценны.

 

КАК РАЗВИТЬ ДУШУ?

Интервью с открытым доброжелателем

 

 

Андрей Максимов – человек разносторонне одаренный. Он пишет книги и преподает, ведет радио- и телепередачи и ставит спектакли. Его передача «Ночной полет» выходит в прямом эфире 4 раза в неделю. В одной Москве идет пять его спектак­лей. То, что делает Андрей Максимов, всегда тонко, интелли­гентно и высокопрофессионально. А еще – предназначено для людей думающих. В искусстве интервью он достиг почти совершенства, и даже написал об этом книгу. Он говорит о себе: «Мне нравится как рассказывать, так и слушать...».

 

 

А.М: Первый мой вопрос такой. Я прочел о каббале, сколько мог, – наверное, в миллион раз меньше, чем вы, – но так и не понял, начиная с первой, для меня очень важной вещи: каббала – это вера или философское учение?

Ни то и ни другое. Каббала – это наука. Она так и называ­ется: наука каббала[1]. Каббалистом может быть человек любого вероисповедания. В дополнение к тому, чем человек занимается, он также может интересоваться каббалой.

 

А.М: А что это?

Я знаю его основной закон. Это закон всеобщей любви. Смысл выражения «Возлюби ближнего, как самого себя» на самом деле раскрывается человеку. Хотя первоначально я не думал об этих зако­нах и был совершенно далек от «лирики», если можно так сказать.

В итоге оказывается, что все человечество, все мироздание, весь объем Высшего и низшего мира управляется этим одним-единственным законом.

 

А.М: Зачем?

Для того чтобы создать из себя существо, подобное Творцу.

 

А.М: Есть ли какое-то отношение каббалы к Богу, к Выс­шему разуму?

Под «Творцом» – именно под Творцом – подразумевается Высший разум.

 

А.М: То есть Высший разум создал нас такими несоответст­вующими закону мира?

Высший разум создал нас абсолютно противоположными себе, чтобы мы, осознав свое состоя­ние, как антитетическое, изменили его на подобное Ему.

 

А.М: И, естественно, понять, зачем Он это сделал, невоз­можно, потому что Высший разум не постигаем?

Нет, почему? Он постигаем. В итоге мы достигаем Его уровня. Мы станем равными этому Высшему разуму.

 

А.М: В итоге чего?

В итоге нашего исправления, нашего постижения Высшего мира.

 

А.М: Куда?

В эти новые ощущения Высшего мира. Это не мистика, поверьте мне! Я остался ученым!

Я понимаю, невозможно исследовать то, что не восприни­маешь, но рядом с нашими ощуще­ниями существует разум, и с его помощью мы исследуем и систематизируем наши ощуще­ния. На этом основана любая наука. Если бы мы не улавливали в микроскопы, в телескопы – или простым глазом – нечто сущест­вующее, мы с помощью разума не могли бы это исследовать, систематизиро­вать, как-то оформлять. Ощущение первично, а уже потом разум объясняет нам, что именно мы вос­принимаем.

 

А.М: В любой науке есть какие-то фундаментальные законы: в химии – периодическая система Менделеева, в физике – закон всемирного тяготения. Есть ли какой-то самый главный, фунда­ментальный закон в такой науке как каббала?

Это закон не науки каббалы. Это – главный, фунда­ментальный, закон мироздания, как я уже гово­рил, и он называ­ется – абсолютная отдача. В противоположность нашему миру, существующему в своем объеме, в котором все это инверсно. У нас – это абсолютное получение, абсолютный эгоизм.

 

А.М: Отдача чего? Кому?

Отдача вовне. Причем не важно – кому. Когда человек начинает отдавать вовне, то он уже не принимает во внимание объект отдачи.

 

ХОЧЕШЬ ДОЛГО ЖИТЬ —

БУДЬ ЭГОИСТОМ?!

