Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Шесть пристрастных интервью с каббалистом↑ Стр 1 из 13Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Шесть пристрастных интервью с каббалистом
Михаэлем Лайтманом
АСТ · Астрель Москва УДК 296 ББК 86.33 Ш52
Шесть пристрастных интервью с каббалистом Михаэлем Ш52 Лайтманом / Отв. ред. М. Палатник – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 167, [9] с.: ил. Shest pristrastnich intervu s kabbalistom Michaelem Laitmanom.M: AST:Astrel, 2008.–176 pages. ISBN 978-5-17-049350-0 (ООО «Издательство АСТ») ISBN 978-5-271-19432-0 (ООО «Издательство Астрель»)
Говорят, что каббалисты знают все тайны бытия. Тем интереснее «пощупать» и попытаться «расколоть» живого каббалиста ХХ1 века. А вдруг он действительно знает нечто такое, что сделает нас всех счастливыми? Пять совершенно разных людей от иронического скептика А.Никонова и до доброжелательнейшего Л.Новоженова пытаются докопаться до истины: что может вынести из этого древнего учения сегодняшний россиянин? А для каббалиста М.Лайтмана не существует запретных тем. Просто и откровенно он готов поделиться с нами всем: от секретов Творца и его творения, до внутренней подоплеки отношений между полами и подробностей своей биографии. В качестве бонуса читатель получит увлекательную и драматическую беседу двух современных мудрецов, каббалиста М.Лайтмана и актера А.Джигарханяна. Каббала и театр, что может быть у них общего?
УДК 296 ББК 86.33
Оглавление
КАББАЛА СПАСЕТ МИР?! Интервью с ироническим скептиком............................................................................................... 4
ГАРМОНИЮ МИРА СПОСОБЕН ЛИ СМЕРТНЫЙ ПОСТИЧЬ Интервью с осторожным скептиком.............................................................................................. 19
ПО ДУХОВНЫМ КОРНЯМ МУЖЧИНА ПОЛИГАМЕН Интервью со сдержанным доброжелателем................................................................................. 30
КАК РАЗВИТЬ ДУШУ? Интервью с открытым доброжелателем....................................................................................... 41
ХОЧЕШЬ ДОЛГО ЖИТЬ – БУДЬ ЭГОИСТОМ!? Интервью с сочувствующим журналистом................................................................................... 48
ГОСПОДИ, ПОМОГИ ДЕТЯМ И ЗВЕРЯМ! Интервью в двух действиях........................................................................................................... 60
ГЛОССАРИЙ.................................................................................................................................. 67
КАББАЛА СПАСЕТ МИР?! Интервью с ироническим скептиком
Александр Никонов заслуженно имеет репутацию тонкого, умного и ироничного журналиста. Некоторые считают его гениальным. Эпатаж – его стихия. Он – автор нескольких нашумевших бестселлеров, председатель Атеистического Общества Москвы (сокращенно АТОМ). Опираясь на науку, он остро и ярко выступает против любой религии, морали и других стереотипов общественного сознания.
А.Н.: Первый вопрос: где ставится ударение в слове «каббала»? В конце слова: каббал а.
А.Н.: Перед тем, как идти на интервью, я спросил у своих знакомых, что они знают о науке каббале. Самый распространенный ответ: какие-то еврейские мистические штучки. Это, действительно, так? Вопрос, конечно, емкий. Каббала зародилась в Междуречье около 4000 лет назад. Один из жителей Вавилона – звали его Авраам – начал раскрывать для себя устройство мира. Как повествуют древние сказания, он заинтересовался вопросами: «В каком мире мы существуем? Каким образом он устроен, и что им управляет? Для чего существуют звезды, космос? В чем заключается смысл жизни?..». В ответ на эти вопросы он обрел способность проникать своими экстрасенсорными чувствами сквозь материю и постиг стоящие за ней силы, которые ею управляют. Таким образом, он обнаружил, что всей материей, всем мирозданием, в том числе и нашим миром, правит внешняя, скрытая от человека природа. Авраам назвал ее «Высший мир» и описал в своем труде «Книга Создания» («Сефер Ецира»), которую и сегодня можно купить в книжных магазинах.
