Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

График динамики нагрузки на уроке (занятие) по показателям чсс

Поиск

 

 

Вывод _______________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Определение плотности урока. Контроль расхода времени занимающихся на различные элементы учебно-воспитательной работы с целью определения плотности урока, как косвенного показателя его полноценности, осуществляется с помощью хронометрирования. Для удобства все действия учащихся объединяют по сходным признакам в самостоятельные виды.

1. Умственные - по преимуществу действия (слушание педагога, наблюдение, осмысливание воспринимаемого, проектирование предстоящих действий, взаимоконтроль, взаимооценивание, обсуждение вопросов).

2. Двигательные - по преимуществу действия (выполнение физических упражнений, перемещение и установка снарядов, взаимопомощь и др.).

3. Отдых - учитываются и оцениваются целесообразные и нецелесообразные затраты времени.

Суммирование полученных данных позволяет определить процентное соотношение расхода времени на все действия занимающихся и плотность урока.

Различают общую и двигательную (моторную) плотность.

Общая плотность урока является обобщенным показателем рационального использования времени. Она определяется отношением суммы всех необходимых затрат времен (на умственные и физические действия, а также оправданные паузы в работе) ко всей продолжительности урока и выражается в процентах. Например, если в школьном уроке эта сумма составила 43 минуту, то общая плотность урока будет равна 95,5 % (сумма рационально затраченного времени на все виды деятельности умножается на 100 и делится на 45).

Моторная плотность определяется отношением суммы показателей времени, использованного на физические действия занимающихся, к общей продолжительности урока. Например, если в школьном уроке на физические действия затрачено 24 мин, то двигательная плотность урока будет равна 53,3%.

При анализе полученных материалов следует заметить, что общая плотность урока должна быть равна примерно 100 %.

Что же касается моторной плотности, то в зависимости от типа урока ее показатель может измениться и достигать высокого уровня, особенно в старших классах. Так, на уроках совершенствования техники движения и физических качеств, она может достигать 70-80 %. На уроке же с образовательной направленностью, где предусмотрено разучивание сложного двигательного действия и решение соответствующих задач (например, обучения знаниям), требующих значительных затрат времени на умственную деятельность занимающихся, двигательная плотность может находиться в пределах 50% и ниже.

Анализ хронометрических данных должен способствовать правильной оценке умения организовать учебно-воспитательную работу и продуктивно расходовать время урока.

Для достижения объективности суждений и рекомендаций необходимо учесть тип урока, задачи, специфику учебного материала, состояние и работоспособность учеников, материально-технические возможности и другие условия, определяющие особенности урока. На основании анализа должны быть сформулированы выводы и кратко изложены конкретные предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса на уроке.

Вот почему к выполнению этого важного задания студент должен заблаговременно подготовиться:

1) изучить конспект урока, на котором предлагается хронометрирование;

2) определить тип урока;

3) изучить соответствующую литературу (материал учебника, методические пособия);

4) своевременно подготовить часы (с секундной стрелкой) или секундомер, который включается по звонку и не выключается до конца урока;

5) наметить объект наблюдения - это должен быть средний ученик, которого не предупреждают о предстоящем наблюдении;

6) подготовить протокол для черновой записи соответствующей информации.

Образец выполнения данного задания, то есть содержание и порядок записей хронометрирования, а также примерный анализ, приведены ниже.

В графе "действия занимающихся" лаконично и последовательно записывается содержание каждого действия, например: "слушание задач урока", "ходьба", "бег", "упражнения в движении", "обдумывание задания", "участие в установке снарядов", "пассивный отдых" и т.д.

В следующей графе записывается время окончания действий занимающихся. Если разные действия одного и того же вида деятельности следует одно за другим, то по скользящему секундомеру фиксируется время окончания последнего. Например, "ходьба", "бег", "упражнения в движении" - все они относятся к физической по преимуществу работе. Поэтому нет смысла осложнять записи и последующие расчеты определением времени каждого из них. Но если после ходьбы ученики слушали объяснения или предварительные указания педагога относительно предстоящего бега, то фиксируется время окончания ходьбы, затем - слушание педагога (это умственная работа).

Дальнейшие расчеты и записи продолжительности действий по видам деятельности, а также обработка данных хронометрирования должны производиться после окончания урока.

Путем вычета предыдущего показателя времени от очередного определяется продолжительность действия и заносится в соответствующую графу. Например, построение и рапорт длился 2¢,38², это время записывается в графу "физическая по преимуществу работа". А слушание задач урока закончилось на 3¢,14². От этого времени отнимаем предыдущие 2¢,38², полученные 36² сек записываем в графу "умственная по преимуществу работа".

В зависимости от деятельности педагога умственные и физические действия занимающихся, а также паузы их отдыха могут быть целесообразными и нецелесообразными, эффективными и неэффективными.

Например, используя в уроке хорошо известные ученикам, несложные упражнения, педагог неоднократно их показывал. Естественно, ученики нецелесообразно затратили определенное время на наблюдение того, что могли выполнить сразу. Или - для выполнения смешанных висов на брусьях педагог вызывал по одному ученику, вместо того, чтобы использовать имеющиеся возможности выполнения по три сразу. Во втором случае пауза отдыха и ожидания очереди значительно сократились бы. Поскольку упражнения в смешанном висе не сопровождаются значительными нагрузками, паузы отдыха должны быть минимальными, остальное время оценивается как нецелесообразное.

Все нецелесообразные затраты времени на умственную и двигательную работу, а также на отдых определяются сразу, по ходу хронометрирования и записываются в графу со знаком "-".

Для вычисления общей плотности суммируются показатели рациональных затрат времени ("+") на все виды деятельности. Полученную сумму следует умножить на 100%, а полученное произведение поделить на время урока.

Для вычисления моторной плотности суммируются показатели времени, затраченного на двигательные действия ("+", "-"). Полученную сумму необходимо умножить на 100% и поделить на время урока.

Попутные записи в графе "примечания" позволяют более всесторонне осмыслить и оценить наблюдаемое. Они будут касаться тех учеников, которые не заняты выполнением упражнений.

Изменения плотности урока, зависящие от таких отклонений, будут касаться только данного ученика и должны быть оговорены специально при анализе плотности урока в целом.

ОБРАЗЕЦ

Протокол



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 550; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.175.66 (0.007 с.)