Тема 2. Становление искусства режиссуры и организация Московского Художественного театра. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Становление искусства режиссуры и организация Московского Художественного театра.



Основные тенденции развития русского театра в конце XIX века и исторические предпосылки создания МХТ. Искусство режиссуры – театральная доминанта периода. Слагаемые режиссёрской целостности спектакля. Деятельность и театральные принципы К. С. Станиславского (1863-1938) и Вл. И. Немировича-Данченко (1858-1943). Открытие, первые сезоны, труппа, основные направления и линии репертуара МХТ. Постановочные принципы.

Тема 3. А. П. Чехов (1860-1904) и сценическая методология МХТ.

А. П. Чехов и театр «домхатовского» периода. Чехов и западноевропейская новая драма. Новаторство Чехова-драматурга и эволюция его театральной концепции. Режиссерские экземпляры К. С. Станиславского. Трактовка сценического пространства. Двойной смысл принципа «четвертой стены». Световая и звуковая партитура. Проблема чеховского актерского ансамбля. Постановки в МХТ пьес «Чайка» (1898), «Дядя Ваня» (1899), «Три сестры», «Вишневый сад» (1904). Проблема соотношения драматургического и сценического жанра.

Тема 4. М. Горький (1868-1936) и МХТ.

Горький и расширение тематического диапазона в показе современной жизни. «Мещане» (1902). Режиссерский план К. С. Станиславского. «Чеховский» подход к поэтике М. Горького. «На дне» (1902). Режиссерская партитура К. С. Станиславского и роль Вл. И. Немировича-Данченко в подборе ключа к поэтике М. Горького. Начало расхождения между основателями МХТ. Актерский ансамбль. Общественный резонанс спектакля.

Тема 5. Малый театр на рубеже XIX-XX вв.

Состав труппы. Репертуар. Проблема режиссуры. Реформа А. П. Ленского. Ленский и МХТ. Новый театр. Шекспировские спектакли Ленского в Малом и Новом театрах. «Сон в летнюю ночь» (Новый театр, 1899) – опыт драматического спектакля на музыке.

Тема 6. Александринский театр на рубеже XIX-XX вв.

Эволюция постановочной системы. Становление режиссуры. Деятельность Е. П. Карпова и П. П. Гнедича. Неосуществленная реформа С. М. Волконского. Состав труппы. Репертуар. Античные трагедии в постановке Ю. Э. Озаровского (1869-1924). Мхатовская режиссура на сцене Александринского театра. Деятельность А. А. Санина (1869-1956) и М. Е. Дарского (1865-1930).

Тема 7. В. Ф. Комиссаржевская и проблема актерского театра на рубеже XIX-XX вв.

Актерская индивидуальность и театральная система: конфликты и взаимодействия. Творческий путь В. Ф. Комиссаржевской. Репертуар. Комиссаржевская и «новая драма». Комиссаржевская и режиссерский театр. Комиссаржевская и актерское искусство МХТ. Комиссаржевская и символизм. Драматический театр В. Ф. Комиссаржевской в Пассаже (1904-1906).

Тема 8. Театральный символизм в России.

Символистское толкование содержания, формы и материала театрального искусства. Театрально-эстетические взгляды русских символистов. Драматургия символистов. Символистские опыты К. С. Станиславского: «Слепые», «Непрошеная», «Там, внутри» М. Метерлинка (1904), «Драмы жизни» К. Гамсуна (1907), «Жизнь человека» Л.Н. Андреева (1907), «Синяя птица» М. Метерлинка (1908). Художники В. Е. Егоров (1878-1960) и Н. П. Ульянов (1885-1949). Начало режиссерской деятельности В. Э. Мейерхольда. Театр-студия на Поварской (весна – лето 1905): «Смерть Тентажиля» М. Метерлинка. Принципы «Неподвижного театра». Театр В. Ф. Комиссаржевской на Офицерской. Постановки Вс. Мейерхольда: «Гедда Габлер» Г. Ибсена, «Сестра Беатриса» М. Метерлинка, «Балаганчик» А. Блока (1906), «Жизнь человека» А. Андреева (1907), «Вечная сказка» С. Пшибышевского, «Пробуждение весны» Ф. Ведекинда, «Пелеас и Мелисанда» М. Метерлинка и др. Модерн и символизм на путях формирования методологии Условного театра. Художники театра на Офицерской – Н. Н. Сапунов (1880-1912), С. Ю. Судейкин (1882-1946), В. И. Денисов (1862-1922) Поэтический театр А. А. Блока (1880-1921). Драматургия Л. Н. Андреева (1871-1919) и театр. Кризис символистской концепции театра. Эстетические параметры Условного театра.

 

Русский театр ХХ века.

Тема 1. Введение.

Основные тенденции развития театра в ХХ веке. Режиссёрский театр. Театральные системы ХХ века. Театр и идеология. Театр и философия. Театр и социум. Поиски нового театрального языка. Театр и новые технологии искусства. Театр и кино. Театр и телевидение. Театр и мультимедиа. Межнациональные театральные связи.