А.Н.: Авраам был единственным каббалистом или кроме него существовали и другие? Нет. После того, как Авраам раскрыл внешнюю часть мироздания и начал исследовать законы, по которым природа управляет снаружи нашим миром, он собрал вокруг себя учеников. Так образовалась группа людей, которым Авраам передавал свои постижения. По его методике они, в свою очередь, тоже научились проникать сквозь материю и те силы, которые стоят за ней, изучали внешний высший мир. После них остались сочинения, где они изложили все свои ощущения. Затем Авраам покинул Междуречье вместе со своими единомышленниками. В течение сотни лет эта группа постепенно разрасталась, пока не достигла количества почти трех миллионов человек. Затем она вышла на следующий уровень постижения, который назвали «получение Торы». То есть группа, которой в то время руководил каббалист по имени Моше (Моисей), обрела возможность постичь те же самые законы на совершенно другом уровне, более высоком и глубинном. От Моше нам достались первые пять книг Библии, называемые Тора, или Пятикнижие. Далее эта группа продолжала развиваться в своем постижении Высшего мира, пока не достигла следующего этапа, который не смогла преодолеть. Дело в том, что постижение Высшего мира – это внутренняя работа человека над собой: он должен «пристукнуть» весь этот мир и как бы приподняться над ним, над своей эгоистической природой. Только тогда он сможет проникнуть в Высший мир. Потому и основной закон Торы, главный закон Высшего мира, природы, гласит – «Возлюби ближнего как самого себя». Образовавшаяся группа назвала себя «еврейский народ» от слова «иври», «эвэр» – «переходить», имея в виду переход из ощущения этого мира в постижение Высшего. Однако народом ее назвать нельзя, это была именно группа, которую организовал Авраам из числа древних вавилонян. Согласно генетике евреи – это их потомки, и они ведут свое происхождение от представителей цивилизации Междуречья.
А.Н. У вас получается, что евреи – это каббалистическая группа? Так и есть. Евреи – это не народ. Прав был товарищ Сталин, когда говорил, что евреи – не нация. Это просто каббалистическая группа, которая определенным образом сформировалась и, работая над собой, все время проникала в Высший мир, жила по его законам и рассказала об этом нам. А затем... Для начала хочу сказать следующее: дело в том, что на протяжении своего развития в нашем мире человечество проходило стадии постоянного роста эгоизма. Это наложило свой отпечаток на формирование общественных отношений: от первобытного строя люди перешли к рабовладельческому, затем к феодальному, капиталистическому и так далее. Человек, в самом начале своего развития, стремится только к простым телесным наслаждениям, потом стал желать богатства, почестей, славы и, наконец, знаний. Эгоизм все время растет в нас, как количественно, так и качественно. То же самое произошло и в этой группе, о которой мы говорили. Эгоизм вдруг резко «подскочил» до такого уровня, что люди уже не смогли его преодолеть и подняться на более высокую духовную ступень. Авраам (примерно 1900 лет до н.э.) приподнялся над своим эгоизмом и постиг Высший мир. Затем, наступил следующий этап – Моше (Моисей) (1400–1300 лет до н.э.). Далее они должны были подняться еще на один уровень. В этот период у них был учитель, которого звали рабби Акива, человек, изначально не принадлежавший к этой группе. То есть он не был «евреем», а пришел со стороны. Однако, будучи самым мудрым, он стал духовным предводителем всего поколения. Это было в I–II веках нашей эры. Так вот, когда в поколении, руководимом этим мудрецом, возрос эгоизм и ожидалось, что произойдет еще большее проникновение в Высший мир, они не смогли этого сделать и упали до самого низкого уровня – еще ниже, чем был Авраам в тот момент, когда начал его постигать. В этом состоянии эта группа и находится все последующие 2000 лет, до нашего времени, приблизительно до конца ХХ века.
А.Н.: А почему они упали? Потому что не смогли преодолеть растущий эгоизм, который в то время как они думали, должен был их поднять на более высокий уровень. Природа человека в нашем мире эгоистична, а проникновение в Высший мир должно быть построено на альтруистической основе. Подавляя в себе эгоизм, надо подниматься вверх, проникая, таким образом, в более тонкие слои мироздания. Вся окружающая природа полностью альтруистична, ее взаимодействие построено на законах отдачи, а мы в нашем мире находимся в абсолютно противоположном состоянии. Поэтому мы и чувствуем постоянные страдания, находимся в поисках, испытываем неудовлетворение, опустошенность, рождаемся и умираем.
А.Н.: Сколько лет вы уже занимаетесь каббалой? Тридцать.
