А. Н. : это просто какой-то гнетущий идеализм. Вы сказали, что природа альтруистична. Волк пожирает зайца – где Здесь альтруизм. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

А. Н. : это просто какой-то гнетущий идеализм. Вы сказали, что природа альтруистична. Волк пожирает зайца – где Здесь альтруизм.



Волк, который пожирает зайца, не делает ничего плохого ни себе, ни зайцу. Дело в том, что он просто выполняет законы, которые предписывают ему так поступать.

Эгоизм оценивается не по тому, как мы поступаем, а по тому, каковы наши намерения. Если волк съедает овцу, мы не говорим, что он жестокий. Он не таков. Это всего лишь способ его сущест­вования, и это, наверное, цель существования той же овцы. Так запрограммировано природой. Мы даже знаем, что если волки не будут поедать овец, то в итоге овцы начнут болеть, так?

Однако мы говорим об эгоизме. Эгоизм – это не то, что одно животное пожирает другое, следуя своей внутренней программе. Само оно к этому отношения не имеет.

У человека, кроме этой программы, есть еще свобода воли. Человек радуется оттого, что дру­гому плохо. Не потому, что ему надо получить что-то необходимое для существования: у меня есть все, и у вас есть все, – но все-таки, если вам немножко хуже, мне от этого лучше. Вот это – челове­ческий эгоизм.

Вся природа, кроме человека, альтруистична. Только чело­век в своей надстройке над природой эгоистичен. То есть эгоизм – это намерение человека использовать другого ради себя, во вред ему, дополнительное получение наслаждения за счет уни­жения, ущерба ближнему. Только это надо исправить.

 

А.Н.: Пришлите мне, пожалуйста, по Интернету ваши мате­риалы. Я буду изучать каббалу из ваших рук.

Пожалуйста. Я готов принять вас в ученики.

Вы знаете, на самом деле люди приходят учиться с гораздо большим неприятием, чем у вас. Я вам скажу, почему каббала вызывает у вас такой внутренний протест. Он возникает оттого, что вы подсознательно чувствуете, что здесь на самом деле есть огромнейшая истинная сила, но вы обязаны ей противостоять. Если бы это было что-то пустое, не стоящее внимания, вы бы махнули рукой и прошли мимо, как проходите рядом со мно­гими вещами. Вы не можете отмахнуться от каббалы. Этот феномен невозможно убрать. Десятки, сотни, тысячи ученых сегодня занимаются ею совершенно серьезно. Давайте, вместе попробуем глубже в этом разобраться. Я думаю, у нас впереди очень много интересных разговоров и взаимное понимание.

 


ГАРМОНИЮ МИРА

СПОСОБЕН ЛИ СМЕРТНЫЙ

ПОСТИЧЬ

Интервью с осторожным скептиком

 

 

 

Владимир Кючарьянц – известный московский журналист и публицист. Сфера его интересов разнообразна. Одинаково умно и интеллигентно он пишет о наболевших проблемах пост­советского пространства и о последних достижениях науки. Среди его собеседников были Вольф Мессинг и Сергей Капица. В течение ряда лет он возглавлял отдел науки и культуры в еже­недельнике «Мос­ковские новости», публиковался в Америке и в Западной Европе. В Париже вышла его книга, посвя­щенная научным поискам разгадки тайны жизни. Сегодня особый инте­рес автора сосредоточен на мировоззренческих аспектах бытия.

 

 

В.К.: Доктор Лайтман, в представлении большинства людей каббала – некое тайное учение иудаизма, которое обычно связывают с оккультным знанием. А как вы сами опреде­лите для нас, непосвященных, что такое каббала?

«Каббала» в переводе с иврита означает «получение» – полу­чение особого знания, которое каж­дый человек, в прин­ципе, может обрести. Наука эта была тайной. Она возникла в Древнем Вавилоне примерно 4000 лет назад. Основатель каббалы – древний вавилонянин Авраам. Он открыл возмож­ность постичь ту область мироздания, которая нам в ощущениях пяти органах чувств недоступна. У него появилась возможность постичь скрытую часть мира и передать свою методику пости­жения ученикам.

Авраам собрал группу единомышленников, и с тех пор это знание из поколения в поколение пере­давалось через очень небольшое, ограниченное количество людей, главным образом, от учителя ученику. Делалось это, действительно, всегда тайно.