Тема 2. Русский театр первой четверти ХХ века.

Основные тенденции развития. Московский Художественный театр: 1908-1917. Формирование «системы» К. С. Станиславского. «Месяц в деревне» И. С. Тургенева (1909). Г. Крэг и система К. С. Станиславского. «Гамлет» У. Шекспира (1911). Начало студийного движения МХТ. Первая студия (1912). Л. А. Сулержицкий (1872-1916). Е. Б. Вахтангов (1883-1922). Режиссура Вл. И. Немировича-Данченко. Поиски психологической трагедии. Драматургия Л. Н. Андреева на сцене МХТ. «Анатэма» (1909). Проблема инсценирования прозы: «бескровная революция» в театре: «Братья Карамазовы» (1910) и «Николай Ставрогин» (1913). МХТ и художники «Мира искусства».

Театральный традиционализм. Опыты «Старинного театра». Театрально-эстетические взгляды Н. Н. Евреинова и Вс. Мейерхольда. Реконструкция и стилизация. Студийные искания В. Э. Мейерхольда (1908-1917). Студия на Бородинской (1913-1917) – лаборатория актерской техники условного театра. В. Э Мейерхольд и Александринский театр (1908-1918). Сотрудничество с художником А. Я. Головиным (1863-1930): «Дон Жуан» (1910). «Гроза» (1916), «Маскарад» (1917).

Режиссура: 1907 – 1917. Творчество Н. Н. Евреинова (1879-1953), К. А. Марджанова (1872-1933). Режиссерские искания Ф. Ф. Комиссаржевского (1882-1954). А. Я. Таиров (1885-1950) и Камерный театр (1914). Программа «театрализации театра». Мистерия и арлекинада. Пантомима. Таиров и художники Камерного театра. «Сакунтала» Калидасы (1914), «Фамира Кифарэд» И. Ф. Анненского (1916).

Октябрьская революция и театр. Художественная интеллигенция и революция. Театрально-эстетические концепции нового театра. Идеологическая платформа советской власти и организационная перестройка театрального дела. Нарком просвещения А. В. Луначарский (1875-1933).

Малый и бывший Александринский театры в 1917 – 1923 годах. Репертуар, режиссура, образ спектакля, актеры. Организация Большого драматического театра и его первые сезоны. МХАТ и его студии в 1917-23 годах. Творческий театр и методология МХАТ. Театральная деятельность и спектакли Е. Б. Вахтангова: 1918 – 1922. От «душевного натурализма» – к постановочной технике условного театра. Условный театр и система Станиславского. Спектакли Е. Б. Вахтангова в Третьей студии. Вахтангов и «Габима».

Камерный театр: 1917 – 1922. Репертуар, постановочные принципы, мастера. Концепция «театра эмоционально насыщенных форм». Воспитание синтетического актера.

Театральная деятельность В. Э. Мейерхольда: 1917 – 1922. В. Э. Мейерхольд и революция. Мейерхольд и В. В. Маяковский (1893-1930). «Театральный Октябрь» и Театр РСФСР Первый (1920). Начало ТИМа (Театр им. Мейерхольда). Конструктивизм и биомеханика. Актерская система Мейерхольда.

Лозунг А. В. Луначарского «Назад к Островскому!» (1923) и начало нового этапа развития театра.

Тема 3. Русский театр 1920-х годов.

Творческая интенсивность театрального процесса 1920-х годов. Самоопределение театральных систем. Проблема репертуара. Режиссура и советская пьеса. Режиссура и классика. Режиссура и современная западная драма. Рост партийно-административного контроля. Тенденция к нивелированию театрального процесса и выработке единого стиля. Театральная платформа РАПП. Малый театр, Академический театр драмы (бывший Александринский), Московский Художественный академический театр. МХАТ Второй, Театр имени Евг. Вахтангова. Театр имени Вс. Мейерхольда (ТИМ, с 1926 г. ГосТИМ) в 1920-е годы. Основные тенденции развития, эстетическая программа, репертуар, режиссура, художественный образ спектакля, актерская система.

Тема 4. Русский театр 1930-х годов.

Основные тенденции русского театра 1930-х годов. Богатство наличных сил театра и ужесточение государственной политики в области искусства: запрещение пьес и спектаклей, закрытие ряда театров и студий. Социалистический реализм. Унификация художественных направлений и индивидуальных стилей. М. Горький и театр 1930-х годов. Проблематика и эстетические принципы драматургии. Сценические подходы Театра им. Вахтангова, МХАТ и БДТ к драматургии М. Горького. Сценическая шекспириана 1930-х годов. Спектакли Н. П. Акимова, А. Д. Попова, С. Э. Радлова.

МХАТ СССР им. М. Горького, Камерный театр, Театр имени Вс. Мейерхольда, Малый театр, Академический театр драмы им. А. С. Пушкина, Ленинградский театр Комедии и др. в 1930-е годы. Художественные направления, идеологическая позиция, творческие принципы, репертуар, режиссура, художники, артисты.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 391; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.88 (0.008 с.)