А.Н.: Чем? У меня есть свой метод лечения, своя клиника, которую я веду уже несколько десятилетий.
А.Н.: Зачем? Для того, чтобы люди поднялись до Его уровня, то есть образовали собой такую же структуру, такую же систему, которой является сам Бог, сама Высшая сила.
А.Н.: Для чего это Богу? Потому что Он абсолютно добр и абсолютно альтруистичен. Что-то дать Он может только, создав творение, которое стало бы таким же, как Он. Быть на Его уровне – это и есть единственное, абсолютно совершенное состояние.
А.Н.: Вы ее достигли? Я нахожусь на пути к этому состоянию.
А.Н.: А зачем? Я даже не могу вам этого объяснить. Как маленькому ребенку вы не можете объяснить, что значит быть взрослым, большим, каким-нибудь ученым – он не понимает. Для этого-то мы и должны сформироваться постепенно, пройти по всем ступенькам развития.
А.Н.: Сформулируйте его. Закон всеобщей отдачи, абсолютный альтруизм.
А.Н.: Ну, немножко смешно слушать... Конечно, смешно! Вы мне приведете в качестве примера ваше общество, где убивают, режут и грызут друг друга?!
ГАРМОНИЮ МИРА СПОСОБЕН ЛИ СМЕРТНЫЙ ПОСТИЧЬ Мы говорили о том, что из тайной науки каббала сегодня стремится к широкой доступности: создаются центры, выпускаются книги, читаются лекции, открываются сайты в Интернете. Что-то изменилось? Настал некий указанный в ней «день Икс»? Да. Когда я начал заниматься каббалой в конце 70-х, то не верил, что придет время, о котором сказано в древних текстах, что в конце XX века каббала начнет раскрываться всему миру, и появится огромное количество людей, интересующихся ею. Я был такой «белой вороной»... Мне было 33 года, я довольно много знал о мире и хотел еще больше узнать, пытаясь привлечь к этому очень многих людей вокруг себя, но не было никого. «А зачем нам это надо?» – спрашивали люди. Я пытался им объяснить насколько тогда мог. Сказано в «Книге Зоар», которая написана во II веке н.э., что в 1995 году – даже год указан – каббала начнет раскрываться миру, причем безо всяких ограничений. До этого времени она будет развиваться втайне, приспосабливаясь каждый раз к новому поколению. Когда подойдет указанное время, каббала каким-то образом сразу раскроет себя. С другой стороны, и у человечества появится к ней встречное желание. Мне в это не верилось, потому что приблизительно до 92-го – 93-го года это было совершенно незаметно. Появлялись ученики, товарищи, с которыми вместе можно было заниматься, но то были единицы, несколько десятков человек. Сегодня в рамках нашей академии каббалы занимается 700–800 тысяч человек, более чем из сорока стран мира. Наш Интернет-сайт работает на двадцати двух языках. Мои книги выходят на девяти языках. По всему миру есть огромные группы людей, которые занимаются и понимают, что это наука достижения мира, счастья, равновесия с природой, которая дарит человеку великий подарок: делает его таким, какой он внутренне на самом деле и есть, вечным, совершенным.