Л.Н.: То, о чем вы говорите: эта пустота, депрессия, потеря смысла, цели существования – в России очень ощущается. Достаточно выйти на улицу. Я только что пришел из этого мира, где царит «броуновское движение», где никто никого не пропускает вперед. Если говорить о росте эгоизма, он достиг высшего предела, но такое ощущение, что и это еще не предел, что он будет еще и усиливаться, возрастать.

С точки зрения человека, который размышляет над вопро­сами мироздания, каково место России? Мы все сейчас задаем себе вопросы: куда идет Россия? В чем смысл ее существования, ее политики, иногда очень противоречивой, на внешний взгляд? В чем смысл того перелома, который мы все испытали в 90-х годах? Мы ожидали райского будущего, а оно не наступило, и мы оказались в другом тупике? Многие видят выход из него в движении назад, к сомнительным идеалам 80-х, 70-х годов. Как вам видится круг наших проблем, о которых вам, наверняка, известно?

Я могу сказать только одно про все страны, включая Россию, и даже не важно, про какую именно страну. На сегодняшний день развитие любого государства должно при­вести ее либо к фашизму, либо к необходимости изучать каббалу, и, как результат – изменению общества в соответствии с ней. Одно из двух, третьего не дано. Я это предсказывал уже давно. Я, конечно, не Дельфийский оракул, но предрекал появ­ление нацизма в России уже много-много лет назад.

Согласно каббале все очень просто. Мы существуем не в каких-то непредсказуемых состояниях, а в природе, где все строго детерминировано, все подчинено законам. Если мы эти законы не знаем, то это не значит, что они отсутствуют. Мы их изобретаем, уподобляясь маленьким детям, которые делают со своим обществом и с собой все что заблагорассудится, а потом обнаруживают, что это не получилось. Да, не получилось, потому что мы не знали законов природы и не поступали в согласии с ними.

Там, где мы знаем законы природы, – механические, электри­ческие, – мы их выполняем. Выпол­няя законы природы, мы приспосабливаем ее к себе и не ошибаемся, а если ошиба­емся, то видим, почему и как. На уровне же человеческого общества мы делаем все, что придет в голову, а ведь на самом деле мы являемся такими же элементами природы, только не знаем ее законов. Поэтому мы все и делаем с точностью до наоборот.

Наше общество уже сейчас находится на последней стадии своего развития. Оно еще продол­жает развиваться, это еще не конец, но завершающий этап неизбежно близится. Если мы срочно не начинаем себя менять, исправлять, согласно сущест­вующим вокруг законам природы, которые управляют нашим миром, в том числе и обществом, – будет как с человеком, кото­рый не чувствует себя хорошо, если отсутствует соответствие между ним и окружающими силами, – по температуре, перепаду давления. Это закон равновесия.

Если бы мы изучили, что говорит каббала, и создали свое общество в соответствии с ее рекоменда­циями, то чувствовали бы себя по-настоящему комфортно, более того, мы даже ощу­щали бы себя вечными, совершенными. В противном же случае, та же каббала говорит, что противопостав­ление себя законам природы на последнем уровне развития эгоизма приводит любую страну – и должно привести все страны мира – к нацизму.

Неважно, где это сегодня проявится – чуть раньше в Южной Америке и в России, то чуть позже возникнет в Китае, в Корее, в Америке, в Западной Европе и в Азии. Это неизбежно имеет отношение к любой стране. Люди все те же, и разница только во внешней культуре, во внешнем проявлении – но все равно, это будет нацизм.

 

Л.Н.: А как воспользоваться этим знанием? Ну что, посове­товать Путину изучать каббалу? Что вообще делать?

Нет. Я думаю, что следует даже отказаться от самого термина «каббала». Потому что вы видите, каким образом спекулируют ею, ее таинственным имиджем. Поэтому нельзя использовать это назва­ние: «каббала». Я уже называюсь каббалистом, ничего не поделаешь, и мне некуда от этого скрыться. Выдать себя за кого-то другого я уже не могу.

В принципе, надо распространять эти знания, не называя их каббалой. Пусть это будет просто: знание об окружающем мире, раскрытие основных законов природы, человеческого общества.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.251.81 (0.037 с.)