Вплоть до нашего века в мире было очень мало каббали­стов. Теперь каббала, напротив, раскры­вается, и у человечества появляется желание узнать, что же она собой представляет, потому что эти знания могут быть нам очень полезны, особенно в наше время, когда мир входит в период общего кризиса.

 

В.К.: Простите, доктор Лайтман, это тема одного из моих следующих вопросов. А пока я осме­люсь вас спросить: вы начинали как ученый-биокибернетик, то есть на стыке двух самых перспективных наук. Чрезвычайно интересно, что заставило вас уйти?

Из науки меня заставило уйти то, что она все-таки не дает четкого ответа на вопрос о смысле жизни. Я же надеялся в био­кибернетике, или в какой-либо другой области науки, может быть на их стыке, как вы говорите, найти этот ответ.

 

В.К.: Спасибо. Вы называете каббалу наукой, но в основе всех наук – сомнение, и как его следствие – эксперимент, повторяемость результатов, дальнейшее развитие. Если каббала – древнее учение, то ее, как любое учение, следует принимать на веру, или у нее все же есть эксперимен­тальный метод, и она продолжает развиваться?

Каббала, кстати говоря, не имеет никакого отношения ни к религиям, ни ко всяким верованиям, это чистый эксперимент. Она абсолютно противоположна вере.

Человек исследует наш мир при помощи своих пяти орга­нов чувств и приборов, которые расши­ряют их диапазон. Для того чтобы исследовать мир, который нам в наших естест­венных сенсорах не доступен, то есть высший, – надо развить в себе дополнительный, шестой орган чувств.

После того как ты его развиваешь и начинаешь ощущать непроявленную часть мироздания, то исследуешь ее совершенно по тем же законам, канонам, правилам повторяемости опыта, как и в любой академической науке нашего мира. При передаче знаний от одного исследователя к другому имеется возможность проверить опыт предшественника, повторить его и убедиться в результатах. То есть абсолютно все то же самое, что и в любой другой области знаний, только, повторяю, предвари­тельно ученый-каббалист должен развить в себе шестой орган чувств.

 

В.К.: У Микеланджело есть строки: «Гармонию мира спосо­бен ли смертный постичь, чей при­ход и уход и ему самому не понятен». И вам, как исследователю, искавшему смысл жизни, и для которого в отличие от нас, простых смертных, открыт Высший мир, высшие знания, очевидно, уже известно, какова цель появления человека в мироздании, ради чего его создал Творец?

Творец или природа – абсолютно одно и то же. Это закон – один-единственный общий, включаю­щий в себя все мироздание, как скрытое от нас, так и явленное нам. Человек создан приро­дой, для того чтобы достичь наивысшего уровня существования самой природы, наивысшей точки своего развития. Природа сама, всеми своими воздействиями подталкивает его к этому.

 

В.К.: Согласно каббале, главный дар человеку – его эгоизм. Это его основное свойство, дви­жущая сила и одновременно источник всех зол на земле. И стоило ли природе трудиться и соз­давать человека таким лишь для того, чтобы он занялся исправлением самого себя, своего эгоизма? Почему нельзя было сразу наделить его альтруизмом, например?

Действительно, общий закон природы – это закон абсолют­ного альтруизма. Все в природе устрое­но именно таким обра­зом, и мы увидим это, если будем правильно ее читать, видеть, наблю­дать. Все существуют на альтруистической основе, исключая человека, то есть «человека в чело­веке», той области в нем, которая относится к внутреннему миру. Там, действи­тельно, человек – абсолютный эгоист. Это наша материя, наша форма, наши свойства. Для чего так устроено? Для того, чтобы человек из своего обратного состояния смог постичь всю природу. Чтобы, изменяя себя, он научился у природы ее обще­му закону, понял, каким образом вся природа устроена, и под­нялся, таким образом, на ее самый высокий уровень.

Если бы мы получили это свойство изначально, то остались бы, наоборот, на самом прими­тивном уровне. Может быть, мы и были бы исправленными, и вместо того, чтобы пытаться захва­тить, получить, использовать друг друга, отдавали, подобно клеткам живого тела, где каждая из них существует только ради обеспечения существования всего организма, – но мы не вышли бы за пре­делы чисто механических действий, хотя и альтруи­стических, но примитивных.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 348; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.74.227 (0.005 с.)