В.К.: Тем не менее, несмотря на такое огромное количество людей, увлеченных сегодня каббалой, понимающих ее значение для раскрытия своего духовного мира и, вообще, для постижения природы, вы не можете не согласиться с тем, что мир сейчас расколот, разделен как минимум двумя системами религиозных ценностей – ислама и христианства. Нам от этого никуда не деться. Мы видим проявление этого столкновения цивилизации и религии в виде глобального терроризма. Как ни крути, все-таки это лежит в основе конфликта. Каково отношение к этому каббалистов? И, коль скоро вы сами сказали, что «Книга Зоар» указывала еще в давние времена на 95-й год, значит, она знала о будущем. Есть ли в каббале какие-либо указания относительно этого конфликта? Чем он закончится? Каков прогноз? Вопрос очень сложный. Каббале есть что об этом сказать. Этому посвящено огромное количество каббалистических сочинений. Особенно много написано на эту тему каббалистами ХХ века, которые анализировали путь, пройденный Россией, Германией, всем остальным миром, и как этот мир подошел сегодня к такой ситуации противостояния с мусульманством... На самом деле, это не мусульманский мир, потому что в самой основе мусульманства ничего подобного нет. Это террор, вытекающий из безысходности. Это тот же эгоистический всплеск, когда ты желаешь завладеть всем миром, а в итоге чувствуешь свое бессилие. Каббала описывает будущие состояния двояко. Все зависит от поведения человека. Каббала рисует два возможных пути, начиная с нашего времени и далее. До нашего времени весь мир развивался просто. Желание получать телесные наслаждения, то есть пищу, семью, кров, сексуальные наслаждения, – и достаточно. Соответственно этому была устроена и общественно-политическая формация. Затем следующее состояние – стремление к богатству. Складываются иные общественные отношения. Затем – жажда славы, власти, и где-то последние триста лет – стремление к знаниям. После того как эти основные человеческие стремления реализуются в общем, человек видит, что на протяжении всей истории своего развития он ничего не получил. Как он это видит? Дело в том, что мы приходим в эту жизнь каждый раз в новых и новых кругооборотах, информация о которых накапливаются в нас и остается, поэтому с каждым поколением мы умнее, опытнее. Сегодня мы пришли к такому состоянию, когда ни власть, ни слава, ни знания ничего человечеству не дают. Однако это ощущение невозможности наполниться хоть чем-то подталкивает людей, различные круги, группы, государства на разные поступки, вызванные бессилием, безысходностью. В этом причина террора. В этом же – если мы не преуспеем в распространении каббалы – будет причина появления нацистских режимов в основных странах мира, причем именно в развитых. С одной стороны, это будет террористический ислам, самая радикальная его часть, а с другой – нацизм, который проявится во всей своей мощи и «красе» во всех развитых странах Европы и Америки и, возможно, в России. Если человечество не обнаружит средство для достижения хорошей нормальной жизни, если оно не начнет видеть законы, которые действуют в мире, и не убедится воочию, что, нарушая их, оно наносит себе вред, – причем, увидит настолько явно, что не сможет поступать плохо, – оно окунется в страшный период.
ПО ДУХОВНЫМ КОРНЯМ МУЖЧИНА ПОЛИГАМЕН А.Р.: Слушая ваши лекции, я согласен и готов подписаться под каждым словом. Все, что вы говорите правильно, хорошо и очень понятно. Мне не ясно только одно: чем это отличается от того, что утверждают представители других учений – йоги, мусульманства, православия, цигуна, тай-чи и так далее? Мне как среднему человеку хочется знать, чем уникальна каббала. Чем каббала отличается от всех других учений, религий и духовных методик, я вам сказать не могу, потому что только тот, кто начинает осваивать и входит в нее, то есть пожинает плоды своих занятий, испытывает это на себе. До той поры ничего сказать невозможно, потому что все религии и методики, все духовные практики на первый взгляд мало чем отличаются друг от друга, все они снаружи выглядят одинаково.
А.Р.: Тогда вопрос. Когда я только начинаю вступать на этот путь, то выбираю, какую из методик мне предпочесть, с какой из них начать. Существует ли какой-то критерий, по которому я могу выбрать именно каббалу, а не, скажем, йогу или цигун? Дело в том, что человек развивается. От дикаря и до наших дней мы прошли гигантский путь развития, и на каждом его этапе у нас возникала потребность в той или иной духовной практике. В ранние периоды люди стремились к примитивным духовным практикам, затем к более прогрессивным. Мы сейчас, в данный момент, переживаем последний всплеск интереса ко всем духовным практикам и религиям, хотя еще окончательно не осознаем того, что это заканчивается. После того как в самое ближайшее время этот интерес благополучно угаснет, останется, практически, только каббала.
Но я все-таки рискую быть бестактным и спрашиваю: вы говорите сейчас о том, что сами испытали? Возможно, мой вопрос окажется риторическим – но вы в это верите, или говорите так, потому что являетесь руководителем, стоите на каких-то определенных позициях? Нет, не «верю», а ощутил. Веры здесь никакой нет. Вера это чисто психологическая категория, которая к каббале не имеет ни малейшего отношения. В каббале учитывается только то, что мы ощущаем явно.
