МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ СГГА
СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОРОДСКОЙ
ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
4 курс
по специальности
«Язык и литература (английский)
«Язык и литература (английский,
немецкий)»
«Язык и литература (английский,
французский»
Севастополь 2012 г.
Программа и методические рекомендации составлены на основе профессионально-образовательной программы образовательно-профессиональной программы подготовки бакалавров и специалистов, учебного плана, в соответствии с действующим Положением о проведении практики студентов высших учебных заведений Украины (приказ Министерства образования и науки Украины от 08.04.1993 г., № 93) и проекта Типового положения и требованиями совершенствования качества профессионально-практической подготовки студентов (Письмо МОН от 4.07.05 № 4.1-20/2366)
Составила: доцент кафедры русского языка и зарубежной литературы, кандидат педагогических наук Храброва В.Е..
Рецензенты: профессор, доктор педагогических наук Мирошниченко Л.Ф. (НПУ им. Драгоманова); доцент, кандидат филологических наук Дашко Е.Л. (СГГУ)
Рассмотрено на заседании кафедры русского языка и зарубежной литературы
Протокол №4 от «» декабря 2012 г.
Зав.кафедрой________/Дашко Е.Л./
I. ОПИСАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Предмет:Педагогическая практика
Курс: подготовка бакалавров
| Направление, специальность, образовательно-квалификационный уровень
| Характеристика
учебной
дисциплины
|
Количество кредитов, соответствующих ECTS: 1,5
Модулей: 1
Содержательных модулей: 3
Общее количество часов:
Недельных часов: 30
|
Шифр и название направления:
0305 Филология
Шифр и название специальности:
6.030500 «Язык и литература»
(английский),
«Язык и литература (английский, немецкий)»,
«Язык и литература (английский, французский)
Образовательно-квалификационный уровень: бакалавр
|
Обязательная
Год подготовки –4
Семестр – 8
Вид контроля: экзамен
|
Общие положения содержания практики
С первых дней практики студенты вводятся в круг реальных проблем профессиональной работы учителя-словесника, знакомится с содержанием и объемом его работы. В связи с этим они должны проводить учебно-воспитательную работу по всем направлениям:
- планирование и проведение учебной работы;
- психолого-педагогическое изучение класса и учеников;
- знакомство с работой классного руководителя.
Студенты привлекаются к методической и исследовательской работе. На определенный период студенты-практиканты становятся членами педагогических коллективов школ, придерживаются традиций, трудовой дисциплины, проводят единую принципиальную линию в отношениях с детьми.
Как члены коллектива принимают участие в деятельности педагогических советов (по необходимости), методических объединениях словесников, семинарах классных руководителей, конференциях, изучают опыт лучших учителей. Объединение студентов с учителями и учениками, должно строиться на субъект-субъектной основе.
Второй этап практики
Практика на 4 курсе – это этап непосредственного соприкосновения студентов с профессиональной деятельностью учителя. Студенты 4 курса проводят уроки, исследовательскую работу с использованием как готовых технологий обучения, так и таких, элементы которых разработаны самими студентами или совместно с методистом и учителем.
Задачи практики на втором этапе связаны с овладением студентами комплексом основных элементов планирования, а также организационных, коммуникативно-обучающих и исследовательских профессионально-методических умений учителя литературы. Содержание педагогической практики отражено в графике ее проведения.
К концу второго этапа педагогической практики студенты должны овладеть следующими профессионально-методическими умениями:
Ø определять конкретные цели и задачи урока или серии уроков;
Ø планировать содержание урока или серии уроков на начальном и среднем этапах обучения;
Ø определять конкретные цели и задачи урока или серии уроков;
Ø определять этапы урока и подбирать рациональные приемы достижения поставленных целей и задач;
Ø намечать объекты контроля и уметь применить разные виды контроля, в том числе тестирование;
Ø рационально использовать имеющиеся учебные пособия, материалы и создавать новые;
Ø активизировать работу всех учеников на уроке;
Ø замечать ошибки учеников, определять их характер и находить способы их исправления; анализировать как отдельные стороны проведения уроков, так и весь урок в целом;
Ø анализировать и оценивать эффективность и результативность внеклассных мероприятий, которые проводятся учителем в школе;
Ø проводить методический анализ речевого материала урока с целью прогнозирования трудностей его усвоения и подбирать оптимальные приемы устранения ошибок, допускаемых учениками;
Ø анализировать и внедрять опыт учителей и студентов, использующих эффективные приемы обучения, в практику своей работы;
Ø определять уровень сформированности речевых навыков и умений учеников с помощью тестирования.