А.Р.: Тогда я вам задаю еще более бестактный вопрос. А не тем ли занимаются люди, которые хотят человека куда-то завлечь, зная, что используют при этом элемент блефа? Они говорят: «Знаешь, я на тебя тут посмотрел – пожалуй, ты еще не дорос. Если тебе надо что-то объяснять, то, скорее всего, тебе этого еще не нужно». Это самый элементарный способ флирта – завлекание. Это понятно. Потому что скрытие притягивает, возбуждает аппетит. Однако каббала и этим не пользуется. Она вообще себя никак внешне не проявляет. Только из-за того, что мир начинает входить в очень неприятное, угрожающее состояние, она начала сейчас себя раскрывать. Я говорю о серьезной каббале, а не той, которая, как вы знаете, существует, помимо нее. Каббала – серьезное наука, которая никому не навязывается, никому себя не предлагает. Хочешь – бери книжки, хочешь – что-то делай... Нет рекламы по телевидению, в Интернете, по радио, нет никаких «завлекалок». Доступ к ней предоставляется абсолютно бесплатно, но, с другой стороны, без всякого давления на человека. Я еще раз повторяю: в каббалу приходят только люди, которым уже некуда деваться.
А.Р.: Это хороший посыл. Я занимаюсь психотерапией, как я уже говорил, взаимоотношением мужчин и женщин, и ко мне тоже приходят люди, которым деваться уже некуда... Сейчас я очень хорошо понимаю нашу позицию. Вы уж извините, что я себя идентифицирую с вами. Ведь почему-то, – притом, что мы никому ничего не доказываем и никому ничего не навязываем, – мы с вами сидим перед телекамерой, нас показывают по телевизору, выступаем на радио, пишем книги, на обложке которых стоит имя «Михаэль Лайтман»? Наверное, все-таки, есть в этом какая-то, как сегодня модно говорить, «фишка»? Почему я хочу, мне нравится, для меня важно, чтобы было написано «Александр Рапопорт»? И для вас тоже ведь важно, чтобы было написано «Михаэль Лайтман». И вам не безразлично, чтобы как можно больше хороших людей стали последователями каббалы, а как можно больше плохих людей стали хорошими и тоже начали «исповедовать» каббалу. Ведь важно, согласитесь. Это уже относится к совершенно другой проблеме – к побуждениям. Побуждения бывают двух видов: эгоистические – я, мой собственный мир, моя семья, мои родные и близкие, знакомые. Далее – моя страна, народ, нация – не важно, что – но в итоге, все равно «я», «мое». Наряду с этим есть побуждения, продиктованные свыше, диктатом Высшей силы, когда человек поднимается на уровень, где уже не собственные желания определяют его поступки, а высшая необходимость. Снаружи это совершенно не видно. Это выглядит, как обычный эгоизм. Конечно, можно сказать, что я себя везде рекламирую, стараюсь, чтобы ко мне пришли люди и начали изучать каббалу. Естественно, можно сказать, что это большой эгоизм, что я это учение принял, и мне оно показалось единственно верным, справедливым и правильным, – знаете, как то учение, которое было когда-то у нас в Советском Союзе, – и поэтому я его навязываю всему миру. Здесь мы снова говорим о побуждениях, которые, к сожалению, снаружи не видны. У меня побуждения могут быть другие.
А.Р.: Две мотивации, о которых обычно говорят представители психологии: желание испытать удовольствие и желание избежать боли – это все равно одна эгоистическая мотивация? Да.
А.Р.: Существует еще какая-то мотивация, которую человеку, не постигшему каббалу, не ощутить, и поэтому, естественно, ее трудно принять. Вы согласны? Да.
А.Р.: Давайте, сейчас забудем про всех остальных. Мне очень хочется сделать так, чтобы я сам это ощутил. Я, конечно, понимаю, что этому надо долго учиться, надо очень хотеть, надо познавать какие-то законы... Я сразу вспоминаю фразу: «Если девять беременных женщин собрать вместе, ребенок все равно не родится через месяц». Я все понимаю, но тем не менее... Я все равно никак не смогу вам передать то, что вы просите, потому что эти вещи непередаваемы. Они могут родиться только в самом человеке. Шестое чувство рождается в самом человеке, и только в результате его собственных усилий. Тут ничего не сделаешь.
А.Р.: Есть режиссеры, которые говорят: «Смотри, это надо делать вот так». Так работает, скажем, Михаил Казаков, у которого я недавно снимался. А есть режиссер, который говорит: «Ну, покажи мне». Я показываю. Он говорит: «Нет, это не то». Я говорю: «А как»? Он говорит: «Не знаю, покажи еще». Я показываю. Он говорит: «И это не то, покажи еще». И так может быть бесконечно. Вы второй режиссер, да? Совершенно нет. Я ничего не режиссирую. Дело в том, что мы устроены по подобию Высшей силы и должны прийти в равновесие с ней, только тогда мы будем чувствовать себя комфортно. На основе подобия, тождественности построены все взаимодействия в природе, и только при условии равенства – сил, давлений, температур и так далее – мы чувствуем себя хорошо. Каббала только о том и говорит, каким образом достичь равновесия со всей природой, – как с явной, так и со скрытой, – как привести человека к этому состоянию. Я здесь не заигрываю с вами, уговаривая: «Попробуйте так, или попробуйте сяк». Существует четкая методика, которая описана людьми, уже прошедшими весь этот путь в течение поколений. Моя единственная роль быть инструктором, дополнением к этой методике, быть рядом с ней. Я вместе с вами пытаюсь помочь вам, поддержать, чтобы вы прошли все условия, после которых получите ощущение Высшего мира. Этих условий, которые вы должны выполнить, много, и они постепенно рождают у вас то шестое чувство, с помощью которого вы ощутите Высший мир. Это не то, что «я заплатил и сразу же ощутил», или «вот сейчас я хочу – ты мне сейчас это дай». Это рождается внутри нас постепенно.
А.Р.: Скажем, я, будучи человеком добрым, хочу, чтобы как можно больше людей на белом свете чувствовали себя хорошо. У меня есть некоторое представление о том, что такое «хорошо» для меня, то есть представляю, как это выглядит в моем понимании. Я никогда не предлагаю человеку навязчивый сервис, если он ему не нужен. Более того, когда человек обращается ко мне за советом, в отличие от многих российских психологов и психотерапевтов, я советов не даю, а отвечаю вопросом на вопрос и, добиваясь ответов, подвожу его к тому, что он, может быть, выйдет на какой-то уровень ощущения, понимания комфорта, как я его себе представляю. Но при этом все-таки я могу озвучить ненавязчиво, те или иные пути, которыми бы пошел сам, будь я на его месте. Я могу сказать: «Если, скажем, я бы пошел вот в том направлении, то получил бы, примерно, такой-то результат». Если вы называете себя инструктором, то можете ли вы, по крайней мере, хотя бы обозначить направление, в котором мне следует продвигаться, чтобы я мог сократить дорогу к познанию? Путь начинается с того, что вы определяете, действительно ли, у вас есть такое желание. Вы находитесь в состоянии, которое называется «этот мир», и во всех своих телесных желаниях – к богатству, славе, власти и знаниям – вы уже поняли, что не наполните себя ими. Если вы полностью это осознали и чувствуете, что нет в этом мире ничего, что может вас наполнить, тогда вы уже готовы к началу духовного пути.
А.Р.: Хорошо. Но сказать вам честно, я очень люблю мирские удовольствия, особенно телесные. Богатство уже не является для меня ценностью. Вообще, я считаю, что слава, богатство, карьера и так далее, по большому счету, служат достижению не только телесных удовольствий, но и духовных. Потому что они связаны друг с другом. Знаете, есть такой термин «психосоматика»... А.Р.: Мы с него ничего спрашивать не будем, но есть ведь какие-то еще люди, которым ничего этого не надо, есть китайцы, корейцы и т.д. Есть экстремисты. Таких людей ведь достаточно много. И вот когда будет всеобщее познание и всеобщее вовлечение человека в этот круг «Адам», какое место займут они внутри этого дома? Мы все в этом мире абсолютно подневольны. До тех пор, пока у человека нет связи с духовным информационным слоем, и он не выбирает, как поступать, человек действует только под влиянием законов, диктуемых извне. В нашем мире мы все марионетки.
А.Р.: Я понял так, что люди постепенно будут входить в это сообщество под условным названием «Адам», а какие-то из них будут находиться за его пределами. Может ли, с вашей точки зрения, наступить момент, когда те люди, которые окажутся за пределами, почувствуют свою несостоятельность и бессмысленность дальнейшего пребывания там, вне этого круга, и каким-то образом они окажутся внутри? Вот именно к этому нас и ведет сегодня природа своим все разрастающимся кризисом во всех областях: в семье, в государствах, в экономике, в глобализации. Мы начинаем чувствовать, что взаимосвязаны в экологии, в наркомании, во всем чем угодно. К этому всему мы и идем.