МОДУЛЬ 2
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
КУРС (8 СЕМЕСТР, 1 неделя)
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ
Содержание работы
| Даты выполнения
| I. Начальный этап педагогической практики
1. Участие в установочной конференции.
| Перед выходом на практику
| 2. Знакомство с учениками класса, календарным планом работы учителя.
| Первый, второй дни практики
| II. Учебно-воспитательная работа по русскому языку и зарубежной литературе
1. Составление индивидуального плана работы.
|
В течение недели
| 2. Посещение 2 уроков литературы у учителя с целью наблюдения и анализа.
3. Проведение 1-го зачетного по зарубежной литературе
| 4. Подбор и подготовка к работе учебных пособий, раздаточного материала.
| 5. Ознакомление со схемой анализа урока.
| 6. Планирование уроков с обязательным обсуждением главных моментов плана с учителем школы.
| 7. Проведение уроков с предшествующим обсуждением с руководителем практики от института.
| 8. Посещение 2 уроков студентов-практикантов с последующим анализом.
| 9. Посещение внеклассных мероприятий по литературе с последующим анализом.
| 10. Подготовка и оформление отчетной документации.
| Конец практики
| 11. Подведение итогов педагогической практики.
| Последний день
педагогической практики
|
ЛИТЕРАТУРА
Список основной литературы.
1. Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход. – М.:КНОРУС, 2007
2. Богданова О.Ю. и др. Методика преподавания литературы / О.Ю. Богданова, С.А. Леонов, В.Ф. Чертов. – М.: Изд. центр «Академия», 1999. – 400 с.
3. Голубков В.В. Методика преподавания литературы. – М.: Учпедгиз, 1962. – 495 с.
4. Державна національна програма “Освіта: Україна ХХІ ст.” – К.: Райдуга, 1994. – 61 с.
5. Державний стандарт базової і повної середньої освіти. Характеристика освітніх галузей // Всесвітня література в середніх навчальних закладах України. – 2004. – № 2. – С. 60-62.
6. Жабицкая Л.Г. Восприятие художественной литературы и личность. – Кишинев, - 1974. – 134 с.
7. Львов М.Р. Общие вопросы методики русского языка. – М., 1983.
8. М.,1991; М., 2000.
9. Методика преподавания литературы / Под ред. З.Я. Рез. – М.: Просвещение,, 1985. – 368 с.
10. Методика преподавания литературы: Учебн. для пед пед. вузов / Под ред. О.Ю. Богдановой и В.Г. Маранцмана. – В 2-х ч. - М.: Просвещение,ВЛАДОС, 1995. – Ч.1 - 278 с., Ч. 2 – 288 с.
11. Методика преподавания русского языка/ Под ред. М.Т.Баранова. –1980.
12. Мірошниченко Л.Ф. Методика викладання світової літератури в середніх навчальних закладах: Підручник для студентів-філологів. – К.: Ленвіт, 2000. – 240 с.
13. Нартов К.М. Зарубежная литература в школе. – М.: Просвещение, 1976. – 224 с.
14. Программы средней общеобразовательной школы. Русская литература. 5-11 классы./ Сост. Л. Симакова, В. Гречинская, Н. Дорофеева. – Киев: Освіта, 1992. – 136 с.
15. Проект Концепцii лiтературноi освiти в 12-рiчнiй загальноосвiтнiй школi// Украiнська лiтература в загальноосвiтнiй школi. – 2002. - № 1.
16. Російська мова: Програма для 5-12 класів загальноосвітніх навчальних закладів з російською мовою навчання / Н.Г. Озерова, Г.О. Михайловська, Л.В. Давидюк, В.І. Статика, К.І. Бикова. – Чернівці: Видавничий дім «Букрек», 2005
17. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. – М.: Учпедгиз, 1963. – 314 с.
18. Симакова Л.А., Снегирева В.В. Литература (русская и зарубежная). Интегрированный курс: Программа для 5-12 классов общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения. – Черновцы: Издательский дом «Букрек», 2005. – 192 с.
19. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. – 3-е изд. – М.,
20. Титов В.А. Методика преподавания русского языка: Конспект лекций. – М.: Приор-издат, 2005.
|