А.Р.: Вы говорите, что мы туда идем, и это вроде бы звучит пессимистично. В то же время вы говорите, что в течение ближайших десятилетий... А это достаточно близко. Я даже как-то почувствовал себя очень оптимистично. Как вы видите это? Как эта вилка сойдется? В итоге мы все убедимся, что без познания Высшего мира, задач, знания, практики, программы, цели существования всей Вселенной, без того, чтобы соответствовать этому всему, мы просто себя губим.
А.Р.: Тогда последний вопрос. Вы сказали: «Или произойдет так, или произойдет по-другому». С вашей точки зрения, – не как оптимиста, не как ученого, распространяющего знания о каббале, – а просто Михаэля Лайтмана, человека, как вам кажется, что будет на самом деле? Я обязан каждую секунду представлять себе, что эти два решения равноценны.
КАК РАЗВИТЬ ДУШУ? Интервью с открытым доброжелателем
Андрей Максимов – человек разносторонне одаренный. Он пишет книги и преподает, ведет радио- и телепередачи и ставит спектакли. Его передача «Ночной полет» выходит в прямом эфире 4 раза в неделю. В одной Москве идет пять его спектаклей. То, что делает Андрей Максимов, всегда тонко, интеллигентно и высокопрофессионально. А еще – предназначено для людей думающих. В искусстве интервью он достиг почти совершенства, и даже написал об этом книгу. Он говорит о себе: «Мне нравится как рассказывать, так и слушать...».
А.М: Первый мой вопрос такой. Я прочел о каббале, сколько мог, – наверное, в миллион раз меньше, чем вы, – но так и не понял, начиная с первой, для меня очень важной вещи: каббала – это вера или философское учение? Ни то и ни другое. Каббала – это наука. Она так и называется: наука каббала [1]. Каббалистом может быть человек любого вероисповедания. В дополнение к тому, чем человек занимается, он также может интересоваться каббалой.
А.М: А что это? Я знаю его основной закон. Это закон всеобщей любви. Смысл выражения «Возлюби ближнего, как самого себя» на самом деле раскрывается человеку. Хотя первоначально я не думал об этих законах и был совершенно далек от «лирики», если можно так сказать. В итоге оказывается, что все человечество, все мироздание, весь объем Высшего и низшего мира управляется этим одним-единственным законом.
А.М: Зачем? Для того чтобы создать из себя существо, подобное Творцу.
А.М: Есть ли какое-то отношение каббалы к Богу, к Высшему разуму? Под «Творцом» – именно под Творцом – подразумевается Высший разум.
А.М: То есть Высший разум создал нас такими несоответствующими закону мира? Высший разум создал нас абсолютно противоположными себе, чтобы мы, осознав свое состояние, как антитетическое, изменили его на подобное Ему.
А.М: И, естественно, понять, зачем Он это сделал, невозможно, потому что Высший разум не постигаем? Нет, почему? Он постигаем. В итоге мы достигаем Его уровня. Мы станем равными этому Высшему разуму.
А.М: В итоге чего? В итоге нашего исправления, нашего постижения Высшего мира.
А.М: Куда? В эти новые ощущения Высшего мира. Это не мистика, поверьте мне! Я остался ученым! Я понимаю, невозможно исследовать то, что не воспринимаешь, но рядом с нашими ощущениями существует разум, и с его помощью мы исследуем и систематизируем наши ощущения. На этом основана любая наука. Если бы мы не улавливали в микроскопы, в телескопы – или простым глазом – нечто существующее, мы с помощью разума не могли бы это исследовать, систематизировать, как-то оформлять. Ощущение первично, а уже потом разум объясняет нам, что именно мы воспринимаем.
А.М: В любой науке есть какие-то фундаментальные законы: в химии – периодическая система Менделеева, в физике – закон всемирного тяготения. Есть ли какой-то самый главный, фундаментальный закон в такой науке как каббала? Это закон не науки каббалы. Это – главный, фундаментальный, закон мироздания, как я уже говорил, и он называется – абсолютная отдача. В противоположность нашему миру, существующему в своем объеме, в котором все это инверсно. У нас – это абсолютное получение, абсолютный эгоизм.
А.М: Отдача чего? Кому? Отдача вовне. Причем не важно – кому. Когда человек начинает отдавать вовне, то он уже не принимает во внимание объект отдачи.
ХОЧЕШЬ ДОЛГО ЖИТЬ — БУДЬ ЭГОИСТОМ?! Л.Н.: То, о чем вы говорите: эта пустота, депрессия, потеря смысла, цели существования – в России очень ощущается. Достаточно выйти на улицу. Я только что пришел из этого мира, где царит «броуновское движение», где никто никого не пропускает вперед. Если говорить о росте эгоизма, он достиг высшего предела, но такое ощущение, что и это еще не предел, что он будет еще и усиливаться, возрастать. С точки зрения человека, который размышляет над вопросами мироздания, каково место России? Мы все сейчас задаем себе вопросы: куда идет Россия? В чем смысл ее существования, ее политики, иногда очень противоречивой, на внешний взгляд? В чем смысл того перелома, который мы все испытали в 90-х годах? Мы ожидали райского будущего, а оно не наступило, и мы оказались в другом тупике? Многие видят выход из него в движении назад, к сомнительным идеалам 80-х, 70-х годов. Как вам видится круг наших проблем, о которых вам, наверняка, известно? Я могу сказать только одно про все страны, включая Россию, и даже не важно, про какую именно страну. На сегодняшний день развитие любого государства должно привести ее либо к фашизму, либо к необходимости изучать каббалу, и, как результат – изменению общества в соответствии с ней. Одно из двух, третьего не дано. Я это предсказывал уже давно. Я, конечно, не Дельфийский оракул, но предрекал появление нацизма в России уже много-много лет назад. Согласно каббале все очень просто. Мы существуем не в каких-то непредсказуемых состояниях, а в природе, где все строго детерминировано, все подчинено законам. Если мы эти законы не знаем, то это не значит, что они отсутствуют. Мы их изобретаем, уподобляясь маленьким детям, которые делают со своим обществом и с собой все что заблагорассудится, а потом обнаруживают, что это не получилось. Да, не получилось, потому что мы не знали законов природы и не поступали в согласии с ними. Там, где мы знаем законы природы, – механические, электрические, – мы их выполняем. Выполняя законы природы, мы приспосабливаем ее к себе и не ошибаемся, а если ошибаемся, то видим, почему и как. На уровне же человеческого общества мы делаем все, что придет в голову, а ведь на самом деле мы являемся такими же элементами природы, только не знаем ее законов. Поэтому мы все и делаем с точностью до наоборот. Наше общество уже сейчас находится на последней стадии своего развития. Оно еще продолжает развиваться, это еще не конец, но завершающий этап неизбежно близится. Если мы срочно не начинаем себя менять, исправлять, согласно существующим вокруг законам природы, которые управляют нашим миром, в том числе и обществом, – будет как с человеком, который не чувствует себя хорошо, если отсутствует соответствие между ним и окружающими силами, – по температуре, перепаду давления. Это закон равновесия. Если бы мы изучили, что говорит каббала, и создали свое общество в соответствии с ее рекомендациями, то чувствовали бы себя по-настоящему комфортно, более того, мы даже ощущали бы себя вечными, совершенными. В противном же случае, та же каббала говорит, что противопоставление себя законам природы на последнем уровне развития эгоизма приводит любую страну – и должно привести все страны мира – к нацизму. Неважно, где это сегодня проявится – чуть раньше в Южной Америке и в России, то чуть позже возникнет в Китае, в Корее, в Америке, в Западной Европе и в Азии. Это неизбежно имеет отношение к любой стране. Люди все те же, и разница только во внешней культуре, во внешнем проявлении – но все равно, это будет нацизм.
Л.Н.: А как воспользоваться этим знанием? Ну что, посоветовать Путину изучать каббалу? Что вообще делать? Нет. Я думаю, что следует даже отказаться от самого термина «каббала». Потому что вы видите, каким образом спекулируют ею, ее таинственным имиджем. Поэтому нельзя использовать это название: «каббала». Я уже называюсь каббалистом, ничего не поделаешь, и мне некуда от этого скрыться. Выдать себя за кого-то другого я уже не могу. В принципе, надо распространять эти знания, не называя их каббалой. Пусть это будет просто: знание об окружающем мире, раскрытие основных законов природы, человеческого общества. Мы можем открыть законы природы на неживом, растительном и животном уровне, а на человеческом уровне мы их раскрыть не можем. Почему каббала называется «тайной наукой»? Она раскрывает нам законы того уровня, на котором мы существуем, точнее, на один уровень ниже нас, сверху вниз, а на нашем уровне обычными методами мы раскрыть их не можем.
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 398; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.140.0 (0.02 с.) |